Орфограмма щн примеры. Конспект урока по русскому языку на тему "правописание сочетаний чк, чн"

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн . Что надо знать об их написании?
  • 2.

    Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

    • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
    • Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
      1. с чк ,
      2. с чн ,
      3. с чт ,
      4. с щн .

    3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

    Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

    • Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
    • Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы .

    Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик.

    4. Прочитайте.

        Мышонок встал на цыпочки,
        Он роста невеликого,
        Играет он на скрипочке,
        Тихонечко пиликает.
        И. Токмакова

    • Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
    • Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .

    5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

    1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
    2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

    6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

    Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.

    • Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Подберите к выделенным словам однокоренные.

    та ре́лка

    7. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
    2. Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
    3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
    • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
    • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .

    8. Произнесите слова.

    скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что

    • Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
    • Устно составьте предложение с любым словом.

    9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.

    Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.

    Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

    (Н. Сладков)

    • Почему в тексте выделены три части?
    • Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

    10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.

        В небе - вечер, в небе - тучки ,
        В зимнем сумраке бульвар .
        Наша девочка устала,
        Улыбаться перестала.
        Держат маленькие ручки
        Синий шар.

    • Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

    Основные цели:

    • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
    • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
    • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

    Демонстрационный материал:

    1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
    2. Слайд 1. Одуванчик.
    3. Слайд 2. Хищники.
    4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
    5. Слайд 4. Каменщик.
    6. Слайд 5. Сварщик.
    7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
    9. Слайд 7 со словами:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Чистописание

    Чч ччч

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    №5. .

    – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

    – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

    – А как они пишутся? (Ответы детей. )

    – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
    Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

    – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

    – Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

    – Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

    – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    – Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )

    – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

    Физкультминутка

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    5. Реализация построенного проекта

    1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

    – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

    – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

    – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Игра:
    Кто больше запомнит слов.

    Слайд 7

    Работа в парах.

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд 3 (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

    (Один ученик работает у доски .)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

    – У кого возникли трудности? С чем это связано?

    У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    10. Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

    Тема : Правописание сочетаний чк, чн . Цель урока : 1. Повторить правописание гласных после шипящих в сочетании жи, ши, ча, ща. Учить составлять словосочетания, готовить к знакомству с частями речи. 2 .Помочь детям усвоить,[ч] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать. Оборудование: Карточки чк, чн; карточки со слогами, рабочая тетрадь.
    Ход урока. 1.Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
    Сели тихо ребята. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с сочетаниями букв чк, чн в словах А урок мы начнем с чистописания. Ребята правильно пишем и соединяем.

    Чч ччч Чч ччч

    Чайник дача чудак пища каша

    Внимательно посмотрите на доску. Какая буква чаще встречалась в этих словах? *Буква ч Ребята. Какие правила нужно помнить когда мы пишем эти слова? *Ча,ща пишем с буквой а. Жи, ши пишем с буквой и. чу,щу пишем с буквой у. Подчеркните эти сочетания в тетрадях.
    2. Новый материал. На доске: ЧК ЧН Пачка гречка Свечка бочка Ручка тучный Девочка прочный Ребята, прочитайте слова первого столбика. Как произносится звук [ч) *Мягко Есть ли у него парный согласный по твердости? *Нет. Нужно ли обозначать мягкость этого звука? *Нет. Он всегда мягкий. Как написаны сочетания чк, чн в словах на доске: *Без мягкого знака. Мы можем вывести правило из наших наблюдений? *Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме его мягкость не обозначается. Правильно. Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака. Дети списывают с доски слова, подчеркивают сочетания чк. чн. 3.Физминутка

    Козочка, горочка,
    Тридцать три пригорочка!
    Ой, чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звёздочка!

    Елочка и белочка,
    Тучка, щучка, стрелочка,
    Бочка, ночка, спичка,
    Речка, ручка, птичка.

