Античный храм ники аптерос на афинском акрополе. Храм Ники Аптерос – самое странное сооружение Акрополя

По словам Павсания, афиняне поставили в этом храме статую победы, лишенную своего обычного атрибута — крыльев, для того чтобы непостоянная богиня не могла улететь от них. Отсюда и происходит название храма Бескрылой Победы (Ники Аптерос).

Небольшой, кажущийся легким, изящный храм Ники, поставленный на большом выступе стены Акрополя , теснейшим образом связан с другими сооружениями комплекса и представляет собой органическую часть ансамбля, построенного в эпоху Перикла, хотя мысль поставить его на этом месте, вероятно, относится к строительным замыслам еще предыдущего, кимоновского периода (табл. 49).

Юго-западный выступ скалы (Пиргос), господствующий над входом в Акрополь, служил площадкой для алтаря и храма Ники, святилище которой издавна находилось в этом месте. Пиргос был укреплен с трех сторон подпорными стенами из плит известняка; высота его с запада достигает 8,6 м. Верх подпорной стены увенчан мраморным карнизом (табл. 48).

На Пиргосе афиняне развешивали победные трофеи (рис. 123). У подножия, в стене находится двойная ниша, в которой стояли изваяния богинь Геи и Деметры. Вход на Пиргос был с северной стороны, откуда вела вверх узкая лестница (1,32 м ширины), верхняя половина которой была заглублена в кладку стены. До нас дошла только верхняя часть ее. Перестройка Пиргоса относится к шестидесятым годам V века до н. э. Он был построен на средства от добычи, захваченной в битве при Евримедоне (после 470 года до н. э.) (Плутарх, Кимон, 13)

Проект храма Ники и алтаря перед ним был исполнен архитектором Калликратом после окончания работ по сооружению Пиргоса. После прихода к власти демократов, когда разрабатывался новый план застройки Акрополя, этот проект и модель храма были (в 449 году до н. э.) утверждены народным собранием. Постройка была начата тогда же или несколько позже.

Стилевые особенности скульптурных украшений допускают предположение, что проект 449 года был выполнен не сразу. Но во всяком случае храм уже существовал в 421 году до н. э., как это показывают эпиграфические данные.

Храм Ники представляет небольшой четырехколонный амфипростиль ионического ордера (рис. 124, 125). Он стоит на трехступенном основании (ступени 0,31 м шириной и 0,255—0,271 м высотой), придвинутом к переднему краю верхней площадки Пиргоса. Его размеры по стилобату 8,135 x 5,399 м. Глубина восточного портика — 1,70 м, чуть больше глубины западного, равной 1,67 м. Высота монолитных колонн — 4,043 м, включая базу (0,241 м) и капитель (0,257 м). Форма капителей, по-видимому, навеяна капителями Мнесикла (см. выше). Они имеют широкую, довольно сильно изогнутую подушку. Спирали волют очерчены тонким валиком и заканчиваются глазком с отверстием. Невысокий эхин покрыт порезкой овами. Относительно тяжелый архитрав (0,472 м) расчленен на три фасции, высота которых незначительно убывает кверху, и увенчан тенией в виде лесбийского киматия, увенчанного карнизиком и подчеркнутого астрагалом. Над ним проходит рельефный фриз, на котором с трех сторон храма изображены полные патетики сцены битвы греков с персидской конницей, а с четвертой — собрание олимпийских богов, наблюдающих эту битву. Общая длина рельефного пояса — 23,6 м, высота — 0,444 м. Карниз имеет нормальный вынос (0,290 м). Сима украшена, как обычно, водометами в виде львиных голов и расписана полосой пальметт. Ее поддерживает дорический по характеру, небольшой облом эхиноподобного профиля, покрытый порезкой из крупных ов. Однако большая часть деталей храма имеет не резной, а живописный декор, свойственный обычно постройкам дорического ордера (рис. 126).

Целла храма была неглубокой (всего 3,74 м при ширине 4,19 м). С восточной стороны она ограждалась лишь двумя столбами между антами (рис. 124); тонкие, прямоугольного сечения столбы соединялись решеткой с концами продольных стен. В целле стояла деревянная статуя богини (Афины-Ники), державшей в одной руке гранатовый плод, в другой — шлем.

