Александр I. Внутренняя и внешняя политика

Вступая на престол, этот царь заявил: «При мне все будет, как при бабушке» (то есть ). До уровня бабушки он как монарх не дотянул, но сходство правлений все же просматривается. Как и Екатерина, Александр 1 говорил много либеральных слов и делал много деспотических, крепостнических дел.

Внутренняя политика (наследник бабушки)

В начале своего правления Александр 1 много говорил о необходимости реформ в России. Но на каждое его нововведение находилась контрмера.

  1. Александр расширял права купцов и наделял их различными привилегиями – правом являться ко двору, носить классный чин, и др. Но одновременно он сразу же после вступления на престол возобновил действие жалованной грамоты дворянству 1785 года, превращавшей дворянство в привилегированный класс фактически без обязанностей.
  1. Царь неоднократно заявлял о желании расширить права крестьян и в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавших крестьянам по договоренности с помещиками выкупаться с землей. Но этим правом за 20 лет воспользовались… аж 47 тыс. человек (0,5% крестьянского населения), а после войны 1812 года в стране выросли военные поселения, представлявшие собой невиданный ранее уровень крестьянской несвободы.
  2. Царь приближал к себе либералов (таких, как Румянцев или ), но и Аракчеев, ставший символом солдафонского подавления любого инакомыслия, был близким к нему человеком.

Надо отдать должное царю – Александр 1 централизовал и упорядочил управление страной, создав в 1810 году Государственный совет (нечто вроде кабинета министров), аккумулирующий всю информацию по государству и вносивший предложения по решению имеющихся проблем. Он также был покровителем просвещения – в его правление были открыты такие учебные заведения, как Царскосельский лицей, харьковский и казанский университеты, а другие учебные заведения повысили свой класс и увеличили количество кафедр и факультетов. Из казны учебным заведениям оказывалась помощь, и даже финансировались поездки студентов и преподавателей за границу.

Внешняя политика (победитель Наполеона)

Из достижений внешней политики Александра более всего известен этот факт. Правда, успешной для Росси стала только вторая кампания против императора французов, а война 1805-1807 годов закончилась довольно унизительным Тильзитским миром. Но факт: внешняя политика Александра 1 была последовательней внутренней. Он проявил себя последовательным монархистом, желающим прироста своих владений, укрепления авторитета монаршей власти как таковой и своей собственной среди коллег в частности. Россия при нем приросла территориально, и ее международный авторитет вырос.

  1. Александр 1 вел успешные войны , Швецией (1808-1809), . Это не говоря об и последующем разгроме Франции.
  2. При нем к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, Грузия, Абхазия, Дагестан, Закавказье. Лишь часть этих земель были присоединены военным путем; Грузия, к примеру, вошла в состав империи по международному договору.
  3. Александр I стал инициатором создания Священного союза – объединения монархий ради сохранения монархий и борьбы с революционными учениями. Россия потом долго играла роль своеобразного «флагмана контрреволюции».
  4. Император придавал большое значение внешней торговле. В частности, при нем важным торговым партнером России стала Англия.
  5. Александр не желал усиления в Европе германского влияния, и ему в некоторой степени удалось помешать ему, сталкивая во время

Вся внутренняя политика этого периода была напрямую связана с личностью нового императора - Александра I (1801-1825), с изменением его взглядов. Во внутренней политике этого периода можно выделить два этапа.

1.Либеральные реформы (1801- 1820). Характерная черта первого этапа- попытки проведения широкомасштабных реформ. Причины перехода правительства Александра I к реформам: прежде всего, это личные взгляды императора, воспитанного в духе идеалов Просвещения.

Попытки крестьянской реформы:

1803 г. - указ о «вольных хлебопашцах». Значение его принятия: первая реальная попытка начать ликвидацию крепостного права путем выкупа крестьян целыми семьями или селами, по обоюдному согласию с помещиком. Но на практике указ не сыграл заметной роли: к 1858 г. было освобождено всего 152 тыс. душ, или 1,5%;

Итоги: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права, но само оно ликвидировано не было, так как подавляющее большинство помещиков выступало против этого.

Попытки реформы государственного строя:

1801 г. - начало деятельности Негласного комитета. Разработка проектов реформ, в том числе проекта Жалованной грамоты российскому народу. Она должна была предоставить всему населению гражданские права и рассматривалась как часть будущей конституции, но так и не была опубликована.

1809 г. - конституционный проект Сперанского. Остался нереализованным. Будь проект реализован в России установилась бы конституционная монархия

Вывод: большинство реформ Александра I окончились неудачей. Причины этого:

Дворянство реформы не поддержало;

Личные качества Александра I - слабая воля, колебания, боязнь дворцового переворота;

Россия вела непрерывные войны, в этой обстановке было не до реформ.

2. Переход к консервативной политике (1820-1825). Второй этап внутренней политики Александра I ознаменовался постепенным отказом от реформ и переходом к консервации сложившихся отношений. Причины: революционная волна в Европе 1820-х гг., разочарование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.

Организация военных поселений. С одной стороны, это была попытка решить проблему финансирования армии, с другой - один из косвенных способов решения крестьянского вопроса: через 25 лет службы военный поселенец получал свободу. Следует отметить, что военные поселения вызывали возмущение как простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г., в Семеновском полку в 1820 г. из-за крайне жестоких порядков, царивших в поселениях.), так и просвещенного дворянства.

В 1-ой чeтвepти XIX в. внeшняя пoлитикa Poccии oпpeдeлялacь ee пpoтивocтoяниeм нaпoлeoнoвcкoй Фpaнции, cтpeмившeйcя к миpoвoмy гocпoдcтвy. В 1805 г. Poccия в coюзe c Aвcтpиeй и Aнглиeй вcтyпилa в вoйнy пpoтив Haпoлeoнa. Boйнa былa нeyдaчнaя для coюзникoв, и пpи Aycтepлицe (в кoнцe 1805 г.) pyccкиe и aвcтpийcкиe вoйcкa были paзбиты. В кpoвoпpoлитнoй битвe пpи Пpeйcиш-Эйлay pyccкиe вoйcкa пoд кoмaндoвaниeм Бeнигceнa oтpaзили нaтиcк Haпoлeoнa, нo лeтoм 1807 г. Haпoлeoнy yдaлocь paзбить pyccкиx пpи Фpидлaндe.

Aлeкcaндp I был вынyждeн cклoнитьcя к миpy c Haпoлeoнoм и зaключить нeвыгoдный Tильзитcкий миp 1807 г. Aпeкcaндp I coглacилcя пpиcoeдитъcя к кoнтинeнтaльнoй блoкaдe Aнглии, пpeкpaтить тopгoвлю и вcякиe cнoшeния c нeй. Былo oбpaзoвaнo "гepцoгcтвo Bapшaвcкoe" пoд пpoтeктopaтoм Haпoлeoнa нa гpaницax c Poccиeй.

