Применение икт технологий образовательном процессе. Икт в образовательном процессе

ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н. О. Саблина, Л. В. Бирюкова, М. Н. Ляскина

г. Воронеж, МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Лицей №2», МБОУ СОШ №97

E - mail : MILA 3335@ yandex . ru

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский

Реализация ФГОС сегодня акцентирует внимание на необходимость формирования информационной компетентности, как ученика, так и педагога. Использование в учебном процессе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной проблемой нашего времени.
Сегодня каждому учителю необходимо уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Таким образом, предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным для обучающихся.
При подготовке урока с использованием ИКТ я поступаю следующим образом:
1. Определяю дидактическую цель, которая ориентируется на достижение результатов: формирование, далее закрепление и, наконец, обобщение знаний, и их совершенствование.
2. Провожу анализ на основе требований к образовательным электронным ресурсам; их отбор. Таким образом, выбирают форму и структурные элементы урока.
3. Провожу детализацию функций, выбираю способы, посредством которых происходит взаимодействие обучающегося с электронным ресурсом.
При этом определяется: цель; длительность каждого этапа; форма организации деятельности обучающихся и преподавателя; форма промежуточного контроля.
В ходе подготовки и организации урока с ИКТ я учитываю следующие факторы: уровень подготовки класса, цель урока, задачи урока, форму и тип урока, гигиенические требования.
Говоря о критерии полезности ИКТ в образовании, можно отметить следующее: та или иная учебная компьютерная технология полезна и необходима, если она позволяет получить результаты такие обучения, которые невозможно получить без применения данной технологии.
Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики я использую следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
Изучение нового материала:
1) фронтальная работа с классом;
2)самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме:
1) фронтальный опрос. Используем проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают;
2) самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике;
3) занятия практикумы. Самостоятельная работа учащихся.
Контроль знаний. Контроль знаний с применением компьютерных тестов (компьютер выдает процент выполнения задания, ошибки, оценки).
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие ожидаемые результаты обучения при использовании ИКТ на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творчества учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий в образовании;
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным системам, различным информационным ресурсам. Компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения. Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках.
В своей работе на уроках я уже несколько лет использую интерактивную доску. Без неё уже довольно сложно представить любой урок. С помощью интерактивной доски имею возможность демонстрировать слайды, видеоролики, делать на доске пометки, рисовать. Наиболее эффективно её использование для презентации геометрических задач по готовым чертежам. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки отличаются высокой эстетической привлекательностью. Урок-презентация даёт возможность получить больший объема информации за короткий период. Также в любой момент можно вернуться к предыдущему слайду. Я использую презентацию при закреплении учебного материала, при проверке домашнего задания, для устных упражнений.
При изучении новой темы я показываю фрагменты видео-уроков, что позволяет сделать акцент на особо значимых моментах новой информации в ходе объяснения темы. В моей коллекции имеются диски с презентациями и видеоуроками. Часто после болезни ученики приходят неподготовленными, потому что новый материал по учебнику не смогли разобрать. Я им на электронную почту или на USB-флеш-накопитель отправляю видеоуроки. Эта система у нас уже отработана. Обучающиеся и их родители её приветствуют.
В своей работе я также использую уроки компьютерного тестирования. Тестирование это один из основных современных видов контроля знаний, который в последнее время всё шире входит в жизнь современной школы. Эффективность различных контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения.
Таким образом, ИКТ не просто становятся, а уже стало неотъемлемой частью современного учебного процесса. Они, несомненно, способствуют повышению качества образования.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский

Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы – шаг к формированию нового человека

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Цели ИКТ в воспитательном процессе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ в воспитательной работе даёт возможность

Увеличить производительность труда учителя и учащихся;
- Автоматизировать информационные процессы;
- Для качественных изменений в структуре воспитательных систем;
- Для формирования информационного общества.
А ещё информационные технологии предоставляют возможность:
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.
В век развитых технологий, активности воздействия природных факторов, противоречивости социально - экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Информационные технологии предоставляют возможность:
рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Социально-экономические требования:
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании, в воспитательной работе.

