Обязанности жены по духовному воспитанию мужа. Священник Владимир Тукало

Человеку неправославному трудно объяснить, какое место занимает и какую роль играет жена священника – в жизни мужа, в жизни его прихода.

Я перешел в православие из протестантизма, будучи уже женатым. Мы женаты сорок лет, тридцать пять из них я священник. И я не представляю ни своей жизни, ни своего служения без жены.

Женатые священники есть и в католической церкви, хотя по уставу католические священники должны соблюдать целибат. В православии же возможность для священников жениться была утверждена еще в VII веке, на VI Вселенском Соборе. Дискуссии о том, может ли священник быть женат или он должен дать обет безбрачия, шли в католической церкви постоянно, но де-факто целибат для священников был узаконен только в XI веке, после григорианских реформ. В Англии, например, священникам позволялось вступать в брак до нормандского завоевания страны в 1066 году – после этого целибат стал насаждаться повсеместно.

И одним из первых завоеваний Реформации стала отмена обета безбрачия для священников. Инициатор Реформации, Мартин Лютер был монахом и священником. Однако он был женат на бывшей монахине, у них было шестеро детей. Один из отцов английской Реформации, архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер тоже был женат.

И в этом отношении я глубоко солидарен с отцами Реформации.

В православных приходах женатые священники – совершенно обычное дело. От них требуется лишь, чтобы венчание состоялось до рукоположения, а также, чтобы для невесты священника это был первый брак. И это брак – на всю жизнь. Если жена священника умирает, то священник вдовствует. Об этом совершенно четко сказано в послании апостола к Титу: «аще кто есть непорочен, единыя жены муж» (Тит 1:6). Бывает, конечно, что в приходах служат священники, давшие обет безбрачия, но это бывает относительно редко.

Таким образом, православной традиции венчания священников уже две тысячи лет. И это не нововведение и не приспосабливание к нуждам человеческого естества.

Когда я пришел к православию, я обнаружил, что фигура жены священника окружена обычаями и традициями – чего в протестантизме, например, не было. Эти обычаи и традиции отражают внутреннюю жизнь церкви. Например, у жены священника есть особое название – «матушка» в русской традиции, «пресвитера» в греческой и т.д.

Сам факт того, что для жены священника в православии есть особое название, указывает на ее роль и на почетность этой роли. Она не духовное лицо и не участвует в богослужении, но матушка всегда глубоко вовлечена в жизнь прихода. Конечно, каждая проявляет себя по-своему, сообразно со своими талантами. Но в любом случае, она – не просто жена и мать. Она, в известной степени – духовная мать для прихожан, как священник – духовный отец своей паствы. И, подобно любым родителям, своих духовных чад они опекают по-разному. Но редко бывает так, чтобы матушка не участвовала в жизни прихода.

Сам я за годы служения практически ни одного решения, не принял, не посоветовавшись с женой. Особенно, если речь шла о решениях важных. Ведь последствия этих решений отразятся и на моем служении, и на ее жизни. И мудрость моей матушки – крайне важна: она ведь не только хорошо знает наших прихожан, но и прекрасно знает меня самого. И если я в чем-то заблуждаюсь, то именно она укажет на мои ошибки точнее, чем кто-либо еще.

Я думаю, что непочитание Богородицы в протестантизме связано с еще и с тем, что в нем жена священника – просто женщина. Во времена, когда я был англиканским священником, наблюдалась тенденция сделать священничество профессией. И жена священника воспринималась просто как супруга, а дела церковные ее не касались. Мне это было не по душе. Но именно почитание Матери Божией открывает сердце тому, чем пренебрегают в том же протестантизме. Я это вижу по своим прихожанам, хотя я долго не мог сформулировать, в чем же тут дело.

На Аляске очень почитают жену священника, отца Николая Майкла, матушку Ольгу. Почитают практически как святую. Она не канонизирована, хотя, думаю, будет. Матушка Ольга была для жительниц близлежащих деревень акушеркой, все знали ее безмерную щедрость, по ее молитвам совершались чудеса. Совершаются они и сейчас. Я с нетерпением жду, когда матушку Ольгу канонизируют.

7 октября я получил письмо с вестью о том, что ко Господу отошла матушка Катерина (Сисси) Йергер. Муж ее, священник Православной Церкви в Америке, служит в Клинтоне, Миссисипи. Мы с женой несколько раз встречались с матушкой Катериной – еще до того, как мы перешли в православие. Она и ее муж, Пол, являли собой живой пример истинно православной жизни. Ее мягкий южный акцент, ее радушие и гостеприимство – все это делало православную веру родной для тех краев. Ее очень любили все, кто ее знал, и всем нам будет очень ее не хватать.

