Сравнение хоря и калиныча таблица. Хорь и Калиныч
Очерк «Хорь и Калиныч» - настоящее украшение сборника рассказов и очерков Тургенева «Записки охотника». Он вобрал в себя как личные наблюдения писателя, так и его взгляды на социальную структуру русской «глубинки». Глубоко правдиво это повествование, о чем свидетельствует его краткое содержание. «Хорь и Калиныч» - реальное изображение народной жизни для широкой читательской аудитории.
Проблематика произведения
Этот очерк был актуальным и своевременным. Дело в том, что во времена Тургенева в обществе не было единства в понимании проблемы «близости к народу». По-разному она толковалась славянофилами (утверждающими, что крестьяне привержены «старине» и находятся в оппозиции к реформам) и буржуазными идеологами (утверждающими, что отношения между отцами-помещиками и детьми-крестьянами гармоничны). Характеристика Хоря и Калиныча эти взгляды наглядно опровергает.
Прообразы героев очерка
Как известно из сюжета повествования, некий помещик Калужской губернии г-н Полутыкин познакомился на почве взаимного пристрастия к охоте с автором повествования. Герои рассказа «Хорь и Калиныч» реальны. В действительности радушного хозяина охотничьих угодий звали Николай Александрович Голофеев. Иван Сергеевич действительно познакомился с ним на охоте и гостил у него несколько дней. Более того, прочитав тургеневский рассказ и признав в нем себя, г-н Голофеев разобиделся на Ивана Сергеевича.
Образ же зажиточного крепостного Хоря, крепкого хозяина, образованного человека, реален до малейших деталей. Нынешняя деревня Хоревка Ульяновского района Калужской области разрослась из бывшего хутора Хоря. Спустя годы у Хоря гостил Афанасий Афанасьевич Фет, отмечая радушие и «геркулесовое сложение» восьмидесятилетнего хозяина, которому «годы - нипочем». Гостям же владелец хутора всегда с гордостью показывал тургеневское сочинение. Он, конечно же, знал наизусть его краткое содержание. «Хорь и Калиныч», таким образом, отображает реальных людей и реальные факты.
Дружба Хоря и Калиныча
Хорь - спокойный, рассудительный семейный мужчина. Но у него нет прислуги. Большая дружная семья Хоря: шестеро сыновей, таких же могучих, как и отец, строят высокие просторные избы, ведут хозяйство, помогают друг другу. Когда-то помещик Полутыкин разрешил ему выйти из сельской общины, установив оброк в 50 рублей. Основавший свой хутор Хорь так развернул хозяйственную деятельность, что посчитал справедливым платить помещику 100 рублей. При желании он смог бы откупиться и стать свободным, но не хочет этого. К чему? Его стихия - земля и труд и так всегда при нем. Он по своей природе - рационалист, хозяйственник. Хорь хорошо ориентируется в обществе и юридически.
У этого крепкого хозяина по иронии судьбы есть Калиныч, как ни странно, совершенно противоположный ему. Последний живет бобылем. Не умеет Калиныч вести хозяйство, зарабатывать и копить деньги. Однако есть у него другие достоинства. Он понимает животных, умеет обращаться с пчелами, обладает которые употребляет для лечения. Совершенно разные люди Хорь и Калиныч. Краткое содержание рассказа, впрочем, свидетельствует об их близкой дружбе. Практичный и рассудительнй Хорь благодаря Калинычу получает при необходимости помощь в обращении с домашними животными, лечение народной медициной, а Калиныч - поддержку от Хоря по житейским вопросам, там, где он профан. Кроме того, оба они интересные собеседники. Тургенев написал в рассказе, что оставил их компанию с большой неохотой.
Взгляды Хоря на русское общество
Образованный труженик Хорь опровергает взгляды «знатоков народа» славянофилов, превозносящих допетровскую Русь, рассуждающих о патриархальности русского крестьянства. Грамотный хозяин хутора вступает с ними в полемику. Он считает, что Петр I в своих реформах поступил именно так, как должен был поступить настоящий русский мужик. Очерк включил в себя этот живой народный взгляд, о чем свидетельствует и краткое содержание. «Хорь и Калиныч» устами этого настоящего «хозяина земли» говорит о том, что если мужику необходимо что-либо изменить, он, усмотрев от этого практическую пользу, не боится свершить перемены.
