Существительные с частицей не раздельно. Правописание «НЕ» с различными частями речи

Написание данной частицы с существительными может быть как слитным, так и раздельным. Рассмотрим правила правописания «не» с существительными.

Слитное написание

Написание «не» с существительными, которые не употребляются без этой отрицательной частицы.

Такие существительные с частицей «не» пишутся слитно.

Примеры: небылица, невидаль, неразбериха, невежда, недотепа, невзгоды, неверие, недоросль, незабудка, негодяй, недолет, неполадки.

Образованный человек сразу поймет, а невежде растолковывать устанешь. Данный пример является яркой иллюстрацией этого правила: существительного вежда не существует, поэтому слово невежда всегда имеет слитное написание.

Существительные следует писать слитно с «не» и в случаях, когда они образуют новые слова с противоположным значением. К таким словам можно подобрать синонимы, например:

  • недруг;
  • неприятель (противник, враг);
  • неправда (вранье);
  • нездоровье (болезнь);
  • несчастье (горе);
  • непорядок (беспорядок);
  • невежливость (грубость);
  • недоверие (подозрительность);
  • неодобрение (порицание).

Все вышеперечисленные имена существительные пишутся с «не» слитно, потому что каждое из них можно заменить синонимами, а новые слова образованы без отрицательной частицы «не».

Неправдой не проживешь . Образование нового понятия: существительное «неправдой» может заменить синоним, не имеющий отрицательной частицы «не» — ложью. Поэтому здесь слитное написание.

В некоторых случаях синонимами таких слов являются словосочетания. Например: нелюбители (люди с другими вкусами).

Существительное с «не» следует писать слитно при обозначении лиц, при передаче качественного оттенка.

Подобные существительные в тандеме с приставкой не- получают значение противопоставления: политики — неполитики; биологи — небиологи; делитанты — неделитанты и др.

Но! У существительных с иным значением (обозначающих не лиц) противопоставление передается раздельным написанием частицы «не» с существительным: тетрадь и не тетрадь, проза и не проза.

Также слитным будет написание, если слово начинается приставкой недо- (в значении недостатка), написание будет слитным: недосмотр (при наличии слова досмотр); недоделка (доделка); недоработка (доработка).

При употреблении существительного с частицей «не» + зависимое прилагательное или при употреблении притяжательного местоимения перед «не».

Порой одержимый непрофессионал выполняет работу лучше, чем разочаровавшийся эксперт.

Меня огорчает твоя нелюбовь.

Раздельное написание

«Не» с существительными пишется раздельно в случаях, когда предложение содержит противопоставление или оно предполагается: не учителя ему помогали, а он сам добился высоких оценок.

Если частица «не» является отрицанием, она имеет раздельное написание с существительными. Даже без наличия союза «а» понятно, что в предложении есть отрицание: у него сердце не камень (а мягкое, доброе); не танки проехали по этому полю (а прошли войска).

Отрицательная частица пишется с существительными в два слова, когда отрицание подчеркнуто логически, например, в вопросах.

Этом летом не обещают высоких температур, не правда ли?

Разве это не гений?

Но! Если отрицание логически не выделяется, «не» + существительное пишется слитно:

Разве это неправда? (Разве это ложь?).

Этот человек был вовсе неглуп, не правда ли? (= разумен).

Если частица «не» пишется с существительными раздельно в словосочетаниях:

  • далеко не;
  • отнюдь не;
  • совсем не (= отнюдь не);
  • еще не;
  • вовсе не;
  • больше не.

Пример: Он отнюдь не глупец. Этот ожидаемый итог, вовсе не случайность.

Не пишется с существительными слитно:

а) если существительное не употребляется без не : неряха, невзгоды, невежда, невесомость, не­верие;

б) если не служит для образования нового сущест­вительного, которое можно заменить близким по смыслу
словом или выражением: неправда (ложь), недисциплинированность (нарушение дисциплины). В этом случае не является приставкой.

Не является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда, а ложь. - Это не правда (а что?).

Как отрицательные, включая в свой состав не, употребляются частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не (в значении «отнюдь не»): Это далеко (от­нюдь) не правда.

Правописание сложных имен

Существительных

Общие правила написания сложных слов:

1. В сложных словах в качестве соединительных
гласных употребляются буквы о и е . После основ на
твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о.

Например:

мировоззрение
вольнолюбивый

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишет­ся буква е.

Например:

мореплаватель

краеведение

пешеход
птицеводство

синеглазый

большекрылый

В немногих сложных словах согласный звук первой
основы отвердевает, поэтому пишется соединительная
гласная о.

Например:

баснописец

кровообращение

В отдельных случаях в первом слове сложного суще­ствительного сохраняется окончание именительного падежа.

Например:

времяпрепровождение

времяпро­вождение

времяисчисление

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного
падежа.

Например:

пятилетка (пяти лет)

одиннадцати­метровый (одиннадцати метров)

сорокаминутный (со­рока минут)

Числительные сто и девяносто, входя в состав слож­ного слова, не изменяют своей формы.

Например:

столетие

девяностолетие

С буквой о пишется и слово сороконожка. Числительное тысяча, входя в состав сложных слов, имеет соединительную гласную е.