Повсюду в православном мире есть женщины, привносящие полноту бытия в жизнь прихода. Часто говорят – «приходская семья». И в этой семье роль матери столь же важна, как и роль отца. По размышлении я вдруг осознал, что никогда не думал об отце Поле Йергере отдельно от его матушки. И уже не буду. Я скорблю вместе с моими братьями и сестрами в Клинтоне. Царствие небесное матушке Катерине.

Перевод Анны Барабаш

Матушкино счастье

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии - и вот уже пара на грани развода. Сохранить семью - тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж - священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что «нельзя». Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. «Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,-- говорит моя собеседница, матушка Галина, супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.- Скажу так: матушкой быть - это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора - это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная… И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем».

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия - из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка - в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: «В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом».

Правая рука

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: «Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,- вспоминает матушка Галина.- Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” - поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда - в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой - под церковь. Но дома – громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему - брать благословение, обращаться к батюшке «отец Валерий». Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой».

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один? Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне - батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка - настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: «Тебя же матушкой называют». И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,- она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: «Пока папе не будет хорошо, будем молиться».

И строгость в помощь

Отдельный разговор - воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь - студентка мединститута. С родителями они на «вы», так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. «Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,- улыбается матушка Галина.- Хотя сейчас дети говорят «спасибо», признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали - устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять. Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу - он в любой ситуации останется человеком».

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

«К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,-вспоминает матушка, - многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь».

У отца Илии и матушки Надежды - двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает - самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

«Стаж» супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем «статусе» матушка Надежда уже сделала: «Главное - проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника - большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом».

Если у католических священников существует целибат, то есть они дают обет безбрачия, то в православии священнослужителям разрешается жениться. Это правило было закреплено еще в 325 году на Первом Никейском Вселенском соборе. Но, разумеется, брак православного священника имеет свои особенности.

На ком может жениться священник?

Определиться с женитьбой будущему священнику предлагается до 30 лет – к этому возрасту он уже должен принять сан. Если к 30 годам не женился, то должен постричься в монахи.

Чаще всего женятся еще семинаристами. Невеста, по существующим канонам, должна быть православной и обязательно девицей. Если она разведена или у нее есть дети, такая женщина не может стать женой священника.

Что касается профессии будущей матушки, то здесь меньше ограничений. Главное – чтобы ее профессиональная деятельность не нарушала Божьи заповеди. Например, она не может работать стриптизершей, торговать спиртным или табачными изделиями. Ранее священникам запрещалось жениться на актрисах, так как это ремесло приравнивалось к проституции. Сейчас существует иной взгляд на эти вещи.

Впрочем, семьи священнослужителей обычно бывают многодетными, так как в православии принято рожать, «сколько Бог даст». Поэтому далеко не всегда матушка может позволить себе работать, нередко она вынуждена вести хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Может ли священник развестись?

Расторгнуть брак уже не получится. Если матушка ведет себя недостойно, например, изменяет, священник может не жить с ней как с женой, но разводиться все равно не имеет права. Даже если она умирает, он не может повторно жениться и должен остаток жизни провести один. Если он хочет создать новую семью, ему придется сложить с себя сан. В Древней Руси священник, оставшийся без жены, должен был уйти в монастырь.

Как должна вести себя жена священника?

Для матушек тоже существуют свои правила. Жена священника должна подавать пример духовной жизни. Ведь прихожане часто воспринимают ее как посредницу между ними и батюшкой, могут о чем-то спрашивать, просить, советоваться… Разумеется, она должна соблюдать православные каноны, вести себя скромно и сдержанно, как и подобает верующей христианке.

Что касается внешнего вида, короткие юбки и яркий макияж строго не воспрещаются, но они могут создать определенное впечатление о женщине. В церкви они явно не к месту.

Как должны священник и его жена вести себя в семье?

Бытовая жизнь в семье священника регламентируется так же, как для всех верующих. Однако священник и его жена не должны забывать, что они как служители Бога несут куда большую ответственность за каждое сказанное слово и каждый поступок. Между ними в идеале не должно быть ссор, скандалов, конфликтные ситуации должны разрешаться миром. Как правило, в семьях священников для всех членов тщательно соблюдаются божественные заповеди и религиозные каноны, например, посты и запреты работать в праздники.

