Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах. Каковы перспективы движения наблюдателей на выборах? Национальные выборы в развитых странах

5 0 1782

Процедура президентских выборов в США существует уже более двух столетий, но настолько запутана, что ее не понимают порой сами американцы.

Выборы непрямые и проходят в два этапа. Ставя галочку напротив кандидата в президенты, граждане на самом деле голосуют за выборщиков, которые представляют их штат и будут уже в свою очередь избирать президента.

Несмотря на то, что коллегия выборщиков должна заседать в декабре месяце, фактически президент будет определен уже в день выборов, то есть, уже сегодня, им станет тот, за кого проголосовало большинство выборщиков.

За последний месяц президентские выборы прошли в Молдове, Ливане, Болгарии, а также в ряде других государств в рамках всеобщих выборов, например, в Никарагуа.

Как же проходят выборы в этих странах, в том числе и завершившиеся уже в США?

Итак, если вы молдовский гражданин, то впервые за последние 20 лет у вас появилась возможность выбрать президента.

Выборы прямые, глава государства избирается большинством голосов. Голосование проводится в выходной день. Чтобы проголосовать, необходимо предъявить паспорт. Вы сможете проголосовать, если находитесь за рубежом и даже в непризнанном Приднестровье. За голосованием будут следить местные, а также международные наблюдатели, в том числе и за рубежом.

В Ливане президента выбирает парламент, поэтому от вас, как гражданина этой страны, уже ничего не зависит. Это, кстати, привело к тому, что депутаты 2 года не могли прийти к единому решению. Напомню, что подобная ситуация сложилась и в Молдове, где, начиная с 2009 года, почти 3 года парламентариям не удавалось избрать президента.

Если вы болгарский гражданин, то вам предстоит выбрать президента, проголосовав за него на прямых выборах. Вы также можете проголосовать против всех.

Кстати, в истории современной Болгарии прямые президентские выборы проводятся, начиная с 1992 года, но в текущем году они впервые стали обязательными. Избирательные участки открыты и в Болгарии, и за ее пределами. Голосование также проходит в выходные, при предъявлении паспорта. За ходом выборов следят международные и местные наблюдатели.

В Никарагуа президент избирается большинством голосов на прямых выборах. При этом сняты ограничения на сроки переизбрания президента (что стало главным основанием для упреков в недемократичности выборов). Выборы проходят в выходные. За их ходом следят не только местные, но и международные наблюдатели (хотя Евроньюс утверждает обратное, указывая на угрозу США прекратить финансовую поддержку страны в случае нарушения принципов демократии).

Если вы американец, то сможете проголосовать с помощью любого документа, на котором обозначены фамилия и имя (даже бейдж без фотографии подойдет), также можете сделать это в любом месте страны или через электронную почту. Выборы проходят не в выходной день, правда, как отмечают сами граждане, всех отпускают с работы. При этом в США равнодушны к тому, что к ним не приезжают международные наблюдатели. Точнее, приезжают, но посетить могут ограниченное число штатов.

Конечно, каждая страна имеет право на самоопределение в выборе избирательной системы. Поэтому представленное в статье сравнение достаточно условно.

Однако на деле получается, что в стране, которая считает себя «самой демократической страной в мире» и зачастую критикует другие, в реальности не всегда соблюдаются принципы демократии. Например, система президентских выборов в США уже четырежды давала сбой, в результате которого не побеждал кандидат, набравший наибольшее число голосов. Однако существенных изменений в избирательной системе не наблюдается.

В этом свете также интересен отказ США пригласить российских наблюдателей на выборы, за которыми последовало предупреждение об уголовном преследовании в случае появления на избирательных участках российских дипломатов. С другой стороны, тема «российской угрозы» красной нитью прошла через всю избирательную кампанию, особенно накалившись в ее финале. Образ внешнего врага всегда сближает, но, главное, отвлекает от внутренних проблем, например, от растущей в ряде штатов безработицы.

Алла Бучкова, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат социологических наук

Избирательная система играет важную роль в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы могут иметь широкие последствия - от раскола партии до распада страны. Так, из-за недостатков избирательной системы в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура. Общепризнано, что идеальной модели избирательной системы не существует. В мире используется более 100 разновидностей избирательных систем. Но базовыми остаются мажоритарная и пропорциональная. Исторически первой стала мажоритарная система.

Мажоритарная избирательная система (majorite - большинство): победителем становится тот, кто получил большинство голосов избирателей. При этом возможны три варианта:

мажоритарная система относительного большинства , когда победителем признается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из его соперников. Ее применяли 43 государства, в том числе США;

мажоритарная система абсолютного большинства , при которой для победы необходимо набрать более 50% поданных на выборах голосов (минимум - 50% плюс 1 голос);

мажоритарная система смешанного типа , когда для победы в первом туре надо набрать абсолютное большинство голосов, если не удалось, проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, занявшие первые два места. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов (больше, чем конкурент).

