Какое правило есть у родственных слов. Что такое родственные слова? Как образуются родственные слова

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть». Продолжая разговор о том, что такое родственные слова, нельзя не отметить, что при их определении нужно учитывать ряд особенностей. Об этом и поговорим далее.

Как образуются родственные слова

Родственные слова образуются определенным набором приставок и суффиксов (постфиксов). Если же слова, имея один корень, отличаются только окончаниями (флексиями) считать их родственными нельзя. К примеру, «рек-а» и «рек-у» являются не родственными словами, а формами одного и того же слова.

В русском языке самыми распространенными методами словообразования, как известно, являются префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный. В первом случае слово образуется исключительно по средствам добавления префикса, во втором – суффикса. Что касается способа префиксально-суффиксального, используется симбиоз двух вышеупомянутых методов. Для создания родственных слов префиксальный способ не очень подходит. Действительно, слова «по-бегать», «у-бегать» и «бегать» особой смысловой разницы не имеют.

Какие слова не являются родственными

Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.

Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу. Однокоренными называют этимоны, имеющие одинаковый корень, но различающиеся приставками и сцффиксами. Они могут быть разных частей речи или одной. По общей своей сути родственные слова всегда очень похожи между собой: дом, домик, дома, домище, домосед, домашний.

Чему нас учат

С первых лет обучения в школе детей учат подбирать однокоренные слова. В данной науке можно выделить несколько основных правил, которые опишем ниже:

Слова должны иметь одинаковый корень (корень - основная часть слова, несущая главное лексическое значение);

Форма одного и того же речения и родственные слова - совершенно разные вещи, например: садовник, сад, садовый - родственные; садовник, садовники, садовнику - одно слово в разных формах;

Нельзя допускать механического подбора подобных между собой изречений, потому что звуки в корне могут сочетаться, но слова будут неродственными, например -водитель и водяной;

Однокоренные слова не постоянно являются существительным, например водитель (существительное), водить (глагол), водительский (прилагательное) - основа у них единая, но являются они разными частями речи;

Стоит использовать подборки родственных слов с помощью поиска суффиксов и приставок - бег, побегать, бегающий;

Родственные слова - этооснова для подбора этимонов проверки, что позволяет допускать минимум ошибок.

Рассмотрим азы русской грамматики

В изучении порядка подбора схожих между собой изречений существует несколько важных правил:

Однокоренными называются этимоны, произошедшие от одинакового слова, объяснение которых позволяет использовать один и тот же термин, например, грибок - маленький гриб, грибница - место, где растет гриб и так далее;

У таких выражений должна быть ярко выраженная связь по смыслу;

Иногда высказывания могут быть близки по смыслу, но общей части не иметь - они не относятся к родственным;

Подбирать родственные слова необходимо при помощи приставок;

Измененные этимоны (дверь, двери, дверью) не являются родственными;

Важна роль гласного звука в однокоренных проверочных словах - он должен стоять под ударением.

Прежде чем начинать подбирать родственные слова, необходимо сначала подумать, затем перепроверить, и, наконец, написать. Если натренировать данный процесс мозговой деятельности, однокоренные слова будут автоматически формироваться в голове, благодаря чему риск ошибиться будет стремиться к нулю. В любой речи слова дополняют друг друга, помогая человеку в выражении их в речевой форме или на бумаге. Поэтому стоит помогать мозгу, задавая некие вопросительные команды. Благодаря этому происходит образование слов - подсказок, помогающих определить необходимую букву в написании слова.

Некоторые особенности родственных слов

Существует наука этимология, позволяющая находить родственные связи между словами, и объясняет их происхождение. Этимологически родственные слова - это слова,претерпевшие фонетические и семантические изменения в процессе своего развития. Можно взять простой пример: слово «гвоздика» пишется через букву «о» благодаря тому, что названа была из-за похожести цветков растения на гвозди. Именно подобными процессами словообразования и занимается этимология.

МБОУ «Лицей г. Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект урока русского языка во 2 классе.

«Основы родственных слов»

Учитель начальных классов

Крылова Т. А.

Цель: формировать умение разграничивать разные слова и формы одного слова.

Задачи:

1. Формировать умение ставить вопросы к словам названиям предметов, названиям признаков, названиям действий.

2. Формировать умение определять общую часть в группе родственных слов.

3. Совершенствовать навык грамотного каллиграфического письма.

4. Развивать речь, наблюдательность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся:

Регулятивные УУД:

Формировать умения:

Прогнозировать предстоящую работу;

Осуществлять познавательную и личную рефлексию;

Самостоятельно выделять и формулировать цель урока;

Формировать способность к волевому усилию.

Личностные УУД:

Формировать:

Мотивацию к обучению;

Самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

Положительное отношение к урокам русского языка;

Коммуникативные УУД:

Формировать умения:

Оформлять свои мысли в устной форме;

Вести диалог, отвечать на вопросы, работать в паре.