Разумеется, священник и его семья не обязаны тратить свободное время на одни лишь молитвы и душеспасительные разговоры. Они могут проводить досуг, отправившись на загородную прогулку, в театр, кино, на концерт классической музыки. Допускаются и походы в приличные рестораны. А вот посещение ночных клубов, дискотек и прочих увеселительных заведений для них совершенно исключено.

Роль жены священнослужителя не каждой женщине под силу. Потому как это и не роль, а, наверное, особое состояние души. Быть матушкой почетно. Но ею надо именно быть, а не казаться, своим примером являя любовь, терпимость, верность, смирение, радость. Так какие они, эти женщины, помогающие нести мужьям священнический крест?

Идеальных браков, как и людей, не бывает. Хотя поначалу любой девушке, мечтающей о замужестве, кажется, что очень легко быть верной и послушной женой, заботливой матерью. Но на деле не всегда получается. Скандалы, взаимные претензии — и вот уже пара на грани развода.Сохранить семью — тяжелый труд, а вот развестись действительно легко. Но если муж — священник, об этом речи быть не может. И не только потому, что "нельзя". Пообщавшись с матушками, понимаешь: для женщин, нашедших свое, не мирское счастье, мысли на эту тему уже неуместны. "Меня часто спрашивают: ”Тяжело ли быть матушкой?,—- говорит моя собеседница, матушка Галина , супруга священника Валерия Генсицкого, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного в г.Марксе.— Скажу так: матушкой быть — это счастье. Тяжело тем, кто без Бога. Особенно женщинам, семьи которых разваливаются, а они не знают, что делать. Один монах в Санаксарах, когда я обмолвилась о трудностях, сказал мне: ”У тебя есть нерушимая опора — это Бог. Поэтому подумай лучше про тех, у кого ее нет”. Это истина, к которой нечего добавить, и мне кажется, все матушки должны быть счастливы. Просто, выходя замуж за семинариста, нужно думать не о мирских утехах и развлечениях, а понимать, что в Церкви совсем другая радость, которая не поддается описанию. В миру радости молниеносны, они приходят и уходят, а здесь радость вечная... И нужно помнить, что священник женится один раз. А если девушку мирское притягивает больше, то не стоит такой шаг делать и связывать свою жизнь со священнослужителем".

Матушка Надежда, супруга священника Илии Кузнецова, клирика саратовского храма во имя преподобного Серафима Саровского, о реалиях семейной жизни со священником знает не понаслышке. Она родом из Челябинска, отец Илия — из Владимирской области, а их знакомство состоялось в Санкт-Петербурге, где будущая матушка училась в университете культуры и искусств, батюшка — в Духовной академии. По окончании учебы они оказались в незнакомом Саратове, куда направили служить мужа. Как говорит матушка Надежда: "В отношениях супругов в семьях священников больше терпения, смирения друг перед другом. Мы же понимаем, что наш брак навсегда, и поэтому мелким неурядицам уже не придаем значения. Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Мы понимаем, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом".

Правая рука

Вообще в какой-то мере доля священника перекликается с воинской службой: батюшки тоже часто не задерживаются надолго в одном храме, постоянно в переездах. У супруга матушки Галины, отца Валерия, например, в трудовой книге аж шестнадцать указов о переводах. И преимущественно по Саратовской области, хотя сами супруги родом из украинского села близ Почаевской Лавры: "Первый приход у нас был в Хвалынске, куда мы попали еще молодыми и неопытными,— вспоминает матушка Галина.— Приезжаем впервые в чужую страну, в неизвестный городок, заходим в церковный дом, а там стол накрыт: наваристый борщ, тыквенная каша, пироги, и никого нет. ”Как так?” — поразилась я. А оказалось, сестры приготовили и сразу ушли, чтобы нас не беспокоить. Такой прием, конечно, поразил. В Хвалынске батюшка прослужил 11 месяцев. Нашей дочке было всего две недели, как его перевели в Вольск. Оттуда — в Новоузенск. Приобрели два дома, один для проживания, другой — под церковь. Но дома - громко сказано, это были две мазанки. Первые годы очень непросто нам пришлось. Там пустыня была в душах человеческих. Учили людей всему — брать благословение, обращаться к батюшке "отец Валерий". Стоило мне только назвать его Валерием, как все говорили точно так же. Нужно было учить продавцов правильно себя вести в церковной лавке. Ведь в храме распространение свечей, икон очень отличается от мирской торговли, где могут товар швырнуть на прилавок. И первое время, пока никто ничего не умел, и просфоры печь и всю работу хозяйственную в храме делать мне приходилось самой".

