Как придумывать игры: упражнение для развития фантазии. Советы родителям: как быстро придумать ролевую игру для ребёнка

Современные мамы успевают всё и везде. Необходимость успевать уделить время хозяйству, родным и близким, себе и большую часть посвятить ребенку делает из женщины супермаму. Очень важно играть с ребенком. Это поможет не только развлечь его и занять на некоторое время, но еще и обучить чему-то новому. С интересными, увлекательными играми ребенок никогда не будет скучать, и при этом будет учиться и развиваться.

К сожалению, не у всех мам есть достаточно времени на подготовку и создание игр, а многие этого просто не умеют. Но если вы прочитаете статью, то узнаете, как придумать игру для своего чада.

Домашние и развивающие игры

Стоит отметить, что одна и та же игра становится для ребенка скучной, даже если она и заинтересовала малыша сначала. Для того чтобы разнообразить игру и сделать её интереснее, существует несколько приёмов:

  1. Можно разнообразить даже самое неинтересное занятие - чтение или счет, используя яркие картинки и игрушки.
  2. Вовлеките в игру всех домашних. Сделайте так, чтобы малыш понял, что он будет играть не один - чем больше людей, тем веселее.
  3. В игре задействовать можно не обязательно заранее заготовленный реквизит. Подойдет все, что есть в доме - макаронные изделия, крупы, палочки, пустые баночки, игрушки ребенка. Можно расставлять их по цвету или по размерам - это интересно, и при этом ребенок будет учиться.

Игры на улице

Все мы играли на улице в простейшие игры, которые подойдут и для современных детей.

  1. "Сломанный телефон". Ребята садятся в ряд. Сидящий с левого края участник говорит какое-либо слово на ухо своему соседу. Тот, в свою очередь, говорит то, что услышал, следующему человеку. И так до последнего человека. Если до последнего игрока дойдет неверное слово, то телефон "сломался". Все сидят в том же положении и начинают заново. Если на выходе получилось верное слово (то, которое говорили), то водящий меняется.
  2. "Прыгунки". Рисуем мелом поле и делим его на 10 равных частей. Берем камешек и бросаем его на цифры, начиная с единицы. Если камень попадает в поле квадрата, то надо прыгнуть на это поле и бросать камешек дальше. При промахе следует уступить ход другому игроку. Таким образом можно выучить счет до 10.
  3. Для детей постарше подойдут "Классики". Рисуем мелом на асфальте квадратики таким образом: сначала один, над ним еще один, затем сверху пририсовываем прямоугольник, горизонтальные стороны которого больше вертикальных, и делим его пополам, затем снова чертим один квадрат (по центру прямоугольника), потом - прямоугольник и т. д. Всего должно получиться 10 клеток. Пишем в них цифры от 1 до 10. Бросаем камешек на первую цифру и, если он попадает в поле клетки, прыгаем через все поле туда и обратно (при прыжках чередуем ноги: прыгаем одной ногой на одиночную клетку, на две ноги - на спаренные клетки; на последних клетках разворачиваемся и прыгаем в начало, не забывая подобрать камешек). При попадании ноги за границу клетки передаем ход другому игроку.
  4. "Море волнуется раз...". Игроки бегают в произвольном порядке и изображают морских обитателей: рыбок, морских коньков, русалок. Водящий произносит фразу: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... морская фигура замри!". Все ребята должны замереть на месте в том положении, в котором их застала команда "замри". Кто пошевелится, тот и водящий.
  5. "Съедобное-несъедобное". Водящий кидает мяч и при этом говорит какое-либо слово. Если выражаемый словом предмет съедобный, то нужно поймать мяч, если несъедобный - отбить. Тот, кто поймал несъедобное, становится водящим. Эту же игру можно разнообразить и вместо мяча использовать резиночку. Игроки встают в круг и растягивают на ногах одну резинку. Игроки, если слышат от ведущего "несъедобное" слово, быстро выпрыгивают из резинки, если "съедобное", - остаются внутри.
  6. "Светофор". Игроки выстраиваются в ряд, ведущий выходит вперед и, отворачиваясь, называет какой-нибудь цвет. Игроки, у которых в одежде есть названный цвет, беспрепятственно проходят на другую сторону. Те, у кого нет данного цвета, пытаются пробежать на свою сторону. Ведущий ловит их. Кого поймали, тот и водит.