Haпoлeoн пpeдocтaвил cвoeмy нoвoмy coюзникy (Poccии) ycиливaтьcя зa cчeт Typции и Швeции. В peзyльтaтe вoйны c Typциeй (1806-1812) к Poccии была пpиcoeдинeнa Бeccapaбия. Вoйнa co Швeциeй (1808-1809) зaкoнчилacь пpиcoeдинeниeм Финляндии (пpи coxpaнeнии ee aвтoнoмии).

Приближался 1812 год. Войска Наполеона захватывают большие территории и двигаются в направлении России.

Пpичинoй вoйны, кaк cчитaeт pяд иcтopикoв, явилиcь нapyшeния и Poccиeй и Фpaнциeй cтaтeй Tильзитcкoгo дoгoвopa (cyдaм пoд "нeйтpaльным флaгoм" былo paзpeшeнo пpиxoдить в pyccкиe пopты, a пoд нeйтpaльным флaгoм мoгли быть и aнглийcкиe тoвapы). Haпoлeoн пpиcoeдинил гepцoгcтвo Oльдeнбypгcкoe и пpизнaл для ceбя ocкopбитeльными тpeбoвaния Aлeкcaндpa I o вывoдe фpaнцyзcкиx вoйcк из Пpyccии и гepцoгcтвa Bapшaвcкoгo.

В июнe 1812 г. Haпoлeoн вo глaвe 600-тыcячнoй "вeликoй apмии" нaчaл пoxoд нa Poccию. К тому времени он не был ни разу побежден, одержал много побед. Ha зaщитy oтeчecтвa пoднялcя вecь нapoд Poccии. Boйнa co cтopoны Poccии нocилa ocвoбoдитeльный, cпpaвeдливый xapaктep.

Войска России были малочисленны. В русской армии было 200.000 человек, разделенные на три армии Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова.

6 июня 1812 года Наполеон вступил в Россию, даже не объявив войны. Он говорил о своей победе и погибели России. Император Александр, объявил народу о вторжении неприятеля, прибавил: "Нам не остается ничего другого как поставить силы наши против сил неприятеля. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и войнам об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защитите веру, отечество, свободу. Я с вами. Я не положу оружия, доколь не единого неприятельского война не останется в царстве моем".

12 июня главные силы Наполеона вторглись через Неман недалеко от города Ковно. Русские войска, разделенные на отдельные армии и уступавшие неприятелю по численности, вынуждены были отступать. Известие о вторжении Наполеоновской армии всколыхнуло всю Россию порождая патриотизм.

Продвижение захватчиков по земле России не было спокойным, наполеоновские войска встретили упорное сопротивление. В конце июля - начале августа начались жестокие бои в районе Смоленска. Героизм русских войск с новой силой проявился в сражении при Бородине, когда русская армия под командованием М. И. Кутузова решила дать генеральное сражение. Однако враг был еще силен. И мудрый Кутузов приказал отступить: армия нуждалась в пополнении резервами, нужно было заменить выбывших генералов. Продолжая вынужденное отступление и приказывая оставить Москву без нового сражения, Кутузов учитывал что армии Наполеона приходиться сражаться не только против русских регулярных войск, но и против народа.

После неудачи под Малоярославцем, когда при отступлении из Москвы французские войска были остановлены героическим поступком войск Кутузова Наполеон отдал приказ об отступлении по смоленской дороге. Стратегическая инициатива окончательно перешла к русским. Сильные удары по противнику были нанесены под Вязьмой и Красным. Отечественная война 1812 года завершилась блестящей победой русского оружия.

Как ни были славны войны императора Александра I, но они дорого стоили России. Последние годы своего царствования он посвятил на то, чтобы по возможности загладить те потери, которые были причинены войнами. Значительных перемен во внутреннем устройстве России в это время не произошло.

Глaвным coтpyдникoм Aлeкcaндpa I в тeчeниe втopoй пoлoвины eгo цapcтвoвaния cтaл мpaчный вpeмeнщик, гeнерал Apaкчeeв. Apaкчeeв был нaзнaчeн нaчaльникoм вoeнныx пoceлeний. Цeлью вoeнныx пoceлeний былo yмeньшeниe pacxoдoв кaзны нa coдepжaниe apмии. Bcя жизнь кpecтьян былa cкoвaнa cтpoгими пpaвилaми вoeннoй диcциплины, и пoэтoмy нaceлeниe cчитaлo этy cиcтeмy xyдшим видoм кpeпocтнoгo пpaвa.

1. Внутренняя политика в годы правления Александра 1.

В XIX столетие Россия официально вступила 1 января 1801 г. под знаменем императора Павла I. Страна готовилась к войне с Англией. На столичных улицах после 9 часов начинался комендантский час. Павел I издал указ об аресте 1043 матросов английских судов, задержанных в российских портах. Торговля замерла.

Дворянство не желало ни этой войны, ни этого царствования. После длительного периода екатерининских свобод - аресты, разжалования, ссылки. Привычно роскошную жизнь сменило время суровое и угрюмое, которое никак не скрашивали павловские плац-парады. При Павле I крестьянство получило некоторое послабление, солдаты были муштрованы, но обласканы, а аристократия более обложена налогами. За любую провинность дворянина могли ждать лишение титула и сибирская ссылка.

Для русской аристократии новый XIX век начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Император Павел 1 был убит. Последний дворцовый переворот в России свершился с ведома престолонаследников Александра и Константина. Во главе заговорщиков стояли санкт-петербургский генерал-губернатор Пален, князь Зубов и генерал Беннигсен. Они, пытаясь вернуть времена Екатерины II, ворвались в Михайловский замок и убили Павла I. Хотя царевичи и знали о заговоре и благословили его, но известие об убийстве отца повергло их в шок. Им казалось, что можно было добиться добровольного отречения Павла I, что к столь крайней мере, как убийство, заговорщики прибегли поспешно. Однако убийство, как один из основных вариантов, в планы заговора входило. И престолонаследники об этом знали. Ранним утром 12 марта граф Пален окликнул перепуганного Александра Павловича: “Ваше Величество, ступайте царствовать”. Так новый век для России начался с нового правления. На престол вступил Александр I (1801-1825). “Я никогда не буду в состоянии привыкнуть к идее царствовать деспотически”, - говорит он поначалу. Первые же дни правления ознаменовались крупными событиями в жизни страны. Были возвращены тысячи людей, сосланных при Павле I, тысячи были восстановлены в законных правах, немедленно были отменены телесные наказания для дворян, купцов и духовенства. Общество с восторгом приняло перемены, произошедшие по указу нового правителя.

