Как будет проходить аттестация учителей в. Акцентные моменты обновленного законодательства

Определённая часть законодательных новшеств встречает сопротивление со стороны простых граждан. Одним из таких примеров является аттестация учителей в 2018 году, последние изменения в которой были прокомментированы в сети Интернет представителями данной специальности. Какие же перемены намерены совершить власти, и отчего текущая категория бюджетников недовольна происходящим?

Что именно хотят внедрить политики в образовательной сфере?

Недавно в масс-медиа проскакивала информация от соответствующей федеральной службы о введении в 2018 нового порядка аттестации работников образования. Замначальника Рособрнадзора сообщил, что такие распоряжения властей ставят перед собой задачу снижения численности не слишком компетентных сотрудников рассматриваемой области, а также рост их квалификации. Как показывает практика, ряд педагогических работников производят завышение оценок учащимся, тем более в отдалённых от столицы регионах. Политик убеждён, что подобное происходит из-за небольших познаний бюджетников в данном вопросе.

В Рособрнадзоре сообщают, что учителя тоже принимают участие в разработке того, как будет проходить аттестация учителей в 2018 году. Этот факт даст возможность избежать недочётов во время подготовки задач, решение которых призвано выявить уровень компетентности работников образовательной сферы. Итак, вновь утверждённый порядок аттестации включает в себя следующие этапы:

  • контроль багажа знаний, касающихся преподаваемых дисциплин;
  • отслеживание черт характера психологического плана;
  • выявление уровня профессиональных навыков.

Данный принцип проверки педагогов разрешит не просто оценить познания в предмете, но также способность правильно преподнести учебный материал подрастающему поколению. Сейчас ещё отсутствуют сведения по поводу окончательного установления регламента аттестации в педагогической и психологической сфере. Ведь порядок проверки находится на стадии разработки, тогда как предварительные решения не находят большой поддержки у сотрудников образования.

Как изменится аттестация учителей в 2018 году – недостатки вводимой процедуры

На данный момент понятен периодический порядок совершения рассматриваемого мероприятия – раз в 4 года. Хотя, согласно прежней информации от федеральной службы по делам образования, аттестацию стоит делать через каждые пару лет – впрочем, эта инициатива Рособрнадзора так и остаётся в теоретическом поле.

Но народный протест уже сеется на просторах всемирной Сети и в образовательных учреждениях страны ещё до принятия новоиспечённого регламента контроля квалификации . В частности, основными претензиями бюджетников текущей категории являются следующие:

  • неясна судьба проверки эссе, предполагаемых к написанию педагогическим сотрудникам. Люди, работающие в данной области государства, допускают возможность выставления отметки, не соответствующей действительности. Можно предположить, что вместо эссе занятые граждане напишут КИМ, который будет касаться как общих, так и профильных аспектов той или иной дисциплины;
  • говоря о том, как будет проходить аттестация педагогов в 2018 году, следует отметить, что контролировать практические умения из области психологии планируется с помощью видеосъёмки школьного урока. Однако это должно быть сделано профессиональным оператором и соответствующей техникой. Хотя, такой способ запечатления хода учебного процесса тянет за собой немалые вложения средств и, кроме того, согласия от родителей фиксировать обучение на видео;
  • есть возможность путём судебного разбирательства аргументировать свою позицию насчёт профпригодности учителя. Ведь диплом работника образования априори должен показывать присутствие у него необходимых умений.

Похожий расклад был и у автомобилистов по происшествие внедрения властями необходимости повторной сдачи тестовых заданий и практических умений во время обмена удостоверений на вождение машин. Тогда шофёры выиграли судебное заседание, дав понять о своей осведомлённости управления транспортом перед получением соответствующего документа. Существует вероятность, что и педагогические работники тоже сумеют доказать собственную правоту в суде.

Если аттестацию учители в 2018 году на высшую категорию провалили…

Из-за того, что к проверке профпригодности в новом году предъявляются повышенные требования, может быть меньший процент людей, её прошедших. Однако, как сообщает замначальника Рособрнадзора, «провинившихся» подобным образом педагогов не ждёт лишение трудоустройства либо другие наказания.