    Шуточка, минуточка,
    Дочка, прибауточка,
    Булочка и строчка,
    Свечка, печка, точка!

    Срочный, уличный, ночной,
    Точный, шуточный, речной.
    Знаем мы наверняка,
    Как писать “чн”, “чк”.


    4.Закрепление пройденного материала . На доске слоги ЧКА БО ТУ КО СВЕ ПЕ ГРЕ ТО РЕ ПО НО ДО Составить из слогов слова и написать любые из них. 5. Работа в рабочих тетрадях . Упражнение 2. Вписать в слова пропущенные буквосочетания. Обозначить в словах ударение. Я сижу себе на лаво___е, Загибаю две булаво____и, Делаю крю___и, Будет удо____а. 6. Упражнения для развития письменной речи. Сказка «Лисичка со скалочкой». Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее пустили. Легла лисичка сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. Ребята, отвечаем на вопросы, ответы я пишу на доске, а вы на доске. 1). Что нашла лисичка? (скалочку) 2). Где она легла спать? (лавочка) 3). Куда лисичка спрятала скалочку? (печка) Подчеркните сочетания чк, чн . 7. Работа с карточками . На карточке написано стихотворение. Ребята, из этого стихотворения вам нужно выписать слова с сочетанием чк. 1)По двору побегут Желтые листо чк и. На асфальте упадут Дождевые то чк и. 8.Прозносим правильно . При произношении сочетании чн. Люди произносят чн, а правильное произношение шн. Читаем вместе. Я, конечно, не нарочно Затолкал кота в буфет. И, конечно. не нарочно Съел я килограмм конфет. И, конечно. Не нарочно Вазу мамину разбил И уж вовсе не нарочно На ковер кисель пролил… Просто было очень скучно… Но теперь- то я послушный. 9. Итог урока.

    Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
    * Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова

    с сочетаниями чк, чн .
    Давайте еще раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями.
    *. Сочетания чк, чн пиши без мягкого знака.
    * Ч к, чн пишутся без мягкого знака.

    Приведем примеры. Чк чн Печка печник Удочка скучный Свечка сочный Ёлочка ёлочный 10. Задание на дом. Написать по пять слов на сочетания чк, чн. Повторить правило правописания сочетаний чк, чн.

    Упражнение 1, с. 3

    1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    Здесь хорошее местечк о,
    Протекает мимо речк а.

    Принесли мы для бычк а
    Полведёрка молочк а.

    Дождик вылился из тучк и,
    Вымыл ёжику колючк и.

    Подарила мама дочк е
    Разноцветные платочк и.

    • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

    Упражнение 2, с. 3

    2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

    [р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
    [пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
    [п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
    [мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
    [мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

    Упражнение 3, с. 4

    3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

    синица - синичк а крыльцо - крылечк о
    облако - облачк о кольцо - колечк о
    задача - задачк а место - местечк о
    вода - водичк а сестра - сестричк а
    конец - конч ик птенец - птенч ик
    диван - диванч ик стакан - стаканч ик

    • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

    Упражнение 4, с. 4

    4. Прочитайте.

    1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

    • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
    • Подчеркните в первом предложении главные члены.

    Упражнение 5, с. 5

    5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

    • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

    Цветочная клумба украшала наш сад.

    Упражнение 6, с. 5

    6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

    Белка и грибы

    На по ляне у пе нёчка
    Белка набра ла гри бочков.
    Скрылось солнце за го рой,
    Время двигаться до мой.
    Но до мой да лековато,
    А гри бы тя желоваты...

    А. Захаров

    • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
    • Устно составьте продолжение текста.

    Съела белка половину -
    Подняла легко корзину
    Прыг с осины на сосну:
    "Я грибы домой несу!"

    Упражнение 7, с. 6

    7. Прочитайте.

    Синичк а - воробью сестричк а.
    Конч ил дело, гуляй смело.
    Кто любит труд, того люди чт ут.

