Йоруба – наследники древней культуры Нок. Нигерия

Йоруба — это широко распространенный язык, относящийся к бенуэ-конголезской семье, самоназвание — наго. По преданиям, отцом народа йоруба является Одудува, сын Олодумаре — высшего божества йоруба. Народ, чья история уходит корнями в древнейшие времена, получил свое название «дети Одудувы» лишь во второй половине XIX века. До запрета торговли рабами йоруба были известны европейцам среди освобожденных рабов Фритауна как аку — название, произошедшее от первого слова в приветствии на языке йоруба. Позже в обиход вошло название «йоруба», но сначала оно относилось только к королевству Ойо. Название это было в ходу на языке хауса, его происхождение неизвестно. Благодаря представителю йоруба Сэмюэлу Аджаю Кроутеру (Samuel Ajayi Crowther), а позднее миссионерам и в результате развития письменности йоруба название «йоруба» распространилось на всех говорящих на диалектах этого языка.

В наши дни понятием «йоруба» (или ede Yorùbá — язык йоруба ) обозначается диалектный континуум в Западной Африке, число говорящих — более 30 миллионов. Йоруба — язык народа йоруба, им владеют преимущественно на юго-западе Нигерии и частично в Бенине и Того.

Помимо этого, носители языка есть также в Бразилии и на Кубе, где он известен под самоназванием — наго. В Нигерии на йоруба говорят 18,85 миллиона человек — более 20 % населения в штатах Квара, Лагос, Огун, Ойо, Ондо и Осун, а также в западных округах штата Коги. Эту исконную территорию языка йоруба в Нигерии обычно называют «земля йоруба». Она расположена на плато, на высоте 366 метров, и граничит на севере и востоке с Республикой Нигер. Территория эта в основном покрыта лесами, а на севере (включая Ойо) раскинулась саванна.

На языке йоруба также говорят в пограничных районах Бенина, Камеруна, Сьерра-Леоне, Того, и здесь он называется аку. В одном только Бенине на нем общаются 465 000 человек в Порто-Ново и других частях страны. Предположительно язык йоруба происходит из региона между озером Чад и верховьями Нила. Он распадается на 20 сильно различающихся диалектов. Стандартный йоруба основан на диалекте ойо.

Йоруба — один из важнейших языков Западной Африки. Это изолированный тоновый язык, имеющий три смыслоразличительные ступени тона.

Первое печатное издание на одном из диалектов йоруба вышло только в 1819 году. То был тоненький словарик Боудича (Bowdich), английского дипломата в государстве Ашанти. Для столь распространенного языка, каковым является йоруба, это достаточно поздно, если сравнивать с другими западноафриканскими языками. Так, публикации на языке акан относятся к XII веку. Возможно, это связано с тем, что до XIX века на побережье, где проживал народ йоруба, практически отсутствовала торговля с Европой.

Благодаря методам сравнительного языкознания, глоттохронологии, диалектологии и других дисциплин и традиционным устным историческим источникам лингвистические исследования смогли пролить свет на историю народа и языка йоруба до указанного времени. Северо-западные диалекты йоруба, например, обнаруживают больше лингвистических инноваций. Этот факт, а также то, что старейшие поселения находятся на юго-востоке и в центральной части, позволил некоторым ученым сделать вывод о более позднем заселении северо-западных областей.

Стандартный язык йоруба, разновидность одной из групп диалектов, имеет свою письменность, изучается в школе, используется на радио. Начало стандартизации языка йоруба было положено в середине XIX века, когда Сэмюэл Аджай Кроутер, представитель народа йоруба и первый африканский епископ, опубликовал грамматику йоруба и начал перевод Библии, что стало мощным фактором формирования этнической самоидентификации. В основе стандартного языка йоруба лежат диалекты ойо и ибадан, однако он обнаруживает и признаки многих других диалектов.

Кроме этого, ему свойственны черты, не принадлежащие ни к одному из диалектов, например упрощенная система сингармонизма, а также структуры из иностранных языков — кальки из английского, восходящие к ранним переводам религиозных произведений. Так как употребление стандартного языка йоруба не является результатом целенаправленной языковой политики, существует множество противоречащих друг другу версий о том, что является аутентичным языком йоруба. Ряд исследователей считает, что диалект ойо — самая чистая его форма, другие — что аутентичной формы йоруба вообще не существует.

