Площадь зарубежной европы составляет. Место и роль европы в современном мире и национальная безопасность россии

В новых условиях постбиполярного мира США, как и дру­гие акторы на мировой арене, претендующие на великодержав­ность, в глобально-страте­гическом плане сталкиваются не столь­ко с военно-политическими, сколько с экономическими, социальными, научно-техническими вызовами. Известно, что именно в этих сферах они нередко проигрывает гонку в со­стязании с наиболее динамичными субъектами мирового сообще­ства. Примером могут служить новые экономические гиганты, которые не только догоняют США, но в ряде обла­стей опережают их. В сфере экономики и научно-техническо­го прогресса вперед стремительно выходят ЕЭС, Германия, Япо­ния, Китай.

Американская модель рыночной экономики оказывается, например, для стран Восточной Азии с органической социокультурной традицией менее привле­катель­ной, чем западноевропейские модели (шведская, герман­ская, французская и т.д.), для которых более сильны солидаристские, патерналистские элементы, большую роль играет государство в определении социальной и экономической стра­тегий. Американской идее сегодня бросают вызов переживающая вто­рое рождение европейская идея, японская модель, модель новых индустриальных стран, а также другие конкурирующие модели, оказывающие немалое влияние на характер взаимоотношений между различными региональными центрами экономической, соци­окультурной и политической мощи.

Как не без оснований отмечал бывший генеральный секре­тарь НАТО лорд Каррингтон, в период между битвой при Ва­терлоо (1815 г.) и началом Первой мировой войны “Европа не только иг­рала роль в мировой политике, но и сама в значительной степени олицетворяла эту мировую политику”.

И действитель­но, мировые войны могут служить своеобразными вехами в эволюции роли Европы в международных отношениях. Первая мировая война 1914-1918 гг. – империалистическая война между двумя группировками капиталистических держав – Тройственным союзом и Антантой – закончилась поражением Германии и ее союзников. Вторая мировая война 1939-1945 гг. – война, развязанная фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией в целях нового передела мира, также завершилась поражением ее зачинщиков. При этом под милитаризмом (от фр. militarisme) понимают систему политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами того или государства для наращивания его военной мощи.



Как известно, до Второй мировой войны Европа яв­лялась главным центром мировой политики. Но из этой войны она вышла крайне ослабленной и в первые полтора-два послевоенных десятилетия ей была отведена роль своего рода поля противоборства между двумя сверхдержа­вами. Комментируя такое положение, польский историк О. Халецкий не без некоторого преувеличения писал в 1950 г., что история Европы завершилась и замещается отныне историей Ат­лантического сообщества.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что у ста­рого континента есть будущее. Наиболее дальновидные представители европейских народов выступили за единую Евро­пу, объединенную для оптимальной реализации целей и чаяний всех ее наций и народов. “Единство Европы, - говорил в 1954 г. канцлер ФРГ К. Аденауэр, - было мечтой немногих. Оно стало на­деждой для многих. Сегодня оно - необходимость для нас всех. Оно необходимо для нашей безопасности, для нашей свободы, для нашего существования как нации и как духовно-творческого со­дружества народов”. Так постепенно набирала силу идея европейской интеграции – экономического и политического объединения большинства стран Европы, приведшего к созданию Европейского Союза (ЕС).



Нельзя забывать также то, что после Второй мировой войны, в силу известных причин, образ Европы, сама европейская идея несколько потускнели. Если в конце XIX в. казалось, что Ев­ропа господствует над всем миром, то теперь, писал немецкий философ К. Ясперс в 1949 г., “она отступила перед Америкой и Россией; от их по­литики зависит теперь судьба Европы - разве только Евро­па сумеет в последнюю минуту объединиться и окажется достаточно сильной, чтобы сохранять нейтралитет, когда раз­рушительные бури новой мировой войны разразятся над нашей планетой”.

В этом контексте в послевоенное десятилетие много говори­лось о том, что Европа уже потеряла самосознание, волю к со­хранению своей идентичности, что Европа больна и ее болезнь носит “невротический” и, следовательно, “моральный” харак­тер. В конце 70-х – начале 80-х гг. заговорили о “евросклерозе” и “европессимизме”. Ком­ментируя эти настроения, главный редактор журнала “Нойе гезелльшафт” Глотц писал в 1985 г., что если Европа в ближайшее время не соберется, “если технические и политико-экономиче­ские изменения 70-х годов не будут приняты во внимание, тогда понятие “Европа” утратит свое духовное содержание и Европа будет представлять собой только небольшой кусок земли на западной окраине Азии”. При таком положении, го­ворил он, к пятидесятилетию Ялты, т. е. подписания Ялтинско-Пот­сдамских соглашений, Европа превратится в некий музей для американских, русских, японских и, возможно, даже китайских туристов.

Однако в том же году бывший министр внешних сношений Франции Р. Дюма опубликовал статью с характерным названи­ем “Покончить с европессимизмом”, в которой затрагивались не­которые политические и экономические проблемы Западной Ев­ропы. Он считает, что нет оснований для пессимистического взгляда на ее развитие, и обосновывает мысль о том, что нель­зя считать США абсолютной моделью, поскольку “европейская модель мягкого реагирования” на возникающие проблемы име­ет свои достоинства по сравнению с “американской грубостью и непредсказуемостью”.

