Травник на Купалу (Купальские травы). Магия купальской ночи: вот какие травы обретают особую целебную силу в это время Традиции и обряды в ночь накануне Ивана Купалы

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда

Публикации раздела Традиции

Иван Купала. Вода, огонь и травы

К олосок, Кресъ, Купала. Древний праздник середины лета - Солнцеворота. B ночь на Ивана Купалу на Pycи кyпaлиcь, пpыгaли чepeз кocтpы и coбиpaли цeлeбныe тpaвы, чествуя бога плодородия. Верили, что солнце в колеснице выезжает навстречу своему супругу месяцу. «На Купалу - солнце на зиму, а лето на жару». Традиции языческого праздника изучала Наталья Летникова.

Вода

Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу (фрагмент). 1920. Музей-заповедник «Царицыно», Москва

В один из самых мистических праздников реки и озера обретали невиданную силу. Славяне верили, что вода - символ духовного перерождения, и погружались в водоемы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся нечисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала магические свойства. Особой силой народная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Купалу связывали воду с огнем. Символы такого единения - костры.

Огонь

С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах закладывали очищающие костры - рядом с ржаным полем. Парни и девушки собирали хворост со всей округи и закладывали гигантскую пирамиду, помещая в центр шест с колесом или смоляную бочку. Зажигали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке - трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше - тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и русаличьей напасти. Ну а если перемахнуть через костер парой и не разомкнуть рук - верный признак скорой свадьбы. А для верности - еще и венок пустить по воде.

Венки

Иван Голиков. Гадание на венках (фрагмент). 1920-е. Кустарный музей, Санкт-Петербург

Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок - это и символ круга, совершенства, и кольца - непрерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пущенный по воде. Древняя традиция - пустить венок по воде с зажженной лучиной или свечой. Это когда «уж замуж невтерпеж», но иногда сохраняли этот символ и после праздника как защиту полей от града или огорода от червей.

Травы

Главная загадка Ивана Купалы - папоротник, что, по преданиям, цветет лишь в эту ночь. Призрачный цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невиданные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать невидимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое обличье. В ночь на Купалу выходили за травами знахарки и ведуньи. Отыскать арарат - траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делавшую человека невидимкой. Собирать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.

Поверья

В ночь на Ивана Купалу заканчивали петь веснянки , водили хороводы и пели о любви. Но и практическую сторону праздника не забывали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не отобрали у коров молоко. Охраняли надои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из купальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь - самое время вывести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Ивана Купалу - оказалась под подозрением.

Гадания

В «молчаливой воде» на Ивана Купалу гадали на любовь или удачу. На закате бросали камушек в таз с водой, задумывая желание. Если четное число кругов пойдет - исполнится, нет - тогда не жди. Загадать желание можно было, пустив венок по воде. Если уплывет венок далеко, то и желание сбудется. В какую сторону венок поплыл, оттуда и жениха ждать, а на месте стоит - не скоро замуж идти. Уж если венок пойдет на дно - жди неудачи в любви: «Венок утонул - милый обманул». А вот какого милого выбрать? Поможет гадание на папоротнике. Сколько претендентов - столько веточек. Загадать на каждую и все на дно опустить. Кто быстрее всплывет - за того и замуж идти.

Традиции

Купальские песни известны не меньше, чем сами обряды праздника. Пели их до недавнего времени - еще в конце ХХ века. К примеру, в Смоленской области, на Западной Двине. И диалог с «купалинкой», и выгон ведьмы, и осмотр полей - «Марья Йвана в жито звала»... Иван Купала есть и музейный - как праздник папоротника в усадьбе Смидовичей под Тулой, библиотечный - как в Подборской сельской библиотеке под Калугой, парковый - в урочище Кизил-Коба Домбровской долины. Или фестивальный, как в Пермском крае «Купальские ночи». Современный взгляд в языческое прошлое Руси с непременными атрибутами - купаниями, костром и протяжными песнями, что разносятся по летним полям.

Праздник Ивана Купала, как и многие другие праздники, имеет свои традиции. Помимо купания в водоемах, хороводов, прыжков через костер и поиска цветка папоротника, в эту ночь принято заготавливать травы, которые используются для защиты дома от нечистых сил.

Люди верили, что травы, сорванные в эту ночь, обладают магическими силами. Эти травы использовали для украшения домов. Существует несколько поверий касательно трав, которые ведуньи и знахари собирают именно в ночь на Купала.

