Собор в барселоне который строится 200 лет. Саграда фамилия – знаменитый долгострой Гауди в Барселоне

Одним из самых известных долгореализуемых проектов принято считать храм Святого Семейства, который все еще не достроен. Возведение сооружения началось в 1882, и лишь недавно в нем разрешили проводить службы. Зато туристы приезжают полюбоваться на творение Гауди с момента оформления первого фасада, ведь в его работах чувствуется неповторимый стиль.

Общая информация о храме Святого Семейства

Знаменитую церковь Барселоны, которую еще называют Саграда Фамилия, знают все жители Испании, так как она является образцом гениальности творца, создавшего проект и не успевшего реализовать его полностью. Точный адрес культурного достояния страны: Mallorca, 401. Храм находится в Эшампле – районе, где ранее приобретали дома только богатые представители буржуазии Каталонии.

Саграда Фамилия имеет необычную форму латинского креста. Длина базилики внутри составляет 90 м, а ширина – 60 м. В высоту шпили достигают 170 м. Церковь является образцом сочетания двух стилей: модерна и неоготики. Большая часть элементов конструкции выполнена из бетонных плит, каждая из которых подгонялась под определенные размеры.

При желании попасть в церковь без очереди лучше заранее приобрести билет, в котором будет прописано время пребывания в храме Святого Семейства. Также можно купить пропуск на лифт, дабы полюбоваться на окрестности с максимальной высоты здания. Аудиогид расскажет подробно обо всех особенностях церкви и укажет, на что следует обратить внимание. Каждая деталь, используемая Гауди, имеет глубокий смысл с религиозным подтекстом, поэтому без рассказа искусствоведа экскурсия будет не такой занимательной. В среднем просмотр самых красивых мест храма занимает не менее четырех часов.

История создания храма

Изначально на роль архитектора был выбран Франсиско дель Вильяр, который откликнулся на предложение и даже разработал проект. Первый камень заложили весной 1882 года, но на этом работа прервалась. Общая концепция не удовлетворяла заказчиков. Им так и не удалось сговориться с выбранным кандидатом, поэтому они передали все полномочия Антонио Гауди. Архитектор вдохновился задумкой и в корне изменил проект предшественника. В его видении каждая деталь должна была нести глубокое религиозное значение, что идеально подходило для будущей базилики.

Условно строительство храма Святого Семейства можно разделить на два этапа: период работы Гауди и исполнение задумок архитектора после его смерти. В первые годы работы была построена крипта, которую начал еще Вильяр. Параллельно этому начали возведение апсиды в неоготическом стиле. Гауди значительно переработал проект после получения значительных пожертвований, что открывало более широкие горизонты для реализации его идей. Именно тогда было решено использовать множество шпилей в оформлении церкви, а также украсить ее символикой из Евангелия.

С 1892 года началось декорирование фасада Рождества. В то же время велись работы по завершению апсиды, была построена часть клуатра. В 1911 появился проект фасада Страстей, позднее были внесены некоторые изменения. Антонио также делал наброски с идеями по возведению фасада Славы, но подробных описаний его задумок так и не удалось найти. В ноябре 1925 года завершили первую колокольню высотой в 100 метров, но полного завершения фасада Рождества Гауди увидеть не смог.

После смерти великого мастера руководить проектом стал его коллега Доменек Сугранес. Ему удалось завершить работу над первым из фасадов к 1930. Также он окончательно оформил кипарис из керамики, украшающий главный вход. Из-за военных действий строительство храма Святого Семейства было приостановлено вплоть до 1952 года.

С 1954 началась работа над фасадом Страстей. Позднее была завершена церковная лестница и установлена подсветка, которая стала постоянным украшением с 1964 года. В 1977 был создан общий вид фасада Страстей, но все еще не хватало скульптур и витражей, которые появились на своих местах только в начале текущего века. Работа над третьим фасадом началась лишь в 2000 году.

Внешнее и внутреннее оформление церкви

Чтобы понять символизм всех деталей, нужно хорошо разбираться в религиозной тематике. Антонио Гауди при разработке проекта учитывал множество нюансов, которые сегодня продолжают поражать своей глубиной. По своей конструкции церковь напоминает крест, где основной неф пересекается с трансептом. В апсиду входит семь часовен с обходной галереей. Клуатр соединяет три фасада: Рождества на севере, Страстей на юге и Славы на востоке. Каждый украшен скульптурными картинами религиозной тематики, декор связан с христианскими символами веры. Помимо лепнины архитектор использовал библейские цитаты.

