Данная избирательная система имеет много разновидностей. Виды избирательных систем

Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная система - это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

1. Мажоритарная (фр. majorite - большинство) избирательная система: избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 отобщего числа действительных голосов, получает оба мандата округа.

Мажоритарная избирательная система имеет ряд достоинств :

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;


2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;

3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Во-первых , эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых , данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

2. Пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами: при ней не пропадает ни один голос, каждый влияет на состав выбранного органа. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновидности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).

1. Система жестких списковтребует от избирателя голосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

2. Система полужестких списков, во-первых, предполагает голосование за партийный список целиком; во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или преференций (от лат. praeferre - предпочитать, давать преимущество). Преференцированное голосование - это установление избирателем той очередности кандидатов внутри; одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная система применяется в Австрии, Дании.

3. Система свободных списковпредполагает голосование за партийный список целиком и допускает распределение всех депутатских мест в соответствии с преференциями избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций (Бельгия).

После голосования приступают к распределению мандатов. В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или избирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депутата. Каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как правило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

Пропорциональная избирательная система имеет свои достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо дополнительными «правилами», обеспечивает представительство даже небольшим партиям, то есть способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.

Во-первых . Слабая связь между депутатами и избирателями обусловлена тем, что последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии. Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосованием. Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (от фр. panachage - смешивание). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков. Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей партии неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами. Пример - Италия, использующая данную систему с 1945 г. За это время здесь сменилось более пятидесяти правительств.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые «заградительные барьеры», или «процентные оговорки», устанавливающие необходимый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Германии, России этот «барьер» равен 5% от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болгарии, Швеции - 4%, в Дании - 2%. Партии, не преодолевшие данного порога, не получают ни одного депутатского мандата.

Указанные способы (панаширование, «заградительные барьеры» и др.), с одной стороны, способствуют преодолению недостатков пропорциональной системы, а с другой - значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы.

3. Смешанная избирательная система. Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая - в соответствии с принципами пропорциональной. Указанная система применяется в Болгарии, Германии, Литве, Италии, России. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относительного большинства) и 225 - по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим - за политическую партию.

К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она: способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это обеспечивает формирование устойчивого правительства; предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Рассмотренные типы избирательных систем непосредственно влияют на технологию проведения избирательной кампании.

Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период. Этот период называется избирательной кампанией . Каждая избирательная кампания имеет свой календарь предвыборных мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов осуществлена за 40 дней и т.д. Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы, в которые входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник кандидата.

Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств, имиджмейкеры и т.д. Разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата (наблюдатели) в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор - за кого и за что именно отдать свой голос.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов (президентские, парламентские, региональные, местного самоуправления) имеют одинаковые этапы, границы которых определяются законами (положениями) о выборах .

Они выглядят следующим образом:

Определение даты проведения выборов;

Выдвижение кандидата, формирование его команды;

Сбор подписей в поддержку кандидата;

Регистрация кандидата;

Составление социально-психологической и политической матрицы избирателей округа;

Разработка предвыборной программы кандидата и широкое ознакомление с ней избирателей;

Составление плана агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями;

Мониторинг избирательной кампании;

Создание денежного фонда кандидата, мобилизация организационно-технических средств (транспорт, связь, оргтехника и т.д.);

Проведение заключительного социально-политологического исследования.

Дату проведения в центральные органы власти, как правило, определяет глава государства, в региональные органы - законодательное собрание региона.

Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Политические выборы - это совокупность правовых норм, в которых граждане выдвигают из среды представителей и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем гражданам.

Избирательная система - это предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.

Существуют две системы:

1. Мажоритарная - от фр. "можорите" - большинство - это система определенных результатов, по которым избранным считается кандидат получивший большинство голосов.

Бывают двух видов: абсолютного и относительного:

Относительного - избранным считается тот, набравший голосов больше, чем каждый из противников в отдельности. Эта система всегда результативна. (М. Тэтчер 4 раза в течение 12 лет была премьер-министром).

Недостатки:

Нарушается принцип всеобщего избирательного права

Нет адекватности

Партии, поддерживающие сельское население в более привилегированности, т.к. они по количеству меньше.

Две и более политические партии за которое проголосовало приблизительно равное количество избирателей, получают неодинаковое количество мандатов.

Глава государства может не представлять абсолютное большинство.

2. Пропорциональная.

Система определения результатов голосования в котором мандаты между политическими партиями, распределяются согласно численности голосов. Выборы - только партийные, каждая партия выдвигает только свой список. (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия).

Для получения результатов голосования нужно минимум голосов - избирательная квота - как правило она вычисляется. Есть система жестких списков - набравшая число партия, назначает своих депутатов. Есть система свободных списков - каждый избиратель может отметить понравившегося депутата.

Преимущества:

Позволяет создать центральные и местные представительные органы, наиболее адекватно отражающие состав страны.

Более демократична, учитывается каждый голос.

На практике устанавливается порядок, оговорки, если партия не набирает минимум голосов, не допускается в парламент, чтобы отсеивать мелкие партии. Если в парламенте 10 партий - он не дееспособен

Современная избирательная система России очень молода.

