Готов ли ты к выбору профессии? Классный час по психологии (9 класс) на тему: Анкета для учащихся "Выбор профессии".

Анализ анкетирования «Какую профессию выбрать?»

Выбор профессии – дело сложное и важное, ведь современный человек большую часть жизни проводит на работе. Поэтому знание себя – своих интересов, способностей и желаний – главное условие психологической готовности к выбору профессии.

Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, что для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности, которые связаны с его жизненными ценностями.

В марте 2016 года сотрудники Центральной детской библиотеки провели анкетирование старшеклассников на тему «Выбор профессии»

Задача анкетирования – выявить основные факторы, влияющие на самоопределение старшеклассников при выборе профессии, исследовать роль родителей и педагогов в процессе формирования системы ценностей современных старшеклассников, лежащей в основе их самоопределения при выборе профессии, изучить особенности и противоречия процесса выбора

В анкетировании приняли участие 32 учащихся 9-10 классов школы № 4.

На вопрос «Какую профессию (или профессии) вы для себя выбираете? (перечислите не более 2-х)» ребята ответили так:

ИТР, служащие – 12 чел

Юридические – 9 чел

Рабочие специальности – 6 чел

Творческие - 6 чел

Силовые структуры – 4 чел

Медицина – 3 чел

Экономика – 2 чел

Наука – 1 чел

На данный момент определились с выбором будущей профессии 81.2 % опрошенных старшеклассников, 18.8% - еще не определились.

Всего были озвучены 30 профессий. Первое место занимают профессии ИТР, служащие: инженеры, управляющий персоналом, дипломат. Второе место занимают профессии, связанные с юриспруденцией: юрист, прокурор, судья, адвокат. Третье место разделили рабочие специальности (водитель, геодезист, механик, сварщик) и творческие (музыкант, фотограф, журналист, архитектор) Менее популярными оказались профессии, связанные с медициной,экономикой и наукой.

Что привлекает вас в выбранной профессии? (отметьте не более 3-х позиций):

Самый важный фактор, влияющий на выбор профессии – зарплата, его отметили 27 человек.

Из каких источников вы черпаете информацию о будущей профессии?

Информацию о будущей профессии, согласно ответам на вопрос об источниках информации, старшеклассники узнают от родителей и из интернета (по 16 ответов). Также называют ТВ и радио (8 ответов), родственников (7 ответов), учителей (6 ответов) и друзей (4 ответа)

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что, несмотря на преобладание независимости при выборе сферы профессиональной деятельности, большая группа школьников находится под сильным влиянием семьи в этом вопросе, И поэтому один из вопросов в анкете касался данного аспекта.

Из всех опрошенных на этот вопрос «Какую профессию Вам рекомендуют родители, согласны ли Вы с их рекомендациями?»

4 человека поставили прочерк,

2 человека ответили, что никакую профессию родители им не рекомендуют,

3 человека ответили, что родители поддерживают их во всем, что бы они ни выбрали.

Всем родителям хочется видеть своих детей успешными, обеспеченными людьми, и они рекомендуют им профессии инженеров, юристов, медиков и экономистов, т.е. профессии, неплохо оплачиваемые и всегда востребованные в обществе. Также были названы профессии военнослужащий, полицейский, учитель, логопед, программист.

Анкетирование показало, что большинство старшеклассников определилось с выбором профессии.

Петкова Е. В.

ведущий библиотекарь ЦДБ

Небольшой секрет: как правильно заполнить анкету при трудоустройстве на работу . При трудоустройстве на работу, практически везде требуется заполнить резюме . А как правильно заполнить анкету , при этом не допустив грубых ошибок (не только орфографических), мы сейчас рассмотрим. Для начала, данная анкета представляет собой краткие сведения о вашем жизненном статусе и опыте в той или иной области.

Поэтому, многие работодатели (или сотрудники отдела кадров) очень часто при сравнении резюме (к примеру: одинаковый опыт работы, навыки, образование) и отборе кандидатов на ту или иную должность, обращают внимание на то, как заполнена анкета.

В результате чего, большой процент людей с одинаковыми навыками, опытом и др. отсеивается, а вам перезванивает менеджер или же говорит при собеседовании: «Вы нам не подходите.. и прочее…». Всё почему? Правильно, потому, что Вы плохо заполнили резюме или показались менеджеру неподходящим человеком. Так давайте не допускать в будущем этих ошибок.

