Города осажденные лжедмитрием 2. Лжедмитрий II – краткая биография



Лжедмитрий 2 — (когда родился неизвестно — смерть 11 (21) декабря 1610 г.) самозванец неизвестного происхождения. Его называли Калужский или Тушинский вор. С 1607 г. выдавал себя за сына Ивана IV Грозного, царевича Дмитрия якобы спасшегося (Лжедмитрия I). В 1608-1609 годах создал Тушинский лагерь под столицей, откуда безрезультатно пытался захватить Москву. С началом открытой польской интервенции сбежал в Калугу, где его и убили.
Появление Лжедмитрия 2
Объявившись в Стародубе в середине 1607 г. Лжедмитрий 2 был личностью, вовсе не подходящей для трона. «Мужик грубый, обычаев гадких, в разговоре сквернословный», — так описывал его польский ротмистр Самуэль Маскевич. Происхождение этого мужа действительно «темно и скромно» — то ли школьный учитель из белорусского местечка Шклова, то ли русский выходец, то ли попович, то ли крещеный еврей, то ли даже еврей некрещеный (что уж и вовсе невероятно). Его появление некоторые из историков объясняют желанием польских панов посеять смуту в московском государстве.
Рассказывали, что самозванец, вышедший из литовских владений в московское государство, по наущению агента жены Мнишека, Меховицкого, не решился сразу объявить себя царем. Вначале он назывался московским боярином Нагим и распространял в Стародубе слухи, что Дмитрию удалось спастись. Когда же его с пособником, подьячим Алексеем Рукиным, стародубцы подвергли пытке, последний сообщил, что называющий себя Нагим и есть настоящий Дмитрий. Он принял повелительный вид, грозно махнул палкой и крикнул: «Ах вы сякие дети, я государь».
Первые победы
Стародубцы и путивльцы бросились к его ногам причитая: «Виноваты, государь, не узнали тебя; помилуй нас. Рады служить тебе и живот свой положить за тебя». Его освободили и окружили почестями. К нему присоединились Заруцкий, Меховицкий, с польскорусским отрядом, и несколько тысяч северцев. С этим войском Лжедмитрий 2 смог взять Карачев, Брянск и Козельск. В Орле он получил подкрепление из Польши, Литвы и Запорожья.
1608 год, май — войска Лжедмитрия одержали победу над Шуйским под Волховом. В этой битве воинством самозванца командовал украинский князь Роман Ружинский, приведший под знамена нового «царя» тысячи завербованных им в Речи Посполитой добровольцев. В скором времени самозванец подошел к столице и расположился в Тушине, в 12 верстах от Москвы (угол, образуемый рекой Москвой и притоком ее Сходней), отчего и получил кличку «тушинский вор».

Почти полтора года длился тушинский период российской смуты. В лагере Тушинского вора оказались не только польские, украинские, белорусские и русские авантюристы, но и представители знати — противники Шуйского. В их числе следует упомянуть и ростовского митрополита Филарета Никитича Романова, нареченного патриархом (кажется, даже против его воли). Самозванец призывал на свою сторону народ, отдавая ему земли «изменников» бояр и дозволяя даже насильно жениться на боярских дочерях. Лагерь вскорости превратился в укрепленный город, в котором было 7 000 польских воинов, 10 000 казаков и несколько десятков тысяч вооруженного сброда.

Основная сила «Тушинского вора» состояла в казачестве, которое стремилось к установлению казачьей вольности. «У нашего царя, — написал один из служивших у него поляков, — все делается, как по Евангелию, все равны у него на службе». Но когда в Тушине объявились родовитые люди, то сразу начали возникать споры о старшинстве, появилась зависть и соперничество друг с другом.
1608 год, август — часть освобожденных по ходатайству Сигизмунда поляков попала в расположение тушинцев. Бывшая там Марина Мнишек, после уговоров Рожинского и Сапеги, признала Лжедмитрия 2 своим супругом и, была с ним тайно обвенчана. Сапега и Лисовский присоединились к самозванцу. Казаки продолжали стекаться к нему, так что у него было до 100 000 человек войска.
В Москве и окрестных городах влияние Лжедмитрия 2 неуклонно росло. Ему подчинились Ярославль, Кострома, Вологда, Муром, Кашин и много других городов.
Поляки и русские воры, которых отправляли по городам, в скором времени настроили против себя русский народ. Вначале самозванец обещал тарханные грамоты, которые освобождали русских от всех податей, но жители скоро увидели, что им придется давать столько, сколько захотят с них брать. Из Тушина высылали сборщиков подати, а спустя какое-то время туда же отправлял своих сборщиков из-под Троицы Сапега.
Поляки и русские воры собирались в шайки, которые нападали на села, грабили их, издевались над людьми. Это ожесточило русский народ, и он уже не верил в то, что в Тушине настоящий Дмитрий.
После неудачи Сапеги перед Троицкой лаврой положение «царька» самозванца пошатнулось; отдаленные города начали от него отрекаться. Очередная попытка захватить Москву не имела успеха; с севера надвигался Скопин со шведами, в Пскове и Твери тушинцы были разбиты и бежали. Москва была освобождена от осады.
Калужский лагерь
Поход Сигизмунда III под Смоленск еще больше ухудшил положение «царька» — поляки начали переходить под знамена своего короля. Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, сбежал из стана. В укрепленной Калуге он был принят с почестями. В Калугу прибыла и Марина Мнишек, под охраной, выделенной Сапегой, самозванец жил в почете. Без надзора польских панов чувствовал себя свободней. Ему снова присягнули Коломна и Кашира.

