Риторика возникла в древней греции как искусство. Ораторское искусство как прообраз публицистики

Информационных процессов в Древних цивилизациях и Средневековье.

Тема 1. Предыстория журналистики. Развитие

Ораторское искусство – значительное явление общественной жизни древнего мира. Но именно Древняя Греция считается родиной ораторского искусства. Здесь уже в У в. до н.э. сложилась культура ораторской речи, различные ее виды. Ораторское искусство становится профессией. Именно в Древней Греции зародилась теория красноречия, в первую очередь в трудах греческого ученого, который положил начало многим отраслям знаний - Аристотеля (384-322г.г. до н.э.). Некоторые свои работы Аристотель посвятил теории риторики. Его основной - «Риторика»- состоит из трех книг и посвящен таким важным вопросам ораторского искусства как язык, стиль и структура речи. Автор делит речи на три вида: совещательные (политические), судебные и торжественные (эпидейктические). Автор считает, что хорошей речью является только та речь, которая дает знания. Также в «Риторике» поднимается проблема главной направленности красноречия – организация общественного мнения. Искусство слова считалось искусством воздействия на людей, и главной задачей оратора было умение разъяснять и побуждать - к мышлению или действию.

Расцвет древнегреческой риторики связан также с особенностями государственного устройства Древней Греции. Конец У1- начало У века до н.э. является периодом зарождения и становления афинской демократии. Именно в данный период в стране формируются элементы правового государства. Реформы, которые были проведены политическим деятелем Солоном (род. Ок.638 г.- ум. Ок.559 г. до н.э), оказали большое влияние и на развитие ораторского искусства. Важнейшим аспектом деятельности Солона стала реформа экклесии – народного собрания. Ранее все государственные вопросы решал совет родовой аристократии – Ареопаг. Солон лишил Ареопаг части полномочий, и вся полнота государственной власти перешла в руки экклесии. В состав экклесии входили все свободные совершеннолетние граждане мужского пола. На заседании народного собрания одновременно присутствовало и принимало решения по важным государственным вопросам (войны и мира, взаимоотношения с другими государствами) примерно 3000 человек. В таких условиях значительно возрастает роль политической речи и роль самого политического оратора, который существенно влияет на общественное мнение.

Непревзойденным мастером в этой области можно назвать Демосфена (384-322 г.г. до н.э.). Сначала он был логографом (составитель судебных речей), но наибольшую известность снискал себе именно как политический оратор. Демосфен является сторонником афинской демократии, открыто выступал против тирании и монархии.



Главная тема его политических речей – борьба против македонского царя Филиппа, который угрожал независимости Греции, и против промакедонской партии внутри страны, которая поддерживала Филиппа. Из шестидесяти речей Демосфена, дошедших до нас, наиболее известными являются восемь, посвященные этой теме. Они имеют общее название – «Филиппики». Демосфен стремиться

объяснить согражданам суть политики македонского царя, которая угрожает греческой демократии. Речи Демосфена были рассчитаны на большое количество слушателей, его главной задачей было не просто изложить суть вопроса, но и убедить эллинов в необходимости противостоять македонцу. Эти задачи определили и четкую структуру «Филиппик» – короткое вступление, далее оратор переходит к изложению фактического материала и его анализу и в заключении делает четкие вы выводы и подводит итог сказанному.

Во времена Солона была проведена также реформа суда: создается суд присяжных - демократический верховный суд, где в качестве судьи мог выступать любой гражданин государства не моложе тридцати лет. В отдельных случаях количество заседателей доходило до 6000 человек. Функции адвоката и прокурора выполнял сам истец или ответчик. Приговор суда в значительной степени зависел от того впечатления, которое речь произведет на присяжных. Поэтому так важно было грамотно и логично составить свою речь, уметь четко выразить свои мысли и достойно держать себя на публике. Если человек не мог сам подготовить свое выступление, то эту работу выполнял логограф, который за плату составлял речи, обучал приемам ораторского искусства. Логографами были многие великие древнегреческие ораторы.