Пример заполнения Резюме

Ф.И.О Иванов Иван Иваныч
Дата рождения 30 декабря 1998 г.
Адрес прописки, адрес проживания, паспортные данные (серия, номер, дата выдачи) Тут трудностей быть не должно
Семейное положение Холост, замужем, женат (нужное подчеркнуть)
Дети ——, если есть указать: Дочь — 3 года, сын — 5 лет.
Гражданство Российская Федерация

не нужно указывать: Россия, а уж тем более русский — это будет ошибкой

Образование среднее, средне-специальное, высшее, незаконченное, учёная степень, второе высшее (нужное подчеркнуть)
Учебное учреждение: … . Год окончания: … .
Претендуемая вакансия Указать интересующую Вас вакансию, можно несколько (если вы можете претендовать на них, желательно не более трех)
Специальность Указываем вашу Профессию.
Функциональные обязанности:
— …
— …
— …
Стаж работы Указываем стаж, плюс дополнительно: новые приобретенные навыки, касаемые данной профессии.
Последние три места работы Тут указываем: название организации, дату приема/увольнения на работу; если требуют указать причины увольнения , она может быть следующей: (более комфортные условия труда, удаленность места работы от вашего фактического проживания, нестабильность компании, более высокая занимаемая должность..) В некоторых случаях об этом стоит позаботиться заранее, если вы работали неофициально(вспомнить детали).
Доп. образование / курсы Указать курсы: Системный администратор ПК. Программы: Adobe Photoshop, Word, Excel, PHP5, Outloock Express и др.
Желаемый уровень З/П Это коварный пункт, поэтому если Вы знаете сколько примерно платят на данной работе, указать лучше на 10% — 15% больше (поймут, что вы претендуете на что-то большее, качественно выполняете свою работу), слишком заниженную ставить не рекомендую (подумают: бьет баклуши на работе), слишком большую — тоже (возомнил о себе). В любом случае, если покажете себя с хорошей стороны, Вас и так повысят в должности.
Знание иностранного языка Указать язык. Выделить: речь, письмо, свободное владение, разговорный, перевод со словарем..
Компьютер Уверенный пользователь ПК. Программы: перечисляем, чем умеем владеть.
Вредные привычки Тут лучше не врать, если курите, пишите — бросаю, про пьющих тут не указываем явно;)
Водительское удостоверение Есть или нет. Указать категорию и стаж.
Личные качества Пунктуальность, коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, исполнительность и др.
Дополнительная информация Тут может указываться Ваше хобби и прочее…

При отсутствии каких-либо навыков в графе проставляется прочерк.

А теперь: как не следует себя вести на собеседовании, как лучше выйти из той или иной ситуации при незнании ответа на него.
Правильность заполнения резюме мы рассмотрели, но это лишь 60%, если впереди нас ждет собеседование.

Как не стоит себя вести: переступать с ноги на ногу, теребить волосы, краснеть, пошатываться — когда разговариваете, вести себя неуверенно, заикаться, мямлить, дергаться, громко говорить, не смотреть часто в сторону / в пол. Вы этого не замечаете, зато другие — очень.

Как следует вести разговор с менеджером: когда отвечаете — глядите ему/ей в глаза, частично переводя взгляд, но не стоит его «гипнотизировать».
Менеджер проводящий собеседование, прежде всего — такой же человек как и Вы. Но стоит ему при разговоре с вами почувствовать неуверенность, так он (она) сразу начинает задавать лишние вопросы. Поэтому, чтобы не ставить себя в неловкое положение — лучше говорите больше вы, чем — он (она). Если так случилось, что Вы всё же не знаете как ответить на его поставленный вопрос, то переведите всё в шутку, а когда он (или она) будет долго смеяться над вашей шуткой, попробуйте сформировать ответ на поставленный ранее вопрос.

Как правило менеджер — заядлый, подкованный в своем деле мастер, частенько использует такие приемы: импровизированное задание группе претендентов, сопутствующий вопрос по вашей анкете и др. Для этого нужно расширять кругозор знаний.