Об обоснованности позиции Р. Дюма свидетельствовало то, что уже в тот период зримо обозначились симптомы возрождения оп­тимистической веры европейцев в свое предназначение и судь­бу, укрепления самостоятельности и все более настойчиво заяв­ляющей о себе идентичности Европы. Сохраняя свой особый менталитет и присущий ей дух, Европа играет важную роль в современном мире. Несмотря на очевидные различия между ре­гионами, странами, народами Европы, их объединяет нечто об­щее - это прежде всего общность исторических судеб, системы ценностей, культурного наследия и т.д. Именно эти феномены, как справедливо подчеркивалось в книге “Метаморфозы Евро­пы”, “позволяют трактовать Европу как культурно-истори­ческую общность с единым культурно-генетическим кодом, с характерным самоощущением и самопознанием европейцев”.

Па­радокс состоит в том, что деятельность ЕС, с одной стороны, уменьшает масштабы суверенитета входящих в него националь­ных государств, а с другой стороны, делает этот суверенитет более прочным, поскольку формально-юридические ограничения, налагаемые им, компенсируются политическими аспектами, в ча­стности, установлением уз взаимной ответственности.

В период “холодной войны”, особенно в первые десятилетия по­сле Второй мировой войны, Западная Европа ценила США в ка­честве политического и военного противовеса Советскому Сою­зу, при этом вовсе не желая превратиться в инструмент глобальной политики Вашингтона. Она выступала против гло­бализации деятельности НАТО, смешивания его интересов как регионального союза с интересами США как мировой сверхдер­жавы. В последние два-три десятилетия Европа по мере нара­щивания экономического и научно-технологиче­ского потенциа­ла, а также расширения и углубления интеграционных процессов в ЕЭС приобретала все больший вес и независимость. Это особен­но проявлялось в том, что на протяжении 70-80-х годов в отно­шениях с США Европа все увереннее переходила от отношений, характерных, как говорят, для взаимосвязей между “старшим” и “младшим братьями”, к отношениям равновеликих партнеров. Европеизация европейской политики время от времени прояв­лялась в некотором противостоянии стран Европы жесткому курсу американцев в отношении Советского Союза, в расшире­нии собственной линии диалога с ним.

Ведущие деятели европейской политики постепенно созна­вали, что, восстановив свою экономическую и военно-политиче­скую мощь в 60-70-х годах, Европа в современном мире будет играть роль одного из нескольких центров мировой политики. Причем в многополюсном мире существующих ныне (США, Япония, Китай) и могущих возникнуть в будущем ги­гантов Европа может отстаивать свои интересы, будучи единой в важнейших сферах: экономической, технологической, безопас­ности и т.д.

Исходя из понимания этой реальности, европейские страны разработали и планомерно осуществили стратегию восстановле­ния европейских приоритетов и статуса Европы, соответствую­щего ее весу и влиянию в мировом сообществе. Тенденция к возрождению Европы стала особенно очевидна с развертыванием процессов распада Советского Союза и окон­чания “холодной войны”. Если совсем недавно, в 70-е годы, в интеллектуальных кругах Запа­да широко обсуждался тезис об упадке и закате Европы, аме­риканском вызове и т.д., то с начала 80-х годов все увереннее стали говорить о возрождении Европы, новой европейской иден­тичности, новом европейском динамизме и т.д.

Многие ведущие деятели европейских стран стали все настой­чивее ратовать за дальнейшую политическую интеграцию и, сле­довательно, придание наднациональным органам государствен­ных полномочий и функций. Так, выступая в Европейском парламенте в Страсбурге 23 октября 1985 г. Р. фон Вайцзеккер сетовал на недостаточность полномочий Европейского парламен­та. Усиление его роли, говорил фон Вайцзеккер, необходимо по­тому, что Европейское сообщество “должно быть не только объ­единением демократических государств, но и сообществом граждан, т.е. демократическим сообществом”. А “демокра­тия легитимизируется через парламент”. Поэтому, утверждал он, Европейское сообщество должно иметь такой же парла­мент, какие существуют в отдельно взятых странах-членах ЕЭС.

А накануне встречи в верхах стран-членов ЕС в Маастрихте в де­кабре 1991 г. почти все политические партии ФРГ приветство­вали инициативы в вопросах, связанных с намерениями по формированию общей внешней политики и политической безо­пасности для будущего Европейского союза. Причем конечную цель такого курса они усматривали в создании Соединенных Шта­тов Европы.

Усиление крена в сторону европеизации европейской поли­тики все отчетливее проявляется в наращивании так называемо­го “европейского измерения” обороны как в недрах НАТО, так и вне ее. Европейцы все откровеннее высказывают желание выйти из-под единоначалия Вашингтона. Они выражают готов­ность нести большую нагрузку и ответственность при урегули­ровании конфликтов и соответственно увеличить свою роль в бло­ке и на международной арене. Высказываются соображения относительно целесообразности демонтажа старых структур аль­янса времен “холодной войны” с целью избежать недовольства Рос­сии в случае его расширения на восток. Эта линия отчетливо про­явилась, в частности, на форуме стран-членов альянса в Берлине в июне 1996 г.