Как признается матушка Галина, она в то время хронически не высыпалась. Замесит тесто, затем поставит просфоры в духовку на пятнадцать минут, а сама ложится спать в кухне прямо на полу. Понимала, что если ляжет в кровать, то уснет и просфоры сгорят. Но постепенно, с Божьей помощью, жизнь наладилась. После восьми лет службы отец Валерий и матушка Галина оставили уже цветущий приход, а сами получили очередное назначение. Спрашиваю:

— Насколько тяжело давались все жизненные перипетии?

— Вы знаете, я очень люблю своего батюшку. У апостола Павла сказано про любовь, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится. Прости, Господи, за эти слова, но мне кажется, моя любовь к нему такая и есть. И мне никогда не были в тягость переезды. Я всегда думала: а как батюшка будет один? Если любишь человека, храм и Господа, то всё, что делаешь, не считаешь за тяжелый труд. Переезды все были на мне — батюшка на службе, у него нет свободного времени. Дети тоже вырастают благодаря матушкам, потому что у их пап редко выдается свободная минутка. Особенно много забот, если батюшка — настоятель. Я порой пожалуюсь ему, что устала, а он в ответ просто скажет: "Тебя же матушкой называют". И как холодным душем обдаст. Или скажу, что кто-то из прихожан, как мне показалось, неправильно поступил, а он мне говорит, что я должна прихожанам кланяться, а не осуждать их.

На приходе порой матушку любят не меньше, чем батюшку. Возможно, к священнику кто-то стесняется подойти, поэтому идут к его супруге,— она кажется мирянам более близкой, чем священнослужитель в рясе.

Не менее, чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка; как рассказывает матушка Галина, за отца Валерия молились вместе с детьми на коленях. Дети даже жаловались, что коленки болят. Но матушка была неуступчива, отвечала: "Пока папе не будет хорошо, будем молиться".

И строгость в помощь

Отдельный разговор — воспитание детей. У матушки Галины и отца Валерия их двое, сын учится в духовной семинарии, дочь — студентка мединститута. С родителями они на "вы", так принято на Украине. Как привыкли с малых лет к такой форме общения, так и повелось, хотя никто из родителей на этом не настаивал. "Батюшка с детьми очень ласков, всегда выслушает, когда время есть. Я, наверное, скорее строгая мама,— улыбается матушка Галина.— Хотя сейчас дети говорят "спасибо", признаются, что теперь им легко идти по жизни. Но может это и правильно, когда один из родителей может побаловать, а второй более строг. Дети растут тогда более собранные, ответственные. Я сама росла в верующей семье. И когда приходило время молиться, нас, например, не спрашивали — устали мы или нет. Может это и жестко, но в ребенке много лени, и порой его просто нужно заставлять. Пусть и не в строгой форме, а с любовью. Детям нужно прививать любовь к Богу, к храму, молитве. Если у ребенка будет любовь к Богу — он в любой ситуации останется человеком".

В общем же, по словам матушки Галины, их детки росли, как все, ходили в детский сад, потом в школу. Разве что регулярно ходили на богослужения, причащались и еще совсем не болели. Когда матушка приходила с ними в больницу, врачи советовали другим мамам узнать у нее рецепт детского здоровья.

"К нам всегда, как к семье священника, приковано повышенное внимание, и благодаря нашим детям,— вспоминает матушка, — многие воспитатели, учителя впервые пришли впервые в храм. Потому что по детям было видно, что семья живет в радости и здравии. Людей только собственным примером можно подтолкнуть сделать шаг навстречу Богу. Я когда перебираю в памяти события своей жизни, мне она кажется сплошным чудом, честно. И мы никогда не ощущали ни в чем нужды, все, что нужно, нам дал Господь".

У отца Илии и матушки Надежды — двухлетний сынок, через несколько месяцев они ждут очередного пополнения в семействе.

Матушка Надежда рассказывает, что маленькому двухлетнему Арсению супруги стараются сейчас в первую очередь прививать послушание, особенно по отношению к папе. Чтобы следовал сказанному с первого раза.

Матушка считает, что женщина совсем необязательно должна работать. Хотя она до замужества три года трудилась ризничной в храме и если ее помощь будет нужна, когда подрастут детки, готова при необходимости приступить к работе. Но всё же считает — самое важное для женщины быть мамой, в этом ее призвание. А детишки должны быть обласканы, и как можно дольше, если есть такая возможность, воспитываться в семье, минуя детские сады.

"Стаж" супруги отца Илии как матушки пока небольшой, но главные выводы о своем "статусе" матушка Надежда уже сделала: "Главное — проявлять больше смирения, терпения и любви. Быть женой священника — большая ответственность, важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей. Но эта ответственность не угнетает, я счастлива в семье, и для меня большая радость помогать мужу и быть с ним рядом".