Как собирают травы на Купальскую ночь

Чтобы купальские травы не утратили свои волшебные свойства, важно соблюдать правила сбора трав. За насколько дней до сбора трав необходимо было выдержать пост. Во время сбора трав нужно снять с себя нательный крестик. Это связано с тем, что в эту ночь человеку требовалась не защита Бога, а благословение Земли-матери.

Прежде чем выходить за травами, нужно защитить свой дом от злых духов, сделать это можно, разложив на подоконниках и под порогом чернобыльник, чертополох, чеснок, крапиву и плакун-траву. Выходить из дома нужно спиной к двери и попросить высшие силы о помощи.

Наши предки собирали травы в обнаженном виде, сбросив с себя всю одежду. Сегодня это делать не обязательно. Некоторые растения можно рвать голыми руками, а некоторые срезать специальным серпом. Сорванные травы пропитывали купальской росой, а лекарственные травы святили в церквях.

Сбором трав должны заниматься молодые незамужние девушки, иногда на сбор трав ходили девушки, которые состояли в браке не дольше полугода. Раньше девушки ходили за травами группами по 6 человек, они ходили по полям, пели песни и собирали травы. Сейчас сбором могут заниматься и молодые парни.

Какие травы нужно собирать в ночь на Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала можно найти желтоголов, который растет в любой местности, и траву под названием Иван-да-Марья. Эти травы использовали для украшения храмов, дворов, окон, икон ими устилали полы и заплетали в венки. Жители Тверской области в ночь на Ивана Купала ходят за богаткой.

Люди верят, что это растение привлечет в дом благополучие и счастье. Собранные травы высушивали и хранили в доме или раскуривали такой букет и ходили с ним по дому. Считалось, что это поможет избавиться от злых духов. Часть собранных трав раздавали соседям. Засушенные травы также используются для приготовления настоек или оберегов.

Белицу можно использовать для приготовления успокоительного средства. Пастушью сумку собрали, чтобы приготовить с нее средство, которое использовали, чтобы остановить кровотечение. Чернобыльник используют при изготовлении общеукрепляющей настойки.

Также чернобыльник, сорванный в купальскую ночь, использовали в качестве оберега домашнего скота. Еще наши предки верили, что подорожник поможет защититься от змей. Траву Мария-магдалина и дивий-сил используются для изготовления настроек. Эту настойку рекомендуют пить людям, которые пребывают в угнетенном или депрессивном состоянии. Богородицкую траву используют, чтобы помочь корове отелиться.

В эту же ночь люди собирают травы для банных веников. Эти веники использовались только в оздоровительных целях. Состояли эти веники из веток березы, которые нужно ломать на Агафену Купальницу. К этим венкам можно добавить: ивановские цветы, ветки ольхи, липы, ивы, черемухи, рябины, калины, смородины и папоротника.

Считается, что такой веник поможет избавиться от различных болезней и укрепит здоровье.

Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи - «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала». «Сегодня Купала, завтра Иван…» — говорится в песне.

Евангелие от Луки повествует о чудесном мальчика у пожилой бездетной пары — священника Захария и его жены Елизаветы: «И много о рождении его возрадуются, ибо явился пророк и Предча пришествия Христова». Это он возложит на Иордане руку на того, о котором пророки предрекали. По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос.

Рождество Христа — зимний солнцеворот, а Рождество Иоанна — летний. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя - «умаляться», как и говорил последний: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Христианский праздник слился с народным древним праздником в честь дня солнцеворота. Споры введения христианства в канву купального праздника постепенно включились те или иные элементы христианского богослужения: молебны, крестные ходы по берегам рек и водоемов, а все остальное, присущее Купале, шло своим чередом.

В Пиренеях издавна существовал обычай ежегодно в Иванов день приносить срезанные в громадном количестве в церковь и ставить их в больших изящных вазах для освящения. Здесь они остаются в продолжение всей обедни и окропляются святой водой, а затем из освященных таким образом лилий делают букеты и, расположив их крест-накрест, прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты как бы считается под охраной Иоанна Крестителя.

Тут букеты остаются до следующего Иванова дня. В католических странах лилия почитается особо. В венках из лилий здесь идут девушки в первый раз к Св. Причастию — в память того, что будто бы в таких венках в первые времена христианства все девушки принимали святое причастие.

Праздновался Иванов день в ночь с 6 на 7 июля — самую короткую ночь в году. Девушки на лугу собирали купальские травы, которые считались лекарственными и обладали различными чудесными свойствами: отводили от дома молнию, способствовали присушке и отсушке.