Наиболее известным судебным оратором Древней Греции был Лисий (ок.459-380г.г.до н.э.). Первую свою речь Лисий произнес в довольно зрелом возрасте, когда ему было около 60-ти лет. Лисий выступил в качестве обвинителя на суде против человека, который был виновен в гибели брата с речью «Против Эратосфена, бывшего члена коллегии тридцати». Это единственная речь, которую Лисий произнес сам, в последствии он занимался составлением речей для других. Особенностью речей Лисия являются простота и ясность изложения. Большая роль отводится повествовательной части, которая дает четкую картину происшедших событий.

Самым ярким представителем торжественного красноречия является Исократ (436-338 г.г. до н.э.) Первые попытки выступить публично закончились для него провалом – он обладал очень слабым голосом. Поэтому Исократ отказался от выступлений на публике и занялся составлением речей, которые в первую очередь предназначались для чтения. Недаром Исократа называют первым публицистом. До нас дошли 21 (6 судебных и 15 торжественных) речь и девять писем. В наиболее известной его речи «Панегирик» (которая может служить также примером и политической речи) Исократ поднимает вопрос о кризисе полисов. Он предлагает объединиться греческим городам под эгидой Афин для похода против давних врагов – персов. Политическая точка зрения Исократа изложена в его трудах «Ареопагитик», «Филипп». Первая речь посвящена важной теме – внутренней организации Афин, здесь же ставится вопрос об основных принципах правильного руководства государством.

Речь «Филипп» построена как обращение к македонскому царю Филиппу, он призывает его объединить греческие города и возглавить поход на персов. Война против персов, по мнению Исократа, будет выгодна и Греции и Македонии.

Исократ известен и созданной им школой красноречия. Обучение в ней длилось три-четыре года. Примечательно, что школе изучались различные предметы - как гуманитарные так и естественные. Исократ считал, что настоящий оратор должен изучать не только профессиональные навыки, но и обладать широкими знаниями в разных областях науки. Школа Исократа сыграла большую роль в истории греческой культуры и греческого общества: из ее стен вышли не только известные ораторы, но и историки, политические деятели.

Расцвет римского ораторского искусства приходится на 1 век до н.э. Это сложный период в истории Рима, время политических баталий, падения республики и возникновения империи. Римское искусство связано прежде всего с практическими сторонами жизни, поэтому главными видами римского ораторского искусства являются политическое и судебное. Это в полной мере относится и к особенностям риторики Марка Туллия Цицерона (106-43г.г.до н.э.) – самого яркого представителя римского красноречия. До нас дошли его 58 речей.

Цицерон происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Начинает свою карьеру с судебного красноречия. Наиболее известные его речи «В защиту Сеста Росция из Америи» и серии «Речей против Гая Верреса».

В 63 г. до н.э. Цицерон поднимается на вершину политической власти – он становится консулом. На этот период приходится и пик ораторской деятельности. В этом же году Цицерон произносит свои знаменитые речи «Против Катилины», которые вошли в историю под названием «катилинарии». Катилина – политический противник Цицерона, возглавивший заговор с целью свержения власти. Цицерон блестяще убедительно доказывает виновность Катилины, хотя доказательств существования заговора у него не было. В своих речах, наиболее известной из которых, является первая Катилинария, произнесенная 8 ноября 63 г. до н.э., Цицерон основывается на развенчании личности обвиняемого, его преступного характера. Оратор делает ставку не на факты, а на эмоции и достигает свой цели. Уже на следующий день Катилина покидает Рим.

К известным политическим речам Цицерона также можно отнести четырнадцать речей против Марка Антония. Произнесенные в концу жизни великого оратора в 44 г. до н.э. речи, названные самим Цицероном «филиппиками» поднимают важные политические вопросы того времени.

Письменные формы распространения информации в Древнем Риме. Первые предгазеты.

Появление письменности в период 8-6-го тысячелетий до н.э. в корне изменило систему человеческого общения. Появляется возможность фиксировать информацию в специальных текстах. История свидетельствует о том, что в древности первоначальными записями были астрономические, ритуальные сведения, отражение хозяйственных расчетов, генеалогия то есть материалы, которые носили документальный характер.