Оборудование:

    Проектор

    Интерактивная доска

    Компьютер

    Презентация

ХОД УРОКА

    Орг. момент

    Работа по теме урока. Сообщение темы и цели урока.

Откройте страницу «Содержание» учебнике.

Вспомните тему вчерашнего урока и найдите её в содержании. (Начальная форма слова ).

Прочитайте следующую тему. (Это слово и другое слово)

На какой странице будем работать в учебнике? (стр.80)

Откройте учебник на странице 80 и переклейте закладку.

Какова тема нашего урока? (Это слово и другое слово)

- Как вы понимаете выражение «это слово»? (слово в разных формах)

- Как вы понимаете выражение «другое слово»? (образуется другое слово, родственное )

Какую цель поставим перед собой на уроке сегодня?

Рассмотрите условные обозначения на страницах 80-83 учебника. Что они обозначают? (Выполни задание из учебника в тетрадь в линейку)

Будем ли мы сегодня работать в тетради на печатной основе? (Нет)

- Запишите в тетрадях в линейку число.(Двадцатое октября, классная работа).

    Объяснение нового материала.

Рассмотрите верхнюю иллюстрацию в учебнике на стр. 80. Кого вы видите? (Маша, Миша, Асырк, Торк, Анишит Йокоповна )

Чем заняты герои учебника? (Они что-то обсуждают )

- Миша очень недоволен.

Разве трудно различить это слово и другое слово? – спросил он.

ЧТЕНИЕ ИНТРИГИ НА СТР. 81

Посмотрите на нижнюю иллюстрацию в учебнике на стр. 80.

На какие выделенные слова показывает Анишит Йокоповна? (за столом, к столу)

Сравните эти слова. Что можете о них сказать? (Это разные формы слова СТОЛ, т. к. у них одинаковые основы и отличаются они только окончаниями)

Сравните другие выделенные слова. (У них разные основы. Значит это разные слова.)

Запишите эти слова вместе с предлогами одно под другим. Выделите основы и окончания.

Вы видите, что основы у слов разные?

Давайте прочитаем вывод на плакате Летучей мыши на стр. 82.

Упражнение 53

Прочитайте задание. Какое слово выделено? В прямом или переносном значении оно употреблено?

1 ученик работает у доски

зайчика – зайчик (нач. ф.)

к зайчику – зайчик (нач. ф.)

Это формы одного и того же слова или разные слова? (Речь идёт об одном и том же слове)

Поставьте каждое из этих слов в начальную форму.

Получилось одно и тоже слово или разные слова? (Одно и тоже)

3.ФИЗМИНУТКА.

Я сейчас буду называть пары слов. Если это форма одного слова, то вы должны присесть, а если это разные слова то хлопните в ладоши.

КНИГА-КНИГИ (присесть)

КНИГА –КНИЖЕЧКА (хлопок)

ПЕНАЛ- В ПЕНАЛЕ(присесть)

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИ (присесть)

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИК (хлопок)

ЛИНЕЙКА-ЛИНЕЕЧКА(хлопок)

    Закрепление изученного материала.

Упражнение 55

сундучок бурундучок

сундук бурундук

Что можно сказать про основы этих слов? (Разные)

Значит, это формы одного и того же слова или разные слова?(Это разные слова)

Как называются слова в каждой паре? (Родственные)

Проверка с помощью документ-камеры

    Физкультминутка для глаз

Работа в парах по карточкам

Прочитай группы слов.

    Сад, садовник, садик, садовый.

    Берёза, берёзы, берёзу, за берёзой.

    Снежный, снежная, снежные, снежных.

    Дорога, дорожный, дорожка, бездорожье.

    Земля, землянин, приземлиться, земляной.

Обведи голубым цветом группы родственных слов, жёлтым цветом – группы форм одного слова.

Проверка работы с помощью электронного тренажёра

    Итог урока.

Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Научиться различать понятия «форма слова и родственные слова»)

Чем же различаются формы одного слова? (У них одинаковая основа, но разные окончания)

Чем различаются родственные слова? (У них разная основа, но есть общая часть с одним значением)

7. Рефлексия.

Выберите начало одной из фраз и продолжите его.

Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)

Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)

У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)

8. Домашнее задание.

Упражнение 54, стр. 82 правило выучить.

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно - словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один - значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
  2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
  3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Чем отличаются родственные слова от однокоренных?

    Родственные слова — это слова, которые имеет в составе один и тот же корень, что можно сказать и об одно коренных словах. Однако, разница в том, что родственные слова обязательно должны родниться по смыслу, что не всегда можно сказать о просто однокоренных словах. Пример: воды, водяной — родственные, а вот вода и водить — просто однокоренные.