Просто те учителя, что не смогли успешно одолеть аттестацию, станут в дальнейшем проходить курсы повышения квалификации. Такие инициативы властных структур разрешат ликвидировать непрофессионализм рабочих кадров способом их обучения, а не лишения места трудоустройства.

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Читайте, как проводится аттестация педагогических работников в 2019 году и какие перемены их ждут

Читайте в нашей статье:

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Аттестации станут более частыми. Прозвучала цифра «4 года», но в планах уменьшить ее до проверок один раз в 2-3 года.

Перечислим заявленные изменения:

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Однако до сих пор непонятно, как будут проводиться аттестации. Не готова материальная база, не разработаны методики сбора сведений и обработки персональных данных в случае видеозаписи урока. Сложно оценить учителя по одному занятию, «вырванному» из контекста годовой программы по предмету. Сейчас в 17 регионах проводится «полетная» апробация новых аттестаций для учителей русского языка и математики. Итоги ожидаются к 2020 году.

Не совсем ясна и ситуация с профстандартами. Сейчас их применение еще вызывает много вопросов. Официально наша сфера образования находится в переходном периоде, полное внедрение профстандартов завершится не раньше чем через два года. Сейчас применяются не профстандарты, а должностные обязанности педагога. Они берутся из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Пока самое заметное последствие заявленных нововведений – активное участие учителей в аттестациях по привычным «старым» правилам.

Порядок проведения аттестации

Процедура проверок сейчас регламентируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Этот нормативный акт утвержден приказом Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Обратите внимание: данный документ касается только педагогов школ, сотрудники вузов аттестуются согласно приказу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.

Как происходит аттестация? Заблаговременно подготавливается следующий пакет документов:

  • Заявление.
  • Данные о ранее пройденной аттестации.
  • Дипломы, удостоверения и прочие свидетельства, подтверждающие образование и квалификацию. Если с момента их получения менялись паспортные данные (например, учитель вступила в брак и поменяла фамилию)– копия документов, удостоверяющих личность.
  • Характеристика с места работы.

Далее оформляется представление о педагоге, направляется уведомление о дате и месте проведения аттестации. Если она проводится для выявления соответствия занимаемой должности, представление передает руководитель учреждения. "На категорию" учитель может подать и по собственной инициативе.

Само мероприятие проводится заочно, на основании предоставленных сведений. Не возбраняется личное участие сотрудника. Комиссия рассматривает пакет документов и голосованием принимает решение о соответствии педагога занимаемой должности или присвоенной квалификации. Заседание завершается оформлением протокола. Он передается в личное дело сотрудника. Позднее оформляется выписка из протокола, которая также передается в школу.

Аттестация проводится каждые 5 лет. Некоторые сотрудники освобождаются от обязательной проверки. Это:

  • Уже имеющие действующую категорию.
  • Работающие в по специальности в одной организации менее 2 лет.
  • Будущие матери, «декретницы», родители детей до 3 лет.
  • Пребывающие на длительном больничном (дольше 4 месяцев).

Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году

Каждое образовательное учреждение должно принять локальный нормативный акт, утверждающий правила проверки. Мы подготовили для вас образец этого документа. Ориентируясь на его структуру и содержание, можно создать свое положение, с учетом ситуации в конкретной школе.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию

Для ведения преподавательской деятельности необходимо пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если учитель отказывается, он считается нарушителем 21 статьи ТК. Следовательно, руководитель вправе применить к нему дисциплинарные взыскания, предусмотренные 192 статьей ТК. Это замечание, выговор и даже увольнение.

А вот повышать квалификацию необязательно, и никакого наказания за это не предусмотрено. Но это противоречит интересам самого педагога: если вовремя не пройти аттестацию, квалификация будет аннулирована. Это ощутимо скажется на заработной плате.

Если же учитель подал заявление, но не смог пройти проверку знаний, никаких санкций к нему применяться не будет. Рособрнадзор, разъясняя порядок прохождения аттестации, особо подчеркнул, что единственное последствие для «двоечников» - направление на курсы повышения квалификации.

Чтобы повысить качество работы преподавателей, ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные коррективы. Процесс проверки профессионализма преподавателей осуществляется по форме КИМов, используя за основание объективную оценку общефедерального уровня.