Легко ли быть матушкой

Не раз обсуждалось, как трудно быть женой президента (олигарха, безработного, малооплачиваемого клерка и пр.). А как насчет священнослужителя? Нужно ли (и можно ли?) стремиться замуж за этих благообразных просветленных мужчин?

Об участи, правах и обязанностях жен священнослужителей в основных мировых конфессиях «МК» узнал у них самих и их мужей.

Матушка Ирина Смирнова (на фото слева) с коллегой.

Всякий раз, видя молодых интересных священников (отцов, имамов, раввинов, падре и даже тибетских лам) и ловя на себе их заинтересованные, истинно мужские взгляды, я задаюсь вопросом: интересно, а как у них с «этим»? Кому вообще нельзя? Кому — лишь с законной супругой? Кому можно разводиться? И как живется женам, чьи мужья служат Богу? И вообще, похожи ли их семьи на наши — земные?

Православные: полгода воздержания

— В православии духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы), — объясняет православный психолог Наталья Лясковская. — Монашествующие полностью посвящают себя служению Богу, отказываясь от личной, интимной жизни. Вторые могут жениться, иметь семью. Только вот достичь наивысших ступеней церковной иерархии они уже не имеют права. Например, Илия II, патриарх всея Грузии, принял монашество в 1959 году в возрасте 26 лет.


Православный психолог Наталья Лясковская.

Как психолог Наталья общалась с девушками, желающими стать матушками. Со всех концов страны они съезжаются в деревню близ Сергиево-Посадской лавры с целью выйти замуж за семинариста. Местные старушки помогают молодым людям познакомиться. Но решает все дело духовный отец обоих — после исповеди. Девушка должна быть целомудренной, доброго нрава. Духовный отец чаще всего видит, подходят ли люди друг другу. И благословляет брак — или не благословляет. Поэтому браки у священнослужителей обычно крепкие.

— Иногда девушки впадают в грех: обманывают и жениха, и духовного отца, — рассказывает Наталья. — Была у нас такая история: женился семинарист и, уже будучи посвященным в диаконы, узнал, что у его жены есть ребенок. Он отказался от интимных отношений с ней и живет как с сестрой. Второй раз батюшке жениться нельзя — значит, погубила обманщица его надежды на добрую семью, на деток…

По словам психолога, будущие священники и дьяконы женятся совсем молодыми, потому что холостых не рукополагают в сан, такое правило. Неженатый священник не может получить «место» — приход.

Когда началось церковное возрождение в конце ХХ века, повсюду открывались и строились новые храмы — священников часто не хватало. Тогда, с особого разрешения, рукополагали мужчин уже зрелых, женатых, и их супруги становились матушками как бы автоматически.

— Так стали матушками две мои сокурсницы по литинституту, — улыбается Лясковская. — Современная матушка может вести мирскую жизнь, делать карьеру и даже заниматься бизнесом, но жить она должна по-церковному: соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. Во время постов рекомендуется воздержание от интимных отношений. А если сложить четыре поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — плюс среда и пятница каждой недели и некоторые праздники, то получится около полугода воздержания. Тем не менее семьи священников, как правило, весьма многочисленны. Жизнь матушки полна забот и тягот. На приходе она часто — правая рука мужа, его секретарь, дипломат, прораб, регент церковного хора, директор воскресной школы и еще много кто.

А вот что рассказывает молодая матушка Анастасия, ей всего 26:

— Разводиться женатым священникам нельзя, кроме одного случая — если жена загуляла. Тогда он может развестись, но жениться вновь, оставаясь священником, нельзя — только принять монашество. То же самое, если матушка умерла. Поэтому некоторые жены шантажируют разводом, зная, что большинству нормальных мужчин (коими батюшки остаются, несмотря на рясу) остаться без женщины навеки куда хуже, чем со стервой-матушкой. Несомненно, хорошо в семейной жизни с батюшкой то, что он обязан быть добродетельным. И если он ведет себя с точки зрения церковной морали плохо — грубит жене или ущемляет ее как-то, она может пожаловаться церковному начальству — и безобразника быстро приструнят.

А вот 67-летняя матушка Ирина Смирнова называет себя «не канонической дважды матушкой». Дважды — потому что у нее священник не только муж, но и сын, а нестандартной — потому что она матушка-разведенка.