Девушки собирали также двенадцать трав, в число которых обязательно входили папоротник и чертополох, и клали их под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи в мой сад погулять!» В полночь выходили и не глядя рвали цветы, клали их под подушку, а утром пересчитывали: если набралось двенадцать видов, то замуж идти в этом году.

Из собранных цветов также плели венки. Сегодня многие трудятся над возвращением секретов зеленой магии. Время основательно упрятало их в своих пластах, однако еще и теперь можно узнать многое! Большинство трав на Ивана Купалу нужно рвать между заутренней и обедней, совсем нагому, какой человек родится; и не бояться ничего, что можно при том увидеть: «Чертям не больно любо, как рвут травы».

Прежде чем рвать, надо попросить матушку сырую землю, чтоб она благословила нарвать с себя трав для всякого надобья: надо ничком упасть на матушку сырую землю и молвить такие речи:

Той земля ecu сырая,
Земля матерая.
Матерь нам сей родная,
Всех сей нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий ecu народила
И злак всякой напоила
Пользой беса отгоняти
И в болезнях отгоняти.
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради пользы на живот!

Рвать травы надо одному и так, чтоб и близко никого не было.

Приведем для примера магические свойства некоторых растений, собранных в ночь на Ивана Купалу, в которые верили наши предки, а, возможно, верят многие и сейчас.

Девясил. Накануне Иванова дня, до восхода Солнца, надо сорвать это растение, положить в тонкую холстину и носить у сердца в течение девяти дней, затем стереть в порошок вместе с серой амброй или росным ладаном и посыпать на букет, подносимый любимой особе, или зашить ей в .

Зверобой. Если день Ивана Купалы придется на канун новолуния, то собирать зверобай, — 25 июня. В этом случае он обладает следующим свойством: если пучки его повесить на дубовых колышках в поле, то поле это становится бесплодным; в крайнем случае можно собирать зверобой в любую пятницу до восхода Солнца. В качестве фимиама полезен против порчи, бесплодия. Это растение считается враждебным колдунам при условии сбора в ночь на Ивана Купалу.

Утром нужно сплести из него венок, надеть на голову при обычной пляска около костра, а затем беречь, как предохранение от порчи. Ни черти, ни колдуны не имеют никакой власти над человеком, носящим на себе зверобой. Ветка зверобоя, повешенная над дверью или спрятанная под порог, не позволяет колдуну пройти в эту дверь. Разбросанный по полю при посеве зверобой предохраняет его от града. Из него приготовляют фимиам против духов — хранителей сокровищ, и против демонов-поработителей.

Стебель зверобоя, будучи положен в обувь, предохраняет от дурных духов. В руке или на поясе, а также при обмывании ног освобождает от усталости . В качестве фимиама освобождает женщин от мертвого плода. Будучи сваренным в вине и часто принимаемым маленькими дозами, препятствует неудачным родам. От маточных кровотечений употребляется отвар зверобоя синего, собираемого в тихих местах, где не слышно петуха. Пить по чашке 2-4 раза в день.

Плакун — трава. Существует обряд для придания этой траве силы. Знахари и колдуны выкапывают ее корень — каждый для своих целей — на заре Иванова дня, не имея при себе никаких железных вещей. По поверью, это растение обладает необычайной магической силой: помогает повелевать духами и способствует, таким образом, добыванию кладов, охраняемых прикованными к ним духами, которых заставляет плакать, откуда и получила свое название.

Если будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи тебе покорятся. Она одна в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор и других и открыть приступ к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи.

Папортник. Носимый на голом теле, защищает от колдовства и злых духов. Он защищает дома от молнии, поля — от града. Это талисман самого высшего счастья: имеет способность находить «кристаллы» и «золото», приготовлять мащческие зеркала и становиться невидимым; удачу во всех предприятиях, игре и любви. Дьявол питает к папоротнику глубочайшее отвращение, поэтому не появляется там, где он растет. Цветет папоротник под Иванову ночь.

Бутон его раскрывается с треском и разрывается золотым или красным кровавым пламенем, нестерпимым для глаза. Оттого его еще зовут жар-цвет, свети-цвет, Перунов цвет. В то время, когда он цветет, клады выходят из земли, горят синими огоньками. Расцветает папоротник лишь на одно мгновенье: нечистые духи срывают его и уносят в свои вертепы. Не успеешь глазом моргнуть, как он блеснет и исчезнет.