Необходимо знать термины из личных качеств, это подойдет молодым, да и тем, кто не знает тоже.
Коммуника́бельность — установка связей, контактов, грамотное общение.
Пунктуальность — черта характера, включающая в себя: аккуратность, систематическое следование правилам(порядок выполнения задания и др.).
Отве́тственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Стрессоустойчивость — совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки(перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Исполнительность — выполнение поставленной задачи, имеющую определенную цель.

Если Вы положительно повлияли на менеджера, ему всё в Вас понравилось, возможно и вы тоже (противоположный пол) или того, кто будет проводить собеседование, то даже анкета резюме уйдет на второй план, т.к. велика вероятность, что этот человек зарекомендует Вас на эту должность.

На этом данная статья заканчивается, а я Вам желаю — устраивайтесь на работу сразу, а не мотайтесь по собеседованиям из-за отказов.

Анкета старшеклассника 1

Уважаемый старшеклассник! Тебя, конечно же, волнуют вопросы: Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Своими искренними ответами ты сможешь помочь специалистам лучше организовать работу по профориентации в школе. Просим тебя обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

1. Какая профессия (или профессии) тебя привлекает(ют) больше всего? ____________________________________________________________________________

2. Что повлияло на то, что тебе нравится именно эта профессия (профессии)?

  1. возможность творчества;
  2. нравится само содержание работы;
  3. возможность профессионального продвижения и карьеры;
  4. возможность уехать, жить в другом месте, каком, напиши_________________________________________________;
  5. возможность в последующем найти работу у себя дома, вернуться домой;
  6. мнение друзей;
  7. пример авторитетного человека, кого, напиши ______________________________________________________;
  8. престиж профессии в обществе;
  9. возможность хорошо зарабатывать;
  10. с такой профессией ты никогда не станешь безработным;
  11. совет родителей и (или) родственников;
  12. ваши способности к данному виду деятельности
  13. что-нибудь еще, что, напиши___________________________________________________

3. Достаточно ли у тебя информации о той профессии (профессиях), которые тебя привлекают?

1. Знаю все о той профессии (профессиях), которые нравятся

2. В принципе, знаю, но хотел бы знать больше

3. Информации недостаточно, хотел бы многое узнать

4. Если у тебя недостаточно информации по профессии, которая тебе нравится, то что бы ты хотел о ней узнать?__________________________________________________________

5. Из каких источников ты получил информацию о профессии, которая тебе нравится?

  1. из средств массовой информации;
  2. в школе (от учителей, специалистов, лекций, бесед);
  3. из рассказов родителей или родственников;
  4. из экскурсий на предприятия;
  5. сам пробовал работать, участвовал, помогал, наблюдал
  6. откуда еще ты знаешь о профессии, которую выбрал?________________________

4. Куда ты собираешься поступать после школы? __________________________________

5. Почему ты выбрал это учебное заведение? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

престижно;

  1. возможность получить выбранную профессию;
  2. за компанию с другом;
  3. легко поступить;
  4. близкое расположение к дому;
  5. посоветовали родители, родственники;
  6. почему еще, напиши__________________________________________________________

Благодарим за участие в опросе!

Анкета старшеклассника 2

Уважаемый старшеклассник! Сделать выбор будущей профессии - очень ответственное решение. Волнуются все - родители, учителя и, конечно, сами старшеклассники. Вам советуют, рекомендуют, но выбирать Вам предстоит САМОСТОЯТЕЛЬНО, так как это ВАША ЖИЗНЬ. Чтобы помочь Вам правильно сориентироваться в выборе, узнать Ваши затруднения, проводится данный опрос. Просим Вас обвести номер ответа, который тебе подходит больше всего или написать свой ответ в свободной строке.

  1. Какую профессию (или профессии) Вы для себя выбираете (перечислите не более 2-х)
  1. Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):

а) социальная престижность;

б) зарплата;

в) возможность иметь свободное время;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность развить свои способности, какие, напишите_______________________________________________________________________

е) интеллектуальный характер профессии;

ж) возможность командовать другими;

з) творческий характер профессии;

и) возможность приносить людям пользу;

к) возможность общения с людьми;

л) сложность профессии;

м) иное…что именно? ____________________________________________________________

(назовите)

  1. Что, по Вашему мнению, Вы сможете дать обществу, выбирая эту профессию? _____________________________________________________________________________
  2. Назовите учебное заведений, в котором Вы собираетесь продолжить образование _____________________________________________________________________________
  3. Какие экзамены Вам предстоит сдавать? _________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как Вы готовитесь к поступлению в ВУЗ? (выделите не более 3-х позиций)

а) изучаете индивидуальные особенности своей личности;

б) интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

в) изучаете свои личные затруднения, их причины;

г) знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема («Дни открытых дверей»);

д) читаете справочники для поступающих в ВУЗы, СУЗы;

е) начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы ________________

________________________________________________________________________________

(какие предметы - перечислите)

  1. Из каких источников, от кого Вы черпаете информацию о будущей профессии?