А в то время армия Сигизмунда III продолжала безуспешно осаждать Смоленск, а молодой полководец Скопин-Шуйский смог снять осаду с Троице-Сергиевой лавры. И вдруг Скопин-Шуйский скончался, по слухам, отравленный супругой одного из царских братьев, князя Дмитрия. Последний был назначен командующим армией, отправленной на подмогу Смоленску.
Поход на Москву
Под Клушином, в 150 км от столицы, 24 июня 1610 г. войско Шуйского разгромили поляки под началом коронного гетмана Станислава Жулкевского. Путь на Москву был открыт. Жулкевский подступил к ней с запада, Тушинский вор — с юга. Самозванец взял Серпухов, Боровск, Пафнутьев монастырь и дошел до самой Москвы. Марина остановилась в Николо-Угрешском монастыре, а Лжедмитрий — в дворцовом селе Коломенском. Снова, как в тушинские времена, до Кремля было рукой подать и царский престол был пуст (Василий Шуйский 17 июля был «сведен» с трона, а после насильно пострижен в монахи).
Но и на этот раз история отвела калужскому «царьку» только незавидную роль. Его появление заставило московских бояр выбирать из двух зол меньшее. 17 августа Жулкевский заключил с ними договор, по которому на московский престол должен был вступить сын Сигизмунда III королевич Владислав. Столица, а после и много других русских городов присягнули на верность царю Владиславу Жигмонтовичу. Отныне введенный в Москву польский гарнизон стал непреодолимым препятствием для Лжедмитрия.
Жулкевский, впрочем, попытался уладить дело миром. От имени короля он пообещал самозванцу в случае поддержки королевского дела отдать город Самбор или Гродно. Но, возмущенно написал гетман в своих мемуарах, «он не думал тем довольствоваться, а тем более его жена, которая, будучи женщиной амбициозной, довольно грубо бормотала: «Пусть Его Величество король уступит Его Величеству царю Краков, а царь Его Величество уступит королю Его Величеству Варшаву».
Тогда Жулкевский решил просто арестовать их, но Марина с самозванцем 27 августа сбежали в Калугу, в сопровождении 500 казаков атамана Ивана Мартыновича Заруцкого, который впервые выступил на их стороне.
Смерть Лжедмитрия 2
Он погиб вследствие мести крещенного татарина Урусова, которого подверг телесному наказанию. 1610 год, 11 декабря — когда самозванец, полупьяный, под конвоем толпы татар выехал на охоту, Урусов рассек ему саблей плечо, а младший брат Урусова отрубил ему голову. Смерть его произвела страшное волнение в Калуге; всех оставшихся в городе татар перебили. Сына Лжедмитрия провозгласили калужцами царем.
И. Муромов

Летом 1607 года в Стародубе появился человек, который объявил себя чудом спасшимся в мае 1606 года в Кремле царевичем Дмитрием. Это был Лжедмитрий 2. Смута таким образом не заканчивалась, а только вступала в самую лихую часть своей второй фазы. Примечательно, что когда Болотников сидел в окружении в Туле он слал письма по России и требовал, чтобы объявили хоть какого-нибудь Дмитрия. Его и объявили, но к тому моменту Болотникова уже утопили, а смута развивалась совершенно по другой линии.

Личность Лжедмитрия 2

Если о личности первого самозванца ведутся споры и действительно интересно кем был этот человек, то кем был второй Лжедмитрий не интересует абсолютно никого. Даже попыток никто не делал выяснить его реальную личность. По видимому это был крещеный еврей, еврей выкрест. Его соратники прекрасно понимали, что это просто знамя и не более. Вот, что пишут его современники.

Лжедмитрий 2 был бездарный невежественный мужик, грязный и сквернословный, которого поляки тщетно обучали хорошим манерам.

Историческая справка

И по-видимому Марине Мнишек нужно было обладать фантастическим тщеславием, чтобы делить ложе с таким человеком.

Армия самозванца и поход к Москве

Кто составлял ударную силу армии Лжедмитрия 2? Это русские низы, польские и литовские авантюристы и наемники, казаки и, конечно, запорожские казаки во главе со своим лидером Иваном Заруцким, фаворитом Марины Мнишек, от которого она родила ребенка.

Собрав большое войско Лжедмитрий 2 двинул его на Москву и здесь он разбил царское войско и подошел к столице. Но столицу он взять не смог и расположился в деревне Тушино, Тушинским лагерем. Откуда и его прозвище - Тушинский вор. Именно в Тушино началось правление Лжедмитрия 2 и его "банды".