Как в Древней Греции так и в Древнем Риме существовали устные и письменные способы распространения информации. Хотя в Древней Греции не существовало подобия газет, но появляются такой жанр письменной публицистики как памфлет, который выполнял идеологическую и агитационную роль.

Появление исторических хроник – важный этап развития письменных форм распространения информации. Уже с первых шагов возникновения письменности и государственности начинается фиксирование исторических сведений. Древнегреческого ученого Фукидида (р.ок.460-ум.ок.400 до н.э.) по праву можно назвать отцом научной историографии. Он является автором величайшего произведения античной историографии - «Истории Пелопонесской войны». В своих работах Фукидид по-новому отображает действительность – он опирается на проверенные достоверность материала и анализирует факты. Таким образом, документалистика медленно, шаг за шагом заменяет мифологизм письменных текстов. Так, например, у Фукидида в его трудах уже не упоминается о роли богов и их вмешательстве в ход исторических событий.

Широкое распространение письменные формы получают в Древнем Риме. В первую очередь нужно отметить использование эпистол. Письмо играло важную роль в жизни римской республики. Многие политики, общественные деятели часто по делам службы были вынуждены покидать Рим, отправляясь в далекие провинции. Чтобы быть в курсе событий, которые происходят в городе, они нанимали грамотных, бедных людей, которые собирали информацию по городу и составляли отчеты о последних событиях в виде писем. Причем содержание этих писем было весьма разнообразным - от театральных новостей до описания похорон богатых горожан. Сборщики информации назывались “ремесленники”. В определенной степени их можно назвать подобием современных репортеров: в их обязанности входил сбор, определенная обработка и передача информации. За свою работу ремесленники получали деньги.

Важную роль в Древнем Риме играли эпистолы самих политиков, людей из сенаторского сословия. В подобной переписке в основном обсуждались вопросы общественно-политические. Причем в письмах можно было найти не только информация, различные сведения, но и присутствовал анализ, высказывалась точка зрения автора письма на ту или иную проблему. Важно, что подобная переписка становилась достоянием гласности. Если письмо было посвящено особо важным вопросам, то делались копии и одинаковые сообщения одновременно рассылались нескольким государственным деятелям.

Существовали и так называемые «открытые» письма. Тексты их переписывались в нескольких экземплярах и вывешивались в городе.

В Древнем Риме появляются также такие формы распространения информации, которые можно назвать прегазетой. В 59 г. до н.э. по приказу Юлия Цезаря стали выходить «Acta diurna senatus ac popoli ” (Ежедневные протоколы сената и римского народа»). Их делали на глиняных дощечках и выставлялась в Риме на площадях, на базарах, в людных местах. Содержание «Асta diurna» было весьма разнообразным – от политической информации до информации о различных событиях в городе. Здесь также помещались объявления о свадьбах, крестинах, похоронах в богатых знатных семьях. С «Acta diurna” делались копии и рассылались в провинции, то есть можно утверждать, что присутствовало некое подобие тиража.

При императоре Августе содержание газеты было значительно изменено: уменьшился раздел официальной информации. Больше внимания стало уделяться информации о различных происшествиях, значительно расширился отдел светской хроники.

«Acta diurna” обладает признаками газеты – наличие разнообразной информации – от политической до светской, тиражирование издания, определенную периодичность. Латинское слово «duirnalis» (ежедневный) является основой французского « journal”.

Возникновение и основные формы раннехристианской публицистики.

Первые христианские общины появились в конце 1 в. до н.э. – начале 1 в.н.э. в восточных провинциях Римской империи. Общины христиан, как проявление протеста против рабовладельческого государства, возникали вне храмовых организаций, освещавших это государство. В них входили переселенцы, рабы, вольноотпущенники - люди, которые не принимали официальную религию. Первые христианские общины отличались простотой организации, их члены устраивали совместные собрания, трапезы. На собраниях произносились проповеди, часто общины обменивались посланиями. Во главе общин стояли проповедники. Проповедь, устное слово становится главной формой распространения нового учения.

