Конспект занятия для дошкольников «Мой любимый город». Средняя группа


Конспект занятия в средней группе на тему «Мой город», проведённого воспитателем Агошковой В.Ф.
Цель: продолжать знакомить детей с малой родиной, её достопримечательностями, улицами, жилых домами, общественными зданиями, их назначением, профессиями и местом работы своих родителей. Расширять представления детей о родном городе, закреплять знания детей своего адреса, адреса детского сада, Обогащать словарь детей по теме.
. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.
Задачи:
-Учить выполнять аппликацию большого дома, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать связную речь, образное мышление и память. внимание, воображение, творческие способности,закрепить знания о значении сигналов светофора. Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла- стеклянный….), понимать и употреблять обобщающие слова.)
-Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Методы и приемы:
Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.
Практические: инсценировка отрывка из сказки «Три поросёнка»,Д/И игра «»Мы – строители»Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус», «Прогулка»
Индивидуальная работа: заучивание стихотворения «Наш город».
Материал: фото-стенд «Мой любимый город», картон для аппликации, детали дома для аппликации «Какой чудесный дом» , клей, салфетка, картинки и фотографии города, родителей группы, оборудование для игры «Мы - строители», модели домов, дорожного перехода, светофора..
Предварительная работа: экскурсия по своим улицам, рассматривание фотоальбома «Мой дом, моя семья», изготовление генеалогических древа, беседы о городе Валуйки,
Ход занятия:
-Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. И протянем ручки к солнцу, которое нас всегда греет и пожмём руку соседа. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы добрые друзья. С такими детьми интересно ходить в походы, играть, но сегодня мы вместе отправляемся в путешествие по родному городу.Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?(Валуйки).
Где находится наш город? (На берегу реки Валуй)).Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (ответы детей)
Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать.Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте куда мы отправимся на экскурсию.
А теперь отгадайте на каком транспорте мы с вами будем передвигаться. (Загадка о автобусе)
Всех сейчас в автобус просим.
Мы на город наш посмотрим.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели
Наш шофёр нажал на газ
И автобус побежал.
- Ребята, давайте повторим адрес нашего детского сада.(Улица Пархоменко, дом 26) Рядом с нашим детским садом большое здание школы №4., в нём учатся выпускники нашего детского сада. Смотрите ребята стоит Незнайка, почему-то очень у него грустный вид. Давайте узнаем, что у него случилось.
-Что случилось, дружок?
-Я вышел из школы и не знаю как пройти к дому.
-А по какому адресу ты живёшь? Мы тебя подвезём.
-Не знаю.
Это плохо Наши ребята знают свой адрес Назовите пожалуйста свой адрес.(Дети называют свои адреса.).Ну не беда, садись с нами. Может по дороге ты узнаешь свой дом.
Наш автобус быстро едет
Он к заводу нас привез.
-Ребята, посмотрите это огромное предприятие, завода «Приосколье», здесь трудятся мамы: Славы Кашубы, Полины Макущенко, Карины Павленко и Эвелины Рудофиловой. Они производят много мясной продукции для жителей нашего города. Посмотрите сколько корпусов этого завода вы видите, давайте посчитаем. (Рассматривание завода и фотографий родителей)
Уже шофер за рулем, куда дальше ребят повезем?
Шофер так быстро нас повёз, и к другому заводу привёз. Этот завод называется «Лобаз», посмотрите какой он большой. на этом заводе трудятся мамы: Кристины Пахомовой и Паши Подобедова. Этот завод производит корма для наших любимых животных(Рассматривание завода и фотографий родителей). Мы немножко подустали и сейчас мы отдохнем.
А теперь мы проезжаем длинными красивыми улицами со своими названиями и делаем остановку у большого красивого здания, а что это за здание вы узнаете из интересной загадки.(загадка о поезде)
На этот перрон прибывают поезда их разных городов и привозят сюда гостей нашего городаНа железной дороге трудятся родители: Саши Дудкиной, Альбины Кирьяновой. Рядом с вокзалом красивая площадь для гостей посетивших наш город, на ней вы видите памятник военному полководцу Николаю Федоровичу Ватутину. А недалеко у памятника русскому солдату на братской могиле горит вечный огонь. Выйдем из автобуса и пройдемся по этим красивым местам нашего города.И вновь шофер нас быстро везет и к новым, красивым местам привезет.
Обратите внимание на красивые дома и здания, которые мы видим из окна автобуса. Они выполнены из различных материалов Они разных размеров и формы, все они защищают своих жильцов от холода, дождя и ветра, непрошенных гостей.
Давайте определим, как называются дома построенные из кирпича (кирпичные, деревянные, глиняные, стеклянные) А можно ли сделать дома из бумаги, соломы? Почему нельзя? Дидактическая игра «Разные дома»
Физкультминутка.
Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками
Разминаем наши плечи
Руки движутся н встречу
Руки в бок. Улыбнись.
Вправо, влево поклонись.
В красивых магазинах «Диамант», «Заря», «Магнит» трудятся мамы наших детей: Маши Лобенко, Альбины Кирьяновой, Андрея Кольтяпина. Они предлагают полезные, качественные, красивые товары: одежду, обувь, продукты. Покупатели благодарны им за это. В какой магазин вы хотели заехать? (магазин игрушек)Таких магазинов в нашем городе очень много «Бегемотик», «Кнопка», «Ландыш» и т.д
Следующая остановка ребята, центр нашего города, где все жители отдыхают, проводят свободное время, отмечают праздники. Рядом с площадью парк отдыха, который радует своих гостей в летнее время фонтанами, для детей организованы детские площадки для игр и отдыха. Мы с вами выйдем из автобуса и, походим по дорожкам осеннего парка.
Физкультминутка:
Мы по городу гуляем, за природой наблюдаем
Вверх на солнце посмотрели
И нас лучики согрели.
Птички в гнёздышках сидят,
Птички по небу летят
И по кочкам скачут и никто не плачет.
. Ребята, не успев отъехать от парка, мы остановились. Почему? На какой цвет светофора водитель сделал остановку и что делают пешеходы в это время? Наша экскурсия подходит к концу
. Сейчас мы переместимся с вами в самое желанное место для детей, детский парк отдыха и развлечений «Дивноград». Нас встречает мир сказочных героев. Смотрите возле домика грустят двое поросят, давайте узнаем, почему они такие грустные?
Наши домики разрушил злой волк, а скоро зима. Мы не успеем построить новые дома
-Давайте поможем поросятам построить крепкие дома из кирпича и камня. Не забудьте из каких частей они состоят. Для этого мы поиграем в игру «Мы – строители» и построим дом из частей по порядку, чтобы он получился крепкий, надёжный(фундамент- фундамент, стены – фундамент, стены, крыша – фундамент, стены, крыша, окна, двери - фундамент, стены, крыша, окна, двери, дерево и цветы у дома).
А теперь ребята построим дома для наших поросят, и для тех у кого нет своего дома.(выполнение аппликации).
-Какие вы молодцы! У все получились красивые новые дома. (ребята дарят дома поросятам и составляют из домов новую улицу.
- Ребята давайте придумаем интересные названия нашей улицы.(Сказочная, Лесная, Счастливая, Наша)
- Поросята благодарят вас за новые дома. . А мы возвращаемся в свой дом - детский сад. Вам понравился наш город? Ребята давайте вспомним что мы видели на экскурсии и прочтём стихотворения о нашем городе.
На маленькой речке стоит городок,
Его нет милее на свете.
Здесь каждый родной везде уголок,
Любимый на целой планете.
Много лет ты живёшь город мой,
Солнце рано встаёт над тобой.
Белгородская наша земля,
Будь всегда ты как прежде сильна!
Валуйки, будь всегда прекрасным,
Большим, красивым, новым, разным!