Тушинский лагерь

Тушино это в 12 верстах к северо-западу от Москвы. Здесь были созданы свои Приказы, появились бояре и выводы. И даже появился свой патриарх - Филарет Романов, который потом будет говорить, что он якобы приехал разведать и его насильно удержали. Ничего подобного. Он мог уехать совершенно спокойно. Просто Романовы были связаны с обоими Лжедмитриями. Это была, по видимому, часть их заговора. Поэтому верить здесь Филарету не стоит.

1608-1610 годы ознаменовались, так называемыми, тушинскими перелетами. Это опять кстати двоевластие - Тушинский вор и Василий Шуйский . Как это происходило? Бояре и дворяне по нескольку раз переходили от Василия Шуйского к царю Дмитрию. Например, приезжают от Василия Шуйского к Дмитрию - получают поместье, денежный оклад, а через 3 месяца возвращаются к Шуйскому и слезно просят прощения. Получают от него оклад и поместья, а через 3 месяца движутся назад. Что характерно это очень быстро перестало вызывать удивление современников, потому что уровень морали в том числе политической упал очень низко. Люди просто зарабатывали деньги.

Окончание правления Лжедмитрия 2

Весной 1609 году Шуйский прибегает к помощи шведского короля и объединенным войском начинает поход на Тушинский лагерь. Как только запорожские казацкие и польские бандиты узнали, что идет Сигизмунд 3, Тушинский лагерь распался. Он прекратил свое существование. Лжедмитрий 2 переоделся крестьянином, зарылся в повозку с навозом, и в таком виде его вывезли в Калугу. Там он отсиживался до 1610 года, пока к Москве не начали подходить поляки. Вместе с ними на Москву пошел и Лжедмитрий 2.

В 1610 году польские войска вошли в Москву. Узнав об этом группа заговорщиков среди окружения Тушинского вора убили Лжедмитрия 2 (11 декабря), потому что он теперь оказался ненужным никому. На этом правление Лжедмитрия 2, а вернее всего его разбойничьего окружения, было окончено.

В 1607 году объявился еще один самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606 года, и вошедший в историю под именем Лжедмитрий 2 (происхождение не известно). Этот человек с самого начало был ставленником польского короля. Основу его сил составляли мятежные шляхтичи, участвовавшие в феодальной войне против короля и отправившиеся с самозванцем с целью грабежа и поиска добычи. Это были отряды Лисовского, а также гетманов Ружинского и Сапеги. Поддержали его и казаки атамана Ивана Заруцкого. В первоначальные планы самозванца входило соединение с Болотниковым, но разгром последнего изменил их, и, отсидевшись в Путивле, Лжедмитрий 2 начал поход на Москву в 1608 году. Ему сопутствовала удача: удалось разгромить войска Шуйского, крестьяне еще не потеряли веры в «чудом спасшегося царя Дмитрия». 1 июня 1608 года войска самозванца заняли подмосковное село Тушино и устроили там свой лагерь, из которого совершались набеги на прилегающую местность. Отсюда и другое, презрительное прозвище Лжедмитрия 2 «тушинский вор». К концу 1608 года власть «тушинского вора» распространялась на Переяславль- Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Верными Москве оставались Коломна, Переяславль- Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города.

Двоевластие

Второй этап Смуты связан с расколом страны 1609 году в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия 2, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. В Тушино возник самый настоящий царский двор. Туда приехала вдова первого самозванца и «признала» Лжедмитрия своим мужем. Действовала и своя Боярская дума, работали приказы. Среди тушинцев было много боярской аристократии- Трубецкие, Салтыковы, Романовы, однако решающую роль в нем играли поляки, которые проводили политику террора, грабежа и массовых зверств. Ими же была осажена Троице-Сергиева лавра. Однако осада, длившееся 16 месяцев, была безуспешной.

Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны, однако шведские войска под командованием Якоба Делагарди захватили Новгород и вели себя не как союзники, а как интервенты. Подписание договора Шуйского со Швецией дало польскому королю Сигизмунду 3 повод к интервенции: осенью 1609 года польские войска осадили Смоленск.

Отпала необходимость в Лжедмитрий 2. Сигизмунд отдал приказ польским войскам передислоцироваться из Тушино под Смоленск. Лжедмитрий 2 бежал с верными приспешниками в Калугу и вскоре был убит (кстати, уже в марте 1611 года объявился новый Лжедмитрий 3, но эта личность прошла не слишком заметно) боясь своей выдачи Сигизмунду 3.

С начала 1610 года московские бояре и их тушинские коллеги обратились к польскому королю с просьбой возвести на российский престол его сына Владислава. Но условия были для Польши неприемлемыми, так как главным требованием русской стороны было принятие Владиславом православия, а это не позволяло присоединить Россию к Речи Посполитой через личную унию.

Тем временем русские войска, которыми командовал племянник царя Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, начали одерживать первые победы: была снята осада с Троице-Сергиевой лавры, а затем 12 марта они как победители вошли в Москву. Но через месяц талантливый полководец скончался при труднообъяснимых обстоятельствах. 24 июня 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву. Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным 24 июня 1610 года окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот.

В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещён и насильно пострижен в монахи, Москва присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу, наместником польской короны на Руси стал Александр Гонсевский, получивший право свободно распоряжаться в стране. Однако, грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства -- на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу.