Использование ИКТ в воспитательной практике:
"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
как средство обработки информации (фото и видео-изображений, тексто-вой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, по-строения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

ИКТ для меня:
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов); Формирование и развитие классных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие классного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка бесед, классных часов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.

Где дети используют ИКТ в воспитательных целях
Поиск и сбор информации;
Для исследовательских работ (создание проектов);
Подготовка материалов для классных СМИ (газета)
Подготовка материала для классного сайта. Фотогалерея;
Виртуальныная энциклопедия;
Портфолио школьника;
Копилка игр, конкурсов, викторин;

Достоинства ИКТ
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспита-тельных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повы-шают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педаго-гическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникацион-ных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение. Теоретический раздел предмета можно при помощи ИКТ представить ярко, образно, зримо. Практический раздел предмета содержит практические задания в различной форме, в том числе и тесты. После окончания урока, при использовании тестов, сразу же можно получить информацию об уровне усвоения материала. У нас уже появляются уроки (в основном на литературном чтении, темы: Басни, Русские народные сказки…), где учащиеся представляют в форме мини – презентаций (2 – 3 слайда) с устным сопровождением воспитательные выводы. Такая работа позволяет вовлечь всех в обсуждение, комментирование, высказывание своего мнение. Применение ИКТ дало толчок для развития проектной деятельности на уроке, что также способствует развитию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.
Мой класс живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются или новые формы, или новое содержание, или же новые технологии работы. Поэтому в организацию традиционных воспитательных мероприятий прочно входят информационные технологии. Так, добрая традиция создавать электронный творческий фото-отчет после каждого мероприятия помогает накопить материал к окончанию начальной школы (презентация для родителей и учеников) «С любовью к родной школе». Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.
Например: во 2 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:
«Русское наследие» об обычаях русского народа;
«О красоте и мужестве»;
«Урок доброты»;
«Страна вежливых слов»;
«Новогоднее настроение»;
«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
С использованием проводятся уроки Мужества (к Дню подводника, к Дню защитника отечества, к Дню Победы) Например:
«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»
«Войны священные страницы»
«Деревья тоже воевали»
Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учителем при помощи учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Организация каникулярной занятости учащихся просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки различных документов, заканчивая отчётностью по окончании работы и ведением учёта занятости детей. Это различные творческие отчёты наряду с традиционным письменным. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей разнообразным, интересным и полезным.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Вот уже появился электронный журнал. Уже привычным стало анкетирование родителей, информирование жизни школы через печатную и электронную версию классных сообщений, использование электронных презентаций для проведения родительских собраний. С введением в 4 классе нового предмета «ОРКСЭ» в планах уже сейчас предложить родителям и детям создавать семейный журнал «Родительский дом - начало начал», который поможет раскрыть нравственные основы семьи, семейные ценности, историю, занятия, традиции, предполагает дальнейшую работу по изучению своих корней, родословной семьи, а всё это потом поможет подготовить проектную работу, которая нужна будет для оценки знаний по окончанию курса, т. к. семья является одной из трёх ценностей (Семья, Отечество, культура)
Профилактическая работа напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Владея пользовательскими умениями, можно отследить и зафиксировать в форме электронных таблиц различные сведения. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
При организации здоровьесберегающей деятельности потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед, составлении таблиц, диаграмм при проведении мониторинга физического развития, отслеживания результатов. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
Дополнительное образование выходит на новый этап развития. Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, общение по Интернету, электронной почте. Создание творческих работ, оформление выставок из них тоже приобрело новую окраску.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование, своевременное информирование о деятельности и результатах работы органов самоуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ. Пытаемся составлять Портфолио ученика. Портфолио рассматривается как визитная карточка, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и дальнейших планах. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний ученика, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио ребята могут помещать фотографии, проекты, фильмы и другие материалы, рассказывающие о себе и о коллективе класса. Использование ИКТ дают возможность для издания печатной и электронной версии классной газеты. Поскольку ребята ещё маленькие, то это только первые пробы. Работая над выпуском, дети учатся брать интервью, писать статьи, искать информацию в сети Internet и т.д. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Наиболее заинтересованные ученики умеют при различных видах деятельности:
– работать со звуком;
– работать с фотоааапаратом, видеокамерой;
– составлять презентации (всталять картинки, звук, набирать информацию);
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего-либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого. Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Создана компьютерная база, где размещается информация о моей внеклассной работе – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Использование ИКТ способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. А если учесть интерес школьников к компьютерам, то получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
Также меняется и моя роль. Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня имеется возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, стали намного проще с помощью ИКТ.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» Институт иностранных языков

