Античный храм ники аптерос на афинском акрополе. Акрополь

В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

Храм Ники Аптерос

Происхождение названия

Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.






Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

История постройки

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

Архитектура храма

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза - Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Исторические судьбы святилища

При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

Краткий видеообзор храма Ники Аптерос

Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом. Здание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.

Nathan Hughes Hamilton Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton) Steve Swayne (rinse) Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Tilemahos Efthimiadis Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage) Храм Ники Аптерос (Dimboukas) Dimitris Kamaras Афинский Акрополь ночью (Ernest McGray, Jr.) Реконструкция храма (José-Manuel Benito Álvarez)

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Храм Ники Бескрылой, Афины (Steve Swayne)

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Крайний правый — храм Ники Аптерос (Nathan Hughes Hamilton)

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage)

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com)

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Храм Афины Ники , который часто называют «храм Ники Аптерос », это маленькое святилище в Ионическом стиле, стоящее на Акрополе. Храм был построен в честь бескрылой богини победы с тем, чтобы она никогда не могла покинуть Афины (у неё два имени: Афина Ника или Афина-победительница и Ника Аптерос или Бескрылая победа).


Храм Ники Аптерос занимал хорошо заметное положение на вершине укреплённого микенского бастиона на юго-западном углу Акрополя справа от главного входа.

История храма Ники Аптерос

Культ Ники Аптерос (бескрылой победы) появился в Афинах в VI веке до н.э. В середине того века, возможно, при Писистрате, на бастионе был построен первый деревянный храм в её честь. В 480 году до н.э. при вторжении персидских войск храм был разрушен, хотя алтарь, на котором, как считается, стояла статуя богини, сохранился. При Кимоне около 468 года циклопической (крупноблочной) кладкой был построен другой маленький храм с внешним алтарём. Основания этих строений, их алтари и статуя богини, избежавшая уничтожения в 480 году благодаря тому, что её увезли в Саламин, сохранились внутри башни и были открыты во время реставрации начала 2000-х годов.

Реконструкция переднего фасада храма

В 449 году до н.э. появился проект нового храма Афины Ники, однако из-за недостатка финансирования строительство шло медленно и было завершено лишь около 420 года до н.э. во время Никиева мира (мирный период после Пелопоннесской войны). Храм из пентелийского мрамора был поставлен на месте старого святилища, при этом вокруг микенского бастиона были построены новые стены из известнякового туфа, благодаря чему площадь его вершины расширилась и он принял более правильную форму. Хотя даты и этапы строительства остаются спорными, культ Афины Ники процветал в 424/3 году до н.э., о чём можно судить, в том числе, по указу, касающемуся зарплаты жрицы этой богини.

Кроме поклонения Нике Аптерос здесь практиковали и более древние культы : на западной стороне бастиона стояло микенское святилище, а на восточной стороне – доклассические святилища Граций и Гекаты Эпипиргидии («хранительницы башни»).

В V веке храм Ники Аптерос был превращён в православную церковь . В период османского господства здесь хранили военное снаряжение. В 1686 году, во время осады венецианцами турецкого гарнизона, укрывшегося на Акрополе, храм был разобран и использован для строительства защитной стены перед пропилеей. В 1834 году, после обретения Грецией независимости, стена была снесена, а из её материалов в 1836 году восстановлен храм Афины Ники. В 1998 году фриз (архитектурный пояс) был перенесён в Акропольский музей, а на его место установлена копия из искусственного камня. С октября 2000 по 2001 год храм был разобран для того, чтобы заменить разрушавшийся бетонный пол, убрать части, не относящиеся к этому храму и переставить блоки, чьё положение было определено неверно. После этого храм собирали с 2004 по лето 2010 года.

Первыми архитекторами, занимавшимися изучением и реставрацией храма Афины Ники в 1830-е, были Ганс-Христиан Ганзен и Густав Эдуард Шауберт.