(1610-12-21 )
Калуга Род: претендовал на принадлежность к Рюриковичам Имя при рождении: Матвей Веревкин или, возможно, Богданко Шкловский Супруга: Марина Мнишек Дети: Иван Дмитриевич («Ворёнок»)

С. В. Иванов. «В Смутное время»

Лжедми́трий II , также Тушинский или Калужский вор (дата и место рождения неизвестны - умер 11 (21) декабря , Калуга) - самозванец , выдававший себя за сына Ивана Грозного , царевича Димитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая г. Лжедмитрия I . Настоящее имя и происхождение не установлено, хотя существует множество версий. Во время правления Лжедмитрия I также был самозванцем, выдавая себя за его дядю Нагого, никогда не существовавшего. Несмотря на то, что контролировал значительную территорию Русского государства , в российской историографии (в отличие от Лжедмитрия I) обычно царём не считается.

Надежды и слухи

Слухи о «чудесном спасении» и скором возвращении царя стали ходить немедленно после смерти Лжедмитрия I . Основанием тому стал факт, что тело самозванца было жестоко изувечено, а вскоре после выставления на позор, покрылось грязью и нечистотами. Москвичи по сути разделились на два лагеря - те, кто радовался падению самозванца, вспоминали среди прочего его женитьбу на «поганой полячке», и поведение, мало соответствовавшее статусу русского царя. В недрах этой группы рождались слухи о том, что в сапоге убитого был найден крестик, на который «расстрига» кощунственно ступал при каждом шаге , что звери и птицы гнушаются тела, его не принимает земля и отвергает огонь. Подобные воззрения отвечали интересам боярской верхушки, свергшей самозванца, и потому, среди прочего, в угоду приверженцам древнего благолепия, труп Лжедмитрия был вывезен в село Котлы и там сожжён; пеплом бывшего царя выстрелили в сторону Польши, откуда он и явился. В тот же день был дотла сожжен «ад» - потешная крепость, выстроенная самозванцем.

Но приверженцев свергнутого царя в Москве оставалось больше чем достаточно, и среди них немедленно стали ходить рассказы о том, что ему удалось спастись от «лихих бояр». Некий дворянин, взглянув на тело, крикнул, что перед ним не Дмитрий, и, хлестнув коня, немедленно умчался прочь. Вспоминали, что маска не давала рассмотреть лицо, а волосы и ногти у трупа оказались чересчур длинными, при том, что царь коротко постригся незадолго до свадьбы. Уверяли, что вместо царя был убит его двойник, позднее было названо даже имя - Петр Борковский. Конрад Буссов считал, что частично эти слухи распространяли поляки, в частности, бывший царский секретарь Бучинский открыто утверждал, что на теле не нашлось приметного знака под левой грудью, который он, якобы, хорошо рассмотрел, когда мылся с царем в бане.

Через неделю после гибели «расстриги» в Москве ночью появились «подметные грамоты», писаные якобы спасшимся царем. Множество листков было даже прибито к воротам боярских домов, в них «царь Дмитрий» объявлял, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас

Обстоятельства появления

Впервые Лжедмитрий II появился в начале г. в белорусском городе Шклове . По заданию русских повстанцев, заговорщики, разыскали «царя Дмитрия Ивановича» и уже в Витебске в начале 1607 года представили его народу. Но самозванец испугался сделанного ему предложения и бежал. Лишь через несколько месяцев его нашли в Пропойске и бросили в тюрьму, предложив подумать на досуге – наказание или роль московского царя, самозванец согласился на последнее.

В мае 1607 году Лжедмитрий II перешел русско-польский рубеж, объявился в Стародубе и сначала называл себя московским боярином Андреем Нагим, распространяя слухи о том, что Дмитрий жив и скоро явится. Вскоре стародубцы и делегация из Путивля потребовали у него ответа, где же скрывается Дмитрий. Лженагой не стал этого говорить, но когда горожане пригрозили ему пытками, самозванец обрушился на путивлян и стародубцев площадной бранью, обвиняя их в близорукости и нежелании распознать истинного Государя. Его сообщники подтвердили, что стародубский «вор» действительно «царь Дмитрий Иванович» и вскоре Лжедмитрию II присягнули многие южные города.

Предположения о происхождении

О происхождении Лжедмитрия II источники расходятся во мнениях. Согласно одним данным, это поповский сын Матвей Веревкин родом из Северской стороны, по другим - сын стародубского стрельца. Некоторые даже утверждали, что он сын князя Курбского . Существует и версия, что Лжедмитрий II был сыном еврея из города Шклова .

«разумел, если верить одному чужеземному историку, и язык Еврейский, читал Талмуд, книги Раввинов», «Сигизмунд послал Жида, который назвался Димитрием Царевичем»

«Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям… Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I»

Московский поход

Лжедмитрий II, фактически правил Россией – раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. Официальный же царь Василий Шуйский был заперт в Москве и потерял контроль над страной. Для борьбы с тушинским «царьком» Шуйский заключил договор с послами короля Сигизмунда III , по которому Польша должна была отозвать всех поддерживающих Лжедмитрия поляков, а Марину Мнишек обязать не признавать Лжедмитрия II своим мужем, а себя не именовать российской государыней. Однако Рожинский и другие отказались оставить начатое ими дело, более того, войско Лжедмитрия продолжало пополняться поляками, а осенью пришёл со своими людьми Ян Сапега .