Голоса подсчитываются по одномандатным избирательным округам. От каждого из них может быть избран только один кандидат. Количество одномандатных округов равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Достоинства мажоритарной системы:

Универсальность, позволяет избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города);

Выдвигаются и конкурируют конкретные кандидаты, избиратель может учитывать не только их партийную принадлежность (или ее отсутствие), политические программы, приверженность идейной доктрине, но и личные качества, профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя;

Могут реально участвовать и побеждать представители небольших партий и беспартийные независимые кандидаты, а не только представители крупных партий;

Депутаты, избранные по одномандатным мажоритарным округам, не зависят от политических партий и их лидеров, так как получили мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет корректнее соблюдать принцип народовластия - источником власти являются избиратели, а не партийные структуры. Избранный представитель гораздо ближе к своим избирателям, они знают, за кого конкретно голосуют;

Позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Эти достоинства реализуются не автоматически, зависят от политического режима. В условиях тоталитарного режима любая избирательная система обеспечивает реализацию воли политической власти, а не избирателей.

Недостатки мажоритарной системы:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти, пропадают, не преобразуются во властные полномочия голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов они могут составлять весомую часть, порой не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов;

Более дорогая, финансово затратная система из-за возможного второго тура голосования и того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводятся многочисленные избирательные кампании отдельных кандидатов;

Победа независимых кандидатов и кандидатов небольших партий повышает вероятность формирования мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого снижается. Это характерно для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

Пропорциональная избирательная система : депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным за партии голосам избирателей. Голоса подсчитываются по многомандатным округам. Избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за политические партии, за списки их кандидатов. Партии включают в списки столько кандидатов, сколько депутатов посылается в представительный орган от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие первыми порядковыми номерами в списке.

Голосование проводится в один тур. Вводится барьер проходимости - 4-5% количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Мелкие и плохо организованные партии не в состоянии его преодолеть. Поданные за них голоса и соответствующие депутатские мандаты перераспределяются в пользу партий, набравших проходной балл. В основном они достаются партиям, получившим наибольшую сумму голосов. Поэтому в пропорциональной системе заинтересованы прежде всего массовые (централизованные) партии, которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам. В сформировавшихся органах власти представлена реальная картина политической жизни и расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности.

Избрание по партийным спискам обходится дешевле. Но между народным представителем (депутатом) и самим народом (избирателями) появляется политический посредник в лице партийного лидера, с мнением которого списочный депутат вынужден считаться в гораздо большее, чем депутат от мажоритарного округа. Непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, точнее отражает мнение избирателей. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором. В стремлении соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной систем сформировалась смешанная избирательная система, при которой часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, часть - пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант более демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система , когда параллельно действуют две основные системы как результат политического компромисса между партиями - сторонниками каждой из них. Конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции между мажоритарной и пропорциональной системой - чаще всего 1:1. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равно половине мандатов в парламенте, другая половина разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Таким образом выбираются депутаты Госдумы России и парламентов некоторых других стран.

Предпочтение конкретной избирательной системы нередко зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Те или иные способы подведения итогов выборов оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения их в избирательное законодательство. Но известны случаи, когда вопрос решается путем общенационального референдума. Так в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной, а Новая Зеландия - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной системе.

Нюансы избирательных систем развитых стран

Избирательная система Великобритании

Выборы в Великобритании (парламентская республика) проходят по одномандатным округам по мажоритарной системе . На парламентских выборах страна поделена на 659 округов: 529 - в Англии, 72 - в Шотландии, 40 - в Уэльсе, 18 - в Северной Ирландии. Каждый округ избирает одного члена парламента, каждый избиратель получает в руки один бюллетень. Для победы достаточно простого большинства голосов зарегистрированных избирателей, даже минимальный перевес обеспечивает кандидату парламентский мандат.

Эту систему критикуют в основном небольшие партии, которые практически не имеют шансов попасть в парламент, хотя в общей сложности могут получить значительный процент голосов. Напротив партии, отстающие по общему числу отданных за них голосов, могут получить большинство в парламенте, если по отдельным округам их кандидаты получат большинство. Партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, формирует правительство.

В Великобритании нет дня тишины, политическая агитация не запрещена даже в день выборов. За ходом голосования, кроме наблюдателей, следят «счетчики голосов» - партийные добровольцы, которые у избирательных участков ведут учет всех зарегистрированных избирателей, вычисляют потенциальных не проголосовавших сторонников своих партий и призывают их прийти на избирательный участок. Внутри участков им агитировать запрещено. По традиции с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам. Граждане Великобритании вправе проголосовать по почте.

Избирательная система Канады

В Канаде (парламентская республика), как и в других англосаксонских странах, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства . Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и меньше половины. Эта система результативна, так как кто-то всегда получает относительное большинство. В Палате общин обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Однако система лишает представительства малые партии и искажает соответствие между числом поданных голосов и количеством мандатов, завоеванных той или иной партией. Палата общин избирается сроком на 5 лет.