Исключительный интерес представляют пропорции храма Ники. Калликрат, выбрав для постройки ионический ордер, придал ему более мужественные пропорции, близкие к дорическим. Высота колонн храма равна 7,85 диаметра. Антаблемент также более тяжел, чем обычно в ионическом ордере. Высота его, равная 1,16 м, составляет 2/9 всей высоты ордера.

Храм Ники всегда считался одним из лучших произведений классической эпохи. Необыкновенно удачно расположение, приданное ему Калликратом. Действительно, вряд ли можно найти более подходящее место для двухфасадного амфипростиля, чем Пиргос, передней стеной нависший над входным склоном Акрополя, а задней стороной обращенный внутрь Акрополя, к Парфенону.

Близкий к храму Ники по формам четырехколонный амфипростильный храм у Илиса свидетельствует о том, что храм Ники был не единственным примером этого типа в Аттике.

Длина храма Ники почти в полтора раза меньше, чем храма у Илиса, при той же ширине. Целла, вследствие этого, получила необычную, почти квадратную форму, но пропорции всего храма стали значительно лучше и оказались превосходно согласованы с площадкой.

Нововведением Калликрата было привнесение в детали ионического храмика ряда дорических черт (живописный по преимуществу орнамент, некоторые черты плана, трехсторонняя профилировка капителей антов, применение орфостатов в кладке стен и, главное, утяжеление пропорций ордера). Он достиг этим впечатления строгости и значительности, которых могло недоставать маленькому по размерам храму, сопоставленному с монументальной дорической архитектурой Пропилеев.

Калликрат, таким образом, является одним из первых зодчих, способствовавших слиянию стилевых особенностей двух ордеров и формированию всеэллинского стиля.

Оградой храмовой площадки служила балюстрада с рельефами, проходившая с трех сторон над отвесными стенами Пиргоса, общим протяжением 35 м. Рельефы, мастерски исполненные в конце V века до н.э., представляют крылатых богинь победы, полных живого движения (табл. 50, фиг. 1). Особенно замечательно скульптурное изображение Ники, поправляющей свою сандалию. Этот рельеф выделяется жизненностью позы, пластичностью просвечивающего сквозь одежду тела и ритмическим расположением складок одежды {табл. 50, фиг. 2).

С восточной (обращенной внутрь Акрополя) стороны перед храмом располагался алтарь, проект которого был заказан, как явствует из дошедшей до нас надписи, одновременно с проектом храма.

О времени сооружения храма Ники Аптерос существует обширная литература: см. С. А. Жебелев «О времени построения храма Бескрылой Победы». Филолог, обозрение, XIV, стр. 70—75. Открытие в 1867 году надписи об утверждении проекта Калликрата в 449 году до н. э. Экклесией, а затем отчета 421 года до н. э. о мелких доделочных работах (навеска дверей и т. п.) и выплате жалованья жрице сузили границы возможных колебаний в датировке. Некоторые исследователи, исходя из стилистических сопоставлений храма Ники и Пропилеев, «пришли к выводу, что постройка храма Ники была начата после 436—435 годов до н. э. Однако эти (равно как и многие другие) предположения не имеют под собой достаточно надежной почвы и в сущности почти ничего не добавляют к единственному вполне достоверно установленному факту, что храм Ники Аптерос был сооружен по проекту, существовавшему еще в 449 году до н. э., но осуществлен значительно позже, по-видимому, после начала Пелопоннесской войны.

Храм Ники простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя Акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания были извлечены из земли, а в 1835—1836 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. При этом пришлось восполнить лишь немногие недостававшие части.

В этом виде храм простоял без значительных переделок ровне сто лет. Зимой 1935/36 года кладка Пиргоса и храм стали грозить падением. Пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.

При этих работах под фундаментом храма Ники были обнаружены следы его предшественника — храма еще меньших размеров, сложенного из пороса. Древний храм стоял несколько иначе, его главная ось была отклонена на 20° к югу от оси позднейшего храма.