Тема занятия: Здравствуйте! Это я, а это мой город

Программное содержание : Напомнить детям элементарные правила поведения, этику общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова». Уточнить знания дошкольников о названии родного города, главных его достопримечательностях. Познакомить с историей возникновения города Воронежа как сторожевой крепости в период царствования Петра I. Воспитывать культуру поведения, любовь и чувство гордости к малой Родине.

Материал: кукла Незнайка, фотографии с видами Воронежа. Фотографии детей возле домов, где они проживают. Макет «Сторожевая крепость Воронеж».

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости сегодня придет очень хороший друг. Он очень часто приходил к детям в прошлом году. Дети многому научили его. Хотя этот друг часто на многие вопросы отвечал «Не знаю!».

— Вы догадались, кто придет к нам в гости? (ответы детей обсуждаются)

Раздается стук в дверь и в комнату входит кукла Незнайка. Незнайка очень рад встрече с детьми, он улыбается и здоровается (при этом намеренно путает имена детей). Воспитатель журит Незнайку и предлагает детям представиться Незнайке: назвать свое имя и адрес проживания.

Проводится дидактическая игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?»

Дети называют свое имя, фамилию и адрес. Находят фотографию

с изображением этой улицы и выкладывают на магнитной доске. Если улица повторяется, то ребенок указывает на это.