    Когда дают домашнее задание, найти родственные слова, то немного путаешься, родственные слова — что это такое?.

    Это однокоренные слова, слова, у которых один корень, поэтому

    родина — родной — родиться являются родственными.

    Отличия можно найти в том, что слова могут быть разными частями речи.

    Родственные слова, как бы не повториться, но без этого не получится:

    например: снег, снежок, снежный.

    Например: гора, горбатый, горка, горн, горняк.

    это слова, имеющие один и тот же корень, но при этом они относятся к разным частям речи.

    Русский язык красив, могуч и богат. Такую красоту нельзя не любить. Но красота требует, как принято говорить, жертв. Поэтому, время уделенное для изучения русского языка и его правил, всегда утомительно, но этого стоит.

    В школе как то на эту тему не сильно делали упор. Или может быть я давно закончил школу и уже практически ничего не помню. Да и по национальности мне было очень тяжело изучать русский язык. Пусть он хоть и могучий.

    Родственные слова — слова имеющие одинаковый корень или схожие по смыслу.Однокоренные слова-это также слова имеющие один и тот же корень,но с отличающимися суфиксами и приставками.Например Лес-леса-лесок; дом-домик-домище.

    Родственные слова — это слова, имеющие один и тот же корень, но при этом они относятся к разным частям речи. Например: сосна, сосновый, сосняк.

    Слова водить и вода нельзя считать родственными, так как значения у этих слов различны. Это слова однокоренные.

    Слова окно, Окна, под окном тоже не родственные, это разные формы одного и того же слова.

    Родственные слова это слова с одним корнем и одним смыслом, иногда немного отличается по смыслу.

    Однокоренные слова имеют один корень, но совершено разный смысл.

    Корень это общая часть слова, в корне весь смысл слов.

    Родственные слова и однокоренные, в какой — то степени ни чем не отличаются. Если дословно, то

    Отличием родственных слов является то, что они обязательно должны быть близки еще и по смыслу. Например, гора и горка это два слова не только однокоренные, но и родственные.

    Вот здесь точно об этом написано.

    В учебнике по русскому языку за 2-й класс о родственных словах написано следующее:

    В других учебниках говорится о том, что отличительной чертой родственных слов от однокоренных можно считать обязательное одинаковое смысловое значение. Для того, чтобы стало понятнее, объясню. Мне представляется, например, что слова птица и птичка не будут являться родственными, а только однокоренными. Почему? Потому что значение слова птичка отличается от значения слова птица, в первом случае — оно уменьшительно-ласкательное. Думаю, именно смысловые различия и являются ключевыми в способе определения различий между этими двумя понятиями.

    Опишу подробнее смысл понятия слов родственных. Эти слова одновременно являются однокоренными, имеют один корень, одинаковыми по смыслу, но разными по значению.

    Сразу дам примеры таких слов:

    1. гор-а, гор-ка, гор-очка, гор-ище.
    2. луж-а, луж-ица, луж-ище (хотя так не говорят, но ребенок вполне может выразиться именно так).
    3. ног-а, нож-ка, нож-ище.

    Родственные слова играют со значением самого слова, делая нечто, о чем идет речь, то большим, то обычным, то маленьким, то малюсеньким. Происходит это при помощи различных суффиксов уменьшительно ласкательных или увеличительных.

    Не нужно путать родственные слова с меняющимися по форме (словоформа) . Пример: лужа (есть сейчас и одна), лужи (были и их много), луже (одна лужа и что-то происходит, допустим, лежит что-то в луже). Изменение словоформы слова это когда корень один, смысл один (речь об одной и той же луже), но время действия и количество этих луж меняется.

    Обратите внимание на этот ответ, очень толково все изложено.

    Подсказки

    Для того, чтобы изменить слово в отношении родственные, нужно менять суффиксы.

    Для того, чтобы изменить слово по форме, словоформа, меняют окончания.

    Для того, чтобы изменить слово по принципу однокоренных, изменяют все, кроме корня.

    Одинаковое значение остается только у корня, а не всего слова в целом. Пример: бег-у, бег-ун, про-беж-ка, бег-ающий, про-беж-али. Смысл один только у корня, бежать, бегать, бег, а вот у слов смыслы разные, действие разное, подтекст разный.

    Родственные слова имеют одинаковый корень. Но, в отличии от однокоренных слов,родственные слова близки еще и по значению. Так, например, бой, бойцовский, боеголовка, боевик являются родственными словами.

    Но, в то же время, слова полЛЕТ стоЛЕТний будут являться только однокоренными, никак не родственными,так как отражают разные понятия, не имеют никакого общего смысла.

    Существует также понятие исторически родственные слова, это слова, которые перестали со временем быть родственными. Например, победа и беда, ранее были родственными.

Публикации по теме