Узнав, что Мнишеки во исполнение договора отпущены из Ярославля в Польшу, Лжедмитрий решил отбить их у сопровождающего царского войска. Это было сделано, однако Марина долго не хотела вступать в стан Лжедмитрия, оставаясь у Сапеги, а Юрий Мнишек согласился признать его своим зятем, только получив запись, что Лжедмитрий, получив власть, даст Юрию 30 тыс. руб. и Северское княжество с 14 городами. Наконец Мнишеки признали Лжедмитрия. В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря . Москва, однако, не сдавалась, и в Тушино пришлось выстроить целый город с «царским» теремом. В то же время самозванец всё более терял реальную власть, в декабре г. во главе лагеря встали 10 выборных от польских наёмников.

Лжедмитрия признают за Дмитрия многие города: Великие Луки , Псков , Суздаль , Углич , Ростов , Ярославль , Кострома , Владимир и многие другие. В Костроме польские отряды, заставлявшие присягать Лжедмитрию, сначала разорили Богоявленско-Анастасиин монастырь , а потом заняли поддерживающий их Ипатьевский монастырь , однако были захвачены в результате успешного штурма этого монастыря (потребовался подрыв стен, что и было осуществлено двумя смертниками). В Ростове был захвачен митрополит Филарет (Романов) , сделанный патриархом.

В государстве стало два царя, две Боярские Думы, а также два патриарха и две администрации. Катастрофа была не только политической, но и моральной: появились слова «перелеты», «перевертыши», обозначавшие тех, кто легко и без угрызения совести переходил из одного лагеря в другой и обратно. Сюда же явились новые самозванцы - лжецаревичи Август и Лаврентий, добровольно пришедшие на соединение с войсками Лжедмитрия II, и даже на первых порах были гостеприимно встречены в Тушине. Но, вскоре, «царек» приказал повесить и этих «родственников» за расправы над боярами. В это время один за другим появлялись новые казацкие «царевичи», выдававшие себя за внуков Ивана Грозного, которые грабили юг России. В своих манифестах Лжедмитрий II был крайне ошарашен стольким обилием «родственником» и приказывал их всех казнить. Таким образом тушинский «вор» казнил семерых «племянников»

Калужский лагерь

В калужский период своей авантюры Лжедмитрий II, наконец, начал играть самостоятельную роль. Убедившись в вероломстве польских наемников, самозванец взывал уже к русским людям, пугая их стремлением короля захватить Россию и установить католичество. Калужский «вор» клялся, что не отдаст полякам ни пяди русской земли, но вместе со всем народом умрет за православную веру. Этот призыв нашел отклик среди многих. Лжедмитрий II вновь привлек к себе множество сторонников и повел войну уже с двумя государями: царем Василием IV и королем Сигизмундом III. Ему вновь присягнули Псков, Ивангород и другие северо-западные города.

Тушинский стан распался. Часть сторонников «царька» ушли к королю, другие переместились за самозванцем в Калугу. Бежала к своему супругу и Марина Мнишек. Движение Лжедмитрия II начало принимать национальный характер; видимо, не случайно многие ярые сторонники самозванца стали впоследствии активными деятелями Первого и Второго ополчений. Как и в Тушино, в Калуге была создана государственная система по образу Московской, не было, разве что, структур по управлению церкви.

В начале 1610 года калужский царь повелел всем городам, оставшихся на его стороне, чтобы поляков, которые находились там, арестовывали, а все их имущество доставляли ему в Калугу . В кратчайшие сроки самозванец и его бояре смогли собрать значительные суммы денег и наполнить темницы иностранными заложниками, которых в дальнейшем калужский «вор» приказал казнить. Не желая повторять ошибок прошлого, Лжедмитрий II зорко следил за тем, чтобы в его армии русских было вдвое больше, чем иноземцев. К весне отряды самозванца настолько окрепли, что смогли отвоевать у Шуйского несколько городов.

Второй Московский поход

Летом сильный польско-литовский отряд коронного гетмана Жолкевского двинулся к Москве, выступившее навстречу царское войско под командованием Дмитрия Шуйского, было разгромлено в сражении у села Клушино. Военное положение России ухудшалось со дня на день. Власть Василия IV стала призрачной. Столичные жители, собравшись большими толпами под окнами дворца, кричали Шуйскому: «Ты нам не государь!» Испуганный царь не смел показываться на людях.

Армия Жолкевского вступила в Вязьму и приближалась к русской столице с запада. С юга к Москве поспешил Лжедмитрий II. Его войска захватили Серпухов, Боровск, Пафнутьев монастырь и дошли до самой Москвы. Сторонники самозванца предложили столичному населению низложить царя Василия Шуйского и обещали поступить аналогичным образом со своим «царьком». После этого, заявили они, все смогут сообща, со всей землей, выбрать нового государя и тем самым положить конец братоубийственной войне.