Незнайка, меня зовут Олег Кулешов. Я живу на улице Домостроителей, дом 25, квартира 51.

Незнайка, меня зовут Маша Иванова, я тоже живу на улице Домостроителей, дом 17, квартира 2.

Незнайка, меня зовут Егор Тарасов, я живу на улице Маршака, дом 5, квартира 40 и т.д.

Незнайка удивляется, что дети так хорошо знают свой адрес, свое имя и фамилию.

Все эти фотографии помещаются на магнитной доске. Воспитатель еще раз называет выставленные фотографии: улица Домостроителей, Маршака, Пирогова, цирк, детская библиотека и т.д. Обводит все эти фотографии цветным маркером и предлагает детям назвать одним словом все, что они выложили.

Как можно все это: улицы, дома, магазины, цирк и т.д., назвать одним словом? Что мы с вами выложили с помощью фотографий? (город)

Как называется город, в котором мы живем? (Воронеж)

Незнайка любуется городом и задает вопрос: «Какой красивый город. А он всегда был таким?»

Воспитатель предлагает детям и Незнайке присесть на стульчики и узнать, как появился город Воронеж.

Воспитатель на ковре выкладывает макет «Дозорной крепости» и сопровождает действия рассказом:

Это было давным-давно, когда на нашей земле были густые, непроходимые леса, вот такие (выставляется лес).

В дремучих лесах водилось множество птиц и животных, (выставляются медведь, волк, лиса, белка, лось, ворона, сова, еж, заяц).

Вы узнали их? (дети называют птиц и животных)

Рядом с лесом протекала большая глубоководная река. В этой реке было очень много рыбы (выкладывает реку). Самое подходящее место для поселения.

Но почему-то нигде не видно людей. Как вы думаете, почему? (ответы детей обсуждаются)

Люди в этой местности действительно были, но они уходили далеко в дремучие леса, так как на нашу землю очень часто нападали враги. И звали их татарами. Набегут татары, разорят наши земли и опять убегут. В ту пору нашей Русью правил царь Петр I. Узнал об этом царь и написал указ:

«Дабы пресечь татарских орд свирепость,

Святую Русь от недругов сберечь

Царь повелел рубить на взгорье крепость

И оную Воронежем наречь»

А Жигулин

Так на берегу глубоководной реки рядом с дремучим лесом выросла крепость (выставляется забор, сторожевая башня, несколько домиков, пушки и т.д.). Обнесена она была высоким зубчатым забором. Иногда его называют частокол, как вы думаете, почему? (высокие колья устанавливали близко (или часто) друг к другу). Вдоль стен вырыли глубокий ров и заполнили его водой. У ворот соорудили мост, который крепился к забору цепями. Как вы думаете, для чего? (чтобы во время беды можно было поднимать его). За высоким забором построили высокую башню с колоколом. День и ночь стоял там человек. Кто из вас догадался, что он делал? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что он наблюдал за врагами и вовремя сообщал об их приближении). Иначе можно сказать, что он сторожил. Кроме сторожевой башни, за забором были выстроены дома. В этих домах жили стрельцы, пушкари, сторожа. Как вы думаете, чем они занимались? (ответы детей обсуждаются). А как можно назвать крепость, которая все время стояла в дозоре, на страже и защищала окраины нашей Родины? (дозорная или сторожевая).

Как же отражали атаки защитники крепости, если нападал враг?

Проводится дидактическая игра «Как мы защитим свою крепость?»

(Дети по ходу рассказа воспитателя выставляют на макете предметы).

Если сторож видит опасность, начинает звонить в колокол. Стрельцы и пушкари занимают свое место у пушек и возле оконцев в крепости. Воротники быстро закрывают ворота на засов и поднимают мост, чтобы враг не пробрался в крепость.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из стихотворения «Крепость Воронеж» Виктора Будакова.

И увидели крепость крутую ордынцы -

Пояс стен, да ворота, да башни.

И своих лошадей осадили ордынцы,

Не скопытив славянские пашни.

Да, они и хитры, и сильны, и летучи,

Но преградой грозит эта крепость на круче -

Грянул колокол! Хан покачал головою:

«Не хорошая крепость Воронеж!»

И ордынцы, пыля, повернули назад,

В диком поле бесследно пропали.

У этой крепости, как и у любой другой, есть своя эмблема, или иначе ее называют герб. Герб может очень о многом нам рассказать. Давайте рассмотрим герб нашей крепости.

Что изображено на нем? (пушка, на пушке сидит ворон)

Почему на гербе изображена пушка? (чтобы отбивать удары врагов)

Почему на гербе изображен ворон? (ответы детей обсуждаются)

Какого цвета эта птица? (черного) Можно ли в темноте увидеть ворона?