Все большая роль в данном контексте отводится Западноев­ропейскому союзу (ЗЕС), являющемуся военно-политическим альянсом стран Западной Европы и рассматриваемому в качест­ве “европейской опоры НАТО”. В этом качестве он играет роль своего рода связующего звена между НАТО и Европейским со­юзом. После Маастрихтских соглашений 1992 г. об образовании Европейского союза ЗЕС превратил­ся как бы в составную часть ЕС, его оборонную структуру. В де­кабре 1994 г. НАТО официально одобрила деятельность ЗЕС по формированию европейской идентичности в сфере безопасности. Сейчас ведется работа над созданием региональной системы тактической противоракетной обороны (ПРО), призванной защи­щать европейские страны Североатлантического союза от возмож­ного ракетного нападения со стороны третьих стран. При таком развитии событий НАТО предписывается роль не единственной, а одной из двух опор европейской безопасности.

Формирование и функционирование института совместной внеш­ней политики и политики безопасности в рамках ЗЕС способст­вуют уменьшению возможностей проведения отдельным государ­ством, входящим в состав ЕС/ЗЕС, сепаратной политики, противоречащей интересам безопасности всех членов союза. Та­кое положение служит, помимо всего прочего, фактором “приру­чения” и определенной нейтрализации возможных негативных последствий возрастающих мощи и влияния Германии. В Европе понимают, что в объединенной Германии заложен узел многих европейских противоречий, попытка разрешить которые может привести к острым конфликтам.

В этом же контексте следует рассматривать и шаги влиятель­ных сил региона в направлении создания общих западноевро­пейских ядерных сил, не зависимых от США. Так, еще в 1959 г. Ф. Маллей, который занимал пост государственного се­кретаря по вопросам обороны в лейбористском правительстве Великобритании, предлагал создать объединенные европей­ские стратегические ядерные силы, чтобы преодолеть очевид­ные опасности ядерной анархии. Главные цели предполагаемой структуры состояли, во-первых, в том, чтобы дать возмож­ность всем странам-членам ЗЕС участвовать в разработке ядер­ной политики и, во-вторых, предотвратить опасность распро­странения ядерного оружия и связанной с этим нерациональной растраты ресурсов.

Подобные призывы стали особенно часты после окончания “хо­лодной войны” и распада Советского Союза. Так, бывший пред­седатель комиссии ЕС Ж. Делор в январе 1991 г. заявил: “Я не могу изба­виться от мысли, что если в один прекрасный день ЕС станет очень сильным политическим союзом, ядерные вооружения мо­гут быть переданы этой политической власти. Ясно, что ядерная солидарность лежит в конце пути европейской соли­дарности”.

Эти тенденции приобретали все большую определенность и убедительность с приближением 1993 г., когда Договор о Европейском союзе вступил в силу. Это был качественно новый этап, с точки зрения европейской ин­теграции. Примечательно замечание одного из последователь­ных приверженцев идеи американского века С. Хантингтона о том, что хотя во всем мире люди толкаются в очередях у две­рей американских консульств в надежде получить иммиграци­онную визу, в Брюсселе целые страны выстроились в очереди за дверями ЕС, добиваясь вступления в него.

“Федерация демо­кратических, богатых, социально разнообразных стран со сме­шанной экономикой, - писал он, - может превратиться в мо­гущественную силу на мировой арене. Если следующий век - не американский век, то больше всего вероятно, что он будет европейским веком. Ключ мирового лидерства, который пере­шел в направлении Запада через Атлантический океан в на­чале двадцатого века, может двинуться обратно в восточном направлении столетие спустя”.

Таким образом, Европа сохраняет свой потенциал. С этой точки зрения, помыслы тех народов и стран, которые после краха восточного блока и тоталитаризма устремились “в Европу”, диктовались не только географической ее близостью, но не в меньшей степени и тем, что для многих из них она становится “градом на холме”, на роль которого в те­чение многих поколений единолично претендовали Соединенные Штаты. К этому следует добавить, что окончание “холодной вой­ны” положило конец такому аномальному явлению, как разделе­ние Европы “железным занавесом” на два враждебных лагеря. По сути дела, страны Центральной и Восточной Европы в букваль­ном смысле слова воссоединились с Западной Европой. Сами понятия “Восточная Европа” и “Центральная Европа” снова приобрели свое первоначальное политико-географическое и геополитиче­ское значения.

Европа

Европа - одна из шести частей света, образующая вместе с Азией крупнейший по площади и по населению материк Евразия. Площадь Европы - 10 млн км², население - 730 млн человек.

Средняя высота около 300 м. Преобладают равнины (крупные - Восточно-Европейская, Среднеевропейская, Средне- и Нижнедунайская, Парижский бассейн), горы занимают около 17 % территории (основные -Альпы, Кавказ, Карпаты, Крымские, Пиренеи, Апеннины, Урал, Скандинавские горы, горы Балканского полуострова). Действующие вулканы есть в Исландии и Средиземноморье.

На большей части территории климат умеренный (на западе - океанический, на востоке - континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах - субарктический и арктический, в Южной Европе - средиземноморский, в Прикаспийской низменности - полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах - оледенение (площадь свыше 116 тыс. км²).