Кто желает добыть цветок папоротника, должен накануне праздника Купалы отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения. Как только загорится цветок, тотчас же должен сорвать его и спешить домой, накрыв себя скатертью, а дома тем же ножом разрезать палец или ладонь и в рану вложить цветок. Тогда все тайное и сокрытое будет ведомо и доступно. Жар-цвет — как бы ключ от всякого клада, который без этого редко кому дается.

Вера в то, что папоротник цветет раз в году, исходит, видимо, оттого, что крестьяне, постоянно наблюдающие за природой, заметили, что цветут все растения, кроме одного, кот-рый не «пускает цвету». Но они знали также, что всякое растение для размножения должно цвести, и происходит это, по их разумению, раз никто не видит ночью, когда цветет все, — накануне Ивана Купала.

А за зловеще светящийся цветок принимали, вероятно, светлячка, который дает фосфоресцирующий свет, тем более, что он даже носит имя Иваново. Но это слишком прозаическое объяснение, а все связанное с купальской ночью представляется на редкость романтичным.

И прежде всего — обряд пускания в речные воды венков с зажженными свечами и лучиной. Завивали венки из Ивана-да-Марьи, чисто купального цветка, лопуха, богородицкой травы и медвежьих ушек. Если венок потонет сразу — суженый разлюбит. У кого ве-ок дальше всех поплывет — будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит — проживет самую долгую жизнь.

На ночь отправлялись с купальскими песнями. Песнями сопровождались обряды на празднике, хороводы, игры, заводилами которых являлись Купалинка и Купалиш. Участниками праздника делается и кукла — женское пугало, которое носят, вокруг которого танцуют, зажигают, а позже топят в воде…

Главным был купальский костер, разложенный на опушке леса, поляне, речном берегу, лугу. При разжигании костра проводился обряд добывания «живого огня» — парни и девушки терли осиновые палки. «Сегодня у нас Купала, сам Бог огонь разложил,» — считала молодежь.

Для разжигания костра у белорусов служили также дрова из дуба — символического дерева Перуна, что видно из купальских песен: «Пожаром дубье горело…», «Горела дуброва, горела…» На огне готовили обрядовый ужин: кулагу, вареники, мачанку, и на месте же угощались все желающие. Иногда вместо костра или рядом сто-ла бочка, если есть — смоляная, где позволяет местность — на возвышении или крутой горе. Заливают костер бочками и ведрами, реже — «пускают» огонь по забору.

Молодежь водила хороводы, прыгала через костер (огонь считался очищающим от злых духов). Те, кто собирался пожениться, при перепрыгивании крепко держались за руки, ибо, по примете, если руки не разожмутся — быть свадьбе. Старались прыгнуть выше — кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в грядущем году.

Сжигание просмоленных колес на счастье или спускание их, пылающих, с горы — отголоски поклонения светиле: «А на горе колесо, горит оно хорошо…» Молодежь валялась в росе, девушки гадали о судьбе на брошенных в воду венках. На высоком шесте поднимали промасленное зажженное колесо. Вся эта обрядность символизировала солнце и его жизненную силу.

По поверьям, в ночь Купалы нельзя спать, так как эта ночь считалась временем разгула темных сил природы, от которых делали разные обереги. Для оберега от нечистой силы на подоконники кладут жгучую крапиву (на Украине — липу, в Румынии — мирту), у дверей хлевов ставят вырванную с корнем осину или прибивают убитую сороку. В Иванову ночь, считалось, нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В эту ночь кресты ставят в избах, над окнами, над воротами над дверями, на разных других местах: около дорог, при въездах по краям улиц, на перекрестках, на пожнях, на высоких берегах, над могилами и пр.

Ведьмы, колдуны, оборотни и русалки, считалось, вредят во всю мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба. Леший «шалит» в лесу — пугает и заводит в чащобу. Водяные, чьи именины приходятся именно на этот день, стремятся затащить человека в воду, так как, оказывается, ему в именины мешают — мутят воду.

Слепая злая медянка получает зрение на целые сутки, и потому делается очень опасной, бросаясь на человека стрелой, а может и пробить его насквозь. Именно 7 июля устраивают свой ежегодный сход ведьмы. Местом сбора избирают они Лысую гору близ Киева, Lize Gora под Сандомиром в Польше, и на Броккене в Германии (правда, немецкие ведьмы собираются в Вальпургиеву ночь — 1 мая).

В Британии в Иванову ночь на зеленых склонах холмов резвятся феи и эльфы, и многочисленные духи бродят повсюду. В странах Западной Европы существует поверье, что в эту ночь души всех людей покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь подойти к паперти, то можно увидеть души тех, кто умрет в приходе в следующем году.