«Средства ИКТ в учебном процессе»

Выполнил:

студент 4 курса группы Г Института иностранных языков отделения английского языка

и методики его преподавания Арсланов Артур Илгизович

Рязань 2012

Введение.........................................................................................................................................

Теоретическая основа....................................................................................................................

Информационно – коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.7

Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми

образовательными потребностями. .........................................................................................

Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия) .....................................................

Практическое применение средств ИКТ в учебном процессе................................................

Пример использования информационно-коммуникационных технологий на уроках

математики в коррекционной школе.....................................................................................

Заключение...................................................................................................................................

Список использованной литературы.........................................................................................

Книги: .......................................................................................................................................

Веб-сайты: ................................................................................................................................

Приложения.................................................................................................................................

Приложение 1...........................................................................................................................

Приложение 2...........................................................................................................................

Введение

Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога,

мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления,

обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и

гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы,

дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов -

фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы,

схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели,

подготавливаемые лектором.

Основные направления работы учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса,

направленных на содействие решению личностных, образовательных,

коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока,

во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

- Демонстрация компьютерной презентации;

- Тестирование с выбором ответов;

- Написание диктанта, сочинения, изложения;

- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

- Использование электронных учебников.

Это способствует экономии времени и эффективности учебного

процесса.

Модель использование ИКТ вне урока:

- Поиск информации в Интернете и других источниках;

- Фиксация записи об окружающем мире;

- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания,

позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной,

промежуточный, рубежный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями,

работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование.

Теоретическая основа

Информационно – коммуникационные технологии в учебновоспитательном процессе

В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении учащихся, но и в организации учебного процесса.

Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.

Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися, компьютерной поддержки различных мероприятий, педагогических советов, родительских собраний. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели,

отчеты кружков.

Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

«Технологии специальных возможностей включают три составляющие.

Специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя. К параметрам специальных возможностей относятся, например, изменение размера и цвета шрифта и параметров указателя мыши в операционной системе Windows . Продукты

Microsoft® Windows®, Microsoft® Office и Microsoft® Internet Explorer®

поддерживают целый ряд специальных возможностей и параметров,

облегчающих восприятие звуковой и визуальной информации и повышающих удобство работы с компьютером.

Продукты с технологиями специальных возможностей

(специальное оборудование и программное обеспечение), которые тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями. К таким продуктам можно отнести программу увеличения экрана для пользователя с плохим зрением или эргономичную клавиатуру для пользователя с болями в запястье.

Совместимость продуктов с технологиями специальных

возможностей с операционной системой и иным программным обеспечением. Это очень важный аспект нормальной работы продуктов с технологиями специальных возможностей». (Приложение 1)

Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия)

позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher,

проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего

учреждения:

- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы

и т.п.);

- графическая (речевые профили, графики обследования,

диагностический материал);

- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

Анимация;

Картинки;

Фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Литвинец Ирина Игоревна,

учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназии №155

г. Санкт-Петербург

Модернизация системы образования сегодня рассматривается, как потенциал инновационного развития общества и основана на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования.

Центральной проблемой остается обеспечение высокого уровня качества образования. Новые ФГОСы предполагают внедрение системно - деятельностного подхода к обучению учащихся на основе использования передовых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся ключевых компетентностей и универсальных учебных действий (УУД).

Внедрение в практику работы школ ИКТ - технологий является одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

Е.И.Огарев под компетентностью понимает оценочную категорию, которая характеризует человека как субъекта деятельности, способного планировать и осуществлять эффективные действия, направленные на достижение поставленной цели.