Основные реки: Волга, Дунай, Урал, Днепр, Западная Двина, Дон, Печора, Кама, Ока, Белая, Днестр, Рейн, Эльба, висла, Тахо, Луара, Одер, Неман, Эбро.

Крупные озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Венерн, Балатон, Женевское.

Страны Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика. Общие черты и региональные различия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями.

Географически Европа ограничена Атлантическим океаном на западе и Северным Ледовитым океаном на севере, Чёрным, Мраморным и Средиземным морями, проливами Босфор и Дарданеллы на юге. В качестве восточной и юго-восточной границ Европы обычно рассматривается восточное подножие Уральского хребта, река Эмба и Каспийское море, северная граница Предкавказья по рекам Кума, Маныч, Дон.

Страны Европы делятся на четыре региона: Западный, Восточный, Северный и Южный. Некоторые географы выделяют пятый регион - Центральный. В общей сложности, в Европе расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик. 14 стран являются островными, 19 - внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны.

Три государства - Россия, Турция и Казахстан, согласно всем авторитетным источникам, имеют территории и в Европе, и в Азии; ещё два государства (Азербайджан и Грузию) относят целиком к Азии (при проведении границы Европа-Азия по Кумо-Манычской впадине), но в ряде американских источников (при проведении границы Европы и Азии по Большому Кавказу) утверждается, что эти азиатские государства имеют небольшие европейские части, также есть источники, которые полагают страны Закавказья и Кипр тесно связанными с Европой. Географически целиком расположенные в Азии Армению и Кипр относят к Европе по ряду геополитических критериев.

Ряд европейских государств имеют часть своей территории в Африке - это Испания (к Африке относятся Канарские острова и т. н. «суверенные территории Испании» на марокканском побережье), Португалия (к Африке относится португальская Мадейра), а также Франция (которая имеет в своём составе заморские департаменты Майотта и Реюньон, относящиеся к Африке).

Два европейских государства имеют часть своей национальной территории в Америке - это Дания (к Америке относится её автономный регион Гренландия) и Франция (к Америке относятся её заморские департаменты и сообщества Французская Гвиана, Гваделупа, Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Мартиника и Сен-Пьер и Микелон).

Также к европейским странам относят все островные государства и территории Средиземного моря.

27 государств входят в Европейский союз, 25 являются членами блока НАТО, в Совет Европы входит 47 государств.

На территории Европы располагаются как самое большое (Россия), так и самое малое (Ватикан) государства мира.

Западная Европа - геополитический регион, объединяющий в основном латиноязычные страны, а также страны кельтов и немцев, расположенные в западной части полуострова Европа. Один из самых экономически-развитых регионов мира.

Началом формирование региона считается конец существования Римской империи и разделение её на Западную и Восточную.

Основными религиями в регионе являются католицизм и протестантизм.

ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению друг к другу; близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.

Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля - в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньюкаслский бассейн); железной руды - во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов - в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей - в ФРГ, во Франции и др. Но ввиду того, что страны Западной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии - Дунай, Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов.

Ведущими странами Западной Европы являются страны - члены «большой семерки» - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Для региона характерен высокий уровень региональной экономической интеграции, объединение стран в ЕС, открытие государственных границ в рамках Единого европейского экономического пространства.

Восточная Европа -Регион сформировался во времена расцвета Византийская империи.

Основной религией является православие и католицизм. В регионе используется кириллическая письменность (в славянских государствах с преобладанием православия) и латиница.

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область альпийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Численность населения региона - около 130 млн. чел. Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом , но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы.

во 2-й половине XX в. в экономике стран произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС.

Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Северная Европа - геополитический регион, объединяющий скандинавские и прибалтийские государства, расположенные в северной части Европы.

Регион сформировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры на основе германских колонистов, и унаследовал много особенностей данного народа.

Доминирующими религиями в регионе являются лютеранство и другие направления протестантизма.

ЭГП Северной Европы характеризуется следующими особенностями: во-первых, выгодным положением относительно пересечения важных воздушных и морских путей из Европы в Северную Америку , а также удобством выхода стран региона в международные воды Мирового океана, во-вторых, близостью расположения к высокоразвитых стран Западной Европы (Германия, Голландия Бельгия, Великобритания, Франция), в-третьих, соседством на южных границах со странами Центрально-Восточной Европы , в частности Польшей, в которой успешно развиваются рыночные отношения, в-четвертых, сухопутным соседством с Российской Федерацией , экономические контакты которой способствовать формированию перспективных рынков сбыта продукции; по пятое, наличием территорий, находящихся за пределами Полярного Круга (35% площади Норвегии, 38% - Швеции, 47% - Финляндии).

Климат отдаленных территорий (островов) - арктический, субарктический, морской.

Важное значение для стран Северной Европы имеют гидроэнергетические ресурсы. Лучше всего обеспечены гидроэнергоресурсами Норвегия и Швеция, где обильные осадки и горный рельеф обеспечивают формирование сильного и равномерного стока воды, а это создает хорошие предпосылки для строительства гидроэлектростанций. Одним из величайших богатств стран Северной Европы являются лесные ресурсы, то есть "зеленое золото". По площади лесов и валовыми запасами древесины выделяются Швеция, Финляндия, занимая по этим показателям соответственно первое и второе места в Европе. Лесистость в этих странах высока. В Финляндии она составляет почти 66%, в Швеции - более 59% (1995). Среди других стран Северного макрорегиона высокой лесистостью выделяется Латвия (46,8%).