Материал подоготовлен в Prima Vista, Москва.

Народ йоруба живет на западе Африки. Земли, называемые Йорубаленд, в наше время входят в состав Нигерии, Того, Бенина и Ганы. Предки этого народа создали оригинальную культуру Нок, первую на африканском континенте культуру железного века. Терракотовые и бронзовые статуэтки культуры Нок являются гордостью ведущих музеев мира. Культура Нок возникла за 900 лет до рождества Христова и неожиданно исчезла в 200-м году нашей эры. Народ йоруба, являющийся наследником древней культуры, насчитывает в наше время около 30 000 000 человек.

Культура народа йоруба, в отличие от большинства африканских культур, не претерпела нашествия белых эмигрантов. Англичане, чьи колонии охватывали земли народа йоруба, эмиграцию в эти свои колонии не поддерживали. Именно по этому традиции народа йоруба остаются практически неизменными. Одной из самых удивительных традиций йоруба является «расширенная семья». Все взрослые мужчины считаются отцами, а женщины матерями. Поэтому у йоруба понятие сиротства отсутствует. Важной традицией народа также являются сексуальные контакты до брака. Для белых христиан это обычай кажется не только странным, но даже кощунственным. Дело в том, что в процессе выполнения ритуала ухаживания женщина должна доказать свою способность к рождению детей. То есть первые сексуальные контакты обязательно наступают до брака. Однако, когда женщина забеременела, отец ребенка просто обязан на ней жениться. Уклониться от этой обязанности невозможно, все общество заставит отца следовать закону. Таким образом, матери–одиночки у йоруба тоже отсутствуют. Формально большая часть народа является либо мусульманами суннитами, либо христианами. На самом же деле в основе религиозных верований йоруба лежит традиционный африканский культ. Религиозная традиция йоруба достаточно сложна, и насчитывает, по разным оценкам, до 10 000 лет. Она признает наличие единого главного бога-творца. Правда, в представлении йоруба, бог-творец Олорун от дел устранился и в человеческую жизнь не вмешивается. Поэтому ему крайне редко молятся, и культ поклонения Олоруну практически отсутствует. Молятся йоруба ориша. Ориша - своеобразное африканское понятие, это некие эманации бога-творца, помогающие поддерживать взаимоотношения между людьми и небом. Одним из главных ориша является Обатал. Именно он создал Землю, и он привел на нее тех первых шестнадцать людей, которых предварительно вылепил из глины. Он же ответственен за появление горбунов, альбиносов и прочих уродств. Согласно религиозной традиции йоруба, уродства не есть кара или несчастье, это всего лишь напоминание более удачливым о необходимости поклонение Обаталу. Правда, в процессе изготовления Земли и людей, осуществлявший замысел Олоруна, Обатал регулярно прикладывался к пальмовому вину, и многое сделал плохо. Олоруну пришлось устранять за ним недостатки, с тех пор у народа йоруба существует жесткое табу на употребление вина. Основная часть чернокожих рабов поставлялась в Америку из земель Йорубаленда. Там они смогли сохранить свои религиозные традиции. Причудливо переплетя их с католицизмом, они даже создали новые культы. Среди чернокожих жителей Кубы, а также кубинских эмигрантов в США широкое распространение получила сантерия, синтезировавшая в себе древние африканские верования и христианство. Интересно, что посчитать количество приверженцев сантерии невозможно – они искренне считают себя католиками. Однако христианскими их обряды назвать сложно.
Основной церемонией сантерии является «кормление» священных камней. Три раза в год каждый поклонник религии должен участвовать в церемонии, длящейся три дня. В процессе «кормления» на камни разбрызгивают кровь жертвенных животных. Потом их омывают магическим настоем. Каждому камню соответствует свое животное и свой настой. По воскресеньям и праздникам поклонники сантерии собираются в оборудованных в домах их священнослужителей молельных помещениях. Во время этих обрядов под стук специальных, выдолбленных из целого ствола дерева ритуальных барабанов, называемых бата, осуществляются ритуальные пляски. Зачастую они заканчиваются впадением одного или нескольких танцоров в состояние транса. Такие люди начинают произносить фразы, состоящие из несвязанных между собой, а зачастую и не имеющих значения слов. Считается, что в человека, впавшего в транс, вселился один из ориша. И задача колдуна истолковать его пророчество. Последователи традиционного христианства сочли бы такие моления святотатством или «ведьминым шабашем». Однако наследники йоруба считают себя правоверными католиками. На слиянии древних африканских верований и христианства основана и возникшая среди рабов йоруба на Гаити религия вуду, с ее мрачными ритуалами и воскрешением мертвецов в виде зомби. Интересно, что большая часть живущих в Африке йоруба занимается сельским хозяйством, но живет при этом в городах. Поля окружают каждый город йоруба. На удаленных участках даже иногда возводят домики. Но они не идут ни в какое сравнение с главным городским домом, в котором находится алтарь, на котором глава семейства регулярно приносит жертвы ориша.