В зачарованную купальскую ночь животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев, вода превращается в вино, и звонят затонувшие колокола.

Наиболее широко сохранились купальские гадания на Беларуси --повсеместно до начала XX в., а местами и до сегодняшнего дня.

Иногда, молодежь, направлялась купаться к утру, а днем обливали все и всякого, причем не только водой, но и грязью — тут-то и начиналась настоящая свалка, хохот, крики, а потом все бежали купаться. В некоторых местностях использовалась баня для подготовки к празднику или очищению после Купалы. Утренняя роса считалась наилучшим «косметическим» средством.

Собирать ее выходили на луг — «черпать росу». Брали чистую скатерть, которую водили по росе, затем выжимали скатерть в сосуд. Росой этой умывались. От Ивановой росы исчезают прыщи и угри, и кожа делается нежнее лепестка. Впрочем, росу использовали и для более прозаических целей — опрыскивали крова-и от клопов. Иногда по росе катались. В Германии существовал несколько рискованный обряд: в эту ночь девушки выходили за пределы города и нагими катались по полю для улучшения урожая льна. После купания все отправлялись смотреть восход солнца.

Вообще, Купала — это праздник молодости и любви. Одной из особенностей Иванова дня была относительная свобода интимных отношений, и родителям девушек приходилось не дремать. В прошлом этот праздник называли «бесовским игрищем» или «игрищами между селами», о чем свидетельствует летопись: «Схожахуся на игрыща, и ту умыкаху (выкрадали) жены собе, с нею же кто совещашеся; имяху же по две и по три жены».

Но утром — перелом: наступает уже Иван.

Песней заканчивается ночь накануне Иоанна Крестителя. Ее поют перед зарей. Парни и девушки становятся в круг и, взявшись за руки, тихо ходят и поют. С последними словами песни девушки разбегаются в разные стороны с криками: «У-а! У-а!», парни их ловят, обнимают целуют. Возвращаются домой парами и не вместе, а как придется.

Девушки кричат: «У-а! У-а!», чтобы каждый парень мог по голосу узнать свою избранницу. Горько той девушке, у которой не окажется пары. Она возвращается домой одна, если не найдет подруги по несчастью. В некоторых районах России 23 июня (по старому стилю), на праздник Ивана Купалы хозяйки готовили обязательную кулагу, ячневую кутью, в Беларуси — кулагу и бабки (пресные коржики), в Сербии пекли «крестный калач» — круглый пшеничный хлеб с большим крестом сверху, края которого разделялись на три ветви.

В Литве девушки парили клецки, начиненные сыром, и пекли пироги. На Украине же этот день отмечался угощениями, но специальных обрядовых блюд, без которых проведение купальского праздника было бы невозможно, не зафиксировано. Если купальский праздник совпадал с зажинками или косовицей, то его сопровождали щедрые совместные обеды. Специально для жней еще с зимы сохраняли солонину (сало и мясо), чтобы напряженные рабочие дни не проходили впроголодь. Наиболее популярными в эти дни были на Украине вареники с сыром.

В этот день и в последующие три дня ничего из дома в долг не давали. Бытовало множество примет, связанных с днем Ивана Купалы. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно — много губ будет (по В. Далю, губа — гриб). Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке, «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана,» - говорит пчела. После Ивана не надо жупана. Верили: Ивановские дожди лучше золотой горы. Просили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после мы, грешные, умолим». До Иванова дня — дождь в засек (прибавится хлеб), а после Иванова дня — дождь из засека. Во время дождя сену плохо, зерну хорошо.

Что приготовить на Иванов день?

После того, как молодежь, стар и млад набегались, напрыгались через костер и искупались — накрывались праздничные столы. После очищения огнем молодежь шла купаться, а семейные пары и пожилые люди накрывали стол, рассаживались на берегу и начинали трапезу. Чего только не было на таких пирах — голубцы, вареники, бублики-свистуны и т. п. На праздничном столе все многочисленные блюда были постными, так как до окончания Петрова Поста мясо и молочные продукты были под строгим запретом. Считалось, что в ночь на Ивана Купалу еда наделялась магическими свойствами.

Для счастья варили ночью на Ивана Купалу курицу, завязанную в новый головной платок. Когда опускали курицу в кипящую воду, говорили: «Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь». После чего не подходили до тех пор, пока курица не сварится. Сваренную курицу оставляли в той посуде, в которой она варилась. Утром доставали ее из платка, несли к церкви и отдавали нищим или монашкам. Пока курицу с рук не сбудут, нельзя было есть и пить нисколько.