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.1

Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга “О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга” закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде Республик, Главой Республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по “хакасскому делу”) вынес Конституционный Суд РФ.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.

Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.


Похожая информация.


Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть . В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа.

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования. Реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем - мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах. Каждая из этих систем имеет свои разновидности, преимущества и недостатки.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства , когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства , при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа , при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Преимущества мажоритарной системы:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).


2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие:

1. При мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

2. Мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

3. При мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

4. Противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система . Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места.

При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная систем , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему.

В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем.

УКРАИНА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ведущую роль в становлении внешнеполитической ситуации вокруг Украины, безусловно, играет Российская Федерация. И это понятно: культурный, цивилизационный, ментальный, социальный (по данным статистических источников, большая часть населения Украины осознает себя русскими, во всяком случае (извините, за неуклюжий термин, но он - общеупотребим) - русскокультурными людьми), экономический (энергетическая зависимость от РФ), наконец, исторический и даже географический факторы - все это определяет значение России в системе международных отношений, складывающейся вокруг этого государства.

О специфике российско-украинских отношений написано (и еще будет написано) немало. Поэтому давайте сегодня поговорим об иных аспектах международного положения Украины.
И начнем, пожалуй, с самого "злободневного".

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ

Если принять за исходное основание классификации разделение властей , то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Выборы в законодательные органы власти – парламенты, собрания представителей, думы и т.п. характерны для большинства стран с демократической системой. В них же используется и принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента в США, президента и префектов во Франции, президента федерации, президентов автономных республик и глав областей в России. В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Но часто их выборы заменяются назначением, иногда пожизненным, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей.

В соответствии с территориальным представительством можно выделить выборы в государственные (федеральные) органы власти (парламент, президент); в региональные органы власти (губернаторы, депутаты земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти); выборы в местные (муниципальные) органы власти или органы местного самоуправления (бургомистры, мэры, главы администраций, депутаты собраний, дум, советов и т.д.). Выборы депутатов в международные органы, например, в Европарламент являются одной из разновидностей территориального представительства.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).



Некоторые авторы, справедливо отмечая, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Однако, представляется, что такая замена не оправданна. Ведь это понятие не сводится только к способу определения результатов голосования, а в действительности представляет систему важнейших юридических норм. Кроме того, данный термин принят в зарубежной литературе, и отказ от него осложнит взаимопонимание российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.

Существующие в настоящее время избирательные системы при всей их пестроте и многообразии могут быть сведены к трем типам:

Мажоритарные;

Пропорциональные;

Смешанного представительства.

Каждая избирательная система во многом обусловлена существующей в той или иной стране политический системой.

Мажоритарная система (от фр.majorite – большинство) в настоящее время действует в Великобритании, США, Канаде, Ирландии, Франции, Японии. При мажоритарной системе выигравшим считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. В современных государствах применяются мажоритарные системы

А) абсолютного большинства (Ирландия, Австралия);

Б) относительного большинства (США, Великобритания, Индия).

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил абсолютное (или простое) большинство голосов (т.е.50% + 1 голос) от общего числа поданных и признанных действительными голосов. Если ни один из кандидатов не набрал положенного количества голосов, проводится перебаллотировка, причем, в списке остаются 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, или проводится второй тур голосования, результаты которого могут определяться по другой системе. Причем, в промежутке между турами несколько партий могут объединиться вокруг одного кандидата и создать единый предвыборный блок. В условиях многопартийности решающим, при такой системе, является второй тур.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. При этой системе нередко большинство в парламенте получает партия, не располагающая поддержкой большинства избирателей. Например, представим, что 5 тыс. избирателей должны выбрать одного из пяти кандидатов. Допустим, что голоса распределятся таким образом: 2000-1500-1000-450-50. Избранным будет признан первый кандидат, несмотря на то, что против него голосовало большинство избирателей (3000 чел.). Существует редко применяемый вид мажоритарной системы – квалифицированного большинства. Для победы необходимо набрать 2/3, ¾ от общего числа поданных голосов.

В зависимости от числа депутатов, избираемых от каждого округа, различаются мажоритарные униноминальные, или одномандатные (1 депутат от округа) системы и полиноминальные, или многомандатные (несколько депутатов от округа).

Главное достоинство мажоритарной избирательной системы – учет мнения большинства избирателей определенного округа, недостаток – неучет мнения большинства в целом, при специфическом формировании избирательных округов.

Таким образом, главной проблемой при выборах по мажоритарной системе является формирование избирательных округов. Существуют детальные процедуры, иногда законодательно оформленные, предписывающие соблюдать целостность округов и другие правила относительно их геометрии и границ, сводящиеся к следующим критериям:

1.Конситуционные а) равенство округов по населению; б) равенство возможностей быть представленными на выборах (недопущение нарезок с целью дискриминации отдельных групп);

2.Географические компактность территории округов и их территориальная целостность;

3.Политико-географические критерии : соблюдение, по возможности, границ политико-административных единиц, отражающих территориальную организацию общества;

4.Политические : а) преемственность окружных сеток после ревизии в результате пересмотра по данным переписи населения, минимизация вносимых изменений; б) «внепартийность» округов, т.е. недопущение нарезки округов в интересах партии, стоящей у власти.