    Не пропусти сочетания букв: чк, чн, ст, сн

    Пиши буквенные сочетания чк , чн точк а, дочк а, точн о, срочн о.

    Звук [ч’] - мягкий непарный. Мягкое произношение звука [ч’] не требует обозначения мягкости на письме.

    Пиши буквенные сочетания ст, сн перед буквами ь , и, е, ё, ю, я без мягкого знака, например: власт ь , ласт ик, мост ик, мясн ик, (о) хвост е, ст ёкла , Наст юша , Наст я .

    Слова с сочетанием чн могут произноситься по-разному.

    • Сочетаниечн произносится как [шн], например: конечн о .
    • Сочетание чн произносится как [ч’н], например: конечн ая остановка, точн о, срочн о.
    • Сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч’н]: скучн о, булочн ая, прачечн ая.

    Произнося [шн], пиши чн .

    В глаголах в форме множественного числа повелительного наклонения мягкий знак перед окончанием -те сохраняется:

    брось (единственное число), брось те (множественное число).

    План-конспект урока по русскому языку на тему:
    Орфограммы чк, чн,чт, щн

    К уроку русского языка

    Предварительный просмотр:

    Русский язык 2 класс
    учебник С.В. Ломакович Л.И. Тимченко

    Тема: Орфограммы чк, чн,чт, щн

    Цель: Повторить правописание чк, чн,чт, щн

    Задачи: 1.Вспомнить согласные, мягкость которых на письме не обозначается
    2.Объяснить почему Ь не пишется в сочетаниях чк, чн, чт, нщ
    3. Расширять лексический запас учащихся

    1. Упражнение 45 (Рабочая тетрадь) работа в паре

    — Разделите слова на 2 группы: один выписывает по заданию, другой – оставшиеся

    — Проверьте. Если не так – исправьте. (на интерактивной доске)

    — Почему первое слово написано с заглавной буквы?

    — Почему в первом столбике мягкость согласного не обозначена Ь?

    — Какая это орфограмма? Назовите тему.

    — Откройте учебники и прочитайте тему урока 25.

    Что означает слово «орфограмма»?

    III. Работа над упражнениями

    а) Прочитайте вслух задание.

    — Докажите, что это текст.

    б) Самостоятельное списывание.

    — Какое слово записали не так, как в книге. Почему?

    Какая ещё орфограмма встретилась? (ча, чу) Почему так пишут?

    2. Правило стр.31

    Ф и з м и н у т к а

    3.Поупражняемся в написании таких слов, выполнив Упражнение 53

    — Замените первый звук парным согласным.

    Какие согласные называются парными?

    — Допишите несколько слов сами. Можно посоветоваться с соседом по парте.

    Как написали? Почему?

    4. Поработаем со словами противоположного значения с орфограммой нашего урока в

    Упражнении 54 (интерактивная доска). Соедини пары.

    чистить к о мичный светлый в е сёлый

    мра[ч’н]ый па[ч’к]ать траги[ч’н]ый ску[ч’н]ый

    Подчеркни орфограмму. Почему так пишем?

    Сравните написание и произношение последнего слова.

    — В русском языке таких слов несколько. Их надо запомнить. Прочитайте.

    В словах коне чн о, ску чн о, яи чн ица, скворе чн ик, подсве чн ик сочетание ЧН надо произносить [ШН].

    Правописание какой орфограммы повторили?

    — Почему так пишется?

    1. Правило стр.31
    2. Самостоятельно подобрать слова с изученными орфограммами Упр.48 (рабочая тетрадь)
    3. Найдите в словарях слова, в которых сочетания ЧН произносится, как [шн]

    (скворечник, булочная и др.)

    УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став.

    Данный урок был проведён во 2 классе. Программа УМК «Гармония».

    Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.

    Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.

    Карточки по русскому языку.