Молодой император был сторонником преобразований во всех сферах общественной жизни, управлении, экономике, культуре. Руководствовался он при этом идеями Просвещения - принципами свободы, правового равенства и всеобщего образования. В то же время он был приверженцем постепенного разрешения социальных вопросов во избежание социальных потрясений. Особенно это касалось проблемы крепостного права, которое не только тормозило экономическое развитие России, но и компрометировало страну перед Западной Европой. Однако большинство дворян, будучи представителями господствующего слоя и опорой самодержавия, и слышать не хотели о добровольном ослаблении или уничтожении его привилегий. Поэтому правительство не могло в это время даже поставить вопрос об уничтожении крепостного права.

Под свое управление новый император взял страну, которая в первой половине XIX в. занимала огромную территорию в Восточной Европе, Азии и Северной Америке (Аляска). Ее размеры достигали 18 млн. кв. км, население составляло 74 млн. чел. Территория России была богата природными ресурсами: леса, реки, пашня, полезные ископаемые. Фактически существовало все необходимое для быстрого экономического развития.

Крепостническая система, сохраняемая в неприкосновенности, только сдерживала рост производительных сил и развитие капиталистических отношений.

Прежде всего это проявилось в торможении технического развития страны. В связи с мировым повышением потребности в продукции сельского хозяйства русские помещики увеличивали барскую запашку в ущерб крестьянскому землевладению. При таком экстенсивном увеличении производства по-прежнему применялся труд крепостных, так как он был дешевле новых машин. Интенсификация сельского хозяйства происходила в основном за счет усиления эксплуатации крепостных крестьян, что также обусловливало застой в производительных силах и низкую продуктивность. В тяжелой промышленности сохранялся труд посессионных крестьян. Это также объяснялось его дешевизной по сравнению с новой техникой. Применение принудительного труда приводило к застою производства. Крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, нередко ломали и портили порученные им механизмы. В первой половине XIX в. Урал с его старыми посессионными и приписными мануфактурами на долгие годы утратил свое ведущее экономическое положение. В связи с этим Россия все больше отставала от развитых стран по выплавке чугуна (от Англии в 3,5 раза). Схожая ситуация наблюдалась и в других отраслях.

Объективные экономические причины требовали если не глобального, то поэтапного уничтожения крепостничества. Александр I в первые годы правления пошел по второму пути. В 1801 г. была разрешена покупка незаселенных земель лицами недворянского происхождения, в том числе свободными крестьянами. Тем самым была отменена монополия дворянства на землевладение и было положено начало постепенному уравниванию крестьян в правах с другими сословиями.

Отмена земельной монополии подтвердилась в 1803 г. в указе о “вольных хлебопашцах”, позволившем помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Этот указ явился наиболее крупной мерой в попытке решить крестьянский вопрос. Однако он мало повлиял на крепостническую систему, так как за первую половину XIX в. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.

В 1804 г. было издано “Положение о лифляндских крестьянах”, согласно которому запрещалась их продажа без земли, фиксировались повинности, крестьяне получили право торговых сделок со своими земельными наделами. Этот указ затем был распространен на Эстляндию. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике: крестьяне получили личные права, включая право собственности на личное имущество. Однако вся земля при этом осталась у помещиков.

Капитализация экономики, т. е. эффективное мануфактурное и фабричное производство, возможно только с применением вольнонаемного труда. Наемными рабочими становились жители городов, государственные крестьяне и оброчные крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. Применение вольнонаемного труда (особенно в легкой промышленности) постепенно возрастало и увеличилось в первой половине XIX в. в 14 раз. Однако сохранение крепостного права тормозило формирование рынка свободной рабочей силы, необходимого для роста производства. Оно обусловливало нехватку наемных рабочих, так как потенциальные рабочие из крестьян не имели права свободного передвижения. Кроме того, на предприятиях с наемным трудом значительную часть составлял труд оброчных крестьян. Это делало наемную рабочую силу в России очень дорогой, так как в зарплату обязательно включался оброк.

Сохранение крепостного права тормозило и рыночное развитие страны, поскольку и в поместьях, и у государственных крестьян преобладало натуральное хозяйство. К тому же крепостные крестьяне не могли что-нибудь купить или продать от своего имени, так как не имели гражданских прав и сами считались собственностью. Развитие рынка сдерживала низкая покупательная способность населения, нищенское существование его значительной части. Основными покупателями могли быть только дворянство, купечество и часть горожан. Развитие буржуазных отношений тормозила и общинная система, препятствовавшая воспитанию у крестьян собственнической психологии. Сдерживалось социальное расслоение и в целом обуржуазивание крестьянства.

Вместе с тем в России продолжали развиваться начавшиеся во второй половине XVIII в. объективные процессы, ведущие к становлению капитализма (разложение натурального хозяйства, развитие капиталистической промышленности и товарно-денежных отношений). Новые условия требовали новых реформ. Проекты радикальных реформ (“Уставов”) были связаны с именем М.М. Сперанского, государственного деятеля, которому в 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформирования страны.

Сперанский подготовил постановления о свободном въезде в Россию и выезде из нее, о разрешении ввоза в страну книг и музыкальных нот, об уничтожении тайной экспедиции, разрешении частных типографий, образовании медицинского дела, реформе почт. В план общей политической реформы Сперанский внес предложения о введении политического законодательства, законов, определяющих права собственности, финансово-кредитного, судебного, налогового и других законодательств.

Александр I был сторонником “просвещенного абсолютизма” и стремился реформировать государство, сохранив при этом самодержавие, что стало причиной половинчатости и непоследовательности его реформ.

В 1802 г. была проведена министерская реформа, подготовленная Негласным комитетом, сложившимся из числа молодых друзей императора. На месте коллегий, существовавших еще со времен Петра I и не оправдавших себя из-за круговой поруки и безответственности, возникшей в результате коллегиального принципа руководства, были образованы новые органы центральной исполнительной власти - министерства. Министерства структурировались на основании принципа единоначалия и возглавлялись министрами. Из глав министерств образовывался Комитет министров, которым руководил непосредственно император. Александр I пытался окружить себя опытными и популярными в стране людьми. Так, первым в истории России министром юстиции стал замечательный русский поэт и государственный деятель генерал-прокурор Г.Р. Державин. Но в этой должности он, державшийся “сильно справедливости”, прослужил один год. Вскоре выяснилось, что государь к нему охладел. “Ты очень ревностно служишь”,- объяснил царь Державину причину отставки.