Калужскую агитацию с радостью приняли противники Шуйского, и 17 июля 1610 года в Москве произошел дворцовый переворот. Бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуно-вым свергли Шуйского с престола. Царь Василий IV был насильно пострижен в монахи.

Низложив царя Василия Шуйского, Земский Собор направил своих представителей в лагерь Лжедмитрия II возле Данилова монастыря, чтобы «воровские» бояре тут же сверг-ли своего «царька». Их ждало жестокое разочарование. «Воровская» дума не сдержала обещания и потребовала открыть столичные ворота перед «истинным государем». Иллюзии рассеялись. Наступила минута общего замешательства. Без царя на троне бороться с «добрым Дмитрием» было куда труднее. 2 августа Лжедмитрий II обосновался станом в селе Коломенском и приступил к штурму столицы, а 3 августа под Москвой появился коронный гетман Жолкевсекий.

Временное правительство Семибоярщина, не имевшая опоры в стране, пошла напрямую национальную измену: 17 августа 1610 года боярская «семерка», возглавляемая Федором Мстиславским заключили соглашение с гетманом Жолкевским и выбрали царем Владислава Жигимонтовича. Московские бояре и дворяне целовали крест иноверному королевичу в надежде на немедленное прекращение войны. Но Семибоярщина не учла того, что кандидат не обладал необходимой популярностью ни в русской столице, ни в провинции. Московский договор поставил людей перед трудным выбором: покориться лихим боярам с их чужестранным принцем, либо предпочесть «истинного царя Дмитрия». Боярское правительство не смогло дать стране ни мира, ни популярной династии. И народ отвернулся от него окончательно. В большинстве регионов России царила анархия. Какие-то города целовали крест Владиславу, какие-то – Лжедмитрию II, а другие местности жили сами по себе.

В столице многие стали сближаться с калужским «вором» и тайно ссылаться с его людьми. Миф о добром сыне Грозного вновь стал овладевать воображением народа. Лжедмитрию II присягнуло население многих городов и сел, в том числе ранее упорно боровшихся с ним: Суздаль, Галич и Владимир . Все больше сторонников приобретал самозванец среди городской бедноты, холопов и казаков, в то время как многие дворяне, бывшие в калужском лагере, покинули самозванца и отправились на службу к Владиславу в Москву. Реальная угроза со стороны самозванца побудила Семибоярщину к более тесному союзу с Жолкевским; бояре разрешили гетману пройти через Москву – для того, чтобы отразить «вора». Под натиском коронного гетмана, Лжедмитрий II был вынужден вернуться в Калугу.

Конец

Калужский лагерь все больше втягивался в войну с польскими интервентами. Вступив в борьбу с недавними союзниками, Лжедмитрий II вел ее решительно и беспощадно. К началу сентября отряды самозванца отбили у поляков Козельск, Мещовск, Почеп и Стародуб . Русское население стало видеть в калужском «воре» единственную силу, способную противостоять иноземным завоевателям. Ему присягнули Коломна, Кашира, Казань и Вятка. Эмиссары Лжедмитрия II открыто агитировали народ против Владислава. На рыночных площадях стражники и дворяне не раз хватали таких агитаторов, но толпа отбивала их силой. Но в то же время в Калужском лагере самозванца царила атмосфера жестокости и подозрительности. С каждым днем Лжедмитрий II испытывал все большее недоверие к своему боярскому окружению. Все больше придворных подвергались казни по подозрению в измене. Образ правления Лжедмитрия II приобрел черты сходства с опричниной Ивана IV Грозного, что и послужило причиной гибели самозванца. Людей хватали по малейшему подозрению, предавали жестоким пыткам и убивали.

В начале декабря 1610 года атаман Заруцкий нанес сокрушительное поражение Яну Сапеге, посланного Сигизмундом III, как основной ударной силой в борьбе с калужским «вором». Ежедневно по приказу калужского царя казаки чинили жестокую расправу над пленными поляками. Казаки захватывали королевских дворян и солдат, везли их в Калугу и там топили. Лжедмитрий II стал готовиться к отступлению в Воронеж, поближе к казачьим окраинам. По замыслу калужского «царька» Воронеж должен был стать новой царской столицей. После чего самозванец рассчитывал подтолкнуть к вторжению на Мо-скву татар и турок и таким путем поправить свои дела. Но 11 декабря Лжедмитрий II был убит татарским князем Петром Урусовым (мстившим за тайно казненного самозванцем касимовского царя).

Примечания

Литература

  • Скрынников Р. Г. «Три Лжедмитрия».
  • Скрынников Р. Г. «Лихолетье».
  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен, том 8 главы 4-7.
  • Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II / И. О. Тюменцев. - М .: Наука , 2008. - 686 с. - ISBN 978-5-02-035267-4 (в пер.)