Всего у храма Святого Семейства должно быть восемнадцать башен, двенадцать из них располагаются на фасадах и обозначают апостолов. Еще четыре, символизирующие Евангелистов, окружают самую высокую башню Иисуса. Ее высота не превышает природное творение Господа – гору Монжуик, чья высота 173 м. Последняя башня установлена над апсидой и создана в честь Девы Марии.

Внутри все подчинено законам геометрии, и, хотя архитектор понимал, что вряд ли сумеет завершить проект в полной мере, он заранее разработал идеальную конструкцию пересечения колонн, которая не только облегчала работу над отделкой помещений, но и не изменяла стилю мастера, предпочитавшего изогнутые линии прямым углам. Ни одно фото не способно передать сложности полученной конструкции, особенно с учетом игры красок, отбрасываемых цветными витражами.

В качестве особенности храма Святого Семейства выделяют финансирование, которое полностью зависит от пожертвований, при этом здание долгое время не являлось собственностью церкви и не принадлежало никакому епископству. Именно поэтому использование эпитета «собор» к Саграда Фамилии некорректно, так как слово применимо только к тем церквям, в которых есть епархия. Этот храм является независимым, а все пожертвования получены от частных лиц. Сложность со сбором средств отчасти и стала причиной затянувшегося строительства.

Длительный срок возведения элементов храма еще объясняется процессом обработки блоков из камня. По проекту здание имеет весьма эксцентричный вид, для создания которого необходимы определенные по размеру и форме каменные плиты. Почти каждый камень необходимо подгонять под индивидуальные параметры, что требует времени и особой точности. По приблизительным подсчетам полное выполнение проекта будет достигнуто не ранее, чем в 2026 году.

В 2008 году реставрационные работы были приостановлены из-за протеста практически пятисот испанцев, имеющих отношение к искусству. Они посчитали, что работники неаккуратно подошли к процессу восстановления, отчего страдает общий вид. Чтобы храм не потерял свою уникальность, пришлось пересмотреть план работ и более трепетно отнестись к реставрации культурного памятника.

Хотя Искупительный храм Святого Семейства начали строить еще в конце 19 века, проводить в нем службы разрешили лишь 7 ноября 2010. Тогда церковь была освещена Папой Римским и получила статус Малой папской базилики.

В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже 120 лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в 1882 году грандиозный Искупительный храм Святого Семейства («Саграда Фамилия») постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди .

История строительства храма Саграда Фамилия

Заказ на строительство, точнее, на его завершение (храм начал возводить другой архитектор), Гауди получил, когда ему едва исполнился 31 год. На его счету тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. «По легенде сеньору Букабелье, председателю Общества Святого Иакова, которое выступало главным заказчиком храма, однажды приснилось, что собор Саграда Фамилия возведет блондин с голубыми глазами. Как понимаете, среди испанцев голубоглазых блондинов не так уж много, поэтому, когда Букабелья увидел Гауди, он сразу понял: это тот самый человек», рассказывала искусствовед Анжела Санчес-и-Гаргальо. На самом деле заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. На вопрос, где он находит для себя образцы, архитектор отвечал: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог» . Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он « насадил» целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.


Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия, – железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину 20 метров, а в высоту достигают 70 метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Гауди не разделял элементы своих построек на функциональные и декоративные, ведь в природе такого деления не существует. Опоры спроектированного им акведука в Парке Гуэля выглядят, как древние окаменевшие древесные стволы. Обычным трубам и выходам вентиляционных шахт на крыше доходного дома Каса Мила он придал облик призрачных воинов и стилизованных деревьев. Каса Мила, сразу прозванный барселонцами «Ла Педрера» , то есть « Каменоломня» , замечателен не только своей непохожестью ни на что созданное ранее. Это был первый в истории дом с подземным гаражом. Кроме того, в нем впервые был применен принцип, через десятки лет названный « свободной планировкой» .


Признание Антонио Гауди и его трагическая смерть

На Гауди обратили внимание, когда он уже начал возводить храм Саграда Фамилия, и вовсе не в связи с этим проектом. В 1878 году он выстроил летнюю виллу для фабриканта Мануэля Висенса. План дома был чрезвычайно прост, но архитектор облицевал виллу разноцветной глазурованной плиткой и украсил таким количеством пристроек и декоративных элементов, что она превратилась в сказочный мавританский дворец. Первые проекты Гауди привели в восхищение богатого мецената графа Эусеби Гуэля. По его заказам Гауди построил несколько замечательных зданий и спланировал городской парк. Хотя заказы сыпались на него со всех сторон, с 1914 года Гауди целиком посвятил себя храму Саграда Фамилия.