Спортивные игры

Вы всегда можете поиграть с ребенком в футбол, баскетбол, бадминтон, лапту, еще можно устроить мини-эстафету с его друзьями. Пробуйте разнообразить игры и придумывать свои правила там, где это нужно.

Настольные игры - это прекрасный способ провести время всей семьей. Сделать такое развлечение можно легко и быстро из подручных материалов. Игра, выполненная вручную из дерева, станет оригинальным и запоминающимся подарком.

Как придумать интересную игру

На самом деле вопрос о том, как сделать настольную игру своими руками, не должен вводить в затруднение. Для того чтобы ее придумать, не нужно изобретать велосипед. Уже существующих развлечений вполне достаточно для того, чтобы скоротать время в кругу семьей и друзей. Необходимо взять какую-либо классическую игру за основу и попытаться повторить ее. Уникальность готовому изделию придаст ручное исполнение и вложенное в вещь время, труд мастера.

Главное - это определить возраст игроков и их количество. Если забава предназначена исключительно для детей, то стоит выполнить ее в максимально яркой и красивой форме. Содержание должно быть подобрано под индивидуальные интересы ребенка, тогда малыш будет с удовольствием проводить время за развлечением.

Из чего можно делать игру

Материалы для изготовления развлечений берут самые разные. Можно выполнить детские настольные игры своими руками как из бумаги и картона, так и из фетра или дерева. Весьма интересно получается, когда совмещают материалы разные по фактуре, цвету.

Хорошая детская забава может получиться из металлической коробочки из-под конфет. Дно упаковки нужно обклеить бумажными картинками, а в качестве зверей, предметов и строений можно взять фетровые фигурки с вшитыми магнитиками. Такие игрушки будут держаться на поле, а саму коробочку легко хранить и брать с собой в путешествия или на прогулку с ребенком.

На фотографии приведен наглядный пример того, как сделать своими руками настольную игру - пазл. Нужно взять палочки от эскимо и наклеить на них картинку, подождать, когда клей высохнет. Затем аккуратно разрезать рисунок ножом для бумаги. На обратную сторону палочек можно наклеить кусочки застежки "липучки", тогда деревянные пазлы будет удобно крепить на фетровую подложку.

Детские настольные игры

Есть несколько простых способов, как сделать настольную игру из бумаги для детей. Для них потребуются только бумага или картон, карандаши, фломастеры, линейка - трафарет, ножницы и клей.

Чтобы сделать карточки для игры, развивающей память ребенка, нужно нарезать из плотного картона четное количество прямоугольников нужного размера и нанести на них парные рисунки. Такие карточки можно использовать не только в развлечении "Мемори". Они также потребуются для таких популярных забав, как "Имаджинариум" или "Крокодил". В некоторых играх, например в "Сундучке", вместо обычных игральных карт тоже можно использовать детские с картинками.

Очень интересным развлечением для ребенка может оказаться развлечения известен и понятен каждому, поэтому вопросов, как сделать настольную игру своими руками, возникать не должно. Если использовать самоклеящуюся разноцветную бумагу, то фишки можно изготовить очень быстро. На детских карточках лучше рисовать разноцветные геометрические фигуры, так можно учить ребенка в процессе игры. Для тех, кто готовится идти в первый класс, можно сделать домино с буквами и цифрами.

Попробуйте повторить известную и простую игру "Лестницы". Для этого нужно просто расчертить ватман на квадраты, пронумеровать их. Затем каждый разукрасить и нарисовать лестницы в произвольном порядке. Роль фишек могут исполнить маленькие игрушки из шоколадных яиц, фигурки из популярного конструктора или просто милые безделушки.

Из чего можно сделать игровое поле для настольной игры

Чтобы сделать настольную игру своими руками, как уникальный подарок на праздник, необходимы некоторые навыки рукоделия, рисования и воображение.

Обычный деревянный стол при должном усилии, можно превратить в очень большое и красивое игровое поле. Рекомендуем заранее узнать предпочтения виновника торжества. При создании оригинального подарка обязательно уделите время изучению правил игры.

Игру можно выполнить в виде или любой другой ткани. Такой формат будет очень удобен для поездок и развлечений на улице. Сумку очень удобно носить и хранить в ней все принадлежности. Подарок обрадует и взрослых, и детей.