Приготовленные на Иван Купалу блины, считались колдовскими: если девушка поделится одним из блинов с избранником, то это упрочнит их отношения и защитит от невзгод.

На Ивана Купалу также обязательно готовили вареный горох, ячменную кашу и пекли вкусные постные пироги и каравай. Помимо этих традиционных блюд на праздник ели медовую сыту, кулугу, постные сочни, клецки, вареники с домашним сыром, пили травяные настои в больших количествах.

Завершая праздничный ужин выбирали самый большой каравай и проходили с ним вдоль всех собравшихся. Каждый дотрагивался до каравая рукой и загадывал желание. Считалось, что оно обязательно сбудется.

Кулага

Древнее блюдо из муки, кисло-сладкая мучная каша. Варили кулагу из ржаной или гречневой муки, из их смеси и ржаного солода. Муку сначала размешивали с холодной или тепловатой водой, потом заливали кипятком и доваривали. Блюдо приобретало сладкий вкус, потом ее ставили в теплое место или выливали в дежу, чтобы прокисла. Иногда кулагу запаривали, квасили, потом варили. Кулагу ничем не заправляли, ели с картофелем, хлебом. Иногда кулагу варили с калиной, черникой. В разных районах ее варили из разных видов муки.

Кулага сладкая

  • 80 г гречневой муки
  • 10 г сушеных яблок или 50 г моченой брусники

Муку гречневую разводят теплой водой до консистенции теста для оладий, тесто заливают кипятком, тщательно вымешивают ложкой, добавляют ломтики сушеных яблок или моченую бруснику. Приготовленное, таким образом, тесто ставят в теплое место для брожения до следующего дня. Перебродившее тесто переливают в кастрюлю и варят 2 часа при медленном помешивании и слабом кипении. После варки разливают в тарелки и стаканы и подают в холодном виде.

Клецки картофельные

  • 12 картофелин
  • 1 стакан ячневой крупы
  • 3 ст. л. растительного масла
  • 3 головки репчатого лука
  • зелень укропа

Сырой картофель очистить, натереть, отжать сок. Отстоявшийся крахмал присоединить к отжатому картофелю. Из 1 стакана ячневой крупы сварить кашу. Присоединить кашу к отжатому картофелю, добавить соль, перемешать, сделать круглые клецки и отварить их в подсоленной воде. Подавать клецки горячими, посыпав их обжаренным луком.

Клецки мучные

  • 250 г муки
  • 1 яйцо
  • соль, вода или молоко

Муку просеять, всыпать в посуду, добавить яйцо, соль, воды или молока такое количество, чтобы тесто можно было брать ложкой. Все компоненты перемешать до образования однородной массы. Тесто брать смоченной в холодной воде ложкой и класть в кипящую подсоленную воду. Варить на маленьком огне при закрытой крышке. Готовые клецки выбирать шумовкой и хорошо сцеживать. Подавать с маслом или под соусом.

Клецки дрожжевые

  • 100 г муки
  • 1 яйцо
  • 1/2 стакана молока
  • 1 ст. л. жира
  • 4 г дрожжей
  • панировочные сухари

В миску влить теплое молоко, добавить яйцо, раскрошенные дрожжи. Тесто вымесить и поставить в теплое место, чтобы подошло. Затем брать ложкой и класть в подсоленную кипящую воду. Варить, пока клецки не всплывут. Подавать горячими, полить жиром и посыпать панировочными сухарями, мелко порубленным сваренным вкрутую яйцом, тертым сыром или творогом.

Клецки с мясом

  • 12 картофелин
  • 2 cт. л. муки
  • 1 ст. л. масла
  • 0,5 стакана сметаны

для фарша:

  • 400 г говядины
  • 1 луковица
  • 1 ст. л. масла

Сырой картофель натереть, откинуть на сито, дать жидкости стечь. Добавить муку, соль и перемешать. Из полученной массы приготовить клецки с сырым мясным фаршем и обжарить в масле. Затем переложить в утятницу, залить сметаной и поставить в духовой шкаф на 20-25 минут.

Вареники с вишнями

для начинки:

  • 1 кг вишни
  • 200 г сахара

Освободить вишню от косточек, положить в эмалированную, фарфоровую или стеклянную посуду, засыпать сахаром, дать постоять на солнце 2-3 часа и даже более, чтобы сахар хорошо впитался в мякоть вишен, затем слить сок в отдельную посуду и сухими вишнями начинить вареники. Косточки залить 0,75 стакана воды и кипятить в эмалированной посуде, причем 5-7 косточек крупно растолочь. Затем отвар процедить, добавить сахар, вновь довести до кипения, охладить, смешать с вишневым соком. Этот сироп подать к готовым вареникам.