7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Лишь одно событие омрачило тот праздничный день – через несколько часов после открытия движения под колеса вагона попал какой-то нищий старик. Его отвезли в больницу, где он вскоре скончался. Тело уже собрались отправить в общую могилу. Но одна из сотрудниц госпиталя опознала тело. Это был Гауди... Похоронили архитектора в крипте Саграда Фамилия – храме, который он считал главным делом своей жизни.

Анжела Санчес-и-Гаргальо писала: «Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, ч тобы завершить строительство храма. Поэтому в последние годы он отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что оставить творение мастера незавершенным – значит предать его память» .

Многие в Испании считали кощунством вмешиваться в замысел гения. « Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской» , – возмущался архитектор Хосе А себильо. Сальвадор Дали высказался еще категоричнее: « Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор... Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом» . Так или иначе, но строительство продолжалось.

В 1936 году, когда в Испании разгорелась гражданская война, возведение храма прервалось. Анархисты, которым в тот период фактически принадлежала власть в городе, уничтожили почти все макеты и чертежи Гауди. Интересный факт: находившийся тогда в Барселоне знаменитый английский писатель Джордж Оруэлл отнесся к этому акту вандализма вполне положительно. Храм, по его мнению, вообще следовало бы взорвать.

Архитектура храма Саграда Фамилия

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются 12 башен, по числу апостолов. Еще 6 башен должны быть возведены над центральным нефом: 4 – в честь евангелистов, одна, посвященная Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, «ангелам было бы приятно на них смотреть». Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: «Вы что, создаете оргaн для Господа?» Гауди согласно кивнул. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, чтобы в храме звучала музыка Творения.

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии , а между башнями высится рождественское дерево.


Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают и называют «Звездными войнами». На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями. Так, строительство собора в Реймсе заняло 270 лет, в Милане – 550, а в Кельне – 632 года.

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%, предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.

7 ноября 2010 года папа римский Бенедикт XVI в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.


Цены на билеты в храм Саграда Фамилия на 2016 год

Без экскурсии: 15 евро.

С гидом: 24 евро (на испанском, английском, французском, немецком языках).
С аудиогидом: 22 евро (на русском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, китайском языках).
С аудиогидом и осмотром башен: 29 евро.

Время работы храма Саграда Фамилия

Ноябрь – февраль: с 9.00 до 18.00.
Март: с 9.00 до 19.00.
Апрель – сентябрь: с 9.00 до 20.00.
Октябрь: с 9.00 до 19.00.

Официальный сайт: http://www.sagradafamilia.org/en/

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите эти достопримечательности – бесценное наследие Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» , и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым творениям Антонио Гауди.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Саграда Фамилия - символ Барселоны . Два миллиона туристов приезжают в Каталонию каждый год. В этой статье мы расскажем вам историю этого храма, который планируется открыть в конце 2026 года - это то, что уверяет нынешний архитектор. В статье объясняется история собора Святого Семейства, настоящего и его будущего. Проверьте наше предложение .

Начало строительства

Изначально ингициатором строительства Святого Семейства был Хосеп Мария Бокабелла и Вердагер , преданный и очень культурный книготорговец, который в 1866 году основал «Духовную ассоциацию преданных Святому Иосифу» . Эта организация сотрудничала в распространении католицизма во время промышленной революции, пропагандирующей консервативную идеологию.

Г-н Бокабелла посетил святого отца Рима в 1872 году и от имени Ассоциации дал серебрянную модель собора Святого Семейства. По возвращении он посетил город Лорето, где он был вдохновлен на создание храма . Это было не очень удачно, и Ассоциация поручила архитектору Франческу де Пауле и Вильяру построить храм, который не был рабской копией любого другого.

В 1881 году они приобрели землю, ограниченную улицами Майорки, Прованса, Марины и Сардинии общей площадью 12 800 м2 по цене 172 000 песет (1 034 евро). Саграда Фамилия была построена в традиционном неоготическом стиле и в День святого Иосифа в 1882 году , епископ Моргадес заложил первый камень .

Франческ де Паула Виллар уходит в отставку из-за расхождений с архитектором Мартореллом, членом Совета. 3 ноября 1883 года Гауди сменил Франческа де Паулу Вильяра и Лозано в качестве архитектора Саграда Фамилия.