О себе Ирина говорит мало, больше о других. Но люди рассказывают мне, что ее спокойный, умиротворенный батюшка выгнал из дому чересчур социально активную жену, а вслед за ней ушли и все 8 детей. Когда-то Ирина была директором Дворца пионеров и школьников в Шахтинске, а ее супруг — сначала славным компьютерщиком, потом важным нефтяником, потом учителем в школе-интернате. Пока во всем не разочаровался, не пошел в духовную семинарию и не стал сельским священником. Говорят, что он с ленцой, с некоторой долей равнодушия к окружающим. А вот его матушка всегда принимала чужую беду слишком, по мнению мужа, близко к сердцу — помогала то детям, то зэкам, что в конце концов и привело к семейному конфликту.

— Мой бывший муж, отец Михаил, на эту Троицу скончался. Мне не раз говорили, что он жалел о нашем разводе, — вздыхает Ирина.

Она рассказывает о том, насколько разными бывают матушки. Например, одна из них, Ольга, дом ведет, как домашний монастырь: все дети с рождения в храме, все читают в церкви и поют, посты все держат. В доме чистота, в каждой комнатке по маленькому иконостасу. По дому ходит только в платочке.

— Помню, как-то забежала я к ней в гости. А тут как раз батюшка зашел. Ох, как она забегала, чтобы платочек мне найти на голову! А то как же буду на благословение подходить и за стол садиться! Ольга никогда не стриглась, не красилась, а хороша собой так естественно — по-христиански. Перед батюшкой ниц, как и должно быть. Все у нее всегда наготовлено, настряпано, обработанный громадный огород под окном, корова, куры и прочая домашняя живность. А еще вынуждена работать по профессии и опыту — продавцом. Она моя путеводная звезда в мире православия... Но бывает и такое, что изменяют батюшки матушкам, и наоборот. Бывает, что матушки даже аборты делают. Все они люди, а человек слаб...


Патриарх всея Грузии каталикос Илия II.

Ислам: если б он был имам...

«Ислам не делает различий между имамом (он же мулла) и рядовым мусульманином», — первым делом оговаривается Али Абый, который служит в одной из московских мечетей.

— В понимании ислама, — объясняет Али Абый, самый плохой мужчина — это тот, который не женится. А поскольку у нас нет разницы между имамом и рядовым мусульманином, то и священнослужитель может иметь до четырех жен. На тех же условиях, что и его прихожанин: если можешь содержать каждую жену и ее детей в равной мере, предоставить каждой отдельное жилье и выплатить за каждую калым ее родителям. Паломничество в Мекку Коран рекомендует хотя бы раз в жизни совершить каждому мусульманину, но только не в ущерб содержанию семьи, а если есть на то свободные деньги. Но муллы, конечно, совершают чаще — должность обязывает. А жене имама, как и любой жене правоверного, рекомендуется соблюдать шариат. Но, как правило, они соблюдают строже — чтобы поддерживать авторитет мужа в глазах прихожан. У меня жена одна-единственная и любимая моя Хамися! — улыбается Али Абый.

— Семьи имамов — их жены, дети и они сами — всегда очень пристойно себя ведут: не пьют спиртного, не сквернословят, не сплетничают, всегда любезны и скромны, — делится прихожанка мечети в Алматы по имени Зухра. — Имаму можно в любой момент дня и ночи позвонить и позвать читать Коран на похороны (жиназа-намаз читается на кладбище), на поминки, на обрезание мальчикам или никах — мусульманское венчание. И часто жены их сопровождают. Никакой таксы за этот визит нет: сколько могут люди, столько и дают.

41-летний красавец Имам Шамиль Аляутдинов — имам-хатыб (иначе говоря, самый главный имам) Московской мемориальной мечети и заместитель муфтия Духовного управления мусульман по религиозным вопросам — тоже муж одной жены и отец пятерых детей.

Имам рассказывает, что в мечеть приходят с мирскими вопросами не только мусульмане, тут беседуют со всеми. А в последнее время часто стали приходить девушки не мусульманки с вопросом: как выйти замуж за правоверного? А на вопрос, зачем им это, отвечают: настоящие мусульмане не пьют, им запрещено прелюбодеяние и наркотики. Вредных привычек нет, зато есть ответственность.

— Если у человека нет семьи, если он не взял на себя ответственность за женщину и детей, этот человек многого не понимает, — говорит имам. — Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано.

— А почему же тогда женские половины?

— Если имеется в виду в мечети, то это чтобы не отвлекать мужчину от молитвы. Мужчины обычно больше молятся. Для мужчины, например, посещать пятничную проповедь обязательно, а для женщины — нет. Потому что мужчина — глава семьи, ему послушать проповедь полезно, и он может потом дома это передать. А у жены много дел, связанных с детьми, с домашним хозяйством. У мусульман, живущих в светских странах, нет женских половин в домах.