Северные земли относятся к наименее заселенных территорий.

Страны Феноскандии, кроме Швеции, характеризуются положительным, но низким естественным приростом населения, за исключением Исландии, где естественный прирост сохранился на показателе 9 человек на 1000 жителей. Такая напряженная демографическая ситуация объясняется, в первую очередь, низкой рождаемостью.

Южная Европа - геополитический регион, объединяющий южнославянские, романо и грекоязычные государства, расположенные в южной части Европы.

Регион начал формироваться в эпоху Древней Греции около 2 тысяч лет до нашей эры и окончательно сформировался в эпоху рассвета Римской империи. Это самый старый европейский регион.

Религиозный состав представлен, в основном, православием и католицизмом.

Важной особенностью ЭГП страны Южной Европы, которые расположены на полуостровах и островах Средиземного моря, является то, что все они находятся на главных морских путях из Европы в Азию, Африку и Австралию , а Испания и Португалия - также к Северной и Южной Америки. Все это еще с времен великих географических открытий сказалось на развитии региона, жизни стран которого тесно связано с морем. Не менее существенным является и то, что регион находится между Средней Европой и арабскими странами Северной Африки, которые имеют многосторонние связи с Европой. Бывшие метрополии Португалия, Италия и Испания до сих пор сохраняют влияние на некоторые страны Африки. В послевоенные годы к началу 21 века наблюдалась массовая миграция в страны Южной Европы.

Все страны (кроме Ватикана) входят в ООН, ОЭСР, а наибольшие - члены НАТО и Европейского Союза, Мальта - член Содружества наций, возглавляемого Великобританией.

Видеоурок посвящен теме «Зарубежная Европа. Состав, политическая карта». Данная тема является первой не только в разделе уроков, посвященных Зарубежной Европе, но и первой в региональной географии 10 класса. Вы познакомитесь со старушкой Европой, которая продолжает играть ведущую роль в современной экономике благодаря своим финансовым, геополитическим влияниям и особенностям экономико-географического положения. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, истории, странах Зарубежной Европы.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Зарубежная Европа. Состав, политическая карта

Европа - часть света, имеющая площадь около 10 млн. км² (из них на Зарубежную Европу, по отношению к странам СНГ, приходится 5,1 млн. км²) и население 740 миллионов человек (порядка 10-11% населения Земли). Средняя высота около 300 м, максимальная - 4808 м, гора Монблан.

Рис. 1. Гора Монблан

Особенности географического положения:

1. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) - 5 тыс. км, а с запада на восток - более чем 3 тыс. км.

2. Рельефная "мозаичность" ее территории: низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.

3. Высокая степень изрезанности береговой линии.

4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря - 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.

5. "Глубина" территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.

6. Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.

7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан - "большой полуостров Евразии".

8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.

Европу обычно делят на Северную и Южную, Западную и Восточную, это довольно условно, тем более, что здесь вступают в действие не только чисто географические, но и политические факторы.

В Зарубежной Европе складывается единое экономическое, политическое, финансовое пространство.

Подавляющее большинство стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 года, члены НАТО - 14 стран, члены ЕС - 15 стран. Большинство стран относятся к группе промышленно развитых. Четыре страны: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия входят в состав "большой семерки стран Запада". Особое место на экономической карте региона занимают постсоциалистические страны или страны с переходной экономикой.

Совет Европы - международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. Наиболее известными органами Совета Европы являются Европейский суд по правам человека, действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и Комиссия Европейской фармакопеи.

Рис. 2. Эмблема Совета Европы

После крушения социалистических режимов ситуация заметно изменилась. Большинство стран бывшего «социалистического лагеря» переориентировались на западные структуры. В настоящее время более половины государств Европы входят в состав Европейского союза и НАТО, практически все остальные заявляют о желании вступить в эти организации.

В наибольшей степени на формирование политической карты Европы оказали следующие события: Первая мировая война, Вторая мировая война, распад СССР и всей мировой социалистической системы. До середины 80-х годов - 32 суверенных государства, включая и микрогосударства. С начала 90-х - около 40 государств.

В настоящее время государств в Европе насчитывается более 40. Большинство государств по форме правления - республики, 12 монархий. По административно - территориальному устройству все страны (кроме Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии) унитарные. Крупнейшие страны по площади: Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия. Крупнейшие страны по населению: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Четыре государства Зарубежной Европы являются членами Большой семерки: Франция, Германия, Италия, Великобритания. Главной экономикой Европы считается Германия.

Рис. 3. Политическая карта Европы

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности географического и экономико-географического положения стран Зарубежной Европы?

2. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Зарубежной Европе?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

6. Organization for Security and Co-operation in Europe ().

Введение 3

1. Место и роль Европы в современном мире 4

2. Национальная безопасность и ее приоритеты для России 11

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

1. Место и роль Европы в современном мире

Совокупная экономическая мощь Западной Европы в начале XXI века фактически сравнялась с американскими показателями – 19,8% общемирового валового продукта, в США – 20,4%. По уровню населения Европа превосходит США на 40%, доля ЕС в мировом экспорте непрерывно растет и уже сейчас значительно превосходит долю США (37% – ЕС, 16,5% – США).