Основные сведения

Несколько лет назад Президент России одобрил формирование специальной системы учительского роста, главная задача которой – оценка уровня профессионализма отмеченных работников с помощью специальных наработок Минобразования. Чтобы узнать, по какому принципу запланирована аттестация педагогических работников на 2018-2019 год, следует изначально осудить главные положение этого процесса.

  1. Содержание – результативность труда учителя оценивается на основании специально заранее подготовленного материала, изложенного в форме КИМа. В таком виде оценивается не только знание предмета, а ещё и психолого-педагогическая методика его изложения перед учениками.
  2. Новая модель испытаний – обеспечивает стимулирование среди педагогов повышения качества собственного труда и его результативности.
  3. Перемены – предоставляют возможность обзавестись высшей категорией обычному учителю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать перед комиссией собственные профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории напрямую зависит зарплата педагога.

Причина перечисленной модернизации – решение вопроса о молодых учителях. Их зарплата и так не слишком примечательна, и пока их сослуживцы могут рассчитывать на более существенную оплату собственного труда, те, кто действительно хочет и может работать хорошо, вынужден соглашаться на мизер. Посему уже сейчас все молодые учителя массово подают заявку на досрочную аттестацию.

Существующие недостатки системы аттестации

На данный момент в России существует два типа аттестации представителей педагогической сферы.

  1. На присвоение квалификационной категории.
  2. На соответствие занимаемой должности.

Основным недостатком такой аттестации считается её «непрозрачность». Оказывается, к вопросу повышения квалификации в регионах страны подходят по-своему. Обязательным считается сам порядок проведения процедуры, а не её содержание. Проблема кроется в том, что нет единых требований к аттестации.

  1. Присвоение квалификационной категории осуществляется посредством оценки труда учителя – изучается его «портфолио». Вот только точных ЕФОМ и критерием квалификации при этом попросту нет.
  2. Нынешние правила Минобразования не позволяют молодому учителю, только получившему диплом, рассчитывать получить высшую квалификационную категорию. Согласно правилам, изначально придётся заслужить первую категорию, после чего можно претендовать на и высшую, но только не ранее, чем через два года после последней аттестации.
  3. Создание «портфолио» – аттестационного документа, отнимает у педагога немало времени и сил, кое он должен тратить на обучение школьников. В итоге, большая часть рабочего времени учителя расходуется не по назначению.
  4. Если педагогу уже удалось успешно справиться с аттестацией, у него пропадает всякое желание продолжать образование и обзаводится новыми профессиональными компетенциями из-за недостаточной мотивации. Проблема – отсутствие перспектив должностного роста.

Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году

Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2020 года.

На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.

Оглашённый вид аттестации проводится на основании оценивания педагогических качеств, навыков и результатов выполняемых обязанностей, прописанных в трудовом договоре. Часть, касающаяся должностных обязанностей преподавателя, руководствуется соответствующим ЕКС.

Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.

В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.

Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний той науки, что преподаётся;
  • коммуникативные навыки.

По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.

Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».

Риски новой модели

Оказывается, не всё ново – хорошо. Стоит ли использовать это утверждение по нынешней тематике? Давайте разберёмся.

  1. Пока толком непонятно, кто именно и по каким критериям должен проверять эссе педагога для оценки его кругозора. Возможно, в дальнейшем его заменять КИМами.
  2. Анализ урока учителя для определения его психологических характеристик:
  • требуются дополнительные финансовые затраты;
  • нет возможности получить разрешения на съёмку учеников от всех родителе.
  1. Профпригодность учителя можно оспорить в суде.

По мнению большинства нынешних педагогов, такой вид

проверки их знаний считается не вполне уместным, ведь в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом.

Что делать в случае, если педагог не смог пройти аттестацию? Увольнять никто никого не собирается, так как не эта цель главная. Правда, придётся смириться с дальнейшей переподготовкой: обучение, курсы повышения квалификации.

Перспективы роста

На сегодняшний день существующие модели аттестации никак не отражаются на профессиональном росте учителя. Благодаря новой модели можно рассчитывать на построение педагогической карьеры в разных направлениях.