а) родители;

б) родственники;

в) учителя;

г) воспитатели;

д) друзья;

е) телевидение, радио;

ж) газеты, журналы;

з) иное…что именно? (назовите источники)____________________________________________

  1. Что рекомендуют родители:

Мама __________________________________________________________________________

Папа ___________________________________________________________________________

Желаем успеха в выборе и освоении профессии!

Анкета №3

_______________________________________________________________________________

1. Дата рождения ________________________________________________________________

2. Какую профессию вы выбрали, напишите? ________________________________________

3. В какое учебное заведение вы намерены поступить?________________________________

4. Какую профессию Вам советуют выбрать:

родители_________________________________________________________________________

учителя _________________________________________________________________________

друзья___________________________________________________________________________

5. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?_________________________________

6. Чем вы любите заниматься в свободное время?________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)

а) естественно - научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

б) общественно-научная (история, философия, экономика, право)

в) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)

г) определённые интересы отсутствуют

7. В каких кружках вы занимаетесь?______________________________________

________________________________________________________________________________

9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их________________________________________

Анкета «Выбор жизненного пути»

Анкетирование проводится с целью оказать Вам помощь в профориентации. Пожалуйста, наберитесь терпения и будьте внимательны при заполнении анкеты.

1. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего? ____________________________

2. Какая область знаний, деятельности Вас больше интересует?

а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство)

б) точные науки (математика, физика)

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право)

г) гуманитарная (литература, журналистика, психология, лингвистика)

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное).

3. Чем Вы любите заниматься в свободное время?____________________________________

4. В каких кружках вы занимаетесь? _________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Какие профессии вас привлекают? Назовите их ___________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Знакомы ли Вы с положением на рынке труда города (района)? Знаете ли наиболее востребованные профессии в городе (районе)? ________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Определились ли Вы с выбором профессии?

1. Да. 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить.

3.5. Что привлекает Вас в выбранной профессии?

  1. Условия труда
  1. Содержание работы, процесс деятельности
  1. Материальная сторона, заработок
  1. Возможность получения новых впечатлений
  1. Спокойная работа
  1. Высокая степень ответственности
  1. Самостоятельное принятие решений
  1. Возникновение сложных или даже опасных ситуаций
  1. Возможность контактов с людьми
  1. Возможность творческой деятельности
  1. Частые командировки
  1. Возможность создать что-либо своими руками.
  1. Работа на свежем воздухе
  1. Романтичность
  1. Полезность результатов
  1. Независимость
  1. Перспективность
  1. Близость к месту жительства
  2. Что еще привлекает?________________________________________________________

6. Какую профессию (специальность) вы выбрали? ______________________________

8. Если Вы не выбрали профессию (специальность), то по какой причине?

  1. О выборе еще не думал(а).
  2. Не знаю, какая специальность мне больше подходит.
  3. Не уверен(а), что поступлю в учебное заведение по специальности, которая мне нравится.
  4. Решение буду принимать в зависимости от оценок в аттестате.
  5. Профессию выбрал(а), но не знаю соответствует ли она моим интересам и склонностям
  6. Другое _________________________________________________________________________
  7. Еще не сделал(а) выбор между желаемой профессией и профессией, по которой можно сравнительно легко найти работу.

Другие причины (вписать, какие) _______________________

8. Какие мероприятия по профориентации проводятся в вашем учреждении? (отметьте наиболее значимые варианты)

  1. Беседы о профессиях, проводившиеся в школе.

2. Экскурсии на предприятия города.

3. Встречи с представителями различных профессий.

4. Проводимые в школе вечера, конкурсы, викторины.