Строительство с Гауди

В 1883 году Гауди взял на себя проект и преобразовал его в соответствии с его новым архитектурным стилем , сочетающим готику с собственными формами модерна. Таким образом, истинный стиль Базилики начался с Гауди в 1883 году.

Гауди сделал так, чтобы в здание проникал прямой свет мог проникать и вентилироваться естественным образом. Кроме того, Гауди изменил колонны. Гауди переосмыслил весь проект и разработал идею грандиозного храма в форме латинского креста.

В 1892 году начались работы над основой фасада Рождества , монастыря и окна северного трансепта. Строительство портала Росарио было завершено в 1899 году. Он сделал модель фасада Страстей Господних. Гауди также сделал расчеты, но не полный архитектурный план. Что касается фасада Славы, он только создал модель и детальный план .

Фотография наверху статьи показывает окрестности Саграда Фамилия в 1915 году, и более или менее так выглядел собор, когда Гауди умер в 1926 году. Архитектор посвятил свои последние годы полному изучению и планировке интерьера базилики с моделями масштабом 1:10, с колоннами, сводами, окнами, крышей и фасадами. Его смерть стала настоящей катастрофой . С тех пор строительство происходило очень медленно и почти полностью зависело от пожертвований.

Работы после смерти Гауди

После смерти Гауди помощником архитектора Гауди Домине Суграниес руководил строительством. В 1930 году строительство остальных колокольных башен было завершено. В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Во время войны прогресс в проекте был незначительным . Строительство ускорилось в 1950-х годах, и сегодня большая часть церкви все еще не завершена. Сейчас я расскажу вам о стадиях строительства после пятидесятых годов:

  • 1 июля 1948 года началось строительство окна южного трансепта и были выполнены работы над фасадом Рождества.
  • В 1954 году начались работы на фасаде Страсти: строительство фундаментов, стен и колоколов.
  • В 1959 году началось строительство колонны, посвященной Барселоне.
  • К 1958 году уже построена часовня баптистерия склепа.
  • В 1962 году началось строительство Гауди-музея в склепе Страсти.
  • 9 ноября 1976 года: завершены работы всех четырех башен фасада Страсти.

Саграда Фамилия сегодня

Архитектура Саграда Фамилия

В этой статье мы анализируем интерьер и экстерьер собора Святого Семейства . Мы расскажем вам об исключительной архитектуре базилики Гауди: нефах, алтаре, колоннах, 3 фасадах и башнях .


Согласно исследованию городского совета Барселоны, 80% туристов, которые приезжают посмотреть Базилику, осматривают ее только снаружи, но вы хотите открыть для себя весь собор, верно? Надеюсь, да, поэтому я предлагаю вам прочитать нашу статью о билетах и возможных скидках в Саграда Фамилия :


Будущее Саграда Фамилия

¿Когда закончится строительство Саграда Фамилия?

Есть много сомнений в том, что строительство действительно может быть завершено к 2026 году, хотя 2026 год будет означать столетие со дня смерти Гауди, и мы хотим отпраздновать это событие... Если вы хотите узнать больше о конечной дате строительства Саграда Фамилия , ознакомьтесь с нашей статьей:


В Барселоне есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже без малого 128 лет, но ведь всё когда-нибудь кончается, не так ли?) Это Саграда Фамилия, величественный собор Святого Семейства

Заложенный в 1882 году грандиозный Собор Святого Семейства - по-испански Саграда Фамилия - мало-помалу приобретает вид завершенного творения. Того, каким его задумал один из величайших архитекторов XX века Антонио Гауди… В настоящий момент это самая выдающаяся достопримечательность Барселоны


“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими гротами, увлекающими внутрь таинственного храма

Вид на башни собора с другой стороны

19 марта 1882 г. на окраине Барселоны в скромном квартале Баррио-дель-Поблет собрались все самые именитые люди города. Епископ Барселоны в праздничном облачении говорил медленно и торжественно. "…Да проснуться спящие сердца, да будет превознесена вера, да восторжествует милосердие, да помилует бог эту страну…" С этими словами он заложил первый камень в основание будущего Искупительного Храма, посвященного почитанию и прославлению Святого Семейства

Первоначальный проект принадлежал Франческо дель Вильяру. Но уже через год его сменил Антонио Гауди, совершенно изменивший проект собора, который уже начали строить. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой

“Традиционная готическая система - мертвая система. Ее можно сравнить с человеческим существом, скелет которого, вместо того чтобы гармонично удерживать различные части тела, был раздавлен плотью, которую он поддерживал, и нуждался в подпорках любого рода”, - писал Гауди. В результате привычные готические стрельчатые арки в творении Гауди стали параболическими, контрфорсы сменились внутренними уступами, выполняющими ту же функцию, но более изящными, а наклонные колонны ветвились, как крона дерева, - так лучше распределяется нагрузка. Чтобы еще больше подчеркнуть легкость и вертикальную устремленность храма, внутренним колоннам Гауди придал спиральную форму, заставив их “стремиться все выше, испытывать желание жить собственной жизнью”. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - писал архитектор

Замысел Антонио Гауди был грандиозен. Высота готового собора - 170 метров - всего лишь на метр будет меньше высоты самой высокой горы Барселоны. Так Гауди хотел подчеркнуть, что творение человека не может быть выше созданного Богом. Основные двери фасада Страстей воспроизводят слова из Библии на разных языках, включая Каталонский


На шедевры природы Гауди ориентировался в своих проектах и раньше. Так и Саграда Фамилия стремится быть похожей на систему пиков и гротов. Внутри здания свод поддерживают очень необычные колонны. Они состоят из многоугольников, меняющих кверху свою форму, и больше всего напоминают деревья. “Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды”, - так видел Гауди внутреннее убранство собора

Потолок собора с другого ракурса

Очень нетрадиционно для храмовой архитектуры. Сходство с католическим храмом исчерпывается тем, что в плане он имеет крест. Остальное - плод фантазии эксцентричного архитектора, который стремился создать зрительный образ веры, “Библию в камне”. Весь облик собора и каждая его деталь поэтому символичны. Над зданием собора должно вознестись 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких - четырех евангелистов, самая высокая - Иисуса Христа. Статуи, резьба, надписи на латыни - все служит сложной католической символике собора

Каждый из трех фасадов собора Святого Семейства посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”


Скульптурные группы фасада “Рождество” изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа

Второй фасад - “Страсти Христовы” - был выполнен испанским скульптором и художником - Иосифом Марией Субирачесем, и отличается своенравными измождёнными фигурами людей, в том числе и скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа


Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада - Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие


В оформлении фасадов часто присутствует символика чисел, например здесь сумма по строкам, столбцам и диагоналям даёт число 33 - число лет жизни Христа


Впечатляют не только размеры задуманного собора, но и усложненная деталировка. Гауди был готов рассчитать вес каждого камня собора. Несколько лет Антонио Гауди посвятил только изучению акустики, с тем чтобы создать совершенную систему колоколов. Они должны приводиться в движение ветром. Внутри здания акустика с эффектом эха предполагает большой хор. На фото - “желудок” одной из башен собора)


По своему обыкновению архитектор не расписал подробного проекта здания, оставив простор для импровизации. Целиком посвятив себя собору, Гауди многие годы жил на его строительной площадке, постоянно контролируя строительство, вновь и вновь воплощая свежие идеи в стройку. Увлеченный, полностью погруженный в работу архитектор неизбежно казался странным

Внутри собора есть помещение музея, где выставлены чертежи и задумки Гауди и разные макеты (то, что сохранилось; многое было уничтожено во время Гражданской войны в Испании)


Проект люстры собора, созданный Гауди. То, что у Гауди рождалось из головы и воплощалось в небольших чертежах и макетах, сейчас удаётся воспроизвести только с помощью компьютерного моделирования и долгого обсчёта всех нюансов


Постоянным препятствием строительства был недостаток средств: столь грандиозный проект строился исключительно на пожертвования жителей Барселоны. В первую очередь из-за нехватки средств собор и стал долгостроем. Только совсем недавно к строительству привлечены средства инвесторов, в том числе иностранных. Гауди, однако на вопросы о сроках строительства невозмутимо отвечал: “Мой заказчик не торопится”

Так стройка пережила архитектора. Уже 74-летним стариком Антонио Гауди погиб под колесами трамвая неподалеку от строящегося собора

