Что находится в здании сената и синода. Правительствующий сенат - конституционный суд рф

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ампир, первоначально построенное для размещения двух главных государственных органов управления Российской империи — Правительствующего Сената и Святейшего Правительствующего Синода — в 1829-1834 годах по проекту Карла Росси и А. Е. Штауберта.

До строительства нынешнего здания Сената и Синода на этом месте поочередно размещались дома князя А. Д. Меншикова, вице-канцлера А. И. Остермана и канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, а со стороны Синода — дом купчихи Кусовниковой. В 1763 году дом Бестужева-Рюмина перешел в собственность казны, и в него переехал Сенат. Эти здания неоднократно перестраивались и обновлялись, но после завершения строительства нового здания Адмиралтейства, они стали выпадать из архитектурного ансамбля Сенатской площади. Поэтому и был объявлен конкурс на разработку и строительство новых зданий Сената и Синода по образу и подобию здания Главного Штаба.

Сенат и Синод — это, на самом деле, два отдельных здания, объединенные общим композиционным решением в виде триумфальной арки, за которой начинается разделяющая их Галерная улица. Причем, арка символизировала единство церкви и государства, ее украсила скульптурная группа «Правосудие и благочестие».

Барельефы и горельефы вокруг триумфальной арки показывают историю русского законодательства, это барельеф «Закон гражданский», бюсты Петра I и Екатерины II, барельеф «Закон Божий», барельеф «Закон естественный».

На фасаде единого комплекса зданий присутствуют 4 лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, портики коринфского ордера, гранитные лестницы и пандусы. Крыло Сената также украшено изогнутой монументальной колоннадой в месте поворота здания к Неве.

В крыле Синода находится церковь святых Отцов Семи Вселенских соборов.

После революции, в 1925-2006 годы в этих зданиях располагался Российский государственный исторический архив. С мая 2008 года в крыле бывшего Сената размещается Конституционный Суд Российской Федерации, а в крыле Синода с 2009 года находится Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, в которой выделены покои патриарха и апартаменты главы государства.

Здание Сената и Синода включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Сената и Синода будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Два тождественных по архитектурному оформлению здания в стиле позднего классицизма — здания Сената и Синода построены в первой половине XIX века по проекту архитектора К. И. Росси. Здания строились в период с 1829 по 1836 годы.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен — часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Сената. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией «Правосудие и благочестие», символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.

Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры «Гениев, держащих закон». На самом аттике расположены три барельефа — «Закон Божий», «Закон естественный» и «Закон гражданский». Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф «Закон гражданский». Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф «Закон Божий», посвященный Синоду. В правой части — барельеф «Закон естественный», посвященный Сенату.

С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной.

Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей богатый праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода. Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время войны.

С мая 2008 года в крыле бывшего Сената размещается Конституционный Суд Российской Федерации, а в крыле Синода с 2009 года находится Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, в которой выделены покои патриарха и апартаменты главы государства.

Петербурга являются здания Сената и Синода, построенные в первой половине 19 столетия.

В начале 19 столетия происходила активная смена застроек центральной части Петербурга на более презентабельные сооружения, соответствовавшие статусу столицы Российской империи. В этот период заканчивалось оформление Дворцовой площади , которая приобретает современный вид. Перестраиваются и видоизменяются корпуса Адмиралтейства . Рядом с ними формируется Адмиралтейский бульвар – будущий Александровский сад .

Здания Сенатской площади тоже требовали приведения к общему знаменателю. В то время там находился бывший особняк Бестужева-Рюмина , переделанный под нужды Сената , и особняк купчихи Кусовниковой . Их архитектурное оформление не соответствовало статусу площади и современному градостроительному направлению.


И вот в 30-е годы 19 века , на месте Сената и выкупленного дома Кусовниковой, по проекту архитектора К.Росси в стиле позднего классицизма возводятся два строения - Сенат и Синод , соединенные между собой арочным проходом. Стены особняка Бестужева-Рюмина частично были использованы в новых сооружениях, которые своей масштабностью и декором превзошли здания Адмиралтейства.


Вытянутые по всем направлениям, трехэтажные прямоугольные корпуса с внутренними дворами; массивные гранитные лестничные проемы, снабженные пандусами; чередование углубленных и выступающих частей фасадов ; лепные украшения; скульптурное оформление – все это превратило красивейшие здания Сената и Синода в достойный архитектурный памятник первой половины 19 столетия.


Фасады Сената смотрят на Английскую набережную и на Сенатскую площадь, угол между ними закруглен и декорирован колоннами коринфского ордена, которые поднимаются от первого этажа. Плавная необычная закругленность и колоннада придают сооружению очень богатый вид и украшают архитектурную композицию Английской набережной.

Здание Сената с Английской набережной

Арка , связавшая два отдельно стоящих здания, была переброшена через Галерную улицу и превратилась в центр фасадной композиции, а все сооружение стало выглядеть как единый архитектурный комплекс. Арка К.Росси, в чем-то повторяющая его знаменитую Триумфальную арку Главного Штаба на Дворцовой площади, придала новому сооружению триумфальный торжественный вид.


В соответствии с монументальными зданиями центра города, здания Сената и Синода также было решено украсить скульптурами . Скульптурное убранство утверждалось самим императором Николаем Первым, причем фигуры непременно должны были изображаться в античных одеждах.

Скульптурные фигуры изготавливались С.Пименовым , В.Демут-Малиновским , П.Соколовым и многими другими петербургскими художниками. Здесь можно видеть изображения Веры, Благочестия, Закона и Правосудия. Скульптурная композиция для фронтального аттика была отлита из меди.