Настольные игры из дерева

Работа с деревом требует определенных умений и опыта. Но даже с минимальным набором навыков можно сделать интересные и красивые игры. За основу можно взять обычную разделочную доску.

На изображении хорошо обработанный лист фанеры разрисован чернилами и покрыт тонким слоем прозрачного защитного лака. Игра очень проста и понятна, не требуются даже свода правила, достаточно найти пару игральных кубиков и разноцветных фигурок, играющих роль фишек.

Сделать такой, как на картинке вариант "Крестиков - ноликов" труднее, но выполнимо. Потребуется девять одинаковых брусков из дерева и рамка точно по их размерам. Детали можно покрыть морилкой или цветной краской, на одной грани кубиков нарисовать нолики на другой - крестики. Интересная игра - подарок готова!

Мастера резьбы по дереву могут смело браться за более сложные проекты. На фотографии вы видите игру родом из жаркой Африки, называется она калах или манкала. Археологи считают, что она древнее шахмат. Для полного комплекта потребуются набор ярких, разноцветных камушков, пара кубиков и красивый стакан для хранения.

Инструкция

Сегодня много спорят о раннем развитии. Мнения противоречивы. Но даже если вы ярый противник этого явления, то это вовсе не означает, что ваш ребенок должен расти совсем без внимания. Ведь развитие – это не только иностранные языки или обучение и чтению. Развитие – это нечто больше. Это адаптация к миру, знакомство с ним во всех его проявлениях. Это формирование мышления, логики, восприятия, фантазии, творчества… Именно этому и способствуют игры и .

Для начала внимательно понаблюдайте за своей дочкой. Необходимо понять, что ее интересует. Отступитесь от устоявшихся стереотипов, что должны в обязательном порядке играть в куклы. Это не так. Многие с удовольствием наряжают , а юные леди – гоняют машинки и стреляют . Все мы разные, со своими предпочтениями. И с этими предпочтениями следует считаться. Только при таком подходе игры для девочки будут действительно развивающими.

Предположим, ваша дочка любит проводить время с вами на кухне. Отлично! Предложите ей приготовить что-то вместе. Придумайте оригинальный . Главное – дать ребенку принять самое активное участие в обсуждении ингредиентов и процессе их смешивания. Это способствует развитию фантазии. Кроме того, вы сможете привить ребенку полезные знания о технике безопасности, правилах обращения с огнем . Или же немного поэкспериментировать. На кухне сделать это проще простого - налейте в формочку воду и поставьте ее в морозилку. А затем изучите, что происходит с жидкость при воздействии холода и как она ведет себя после того, как постоит при комнатной температуре.

На самом деле, вариантов может быть много. Придумать развивающие игры несложно. Сама жизнь подталкивает нас к интересным находкам. Надо быть лишь чуточку внимательнее к происходящему вокруг. Поймите: то, что кажется вам обыденным и простым, для ребенка – чудо. Он пока не понимает даже самых элементарных вещей. И задача родителей – объяснить их ему наглядно.

Если у вас совсем ничего не получается самостоятельно, воспользуйтесь профессиональной помощью. Поищите игры для девочки в интернете или отдайте вашу дочку в школу раннего развития. Благо таковых сегодня предостаточно. Возможно, после посещения пары занятий у вас появятся мысли насчет того, как придумать развивающие игры для девочки. Вдумчиво понаблюдайте за действиями профессионального педагога во время занятий с малышами. Вы почерпнете много интересного, а некоторые игры сможете проводить в дальнейшем уже в домашних условиях.

Количество игроков: любое
Дополнительно: набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко
Важно: изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.
Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:
- У кого предмет похож на такой карандаш?
Ребенок, у которого палочка, отвечает:
- У меня!
И получает карточку с изображением карандаша.
Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

Количество игроков: один или несколько человек
Дополнительно: скорлупа грецких орехов
Маски из скорлупы грецких орехов: осторожно разделите орех на две половинки. По сторонам просверлите дырочки, проденьте резинку. На скорлупе нарисуйте лица и мордочки зверей, используя естественный рельеф. Маски надеваются на палец. Если вы хотите одеть получившихся кукол, обмотайте вокруг пальца платок.

Новое назначение предмета - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: любые предметы
Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.
Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Отгадывание теней - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: лампа
Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать кто прошел у него за спиной.
Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И тд.