В структуре компетентности он выделяет пять компонентов: глубокое понимание существа решаемых задач и проблем; знания и опыт, накопленные в области деятельности; овладение передовыми достижениями; умение выбирать адекватные условиям средства и способы деятельности; чувство ответственности за результаты своей деятельности в процессе достижения цели.

Главными составляющими информационной компетентности ученика являются:

  • умение правильно отбирать источники информации;
  • умение находить и преобразовывать информацию их различных источников
  • владение конкретными навыками по использованию технических устройств
  • способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии;
  • знание особенностей информационных потоков в нужной области.

Под информационно-коммуникационными технологиями мы понимаем систему способов, приемов и методов работы с информацией, применение которых обеспечивает решение центральных задач обучения и воспитания.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • сохранять устойчивый интерес к предмету;
  • моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
  • учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
  • развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Главными преимуществами применения ИКТ на наш взгляд являются:

  1. Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
  2. Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
  3. Сохранение высокого темпа урока, занятия.
  4. Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
  5. Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
  6. Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

В урочной, внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися применяются такие формы ИКТ - технологий, как: презентации, интерактивные тесты, работа по поиску информации в Интернете, подготовка проектов, применение готовых электронных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов.

Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности и способствуют формированию информационной компетентности учащихся, являются проектные технологии. Совместная деятельность по работе над электронным проектом демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности.

Преимущества использования в учебном процессе мультимедиа ресурсов:

1. Презентация:

Наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий;

Быстрая проверка самостоятельных заданий учащихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов;

Решение задач и просмотр результата;

Коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у учащихся критическое мышление.

2. Видеофрагмент:

Позволяет сэкономить время учителя для подготовки и проведения данного опыта на уроке.

3. Анимация:

Реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты.

4. Тест на компьютере:

Даёт возможность быстро проверить знания учащихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках;

Позволяет увидеть учителю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;

Сразу же сделать работу над ошибками.

5. Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем.

Компьютерные модели проще и удобнее исследовать в силу их возможности проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены по разным причинам. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяет выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта-оригинала (или целого класса объектов), в частности, исследовать отклик моделируемой физической системы на изменения её параметров и начальных условий.

Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом учителя позволяют развивать внимание и визуальное мышление - способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.

Таким образом, использование ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления.

«Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей».

Одним из требований нового государственного образовательного стандарта является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности человека. На сегодняшний день использование информационно-коммуникационных технологий в системе образования становится необходимо. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Меняется роль учителя в информационной культуре, он должен стать координатором информационного потока. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в обучении. Наша задача должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации. Умение обрабатывать информацию является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется рассмотреть данную тему с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

ИКТ подразумевает под собой:

    технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

    использование самого компьютера, самых разных программ.

Основная цель применения ИКТ: обеспечить повышение результативности образования.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

    позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

    способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

    позволяют индивидуализировать процесс обучения;

    повышают интерес к уроку

    активизируют познавательную деятельность учащихся;

    развивают творческий потенциал учащихся;

    осовременивают урок.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составлять план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Применение ИКТ в процессе обучения школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Для этого учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

Технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

Методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения учащихся;

Технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках.

Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Актуальность и новизна обусловлена:

Во-первых, в информационном обществе важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления.

Во-вторых, использование компьютера в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. У студентов наблюдается большой интерес к компьютерам, повышается мотивация к изучению предметов.

В-третьих, введение профильного обучения предполагает углубленное изучение спец.предметов. При этом неуклонно возрастает роль ИКТ как средства модернизации процесса образования.

Успешность работы учебных заведений сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Это обусловливается рядом факторов:

Во-первых, человек, умеющий работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами и телекоммуникационными сетями, обладающий информационной культурой приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое мировоззрение.

Во-вторых, владея опытом творческой деятельности, он находится в более выгодном положении по отношению к людям, пользующихся стандартными, устоявшимися методами.

В-третьих, он способен повышать свой интеллектуальный уровень, развивать и внедрять прогрессивные технологии, саморазвиваться в любом образовательном направлении.

Только общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом и уровнем информационной культуры, может обеспечить себе достойные условия существования.