Министерская реформа способствовала централизации власти и бюрократизации управления. При этом, однако, павловский стиль - управление через двух-трех доверенных лиц - господствовал и при Александре I, несмотря на существование Комитета министров. Сначала управление велось через триумвират молодых друзей, или “деятелей”, как тогда именовали в столичных салонах Чарторыйского, Новосильцева и Строганова, затем в 1807-1812 гг. по гражданской части через Сперанского, по военной - через Аракчеева, а после Отечественной войны 1812 г. - все без исключения через Аракчеева.

В 1807-1812 гг. Александр поручил подготовить план реформы органов государственного управления автору общей концепции реформирования России - М.М. Сперанскому. Последний, исходя в своих проектах из одобряемой императором идеи разделения властей, предложил создать избираемый населением центральный законосовещательный орган - Государственную Думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, высшую судебную - в Сенате при сохранении за императором контрольно-исполнительных функций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, законосовещательный орган, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления.

Осуществлена была лишь часть проектов Сперанского. 1 января 1810 г. начал работу Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Государственный совет был назначаемым органом, который состоял из министров и других высших сановников. В 1811 г. было увеличено количество министерств, улучшена их работа, разделены функции и полномочия. Однако планы более радикальных преобразований встретили ожесточенное сопротивление дворянства. Особенно ярко это проявилось после того, как Сперанский ввел пошлину на ввозимые в Россию предметы роскоши, уменьшил штаты министерств, утвердил экзамены на чиновников и обложил налогом дворянские имения. Простить это Сперанскому власть имущие не могли, да и царь к тому времени очень переменился. Под давлением общественного мнения (доносы на Сперанского сыпались регулярно) Александр I отказался от продолжения реформ. Сперанский был сослан.

Вторая половина царствования Александра I (с 1815 по 1825 г.) ознаменовалась наступлением реакции, главным проводником которой стал любимец царя А.А. Аракчеев, занимавший важнейшие посты в государственном аппарате и стоявший на реакционных позициях. Аракчеев был еще сподвижником Павла I с гатчинского периода, т.е. до начала царствования Павла Петровича, но головокружительную политическую карьеру сделал при Александре Павловиче, став фигурой № 2 в стране.

Наиболее уродливым проявлением новой политики (“аракчеевщины”) было создание военных поселений, которые стали активно внедряться начиная с 1816 г. и имели целью формирование обученного резерва и снижение государственных расходов на содержание армии. В 1825 г. на военные поселения была переведена треть армии. Создавалось новое сословие - военных поселян, вынужденных совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. На территории военных поселений господствовали жестокий гнет и муштра. Вся жизнь крестьянина и его семьи была строго регламентирована. За малейшие нарушения полагались тяжелые телесные наказания. Все это вызывало сопротивление крестьян, которых поддерживала передовая часть общества.

Реформы в области образования . (Если достаточно времени). До начала XIX в. в России не было единой системы образования. Для поступления на военную или гражданскую службу требовалось дворянское происхождение, а не специальная подготовка. Но в условиях постепенного втягивания России в мировую торговлю, а затем начавшегося промышленного переворота потребность в специалистах становилась все более острой. Поэтому одной из важнейших реформ XIX в. была реформа образования.

Главной целью реформы во время царствования Александра I было обновление и расширение учебных программ с целью создания преемственной системы обучения во всех видах учебных заведений. В 1803 г. по "Положению об устройстве учебных заведений" было создано в Европейской России 6 учебных округов во главе с попечителями и 4 разряда учебных заведений - приходские и уездные училища (начальная школа), гимназии в губернских городах (средняя школа), университеты (высшая школа). Тем самым создавалась единая система образования. В 1804 г. университеты получили автономию (право выбора ректора и деканов, самостоятельного решения организационных вопросов). В добавление к существовавшим университетам были открыты новые. Появились закрытые специальные учебные заведения для дворян - Царскосельский, Ярославский, Нежинский лицеи.

Самым известным стал Царскосельский лицей. 12 августа 1810 г. Александр I подписал проект М. Сперанского о создании в двадцати верстах от столицы этого закрытого учебного заведения. 19 октября следующего года за парты лицея сели тридцать двенадцатилетних мальчишек. Они могли считаться и школярами и студентами одновременно, т.к. по окончании лицея уже не надо было учиться в каком-либо ином учебном заведении. Те, кто в этот знаменательный для дальнейшей истории России день сели за парты, в дальнейшем станут блестящими дипломатами и офицерами, мореплавателями и литераторами, крупными чиновниками и декабристами. Такие имена, как А. Горчаков, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, И. Пущин, оставили славный след в истории российского государства. В этом же классе учился и будущий величайший поэт России А. Пушкин.

Александр I Павлович (1801 – 1825 гг.) - император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, прозванный Благословенным, поскольку «без Божией милости и чудесной помощи Россия не могла бы преодолеть нашествия вторгшихся в неё полчищ Наполеона»

В дворянстве ширилось недовольство правлением императора Павла І. Возник заговор, во главе которого стоял петербургский военный губернатор генерал П. А. Пален. Он сумел убедить наследника престола Александра Павловича, что ему грозит участь царевича Алексея. Александр поверил этому тем охотнее, что отец давно был им недоволен, а в начале марта 1801 г. посадил сына под арест в его покоях. Царевич дал согласие на дворцовый переворот при условии, что отец останется жив. Пален поклялся в этом. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики ворвались в спальню Павла и потребовали, чтобы он подписал акт об отречении. Павел наотрез отказался. Началась резкая перепалка, и Павел, взмахнув рукой, задел одного из заговорщиков, крепко нетрезвого. Тотчас же произошла свалка, и Павел был убит. Слёзы брызнули из глаз Александра, когда он узнал, что отца убили. «Довольно ребячиться, — грубовато сказал Пален, — ступайте царствовать…»

Российская империя в 1-ой половине XIX в.

К началу XIX в. Российская империя занимала огромную территорию: от Белого моря на севере до Кавказа и Черного моря на юге, от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. России принадлежала часть Северной Америки (Аляска). В первой половине XIX в. территория России еще более расширилась за счет присоединения Финляндии, части Польши, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья (с 16 млн. до 18 млн кв. км) . Население возросло с 37 млн. до 74 млн. человек. На долю Сибири приходилось 3,1 млн. человек, Северного Кавказа – около 1 млн. человек. В состав России входили народы разных национальностей, стоявшие на различных ступенях общественного развития.