Политические партии не получают официального признания в избирательном процессе, все кандидаты выступают в качестве частных лиц. Кандидатуру должны поддержать 25 избирателей, их подписи заверяют свидетели. Кандидат обязан принести присягу в том, что он согласен с выдвижением своей кандидатуры, и внести залог в размере 200 канадских долларов. Залог призван оградить избирательную кампанию от «несерьезных» кандидатов. Он возвращается кандидату, если за него проголосовало не менее 15% избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе.

Выборы в Канаде проводятся по одномандатным избирательным округам. Их определяют специальные «пограничные комиссии», создаваемыми парламентом по одной для каждой провинции. Они составляют и уточняют карты по итогам очередной переписи населения, проводимой каждые 10 лет, и должны гарантировать примерное равенство всех округов по выборам в Палату общин. При необходимости и по требованию 10 депутатов вопрос о границах округов может обсуждаться на заседаниях палаты.

Запрещено выдвигаться кандидатами должностным лицам, ответственным за проведение выборов, судьям, назначаемым генерал-губернатором, шерифам и государственным служащим. Чиновники могут выдвигать свои кандидатуры только в случае, если на период избирательной кампании уходят отпуск за свой счет, а при избрании теряют государственную должность.

Избирательная система Швеции

В Швеции (парламентская республика) используется система пропорционального представительства . Всеобщие выборы проводятся раз в 4 года одновременно в национальный (Риксдаг), региональный (Совет региона) и местный (Совет муниципалитета) уровни власти. Территория страны поделена на 29 крупных избирательных округов, совпадающих с административно-территориальным делением государства, что позволяет обеспечить большую пропорциональность представительства в сравнении с мелкими округами.

В шведском парламенте Риксдаге 349 мест (310 постоянных и 39 корректировочных, уравнивающих). Не позднее 30 апреля в год выборов Избирательная комиссия обязана определить для каждого из 29 избирательных округов число постоянных мест, исходя из числа избирателей, всего 310 постоянных мест. Остальные 39 мандатов являются уравнивающими и заполняются по общим результатам голосования по всей стране.

Избиратель имеет право голосовать за политическую партию, но внутри этого выбора он имеет возможность повлиять на порядок ранжирования кандидатов, поставив отметку напротив имени одного из них. Персональный голос может быть отдан только за одного кандидата. Право быть представленными в парламенте имеют партии, набравшие не менее 4% общего числа голосов избирателей или не менее 12% голосов в любом избирательном округе. Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между партиями в каждом избирательном округе пропорционально результатам выборов в этом округе.

После того, как все постоянные места распределены между партиями в каждом избирательном округе, эти места агрегируются по всем округам. Затем проводится новое распределение мест, которое основано на большинстве голосов по стране. Таким образом, 349 мест распределяются, рассматривая всю Швецию как один большой избирательный округ.

Результаты двух способов представительства сравниваются. Партии, которые получают больше мест при втором способе (когда вся Швеция рассматривается как один округ), имеют право получить дополнительные (корректировочные) места. Политические партии размещают корректировочные места в тех избирательных округах, где они имеют наибольшее относительное число, следующее за распределением постоянных мест. Если партия не получила ни одного дополнительного места ни в одном избирательном округе, общее число голосов, поданных за нее, используется в качестве относительного числа в тех округах, где она не получила мест при распределении корректировочных мест.

В Швеции с 1976 года на избирательных участках для голосования вместо бюллетеней используются перфорированные карточки, а вместо избирательных урн - счетные машины. Разрешено голосовать по почте. Избиратель в присутствии почтальона и свидетелей дома или на почте помещает свои избирательные бюллетени в специальные конверты с приложением удостоверения на право голосования и передает их почтальону. Свидетели своими подписями на конвертах подтверждают, что данное лицо проголосовало само. Почтовое ведомство открывает временные отделения связи в больницах и других учреждениях. В Швеции нет выездных оперативных избирательных бригад. Каждый гражданин имеет право присутствовать на избирательном участке после его условного закрытия, чтобы лично понаблюдать за подсчетом голосов. Шведам удалось обеспечить высокий уровень доверия населения к организации выборов и избирательному процессу.

Избирательная система Швейцарии

В Швейцарии (парламентская республика) выборы в Национальный совет проводятся по , благодаря этому получают шанс и небольшие партии. До 1919 года выборы в федеральный парламент проходили по мажоритарной системе.

Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. В избирательных списках столько кандидатов, сколько вакансий на выборах. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями избирательные списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Ему позволено составить собственный избирательный список или опираться на полученные списки кандидатов, вычеркнуть из них каких-то кандидатов и вписать новых. Если он хочет особенно поддержать кого-то кандидата, то может вписать его фамилию в бюллетень дважды, вычеркнув других.

При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Кандидаты, получившие наибольшее число голосов, считаются избранными. Места тех членов Советов, которые по каким-либо причинам выбывают до истечения срока их полномочий, занимают кандидаты, ранее не избранные, но идущие по числу поданных за них голосов вслед за выбывшими депутатами.