НСУР предлагает правительству использовать для таких целей 3 должностные градации.

  1. Учитель. Закончил обучение, обладает знанием предмета и может свободно планировать и проводить уроки.
  2. Старший учитель. Педагог с первой категорией, овладевший инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, и способен самостоятельно разрабатывать учебную программу.
  3. Ведущий учитель. Педагог с высшей категорией, обладающий всеми компетенциями предыдущего звена и выступает в качестве интегратора.

Старший учитель может заниматься наставничеством, что не займёт слишком много его времени. Кстати, каждая из представленных градаций имеет собственное ответвление.

В завершение остаётся лишь добавить, что разработка новой системы аттестации российских учителей будет продолжаться вплоть до 2020 года. Апробация нововведений должны проходить в нескольких регионах страны. Баллы и все прочие, более подробные сведения по отмеченной теме, удастся узнать незадолго до момента официального вступления модернизаций в силу.

Аттестация педагогических работников в 2017 году затронет тысячи учителей по всей стране. Проверка профессионального уровня и стимулирование учителей к повышению этого уровня должны будут в скором дать свои плоды и повысить качество среднего образования в стране.

Аттестация педагогических работников по новым правилам

Аттестация педагогических работников в 2017 году предусматривает новые правила, подразумевающие её проведение за 2 этапа. На первом педагогу нужно убедительно показать, что он пригоден для занятия своим благородным делом. А затем учителю предстоит отстоять свою претензию на обладание очередной педкатегорией. Квалификационный уровень педагога повышается после соответствующего решения специально созванной комиссии, членами которой происходит оценка того, насколько педагог компетентен как специалист своего дела и в принципе способен к работе с детьми и к тому, чтобы уметь дать им высокий уровень знаний.

Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций. Аттестация педагогических работников в 2017 году, следовательно, сохранится в обязательной и добровольной форме. Обязательная аттестация касается вообще всех педработников и обеспечивает как минимум поддержание того уровня образования, которое уже имеется, а с помощью добровольной учитель может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста, и, немаловажно, прибавления к заработной плате. Она же стимулирует рост уровня школьного образования в стране в принципе.

Обязательная аттестация педагогических работников в 2017 году

Обязательная разновидность аттестации педагогических работников в 2017 году сохранила последние изменения, которые были введены за год до этого, то есть она по-прежнему будет обязательна для прохождения каждым педагогом одиножды за 5 лет. При этом не придётся участвовать в обязательной аттестации лишь тем педработникам, у которых уже произошло получение квалификационной категории, а также, естественно, не затронет она и женщин, ждущих ребёнка.

Обязательный вид аттестации педагогических работников в 2017 году не касается педагогов, которые работают в школах меньше двух лет. Ушедшие в отпуск, связанный с уходом за ребёнком, педагоги тоже смогут аттестоваться позже, в течение двух лет после возвращения к работе из декрета, из которого их отрывать, конечно, не будут.

Также не подпадают под прохождение обязательного вида аттестации те учителя, которые по уважительным причинам не работали последние 4 месяца и больше (болели и прочее). Для них есть отсрочка аттестации на один год, в течение которого они смогут восстановить свои навыки и спокойно подготовиться к проверке своей профессиональной пригодности.

Добровольная аттестация педагогических работников в 2017 году

Добровольная аттестация (в том числе и аттестация учителей на высшую категорию) в 2017 году также будет точно такой же, как прежде. Такая разновидность аттестации предусмотрена для того, чтобы стимулировать профессиональный рост того педагога, который стремится к собственному профессиональному развитию, хочет постоянно совершенствоваться и расти.

Чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес директора своей школы. Тот передаст его на рассмотрение, которое продлится до 30 дней, и в случае положительного решения будет собрана комиссия, которая и станет оценивать педагогический уровень претендента. На саму эту проверку по закону выделяется два календарных месяца.

Чтобы с успехом пройти аттестацию учителей на высшую категорию в 2017 году претендент должен по меньшей мере быть обладателем первой категории, полученной им не меньше двух лет назад.