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода

Композиция «Правосудие и благочестие» находилась в работе почти год и явилась символом единения власти церковной и светской. Рядом находятся аллегорические «Гении», держащие закон.


По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра Первого и Екатерины Второй.

"Гражданское правосудие" на барельефе Сената и Синода

Интересны и внутренние интерьеры здания. Особо выделяется зал заседаний с пилястрами и кариатидами, с живописным плафоном и малиновым троном.

После революции Сенат и Синод были упразднены. Позднее, до 2006 года здесь размещались документы Центрального исторического архива. Перед войной проводилась работа по реставрации фасадов, скульптур и интерьеров Сената и Синода, но во время артобстрелов Великой Отечественной войны оба строения были основательно разбиты. Новая реставрация строений началась уже в 1944 году. Сегодня здание Сената занимает Конституционный суд РФ , а в здании Синода размещена Президентская библиотека им.Б.Ельцина .

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода

Здания Сената и Синода с объединяющей их триумфальной аркой были последним крупным произведением гениального К.И. Росси. Здания оформлены в стиле позднего классицизма. Они были построены в 1829-1834 годах. Творчество Росси - основа петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом светлейшего князя Меньшикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко. В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. До этого Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой. С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.

На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен - часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Синода. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией "Правосудие и благочестие", символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.
Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры "Гениев, держащих закон". На самом аттике расположены три барельефа - "Закон Божий", "Закон естественный" и "Закон гражданский". Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф "Закон гражданский". Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф "Закон Божий", посвященный Синоду. В правой части - барельеф "Закон естественный", посвященный Сенату.
С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают восьмиколонные портики коринфского ордера и ступенчатый аттик. Необыкновенно красивы широкие гранитные лестницы с пандусами, оформляющие вход в здания. Чередование выступающих частей фасадов зданий и ниш, лепные украшения создают богатый светотеневой эффект. Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной. В угловом помещении здания была устроена двусветная церковь святого благоверного князя Александра Невского. Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.
Интересен также по своему оформлению бывший Зал заседаний Сената. Его стены украшены пилястрами и кариатидами из стюка (искусственного мрамора) и плафоном росписи художника Б. Медичи. В середине зала помещался трон. Трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Парадная лестница, ведущая в Зал заседаний Сената, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

Возведение зданий Сената и Синода вместе с объединяющей их триумфальной аркой завершило оформление центра города, они стали великолепным украшением Санкт-Петербурга.

После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода.
Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Восемь тяжелых артиллерийских снарядов нанесли им тяжелый урон. Почти полностью была разрушена Синодальная церковь. Реставрационные работы начались еще до окончания войны - летом 1944 года. В ходе комплексной реставрации 1951-1953 годов были восстановлены декор и скульптурное убранство фасадов, интерьеры парадных лестниц и Зала заседаний Сената. В 1979 году была восстановлена роспись Сенатской церкви. Все это время до 2006 года в зданиях располагался Российский Государственный Исторический Архив. В 2006 году после переезда Архива в новое здание на Заневском проспекте в зданиях Сената и Синода был проведен комплекс реставрационных работ. В одном крыле с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации, в другом - с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

В 1776-1787 гг., отделка интерьеров продолжалась до 1790 г. Здание предназначалось для проведения собраний дворянства Московской губернии, но с переводом из Петербурга в Москву двух сенатских департаментов оно было предоставлено Сенату.

Для строительства была выделена территория, приобретенная Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлевской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.

Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объемно-планировочное решение, блестяще разработанное автором. Масштаб Сената близок масштабу Арсенала и оба сооружения выровнены по высоте. План здания представляет собой равнобедренный треугольник с внутренним двором, разделенным дополнительными корпусами на три части: центральный пятигранный и боковые треугольные. По длинной стороне плана находится главный фасад, расположенный напротив Арсенала чуть под углом к нему, образуя расширение Сенатской площади к центру Кремля. Главная ось здания проходит по оси треугольника, на которой размещаются входная арка во внутренний двор, отмеченная ионическим портиком и овальным куполом над кровлей корпуса; центральный пятигранный двор и купольный зал-ротонда с ионической колоннадой, представляющий композиционный центр всего сооружения. Купол зала, ориентированный на Красную площадь, является одновременно центром одной из ее композиционных осей. Все помещения Сената соединены между собой коридором, проходящим по периметру двора.

Фасады решены в строгом стиле раннего классицизма. Цокольный и первый этажи обработаны рустом и служат постаментом для двух верхних этажей, объединенных ритмически расположенными вертикальными нишами с двумя рядами окон. Скошенные углы треугольника и центры второстепенных фасадов оформлены ризалитами с пилястрами дорического ордера и полуциркульными нишами. Фасады завершаются классическим антаблементом с карнизом на кронштейнах.

Круглый зал Сената по праву относят к шедеврам архитектуры. Современники называли его русским Пантеоном. Зал диаметром 24,7 м и высотой 27 м с колоннадой коринфского ордера по периметру перекрыт кессенированным куполом, в основании которого размещаются 24 световых окна. Скульптурные тематические барельефы украшают простенки между колоннами и окнами.

Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.

В советское время в Сенате размещалось Правительство страны. В1992-1995 гг. здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только круглый и овальный залы, последний решен не менее изящно. Представительские кабинеты резиденции оформлены в стиле интерьеров ХIХ в.

Публикации по теме