После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании анархисты уничтожили чертежи Гауди. После этого стройку снова приостановили, и даже были споры, а стоит ли ее продолжать? В итоге знаменитая плавность линий Гауди уступила место рубленым и грубым формам нашего современника Субиракса, который сегодня возглавляет работы над Храмом. Это несоответствие стилей явно не добавляет гармонии всему комплексу в целом. Саграда Фамилия и так вызывает противоречивые чувства, а события, произошедшие 28 ноября 2000 года, добавили загадочности барселонскому долгострою. В этот день намечалась церемония освящения рождающегося Храма. Но торжественное мероприятие было омрачено. Рано утром того же дня в городе начался ураган, и на площадку Храма Святого Семейства с жутким грохотом свалилось навершие, венчающее одну из арок оконного проема. Возможно, в любом другом городе это было бы воспринято как дурной знак, но не в Барселоне. Освящение все-таки состоялось. И каталонцы, на чьи деньги началось и продолжается строительство Саграда Фамилия, ждут не дождутся, когда Храм будет закончен. Сейчас снова привычно окружена подъемными кранами, но открыта для посещений. А завершение планируется к 2026 году.

В продолжение, посетите подборку 15 , откуда узнаете немало интересного.

“Temple Expiatori de la Sagrada Família” или «Искупительный храм Святого Семейства» - удивительная базилика в Барселоне(Испания). Ее часто называют коротко - Саграда Фамилия. Строительство храма началось в 1882 году, а уже в 1883 году проект возглавил гениальный Антонио Гауди.

Храм Святого семейства по замыслу Гауди имеет элементы модерна, неоготики и некоторого сюрреализма. Внешне базилика напоминает замок из песка с плавными линиями, без четких углов и с башнями-колокольнями, напоминающими формой веретено.

Центральный шпиль церкви будет иметь высоту 170 метров. Это не случайно, великий Гауди не хотел соперничать с вершиной Монтжуика в Барселоне, «дабы не превзойти то, что создано самим Господом».

Витая форма башен Гауди объясняется тем, что внутри располагаются винтовые лестницы. При этом каждая башня посвящена своему апостолу и украшена его статуей. Статуи установлены в месте перехода от квадратного сечения к круглому. Трубчатые колокола будут размещены в верхней части каждой башни.

Всем элементам базилики и ее декору архитектор хотел придать глубокое символическое звучание, основанное на Библии. Тексты литургии и цитаты из Библии на нескольких языках украшают главные врата фасада Страстей.

Три фасадные колонны: Рождества, Славы и Страстей Христовых облицованы цветной керамикой и стеклом. Освещенные солнцем, они переливаются и играют всеми цветами радуги. «Не увидят люди, так увидят ангелы» - так гениальный архитектор объяснил свою идею. Вся внутренняя часть храма декорирована колонами, фресками, лепниной, мозаиками, скульптурами и росписями.

В оформлении внутреннего убранства базилики наблюдается некоторая эклектика. Для того, чтобы объединить эти декоративные и конструктивные элементы Гауди все подчинил строгим геометрическим законам. Огромное количество ярких витражей, мозаики и статуй упорядочивают колонны, устремленные ввысь и поддерживающие своды.

Люстра для храма Святого Семейства существует пока только в виде проекта, созданного самим Гауди. Удивительно, но то что у знаменитого архитектора просто рождалось в голове, сейчас реально воссоздать только благодаря компьютерному моделированию и многочисленным вычислениям.

Значительно облегчает строительство тот факт, что Гауди оставил проекты многих своих идей. Хотя стоит заметить, что во время пожара в 1936 году часть макетов и проектов была уничтожена огнем и только частично восстановлена впоследствии.

Из трех запланированных фасадов на данный момент построены только два: "Рождество"- под руководством самого Гауди и "Страсти Христовы" - каталонским архитектором Ориоль Боигас.


Фасад "Страсти Христовы" построенный в наше время каталонским архитектором сильно отличается от фасада "Рождества" Гауди: здесь уже нет плавных линий, все имеет рубленые формы и выглядит жестко. Много острых углов.

Всего будет построено 12 башен, которые символизируют 12 апостолов. В центре располагаются 4 шпиля, на вершинах которых находятся символы евангелистов: бык (Св. Лука), ангел (Св. Матфей), орел (Св. Иоанн) и лев (Св. Марк). Выше - шпиль Святой Девы Марии. По центру планируется возвести еще один, самый высокий шпиль - шпиль Иисуса Христа.

В законченном виде церковь будет иметь форму латинского креста, а верхние галереи будут опираться на множество резных колонн.

По данным правительства Испании, завершено строительство храма Святого Семейства будет не раньше 2026года - к 100-летию со дня смерти Антонио Гауди. Архитектор похоронен в крипте храма и, кажется, наблюдает за его строительством.

«Мой заказчик никуда не торопится...» Антонио Гауди

Публикации по теме