    Карточки по русскому языку.

    laquo;Орфограмма ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН»Цель деятельности учителя: Познакомить с правописанием слов с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам.

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
    Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.

    Цели:

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    Тема: «Правописание сочетаний

    Нафанаилова С. М.

    Учитель начальных классов

    с. Марьины Колодцы

    1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

    2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

    3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

    Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

    Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

    Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

    — Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

    только мягкий звук? (ч)

    — Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

    — Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

    Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

    Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

    — Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

    Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

    ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

    3. Работа по теме урока.

    Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

    — Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

    — Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

    Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

    У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

    Послушайте это правило и запомните

    Читают наизусть дети

    Точный, скучный и мучной,

    Вечный, сочный и речной,

    Кочки, бочки, точки,

    Дочки и сыночки,

    Есть в словах ЧК, ЧН.

    Знаем точно: в тех словах

    Мы не пишем мягкий знак.

    Места нет для смельчака.

    Мягкий знак не нужен там,

    Это сразу ясно нам!

    Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

    4. Работа с учебником.

    — Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

    — Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

    Проведём звукобуквенный анализ слова.

    — Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

    Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

    Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

    ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

    5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

    — Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

    — Прочитайте их. Из какой это сказки?

    Ряба, снесла, яичко, курочка

    — Давайте вернем слова на свои места

    — Какое предложение у нас получилось. (Курочка Ряба снесла яичко.)

    — Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

    — Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

    — Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

    — Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

    — А из какой сказки вот это предложение:

    — Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

    — Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

    6. Работа над правильным произношением слов.

    — Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

    Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч, ]но, а нужно ску[ш]но.

    — Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

    — Какое сочетание в этих словах?

    — Как оно пишется?

    7. Закрепление изученного.

    Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

    Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

    Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

    Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

    • Чему учились на уроке?
    • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
    • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

    Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

    Презентация с использованием интерактивной доски.

    Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока).

    открытый урок русског языка в 1 классе.

    Данный материал может быть полезен учителям 1 классов.

    Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ:

    Планируемые результаты:

    Просмотр содержимого документа
    «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

    I. Организационный момент

    — Начинаем мы урок.

    — Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    — Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    — Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

    — Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

    б) Игра «Волшебник мягкий знак»

    С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

    для проверки СЛАЙД 3

    в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

    — Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

    Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

    — Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

    — а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

    — Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

    III . Сообщение темы урока

    — Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    — На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал. то кон…чик

    — Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    — Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

    — Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    — Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

    — Во втором столбике? (мягким знаком )

    — Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

    — Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    — Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

    — какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

    — Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

    — прочитайте, чему будем учиться.

    — Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    — Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

    — Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

    — Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

    — Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

    — Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

    Мачта высокий столб на судне для парусов.

    — Отвечаем на вопросы после упражнения.

    — Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

    — Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

    — Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

    — Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

    Для развития речи учащихся

    ● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

    ● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

    ● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    ● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

    VI. Знакомство с правилом

    — Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    — Выполните задание к упражнению

    Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик — уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    — Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    Работа в парах по карточкам

    Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

    Прчитайте текст и исправьте ошибки

    Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    — Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

    — Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    — Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    — Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

    Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

    желтая -, если хорошо усвоили материал;

    зеленая — если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    Спасибо за урок!

    Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

    В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

    В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

    В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

    Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

    Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Задания для групповой работы.docx

    Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

    Ответь письменно на вопросы:

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    1. Что нашла лисичка?

    2. Где она легла спать?

    3. Куда она спрятала скалочку?

    Написать слова без ошибок.

    Валечька и Машенька кормили белочьку.

    Собачка Жучька любила яичьницу.

    Из больших предметов получи маленькие. Напиши их.

    Строка – стакан- рука-

    Кошка – диван- кулон-

    Дева – печь- конец-

    Напиши те буквосочетания, которые нужно писать:

    Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

    Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк-чн, напиши:

    Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

    Запиши одним словом:

    1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец.

    2. Приспособление для ловли рыбы.

    3 Игрушка, которую вешают на ёлку.

    4.Специалист по каменной и кирпичной кладке.