Архитектура и статуи храма Афины Ники

План храма

Храм Ники Аптерос это тетрастильное (с четырьмя колоннами) ионическое здание с монолитными колонными портиками на переднем и заднем фасадах, построенное, возможно, архитектором Калликратом (Καλλικράτης). Храм насчитывает 8,23 метра в длину, 5,64 метра в ширину и 7 метров в высоту (от стилобата до вершины фронтона), диаметр колонн составляет 1 метр. Таким образом, соотношение диаметра с высотой фасада равнялось 1:7, благодаря чему колонны казались тоньше, чем в обычных ионических храмах, где это соотношение обычно равнялось 1:9 или 1:10.

Статуя Афины Ники , державшей, согласно записям Валериоса Арпократия (Βαλέριος Ἁρποκρατίων, II в.), шлем и гранат – символ власти и плодородия – стояла в целле храма. Первоначально, как описал Павсаний, Ника была крылатой богиней, однако у афинской статуи крыльев не было, из-за чего афиняне прозвали её «бескрылой», сочинив историю о том, что это было сделано намеренно, чтобы богиня не могла улететь из их города.

Западный фриз

Фризы (архитектурные пояса) антаблемента (балочного перекрытия) здания были декорированы со всех сторон скульптурными рельефами в идеализированном Классическом стиле V века до н.э. На северном и западном фризах была изображена битва между греками и персами, в которой участвовала кавалерия; на южном – уверенная победа афинян над персами во время битвы при Платеях; на восточном – собрание богов (Афины, Зевса и Посейдона), наблюдающих за этими сражениями. Создателем рельефов считается скульптор Агоракрит (Ἀγοράκριτος).

Северный фриз

Практически ничего не сохранилось от фронтонов храма, на которых, как считается, должны были быть изображены: на западном – битва олимпийских богов с гигантами, а на восточном – битва афинян с амазонками. Алтарь стоял к востоку от храма.

Восточный фриз и фронтон

Около 409/10 года до н.э. вокруг храма по периметру бастиона был построен мраморный парапет для безопасности людей. Внешняя поверхность этого парапета была украшена прекрасными скульптурными рельефами метр в высоту, изображавшими крылатую Нику, празднующую победы и совершающую жертвоприношениями. Самым известным рельефом является Ника, поправляющая сандалию (сейчас он находится в Акропольском музее). Некоторые рельефы и части фризов находятся в Британском музее в Лондоне.

Положение храма Ники в Акрополе

Храмы, сохранившиеся на Акрополе, были построены в середине V до нашей эры.

Одержав окончательную победу над персами, греческие города-государства объединились в Афинский морской союз, главную роль в котором играли Афины.

Союзом была учреждена казна, часть денег из нее было решено выделить на восстановление Акрополя, разрушенного персами до основания.

Но афиняне не стали воссоздавать сожженные храмы, а выстроили их заново.

История создания Храма Ники Аптерос

Центральное место в композиции нового комплекса горы Акрополь занимал храм Девы Афины – Парфенон.

Пройти к нему можно было через Пропилеи, представлявшие собой широкую мраморную лестницу, завершающуюся прекрасной крытой колоннадой в классическом стиле.

Но Храм Афины Ники, задуманный с правой стороны от ворот, зрительно нарушал общую симметрию проекта.
Почему же древние архитекторы, при строительстве своих храмов строго придерживавшиеся принципов симметрии и пропорций, на Акрополе отказались от них?

Ответ очевиден. Акрополь для древних греков всегда был священным местом. Зодчие, планируя постройки, стремились, в первую очередь сохранить их изначальное, ритуальное предназначение.

На правой стороне Пропилей, на вершине древней микенской башни, всегда располагалось святилище Афины Ники.

Во время праздника Панафиней, посвященного богине, сюда заходила торжественная процессия, и здесь совершались жертвоприношения.

Около 427 года до н. э на месте святилища началось строительство нового храма Афины Ники, порученное зодчему Калликрату, соратнику Иктина, построившего Парфенон.

Оно продолжалось около шести лет. С легкой руки писателя и географа Павсания, родившегося в Малой Азии шестью веками позже, за храмом закрепилось название Ники Аптерас, что означает – Ника Бескрылая.