С другой стороны, философ Хорь по своему развитию, взглядам и духовному миру давно уже чувствует превосходство над помещиком Полутыкиным. Чувствует он, что и мыслит глубже, и хозяйство ведет увереннее. Однако благодаря природному уму всегда почтителен со своим «хозяином», хотя на досуге не прочь поиронизировать над ним. Осмысливая отношения Полутыкина и Хоря, следует признать, положение вещей, мягко говоря, не увязывается с буржуазными взглядами на помещиков-отцов.
Вывод
Что нужно отметить, прочитав это краткое содержание? «Хорь и Калиныч» - рассказ, написанный вовремя и к месту. Он вызвал большой общественный резонанс, полемику. В восторге от произведения были Белинский, Герцен, Анненков. Впрочем, рассказ не приняли славянофилы, братья Аксаковы. Но особо показательна реакция цензора Е. Волкова, усмотревшего «вредную мысль для крестьянства», утверждающую, что на свободе тот может быть лучше, чем даже помещик.
Окт 12 2012
Калиныч рисуется здесь без подобных сравнений, но это характер, «парный» Хорю, противоположный ему по своему психологическому складу, но равный по масштабу. Калиныча ориентирован на мир народной поэзии, легенд, древних притч, житийной литературы. Идеалист Калиныч предстает странствующему по крестьянской и помещичьей Руси «охотнику» окруженный уютом чистой и бедной, как келья, избы, увешанной целебными травами. Он поит путника ключевой водой и кормит медом. Он приходит к другу Хорю с пучком полевой земляники, как посол природы, и природа, признавая его родство с собою, наделяет его таинственной властью: он заговаривает кровь и болезни, жалеет людей и животных, «у него пчелы отродясь не мерли», с ним в дом вступают мир и покой. Бедный, ничего не имеющий и не пекущийся о благах земных, он может одарить благополучием богатого: «Хорь при мне попросил его ввести в конюшню новокупленную лошадь, и Калиныч с добросовестною важностью исполнил просьбу старого скептика. Калиныч стоял ближе к природе; Хорь же - к людям, к обществу…» (IV, 15). Таким образом, Хорь представляет собою историческое бытие народа, а Калиныч - «природное». Изображая Русь вековую, крепостную, прикрепленную к земле, учтенную ревизскими сказками и обреченную законодательными мерами жить неподвижно, Тургенев вместе с тем рисует непрекращающееся движение, происходящее в народных массах. Подобное перемещение осуществляется наделенными особенным характером представителями народа и связано с «тайными», подспудными, неизведанными, а может быть, и непостижимыми, как кажется на этом этапе Тургеневу, процессами, происходящими в народной толще. Это искатели, бродяги, путешественники (Калиныч, Степушка, Касьян и др.). Они - выразители мечты народных масс, ее поэтического сознания.
Свойство таинственности Тургенев придавал не только поэтическому, странническому характеру человека из народа, но и крестьянству в целом. Он выразил в своем изображении народа ощущение огромной содержательности и таинственности духовного мира простого человека, в народной среде он видит разнообразие характеров и «неожиданность» их проявлений. Поэт-охотник, скитающийся по родным полям, на каждом шагу делает удивительные открытия, любое его столкновение с мужиком оставляет в нем вопрос, ощущение тайны, не до конца понятых им возможностей и побуждений простых людей, которых он узнает. Так, описывая в рассказе «Ермолай и мельничиха» нрав беззаботного и добродушного Ермолая, наблюдательный «охотник» вдруг замечает в нем неожиданные вспышки демонизма, «проявления какой-то угрюмой свирепости». Как перелеты птицы, необъяснимы и загадочны внезапные переходы из деревни в деревню этого на первый взгляд прозаического человека. В рассказе «Малиновая вода» два дворовых человека и случайный проезжий мужичок полчаса провели у источника с поэтическим названием в обществе автора. Как значительны их простые, бытовые разговоры, как оригинальны характеры!
В «Записках охотника» постоянно звучат авторитетные приговоры крестьян о том или ином помещике, о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. ссылается на мнение крестьян как на решающий аргумент в пользу какой-либо точки зрения и, желая придать своей оценке большую весомость, подкрепляет свой взгляд услышанным из уст мужиков приговором.
В этом отношении позиция Тургенева в его рассказax конца 40-х-начала 50-х гг. резко отличается от позиции Григоровича. Конечно, и у Григоровича крестьянин был изображен с симпатией, а его гонитель, будь то помещик, управляющий или мельник-кулак, с антипатией, но и крестьянин и помещик представляли в его повестях прежде всего свое положение. Главным в характеристике Акулины («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») была гонимость , его кротость, рисуя которую, утверждал мысль о неоправданности жестокого с ним обращения. Страдания крестьянина - прямое следствие его крепостного состояния.