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. В настоящее время преподаватель не может работать как раньше. Он должен научить обучающихся пользоваться информационно-коммуникационные технологии и самостоятельно добывать информацию. Одно из основных направлений моей работы с учащимися – использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Самостоятельная работа предполагает наивысшую степень активности. Для этого надо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся была заинтересованность работой, удовлетворенность результатом, но при этом по сути самостоятельной.

Для достижения поставленных целей необходимо:

    Формирование у обучающихся умений работать с информацией;

    Развитие коммуникативных способностей;

    Подготовка личности «информационного общества»;

    Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Персональный компьютер - это не просто шедевр современной высокой технологии - это дверь, уже сейчас широко открывшая дорогу к мировой информации. ПК в образовании - это устройство, провоцирующее и учителя и ученика на творчество и новаторство, дающее возможность перейти к новымформам обучения.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайдфильмов. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании со знакосимвольной.

При объяснении нового материала и проведении практических работ можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы РоwегРоinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

Овладение программой Аdobе Рhotoshор может позволить преподавателям и мастерам производственного обучения создавать оригинальные стенды для кабинетов или учебных мастерских, что позволит экономить средства на их покупку.

Используя специальные тестовые оболочки по своему предмету преподаватель сможет в интересной для учащихся электронной форме проводить проверку знаний, экономив, при этом свое время на их проверку, поскольку умелая настройка таких программ позволяет сделать это автоматически. Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет процедуру подведения итогов выполненных работ и снижает количество ошибок при их оценке.

К сожалению, на сегодняшний день мы имеем ряд ограничений в использовании ИКТ.

    Недостаточная материальная база колледжа

    Недостаточная компетентность преподавателей в области использования ИКТ

    Не совершенство системы передачи данных

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные коммуникационные технологии (ИКТ) Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации. Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся возможно в ходе разработки проектных заданий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) затронули все сферы человеческой деятельности и внесли качественные изменения и новые реалии в жизнь всего мирового сообщества. Информатизация современной жизни сопоставима по значимости с созданием алфавита; по мнению ряда авторов, именно владение ИКТ сделало более применимым к нынешней цивилизации определение «информационное общество», которое потеснило термин «постиндустриальное общество», доминировавший ещё недавно в научной литературе. Умение применять ИКТ стало равносильно умению читать и писать в индустриальном обществе и резко провело социально-психологический раздел между владеющими и не владеющими ими людьми. Поскольку для современного общества характерно лавинообразное накопление знаний (информационный бум), то естественным стало появление новой концепции образования - "образования на протяжении всей жизни", которая предполагает, среди прочего, выработку умения принимать самостоятельные решения и умения общаться. Такая образовательная всеохватность предполагает выход за границы национальных государств, в единое пространство, являющегося одновременно экономическим, информационным и образовательным. Такая среда требует максимально эффективных международных коммуникаций. Информационные технологии выступают как оптимизирующий фактор в развитии необходимых навыков межкультурного общения. Глобальные сети и, в первую очередь, Интернет помимо практически безграничной коммуникации дают возможность практически неограниченного доступа к информации. Научиться использовать этот колоссальный ресурс, отбирать действительно ценное и нужное для оптимизации обучения - важный аспект, требующий внимания и изучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе имеет как положительные моменты, так и отрицательные.

Пример 1. Наиболее используемый ресурс на уроках в школе - это презентации. Однако, даже если создана хорошая презентация по теме урока (слайды с хорошим оформлением, рисунки хорошего качества, слайды не перегружены текстом, на слайде ничего лишнего, вся информация наглядная и красочная), даже с такими хорошими презентациями возникают проблемы. Вот некоторые:

1. Чтобы презентацию хорошо было видно, используют затемнение. И все семь уроков учащиеся и учитель вынуждены находиться при искусственном освещении, без дневного света.

2. Читая информацию на слайде, напрягается зрение. А если презентаций несколько, то устают глаза от напряжения. С медицинской точки зрения это неоправданно.

3. Иногда, если есть проблема с дисциплиной в классе, новый учебный материал не объясняет учитель, а заставляет переписывать учеников информацию со слайда.