В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы раз в неделю рассказываем о перспективных новичках - музыкантах, режиссерах, художниках и других творческих людях. То есть всех, чье имя все чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. В сегодняшнем материале речь пойдет о французских близняшках Ibeyi, черпающих вдохновение в полузабытой афро-кубинской религии.

дарья татаркова


Лиза-Каинде
и Наоми Диас

19 лет, выпустили EP «Oya»

На йоруба «ibeyi» буквально означает «близнецы». Название для группы на языке Западной Африки (на нем говорят в основном в Бенине и Нигерии) сестры-француженки выбрали не ради красного словца, а потому что ведут свое происхождение с Кубы, куда йоруба попал вместе с носителями во времена работорговли в XVIII веке. Названия песен на их дебютной EP «Oya» и вовсе отсылают к мифологии народа йоруба, где ибейи - это не просто близнецы, но дети божества Ошун, обвиненного в колдовстве. Их приютила другая героиня фольклора - Ойа, в честь которой и назван заглавный трек записи. У народов культуры йоруба самый высокий в мире процент по рождаемости близнецов, так что для них такие дети стали частью сакрального.

Отец сестер - знаменитый кубинский музыкант Мигель «Анга» Диас, получивший в составе Buena Vista Social Club «Грэмми». Диас, пожалуй, самый известный перкуссионист латиноамериканского джаза, научивший дочек перед смертью играть на своем любимом инструменте кахоне , похожем на большую коробку. На нем теперь играет Наоми, которая также освоила барабаны бата . Лиза же сочиняет музыку на фортепиано, формирует базу будущих песен, набрасывает тексты, вплетая туда ключевые фольклорные мотивы йоруба. В свою очередь Наоми занимается продюсированием и придумывает ритм и перкуссию песен. Подписаны сестры ни много ни мало на лейбл Ричарда Рассела XL Recordings, где среди прочих записывались The xx, Vampire Weekend, Radiohead, Sigur Rós и Адель.

Семейные ценности и культура, из которой ведут свое происхождение Наоми и Лиза, стали главной темой их музыки. Девушки признаются, что отец для них был образцом во всем, благодаря ему они полюбили йоруба, выучили религиозные песни и научились играть на инструментах. И хотя им было всего одиннадцать, когда отец скончался, он успел научить их тому, насколько важны родные. Сестры вспоминают, что такой сильный и трудолюбивый человек плакал только тогда, когда близнецы ругались между собой. Ibeyi говорят, что, за исключением внешности, они совершенно не похожи и спорят постоянно, но музыка для них стала сокровенным занятием, позволившим найти общий язык. Так, главными мотивами в их текстах стали идеи семьи и молитвы на родном их отцу языке, который сейчас помнят разве что кубинские священники африканского происхождения.

Потусторонние тона их треков достигаются не только за счет ловкой перкуссии и ударных, но и благодаря дерганой мелодии и низким, проникновенным голосам девушек, которые ими ловко манипулируют, создавая призрачную атмосферу. Мрачноватые, красивые и завораживающие треки пропитаны древними языческими мотивами что в музыке, что в текстах, но немаловажную роль играет и вполне современный грув, которому они научились, слушая Фрэнка Оушена, King Krule или Джеймса Блэка. Среди других музыкантов, которые повлияли на сестер сильнее всего, они называют Нину Симон, Мишель Ндегеоселло и весь реггетон. Ibeyi поют на четырех языках, но наиболее впечатляюще звучат, когда полностью переходят на молитвы йоруба: ощущение такое же, как когда поют Sigur Rós, - ничего не понятно, но за всем этим кроется такая тихая мощь, что волосы встают дыбом. Пока близняшки готовят полноценный альбом, рекомендуем послушать их EP «Oya» и совсем новую песню «Mama Says».