После успешной аттестации и получения более высокой категории, педагог сразу же сможет рассчитывать и на увеличение зарплаты, что, разумеется, уже является для работников сферы образования хорошим стимулом к постоянному росту своего педагогического уровня.

Если же учитель не согласен с вынесенным комиссией решением, он может подать апелляцию, и тогда будет созвана уже апелляционная комиссия, которая поможет разрешить ситуацию. Другой вариант для него — обратиться в суд.

Таким образом, постоянная аттестация учителей в совокупности со стимулирующими выплатами для педагогов (которые можно заработать за внеклассную работу с отстающими или выдающимися учениками, за организацию разнообразных творческих или спортивных кружков в школе и прочее), должна будет позволить уже в обозримой перспективе повысить уровень подготовки выпускников школ, а, следовательно, и уровень школьного образования в стране в целом. Что из этого выйдет, покажет время, но пока очевидно, что, несмотря ни на что, престиж профессии педагога, особенно в больших и средних городах, начинает постепенно повышаться и приближаться к заслуженному работниками одной из наиболее благородных профессий уровню.

Педагоги, воспитатели и иные сотрудники общеобразовательной сферы обязаны периодически проходить переаттестацию. Начиная с 2017 года в общие правила аттестации для работников образовательных и дошкольных учреждений внесены определенные поправки. Аттестация воспитателей в 2017 году: последние изменения, которые коснулись работников всей сферы образования, будут отображены в данном очерке.

Основные моменты

Практически каждый сотрудник сферы образования знает, что ему положено один раз за пять лет проходить переаттестацию. Она необходима для того, чтобы воспитатель или педагог подтвердили свои профессиональные знания и навыки, а также соответствие занимаемой должности. Проходившие подобную проверку воспитатели уверяют, что это ответственное мероприятие, на котором определяются:

  • способность воспитателя (педагога) проявить находчивость и знания для подтверждения квалификации;
  • дальнейший карьерный рост и увеличение заработной платы.
  • Аттестация воспитателей и педагогов бывает двух разновидностей:
  • обязательная;
  • по желанию (добровольная).

Все педагогические работки, проходившие аттестацию пять лет назад, подвергнутся ей в году наступившем. Исключение составят:

  • беременные;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (данная категория проходит аттестацию через два года после выхода из декрета).

По новым правилам, вступившим в силу в 2017 году, к освобожденным от прохождения аттестационной проверки добавились:

  • молодые воспитатели и педагоги, стаж которых менее двух лет;
  • сотрудники, находившиеся на больничном четыре и более месяцев (аттестация будет проведена через год после выхода на рабочее место).

В случае, когда воспитатель из любой указанной категории самостоятельно желает аттестоваться, ему не в праве отказывать, и он на общих условиях будет проходить проверку.

Добровольная переаттестация возможна для сотрудников образования, которые желают повысить собственную квалификационную категорию. Для назначения проверки потребуется написать заявление руководству. Воспитатели, которые уже получили свою первую категорию или пока не имеют никакой, могут повысить квалификацию на один ранг. Для получения самого высокого разряда, необходимо подождать два года после предыдущей аттестации. Подтверждение высшей категории происходит только в добровольном порядке (по желанию).

Последние изменения

С наступлением 2017 года в силу вступили следующие изменения в аттестации воспитателей. Теперь проверка будет разделена на два этапа:

  1. Получение категории, соответствующей профессии. Для сдачи аттестации на категорию, воспитатель уже должен иметь какую-то из них.
  2. Подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества воспитателя.

Изменился и пакет документов, подаваемый для переаттестации. Если раньше требовалось только заявление о прохождении проверки, то с 2017 года понадобятся:

  1. Заявление, подписанное собственноручно.
  2. Копия результата аттестации, которая проводилась до этого (при наличии).
  3. Копия диплома о педагогическом образовании.
  4. Копия документа о наличии категории (если она имеется).
  5. Копия свидетельства о смене фамилии (если менялась).
  6. Характеристика и сопроводительное письмо с места работы.

Подав требуемый пакет документов в местное управление образования, воспитатель ждет ответа в течение месяца. Решение комиссии приходит по почте на адрес регистрации воспитателя, с указанием места и даты проведения проверки.

Публикации по теме