Ворон - это птица, которая летает высоко и видит далеко.

Какие качества этой птицы пригодятся защитникам нашей крепости? (зоркость, наблюдательность, незаметность, быстрота)

О чем нам рассказал герб нашей крепости? (ответы детей обсуждаются)

Прошло очень много лет и сейчас наш город совсем не сторожевая крепость. Поэтому и герб у нашего города другой.

Дети с воспитателем рассматривают герб современного города Воронежа.

Чего не стало на этом гербе? (пушки, ворона)

Как вы думаете, почему? (нет опасности, люди живут мирно)

Что же изображено на новом гербе? (гора, кувшин. А из кувшина течет вода).

Если землю все время поливает вода, то что можно сказать о такой земле? (она плодородная, богата водой и т.д.).

Без воды нет жизни на планете. Вода — это источник доброты, красоты и радости всех, кто живет на нашей земле. С каждым годом наш город становится все краше, он развивается и изменяется. Будет меняться и герб нашего города.

Незнайка благодарит всех, кто помог ему узнать, как появился на земле город Воронеж. Прощается с детьми и обещает вновь прийти в гости.

Агошкова Валентина Фёдоровна
МДОУ ЦРР детский сад №8 "Золотая рыбка" Белгородская область г.Валуйки
воспитатель

Конспект занятия в средней группе на тему «Мой город»

Конспект занятия в средней группе на тему «Мой город», проведённого воспитателем Агошковой В.Ф.

Цель: п родолжать знакомить детей с малой родиной, её достопримечательностями, улицами, жилых домами, общественными зданиями, их назначением, профессиями и местом работы своих родителей. Расширять представления детей о родном городе, закреплять знания детей своего адреса, адреса детского сада, Обогащать словарь детей по теме.

Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

Учить выполнять аппликацию большого дома, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать связную речь, образное мышление и память. внимание, воображение, творческие способности,закрепить знания о значении сигналов светофора. Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла- стеклянный….), понимать и употреблять обобщающие слова.)

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.

Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.

Практические: инсценировка отрывка из сказки «Три поросёнка»,Д/И игра «»Мы - строители»Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус», «Прогулка»

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения «Наш город».

Материал: ф ото-стенд «Мой любимый город», картон для аппликации, детали дома для аппликации «Какой чудесный дом» , клей, салфетка, картинки и фотографии города, родителей группы, оборудование для игры «Мы-строители», модели домов, дорожного перехода, светофора. .

Предварительная работа: экскурсия по своим улицам, рассматривание фотоальбома «Мой дом, моя семья», изготовление генеалогических древа, беседы о городе Валуйки,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. И протянем ручки к солнцу, которое нас всегда греет и пожмём руку соседа. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы добрые друзья. С такими детьми интересно ходить в походы, играть, но сегодня мы вместе отправляемся в путешествие по родному городу.

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?(Валуйки).

Где находится наш город? (На берегу реки Валуй)).

Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (ответы детей)

Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать.Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте куда мы отправимся на экскурсию.

А теперь отгадайте на каком транспорте мы с вами будем передвигаться. (Загадка о автобусе)

Всех сейчас в автобус просим.

Мы на город наш посмотрим.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели

Наш шофёр нажал на газ

И автобус побежал.

Ребята, давайте повторим адрес нашего детского сада.(Улица Пархоменко, дом 26) Рядом с нашим детским садом большое здание школы №4., в нём учатся выпускники нашего детского сада. Смотрите ребята стоит Незнайка, почему-то очень у него грустный вид. Давайте узнаем, что у него случилось.

Что случилось, дружок?

Я вышел из школы и не знаю как пройти к дому.

А по какому адресу ты живёшь? Мы тебя подвезём.

Это плохо Наши ребята знают свой адрес Назовите пожалуйста свой адрес.(Дети называют свои адреса.).Ну не беда, садись с нами. Может по дороге ты узнаешь свой дом.

Наш автобус быстро едет

Он к заводу нас привез.

Ребята, посмотрите это огромное предприятие, завода «Приосколье», здесь трудятся мамы: Славы Кашубы, Полины Макущенко, Карины Павленко и Эвелины Рудофиловой. Они производят много мясной продукции для жителей нашего города. Посмотрите сколько корпусов этого завода вы видите, давайте посчитаем. (Рассматривание завода и фотографий родителей)

Шофер так быстро нас повёз, и к другому заводу привёз. Этот завод называется «Лобаз», посмотрите какой он большой. на этом заводе трудятся мамы: Кристины Пахомовой и Паши Подобедова. Этот завод производит корма для наших любимых животных(Рассматривание завода и фотографий родителей). Мы немножко подустали и сейчас мы отдохнем.