Вареники с повидлом

  • 400 г муки
  • 1 яйцо
  • 100 г масла
  • 0,5 стакана воды
  • щепотка соли
  • сливовое или яблочное повидло
  • тертая булка
  • 50 г масла
  • сахар

Из муки, яйца, 1 ст. ложки масла, соли замесить тесто и дать подойти. Затем раскатать его, разделать на четырехугольники и на каждый положить повидло (1 ч. ложку на 1 вареник). Слепить уголки так, чтобы получились треугольники. Сварить вареники в слегка подсоленной воде в течение 5 минут, вынуть шумовкой из воды, посыпать панировочными сухарями, сбрызнуть маслом и посыпать сахаром.

Швабские вареники

для теста:

  • 300 г муки
  • 3 яйца
  • 0,5 ст. ложки сливочного масла
  • 3 ст. ложки воды

начинка:

  • 500 г шпината
  • 250 г сырого рубленого мяса
  • 1 булочка
  • 50 г шпика
  • 50 г копченого мяса
  • 4 яйца
  • 1 ст. ложка маргарина
  • 1 луковица
  • 2 ст. ложки петрушки
  • соль, перец, мускатный орех

Из муки, масла, соли и воды замесить тесто на лапшу, поставить на полчаса. Растопить масло, обжарить в нем кубики шпика, прибавить рубленую зелень петрушки. Булку размочить и размять. Шпинат перебрать, вымыть, залить водой, вскипятить ее. Шпинат, булку, копченое мясо пропустить через мясорубку. Смешать с сырым рубленым мясом, яйцами (оставить 1 желтокдля смазки), жареным луком. Приправить солью, перцем.

Тесто раскатать в тонкий пласт и на одной половине пласта равномерно распределить кучки начинки. Прикрыть эту половину свободной от начинки второй половиной пласта, вырезать ножом вареники и хорошо защипить края. Опустить в кипящую воду на 10 минут, откинуть на дуршлаг и дать стечь воде. Подать к мясному бульону.

Вареники с творогом

  • 500 г творога
  • 2 яйца
  • 2 стакана пшеничной муки
  • по 2 ст. ложки сахара и масла
  • 3/4 стакана сметаны

В холодной воде или в молоке (0,5 стакана) взбить сырое яйцо, добавив неполную чайную ложку соли. Всыпать 2 стакана просеянной муки и замесить крутое тесто. Творог пропустить через мясорубку, прибавить в него сахар, желток, 1 ст. ложку растопленного масла, 0,5 чайной ложки соли и все это хорошо перемешать.

Тесто раскатать очень тонко, металлической выемкой или стаканчиком вырезать кружки, смазать их взбитым белком, положить на каждый по чайной ложке творожной массы, края соединить и защипить. За 10 минут до подачи на стол вареники опустить в подсоленный кипяток и варить, пока они не всплывут. Затем вынуть их шумовкой, сложить на блюдо или в салатник, полить растопленным маслом и подавать со сметаной или фруктовым сиропом.

Вареники с картофелем

для теста:

  • 200 г пшеничной муки
  • 1 яйцо
  • 1/2 стакана воды
  • 4 шт. картофеля
  • 1,5 луковицы
  • 1 ст. ложка растительного масла

для поливки:

  • 2 ст. л. сливочного масла или 0,5 стакана сметаны

Из просеянной муки, яиц и теплой воды замесить крутое тесто и поставить его на 30-40 минут. Затем подготовить фарш: очищенный картофель отварить, протереть горячим, посолить, смешать с поджаренным луком. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной 2 мм. Край раскатанного пласта (5-6 см) смазать яйцом, разведенным небольшим количеством воды.

Положить рядами шарики из фарша на расстоянии 3-4 см один от другого. Затем край смазанной полосы теста приподнять, накрыть им фарш, после чего вырезать вареники специальной формочкой. В кипящую подсоленную воду опустить приготовленные вареники. Готовые вареники всплывают на поверхность воды. При подаче на стол вареники полить маслом или сметаной.