4. Переписывая всю информацию со слайда, учащиеся зачастую прослушивают объяснения учителя.

Пример 2, который касается использования учениками ресурсов Интернет. Ученику задают заданию подготовить реферат, доклад, или какой-либо другой вид работы, связанный с нахождением информации в сети интернет. Найдя то, что нужно, ученик должен осмыслить, проанализировать, отобрать интересную и действительно нужную информацию и составить свой вариант сообщения. Но, как правило, это не происходит. Потратив много времени на нахождение нужной информации, ученик не считает нужным обработать найденный материал.

Пример 3. Допустим, ученик на уроке использовал различные учебные программные продукты (контролирующие, тренирующие, демонстрационные, обучающие), выполняет задания и применяет текстовый и графический редактор, проводит вычисления и создает диаграммы в электронной таблице, работает с данными в СУБД, читает электронные учебники и пособия. Тогда этот ученик прекрасно работает на уроке в своем темпе, а учитель подбирает индивидуальное и дифференцируемое обучение. Все хорошо, если не учитывать, что тогда ученик каждый урок вынужденно много работает за компьютером, а это плохо отражается на здоровье.

Усилия, затраченные на разработку уроков с применением ИКТ компенсируются, если применение ИТ методически оправдано, продуктивно. К тому же, если учитель систематически готовит материал в электронном виде, то через определенное время накапливается обширная база данных.

Но использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы, соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого учителя.

Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. На сегодняшний день медиаоборудование становится всё более востребованным. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.

Итак, использование компьютера - мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение

1. Максимально использовать преимущества ИКТ для повышения качества образования учащихся.

2. Повышать квалификацию через самообразование, участие в профессиональных объединениях учителей и семинарах, мастер-классах

3. Внедрять информационные технологии в различные этапы традиционного урока

4. Разрабатывать и использовать собственное программное обеспечение и цифровые образовательные ресурсы, формировать и использовать медиатеку.

Если брать первые революционные этапы развития образования, то можно провести аналогии и предсказать, какие возможны трудности. Учащиеся получают широчайшие возможности в выборе способа изучения того или иного предмета или предметов, но рядом нет учителя. И тут происходят предполагаемые негативные последствия: пассивность учащихся, низкий уровень коммуникативных навыков, отсутствие самостоятельности, введение учителя в заблуждение по поводу понимания материала. Поэтому необходимо искать новые формы работы для решения этой проблемы. Это может быть создание творческого коллективного проекта, при оценке которого оговаривается (очно или виртуально) и оцениванию подлежит каждый участник проекта.

Другой проблемой является увеличение ответственности ученика за результаты обучения в такой ситуации, когда он имеет выбор между различными формами обучения, между дефицитом времени необходимо выбрать полезную и нужную информацию из массы ненужной. Именно здесь учителям необходимо помочь учащимся, чтобы правильно организовать свою учебную деятельность, учитывая их индивидуальные способности и возможности.

Актуальность использования ИКТ в современном образовательном процессе.

Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться «эпохой информации», так как в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто «эпохой информации», а, более того - «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Чтобы лучше адаптироваться к социальным и профессиональным переменам, сегодня всё больше граждан нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых).

В связи с этим перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, осознавать последствия воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование. Основными принципами современных ИТ являются:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

Разработка мультимедийных учебных пособий стала актуальной задачей в условиях развития системы современного образования и широкого внедрения новых ИТ в учебный процесс.

Актуальность применения ИКТ технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Когда-то Горький определил: "Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика". Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

Регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

Познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

Коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

Воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

Демонстрация компьютерной презентации;

Тестирование с выбором ответов;

Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра.

Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.

Модель использование ИКТ вне урока:

Поиск информации в Интернете и других источниках;

Фиксация записи об окружающем мире;

Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

Сведения о специаль­ных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

«Технологии специальных возможностей включают три составляющие.

Специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя. К параметрам специальных возможностей относятся, например, изменение размера и цвета шрифта и параметров указателя мыши в операционной системе Windows. Продукты Microsoft® Windows®, Microsoft® Office и Microsoft® Internet Explorer® поддерживают целый ряд специальных возможностей и параметров, облегчающих восприятие звуковой и визуальной информации и повышающих удобство работы с компьютером.