Заинтересованные наблюдатели предупреждают, что Соединенные Штаты и Европейский союз находятся на пороге широкомасштабного торгового и экономического конфликта. Евро отвлекают значительные финансовые потоки с американского рынка, осложняют дефицит американского бюджета, становятся мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляют Америку в ее стремлении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы.

Американские эксперты считают, что единый валютный союз может превратить основанную на господстве доллара мировую финансовую систему в новый двухполюсный «доллар-евро-порядок». Нынешняя зона единой европейской валюты – самая обширная в мире зона богатых стран – потребителей дорогих товаров мирового рынка. Выпущенные в 1999 г. еврооблигации составили 44% всех облигаций, выпущенных в мире, в то время как на доллар пришлось 43% . ЕС осуществляет непрерывную торговую экспансию, заключив соглашения об ассоциации с 80 странами. Принимая во внимание значительные размеры зоны евро, многие компании в Латинской Америке, Азии, Восточной Европе и Северной Африке стремятся снизить долю операций в долларах, расширяя сеть контрактов в евро. Наметившиеся тенденции свидетельствуют о закате «эры доллара» как единственной мировой валюты.

Именно это позволило Г.Киссинджеру заявить, что «создание Европейского валютного союза ставит Европу на путь, который противоположен атлантическому партнерству последних пяти десятилетий... Нет никаких оснований предполагать, что объединенная Европа когда-либо добровольно пожелает помочь Соединенным Штатам в их глобальном бремени» . Еще более категорично высказался министр иностранных дел Франции Ю.Ведрин: «Европа должна создать противовес доминированию Соединенных Штатов в многополюсном мире» .

Заявления крупных политических фигур Европы и США – не пустые декларации. За ними скрываются не только существенные различия в европейской и американской экономической политике, но и стратегические геополитические разногласия. По существу, они касаются трех основных направлений:

При возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США зачастую отвергают этот путь;

Европейцы оценивают международные коллизии с региональной точки зрения, США – с глобальной;

При урегулировании конфликтов европейцы склонны использовать политические и экономические возможности, США не исключают военного решения проблем.

Кроме того, существует немало разногласий более частного порядка: по вопросам либерализации мировой экономики, глобального потепления, политики в области энергетики, антитрестовского законодательства (например, о слиянии «Боинга» – «Макдоннел-Дуглас»), американских экономических санкций, стимулирования экономики, по поводу импорта стали и машин из Европы и пр.

В 90е годы европейцы заложили основания новой, достаточно независимой политики в области обороны и безопасности. Важными вехами на этом пути стали: Маастрихтское соглашение 1991 г., которое предписывает «сформулировать общую оборонную политику» и устанавливает ответственность Западноевропейского союза за оборонные аспекты эволюции ЕС; Амстердамский договор 1997 г., где сформулирована общая стратегия Европейского союза и утвержден пост верховного представителя Европейской комиссии, ответственного за общую внешнюю и оборонную политику; Саммит ЕС в Хельсинки в 1999 г., на котором было принято решение о создании в двухлетний срок единого Корпуса быстрого реагирования в 60 тыс. человек, а Х.Солана назначен верховным представителем ЕС, ответственным за общую внешнюю и оборонную политику.

Эксперты уже подсчитали, что для достижения военной мощи, сопоставимой с американской, объединенной Европе потребуется увеличить свои военные расходы в 4 раза. Европейский союз планирует создать сеть спутников, центров разведывательной деятельности, собственный общий военный штаб, где будут рассматриваться возможности проведения операций внутри и вне НАТО. Уже сейчас Западная Европа стремится производить собственные виды вооружений, чтобы у нее была собственная военная промышленность, независимая от американской.

Военные эксперты сообщают, что разработан проект создания общеевропейского истребителя, в производстве которого сотрудничают прежде всего германские и британские фирмы . Обсуждается план создания единой Европейской аэрокосмической оборонной компании (ЕАОК), в которую войдут французский «Аэроспасьяль», «Бритиш эйрспейс», немецкий «Даймлер-Крайслер Эйрспейс», испанская «КАСА», шведский СААБ, итальянская «Финмеканника-Аления». Речь идет о супер-компании, производящей самолеты, вертолеты, космические корабли, управляемое оружие и другие военные системы. Все это позволяет европейцам надеяться, что наряду с единой валютой, независимая военная промышленность станет существенной чертой интегрированной Европы, а это, в свою очередь, потребует особой европейской политической, экономической и военной инфраструктуры.

Амбициозные планы европейцев в области военной политики и обороны уже сегодня привели к противоречиям внутри НАТО, которые в будущем могут стать взрывоопасными. Известно, что во время первого визита в Западную Европу министра обороны республиканской администрации Д.Рамсфелда тот потребовал ввести формируемый Европейским союзом воинский контингент в 60 тыс. солдат в подчинение НАТО, а западноевропейцы выразили свое неодобрение в связи с созданием сепаратной национальной системы стратегической обороны США.