Мажоритарная система , в противоположность описанной пропорциональной, применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или требуется избрать небольшое число кандидатов (например, при выборах в Правительственный совет, Совет кантонов или судебные органы). Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство - 50% действительных голосов плюс один голос. Если несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, то побеждают набравшие наибольшее количество голосов. Если ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

Избирательная система Германии

В Германии (парламентская республика) проводятся выборы трех уровней: федеральные (Бундестаг, Европейский парламент), региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов) и местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов). Страна поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки, то есть партия представляет 16 партийных списков - по одному в каждом округе (федеральной земле).

Немецкую избирательную систему иногда ошибочно считают смешанной (50% депутатов избирается по одномандатным округам, 50% - по партийным спискам). В действительности при выборах в Бундестаг применяется пропорциональная система , роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.

Корректнее немецкую избирательную систему назвать персонализированной пропорциональной . Все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них (299 депутатов) определяют сами избиратели. Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: «первый» - за депутата в своем одномандатном округе, «второй» - за партийный список. Состав Бундестага отражает соотношение сил между партиями в национальном масштабе, определяемый по итогам голосования по партийным спискам. Считается, что наличие двух голосов у одного избирателя вносит в избирательную систему личностный фактор и укрепляет связь между избирателями и депутатами. Кроме того, такой механизм формирования Бундестага обеспечивает лидерам крупнейших политических партий депутатский мандат даже в случае их поражения по территориальным избирательным округам. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5% голосов за партийный список по ФРГ в целом или провести не менее 3 депутатов по одномандатным округам по всей стране.

На региональном уровне применяются и иные избирательные системы (кумулятивное голосование). Избирательное законодательство регионов в деталях отличается от общефедерального.

Голосование является добровольным, порог явки отсутствует, но немцы традиционно дисциплинировано ходят на выборы. Даже самая низка за всю послевоенную историю явка на выборах 2009 года достигла 70,8%. Допускается голосование по почте. Практикуется электронное голосование, хотя периодически возникают опасения по поводу обеспечения тайны голосования.

Избирательная система Японии

В Японии (парламентская республика) используется смешанная избирательная система . Нижняя палата парламента - Палата представителей (500 членов) избирается на 4 года. Кандидат вносит избирательный залог 3 млн иен. Он не возвращается, если кандидат не набрал 1/5 части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов избирателей на число причитающихся округу мест.

Верхняя палата парламента - Плата советников (252 депутата) избирается на 6 лет. Через каждые 3 года половина состава советников переизбирается. 152 советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты Палаты представителей, 100 советников - по системе пропорционального представительства . Кандидат в Палату советников должен внести 2 млн иен. Сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. Возможен возврат избирательного залога. Так, независимому кандидату, чтобы получить свой залог обратно, необходимо собрать 1/8 часть голосов от квоты, которая определяется так же, как квота при выборах в нижнюю палату. Иными словами, вся Палата представителей и большая часть Палаты советников формируются по системе «единого непередаваемого голоса», которая стимулирует партии внимательно относиться к численности выдвигаемых в округах кандидатов.

В Японии, в отличие от Западной Европы, запрещены обход домов избирателей, агитация на дому и против других кандидатов. В ходе предвыборной кампании (длится месяц) доступ на телевидение крайне ограничен, практикуются ежедневные 8-часовые поездки по городам на агитационных автобусах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. Кандидаты выступают прямо с крыши автобуса, проводят пресс-конференции, непосредственно общаются с избирателями (тысячи рукопожатий).

Выборы в местные органы власти и управления проводятся в том же порядке. Они избираются сроком на 4 года.

Избирательная система Франции

Во Франции (президентская республика) нет единой централизованной системы постоянно действующих избирательных органов. Подготовку и проведение выборов обеспечивают Министерство внутренних дел (подсчитывает голоса на выборах, кроме парламентских и президентских, получая информацию от участковых избирательных комиссий), Высший совет телерадиовещания и Национальная счетная комиссия (проверяет финансовые отчеты по предвыборным расходам и финансированию партий). В Национальную счетную комиссию входят 9 членов (по 3 - от Госсовета, Кассационного суда и Счетной палаты), назначаемых на 5 лет.

Президент Франции избирается по мажоритарной системе прямим голосованием на 5 лет. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Кандидату на пост президента необходимо собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих высокие выборные должности (членов парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров). Все подписавшиеся должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий, их имена публикуются. Кандидаты должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания - обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе. Для кандидатов на должность президента установлен залог 2 тыс. евро.

Национальное собрание Франции (нижняя палата парламента) избирается по смешанной мажоритарной системе на 5 лет. Для избрания в первом туре нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (более 50% поданных голосов избирателей и не менее 25% от числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей), так как от округа избирается один депутат. Если никто не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур. В нем участвуют кандидаты, набравшие минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Если в округе только один кандидат набрал 12,5%, то во втором туре участвует и следующий по количеству набранных голосов кандидат.