А теперь мы проезжаем длинными красивыми улицами со своими названиями и делаем остановку у большого красивого здания, а что это за здание вы узнаете из интересной загадки.(загадка о поезде)

На этот перрон прибывают поезда их разных городов и привозят сюда гостей нашего городаНа железной дороге трудятся родители: Саши Дудкиной, Альбины Кирьяновой. Рядом с вокзалом красивая площадь для гостей посетивших наш город, на ней вы видите памятник военному полководцу Николаю Федоровичу Ватутину. А недалеко у памятника русскому солдату на братской могиле горит вечный огонь. Выйдем из автобуса и пройдемся по этим красивым местам нашего города.

И вновь шофер нас быстро везет и к новым, красивым местам привезет.

Обратите внимание на красивые дома и здания, которые мы видим из окна автобуса. Они выполнены из различных материалов Они разных размеров и формы, все они защищают своих жильцов от холода, дождя и ветра, непрошенных гостей.

Давайте определим, как называются дома построенные из кирпича(кирпичные, деревянные, глиняные, стеклянные) А можно ли сделать дома из бумаги, соломы? Почему нельзя? Дидактическая игра «Разные дома»

Физкультминутка.

Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками

Разминаем наши плечи

Руки движутся н встречу

Руки в бок. Улыбнись.

Вправо, влево поклонись.

В красивых магазинах «Диамант», «Заря», «Магнит» трудятся мамы наших детей: Маши Лобенко, Альбины Кирьяновой, Андрея Кольтяпина. Они предлагают полезные, качественные, красивые товары: одежду, обувь, продукты. Покупатели благодарны им за это. В какой магазин вы хотели заехать? (магазин игрушек)Таких магазинов в нашем городе очень много «Бегемотик», «Кнопка», «Ландыш» и т.д

Следующая остановка ребята, центр нашего города, где все жители отдыхают, проводят свободное время, отмечают праздники. Рядом с площадью парк отдыха, который радует своих гостей в летнее время фонтанами, для детей организованы детские площадки для игр и отдыха. Мы с вами выйдем из автобуса и, походим по дорожкам осеннего парка.

Физкультминутка:

Мы по городу гуляем, за природой наблюдаем

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

Птички в гнёздышках сидят,

Птички по небу летят

И по кочкам скачут и никто не плачет.

Ребята, не успев отъехать от парка, мы остановились. Почему? На какой цвет светофора водитель сделал остановку и что делают пешеходы в это время? Наша экскурсия подходит к концу

Сейчас мы переместимся с вами в самое желанное место для детей, детский парк отдыха и развлечений «Дивноград». Нас встречает мир сказочных героев. Смотрите возле домика грустят двое поросят, давайте узнаем, почему они такие грустные?

Наши домики разрушил злой волк, а скоро зима. Мы не успеем построить новые дома

Давайте поможем поросятам построить крепкие дома из кирпича и камня. Не забудьте из каких частей они состоят. Для этого мы поиграем в игру «Мы - строители» и построим дом из частей по порядку, чтобы он получился крепкий, надёжный(фундамент- фундамент, стены - фундамент, стены, крыша - фундамент, стены, крыша, окна, двери - фундамент, стены, крыша, окна, двери, дерево и цветы у дома).

А теперь ребята построим дома для наших поросят, и для тех у кого нет своего дома.(выполнение аппликации).

Какие вы молодцы! У все получились красивые новые дома. (ребята дарят дома поросятам и составляют из домов новую улицу.

Ребята давайте придумаем интересные названия нашей улицы.(Сказочная, Лесная, Счастливая, Наша)

Поросята благодарят вас за новые дома. . А мы возвращаемся в свой дом - детский сад. Вам понравился наш город? Ребята давайте вспомним что мы видели на экскурсии и прочтём стихотворения о нашем городе.

На маленькой речке стоит городок,

Его нет милее на свете.

Здесь каждый родной везде уголок,

Любимый на целой планете.

Много лет ты живёшь город мой,

Солнце рано встаёт над тобой.

Белгородская наша земля,

Будь всегда ты как прежде сильна!

Валуйки, будь всегда прекрасным,

Большим, красивым, новым, разным!

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 2 «Белочка» г. Нурлат Республика Татарстан

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация.
Программное содержание: Образовательная задача: Познакомить с символами города, учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, уточнить знания детей о родном городе, о родном крае.
Развивающая задача: развивать любознательность, воспитывать любовь и интерес к истории родного города, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного края.
Воспитательная задача: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к родному городу. Расширять кругозор детей, желание узнать о нем как можно больше нового и интересного.