Американцы предпринимают усилия, чтобы держать под контролем процесс европейской интеграции. Прежде всего они осуществляют стратегический контроль над европейским пространством посредством НАТО и военного присутствия в Европе. С помощью Североатлантического союза, в котором США играют роль осевой державы, они пытаются предотвратить дрейф Западной Европы к национальному самоутверждению и отходу от нынешнего уровня экономического и политического сотрудничества. При этом они умело используют европейские разногласия: опасения Франции по поводу германского преобладания; страхи Германии по поводу восстановления сил России; ревность Британии к возможности консолидации континента без ее участия; сомнения Европейского сообщества в возможностях решить вопрос с взрывоопасными Балканами своими силами. Особенно часто разыгрывается американцами «немецкая карта». Призрак возвышения Германии до имперских высот бродит по Европе и наводит ужас на европейцев, не забывших еще кошмары Второй мировой. Этот призрак – козырь в руках американцев, которые используют его в качестве залога принятия американских войск в центре Европы.

Очевидно, что политика разжигания сепаратизма внутри ЕС имеет стратегический характер: лишенный сплоченности Европейский союз не сможет противостоять Америке ни по экономическим, ни по политическим проблемам, будь то разногласия членов Всемирной торговой организации или вопрос об антитеррористической операции в Ираке.

Роль еще одного стратегического инструмента контроля над европейской интеграцией выполняют американские транснациональные корпорации. Они расширяют свои филиалы в европейских центрах, укрепляя американские экономические позиции в западноевропейском регионе. ТНК проводят политику активного инвестирования в Европе, привлекают сюда товары высоких технологий. С.Бергстен полагает, что целью американской внешней политики является создание своего рода «Североатлантического соглашения о свободной торговле» – «супер-НАФТА», на которое приходилось бы более половины мировой торговли и валового продукта мира .

В США немало сторонников активной европейской политики. Среди них – З.Бжезинский, который считает, что Европа является «естественным союзником Америки», ее «глобальным партнером». Он полагает, что вполне возможно привлечь Западную Европу к «управлению миром», поскольку Соединенные Штаты недостаточно сильны, чтобы доминировать в мировом геополитическом пространстве, полагаясь лишь на собственные силы.

Демагогия о «глобальном партнерстве» с Европой необходима, чтобы сохранить ЕС как важнейший геополитический плацдарм Америки в Евразии. З.Бжезинский заявляет об этом прямо: «Главная геостратегическая цель Америки в Европе... путем более искреннего трансатлантического партнерства укреплять американский плацдарм на Евразийском континенте с тем, чтобы растущая Европа могла стать еще более реальным трамплином для продвижения в Евразию международного демократического порядка и сотрудничества» . Очевидно, что без тесных трансатлантических связей главенство Америки в Европе сразу исчезнет, возможности США распространять свое влияние вглубь Евразии могут быть значительно ограничены.

Для обеспечения атлантического контроля над процессами европейской интеграции используются и новейшие информационные геополитические технологии. Прежде всего американские стратеги стремятся сформировать «проамериканское» мышление европейцев с помощью заполнения всех каналов СМИ явной и скрытой пропагандой американского образа жизни и ценностей либеральной демократии. Известно, что 75% информации, которая циркулирует в европейских СМИ, американского происхождения.

Бжезинский с гордостью подчеркивает, что страстных почитателей в Европе нашел не только Дж.Кеннеди, даже менее прославленные американские лидеры становятся объектами тщательного изучения и подражания (в частности, с помощью популярных телепрограмм «Политический герой дня»). Многие европейские политики считают весьма уместным копировать манеры, популистское чувство локтя и тактику отношений с общественностью американских президентов . Подражание американскому политическому стилю создает благоприятные условия для установления «косвенного и на вид консенсуального» американского контроля над европейской политикой.

Среди информационных геополитических технологий следует отметить умелое использование американцами идеи «борьбы с международным терроризмом» для поддержания определенной напряженности в европейском пространстве. Это косвенно инициирует милитаризацию европейской экономики и включение ЕС в гонку вооружений. Дестабилизация европейского пространства осуществляется также через систему «управляемых» локальных кризисов и «гуманитарных катастроф» в тех или иных европейских странах (яркий пример – Югославия).

Почему Европа играет в атлантические игры? Прежде всего европейские геополитики стремятся «на американские деньги» избавиться от последних «очагов тоталитаризма и коммунизма» на континенте. Идея проста: «пусть американцы продолжают тратиться; чем больше, тем лучше, так они скорее уйдут». Несомненно, Европа уже не хочет прямого присутствия США, но еще не может обойтись без «старшего брата». Двойственная позиция европейских политиков создает широкое поле для американских маневров в Старом Свете.

Необходимо также подчеркнуть, что государства Восточной Европы в гораздо большей степени, чем Западной, заинтересованы в сохранении военного присутствия США на континенте, рассматривая американское влияние как фактор собственной политической стабилизации и безопасности. Речь идет не только о вечном «русском вопросе» и возможных геополитических притязаниях России. Восточную Европу гораздо больше волнует объединенная Германия и ее возможные территориальные претензии к своим соседям по европейскому дому.