Для выборов в Национальное собрание сформировано 577 избирательных округов: 555 округов - в континентальной Франции и 22 округа - в заморских французских территориях, в каждом из которых избирается один представитель. Округа по выборам в нижнюю палату исчисляются с учетом жителей, а не избирателей. Каждый департамент должен быть представлен минимум двумя депутатами, даже если число жителей не позволяет этого.

Сенат обеспечивает представительство административно-территориальных образований страны. 348 сенаторов избираются на 6 лет в 108 избирательных округах на основе непрямых (косвенных) всеобщих выборов Избирательным коллежем (коллегией), который состоит примерно из 145 тыс. человек, 95% из них - делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов Избирательного коллежа. Таким образом, сенаторы фактически избираются многочисленными муниципальными советниками. Каждые 3 года переизбирается 1/3 Сената. В отличие от Национального собрания Сенат не может быть распущен президентом.

В 85 департаментах, от которых избирается не больше 4 сенаторов, и во всех заморских французских территориях сенаторы избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства , а в 14 департаментах, представленных в Сенате 5 и больше сенаторами, - по пропорциональной системе (лишь 69 сенаторов). Голосование происходит в главном городе департамента (он же главный город региона). От департамента члены коллегии избирают 2, 3 и более сенаторов.

В избирательных коллегиях, где сенаторов избирают по пропорциональной системе , избиратели голосуют за партийные списки. Их голоса делятся на количество отведенных для департамента мандатов (избирательная квота). Для определения количества мест, которые получает партия, поданные за списки голоса делятся на квоту. В избирательных коллегиях, которые избирают сенаторов по мажоритарной системе , выборы проводятся аналогично процедуре избрания членов Национального собрания, то есть в два тура.

Кандидатов в сенаторы выдвигают политические партии или это самовыдвиженцы. Кандидат вносит избирательный залог около 400 евро, который возвращается, если его поддержку подано более 10% всех голосов избирателей при самовыдвижении или если партийный список, куда он включен, набрал не менее 5% поданных голосов.

16 октября прошел семинар ВШЭ .

С докладом на эту тему выступила младший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ . По ее словам, как отмечается в литературе, впервые международное наблюдение на выборах зафиксировано в 1857 году, когда Европейская комиссия в лице представителей из Австрии, Британии, Франции, России и других стран наблюдала за выборами, проходившими на спорной территории Молдавии и Валахии (ныне юг Румынии). До середины XX века участие наблюдателей не было активным. Рост произошел в 1989-1990 годах, к 2004 году процент выборов, проходивших с участием международных наблюдателей, достиг 85%.

Первые национальные наблюдатели на выборах появились в 1984 году на Филиппинах. Тогда к наблюдениям удалось привлечь более 200 тысяч жителей архипелага.

В России в 1990-е годы введено понятие «наблюдателя на выборах», в 2000-е годы появились организации непартийного наблюдения, в частности Ассоциация «Голос». Однако уже в 2005 году выборное законодательство было скорректировано и общественные организации лишились возможности назначать своих наблюдателей на выборах федерального уровня.

Таким образом, участие граждан в выборах в качестве наблюдателей не стало новым событием для нашей страны, новым оказался масштаб: в марте 2012 года на выборах президента наблюдателями стали сотни тысяч человек. Это привело к возникновению новых организаций наблюдателей и оформлению тенденции к долгосрочному наблюдению, что проявилось, к примеру, в создании «Карты нарушений» на выборах.

Несмотря на массовость, деятельность наблюдателей не была хаотичной. Включение граждан в движение наблюдателей координировалось возникшими снизу новыми общественными организациями. Они распространяли агитационные видеоролики, направленные на привлечение граждан к добровольной и безвозмездной деятельности по наблюдению за выборами; проводили обучение правовым основам деятельности наблюдателей; разрабатывали методические инструкции по нормам избирательного законодательства. Были созданы «мобильные группы» помощи и «горячая» телефонная линия, впервые в России была применена технология параллельного подсчета голосов.

Впоследствии движение наблюдателей на выборах начало трансформироваться: каждое из существующих общественных объединений наблюдателей («Голос», «Гражданин Наблюдатель», «СОНАР», «РосВыборы») приобрело свои уникальные функции; появилось территориальное деление ответственности среди участников движения.

Такая динамичность и организованность движения наблюдателей способствовала привлечению людей. Расширился и репертуар действий активистов. В частности, получила распространение практика «электорального туризма». Кроме того, многие общественные наблюдатели в период формирования избиркомов вошли в их состав. В целом, констатировала Юлия Скокова, в России созданы весьма благоприятные условия для участия граждан в выборах в качестве наблюдателей.

По мнению докладчика, такая деятельность граждан может рассматриваться в качестве общественного движения: в нем участвует значительное число людей, оно хорошо организовано, его деятельность связана с попыткой повлиять на некоторые аспекты жизни общества.

В докладе были представлены результаты опросов наблюдателей на выборах, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в 2012-2013 года. Опрос был проведен в онлайн режиме с предварительной консультацией с наблюдателями по содержанию анкеты.