Во всех мифах Ника сопровождает Зевса и Афину. Храм Ники Аптерос или Афины Ники, крошечное, полное изящества и женственности сооружение в Акрополе, расположенное на скале недалеко от Пропилеев. Ионический стиль храма подчеркнут колоннами, стоящими в два ряда и расположенными вдоль фасадов. Город Афины обязан созданию этого победоносного храма Калликрату. Место почитания богини Победы надежно укрыто скалами и почти не видно. Только от небольшой дорожки, ведущей к Пропилеям или с лестницы можно увидеть это небольшое здание.

Храм Ники Аптерос возводили во время Пелопоннесской войной между Спартой и Афинами в 432-421 годы до нашей эры, и понятие "победа" было для всех афинян очень важно. Строительство храма, посвященного Победившей Афине или Афине – Нике начали на месте, где, согласно легенде, царь Эгей ожидал возвращения своего сына Тесея. Когда Эгей узнал о гибели наследника в схватке с Минотавром, он бросился со скалы в море. А море, в котором исчез Эгей, назвали его именем – Эгейским.

Строительство храма усложняла местность – Акрополь расположен на скале, а выравнивать подобный рельеф древние греки не умели. В итоге, миниатюрный храм Ники Аптерос занял площадку около 55 квадратных метров на краю скалы. Отсюда открывается прекрасный вид на город Афины.

Фризы рассказывают про сложные и героические моменты Греко-персидских войн и о богах, которые покровительствовали воинам - Афине, Посейдоне и Зевсе. Внутри мраморного храма возвышалась фигура Афины с шлемом и гранатом в руках, символизируя мир, одержанный в трудных боях. Богиня Победы Ника впервые выполнена без крыльев для того, чтобы долгожданная победа навсегда поселилась в античных Афинах. Интересно, что скала, где приютился храм, тоже украшена барельефами, в том числе – Ника, завязывающая сандалию. Эта прекрасная мраморная классическая скульптура представлена в экспозиции Музея Акрополя, в последнем зале.

Несколько раз храм разрушался. Первый раз виновными в этом были турки-османы, которые долго главенствовали в Греции . В 1686 году они демонтировали храм. После этого в войну с Османской империей вступила Венеция – венецианцы использовали руины храма Ники Аптерос в качестве строительного материала для строительства фортификаций.

Около 200 лет храм лежал в руинах, но XIX век подарил надежду на его восстановление. В 1834 году были начаты работы по реконструкции этой части архитектурного комплекса Акрополя. Благодаря хорошему финансированию, храм восстановили за 4 года – в 1838 году он снова был таким, будто никогда не разрушался. А в 1936 году разрушилась платформа храма. После этих невзгод храм перестраивали 2 раза.

Храм Ники Аптерос был полностью разобран археологами для реставрации и консервации в конце 2002 года – современные технологии легко справляются с такими задачами. От храма Ники открывается вид на "парадные ворота" Парфенона – мраморные Пропилеи. Все постройки Акрополя внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Nathan Hughes Hamilton Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton) Steve Swayne (rinse) Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage) Храм Ники Аптерос (Dimboukas) Dimitris Kamaras Афинский Акрополь ночью (Ernest McGray, Jr.) Реконструкция храма (José-Manuel Benito Álvarez)

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Храм Ники Бескрылой, Афины (Steve Swayne)

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton)

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage)

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com)

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Древнегреческий Храм Ники Аптерос расположен на афинском Акрополе. Его ещё называют храмом Афины-Ники. В переводе с греческого "Ника" означает "победа", и Афина - богиня победы в войне и мудрости.

Храм является самым первым ионическим храмом в Акрополе и располагается на крутой возвышенности справа от Пропилей (центрального входа). Здесь местные жители поклонялись богине в надежде на положительный результат в длительной войне со спартанцами и их союзниками (Пелопонесская война).