Сложившаяся ситуация умело используется руководством НАТО как способ геополитического давления на Россию. Несмотря на это, наша страна занимает сегодня дружественную и конструктивную позицию по отношению к Европейскому сообществу. Российское политическое руководство дало положительную оценку ЕС и его расширению. По словам В.Путина, необходимо использовать великий исторический шанс для построения совместных европейских пространств. В ответ на это бывший министр иностранных дел ФРГ Ф.Геншер отметил, что «со времен горбачевской картины общеевропейского дома не было такого отчетливого поворота России к Европе» .

Тем не менее европейские геополитики отчетливо дали понять, что в ближайшем будущем на повестке дня российско-европейских отношений не может стоять предложение В.Путина о трансформировании Европы, а соответственно, и ЕС через объединение с богатым ресурсным потенциалом России из регионального в глобального партнера в многополярной системе международных связей. Как подчеркивают немецкие исследователи К.Майер и Х.Тиммерманн, «...такое намерение могло бы привести к тому, чтобы позиционировать Европу вместе с Россией как противоположный Соединенным Штатам полюс в мировой политике» . К таким решительным геополитическим поворотам Европа еще не готова. Проатлантический курс европейской интеграции представляется европейским геополитикам более спокойным руслом.

Однако уже сейчас в самих США немало противников продолжения активной европейской политики. Мощное антиевропейское лобби сложилось в Конгрессе. Мотив один: контроль над европейской политикой слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. На размещение своих войск в Европе Соединенные Штаты тратят на 2 млрд. долл. больше, чем на собственной территории. Американские военные эксперты подчеркивают, что США расходуют на оборону 4% своего валового национального продукта, Франция и Британия – по 3,1%, ФРГ – 1,7%. Европейские члены НАТО тратят на военные нужды лишь 66% суммы американского военного бюджета .

Наконец, американцев все больше раздражает растущий европейский «антиамериканизм». Американский сенатор Дж.Байден отмечает: «Мы видим преднамеренно селективный подбор фактов, касающихся жизни в США, и американских действий, подающих США в наиболее невыгодном свете» . Американские социологи приводят такие данные: 68% опрошенных французов выразили свою обеспокоенность сверхдержавным статусом Соединенных Штатов, и только 30% признали, что за Атлантическим океаном есть хотя бы нечто, достойное восхищения. 63% французов не испытывают чувства солидарности или близости с американцами .

Зарубежная Европа простирается с севера на юг на 5 тысяч километров, а с запада на восток – на 3 тысячи километров. Ее территория в общем занимает 5, 4 млн. квадратных километра, а население составляет 520 миллионов человек.

Общие сведения о Зарубежной Европе

Зарубежная Европа представляет собой один их очагов мировой цивилизации, и имеет несравнимое значение для мировой политики, экономики и культуры.

На ее территории расположены 40 суверенных государств, которые связаны между собой историческим прошлым, тесными культурными и политическими отношениями.

Если говорить о экономико-географическом положении стран, то оно определено двумя главными критериями. Страны зарубежной Европы относительно близко расположены друг к другу, они либо вплотную граничат по природным рубежам, либо между ними есть незначительное расстояние, которое никак не влияет на удобство транспортных связей.

Вторым основным критерием является приморское положение большинство стран, которые связаны между собой и странами других континентов морскими путями.

Такие страны, как Италия, Испания, Португалия, Великобритания , Норвегия, Дания, Нидерланды с самых давних времен связаны с морем.

Политическая картина Зарубежной Европы

Политическая картина зарубежной Европы значительно менялась трижды на протяжении 20-го века.

Первая и Вторая мировые войны существенно меняли ее, а также в конце века произошли значительные изменения, связанные с пришедшими к власти социал-демократическими партиями.

Что касается устройства государств на этой территории, то в зарубежной Европе есть республики, унитарные государства, монархические и федеративные.

К 21 веку возникла Организация по безопасности и сотрудничеству – ОБСЕ, состав которой представлен 56 странами (также в нее входят США, Канада и страны СНГ).

Природные условия и ресурсы

На территории зарубежной Европы размещены множество полезных ископаемых. К северной части относят рудные и топливные полезные ископаемые.

А гидроэнергетические ресурсы приходятся на территорию Альп, Динарских и Скандинавских гор. Лесное хозяйство развито в Швеции и Финляндии, для которых типичны лесные ландшафты.

Население Зарубежной Европы

Численность жителей этой части мира возрастает очень медленно, в зарубежной Европе зафиксирована довольно сложная демографическая ситуация. Территория представляет собой очаг мировой трудовой эмиграции, здесь находится около 20 млн. иностранных рабочих.

Важно отметить, что большинство стран Европы высокоурбанизированны, самые высокие показатели урбанизации относятся к Бельгии, Великобритании и Нидерландам.

Страны Европы относят к индоевропейской семье, различают четыре основных типа государств по национальному составу. Это однонациональные (Исландия, Норвегия, Швеция, Дания), с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Финляндия), двунациональные (Бельгия) и многонациональные (Швейцария, Латвия).

Хозяйство Зарубежной Европы

Европа занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам сельскохозяйственного и промышленного производства, по развитию туризма и экспорту товаров и услуг.

Самыми мощными странами относительно экономического положения называют Великобританию, Францию, ФРГ и Италию. У них больше всего развиты комплексы различных отраслей, в отличие от других стран, у которых сильно развиты одна-две отрасли.

Публикации по теме