    5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

    Выбранный для просмотра документ разноуровневые задания.docx

    Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания:

    Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

    2 уровень

    Вставь в предложения нужные буквосочетания.

    На воде играют солне.. .ные зайчики.

    Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

    Подчеркни основу предложения.

    3 уровень

    Найди и исправь ошибки в тексте:

    Добрый сказочьник весной

    Няньчил дочку в час ночьной.

    Спи дочурочька в тиши,

    Мягкий знак тут не пиши!

    Выбранный для просмотра документ сочетаничя чк, чн, нщ, щн.pptx

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Урок русского языка во « классе Тема урока «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн» Подготовил учитель МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования» г.Рязани Шуралева Нина Владимировна

    НОЧЬ ДОЧЬ КАМЕНЬ

    Ночь дочь камень ь Ноч?ка доч?ка камен?щик

    Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн

    Найди слово с орфограммой Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца А. Плещеев

    Говори правильно [ш] конечно –[кан’эшна] скучно-[скушна] булочная-[булашнай’а ] нарочно-[нарошна] скворечник-[сквар’эшн’ик] помощник-[памошн’ик]

    Когда так говорят? Плохой друг в деле не помощник. На своей улочке и курочка храбра.

    Найди слово в слове юбочка Любочка- Дудочка- Карточка- , бочка удочка, дочка точка

    Исправь ошибки Куроч снесла золотое яич ь ка ко. ь

    1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

    2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солне.. .ные зайчики. Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде. Подчеркни основу предложения.

    3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочьник весной Няньчил дочку в час ночьной. Спи дочурочька в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

    1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимончик, молочный (суп), сердечный друг, внучка, телефончик, овощной (суп), хищник, синичка

    2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солнечные зайчики. Птенчик сидит в крошечном гнезде. Подчеркни основу предложения.

    3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочник весной Нянчил дочку в час ночной. Спи дочурочка в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

    Правила работы в группе -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо.

    1 группа Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

    2 группа Ответь письменно на вопросы: Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. 1. Что нашла лисичка? 2. Где она легла спать? 3. Куда она спрятала скалочку?

    3 группа Написать слова без ошибок. Валечька и Машенька кормили белочьку. Собачка Жучька любила яичьницу.

    4 группа Из больших предметов получи маленькие. Напиши их. Строка – стакан- рука- Кошка – диван- кулон- Дева – печь- конец-

    5 группа Напиши те буквосочетания, которые нужно писать: Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

    6 группа Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк — чн, напиши: Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

    7 группа Запиши одним словом: 1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец. 2. Приспособление для ловли рыбы. 3 Игрушка, которую вешают на ёлку. 4.Специалист по каменной и кирпичной кладке. 5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

    Нарисуйте в тетради Я всё понял и научу другого Я всё понял Мне не всё было понятно

    Работать на уроке мне понравилось, потому что… Наиболее трудным мне показалось… Самым интересным было…

    Выбранный для просмотра документ технолог. карта русский язык.docx

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе с дидактической структурой урока

    Тема: Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

    Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

    Полякова, издательство «Просвещение» 2014 г

    Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение правил правописания в словах сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн и их произношение.

    Задачи: научить писать слова с сочетаниями чк, чн, нщ, щн; обосновывать написание слов с этой орфограммой; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух учащихся; развивать устную и письменную речь детей на основе полных ответов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

    Воспитательные цели: воспитывать любознательность , воспитывать интерес к русскому языку, формировать культуру общения, готовность слушать друг друга, уважительно относиться к иному мнению; прививать навыки работы в коллективе, познавательный интерес; внимание, самостоятельность; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

    Развивающие цели: слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

    учиться формулировать цель; осуществлять оценку результативности; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Личностные УУД: положительное отношение к учебе и своим знаниям,

    Формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи.

    Формы работы учащихся:

    Фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

    Публикации по теме