В отличие от Акрополя, где в стены святилища можно было попасть только через Пропилеи, святилище Нике было открыто. Храм был построен между 427 и 424 годами до н.э. известным древнегреческим архитектором Калликратом на месте более древнего храма Афины, который был разрушен персами в 480 году до н.э. Сооружение представляет собой амфипростиль – тип древнегреческого храма, на переднем и заднем фасадах которого находится по четыре колонны в один ряд. Стилобат храма имеет три ступени. Фризы украшены скульптурными рельефами с изображением Афины, Зевса, Посейдона и сценами военных сражений. Уцелевшие фрагменты скульптурных фриз выставлены в Музее Акрополя и Британском музее, на храме же сегодня закреплены копии.

Как и большинство сооружений Акрополя, Храм Ники Аптерос построен из пентеликонского мрамора. Уже после окончания работ, приблизительно в 410 году до н.э., храм был окружен парапетом, чтобы обезопасить людей от падения с крутой скалы. С внешней стороны его украсили барельефами с изображением Ники.

Внутри храма находилась статуя богини Ники. В одной руке у статуи был шлем (символ войны), а в другой гранат (символ плодородия). Обычно греки изображали богиню крылатой, но у этой статуи крыльев не было. Это было сделано специально, чтобы победа не покидала город. Отсюда и происходит названия храма Ники Аптерос (бескрылая победа).

Храм Ники Аптерос, благодаря реставрации, достаточно хорошо сохранился до наших дней и является прекрасным памятником классического древнегреческого искусства.

Каждое священное строение в Акрополе посвящено одному из древних богов, и богиня Афина (от которой город Афины и получил свое название) является наиболее заметной среди них. Храм Ники Аптерос посвящен богине войны, почитаемой как покровительница города. Древняя летопись рассказывает, что изначально стояла деревянная статуя богини победы без крыльев, но греки обычно представляли ее крылатой. Жители Афин хотели, чтобы богиня Ника никогда не покидала их город.

Мифы и факты

Храм Ники Аптерос стал первым строением комплекса в знаменитом Акрополе, что возвышается над древним городом. Строительство началось около 427 г. до н.э., во времена бурной Пелопоннесской войны, которая длилась почти 30 лет. Хотя здание Ники Аптерос было довольно небольшим – всего 9,56 м в длину, и 6,8 м в ширину, его поместили на самом видном месте в Акрополе - на скале выходящего на юго-запад угла плато, откуда священное сооружение было видно со всех сторон города внизу. Это первый храм приветствующий посетителей Акрополя, и современных, и древних, приходящих в святилище.

Это изящное здание долгое время оставалось целым и невредимым, пока турецкие завоеватели не разрушили его в 1686 году. Между тем, агрессоры из Венеции атаковали турок, а камни руин использовали для строительства своих укреплений. С 1834 по 1838 гг. храм был практически полностью отстроен заново.

Что посмотреть

Сегодня храм Афины в Акрополе остается почти неизменным. В нем не хватает крыши и большинства фронтовых колонн. Резные фризы, которые украшали его стены в настоящее время находятся в музее Акрополя, где содержится много других ценных древних фрагментов.

По бокам сооружение окружают четыре колонны, почти квадратная целла была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной. У входа стоит два столба. Фриз вверху над стенами украшали скульптуры и рельефы.

Внутри находилась статуя богини Ники в своей традиционной одежде воина, в шлеме, с копьем и щитом. Афинская статуя победы изображалась менее воинственной, чем другие греческие статуи, так как она была еще известна как богиня мудрости и правды. Шлем и копье она, однако, демонстрировала по прежнему.

С возвышающимся храмом Ники Аптерос является одним из самых известных и популярных достопримечательностей Афин. Недалеко от центра Афин находятся руины некогда великого . В Дельфи можно увидеть обитель его сына - . А самая посещаемая достопримечательность Греции - - расположена на мысе Сунион.

Храм Ники Аптерос открыт со вторника по воскресенье с 8.00 до 19.00, в понедельник с 11.00 до 19.00 в летнее время; в зимнее - со вторника по воскресенье с 8.30 до 14.30, в понедельник с 11.00 до 14.30.
Стоимость: единый билет для посещения Акрополя - 12 €, действует в течение 7 дней.
Как добраться: находится в центре Афин, главный вход возле улицы Дионисия Ареопагиту. Ближайшие станции метро Акрополь (10 мин. пешком) и Монастираки (15 мин. пешком).

Публикации по теме