Предлагаемая читателю работа В.К. Яковлевой « Язык йоруба» входит в серию очерков по языкам зарубежного Востока и Африки, публикуемую Институтом народов Азии Академии наук СССР. Отдельные очерки посвящены характеристике языковых групп, например: «Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала», «Иранские языки» , «Языки Юго- Восточной Азии», «Монгольские языки и диалекты Китая»,« Языки Африки» и др.
Очерки предназначены для широкого круга языковедов и историков - научных работников и аспирантов, преподавателей и студентов восточных, филологических и исторических факультетов высших учебных заведений.

Язык йоруба и его диалекты.
Язык йоруба распространен главным образом в Нигерии (западные и юго-западные районы страны). Кроме того, на языке йоруба говорит население центральных и западных областей Дагомейской Республики и восточных районов среднего Того. Есть отдельные поселения йорубов в Гане и Камеруне.

Согласно материалам переписи населения 1952-1953 гг., на языке йоруба в Нигерии говорило 6 млн. человек, в Дагомее и Того - более 200 тыс. человек. По последним приблизительным данным, на языке йоруба говорит 32% населения Нигерии, что составляет более 11 млн. человек.

На языке, очень близком языку йоруба, говорят также представители одной из небольших народностей Кубы. Этот язык, как и народ, говорящий на нем, называется лукуми. Имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что лукуми являются потомками завезенных на Кубу рабов из Западной Африки, в частности из Нигерии.

Язык йоруба распадается на ряд диалектов (основных диалектов - 8). Различия между ними в основном фонетические. Деление на диалекты приблизительно соответствует племенному делению, а в Нигерии - в какой-то степени современному делению на провинции.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Язык Йоруба, Яковлева В.К., 1963 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Раннее обучение иностранному языку, Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы, Леонова Е.В., 2015
  • Искусство создания языков, От вымершего языка высших классов до наречия кровожадных воинов-кочевников, Питерсон Д.Д., 2018

Оранмиян

Алафин Шанго

Сердце традиции Йоруба

Йоруба - группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку - от устья реки Нигер до Гвинейского залива или государства Нигерия, Того, Бенин, Гана (26,2 млн. человек, 1992). Язык йоруба относится к западной ветви Бенуэ-конголезской семьи. Общее число, говорящих на йоруба 40 миллионов человек.

Религия - Йоруба издревле исповедуют политеистическую религию Ифа Ориша, повлиявшую на рождение Вуду и других религиозных афро-бразильских традиций. Есть так же христиане и мусульмане-сунниты. Однако именно Ифа’Ориша, является настоящим сокровищем среди религий мира. Эта одна из самых древнейших традиций, хранителями тайн, которой являются народы йоруба. По некоторым источникам, традиции Ифа’Ориша, гораздо более 10 000 лет и она является основой многих традиционных религий мира, исповедуемых ныне на Земле. Именно по этой причине, мы обращаем наши взоры к народу йоруба, желая понять и изучить Ифа’Ориша. С целью поисков истоков древних знаний, мы побывали в Нигерии, где проживает более 15 млн. йоруба, которые хранят секреты Ифа’Ориша.

Считается, что предки йоруба создали шедевры, принадлежащие археологической культуре Нок в 1 тыс. до н. э. Многочисленные свидетельства, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.

Одним из главнейших городов Йорубаленд в юго-западной части Нигерии является город Ифе (любовь). Согласно легенде, он был основан в том месте, где впервые ступила на землю нога Орунмилла. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного Предками йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. н.э. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали Предков и считались священными. Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным прародителем йоруба почитается Одудува. Статуэтки Одудува и его жены сегодня находятся в историческом музее Ифе. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты.

В городе Ифе, который сегодня зовут Иле Ифе (семья любви), находится известнейший храм Оке Иташе, он стоит на священном холме. По легендам, он был построен Орунмилла и в нём служат 16 Жрецов – хранителей Оду.

Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Оранмияна, который стал основателем династии королей Бенина.

Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Оранмиян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.

Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба и он был вторым не менее крупным городом Йорубаленд. Правил им Алафин (на языке йоруба - «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. В те времена большим влиянием в Ойо пользовались Жрецы Ифа’Ориша. Культ Шанго был главенствующим в те времена. Шанго считали предком Алафина.

Власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек - «ойо меси». Если Алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас - сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо Алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.

Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.

Публикации по теме