Если эти критерии вступают в противоречие друг с другом, предпочтение отдаются конституционным и географическим критериям.

Подобные правила важны, так как нарезка округов может стать эффективным способом манипулирования голосами избирателей. Если хорошо знать размещение различных социальных групп, то есть политическую географию общества, то можно нарезать сетку округов так, чтобы кардинально сократить политическое влияние одних групп на результаты выборов, в угоду другим группам. Подобные манипуляции получили название «джерремидеринг» – по имени губернатора штата Массачусетс Э.Джерри, который в начале ХIХ в. причудливо выкраивал округа для обеспечения победы своих сторонников.

В качестве преимущества мажоритарной избирательной системы можно назвать возникновение между депутатами и избирателями прочных, непосредственных связей, часто имеющих личностный характер. Добросовестный депутат хорошо знает свой округ, проблемы и интересы его жителей. Избиратели имеют достаточно полное представление о кандидате, его политических взглядах, поведении. Мажоритарная избирательная система укрепляет позиции наиболее сильного политического течения, создает условия для возникновения устойчивой расстановки сил в законодательных органах, способствуя вытеснению из парламентских структур мелких и средних по влиянию партий, стимулируя сознание двух- или двухпартийных модифицированных систем.

К недостаткам мажоритарной избирательной системы относится то, что она, зачастую, не отражает реальную расстановку социально-политических сил в стране. Некоторые влиятельные политические партии и организации вытесняются за пределы парламента, что может приводить к активизации внепарламентских методов политической борьбы. Таким образом, создается возможность для доминирования в поведении политических субъектов частных интересов в ущерб общенациональным; ослабляется значение парламента и правительства, как общенациональных органов.

Пропорциональная система представительства – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Пропорциональная система имеет следующие модификации:

· пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются, и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;

· пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в округе.

При этой системе создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает свой голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается так называемый избирательный метр или квота, то есть минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Распределение внутри партийного списка осуществляется в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке (так называемые связанные списки).

Пропорциональная система лишена недостатков мажоритарной, и позволяет в большей мере учитывать мнения избирателей в целом по стране. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Пропорциональная система способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским общество и государством, стимулируя развитие плюрализма в политической системе. Однако и она искажает волеизъявление граждан, особенно при большом количестве избирательных объединения, или малочисленных органах государственной власти. Отрицательным качеством пропорциональной системы является и то, что списки кандидатов составляются иногда административно-канцелярским путем, что усиливает зависимость кандидатов от партийных аппаратов. Появляется возможность бюрократических решений и махинаций, подрывающих доверие населения к представительным органам и политическим партиям. Отсутствие доминирующей политической партии делает неизбежным появление коалиции партий. Их политические программы страдают неопределенностью, так как создаются на основе компромиссов партий с различными целевыми установками. Такие компромиссы непрочны, следовательно, действия правительства могут быть непоследовательными и противоречивыми. Может возникнуть парламентская нестабильность.

Для преодоления недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем создаются разного рода смешанные избирательные системы. В масштабе страны создается система, при которой часть депутатских мандатов завоевывается на основе принципов мажоритарной системы, а другая часть – распределяется в зависимости от голосования по партийным спискам. Например, в ФРГ половину депутатов бундестага выбирают по мажоритарной системе, половину – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Первый он подает за кандидата, второй – за тот или иной партийный список. Подсчет голосов производится раздельно. Точно так же проводились выборы в Государственную Думу Российской Федерации. 225 депутатов проходят по одномандатным мажоритарным округам, 225 – по партийным спискам.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму.

При смешанной избирательной системе избирательное законодательство определяет нижний предел для ограничения представительства мелких партий. Например, и у нас, и в ФРГ партии, набравшие менее 5% голосов избирателей в целом по стране в парламент не проходят.

ТИПЫ ВОТИРОВАНИЯ .

Избирательное право предполагает определение типа голосования (вотирования) в ходе выборов, т.е. регламентацию основной процедуры избирательной кампании. Существует три основные типов вотирования:

1.Альтернативное : у активного избирателя один голос, который он может отдать за или против определенного кандидата или избирательное объединение (партию).

2.Коммулятивное : у избирателей число голосов больше, чем количество зарегистрированных кандидатов. Он имеет право отдать все свои голоса одному кандидату (блоку, партии) или распределить их в определенной пропорции согласно своим симпатиям.

3.Лимитированное : предполагает наличие у избирателя меньшего количества голосов, чем зарегистрировано кандидатов. Избиратель имеет те же права, что и при коммулятивном голосовании. Иногда используется так называемое преференциальное голосование (от лат.praefero – предпочитаю). Тогда избиратель проставляет в бюллетене свои предпочтения, указывая их цифрами 1,2,3 и т.д. кого он желает видеть в первую очередь, кого во вторую и т.д. При определении результатов голосования подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции и т.д. Такое голосование при мажоритарной системе абсолютного большинства обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки. При пропорциональной системе это помогает определить тех кандидатов партийного списка, которые получают право на мандат (в Австрии, Финляндии).

заданные результаты.

Публикации по теме