Пятнография - игра развивающая воображение

Количество игроков: любое
Дополнительно: листы и краски
Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Смешинки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.
Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Количество игроков: не более 5-7 человек
Дополнительно: предметная картинка, лист бумаги с отверстием
Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.
Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Основное занятие вожатых в лагере - это игра. Поскольку где игра, там всегда весело и интересно, там иногда совершенно неожиданно можно сделать удивительные открытия.

Как придумывать игры или приемы порождения новых игр из существующих.

Как сделать так, чтобы в одну и туже игру было интересно играть каждый день, чтобы она не надоедала, и как придумывать новые игры. Подойдем к решению этой проблемы с технической стороны.

Идея относится к спортивным играм. Суть идеи заключается в следующем. Для того, чтобы играть необходимо наличие трех частей:

  • игровой площадки и ее реквизита,
  • команд,
  • предмета, с которым играют, и правил его перемещения.

Например, футбол: есть поле с его размерами, на нем ворота. Есть 2 команды, в них по 11 человек. Есть мяч, его гоняют только ногами и по времени - два тайма по 45 минут. Теперь, для того, чтобы разнообразить эту игру, нам нужно изменить какую-либо из этих трех частей.

Сейчас будем менять и посмотрим, что получиться.

Изменяем поле: размеры

Уменьшаем очень сильно - получаем настольный футбол. Если отвлечься от детской переносной игры - то есть такая игра: на столе отмечаются двое ворот и два человека играют тремя шариками в футбол. В начале игры шарики одновременно сбрасываются на середину стола и раскатываются, образуя треугольник. Задача игрока - постепенно приближаясь к воротам противника, забить гол. Ограничение - шарик при перемещении должен прокатываться между двумя другими. Если после очередного прокатывания шарика он задел за другой или прокатился не между двумя шариками, то очередь переходит ко второму игроку и он производит сбрасывание и старается забить гол.

Изменяем поле: количество ворот

Сделаем одни ворота - всем известная игра в одни ворота. Теперь немного изменим правила. Пусть теперь ворота не находятся в одном месте, а перемещаются по площадке, поворачиваются вокруг себя. Теперь даже вратарю интересно играть. Он может пододвинуть ворота к мячу, а может, наоборот, унести их подальше. Мы такое проделывали зимой, когда играли в футбол с хоккейными воротами. Можно, попробывать увеличить количество ворот. Например, у каждой команды по двое ворот и находатся они не рядом. А вратарь один. Тогда для него игра становится совсем напряженной - бегать от одних ворот к другим. Не соскучишься. А можно сделать ворота одни, но одна команда будет забивать голы с одной стороны, а другая - с противоположной. А можно вообще ворота сделать в горизонтальной плоскости (как баскетбольное кольцо). Тут из первого, что в голову приходит - это обрезки трубы на землю положить - тогда можно только сверху туда попасть. Тут уже совсем другие способы забивания.

Изменяем поле: местонахождение

Будем играть в лесу. Тогда появляются дополнительные препятсвия - деревья. И уже пнуть мяч через все поле к воротам становиться не просто.

Изменяем правила: время

Увеличим время до суток. Можно реализавать так - разделить лагерь пополам и из каждой половины одиннадцать человек находятся на поле, когда они устают, то на их место выходат другие. И так они сменяются сутки. За это время может стать астрономический счет. Можно сделать время - целую лагерную смену. Но не все время гонять в футбол, а минуть тридцать в день. Но счет вести нарастающим итогом. Тогда в конце смены получим победителя.

Изменяем все сразу

Получаем баскетбол, или волейбол, или не знаю что (в зависимости от того, что Вы поменяли).

Осталось лишь добавить, что данная теория не претендует на полноту, а лишь показывает один из способов решения проблемы разнообразия досуга в лагере.

Грамматика фантазии

Мы знаем одну очень хорошую книгу. Она так и называется «Грамматика фантазии». Ее автор - итальянский писатель Джанни Родари - рассказывает о том, как научиться фантазировать «по правилам», описывает несколько методов, дающих возможность придумывать все что угодно - от сказок до новых проектов. Мы попробуем с помощью некоторых из них создавать новые игры.