Продукты с технологиями специальных возможностей (специальное оборудование и программное обеспечение), которые тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями. К таким продуктам можно отнести программу увеличения экрана для пользователя с плохим зрением или эргономичную клавиатуру для пользователя с болями в запястье.

Совместимость продуктов с технологиями специальных возможностей с операционной системой и иным программным обеспечением. Это очень важный аспект нормальной работы продуктов с технологиями специальных возможностей».

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математике в коррекционной школе.

Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны: с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения; с достижением новых учебных результатов; с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников; с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов.

При использовании компьютера в преподавании математики у меня возникли некоторые проблемы:

Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания: или всё, или ничего.

Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.

Решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках математики в коррекционной школе потребовало поиска и создания новых средств обучения. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.

Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе? Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.

При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели, и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран. Учитываю предназначение урока:

Для изучения нового материала, предъявления новой информации;

Для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

Для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

Для обобщения, систематизации знаний;

Для контроля знаний, умений, навыков.

Созданные мною мультимедийные презентации, обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Этап актуализации опорных знаний необходим для лучшего восприятия и усвоения новых знаний. Вся информация по актуализации опорных знаний представлена в определённой последовательности слайдов, в определенной последовательности подачи изображений на экран с использованием анимации. Продумана цветовая гамма. (Приложение)

Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения математике оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении математических понятий.

Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Среди различных способов изучения нового материала можно выделить следующие: новый материал объясняется самим учителем либо разбирается в ходе совместной деятельности с учащимися. Выбор каждого из этих способов зависит, прежде всего, от того, каким временем располагает учитель на уроке для изучения нового, от степени готовности школьников к его восприятию и от содержания вводимых понятий.

Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе изучения нового материала добиваюсь, чтобы ученики не были пассивными созерцателями того, что им предъявляю на экране. Стараюсь так организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученики не только получали знания, но и добывали их. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Разработанная презентация для изучения нового материала дает возможность использовать ее для дальнейшего закрепления знаний. Это большое подспорье для учеников, пропустивших урок по данной теме (Приложение)

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Для понимания изучаемого большое внимание уделяю актуализации опорных знаний, пошаговому введению нового материала, так как большой объем информации трудно воспринимается детьми. Для лучшего запоминания главного в изучаемом материале использую в презентациях его выделение жирным шрифтом, курсивом, рамкой, цветом. Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала должно осуществляться с учетом психолого-педагогических закономерностей. Особое внимание при этом следует обратить на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются условия:

Учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;

Это задание направляет усилия учащегося на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.д.)

Данный прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;

Учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приема;

Материал не является чрезмерно легким или очень трудным.

Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Он должен не только уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

При проведении урока нужно позаботиться об обратной связи с учащимися. Информация должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими ребят на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей.

При использовании мультимедийных презентаций имею возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это важно в работе с детьми с ОВЗ, уровень развития которых характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.

Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса учу школьников в знакомом видеть новое.

Использование созданных мною тестов введённых на компьютер показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением тестов введённых на компьютер – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

Информационные технологии вообще и тесты введённые на компьютер в частности позволяют: повышать мотивацию учения за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса, оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.

Информационно – коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении учащихся, но и в организации учебного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.

Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели, отчеты кружков.

Мною совместно с учителем информатики Семёновой Е.И. был организован выпуск школьной газеты «Л@стик» .Дети с удовольствием ведут сбор материала к выпуску нового номера газеты. Берут интервью у педагогов. Работают в текстовом редакторе. Ведут поиск Интернете. Учатся пользоваться сканером.

В газете отражаются события школьной жизни. Публикуются рисунки детей. Дети мечтают и фантазируют…

Таким образом, мой опыт работы в организации создания и выпуска школьной газеты «Л@стик », показывает, что у детей значительно повысилась мотивация к учению. Наблюдается улучшение зрительной памяти, внимания.

Заключение.

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.

Важным условием реализации возможностей ИКТ в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.

По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-6 уроков. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные.

Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.

Публикации по теме