Словарная работа: активизировать в речи обобщающие слова: достопримечательности города, многонациональный, «лучезарный конь». Умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: деревянный, стеклянный, каменный, кирпичный; ввести в пассивный словарь описание города: красивый, светлый, родной.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций родного города, репродукций картин и альбомов, экскурсии по городу (в парк, по улицам города, на площадь, на почту, в типографию, городской дворец культуры, к памятникам города, в школу искусств, на вокзал, на элеватор). Беседа с каждым ребенком о улице на которой он живет. Заучивание наизусть детьми стихотворений на татарском и русском языке о родном городе. Рисование детьми рисунков на тему «Мой город».
Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки, указка, фотографии, мячик. Выставка детских рисунков на тему «Мой город». Герб города Нурлат.
Оборудование: Магнитофон, аудиозапись песен на татарском языке «Нурлат гимны», «Нурлатым, әй Нурлат» музыка Р. Мифтахова, слова Ф. Мухамметова.
Ход мероприятия: на протяжении занятия тихо звучит музыка.
Воспитатель: В каком городе мы с вами живем? (г. Нурлат)
Стоишь на возвышении
Ты солнцу, ветру рад
В пшеничном ожерелье
Любимый наш Нурлат
Растешь, а мы любуемся,
Горды тобой, Нурлат,
Живем и славно трудимся
Здесь каждый друг и брат.
Идешь ты в ногу со временем
Не прост, не легок путь
Прославим добрым именем
Нам подрасти б чуть-чуть.
Воспитатель: Что такое родина? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту.
Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На чужой стороне и весна не красна»
Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят
– Десять, двадцать, сто подряд
– И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
Воспитатель: - Какие они? (широкие, длинные, красивые, светлые)

В большом городе живу,
Очень я его люблю.
Улицы широкие,
Все дома высокие.
Воспитатель: - Какие дома в нашем городе?
(ребенок читает стихотворение)
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
– Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные, -

Дома бывают разные.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Что есть в доме?» (воспитатель по кругу дает детям мячик, а дети, передавая, его друг другу называют: окна, стены, потолок, пол, двери и т. д.)

Молодцы!

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игра: «Что может быть этой формы?»

Треугольник - крыша.

Квадрат - пол, потолок, окно, дверь, ковер, балкон.

Круг - окно, стол, глазок, крыша.

Прямоугольник - дверь, окно, труба.

Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что дома в нашем городе разные.

Как мы назовем дом из кирпича – кирпичный,

из камня – каменный, из стекла – стеклянный,

из дерева – деревянный.

Молодцы!

Где обычно стоят дома? (вдоль улицы). Правильно, в нашем городе много улиц разных и названия у каждой улицы свое. А вы знаете, на какой улице вы живете? (Дети: Школьная, Чкалова, Советская, Гиматдинова и т.д.)

Воспитатель: - Молодцы, в названии каждой улицы лежит своя история, об этом мы поговорим чуть позже.

Неподалёку от нашего города протекают две реки Кондурча и Черемшан. Посмотрите на эти фотографии, как там красиво. Это любимые места Нурлатцев. Есть где закинуть удочку, насладиться рыбалкой. Отдохнуть всей семьей жарким летом.

Река делит берег на две части: левый и правый.

Что нужно сделать, чтобы соединить два берега? (построить мост)

«Из металла – великан,

Добрым делом он увлекся –

Поперек реки улегся.

По нему, забыв о чуде,

Переходят реку люди»

Игра: «Дети парами изображают мосты, после этого дети берутся за руки – получается мост дружбы».

Воспитатель: - Очень красивый наш город ночью. Что устанавливают на улицах, чтобы было ночью светло? (фонари)

(дети под музыку изображают фонари)

Какое время суток любит фонарь? (ночь, вечер)

Какая от него польза? (освещает улицу, приносит радость)

В нашем городе есть красивые фонтаны. (Показ фотографий)

А для чего нужны фонтаны? (украшают, освежают)

Здесь не кипарисы, а осины просто

И стоят деревья - стройный ряд

Сердце тронуто родной природой

Радует их зелени наряд.

Воспитатель: - Дети, какие достопримечательные места нашего города вы знаете? (ответы детей: Дворец спорта; Центральная площадь; Краеведческий музей; Поющий фонтан; Аллея славы и т.д).

