Образец схемы сложного предложения. Что включает в себя схема предложения

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Должна быть правильно составлена схема сложного предложения. Только она поможет разобраться в сложных случаях постановки запятых, тире и двоеточия. Кроме того, верно охарактеризовать сложную синтаксическую единицу также помогает ее схематичное исполнение. Вопросы синтаксиса и пунктуации вынесены в задания ЕГЭ и ГИА, поэтому совершенно необходимо уметь наглядно представлять состав сложного предложения. Как это правильно сделать? Разберемся в данной статье.

Понятие о сложном предложении

Необходимо дать определение сложного предложения как такового. Это самая сложная синтаксическая единица, имеющая в своем составе несколько простых.

Таким образом, подобное предложение имеет минимум две грамматические основы. Они могут быть связаны между собой по-разному:

  • и союзными словами.
  • Бессоюзно.
  • В рамках одной синтаксической единицы могут наблюдаться различные виды связи.

Соответственно, в русском языке определяются видом связи внутри них. Они будут называться сложноподчиненными, сложносочиненными, бессоюзными и с различными видами связи соответственно.

Схема предложения: основные моменты

Схема сложного предложения требует особого внимания. Фактически, в ней необходимо объяснить постановку всех знаков препинания. Таким образом, алгоритм ее составления можно представить следующим образом:

  1. Выделить грамматические основы и определить количество частей.
  2. Выяснить тип связи частей внутри предложения. Необходимо помнить, что подчинение мы обозначаем круглыми скобками, главную часть, сочинительную и бессоюзную связи - квадратными.
  3. Определить второстепенные члены предложения, посмотреть, нет ли среди них однородных. Последние также необходимы в развернутой схеме. Следует помнить, что частицы, союзы синтаксической функции не играют. Предлоги относятся к тем членам предложения, с которыми составляют грамматическую связку.
  4. Посмотреть, чем осложнена каждая часть обстоятельства, вводные слова и конструкции, однородные члены).
  5. В сложноподчиненном предложении определить тип подчинения: параллельное или последовательное.

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем - определение, выраженное прилагательным; мелкие - определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

, [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

Схема поможет отличить сложносочиненное предложение от простого с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Сравним: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки и застилать собою горизонт. Здесь присутствуют только однородные сказуемые: стали собираться, застилать. Они соединены союзом и.

Сложноподчиненное предложение и его схема

Сложные предложения в русском языке с подчинительной связью имеют неравнозначные части: главную и придаточную. Определить их достаточно просто: в последней всегда присутствует подчинительный союз либо Достаточно интересны такие схемы сложного предложения. Примеры разберем ниже. Дело в том, что придаточная часть может стоять в начале, конце предложения и даже разрывать главную.

Когда казак поднял руку и закричал, раздался выстрел. Предложение сложное: казак - подлежащее 1; поднял, закричал - сказуемые 1; выстрел - подлежащее 2; раздался - сказуемое 2. Соединены части союзом когда, он подчинительный, поэтому предложение сложноподчиненное. В данном случае придаточная часть начинает предложение. Докажем это. Во-первых, она содержит союз, а во-вторых, к ней легко можно задать вопрос: выстрел раздался (когда?) когда казак поднял руку. В схеме придаточная часть заключается в круглые скобки. Кроме того, придаточная часть осложнена однородными сказуемыми (их тоже указываем графически). Схема сложного предложения будет выглядеть так: (когда - = и =), [=-].

Еще один вариант, когда сложноподчиненное предложение начинается с главной части: Раздался выстрел, когда казак поднял руку и закричал. [=-], (когда - = и =).

Сложноподчиненные предложения: особые случаи

Наибольшую сложность представляют разорванные придаточным сложные предложения. Примеры с союзами сейчас разберем. Дым от костров, в которые бросали все подряд, до слез разъедал глаза. Грамматическая основа главной части: дым - подлежащее, разъедал - сказуемое. В придаточной части есть только сказуемое бросали. Грамматическая основа главной части разорвана придаточной с союзным словом которые. Соответственно схема будет такой: [-, (в которые =), =].

Еще пример: Пустующая несколько лет хижина, где мы решили остановиться, находилась на самом краю деревни. Главная часть: подлежащее - хижина, сказуемое - находилась; она осложнена причастным оборотом, который не обособляется. Придаточная часть: подлежащее - мы, сказуемое - решили остановиться. Схема такая: [|п.о.|-, (где -=), =].

Схема бессоюзного сложного предложения

Мы рассмотрели сочинительные и подчинительные сложные предложения. Примеры с союзами - не единственные. Есть еще связь частей исключительно по смыслу, бессоюзная. Здесь правильная схема особо важна, ведь в подобных предложениях наряду с запятыми могут применяться точка с запятой, тире или двоеточие. Выбор их зависит от смысловых и грамматических отношений.

Следует помнить, что части бессоюзного предложения равнозначны и обозначаются квадратными скобками. Разберем примеры.

  1. Ветер завыл еще сильнее; еще громче забегали крысы, засуетившиеся в своих норках. Это сложное предложение, состоит из двух частей: в первой основа ветер завыл, во второй - крысы забегали. По правилу, если в других частях есть еще знаки препинания, требуется поставить точку с запятой при бессоюзной связи. Во второй части присутствует обособленное определение, выделенное запятой. Схема будет выглядеть так: [-=]; [=-, |п.о.|].
  2. В доме весь день была суета: то и дело сновали слуги, княжны примеряли наряды, взрослые в волнении проверяли готовность к празднику. В данном предложении с бессоюзной связью насчитывается четыре части. Грамматические основы следующие: суета (подлежащее) была (сказуемое), слуги (подлежащее) сновали (сказуемое), княжны (подлежащее) примеряли (сказуемое), взрослые (подлежащее) проверяли (сказуемое). Первое предложение поясняют последующие, поэтому необходимо поставить двоеточие. Схема такая: [=-]: [=-], [-=], [-=].
  3. Будешь читать в детстве - книги станут верными друзьями на всю жизнь. Докажем, что предложение сложное. Здесь две грамматические основы: будешь (сказуемое), книги (подлежащее) станут друзьями (сказуемое). В данном случае требуется постановка тире, потому что вторая часть содержит следствие из первой. Схема проста: [=] - [-=].

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая - сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая - безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья - не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,|п.о.|,=], [а-=], [но =], (которая =).

Характеристика сложного предложения

Неотрывно от схемы должна идти характеристика предложения. В ней необходимо указывать каково оно по цели высказывания и интонации, а далее необходимо описать каждую из частей: состав (одно или двусоставное), распространенность, полное или нет и чем осложнено.

Разберем в качестве примера предложение, схему которого составляли в предыдущем разделе. Оно повествовательное, невосклицательное. 1-я часть: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 3-я часть: односоставное (безличное), распространенное, полное, ничем не осложнено; 4-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.

Составляем схему предложения

Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

Составляем схему сложного предложения

Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: , и . Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.

Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: , (который...). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Публикации по теме