САЛАТ - создание одного целого из нескольких ингредиентов (составляющих), не так -ли? Попробуем «состряпать» салат из... игр. Возьмем обычные «Кошки-мышки» и «Белого медведя» (или «Сеть»). Возьмем по части правил из каждой игры, хорошенько перемешаем и получим новую игру.

ПЕРЕВИРАНИЕ - так сказать, «игра наоборот» или игра на новый лад». Как это? Очень просто. Переврав игру "Американский студент" и попросив играющих объяснить загаданное слово не жестами, а с помощью ассоциаций, наводящих слов, или предложим показывать слово всей команде для одного человека, мы получим новую форму. Игра в шашки в «поддавки» - тоже результат перевирания.

Еще один прием - ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ - введение в игру добавочного правила, нового элемента. Элементом может быть введенная роль, дополнительный предмет -все, что угодно. При этом правила игры в целом остаются прежними, только для Пятого элемента придумывают добавочное правило. Так была придумана игра «Снежный ком с ассоциацией», когда, представляясь, играющий называет, помимо имени, еще и предмет, с которым он себя ассоциирует.

И, наконец, последний прием - БИНОМ ФАНТАЗИИ. Этот способ позволяет придумать новую игру по двум ее составляющим, не имеющим, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу. Это могут быть две роли, два предмета (средства игры), просто два слова. Положим БИНОМ в основу названия игры. Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите выражение типа «агрессивная вешалка» или "барабанный бег». Какие правила могут быть у игры с таким нелепым и на первый взгляд, названием? Надо заметить, что чем интересней, неожиданней получится название, тем больше у вас будет шансов придумать новую увлекательную игру.

Чтобы придумать такое название, выберите любую букву и напишите по 10 существительных и 10 прилагательных, начинающихся с этой буквы. Далее попробуйте составить интересные словосочетания из придуманных слов, выберите 2-3 самых неожиданных и пофантазируйте, как можно поиграть в игру с таким названием.

Биномом могут быть и средства игры (придумайте нелепые пары - теннисная ракетка и ласты, шарик и простыня), и действующие лица, их названия и имена можно задумать, а потом произнести по очереди или написать на карточках и вытаскивать пары карточек. Поэкспериментируйте! Уверены, у вас получится что-нибудь интересное.

Чтобы придумать игру, необходимо продумать следующие моменты до игры:

  • Главное-идея.
    1. Идея может исходить из темы игры, например: Тема: Море, тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами, или они могут быть объединены единой сюжетной линией (морское путешествие).
    2. Идеей игры могут быть телевизионные передачи, шоу (например, Форт Байард, Пойми меня, Поле Чудес, и т.д.), компьюторные игры, фильмы и мультики популярные у детей и т.д...
    3. Идея может опираться на какой-нибудь предмет. Например: эстафета с мячами, или с водой. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету.
  • Сами конкурсы
    1. Конкурсы должны быть разнообразными, не должны повторять один другой.
    2. Лучше чередовать интеллектуальные конкурсы с творческими или двигательными.
    3. Нельзя проводить конкурсы которые не нравятся самому.
    4. Конкурсы должны быть того уровня сложности, который соответствует возрасту детей: не слишком сложный, но и не очень простой.
  • Деление на команды
  • Система подсчета очков
  • Система награждения

Способы:

  1. Салат – создание одного целого из нескольких элементов.
  2. Перевирание – игра наоборот или игра на новый лад.
  3. Пятый элемент – введение в игру нового элемента, слова, действия, правила, материала.
  4. Бином фантазии – новая игра конструируется по двум составляющим, не имеющим отношение друг к другу (2 слова, словосочетание, например «барабанный бег»). Методика: группа делится на 2 части, первая – придумывает 10 существительных, вторая – 10 прилагательных. Далее составляются словосочетания и обсуждается как можно играть в игру с таким названием.

С использованием этих приемов можно придумывать бесконечно. Так, не имея под рукой объемистых пособий и сборников, вы можете постоянно обновлять свой багаж все новыми и новыми играми. Кроме того, изменять можно и уже переделанные игры.

Методика подгона под тему

Берется мероприятие. Начинается мозговой штурм на тему "ассоциации, составляющие, важные явления в..." искомой теме. После чего вылавливается идея и расписывается ее логическое развитие. Что определяет и цель для участников, и роль ведущих, и, нередко, даже состав и содержание конкурсов.

Публикации по теме