Также имам Шамиль Аляутдинов разъясняет отношения Корана к разным деликатным аспектам интимных отношений и отвечает на вопросы молодоженов на специальном портале «Секс и ислам». Как это ни странно несведущим, но Коран считает интим милостью Аллаха. Вот соответствующая сура: «Интимные отношения ваши с супругой — милостыня, — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение пред Богом!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен!? А имея интимные отношения внутри семьи, он будет вознагражден!»

Иудаизм: плодитесь и размножайтесь!

У иудаизма и ислама немало общего, но главное — священная необходимость интима. И та и другая конфессии, очевидно, заботятся о том, чтобы их прихожан становилось как можно больше. О тонкостях вероисповедания рассказывает научный сотрудник Центра восточно-европейских библиографических исследований им. Якова Шуба в Бостоне д-р Андрей Бредштейн , который заодно держит в Честере (Нью-Хэмпшир) кошерную пекарню-пивоварню:

— Раввин — это прежде всего должность и ни в коем случае не священник! Никакой монополии на общение с Богом или права на совершение обрядов у раввина нет. Слово раввин означает «большой, великий», и этот титул в качестве приставки перед именем получают те евреи, которые много учились и ведут еврейский образ жизни.


Доктор Бредштейн в своей пекарне.

Как и всякий еврей, раввин не только может, но и должен иметь жену. Для этого есть много причин, но главных, на мой взгляд, две: в Торе сказано, что человеку плохо быть одному, и женатый человек может выполнить важную заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» Жену раввина обычно называют ребецн (идиш) или рабанит (иврит). Раввин может жениться на любой еврейке без каких-либо ограничений. Точно так же раввин может и развестись — согласно общим для всех евреев законам расторжения брака.

Что касается ритуальной женской чистоты, среди ортодоксов она соблюдаются очень строго: довольно много дней в месяце даже законные супруги вообще не могут прикасаться друг к другу.

Рав Ехуда Кац живет в старой части Иерусалима. После вечерней молитвы он спешит домой, где его ждет прекрасная жена, Малка. Рабанит Малка занимается домом, детьми, а также выступает в роли духовной наставницы для женщин. «Для раввинов не растят специальных невест, — поясняет рав. — Девушка, конечно, должна быть соблюдающей традиции. Трудно себе представить рядом с верующим человеком молодую особу в короткой юбке и с ярко накрашенными губами. Кстати, религиозным девушкам не рекомендуют пользоваться косметикой. А в ортодоксальных семьях женщина сбривает все волосы с головы, дабы не соблазнять мужчин, и носит парик или головной убор».

— Секс в семье раввина очень важен, — рассказывает член общины Беэр-Шева писатель Семен Хащанский. — Наверное, все хоть раз слышали о том, что евреи занимаются сексом «через отверстие в простыне». Этот миф родился из того, что религиозные евреи вывешивают за окна на просушку свои так называемые «талес-котн» — одеяния шириной около 50 см и длиной в 1 м, украшенные по углам бахромой и с отверстием для головы посередине. И кто-то из прохожих — очевидно, с богатым эротическим воображением — решил, что это евреи так вывешивают простыни после секса.

А автор книги «Кошерный секс» Шмуэль Ботеах утверждает, что иудаизм — единственная религия, которая не только разрешает секс ради удовольствия, но и считает его самым святым актом, потому что он несет в себе жизнь. Он связывает двух людей в единое: в единое тело и единую душу.

Женщина в иудаизме, как и в исламе, молится по желанию, потому что у нее и без того дел полно — дети, хозяйство. Супружескую измену разбирает раввинский суд: в древние времена за нее предавались анафеме и изгонялись из стана как женщины, так и мужчины. Даже в древности иудеи не убивали женщин за неверность. А теперь раввинский суд может вынести порицание обоим супругам — по обстоятельствам.

Католики бывают разные...

Католические ксендзы обязаны соблюдать целибат — обет безбрачия и вечного воздержания. Это касается большинства ответвлений католицизма. Однако Греко-католическая церковь (часть Римско-католической, предписывающей своим святым отцам строгий целибат) имеет семейные традиции, сходные с православием.


Греко-католический богослов Павел Смицнюк.