Часть третья

Московское разорение

Глава первая

Гибель калужского «вора»

В числе сторонников «вора» [Лжедмитрия II ] был касимовский царь. Он пристал к нему еще во время стоянки его под Тушином. Когда «вор» должен был бежать из-под Москвы, касимовский царь отъехал от него, приехал к Жолкевскому и вместе с гетманом отправился под Смоленск. Сын его с матерью и с бабкой оставался с «вором» и уехал с ним в Калугу. Прожив несколько недель под Смоленском, царь стосковался по семье и отправился в Калугу, с намерением отвлечь сына от «вора». Ему самому понравился прием у поляков. Приехавши в Калугу, отец притворялся перед «вором» и показывал вид, будто предан ему по-прежнему; но сын подружился с «вором» искренно и передал ему, что отец обманывает его и в самом деле приехал единственно за тем, чтобы взять свою семью, а потом опять ехать к полякам. «Вор» пригласил старика ехать с собою на псовую охоту, назначил день. «Вор» выехал вперед за реку Оку и послал просить касимовского царя выехать к нему. Царь выехал с двумя татарами. «Вор» обошелся с ним дружелюбно, потом оставил своих псарей вдали, взял с собой двух приятелей, Михаила Бутурлина и Игнатия Михнева, и поехал по берегу Оки. Касимовский царь ехал с ним рядом; вдруг все трое нападают на него, и «вор» убивает его собственноручно. Тело бросили в Оку. Потом «вор» в тревоге скачет к прочим своим людям и кричит: «Касимовский царь Урмамет хотел убить меня; чуть-чуть ушел я от него. Он сейчас убежал к Москве. Догоните его и поймайте». Люди пустились в погоню, и, разумеется, никого догнать не могли. С тех пор «вор» подавал делу такой вид, будто Урмамет пропал куда-то и неизвестно где находится: но проговорились ли те, которые с ним вместе спровадили старика в Оку, или же люди стали догадываться сами собой, – только друг Урмамета, крещеный татарин Петр Урусов упрекнул «вора» в глаза убийством касимовского царя. «Вор» посадил его в тюрьму и держал там шесть недель. В начале декабря случилось, что его татары имели стычку с отрядом, бывшим под начальством Чаплицкого, одолели и привели в Калугу пленных. Это обрадовало «вора». Татары очень любили Урусова. Надобно было сделать им что-нибудь угодное в благодарность. Марина и бояре упросили выпустить Урусова. Этот человек прежде был ему полезен. «Вор» помирился с ним и обласкал его.

10-го декабря поехал «вор» за Оку-реку на прогулку с небольшой дружиной русских и татар. Урусов был с ним. Такие прогулки «вор» делал часто: они были шумны и веселы. Трезвый когда-то, он теперь изменил образ жизни: любил пиры и гулянки, пил вино большими раструханами. Шум, песни, крики пьяных слышались часто. «Вор» ехал на санях, не раз останавливался, кричал, чтобы ему подавали вино, пил за здоровье татар. Его провожатые ехали верхом. Вдруг Урусов, ехавший также верхом за «вором», напирает на его сани своим конем, а потом поражает его саблей: с другой стороны саней меньшой брат Урусова в то же мгновение отсек «вору» голову. Бояре подняли тревогу; татары обнажили на них сабли. Бояр было меньше; они испугались и.кричали: помилуйте, помилуйте! По одним известиям, татары побили некоторых из русских, провожавших своего царика; по другим, напротив, Урусов не велел их трогать. Татары раздели тело «вора» и покинули его на снегу, а сами убежали с Урусовым. Воротившись в Калугу, бояре известили горожан о происшествии. Тогда уже вечерело.

Весь город возмутился. «Бить всех татар», – кричали калужане. Марина , ходившая последние дни беременности, выскочила из города, села с боярами на сани, подняла в поле обезглавленное тело мужа, привезла в город. Ночью, схватив факел, Марина бегала с обнаженной грудью посреди толпы, вопила, рвала на себе одежду, волосы, и, заметив, что калужане не слишком чувствительно принимают ее горе, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. Начальствовал ими Заруцкий, неравнодушный к Марине. Он воодушевил своих казаков; они напали на татар, каких встретили в Калуге, и до двухсот человек убили .

Через несколько дней родила Марина сына, которого назвали Иваном. Она требовала ему присяги, как законному наследнику. Тогда Ян Сапега, узнав, что носивший имя Дмитрия убит, подошел к Калуге в первый день Рождества и требовал сдачи на имя короля. Три дня шли переговоры, и на четвертый день, когда Сапега еще раз выслал своих на переговоры, калужане сделали вылазку. Бой с Сапегой длился до вечера. Сапега стоял под Калугой до 31-го декабря. Калужане ни за что не хотели сдаться.

Марине приходилось плохо. Только донцы с Заруцким были за нее. Калужане ее ненавидели, «она стала чувствовать себя в неволе. Она написала к Сапеге письмо такого содержания:

«Ради Бога, избавьте меня; мне две недели не доведется жить на свете. Вы сильны; избавьте меня, избавьте, избавьте: Бог вам заплатит!»

Ответ калужан Сапеге был таков, что ему и без того ничего не осталось делать под Калугой: калужане обещали целовать крест тому, кто на Москве царем будет, а в Москве признавали Владислава. И Сапега удалился от Калуги к Перемышлю. Пере-мышль ему сдался. За ним сдался Одоев, и присланные оттуда выборные целовали перед Сапегой крест Владиславу.