Путаница в названии храма

Единственный труд Павсания – «Описание Эллады», является по сути античным путеводителем по древней Греции и описывает дорожные впечатления автора.

На Акрополе в то время стояли три статуи Афины работы Фидия: Афина Парфенос, Афина Промахос, а также Афина Лемния, находившаяся неподалеку от Пропилей, изображенная в необычной позе с непокрытой головой.

Внутри самого храма стояла статуя Афины со шлемом в одной руке и гранатом – символом мира, в другой. Традиционно богиня изображалась со шлемом на голове и копьем в руке, а тут была простая женщина, уставшая от войн и желающая мира.
Ошибочно приняв ее за статую богини победы Ники, лишенную крыльев, Павсаний придумал красивую историю о том, что горожане создали этот образ, чтобы победа всегда оставалась с ними.

Победа бескрылой не бывает

Ника в древнегреческой мифологии – богиня-вестница победы.

Она часто изображалась сидящей на руке Зевса или Афины.

Обязательным ее атрибутом были крылья, которые присутствуют на всех изображениях.

Например, Ника Самофракийская, известная скульптура, выставленная в Лувре.

Может ли быть вестница победы без крыльев? Конечно же, нет! Отсюда можно сделать вывод о том, что храм был посвящен Афине-победительнице. Тем более недавно вся Эллада праздновала великую победу над персами.

Как и другие боги Афина имела множество имен: Паллада и Парфенос, Промахос и Полиада.

Она была заступницей материнства и брака, кораблестроения и мореплавания, ткачества и ремесел, целительства и колдовства.

Также Афина считалась воплощением мудрости, а символами ее были сова и змея. Главным же ее делом было покровительство справедливой войне и обеспечение победы.

Ника же была простой спутницей Афины в войнах, и ее предназначением было извещение богов о победе. Стоило ли создавать ей отдельный храм на Акрополе? А тем более ставить внутри него статую другой богини?

Описание храма Ники Аптерос

Храм Афины Ники считается самым загадочным и изящным строением на Акрополе.

Загадку, заключенную в его названии, мы разгадали. Давайте же просто им полюбуемся.

Небольшое строение на высокой башне, как бы поворачивающееся своим фасадом к любому входящему, сразу обращает на себя внимание.

Ведь в отличие от других храмов Акрополя, оно находится не за воротами, а перед ними.

Миниатюрные размеры и пропорциональность строения создают ощущение полета. Здание выполнено в ионическом стиле, входившем тогда в моду и считавшемся воплощением женственности.

Ионические колонны, легкие и стройные, подчеркивают его воздушность.
Барельефы на фризе изображали олимпийских богов и сцены сражений с персами.

В 1835 году неподалеку от храма были найдены несколько плит с изображением богини Ники. На них она везде изображена с крыльями.

Судьба храма

Эпоха сменяла эпоху. Акрополь, и храм вместе с ним, переходили из рук в руки.

Входит знаменитый храм Ники Аптерос. Легкое, изящное строение выделяется на фоне монументальных руин Верхнего города. Помимо того, что оно нарушает общую симметрию проекта, вход в святилище расположен за зданием, что совершенно противоречит ионическому стилю. Из-за этого храм считают самым странным сооружением Акрополя. Но очаровательные очертания древней святыни, особенно в вечерней подсветке, заставляют восторженно вздыхать впечатлительных (и не очень) туристов.

Храм Ники Аптерос построен на крутой возвышенности, справа от Пропилей – величественного входа в Афинский Акрополь. Авторство принадлежит знаменитому зодчему Калликрату, которому Фидий доверил возведение значимой святыни в 427 – 424 году до н.э. Именно здесь, измученные войнами греки, должны были возносить молитвы всемогущей Нике, богине Победы, за благоприятный исход в Пелопонесской войне. Возможно, это одна из причин, почему вход в святыню был отдельным – не надо было проходить через центральные ворота.