Об этом рассказывает греко-католический богослов Павел Смицнюк, изучавший богословие в Петербурге, Афинах и Риме, а сейчас работающий над докторской диссертацией в Оксфорде:

— У нас священнослужителям разрешено жениться, нельзя жениться монахам. Епископов (это высшая степень священства) избирают только из монахов. В то же время большинство священников женаты. Желающий стать священником может сочетаться браком только до принятия сана; если кто-то стал дьяконом или священником, будучи неженатым, он уже не может жениться. Если священнослужитель разведется (или овдовеет), он также не может заключить второй брак. Таким образом у молодого человека, желающего стать священником, только одна попытка в выборе жены.

Богослов поясняет, что супруга священнослужителя должна быть готова к особенности служения своего мужа, которое часто предполагает отсутствие совместных выходных (самые загруженные дни для священника — это воскресенья и праздники), или готова изменить место жительства, если священника переводят с одного прихода на другой. Также случается, что у прихожан, особенно старшего возраста, имеются определенные ожидания от матушки: например, что она будет ходить в длинной юбке, а не в джинсах, или что она не будет посещать определенные места или мероприятия. Эти ожидания могут быть ровно ничем не связаны с церковными канонами или вообще с христианством, но от этого они не становятся менее реальными.

— Понятно, что такой крест не по силам каждой женщине, — соглашается Павел. — Если в прошлом матушка занималась домом и воспитанием детей, то сегодня она может быть менеджером, журналистом или адвокатом. Такая ситуация является своеобразным вызовом традиционным представлениям о семье священника, но с этим вызовом священники научились справляться. И это хорошо!

Буддисты: просто любовь

Буддизм — патриархальная конфессия, которая рассматривает женщин как похотливых соблазнительниц, погруженных в чувственность, а не в дхарму (универсальный закон бытия). Раньше существовали буддийские монахини, но со временем они исчезли, только несколько из уцелевших по сей день живут в Непале и Шри-Ланке. Они бреют головы и сохраняют целомудрие.

Однако буддистка из США по имени Ванесса утверждает, что на территории Штатов даже буддизм приобрел демократичные и космополитичные черты:

— Вообще буддистский монах не может жениться, а лама — учитель в тибетской традиции — может, но только если он не принял венец безбрачия. Причем вера не запрещает ему разводиться и жениться снова. Его жена обычно следует его учениям и является учеником. В нашем штате один лама женат на католичке. А еще у меня на соседней улице живет семья верующих буддистов, где муж — американский еврей, а жена — русская из Москвы. Она была не замужем, но с дочкой 7 лет, когда поехала из России на Тибет к монахам — познавать основы буддийской культуры. Жила там несколько месяцев. Встретила американского еврея, который тоже совершал паломничество. Они полюбили друг друга, и она переехала к нему в Калифорнию. У них родилась дочь, ее назвали Будда. Кто она — еврейка, русская или тибетянка? Они об этом не думают, просто любят друг друга.

Менее известные конфессии подчас поражают своими неожиданными брачными традициями. Например, у мормонов (патриархальная религия, община в штате Юта, США) разрешено многоженство. Женщины тут повинуются мужьям, а мужья — Богу. При этом все женщины должны быть замужем, чтобы попасть в рай. Если жена плохо себя ведет, то мужчина вправе заменить ее другой, а вот жена от мужа сама уйти не может. На «должность» жены девушку утверждают церковные старшины, невеста обязательно должна быть девственницей. До свадьбы девушка не должна позволять мужчине даже дотронуться до себя. Аборты делать нельзя: детей нужно рожать, сколько Бог даст.

Но самые демократичные — протестанты: у них есть и женщины-епископы, и геи, и гей-браки. Жена пастора обычно берет слово после субботней службы и обращается к пастве: цитирует наставницу адвентистов Елену Уайт, напоминает о важности здорового питания (категорически нельзя свинину) и призывает к вегетарианству. Матушка обязательно принимает участие в церковном общественном совете, где решаются не только вопросы по выбору служителей церкви, но и отлучение от церкви за нарушение правил (развод, несоблюдение субботы, прелюбодеяние и пр.). От церкви отлучают на определенный период или насовсем — зависит от тяжести содеянного. Замуж адвентисткам можно выходить только за партнера из своей общины, а развод категорически запрещен. В общине рассказывают случай: 19-летняя адвентистка стала встречаться с парнем не из общины, ее отлучили и она ушла. А через несколько месяцев они с тем парнем расстались. Прибежала в церковь, ее не пустили. Потом матушка сжалилась и сказала, что через месяц она может прийти и публично покаяться. Лишенной права посещать храм девушке так плохо было весь месяц, что, придя в указанный день, она упала на колени перед кафедрой и ее охватили судороги, которые не прекращались до конца богослужения. А когда беглянку трясти перестало, матушка удовлетворенно сказала, что все: дьявол из нее вышел.

Публикации по теме