Смерть «вора» сделала перелом в смутной эпохе и была событием, неблагоприятным для Сигизмунда, вместо того, чтобы быть ему полезным. Возраставшее недовольство против короля до того времени двоилось: одни держались готового его соперника, кем бы он ни был; другие, не желая повиноваться обманщику, думали отыскать или создать иную точку опоры против польских притязаний. Если бы тот, кого еще многие звали Дмитрием, был жив, то против поляков стояли бы долго два лагеря, враждебные в то же время один другому. Теперь не стало этого соперника у Сигизмунда, и все недовольные Сигизмундом могли согласно и дружно соединиться воедино, воодушевленные одной мыслью – освободить Русскую землю от иноземцев.

Весть о смерти названого Дмитрия не так скоро разошлась по отдаленным странам России: в Казани, еще в январе 1611 г., вооружались его именем против поляков. За Казанью следовала Вятка. И там не хотели повиноваться полякам. И там имя Дмитрия все еще служило предлогом, тогда как другие города уже поднимались под иным знаменем. Но как только в Казани и Вятке узнали, что Дмитрия нет на свете, то и там стали заодно с другими городами. В Москве известие о смерти «вора» произвело радость. Противники поляков перестали бояться Калуги, из которой ожидали помехи успехам усилий против поляков; сторонники Дмитрия лишились надежды на Калугу и увидели необходимость искать ее в Москве. Народ вдруг стал вырастать, почувствовал силу свою; казались нестрашными ни поляки, разъезжавшие победителями по московским улицам, ни бояре-изменники, которые подсматривали и подслушивали, где кроется вражда к королю. Начали собираться в домах, толковали, что король обманывает москвичей, – остается всей Московской земле стать заодно против польских и литовских людей и крепиться в том, чтобы из Московской земли польские и литовские люди вышли все прочь.

Бояре, преданные Сигизмунду, зная нерасположение патриарха к польскому делу , хоть и освободили его от стражи, но советовали Гонсевскому смотреть за ним и предупреждали, что в Москве не спокойно. Настали зимние святки, шумное время в Москве. Тогда в Москву, как некогда в Иерусалим из Палестины, из русских земель стекался народ на праздник. У многих жителей городов была в столице родня, и они ездили навестить ее в праздничные дни; иные съезжались к концу праздников поглядеть на обряд богоявленского водосвятия. Это был день, когда русские иногородцы имели случай посмотреть на царя, на патриарха, увидеть весь двор в его праздничном великолепии. Так вошло в обычай съезжаться в эти дни отовсюду в столицу, но на этот раз не было ни царя, ни царского двора, а, по привычке, народу все-таки стало стекаться много. Поляки стали бояться такого многолюдства: им мерещилось, что внезапно ударят в набат, как было во время гибели «расстриги», и бросятся московские люди, и старые и юные, и большие и малые, бить их. По стенам и на башнях неисходно стояла стража; на зимнем холоде невесело было исполнять эти обязанности, особенно в такие дни, когда из детства привыкли гулять и пировать. Но идет дело уже не о ремне, говорили поляки, а о целой шкуре. Чуть только соберется какое-нибудь сходбище, или начнет приливать свежий народ в город, поляки сейчас всполошатся, бьют тревогу, толпами бегут то в ту, то в другую сторону. К патриарху приходили из разных краев русские люди. Патриарх всех благословлял стать за веру и за Русскую землю, всем говорил: «Вы королевичу присягнули только на том, чтоб ему креститься в русскую веру, а если он не крестится и литовские люди не выйдут из Московского государства, то королевич не государь нам». Эти же речи он писал в своих грамотах и рассылал их. Одну такую грамоту, говорит современник, перехватил какой-то поляк Ващинский, отправленный с семьюстами всадников для проведывания, что делается на Руси. После того поляки дали приказание, чтобы никто из московских жителей не держал у себя оружия, и у кого оно было, те должны были сносить его в царскую казну. Поймали извозчиков, которые везли зерновой хлеб, но под зерном оказались длинные ружья; вероятно, некоторые из московских жителей вместо того, чтобы доставить оружие, какое у них сохранилось, полякам, рассудили за лучшее выпроводить его в иное место, где оно могло для русских послужить против поляков. Гонсевский приказал посадить под лед этих извозчиков. Тогда патриарха стали снова стеснять, увели у него дьяков и подьячих, отняли бумагу, чтобы не дать ему писать грамот, взяли и дворовых людей, чтобы не было кого посылать с грамотами, но не усмотрели за ним; писать он не мог, а говорить еще мог с русскими людьми. Явились к нему под благословение нижегородцы, сын боярский Роман Пахомов да посадской человек Родион Мокеев. Он им передал на словах: «Писать мне нельзя: все побрали поляки, и двор у меня пограбили; а вы, памятуя Бога и Пречистую Богородицу и московских чудотворцев, стойте все заодно против наших врагов». Когда это известие принесли посланцы в Нижний Новгород, там составился совет; пригласили балахонцев, а вместе с ними нижегородцы присягнули на кресте стоять за Москву и идти ополчением против поляков и литовских людей. Это решение послано к Ляпунову.

Публикации по теме