По уровню своего социально-экономического и политического развития Россия отставала от передовых западноевропейских стран. Главным препятствием на пути движения вперед было крепостничество. К средине XIX в. численность крестьян в России составило около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири большинство населения принадлежало к этой категории. Государственным крестьянам жили свободнее и имели больше земли. Крепостных крестьян насчитывало более 14 млн. человек. В Нечернозёмных губерниях Центральной России 2/3 населения было крепостными. В чернозёмной полосе помещикам принадлежало менее половины всех крестьян, а в Среднем Поволжье – около 1/3 . В Сибири крепостных было очень мало

В период углубляющегося разложения старых, крепостнических форм хозяйства самодержавие вынуждено было идти на некоторые уступки времени, проводить реформы, которые бы приспособили старые порядки к новым явлениям.

Внутренняя политика

Эпоха правления Александра I (1801–1825) характеризуется борьбой двух направлений во внутренней политике : либерального и консервативного. ( 1801 – 1812-14 гг.)

В начале царствования в его внутренней политике проявлялось стремление к умеренному либерализму .

  • Отмена деспотических распоряжений Павла І

2 апреля 1801 г. – указ об упразднении Тайной экспедиции – органа политического сыска

15 марта 1801 г. – указ о возвращении репрессированных Павлом І (12 тыс. человек)

  • Усовершенствование государственного строя России под влиянием прогрессивных сил

Вдохновителем либеральных государственных реформ был М.М. Сперанский, сторонник идеи правового государства, ограничения самодержавия рамками законности. Сам Александр (воспитанный швейцарцем Лагарпом, республиканцем по убеждениям), окруженный друзьями молодости, так называемым Негласным комитетом (1801–1803), серьезно задумывался над правомерностью самодержавия и крепостного права.

1801 г. – создание Негласного комитета (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей – друзья Александра І с юности. К деятельности комитета был привлечен С.С. Сперанский

8 сентября 1802 г. учреждение министерств (8 министерств) : министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность (Завершение процесса реорганизации петровской системы центрального управления)

1802 г. – создание Комитета министров. Появляется орган, координирующий деятельность министерств

8 сентября 1802 г. – указ, объявляющий Сенат «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией

1 января 1810 г. учреждение по предложению М.М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) – законосовещательного органа при императоре

  • Изменения в крестьянском законодательстве. Попытка решения крестьянского вопроса.

12 декабря 1801 г. – указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами (Начало буржуазного землевладения в России).

20 февраля 1803 г. – указ «о вольных хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. (За время действия указа волю получили около 150 тыс. душ, или 0,5%.)

10 марта 1809 г. – указ, запрещающий помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян.

1804 – 1805 гг. – запрещение в Лифляндской и Эстлянлской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление

  • Наиболее последовательными мерами были меры в области просвещения.

1803 г. – новое положение «Об устройстве учебных заведений»:

Единая система школ — 4 ступени:

— Приходские училища (при церкви) – 1 год

— Уездные училища (для горожан) – 2 года

— Губернские гимназии – 4 года

— Университеты (для дворян)

Открытие университетов:

1802 г. – в Дерпте (бывший Юрьев, ныне г. Тарту в Эстонии)

1803 г. – в Вильно (г. Вильнюс в Литве)

1804 г. – в Харькове и в Казани

1804 г. – открытие Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, преобразованного в 1819 г. – в университет

— 1804 г. – принятие университетского устава, закрепляющего автономии университетов, издание либерального по характеру цензурного устава

1805г. – создание привилегированного лицея: Демидовского в Ярославле

1811 г. – создание привилегированного лицея: Царскосельского

-1820 г. — Нежинский лицей князя А. А. Безбородко - высшее учебное заведение в городе Нежине, открытое в память канцлера Российской империи светлейшего князя А. А. Безбородко. Существовал под разными названиями в 1820-1875 годах. Впоследствии - Нежинский историко-филологический институт князя А. А. Безбородко, ныне - Нежинский государственный университет имени Н. В. Гоголя.

  • Осуществление конституционных идей

В 1808 г. М.М. Сперанскому было поручено подготовить общий проект государственных преобразований в России. Такой проект был подготовлен к концу 1809 г. В основе проекта лежала идея разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть передать Государственной Думе;

исполнительную - министерствам,

а судебную - Сенату.

На местах распорядительные функции должны осуществляться такими выборными органами, как губернская, окружная и волостная думы.

Во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежало иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган из назначаемых монархом сановников. Через Государственный совет к монарху должны были поступать все дела от нижестоящих органов.

Деятельность М.М. Сперанского вызвала резкое недовольство реакционного дворянства, в качестве идеолога которого выступал придворный историограф Н.М. Карамзин. В представленной им царю «Записке о древней и новой России» он подверг проект Сперанского резкой критике. Из всех предложений Сперанского в 1810 г. был учрежден Государственный совет как совещательный орган при императоре, а также увеличено число министерств с 8 до 11 и уточнены их функции.

Ввиду угрозы войны с Наполеоном преобразования были приостановлены, а Сперанский из-за интриг консерваторов в 1812 г. был отправлен в ссылку.

Последствия реформ:

  • Реформы Александра І при всей их половинчатости способствовали модернизации страны
  • Созданные новые органы власти (Государственный совет, министерства) просуществовали до начала ХХ века
  • Мощный импульс получило образование

С 1815 г. во внешней политике Александра I усилилась консервативная тенденция : с его согласия австрийские войска подавили революции в Неаполе и Пьемонте, а французские - в Испании; он занял уклончивую позицию по отношению к Греческому восстанию 1821 г., которое рассматривал как выступление подданных против легитимного монарха (султана).

После окончания Наполеоновских войн многие в России ожидали перемен. Александр I понимал их необходимость. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить

1816 – 1819 гг. – указ об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифлянской (1819 г.) губерний от крепостной зависимости (без земли)

1818 г. проект генерала графа А.А. Аракчеева: покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй (по 2 десятины на душу). Для этой цели ежегодно надо отпускать 5 млн. рублей. По этому проекту освобождение крестьян могло растянуться на 200 лет. Министр финансов заявил, что денег в казне не найдётся на эти цели 5 млн. руб. ежегодно. Тогда был создан специальный комитет для разработки нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределённый срок.

1819 г. – проект министра финансов и уделов Д.А. Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа

Александр I ознакомился с проектами, одобрил их и запер в своём письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.

1822 г. – восстановление права помещиков отправлять крепостных крестьян «за дурные проступки» в Сибирь

Война 1812 г. и заграничные походы 1812-1815 гг. прервали активную внутриполитическую деятельность Александра I, но после заключения мира он начал с либеральных действий.

  • 27 ноября 1815 г. введение Конституции (наиболее либеральная в Европе) в Царстве Польском , входившим в состав Российской империи, учреждение выборного двухпалатного парламента (сейма) (Польша стала конституционной монархией)
  • 1818 г. поручение, данное Александром І Н.Н. Новосильцеву, подготовить проект конституции
  • 1821 г. проект конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» подготовлен.

Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Общероссийское представительное собрание состояло из двух палат. Верхней палатой становился Сенат. Сенаторы назначались царём. Члены нижней палаты (Посольская палата) избирались местными собраниями и утверждались царём (один депутат из трёх кандидатов). Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности, провозглашалась свобода слова

(Данный проект не был обнародован и введён в действие)

Однако европейские революции 1820 1821 гг. (Испания, Италия), волнения солдат и крестьян в России, после войны 1812 г. не получивших свободу, - все это обусловило поворот царя к реакционному курсу

Название этой эпохи - «аракчеевщина» - по имени А.А. Аракчеева - первого министра и любимца царя, организатора военных поселений.

  • 1810 – 1857 гг. – военные поселения – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе. Это способствовало снижению расходов на армию, создания резерва обученных войск. Однако жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям (1819 г. – в Чугуеве, 1931 г. – в Новгороде)
  • Усиление влияние церкви и религии. 1817 г. – преобразования Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения (глава – обер-прокурор Синода А.Н. Голицын)
  • Гонения на просвещение и печать. 1819 г. – 11 профессоров Казанского университета за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры
  • В 1822 г. последовал Указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.


Правление Александра I (1801 - 1825 гг.).

В ночь на 12 марта 1801 г., в результате последнего в истории России дворцового переворота группой заговорщиков был убит император Павел I. Новым императором стал его сын Александр. В целях укрепления личного авторитета сразу по вступлению на престол Александр ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введенные Павлом. Возвратился к системе дворянских выборов, объявил амнистию, возвратил уволенных Павлом из армии офицеров, разрешил свободный въезд и выезд из России, ввоз иностранных книг. Эти мероприятия, создавшие популярность Александру в дворянской среде, не могли поколебать государственные устои. Главными направлениями внутриполитической деятельности правительства стали: реформы по реорганизации государственного аппарата, крестьянский вопрос, сфера просвещения и образования. Так как российское общество делилось на сторонников и противников преобразовательных процессов, то для этого времени характерна борьба двух общественных течений: консервативно - охранительного (стремившегося к сохранению существовавших порядков) и либерального (возлагавшего надежды на проведение реформ и смягчения режима личной власти царя). Царствование Александра I (с учетом преобладания той или иной тенденции) можно разделить на два этапа. Первый этап, (1801 - 1812 гг.), время преобладания в политике правительства тенденций либеральной направленности; второй, (1815 - 1825 гг.) - изменение политических устремлений царизма в сторону консерватизма, уход царя от власти в сторону религиозности и мистицизма. В этот период страной фактически начинает править всесильный фаворит царя - А. Аракчеев.

В первые годы царствования Александра I произведен ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был создан Непременный (постоянный) совет (совещательный орган при царе). Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Однако идеи преобразований в основном обсуждались в так называемом Негласном комитете (1801 - 1803 гг.). В него вошли представители высшей знати - граф П. Строганов, граф В. Кочубей, польский князь А Чарторыйский, граф Н. Новосильцев. Комитет занимался подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя.

Крестьянский вопрос. Самым сложным для России был крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило развитие страны, но дворянство единодушно выступало за его сохранение. Указ от 12 февраля 1801 г., разрешил купцам, мещанам, и государственным крестьянам приобретать и продавать земли. Он отменял монополию государства и дворянства на владение недвижимостью, простолюдины получили право покупать ненаселённые земли, тем самым, открывались некоторые возможности для развития буржуазных отношений в недрах феодального строя. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды.

Реформы в области реорганизации государственного устройства включали: министерскую и реформу Сената. В 1802 г. издается указ о правах Сената. Сенат объявлялся верховным органом империи, обладающим высшей административной, судебной и контролирующей властью. В 1802 г. вышел Манифест о замене петровских коллегий министерствами. Началось проведение министерской реформы (1802-1811 гг.), ставшей важнейшей в области государственного управления. Введение первых министерств (военного, морского, финансов, народного просвещения, иностранных и внутренних дел, юстиции, коммерции, императорского двора и уделов) завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность в управлении на единовластие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов - чиновников, всецело зависящих от милости царя. Подчинение министров императору способствовало укреплению абсолютизма. Таким образом, введение министерств было осуществлено в интересах самодержавной власти. Для координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Министры вводились в состав Сената. Функции, структура, принципы организации и общий порядок прохождения дел в министерствах четко разграничивались. На должности министров получали назначение как представители старшего поколения, так и " молодые друзья" царя, что выражало политическое единство дворянских кругов. Кабинет Министров координировал деятельность министерств и обсуждал общие проблемы.

Новые проекты реформ государственного управления были представлены крупным государственным деятелем - либералом М. М. Сперанским, который с 1807 г. стал главным советником царя по всем делам управления и законодательства. В 1808 г. царь поручил ему руководство комиссией по составлению законов. В 1809 г. М. М. Сперанский представил Александру проект государственных преобразований, предусматривавший поэтапный переход к конституционной монархии ("Введение к Уложению государственных законов"). Предлагал создать выборную Государственную думу с правом обсуждения законодательных проектов, ввести выборные судебные инстанции и создать Государственный совет (как связующее звено между императором и органами центрального и местного управления). Несмотря на то, что Сперанский не затрагивал социальных проблем и не касался основ крепостного строя, его проект имел прогрессивное значение, так как способствовал началу конституционного процесса в России и сближению ее государственного строя с западноевропейскими политическими системами. Однако этому не суждено было сбыться. Вся крепостническая Россия выступила против либеральных преобразований. Царь, одобривший план М. Сперанского, не решился на его осуществление. Единственным результатом задуманных реформ стало учреждение Государственного совета (в 1810 гг.), которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. 17 марта 1812 г. Сперанский был уволен со службы, обвинён в предательстве и выслан в Нижний Новгород под надзор полиции. Таким образом, император завершил попытки проведения глобальных реформ. После Отечественной войны 1812 г. в связи с усилением реакционной тенденции в политике Александра I вопрос о дальнейших реформах в области государственного управления не ставился.

Внутриполитический курс российского самодержавия этого периода связан с европейской реакцией. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось. Был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер

Император еще не оставил попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. Завершилось проведение крестьянской реформы в Прибалтике, начало которой было положено в 1804-1805 гг. Так, в 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстонии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. на таких же условиях освобождались крестьяне Эстонии и Латвии (Курляндии и Лифляндии). В 1818-1819 гг. разрабатывались проекты освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). Влиятельный сановник, правая рука царя, граф А. А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. контролировавший деятельность Комитета министров) предложил проект освобождения крестьян от крепостной зависимости, посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землёй за счёт казны. Министр финансов Д. А. Гурьев считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.