Только в начале 4 века христианство становится официальной религией. В 313 году императором Константином был издан Миланский эдикт, который провозгласил свободное исповедание христианства. В свою очередь христианская церковь стала поддерживать императорскую власть, постепенно превратившись в идеологическую опору государства. В 325 году был созван первый Вселенский собор (Никейский). На соборе был выработан символ веры – краткое изложение основных положений христианства.

В дальнейшем развитие христианской публицистики идет по двум направлениям – практикуются как устные так и письменные формы. К устной публицистике, как уже отмечалось, относится проповедь. К письменной публицистике можно отнести письма, послания, буллы, бреве – послания римских пап.

Книгоиздательское дело в раннем Средневековье. Развитие информационных процессов в позднем средневековье.

Падение Римской империи в 476 году значительно изменило развитие и ход информационного процесса. Диапазон публицистической деятельности стал значительно уже. Связано это с тем, что новое общество утратило коммуникационные связи: государства существовали обособленно, торговые отношения не развивались, уровень грамотности был крайне низким. Религиозная публицистика занимает главенствующее положение по сравнению со светской.

Основной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей - Ветхого и Нового заветов. В средневековье были созданы многочисленные комментарии к Библии. Тексты Священного писания широко использовались для создания других церковных книг. Также большое распространение имели жития святых, в которых содержались подлинные исторические сведения и факты. В Средние Века практически единственными очагами грамотности были монастыри. В монастырях переписывались книги, этот обычай был заимствован с Востока. В Европе первый монашеский орден основал Бенедикт Нурсийский (480-543 г.г.) и написал Устав, по которому монахи должны были читать и переписывать книги. Этот Устав дал толчок к превращению монастырей в центры грамотности.

Создателем первой мастерской письма – скриптория - был Кассиодор (род.487г.). В 540 году он основал монастырь, где создал школу, подобной античной. В ней изучались такие науки как грамматика, риторика, математика, музыка и даже медицина. Написал «Наставление», где содержались правила написания книг.

Жизнь монастырских скрипториев была подчинена четкому распорядку. Переписка велась по строго установленным правилам: писцам приписывалось молчать во время работы, переписывать книги можно было только в дневное время, ночью – проверять ошибки, вход в скрипторий (помимо самих писцов) разрешался только аббату или приору. Переписка книг считалась делом богоугодным. Каждый монах должен был уделять этой работе по несколько часов в день, неграмотные монахи в обязательном порядке учились грамоте.

В монастырях в первую очередь производились книги необходимые для церковных служб – литургическая литература. Крупные монастыри являлись центрами летописания – в них составлялись исторические хроники, Жития святых. Книги писались на латинском языке, что значительно сужало круг читателей.

Книга в монастырях делалась самими монахами, что называется «от корки до корки». Здесь же производился писчий материал того времени – папирус и пергамент, здесь же были и переплетные мастерские.

После начинания Кассиодора в Европе одна за другой стали возникать мастерские письма. К началу 12 века было уже 2000 монастырей, где были скриптории.

В 12-13 веках появляются новые моменты в развитии информационных процессов, связанные с зарождением капиталистических отношений в недрах Средневековья. Восстанавливаются утраченные прежде коммуникационные связи между различными регионами Европейского континента. Происходит развитие торговли, формируются торговые пути, происходит активный рост городов. Значительно увеличивается потребность в грамотных людях. В начале 12 века стали появляться муниципальные и частные школы, нарушив тем самым многовековую церковную монополию на образование. Городские школы все же были тесно связаны с церковью, так как их преподаватели должны были получать разрешение на педагогическую работу у епископа. Несмотря на это новые школы были совершенно особым явлением в жизни общества, они были материально независимы от церкви, что давало относительную свободу преподавания.