5. Изучение информационных материалов по учебным заведениям.

6. Групповые и индивидуальные консультации специалистов.

7. Дни профориентации молодежи.

8. «Дни открытых дверей», проводимые учебными заведениями.

9. Другие мероприятия (впишите, какие)_______________________

9. Какие вопросы по профориентации Вас интересуют, и Вы бы хотели получить на них ответ? _____________________________________________________________________

Асть знаний ельности еждений Брестской области в

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Укажите: Фамилия ______________________Имя_________________ Возраст_____ Класс

Анкета для родителей девятиклассников

  1. Обсуждали Вы в своей семье вопрос будущей профессии Вашего ребенка?
  2. Едины ли Вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой/мужем?
  3. Считаете ли Вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при выборе его будущего?
  4. Кем Вы его видите в будущем?
  5. Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?
  6. Считаете ли Вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
  7. Как Вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессии?
  8. О профессиях в каких сферах деятельности для Вашего ребенка не может быть и речи?
  9. Какая помощь педагога социального Вам нужна в решении данной проблемы?
  10. Считаете ли Вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9-м классе?

АНКЕТА №1 (для родителей)

Уважаемые родители!

Ваш ребенок за канчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.

После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.

  1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?

а) да, выбрал;

б) выбрал, но еще колеблется;

в) не выбрал;

г) не знаю.

  1. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?

а) в профтехучилище;

б) в техникуме;

в) в школе.

  1. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?

а) полностью совпадает;

б) совпадает в основном;

в) трудно сказать (не знаем);

г) не совпадает.

  1. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?

а) буду настаивать на своем;

б) буду просить изменить свое решение;

в) трудно сказать;

г) соглашусь с его выбором.

  1. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?

а) технические;

б) математические;

в) литературные;

г) лингвистические (к языкам);

д) биологические;

е) педагогические;

ж) организаторские;

з) художественные;

и) музыкальные;

к) спортивные.

  1. В какой области деятельности Вы советуете заниматься в дальнейшем?

а) производство;

б) сфера обслуживания;

г) медицина;

д) педагогика;

е) административная деятельность;

ж) искусство;

и) военное дело.

  1. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?

а) углубленное изучение учебного предмета или области знаний;

б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;

в) работа в предметных и технических кружках;

г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;

д) не имеет определенных занятий.

  1. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?

а) мнение родителей;

б) интерес к профессии;

в) способность к данной профессии;

г) возможность профессионального роста;

д) потребности города в кадрах;

е) материальное благополучие;

ж) условия труда.

  1. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?

АНКЕТА

«Профориентация учащегося»

Цель анкетирования: выявить, в какой профессии учащиеся хотят себя реализовать.

1. Какая профессия Вас привлекает?

2. Что Вас в ней привлекает? (Отметить не более трех позиций.)

Социальная престижность;

Зарплата;

Возможность сделать карьеру;

Возможность развить свои способности (назовите какие);

Интеллектуальный характер профессии;

Возможность командовать другими;

Творческий характер профессии;

Возможность приносить пользу людям;

Возможность общения с людьми;

Сложность профессии;

другое ________________________________________.

3. Как Вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (Отметить не более трех позиций.)

Изучаете индивидуальные особенности своей личности;

Интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

Знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;

Начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;

Начали усиленно заниматься с репетиторами.

4. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? (Отметить не более трех позиций.)

Родители;

Родственники;

Педагоги;

Знакомые.

5. Что о Вашем выборе говорят родители?

______________________________________________.

6. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?

ГОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.

Ход опроса: Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности , Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

гОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Обработка и интерпретация результатов

(методика)

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:

0–6 баллов – неготовность;

7–12 баллов – низкая готовность;

13–18 баллов – средняя готовность;

19–24 балла – высокая готовность.

Диагностика

профессиональных установок учащихся

Пункты опросника профессиональных установок

1. Я слишком плохо знаю мир профессий.

2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.

3. От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.

4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.

6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь.

7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников.

11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости.

12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.

13. Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии.

14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.

17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.

19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.

20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.

21. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.

22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему.

23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.

24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.

29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.

31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

32. Я не доверяю внешней привлекательности профессии.

33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.

34. Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.

35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию

36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

38. Главное в моей будущей профессии – добиться личных достижений.

39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок учащихся, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок».