В центре нашего города возвышается монумент «Нурлы ат», изготовленный из бронзы, он был установлен в городе Нурлат в 2004 году. Возведение этого символического памятника, название которого в переводе с татарского языка означает «лучезарный конь», было приурочено к празднованию Дня города. Автором этого монумента является известный в Татарстане скульптор Кадим Джами. (показ фото)

В городе есть парк, Дворец культуры, и много различных заведений, где люди отдыхают. В Нурлате все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними.

Наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город. Послушайте стихотворение о дружбе народов (читает ребенок)

Живем в согласье мы семьей одной

И на душе бушует счастья май.

На радость нам цвети, как сад весной,

Наш Нурлат, сердцу милый край!

Воспитатель: - Также наш город славится первым в Татарстане сахарным заводом и одним из крупнейших месторождений нефти в республике.

О, родина, край не забвенья!

Тебя я всем сердцем люблю,

Твою красоту дорогую

Всю жизнь я в душе сберегу.

Список использованной литературы
1. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
2. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город». Нурлат.
3. Сборник стихотворений о Нурлате «Наш край». 1989г.
4. И.Сандлер. « Нурлат (1930 -2000г.)» г. «Дружба», №77, 2000г, 15 июля.
5. «Край родной, навек любимый» (к 70 –летию образования района). г. «Дружба», № 88, 2000г, 11 августа.
6. Р.Гильмутдинов « Нурлат – город новостроек». г. «Дружба», № 89, 2000г., 12 августа.
7. И.Сандлер « Читая архивные страницы» (из истории Нурлатского района). г. «Дружба», № 94, 2000г, 25 августа.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мой город», проведённого воспитателем Агошковой В.Ф.

Цель: п родолжать знакомить детей с малой родиной, её достопримечательностями, улицами, жилых домами, общественными зданиями, их назначением, профессиями и местом работы своих родителей. Расширять представления детей о родном городе, закреплять знания детей своего адреса, адреса детского сада, Обогащать словарь детей по теме.

Подвести к пониманию того, что люди, которые строили город, очень старались и хорошо выполнили свою работу.

Задачи:

Учить выполнять аппликацию большого дома, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать связную речь, образное мышление и память. внимание, воображение, творческие способности,закрепить знания о значении сигналов светофора. Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла- стеклянный….), понимать и употреблять обобщающие слова.)

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.

Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.

Практические: инсценировка отрывка из сказки «Три поросёнка»,Д/И игра «»Мы – строители»Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус», «Прогулка»

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения «Наш город».

Материал: ф ото-стенд «Мой любимый город», картон для аппликации, детали дома для аппликации «Какой чудесный дом» , клей, салфетка, картинки и фотографии города, родителей группы, оборудование для игры «Мы - строители», модели домов, дорожного перехода, светофора . .

Предварительная работа: экскурсия по своим улицам, рассматривание фотоальбома «Мой дом, моя семья», изготовление генеалогических древа, беседы о городе Валуйки,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. И протянем ручки к солнцу, которое нас всегда греет и пожмём руку соседа. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы добрые друзья. С такими детьми интересно ходить в походы, играть, но сегодня мы вместе отправляемся в путешествие по родному городу.

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?(Валуйки).

Где находится наш город? (На берегу реки Валуй)).

Воспитатель: На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый? (ответы детей)

Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать.Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте куда мы отправимся на экскурсию.

А теперь отгадайте на каком транспорте мы с вами будем передвигаться. (Загадка о автобусе)

Всех сейчас в автобус просим.

Мы на город наш посмотрим.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели

Наш шофёр нажал на газ

И автобус побежал.

Ребята, давайте повторим адрес нашего детского сада.(Улица Пархоменко, дом 26) Рядом с нашим детским садом большое здание школы №4., в нём учатся выпускники нашего детского сада. Смотрите ребята стоит Незнайка, почему-то очень у него грустный вид. Давайте узнаем, что у него случилось.

Что случилось, дружок?

Я вышел из школы и не знаю как пройти к дому.

А по какому адресу ты живёшь? Мы тебя подвезём.

Не знаю.

Это плохо Наши ребята знают свой адрес Назовите пожалуйста свой адрес.(Дети называют свои адреса.).Ну не беда, садись с нами. Может по дороге ты узнаешь свой дом.

Наш автобус быстро едет

Он к заводу нас привез.