Народные герои Тургенева - не выразители положения, пусть даже такого важного для общества положения, как крепостное право. Им присущи высокие нравственные черты. Они - мыслящие, тонко чувствующие личности, обреченные быть «собственностью» того или другого - большей частью ничтожного, тупого и пошлого - барина. Каждый раз, когда в тексте писателя возникают фразы вроде: «Ермолай принадлежал одному из моих соседей…», - это поражает читателя не потому, что герой рассказа испытывает обиды и гнет, хотя проявлений социальной несправедливости, произвола, насилия в книге показано много, но по несоответствию манеры изображения героя и того факта, что он существует на положении вещи. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступающие как представители нации, ее исторического бытия и ее грядущих загадочных судеб, гораздо красноречивей утверждали моральную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостничества, чем любые пламенные публицистические тирады или картины насилия.
Гоголь, восклицая: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», - обращался мыслью ко всей стране; Тургенев же увидел источник исторического движения в крестьянской массе, Показав богатство внутреннего духовного мира простого человека, Тургенев, однако, изобразил подобного героя синтетически, без проникновения в его психологический «механизм». Крестьянство Тургенев воспринимал как силу, многое решающую в жизни нации, силу влекущую и прекрасную, но цельную и не поддающуюся анализу.
Средоточием поэтической линии «Записок охотника» является «Бежин луг». Автор окружен ночной природой, живущей своей, независимой от него, человека, жизнью. «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи». Даже собаки, принадлежащие мальчикам, пасущим ночью лошадей, не принимают «чужака»: «Они еще долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства» (IV, 97).
Нужна шпаргалка? . Литературные сочинения!
Средняя оценка: 3.9
«Хорь и Калиныч» - первый рассказ цикла «Записки охотника». И.С. Тугренев в этом рассказе дает описание нравов, быта, людей и жизненного уклада одного из провинциальных уголков России. В этом рассказе И.С. Тургенев опровергает сложившееся о крестьянах мнение о том, что они не способны к дружбе, не могут рационально вести хозяйство, не замечают красоты окружающего мира. Автор использует хорошо известный в литературе прием сопоставления. Нежная дружба связывает двух совершенно разных людей – Хоря и Калиныча.
Первый, Хорь, – крепкий хозяин, умеет поставить дело так, чтобы оно приносило радость и прибыль. У него большая семья, где царят лад и достаток. Тургенев сравнивает своего героя с Сократом, с Петром Первым, подчеркивая недюжинный ум и удивительную смекалку крестьянина: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». Хорь – человек, чувствующий свое достоинство, рационалист. Он ближе к людям, к обществу.
Калиныч, второй персонаж, – совсем другой. Он - мечтатель, поэтическая натура, человек веселого нрава. Он ближе к природе, часто ходит с барином на охоту. Идеалист и романтик, Калиныч не любит рассуждать и всему верит слепо.
Такие разные, приятели гармонично дополняют друг друга. Между ними не бывает конфликтов, они уважают взгляды и принципы друг друга. И. С. Тургенев наблюдает их встречу: «Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал для своего друга, Хоря. Старик радушно его приветствовал». Независимость, стремление к свободе, мягкость и поэтичность Калиныча дополняют и продолжают прагматизм, рациональность и оседлость Хоря. Песня, которую они поют вместе в конце рассказа, обнажает души простых крестьян, то, что их крепко связывает друг с другом. Хорь и Калиныч – это воплощение богатства души, одаренности России, надежда на будущее.
В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]
Характеристика героя
ХОРЬ — герой рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847) из цикла «Записки охотника». Это один из наиболее интересных крестьянских типов русской литературы. Он олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, X. живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры. Это проявляется в беседах с другим героем «Записок» — рассказчиком: «из наших разговоров я вынес одно убежденье что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно». Это сопоставление, как и сравнение внешности X. с наружностью Сократа, придает особую значимость образу X. Важнейшее средство характеристики этого героя — параллель с другим персонажем, Ка-линычем. С одной стороны, они четко противопоставлены как рационалист и идеалист, с другой — дружба с Калинычем выявляет в образе X. такие черты, как понимание музыки, природы. Своеобразно отражается характер героя и в его отношениях с Полутыкиным: в поведении X. нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям. X. не единственный подобный тип в ряду тургеневских героев. В «Записках охотника» формируется определенный образ русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности этого твердого, делового начала. К нему относятся наряду с X. такие герои, как однодворец Овсянников, Пав-луша, Чертопханов, уездный Гамлет. Черты этого литературного типа встречаются у Тургенева позже в образе Базарова.