На­пример:

тысячелетие

3. Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно.

Например:
нефтегазодобыча

пятидесятилетие

хлебозавод

двухмиллиметровый

Примечание : Слова на -ификация (электрификация, гази­фикация, классификация и т.д.) не являются сложными. Они об­разованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с бук­вой и .

Сравните: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электро­воз, газотурбина.

4. Сложные слова могут быть образованы соедине­
нием корня пол- (половина) и существительного в роди­тельном падеже.

Например:

полсуток

пол-арбуза

После корня пол- ставится дефис (черточка) перед гласны­ми, всеми прописными буквами, а также перед соглас­ной л.

Например:

пол-озера

пол-Киева

пол-лимона

Перед остальными согласными дефис не ставится.
Так же: полвторого, но: пол-одиннадцатого, пол-литро­вый. Но: пол земного шара.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.

Например:

полуботинки

полуавтомат

полувеко­вой

полуоткрытый

Правописание сложных имен существительных:

I.Слитное написание сложных суще­ствительных.

Слитно пишутся;

1) сложные существительные со второй частью на -град, -город.

Например:

Ленинград

Белгород

2) сложные существительные с глагольной первой частью на и.

Например:

горицвет

держидерево

держиморда

вер­тишейка

вертихвостка

скопидом

сорвиголова (но: пе­рекати-поле)

3) сложные существительные с первой частью, со­стоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т.п.

Например:

авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеха­ника, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия, метео­сводка, микробиология, неоколониализм, телеантенна, фотолаборатория, радиотелеателье (слитное написание не зависит от количества таких элементов в слове)

Примечание : Если в сложных существительных при одина­ковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис.

Например:

радио- и теле­ателье

шарико- и роликоподшипники (шарикоподшипники, роликоподшипники)

авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки)

4) сложносокращенные существительные разного
типа.

Например:

втуз

местком

партсобрание
замдекана

завкафедрой

(Внутри сложносокращенных слов точки не ставятся).

II. Написание сложных существитель­ных с дефисом.

С дефисом пишутся:

1) сложные существительные, обозначающие поли­тические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т.п.;

2) сложные существительные, обозначающие едини­цы измерения: человеко-день, грамм-молекула, кило­ватт-час ит.п. (но: трудодень); сложные существительные, обозначающие про­межуточные стороны света: северо-восток, юго-запад, зюйд-вест;

3) существительные, имеющие в первой части ино­язычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвар­дия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»);

4) сложные существительные, образованные из це­лых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.

Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

Раздельное написание

Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

  • Это не грусть была в его глазах…
  • Еще не вечер.
  • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

Слитное написание

Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

  • Существительное без «не» не употребляется - небылица, невежда, негодяй.
  • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется - недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
  • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
  • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

Сложные ситуации

В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

  • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
  • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе - тоже).
  • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
  • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.

    Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.

    Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке . Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?».

    Слитное написание не с существительными

    Когда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе.

    Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:

    1. Не с именами существительными пишется вместе, если без частицы они теряют смысл: небылица, невежда, негодяй, невзгода.
    2. Слитное написание будет и в случае, если слово с отрицательной частицей можно легко заменить на синонимичное, но без не . При этом сохраняется первоначальный смысл: несчастье-горе, недруг-враг и так далее. К наречиям и прилагательным такое правило тоже применяется.
    3. Пишется не с существительными слитно в словах, выражающих качественный оттенок или обозначающих каких-либо лиц (нерусский, неспециалист, неязыковед) и в словах-терминах (металлы – неметаллы).
    4. Пишется не с существительными слитно и в составе приставки недо- . Даже в том случае, если такое слово без не существует (недоделка — доделка, недосмотр — досмотр).

    Раздельное написание не с существительными

    Для того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не , необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении.

    Правила раздельного написания не с существительными:

    • В случае, если в предложении есть противопоставление слов-антонимов при помощи союза «а». Например: «Это было не счастьем для нее, а простым житейским благополучием».
    • В простом описании с противоположными по значению словами, которые не являются антонимами: «Непогода нарушила все утренние планы, но к вечеру все стало тихо».
    • Когда не является отрицательной частицей, и других вариантов не предполагается: «Это не куртка. Это не дом».

    Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.

    Интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает

    Спорные ситуации

    Любое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не : в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».

    Важно! Прежде всего необходимо учитывать смысловую нагрузку не в предложении. При несовершенном знании всех строгих правил написания, логика в таком случае поможет принять правильное решение.

    Примеры раздельного написания не с существительными:

    • Подчеркнутое логическое противопоставление: «Ваше самочувствие стало лучше в последнее время, не правда ли?» Если на отрицании в предложении не ставится акцент, то частица не пишется слитно: «Разве это несчастье?» (альтернатива: «Разве это горе?»)
    • Наличие скрытого противопоставления предполагает раздельное написание существительного с частицей: «К сожалению, я не специалист, поэтому вряд ли смогу помочь вам в этом вопросе».
    • Усиление отрицания: устойчивые выражения русского языка «вовсе не», «ничуть не», «абсолютно не», «нисколько не» предполагают раздельное написание. К примеру: «Далеко не скромность делала ее привлекательной».

    Полезное видео

    Публикации по теме