Ребята, посмотрите это огромное предприятие, завода «Приосколье», здесь трудятся мамы: Славы Кашубы, Полины Макущенко, Карины Павленко и Эвелины Рудофиловой. Они производят много мясной продукции для жителей нашего города. Посмотрите сколько корпусов этого завода вы видите, давайте посчитаем. (Рассматривание завода и фотографий родителей)

Шофер так быстро нас повёз, и к другому заводу привёз. Этот завод называется «Лобаз», посмотрите какой он большой. на этом заводе трудятся мамы: Кристины Пахомовой и Паши Подобедова. Этот завод производит корма для наших любимых животных(Рассматривание завода и фотографий родителей). Мы немножко подустали и сейчас мы отдохнем.

А теперь мы проезжаем длинными красивыми улицами со своими названиями и делаем остановку у большого красивого здания, а что это за здание вы узнаете из интересной загадки.(загадка о поезде)

На этот перрон прибывают поезда их разных городов и привозят сюда гостей нашего городаНа железной дороге трудятся родители: Саши Дудкиной, Альбины Кирьяновой. Рядом с вокзалом красивая площадь для гостей посетивших наш город, на ней вы видите памятник военному полководцу Николаю Федоровичу Ватутину. А недалеко у памятника русскому солдату на братской могиле горит вечный огонь. Выйдем из автобуса и пройдемся по этим красивым местам нашего города.

И вновь шофер нас быстро везет и к новым, красивым местам привезет.

Обратите внимание на красивые дома и здания, которые мы видим из окна автобуса. Они выполнены из различных материалов Они разных размеров и формы, все они защищают своих жильцов от холода, дождя и ветра, непрошенных гостей.

Давайте определим, как называются дома построенные из кирпича (кирпичные, деревянные, глиняные, стеклянные) А можно ли сделать дома из бумаги, соломы? Почему нельзя? Дидактическая игра «Разные дома»

Физкультминутка.

Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками

Разминаем наши плечи

Руки движутся н встречу

Руки в бок. Улыбнись.

Вправо, влево поклонись.

В красивых магазинах «Диамант», «Заря», «Магнит» трудятся мамы наших детей: Маши Лобенко, Альбины Кирьяновой, Андрея Кольтяпина. Они предлагают полезные, качественные, красивые товары: одежду, обувь, продукты. Покупатели благодарны им за это. В какой магазин вы хотели заехать? (магазин игрушек)Таких магазинов в нашем городе очень много «Бегемотик», «Кнопка», «Ландыш» и т.д

Следующая остановка ребята, центр нашего города, где все жители отдыхают, проводят свободное время, отмечают праздники. Рядом с площадью парк отдыха, который радует своих гостей в летнее время фонтанами, для детей организованы детские площадки для игр и отдыха. Мы с вами выйдем из автобуса и, походим по дорожкам осеннего парка.

Физкультминутка:

Мы по городу гуляем, за природой наблюдаем

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели.

Птички в гнёздышках сидят,

Птички по небу летят

И по кочкам скачут и никто не плачет.

Ребята, не успев отъехать от парка, мы остановились. Почему? На какой цвет светофора водитель сделал остановку и что делают пешеходы в это время? Наша экскурсия подходит к концу

Сейчас мы переместимся с вами в самое желанное место для детей, детский парк отдыха и развлечений «Дивноград». Нас встречает мир сказочных героев. Смотрите возле домика грустят двое поросят, давайте узнаем, почему они такие грустные?

Наши домики разрушил злой волк, а скоро зима. Мы не успеем построить новые дома

Давайте поможем поросятам построить крепкие дома из кирпича и камня. Не забудьте из каких частей они состоят. Для этого мы поиграем в игру «Мы – строители» и построим дом из частей по порядку, чтобы он получился крепкий, надёжный(фундамент- фундамент, стены – фундамент, стены, крыша – фундамент, стены, крыша, окна, двери - фундамент, стены, крыша, окна, двери, дерево и цветы у дома).

А теперь ребята построим дома для наших поросят, и для тех у кого нет своего дома.(выполнение аппликации).

Какие вы молодцы! У все получились красивые новые дома. (ребята дарят дома поросятам и составляют из домов новую улицу.

Ребята давайте придумаем интересные названия нашей улицы.(Сказочная, Лесная, Счастливая, Наша)

Поросята благодарят вас за новые дома. . А мы возвращаемся в свой дом - детский сад. Вам понравился наш город? Ребята давайте вспомним что мы видели на экскурсии и прочтём стихотворения о нашем городе.

На маленькой речке стоит городок,

Его нет милее на свете.

Здесь каждый родной везде уголок,

Любимый на целой планете.

Много лет ты живёшь город мой,

Солнце рано встаёт над тобой.

Белгородская наша земля,

Будь всегда ты как прежде сильна!

Валуйки, будь всегда прекрасным,

Большим, красивым, новым, разным!


Публикации по теме