Строительство храма

Афины, Храм Ники и весь Верхний город были разрушены в ходе греко-персидской войны в 480 г. до н.э. Перикл, поклявшийся восстановить святыни для жителей древней Эллады, исполнил обещание в полной мере. На месте цитадели (а потом святилища) микенского периода, был построен храм, посвященный Богине Победы Нике, вечной спутнице Афины Мудрой. Ключевой фигурой сооружения стала крылатая защитница, но в Акрополе её намеренно лишили крыльев – божество должно было навсегда остаться в Афинах. Бескрылая Победа Ника украсила Верхний Город и вселила в сердца греков надежду на вечный мир.

Значение храма в Древней Греции

Поклонение Богине Нике в Древней Греции было так же важно, как и почитание главного языческого божества, Афины . От неё зависел исход военной компании, успех в спортивных и музыкальных соревнованиях. В её честь устраивались праздники и жертвоприношения. Вестницу победы молили о благосклонности. Поэтому храм богини Ники Аптерос в Верхнем Городе – это лишь говорящий символ того, что греки могли предложить капризной владичице, взамен на толику внимания.

Несмотря на то, что в научных кругах споры о принадлежности храма – Афине или Нике, ведутся до сих пор, общепринято считать, что святыня все же была частью культа Ники. Слишком много греки потеряли в бесконечных войнах с персами, победа и мир были необходимы любой ценой. Единственным способом достичь желаемого и отблагодарить небеса за милость, стало возведение храма – воздушного и легкого, как сама крылатая богиня Ника. Однако, в этом храме статуя Ники была без крыльев, так греки хотели оставить поду себе.

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Где находится храм Ники Аптерос и как добраться

В афинском Акрополе храм богине Нике сразу бросается в глаза. Более того, в вечернее время суток он виден практически с любой точки города. Несколько ассиметричное положение по отношению к общей архитектуре, воздушность, характерные 4 колоны – древнее святилище узнаваемо так же, как Парфенон.

Древний артефакт Греции находится в самом центре Афин , главный вход на улице Дионисия Ареопагиту. В общественном транспорте в городе нет недостатка, добраться сюда не составит труда, даже человеку, который впервые оказался в Афинах. Самый простой, проверенный и дешевый, это афинское метро . Ближайшие станции метро «Акрополи» и «Монастираки».

Храм Ники Аптерос открыт для посещения с 8 утра до 18:30 вечера (как и весь исторический комплекс). Ознакомиться с сезонным режимом работы и стоимостью для отдельных категорий посетителей можно на официальном сайте www.theacropolismuseum.gr . Там представлена не только актуальная информация о ценах, но и график предстоящих мероприятий. Акрополь часто становится площадкой для проведения интересных городских праздников.

Опытные туристы советуют приобретать единый билет, для осмотра главных развалин страны. Его стоимость варьируется в пределах 15 евро, действует 4 дня. Билет дает право на посещение еще ряда ключевых достопримечательностей Греции, находящихся в Афинах.

Что еще посмотреть рядом

Посетить все древние памятники в рамках одной экскурсии по Афинам вряд ли получится – слишком мало времени на глубокое погружение в историю. Но, если на руках единый билет, можно растянуть путешествие в прошлое на несколько дней. В окрестностях Акрополя расположены несколько значимых исторических достопримечательностей:

  • Театр Диониса – находится на юго-восточном склоне Акрополя и представляет собой достаточно хорошо сохранившуюся театральную площадку. Здесь в мраморном кресле восседал римский император Адриан и выступал знаменитый правитель Нерон. Возле впечатляющих руин сохранились фрагменты храмов, посвященных Дионису и живописные камни Периклова Одеона.
  • Афинская Агора – находится сразу у подножия Акрополя и представляет собой огромную площадь в 5 гектар. Здесь можно осмотреть дорический храм Гефеста , прогуляться по Стое Атталы, посетить Монумент эпонимов – доску объявлений древних афинян.
  • Библиотека Адриана – масштабное здание, поражающее своей торжественностью. Построенная императором Адрианом, библиотека должна была стать местом философских раздумий и отдыха от мирской суеты. По свидетельству Павсания (II век н.э.) здание было украшено колоннами из фригийского камня. До нашего времени сохранилось лишь несколько, но они тоже впечатляют своим размахом.

Публикации по теме