Большую роль в развитии образования сыграли первые университеты, которые возникли в конце 12 – начале 13 веков. Это университеты в Болонье - Италия, Париже – Франция, Оксфорде и Кембридже -Англия. Для обучения в школах и университетах требовалось большее количество книг, причем, если в монастырских школах это были книги сугубо богословского характера, то теперь появилась необходимость и в светской литературе. Так производство книги выходит из-под эгиды церкви. В городах появляются ремесленники, которые занимаются переписным делом. Например, в Парижском университете возникает новая система переписки книг. Университетская комиссия составляла список книг, необходимых для студентов и тщательно проверяла текст экземпляра каждой книги. Они сдавались в библиотеку (станционарий) и выдавались студентам за плату. Работа в городских мастерских значительно отличалась от таковой в монастырях, где создавали книгу от пергамента до переплета. В городе определилось разделение труда в этой области, и книга становится товаром.

Важным фактором распространения информации является появление нового писчего материала – бумаги. Пергамент – специально обработанные кожи животных - был достаточно прочным, но производство его было сложным и дорогостоящим. Бумага была изобретена в Китае во П в. н.э. и постепенно проникла на Запад В 751 году арабами был захвачен Самарканд, откуда и вывезли секрет ее изготовления в Египет, Месопотамию, Сирию. Только в ХШ веке бумага была вывезена арабами в Испанию, затем попала в Италию, затем во Францию, Германию. Уже в этом же веке в Италии, затем и во Франции стали появляться первые бумажные фабрики и было налажено производство в Европе.

По мере развития городов и торговли увеличивается потребность в информации. В 15-16 веке в Европе возникают центры информации. В первую очередь такие центры возникали в крупных портовых городах, или городах, где проводились ярмарки. Это Гамбург, Франкфурт, Лейпциг, Страсбург, Париж, Венеция, Лондон и др. Инициаторами распространения информации являлись крупные торговые дома. Постепенно получают распространение рукописные листки, которые первоначально содержали сугубо торговую информацию, в дальнейшем в них стали появляться новости о различных событиях. В Венеции эти листки продавались за мелкую монету, которая называлась «gazzeta». Так появилось слово ГАЗЕТА. Появляется также и профессия сборщика новостей.

Широкое распространение торговые издания имели и в Германии, где в 1508 году появляются торговые листки, сначала рукописные, позже печатные, издававшиеся торговым домом Фуггеров – «фуггер-газеты». Они выходили с 1520 года и до начала Тридцатилетней войны (1618-1648г.г.) В основном газеты содержали сведения, которые важны были для коммерции, но также содержали и политическую информацию. Известный торговый дом Фуггеров из Лейпцига поддерживал отношения со многими государствами, заключал торговые сделки с крупными корпорациями многих стран, с германским императором, с Ватиканом.

Важно, что газеты заказывались заинтересованными лицами, для чего делался небольшой тираж. Но широкого распространения «фуггер-газеты» не имели.

ВВЕДЕНИЕ.

Слово — один из ключевых инструментов воздействия на окружающих. Слово — могучее средство самовыражения, насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать в наибольшей мередейственной? Для решения подобных проблем существует ораторское искусство.

Ораторское искусство - искусство красиво говорить, выражать свои мысли. В нём важны две составляющие: идея, или содержание речи (так как риторика - это искусство убеждать словом) и красота речи, её форма и стиль (ведь риторику можно рассматривать ещё и как искусство украшения речи). Оно зародилось в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. При этом, ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности.

Ораторы Древней Греции.

В жизни демократических древнегреческих государств ораторское искусство имело чрезвычайное значение. Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Ни одна другая древняя культура не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая. Наиболее известными древнегреческими ораторами были Платон, Перикл, Аристотель,

Демосфен. Демосфен - афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей в наибольшей мереяркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Платон - Великий древнегреческий философ и писатель, основоположник идеализма как философского течения. Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин. В юности слушал софиста Кратила (древнегреческий философ-досократик), в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и даже отказался от реальной политической карьеры. Принимал участие в Коринфской войне. В 387 году основал в Афинах свою философскую школу в гимназии Академия. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы. Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Во многих свои произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины и поэтому доступное только философу. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям. Ценное в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», ведь слушатели бывают абсолютно разными. И какая речь, каким образом воздействует на душу.