Вареники с картофелем и творогом

  • 10 картофелин
  • 250 г творога
  • 1 луковица
  • 1 ст. ложка масла для жарки лука
  • перец

для теста:

  • 2 стакана муки
  • 1 яйцо
  • 2 ст. ложки манной крупы
  • 0,5 стакана воды

для поливки:

  • 2 ст. ложки сливочного масла
  • 1 стакан сметаны

Сваренный картофель истолочь и перемешать с творогом и поджаренным на масле луком, добавив по вкусу соль и перец. Манную крупу замочить в холодной воде для набухания. Добавить яйца, соль, муку, тщательно перемешать и подготовить тесто.

Раскатать его в тонкий пласт и нарезать на квадратики. На каждый квадратик положить фарш, соединить противо-положные концы, чтобы получились треугольники и защипить. Вареники опустить в подсоленную кипящую воду, поварить в течение 5-7 минут, переложить на дуршлаг, облить горячей водой и дать ей стечь. Вареники выложить на блюдо и полить растопленным сливочным маслом. Отдельно подать сметану.

Считается, что 6-7 июля - на Ивана Купалу - целебные травы обретают особую силу. Магия Купальской ночи дает им власть над самыми тяжкими недугами, а потому исстари в эту пору знахари и травники заготавливали лекарственные растения. Существует несколько ритуалов, направленных на разные действия, в текущей статье расскажем какие существуют — очень увлекательно.

Сбор полагалось вести, придерживаясь множества правил. Многие из них направлены на защиту от злых чар: предки верили, что «чертям не больно любо, как рвут травы», поэтому пугают они человека, морочат, насылают всяческие видения.

Другая часть ритуалов - благодарственные. Собираясь срывать растения, следовало непременно обратиться к Матери-Земле - испросить разрешения воспользоваться ее щедрыми дарами и поблагодарить за все, чем она одарила.

Современному человеку все это может показаться просто любопытными сказками, забавными легендами… Но как бы то ни было, а травы в эту летнюю пору действительно в полной силе, и значит - пришло время собирать их. Вот и мы сегодня отправились с корзинкой на луг…

Я сушу не так уж много лекарственных растений - лишь те, что постоянно использую. Сегодня мои запасы пополнил зверобой продырявленный…

…таволга вязолистная…

… пустырник…

… и конечно же, крапива. Именно ее встарь почитали одним из вернейших защитных средств, способных очистить от любого негатива и зарядить здоровой, чистой энергией . На Ивана Купалу в ходу были различные «крапивные» ритуалы - предки верили, что таким образом можно «запастись» здоровьем, избавиться от проблем и напастей на целый год. Парились в бане крапивными вениками; ходили босиком по крапиве, катались по ней или продирались сквозь заросли; пили чай из крапивных листьев, плели из стеблей пояса и браслеты, заготавливали траву на зиму.

Кстати, 11 июля - крапивное заговенье, последний срок летней заготовки крапивы , поскольку ее целебные свойства слабеют. На заметку страдающим болями в пояснице: считается, что верным средством от них служит крапивный холст, сотканный из стеблей жгучей травы в канун Петрова дня (12 июля). Еще есть время подготовиться))

Ну а мы крапивы каждое лето сушим помногу - зимой ее охотно едят куры. Так что у меня на чердаке уже давно висят крапивные веники.

Что еще растет у нас на лугу? Целая аптека - только не ленись да собирай то, что нужно для здоровья домочадцев. А еще - это просто удивительно красивое зрелище…

Вот гордо возвышается короставник полевой

Клубятся душистые облачка подмаренника цепкого

Собирает пчел и шмелей медоносный клевер ползучий

Прячется в траве неприметная травка с недюжинной целебной силой - лапчатка узик, больше известная как калган. Любимое лекарственное растение моей бабушки…

А вдоль дорог расстилается сизым ковриком ее родственница - лапчатка серебристая

Издалека заметны высокие кусты цветущего золотарника обыкновенного

Поддерживают золотисто-желтую гамму вербейники - обыкновенный…

… и монетчатый

Небесной синевы добавляют герань луговая…

… и вероника длиннолистная

Не удастся пройти мимо буквицы лекарственной - ее необычные «колоски» на высоких стеблях возвышаются над луговым разнотравьем

Наверняка привлекут внимание и соцветия василька лугового

Но как бы ни хотелось, я не смогу познакомить вас, друзья, со всеми своими замечательными соседями)) Ведь их так много… Этот мир можно изучать бесконечно, открывая для себя все новые и новые страницы удивительной книги Природы. Поэтому приглашаю вас дополнять и расширять этот список - расскажите, какие вы собираете целебные травы в канун Ивана Купалы? Что сейчас растет и цветет рядом с вами - на ближайшем лугу или опушке?

Публикации по теме