В результате анкетирования удалось составить «портрет» типичного наблюдателя: 79% опрошенных находятся в возрасте от 18 до 45 лет, причем мужчин больше (68%); в основном это люди с высшим образованием (71%) из сферы IT (20%), науки (11%), образования (7%). По предположению Юлии Скоковой, представители этих отраслей работают с информацией, а потому чаще встречали сведения о нарушениях в ходе голосования или подсчета голосов, что во многом повлияло на их решение стать наблюдателями.

Характерно и то, что 47% опрошенных наблюдателей не являются членами или сторонниками каких-либо политических партий. В этом смысле интересно, что де-юре общественных наблюдателей нет с 2005 года, но де-факто они есть: организации договариваются с партиями и получают от них направления на участки.

Наблюдатели в высокой степени информированы и принимают участие в деятельности различных институтов гражданского общества. Чаще всего они участвуют в деятельности благотворительных организаций (21%), ТСЖ/ЖСК (16%), различных клубов по интересам (15%), природоохранных организаций (10%) и других. Значительная часть опрошенных за последний год принимала участие в добровольческой деятельности (85%) и благотворительности (82%).

Не чужды им и гражданские чувства: 88% опрошенных ощущают себя гражданами страны, при этом 50% чувствуют обиду за то, что в стране происходит. По всей видимости, именно это и комбинация высокого чувства ответственности за то, что происходит в стране (62%) и достаточно низкого чувства возможности в ней что-то изменить (30%), повлияло на формирование у 44% наблюдателей желания уехать из страны: 21% хотели бы уехать из страны в ближайшее время, 18% - в отделенном будущем.

Как рассказала Юлия Скокова, опрошенные решили стать наблюдателями по разным причинам, но основная - несогласие с результатами голосования на предыдущих выборах (69%). Высоко также и желание убедиться в том, что выборы проходят честно (64%) и чувство гражданского долга - предотвратить нарушение на выборах (58%). Причем желание убедиться, что выборы проходят честно и противоположный вариант - предотвратить нарушение закона - у 36% наблюдателей совпадает. Малочисленны те, кто впервые стал наблюдателем за компанию с кем-либо.

Что касается перспектив участия граждан в деятельности по наблюдению за выборами, то 68% участников опроса при любых условиях готовы вновь стать наблюдателями. «Важно сохранить это желание. Однако чтобы это сделать, надо искать ответы на довольно сложные вопросы: Как привлечь наблюдателей в регионах? Как сохранить интерес к такой деятельности? Как сделать наблюдение эффективным?», - подчеркнула автор доклада.

Общественная значимость движения наблюдателей заключается в том, что повышается честность процедуры выборов, развивается демократия и гражданское общество, развиваются навыки общественной самоорганизации, растет правовая грамотность населения, а у процедуры выборов формируется положительный имидж, уверена Юлия Скокова.

После доклада на семинаре состоялась дискуссия о перспективах развития движения наблюдателей. Отвечая на вопрос Елены Петренко , директора по исследованиям Фонда «Общественное мнение», о том, возможно ли оформление данной практики в социальный институт, Юлия Скокова обратилась к зарубежному опыту. По ее словам, как правило, движения наблюдателей постепенно трансформировались в институты. И в случае с Россией речь идет, по всей видимости, о начальном этапе институционализации.

Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Владимир Беневоленский обратил внимание на то обстоятельство, что во многих странах так называемой развитой демократии нет движений наблюдателей. «На карте распространения движений не отмечены ни Франция, ни Великобритания, ни многие другие страны. О чем это может говорить?», - задался вопросом исследователь. По мнению автора доклада, практики внутреннего (национального) наблюдения на выборах широко распространены именно в развивающихся странах. Об этом свидетельствует и литература по данной проблематике. Возможно, граждане в развитых странах больше доверяют системе выборов. Правда, именно развитые страны поддерживали движения наблюдателей в странах становления демократии.

Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова предположила, что со временем в силу разных причин может возникнуть разрыв между рядовыми наблюдателями и организаторами наблюдений, как это часто происходит в добровольческих организациях. Однако, по мнению присутствовавших на семинаре представителей движения наблюдателей, «каста профессиональных наблюдателей» не выделилась, по-прежнему большой объем работы выполняется исключительно на общественных началах.

Представитель межрегионального общественного движения наблюдателей «СОНАР» Дмитрий Нестеров высказал опасение, что движение наблюдателей (как массовое) может сойти на нет из-за потери изначально определяющей протестной мотивации. «Исчезнет она, постепенно сведется к минимуму и активность граждан в вопросах наблюдения на выборах», - считает он. По мнению Елены Петренко, движение наблюдателей - «одно из проявлений развивающегося гражданского общества»; подобно тому, как люди самоорганизовывались для борьбы с пожарами и ликвидации последствий наводнений, россияне стали участвовать в наблюдении на выборах. Что будет с движением наблюдателей дальше, покажет время.

Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Выборы президента характерны для государств с демократическим строем, коих в мире довольно много. Все мы знаем, как проходят выборы в России, но было бы интересно узнать, как этот процесс организован в других странах. сайт

США

В одной из самых демократичных стран мира довольно сложная избирательная система. Каждый желающий проголосовать должен предварительно зарегистрироваться. Затем по почте гражданин получает карточку-приглашение. Мероприятие всегда назначается на вторник. оффбанк.ру

На избирательном участке стоят машины для голосования. Нужно нажать на экране нужную кнопку, обозначающую конкретного кандидата. После этого человеку выдают наклейку “Я проголосовал”, и можно идти.

Германия

В ФРГ статус главы государства принадлежит Федеральному президенту, и выбирается он без прений Федеральным собранием. В это собрание входят члены главного парламента и парламентов отдельных регионов. Каждый из них предоставляет собственные кандидатуры. www.сайт

Из тура в тур кандидаты отсеиваются согласно решению Федерального собрания. Таким образом, побеждает тот, кого поддерживает большое количество участников собрания.

Франция

Французы отличаются любовью к активной политической и общественной жизни, поэтому голосуют там абсолютно все. При этом они справедливо считают себя работодателями президента и ищут в каждом кандидате личные выгоды. https://www.сайт/

В день голосования гражданин приходит на участок со специальной картой, по предъявлению которой открывается доступ к голосованию. Такая карта есть только у граждан страны, ее не имеют права получить обладатели визы “визитера”. А прежде, чем поставить галочку, каждый француз долго и усердно читает предвыборные кампании каждого кандидата, чтобы сделать осознанный выбор.

Швейцария

В Швейцарии президент выбирается из членов парламента, причем обычно должность достается тому, что дольше всех её не занимал, без каких-либо дискуссий. Статус президента присваивается на год, поэтому в последнее время получается, что каждый член совета получается эту должность раз в семь лет. сайт

Примечательно, что он не является при этом главой правительства или государства. Управление страной производится парламентом путем голосований, но голос президента в спорных ситуациях - решающий.

Италия

В Италии главу государства выбирает специально собранная коллегия из членов парламента и сената, а также делегатов из разных областей. Через первые три тура проходят кандидаты, набравшие более 2-3 от общего количества голосов. www.сайт

Таким образом, уже на первые туры может быть определен победитель, в противном случае президентом становится тот, кто наберет более 50% голосов. Вступая в должность главы государства, он должен принести Присягу.

Болгария

Болгарский президент назначается на пятилетний срок и является главным лицом страны и символом ее единства. Для его избрания применяют тайное голосование, где у каждого голос равный вес. оффбанк.ру

На последних выборах в 2016 году президентом стал Румен Радев. Его главная соперница, Цецка Цачева, проиграла, вследствие чего из правительства ушел и премьер-министр, который горячо поддерживал эту кандидатуру.

Латвия

В Латвии, чтобы победить на выборах, будущий президент должен обеспечить себе поддержку 51 или более депутата из 100. Если этого не случилось, организуется следующий раунд. https://www.сайт/

Президент избирается на 4-летний срок и не может занимать свой пост больше двух сроков подряд.

Израиль

В стране президента избирает кнессет (парламент). Для победы кандидат должен получить 61 или более голосов из 120. Не всегда это получается с первого раунда. А начиная с 3 раунда кандидаты, набравшие меньше всех голосов, начинают отстраняться. И так, пока не будет выявлен победитель. сайт

Ливан

Президент в Ливане избирается парламентом. В первом туре побеждает тот, кого поддержат 2/3 из 128 голосующих. Во втором - половина. Полномочия выдаются на шесть лет.

Ещё недавно весь мир напряжённо следил за ситуацией в Ливане, где кресло президента пустовало более 8 месяцев - беспрецедентный случай. Это было очень тяжёлое время для страны в связи с проблемами другого рода, например, потоком беженцев из Сирии. https://www.сайт/

Выборы долго не могли состояться из-за отсутствия кворума (достаточного количества депутатов для голосования). Наконец, в конце 2016 года главой государства стал Мишель Аун.

Молдова

Согласно изменениям от 2016 года, президент в Молдове избирается сроком на четыре года. Для победы кандидат должен получить больше половины от общего числа голосов избирателей. Если в первом туре никто не одержал уверенную победу, то назначается следующий. оффбанк.ру

Надо сказать, что на сегодняшний день политическая обстановка в стране весьма неблагоприятна. Имеют место коррупционные скандалы, особенно в банковской отрасли, а также конфликты в обществе по поводу геополитического положения государства. Отчасти в связи с этим и были внесены поправки в процесс выбора президента.

Киргизия

В 2010 году страна пережила революцию, в результате которой была издана новая конституция, делающая Киргизию парламентской республикой. Кандидаты в президенты выдвигались от разных политических партий и от органов местного самоуправления. Каждый из них должен собрать в свою пользу не менее 30 тысяч подписей.