Перикл - афинский политический деятель, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

Родился в аристократической семье, издавна принадлежавшей к правящей элите Афин. Получил прекрасное образование. В дальнейшем стал не только замечательным государственным деятелем, давшим развитие афинской демократической конституции, но и замечательным полководцем. Законодательные меры Перикла способствовали расцвету афинской демократии. Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век). Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра Был руководителем ряда военных кампаний во время Пелопоннесской войны Умер от чумы.

Перикл был великолепным оратором, но перед публикой выступал мало, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Речи его были прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Речь Перикла была красочной и образной. Хорошее образование позволило ему развить свои природные ораторские способности.

Аристотель - великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в городе Стагире. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем - в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347-334) проводит в странствиях. В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу). Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Наиболее известна учение о душе. Он считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Аристотель также создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее). Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. Умер от болезни в изгнании.

В своём труде «Риторика», состоящем из трёх книг, Аристотель обобщил и возвёл в правила достижения греческого ораторского искусства. В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Назначение речей судебных — обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Аристотель требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности. Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия.

Ораторы Древнего Рима

В жизни Древнего Рима ораторское искусств о играет не менее значимую роль, чем в Древней Греции. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Из ораторов Древнего Рима в наибольшей мереизвестны Цицерон, Марк Антоний, Цезарь.

Марк Антоний Оратор - древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул. Выдвигался как начальник конницы во время войны в Палестине и Египте (57—55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участвовал в галльских походах, управлял восточными владениями Римской державы. Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона.

После поражения в битве при Акции покончил жизнь самоубийством.

Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона.

Цицерон писал о Марке Антонии как об одном из двух (вместе с Луцием Лицинием Крассом) в наибольшей меревыдающихся ораторов старшего поколения. Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, который умело подбирал в наибольшей мересильные доводы в поддержку своей позиции и использовал их. Благодаря своей памяти он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, хотя всегда казалось, будто он выступает экспромтом. Вместе с тем, Антоний очень выразительно использовал невербальные средства общения, как например жесты, как будто «телодвижения у него выражали не слова, а мысли». Благодаря этим качествам Антоний был в наибольшей меревостребованным оратором своего времени на суде. Антоний написал небольшое сочинение «О красноречии», которое, однако, не сохранилось.

Марк Туллий Цицерон -древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Он родился в Арпине, происходил из сословия всадников, получил блестящее образование. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова. Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. Цицерон был убит наемными убийцами.

Марк Туллий Цицерон произнёс более сотни речей, политических и судебных из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени. Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других. Особо знамениты четыре речи, произнесённые в ноябре и декабре 63 года до н. э. в Римском сенате консулом Цицероном, при подавлении заговора Катилины. Сохранились в литературной обработке автора, выполненной им в 61-60 годы до н. э. Речи являются примечательным образцом ораторского искусства

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речах применяет приемы преувеличения. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. Он также не чуждался и театральных приемов. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Избранные цитаты:

Дамоклов меч:Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»

Отец истории:Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах»

Заключение.

Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима. На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

Министерство образования Республики Башкортостан

ГОУ ВУЗ БГПУ им. М. Акмуллы

Реферат

Тема: «Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима»


Введение

Глава 1 Древнегреческая риторика

1.1 Софисты- учителя риторики

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

1.3 Аристотель и его риторика

Глава 2 Риторика Древнего Рима

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Заключение

Литература


Введение

«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, творит чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить»,- очень метко и образно заметил один из древнейших философов-просветителей Горгий. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, этой насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?

Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон).

А кто же такой оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17 томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи.

Не нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого учителя, или кого-то из своих сверстников.

Для того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В этом и заключается актуальность данной темы.


Глава1 Древнегреческая риторика

1.1 Софисты - учителя риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали «сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись»

Долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств, применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу. Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и теорию ораторского искусства - риторику Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.).

Получил признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из Леонтины (485-380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков). Современники Горгия - софисты Фразимах, Протагор и другие - продолжали развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных для граждан.