В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.

Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Соответственно при низких знаниях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Второй фактор (F 2) , «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

Анкеты для учащихся (выбор профессии)

  1. Анкета (для учащихся) Чтобы не ошибиться при выборе профессии

  2. Анкета для учащихся

  3. Анкета для старшеклассников

  4. Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя

  5. Опросник к выбору профессии

Анкета (для учащихся) Чтобы не ошибиться при выборе профессии
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной 23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное в деятельности?

Анкета для учащихся
1. Вы обсуждали с родителями вопрос своей будущей профессии?

2. Едины ли Ваши родители во взглядах на Вашу будущую профессию?

3. К какому профилю можно отнести Вашу будущую профессию?

4. Вы считаете, что для дальнейшего выбора Вашей будущей профессии важны и необходимы более глубокие знания по математике и информатике?

5. Вы хотите, обучаться в классе с профильным изучением математики и информатики?

6. Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?
Анкета для старшеклассников

Анкета для старшеклассников


  1. Выбрали ли Вы уже для себя профессию?
Да нет думаю

(если да, то какую _______________________________________)

2. Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):

1.________________________ 6.______________________

2.________________________ 7.______________________

3.________________________ 8.______________________

4.________________________ 9.______________________

5.________________________10.______________________

Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя

Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя.

1. Когда у Вас возникло желание стать учителем?

В 1-4 классах; в 5-7 классах; в 7-8 классах; в 10-11 классах.

2. Желание стать учителем пробудили у Вас:

Родители, учителя, друзья, родственники, литература, кино, театр, общественная работа?
3. Какая работа, в которой Вы принимали участие, способствовала Вашей подготовке к выбору профессии учителя?


  • Шефская работа,

  • Просветительская работа,

  • Занятия с отстающими учениками,

  • Работа консультантом по учебному предмету,

  • Выступление на уроках с докладами, проведение урока в школе.
4. Что Вас привлекло в деятельности Ваших учителей?

  • Отличное знание предмета,

  • Умение хорошо и интересно преподавать свои знания, умение строить воспитательную работу,

  • Умение устанавливать взаимоотношение с детьми,

  • Широкий кругозор,

  • Энергичность.
5. Что Вас огорчало в деятельности Ваших учителей?

  • Отсутствие любви к предмету,

  • Скучное преподавание изучаемого материала,

  • Неумение строить воспитательную работу,

  • Узость интересов,

  • Необъективность в оценке знаний,

  • Что еще?______________________
6. Что Вы цените в профессии учителя?

  • Возможность быть полезным людям,

  • Возможность заниматься любимым делом,

  • Возможность преподавать знания другим,

  • Возможность руководить людьми,

  • Возможность проявить свои способности,

  • Возможность для самосовершенствования,

  • Общение с детьми, молодежью,

  • Общение с широким кругом людей,

  • Творческий характер педагогического труда,

  • Авторитетность профессии в обществе,

  • Хорошая заработная плата,

  • Продолжительный летний отпуск.

  • Что еще? ______________________
Опросник к выбору профессии

Опросник к выбору профессии

Фамилия, имя_____________________________________________

Пол______________________ год рождения____________________

Школа______________________________ класс________________

Состав семьи:
Отец_____________________________________________(да, нет)

(где и кем работает или работал)

Мать _____________________________________________(да, нет)
Как я учусь:
а) отлично (преимущественно получаю «10-8»),
б) хорошо (почти не получаю «5» и ниже),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «4 и 3»),
г) плохо (часто получаю «2 и 1»).

Мои любимые предметы: ____________________________________

Нелюбимые учебные предметы: ______________________________
___________________________________________________________

Мои любимые занятия на досуге:
Чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.
___________________
Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса:
а) учиться (в школе, ссузе, ПТУ),
б) работать и учиться,
в) работать,
г) не знаю.

Если учиться в школе, то в каком классе хотел бы:
а) в общеобразовательном,
в специализированном по предмету (математическом, химико-биологическом, историческом, литературном… ______________)
в) профильном (педагогическом, медицинском, МЧС, классе менеджеров … _______________)

Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? _________
__________________________________________________________
Не выбрал(а) и почему?
Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии:
а) родители, б) родственники,
в) учителя, г) товарищи,
д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов,
ж) __________________________

Публикации по теме