Никарагуа

В Никарагуа глава государства избирается с помощью прямых выборов, причём ограничения по срокам на переизбрание отсутствуют (за что страну упрекают в недостаточной демократичности). www.сайт

Бразилия

В этой стране президент выбирается на 4 года и может править не больше двух сроков подряд. Победителем становится тот кандидат, за которого было отдано абсолютное большинство голосов, а если такого нет, то проводится следующий тур, в котором участвуют два лидера первого тура. оффбанк.ру

На мировой политической арене всё взаимосвязано, поэтому важно знать, что происходит и в других странах, а не только в нашей. Ведь это в любой момент может прямо или косвенно повлиять на нашу жизнь.

Во многих странах национальный сепаратизм стал реальной угрозой их целостности. Для примера можно привести многолетний конфликт в Ольстере (Северной Ирландии), но там помимо национальных противоречий имеет место и религиозное противостояние между ирландцами-католиками и протестантами-англичанами. При попытках решить этот конфликт силой британские власти натолкнулись на сопротивление ирландских террористов. Самой крупной группировкой является ИРА - Ирландская республиканская армия. Особенно громкие террористические акции имели место в Великобритании в 1980-90-х гг. А в Северную Ирландию вводились полицейские и военные силы. Белфаст превратился в прифронтовой город. Однако сломить сопротивление сепаратистских групп не удалось и в конце концов обеим сторонам пришлось сесть за стол переговоров. До сих пор решения, устроившего бы обе стороны, не выработано. Однако террористические акты прекратились. Столь же сложные отношения сложились и между испанским правительством и басками, народом, живущим на севере Испании. Там тоже, из-за безрезультатности остальных методов воздействия на центральные органы власти началось формирование организаций террористического толка. Самая известная из них - ЭТА - и поныне продолжает совершение терактов. Кроме откровенно бандитских групп, существует в Испании и множество других, требования которых весьма разнообразны: от национальной или культурной и языковой автономии до предоставления независимости. В период правления Франко все попытки национального или языкового обособления подавлялись. Не приветствуются они и сейчас. Поэтому я не считаю национальную политику Испании верной. Если страна многоязычна, то это всегда необходимо учитывать. Поэтому в Канаде правительство пошло на многочисленные уступки франкоязычной провинции Квебек, когда там начались требования о предоставлении ему суверенитета. В результате Квебек остался в составе Канады, и сейчас эту проблему практически удалось решить: большинство жителей провинции сейчас высказываются за единство страны. Однако сепаратистские настроения там всё ещё не редкость.

Удачной можно признать и национальную политику США. Начиная с 50-60-х гг. там шла напряженная борьба за расовое равноправие. И на сегодняшний день, по крайней мере, удалось снять открытое противостояние между белыми и цветными американцами. И беспорядки на этой почве в целом прекратились, ушли в прошлое группировки типа «Чёрных пантер» не произошло, правда, и ассимиляции национальных диаспор, живущих довольно обособленно. Поэтому до сих пор неверно было бы говорить о том, что «американец» - национальность. Коренные американцы - индейские племена - до сих пор живут в резервациях, а условия жизни там отнюдь не лучшие. Этот вопрос, скорее всего, требует несколько иного решения, чем ассимиляция. С развалом социалистического лагеря все ранее подавляемые межнациональные противоречия прорвались. В результате распались СССР, Югославия, Чехословакия. Но если в ЧССР «развод» произошёл мирно, то СФРЮ оказалась ввергнута в гражданскую войну на долгие годы. Не обошли межнациональные вооружённые конфликты и бывшие республики Советского Союза, Южная Осетия, Абхазия, Ингушетия, Карабах, Приднестровье, Фергана, Ош, Узген.

Правильной национальной политикой руководствовалась в своих действиях, как ни странно, наднациональная Организация объединённых наций. Именно её вооружённые части вставали между конфликтующими сторонами и таким образом вынуждали их сесть за стол переговоров. К сожалению, в последнем балканском конфликте силы НАТО приняли лишь одну сторону в межнациональном противостоянии в Косово. В результате под систему европейской безопасности заложена бомба большой силы. Очаг терроризма создан чуть ли не в центре Европы и пока у боевиков УЧК не отобрано даже тяжёлое вооружение. В общем, ситуация там развивается по чеченскому сценарию и что будет дальше - неизвестно.

Особняком стоит проблема курдов. Этот народ не имеет собственного государства, хотя насчитывает более миллиона человек, проживающих в основном на территории Турции, Ирака и Ирана. Ни одно из этих государств не желает, не только отдавать часть своей земли под создание независимого Курдистана, но и (например, в Турции и Ираке) запрещает разговаривать на курдском языке. В итоге курды уже десятки лет ведут со всеми тремя государствами партизанскую войну и не прекращают проведение террористических актов. Правда, на эту проблему ООН обращает слишком мало внимания. А данные страны проводят национальную политику, направленную, как мне кажется, на исчезновение народа (расселение его по миру и истребление несогласных ассимилироваться). Афганистан выделяется ещё и тем, что там агрессивная национальная политика переплелась с использованием исламского фундаментализма в качестве государственной идеологии. И гражданская война там может длиться там ещё очень много лет. Здесь очень трудно найти какое-либо приемлемое или осуществимое решение.

Публикации по теме