В мае 1815 г. присоединённому к России Царству Польскому была дарована конституция (одна из самых либеральных конституций того времени). Это был первый шаг по пути введения конституционного правления в России. С 1819 г. по поручению императора проводилась работа над созданием проекта будущей российской конституции (авторами проекта стали Н. Н. Новосильцев и П. А. Вяземский). За год документ был закончен ("Государственная Уставная грамота для России"), но так и не увидел свет.

С начала 20-х гг. Александр I окончательно расстался с реформаторскими либеральными идеями, работа над проектами была свёрнута, интерес к государственным делам утрачен.. Среди окружавших его сановников выделилась фигура А. А. Аракчеева, ставшего фактическим правителем страны. Именно Аракчеев внёс решающий вклад в продолжившуюся бюрократизацию государственного управления. Господство канцелярии и бумажной волокиты, стремление к мелочной опеке и регламентации - таковы важнейшие составные части политической системы, созданной им. Наиболее уродливым проявлением установившегося режима стали, так называемые, военные поселения.

Политика в области просвещения и культуры

В начале ХIХ в., Россия заметно отставала от Запада в области образования, просвещения и грамотности населения. В 1801-1812 гг. либеральные идеи, преобладавшие в правительстве, затронули и сферу просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Низшей ступенью являлись одногодичные приходские училища, второй - уездные училища, третьей - гимназии в губернских городах, высшей - университеты. С 1804 г. стали открываться новые университеты. Они готовили кадры для гражданской службы, учителей для гимназий и специалистов-медиков. Появились и привилегированные средние учебные заведения - лицеи (одним из них стал Царскосельский лицей, созданный в 1811 г.). В 1804 г. был издан первый цензурный устав. В нем говорилось, что цензура вводится "не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною". После Отечественной войны 1812 г., в силу усиления консервативных тенденций, политика правительства изменилась. Министерство народного просвещения превратилось, по выражению Н. М. Карамзина, в "министерство затемнения". В 1816 г. его возглавил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын, который в борьбе с передовыми идеями выдвинул символ веры Священного союза - "евангелие, религия, мистика". Обучение стало строиться на основе Священного писания, закрывались высшие учебные заведения, в которых обнаруживалась крамола, вводилась жёсткая цензура, запрещалось публиковать в газетах сведения о судебных процессах, касаться вопросов внутренней и внешней политики страны. В стране усиливалась реакция.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ, расширить территорию страны за счёт новых приобретений, повысить международный престиж империи.

Во внешней политике России 1801-1825 гг. можно выделить ряд этапов:

1801-1812 гг. (до Отечественной войны с Наполеоном);

Отечественная война 1812 г.

1813 -1815 гг. (время заграничных походов русской армии, завершение разгрома наполеоновской Франции). Главными направлениями внешней политики России первой четверти Х1Х в. стали: ВОСТОЧНОЕ - целью которого стало укрепление позиций в Закавказье, на Чёрном море и Балканах и западное (европейское) - предполагавшее активное участие России в европейских делах и антинаполеоновских коалициях.

Западное направление.

Активность России в данном направлении диктовалась международной обстановкой, сложившейся в Европе в результате противоборства двух ведущих капиталистических держав - Англии и Франции. Практически все вопросы внешней политики решались с учётом возросшего превосходства Франции, претендовавшей на политическое и экономическое господство в Европе. В 1801-1812 гг. Россия проводила политику лавирования между Францией и Англией, превратившись в своеобразного арбитра в европейских делах. В 1801 г. были подписаны союзнические договоры России с этими державами, которые позволили временно сгладить возникшее противостояние. Мир в Европе, установившийся с 1802 г. был крайне непродолжительным. В мае 1803 г. Наполеон объявил Англии войну, а в 1804 г. провозгласил себя французским императором и стал претендовать не только на европейское, но и мировое господство. Россия отказалась от соблюдения нейтралитета и стала активным членом антифранцузских коалиций (1805-1807 гг.). В апреле 1805 г. сложилась третья коалиция. В нее вошли: Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. В битве при Аустерлице (декабрь 1805г.) союзники были разбиты французской армией. Коалиция распалась.

В 1806 г. была создана новая, четвертая коалиция (Англия, Пруссия, Швеция, Россия), но и она просуществовала недолго. Наполеон взял Берлин, Пруссия капитулировала. Русская армия проиграла сражение под Фридландом (территория в Восточной Пруссии, ныне Калининградская область). В июне 1807 г. и этот союз распался. Франция и Россия подписали Тильзитский мир, по условиям которого Россия согласилась на создание великого княжества Варшавского под протекторатом Франции. Эта территория стала в дальнейшем плацдармом для нападения Франции на Россию. Кроме того, Россия вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии (не выгодной для неё в экономическом отношении). Нежелание России соблюдать условия континентальной блокады явилось через несколько лет одной из причин Отечественной войны 1812 г. Заключение мира с Францией позволило России активизировать действия на восточном и северном направлениях. Одновременно с мирным договором был подписан союз между Россией и Францией. Россия вступила в войну с Англией, но участия в военных действиях против нее не предпринимала. Она была занята решением восточного вопроса.

Восточное направление.

Активные действия России на Ближнем Востоке, с одной стороны, стимулировались усилением внимания западноевропейских держав к этому региону, с другой, обуславливались стремлением власти к освоению юга России и желанием обезопасить южные границы. Кроме того, народы Закавказья подвергались постоянным, опустошительным набегам со стороны Османской империи и Ирана и стремились в лице России получить надежного союзника. Еще в 1801-1804 гг., в состав России вошла Восточная и Западная Грузия (Менгрия, Гурия и Имеретия). Управление этими территориями стал осуществлять царский наместник. Расширение владений России в Закавказье привело к столкновению с Ираном и Турцией.

Русско-иранская война (1804-1813 гг.) началась после отклонения Россией ультиматума Персии о выводе русских войск из Закавказья. Гюлистанский мир (1813 г.), завершивший войну, предоставил России право держать военный флот на Каспийском море. К ней отошли земли нескольких закавказских провинций и ханств. Эти события привели к окончанию первого этапа присоединения Кавказа к России.

Русско-турецкая война (1806-1812 гг.) была вызвана, стремлением Турции возвратить бывшие владения в Северном Причерноморье и на Кавказе. В 1807 г., русская эскадра (под ком. Д. И. Сенявина) одержала победу над османским флотом. В 1811 г. были разгромлены основные силы османской армии на Дунае (ком. Дунайской армии - М. И. Кутузов). В мае 1812 г., был подписан Бухарестский мир. К России отошла Молдавия, которая получила статус Бессарабской области, Сербии была предоставлена автономия, западная часть Молдавии за р. Прут оставалась у Турции (княжество Молдавия). В 1813 г. турецкие войска вторглись в Сербию. Турция потребовала вывода русских войск из Грузии, Мингрелии, Абхазии. В 1816 г. под нажимом России был заключён Турецко-сербский мирный договор, по которому Турция признала независимость Сербии. В 1822 г. Турция вновь нарушила русско - турецкое соглашение: ввела войска в Молдавию и Валахию, закрыла Черноморские проливы для русских торговых кораблей. Англия и Франция поддержали Османскую империю. В феврале - апреле 1825 г., на Петербургской конференции с участием Австрии, Пруссии, Франции и России, Россия предложила предоставить Греции автономию, но получила отказ и стала готовиться к новой войне с Турцией, не полагаясь на решение греческого вопроса дипломатическими средствами.

Северное направление.

В 1808-1809 гг. проходила русско-шведская война. Россия стремилась установить контроль над Финским и Ботническим заливами, укрепить безопасность Петербурга. В 1808 г. русские войска вступили на территорию Финляндии (ком. М. Б. Барклай - де - Толли). В сентябре 1809г. был подписан Фридрихсгамский мир. К России отошла Финляндия. Русский император получил титул Великого князя Финляндского. Восстанавливалась русско-шведская торговля. Таким образом, в 1801-1812 гг., Россия не смогла достигнуть успехов на Западе (в борьбе с Францией), но одержала ряд побед на других внешнеполитических направлениях и расширила свою территорию за счет новых приобретений.

Внешняя политика Александра I способствовала решению важнейших государственных задач: позволила обеспечить защиту государственных границ и расширить территорию страны за счёт новых территорий, повысила международный престиж империи.

Отечественная война 1812 г.

Отечественную войну 1812 г. следует выделить как особый этап внешнеполитической деятельности России. Война была вызвана обострением отношений между Россией и Францией. Основными причинами войны явились: участие России в континентальной блокаде Англии (к 1812 г. Россия практически перестала выполнять условия блокады); гегемония Франции в Европе как основной источник военной опасности. Характер войны: Со стороны Франции война носила несправедливый, захватнический характер. Для русского народа - стала освободительной, привела к участию широких народных масс, получив название - Отечественной.

В бою у р. Березины (14-16 ноября 1812 г.), армия Наполеона была разгромлена. 25 декабря 1812 г. Александр выпустил Манифест об окончании войны. России удалось отстоять независимость. Общество ещё острее почувствовало необходимость перемен. Победа укрепила авторитет России и положила начало освобождению народов Центральной и Западной Европы от Наполеона. Франции был нанесён удар, от которого она не смогла оправиться.

Заграничные походы русской армии (1813 - 14 гг.).1 (13) января русская армия под командованием М. И. Кутузова перешла р. Неман и вступила в герцогство Варшавское с целью закрепления победы. Союзниками России в завершении борьбы с Наполеоном стали: Пруссия. Австрия и Швеция. 4-6 (16-18) октября 1813 г. у г. Лейпциг произошло сражение, названное "битвой народов". Эта битва явилась кульминацией военной кампании 1813г. Союзники выиграли сражение и война переместилась на территорию Франции. 18 (30) марта 1814 г. капитулировала столица Франции - Париж. 25 марта (4 апреля) 1814 г. - Наполеон отрёкся от престола.

Первая четверть XIX в. стала периодом становления в России революционного движения и его идеологии. Первыми русскими революционерами стали декабристы.

Их мировоззрение сформировалось под воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Прогрессивная часть дворянства ожидала от Александра I продолжения либеральных преобразований, начатых в первые годы его правления. Однако политика царского правительства после Отечественной войны 1812 г. вызывала их негодование (создание А. Аракчеевым военных поселений, реакционная политика в области просвещения и культуры и т.д.). Знакомство с развитием стран Запада укрепило стремление дворянства покончить с причинами отсталости России. Главная из них - крепостное право, тормозившее хозяйственное развитие страны. Крепостное право воспринималось декабристами как оскорбление национальной гордости народа-победителя. Вызывало негодование и участие царского правительства в подавлении революционных и национально-освободительных движений в Европе. Вместе с тем, эти движения служили примером, вдохновляли на борьбу. Русская публицистика и литература, западноевропейская просветительская литература также оказали влияние на взгляды будущих декабристов.

Первое тайное политическое общество - "Союз спасения" - возникло в Петербурге в феврале 1816г. В состав общества входили А. Н. Муравьев, С. И. и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель (всего 28 человек). Его члены ставили своей целью уничтожение крепостного права, принятие конституции. Однако ограниченность сил побудила членов "Союза" к созданию новой, более широкой организации.

В 1818 г. в Москве был создан "Союз благоденствия", насчитывающий около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий ("Зеленая книга"). Руководила работой Союза Коренная управа, имевшая местные управы в других городах. Цели организации остались прежними. Пути их достижения декабристы видели в пропаганде своих взглядов, в подготовке общества (в течение 20 лет) к безболезненному революционному перевороту сила -ми военных. Разногласия между радикальными и умеренными членами общества, а также необходимость избавиться от случайных людей привели в январе 1821 г. к решению о роспуске "Союза благоденствия".

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе которого стал П. И. Пестель, в то же время в Петербурге по инициативе Н. М. Муравьева было положено началу Северному обществу. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Каждое общество имело свой программный документ. Северное - "Конституцию" Н. М. Муравьева, а Южное - "Русскую правду", написанную П. И. Пестелем.

"Русская правда" выражала революционный характер преобразований. "Конституция" Н. Муравьева выражала либеральный характер преобразования. В отношении тактики борьбы члены обществ, держались одинакового взгляда: восстание армии против правительства.

С 1823 г. началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 г. Однако смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к активным действиям. Члены Северного общества решили в день принесения присяги Николаю I выступить с требованиями своей программы. 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади собралось 3 тыс. восставших. Однако их планы рушились. Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената.

С. П. Трубецкой - руководитель заговорщиков - на площадь не явился. Верные правительству войска были стянуты на Сенатскую площадь и начали обстрел восставших. Выступление было подавлено.

29 декабря началось восстание Черниговского полка под командованием С. И. Муравьева-Апостола. Однако 3 января 1826 г. оно было подавлено правительственными войсками.

По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро - Рылеев, Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол - были повешены, более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

Главными причинами поражения восстания явились несогласованность действий и неподготовленность, отсутствие активной поддержки в разных слоях общества, неготовность общества к радикальным преобразованиям. Однако это выступление было первым открытым протестом в России, ставившим своей задачей коренное переустройство общества.



Публикации по теме