1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»

Риторике софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет»

Далее, по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в начале речи, должно быть вступление, на втором месте - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона - идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому «слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом воздействует на душу.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

1.3 Аристотель и его риторика

Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг.

В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные. Цель этих речей - благо, категориями которого являются добродетель, счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных - обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков человека. В основе эпидейктических речей - понятия прекрасного и постыдного, добродетели и порока; их цель - восхвалять или порицать.

Вторая книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства. Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей, выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование.

Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о стиле - это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи, по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным, простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи.


Глава 2 Ораторы Древнего Рима

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение - по необходимости - стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия - «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО дРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И

ДРЕВНЕГО РИМА

Выполнила:

студентка группы

факультета иностранных языков

Тогошеева Тамара Игоревна

Научный руководитель:

М.Н. Чупановская, к. фил. н., доцент

Иркутск 2016

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ.ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 4

2. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Введение.

Ораторское искусство - искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. Уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. Однако слово - это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово - могучее средство самовыражения, каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки. Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч. искусство красноречия) - наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон). Подобное умение было распространено во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными. Особое значение риторики состоит в том, что она формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории, что так необходимо человеческой речи в наше время. В этом и заключается актуальность данной темы.

Искусство красноречия существовало с незапамятных времен в силу естественной необходимости что-нибудь доказывать или разъяснять в публичной речи. Но долгое время это искусство рассматривалось только как природный дар, и никто не пытался определять теоретические основы таких выступлений, сохранить их в памяти потомства.

История риторики началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Развитие ораторского искусства возможно только при таком строе, который обеспечивает свободу слова. Такие условия появились с установлением демократии. От убедительности речи оратора в народных собраниях, в советах и в судах зависел успех дела. Так и возникла теория ораторского искусства - риторика. Слово «ритор» первоначально значило «оратор», но постепенно им стали называться учителя красноречия.

Возникновение риторики. Ораторы Древней Греции.

Риторика возникла, прежде всего, в Сицилии, где во второй половине V в. в связи с уничтожением тирании и установлением демократического правления открылся простор для деятельности ораторов, особенно в судах, так как вследствие частых злоупотреблений прежней власти осталась большая путаница и в общественных, и частных делах.

В условиях античного мира живое слово оратора играло исключительно важную роль, существовал культ слова, особенно в Афинах: судебный порядок требовал, чтобы гражданин выступал на суде обязательно лично. Поэтому в конце V в. появилась нужда в опытных людях, которые сумели бы помочь своим советом или даже написать для выступающего соответствующую роль. Так возникла особая профессия адвокатов - «логографов»1, которые за плату писали речи для клиентов. Кроме того, в Совете и в Народном собрании начали выделяться ораторы, руководители общественного мнения или представители политических партий.

Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в. до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину; нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны. Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.

Уже первые риторы учитывали необходимость планомерного построения речи и стали выделять основные части ее: вступление, главную часть, и заключение. Красноречие делилось на три вида: 1) совещательное или политическое 2) судебное, включающее в себя речи обвинительные и защитительные, и 3) эпидиктическое, т. е. показное, или торжественное, ставящее целью прославление какого-нибудь предмета, события, праздника, лица и т. п. и дающее возможность оратору блеснуть своим мастерством.

Греческие ученые эпохи эллинизма из большого числа известных им ораторов выделили «канон» десяти ораторов, как наиболее замечательных; в него входили Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин и Динарх.

Первым ритором, был софист Горгий (483-376 гг.). В 427 г. он приехал в Афины в качестве посла от сицилийского города Леон-тин, чтобы просить помощи против Сиракуз. Своими речами он произвел сильнейшее впечатление на афинскую молодежь. Горгий дал также образцы торжественного, эпидиктического красноречия. Известно было его выступление на общегреческом собрании в Олимпии - «Олимпийская речь», в которой он призывал греков забыть свои междоусобия и обратиться против общего врага - персов. Но эта речь не дошла до нас. Сохранился отрывок из его «Надгробного слова». Автор в торжественных, высокопарных выражениях восхваляет доблесть воинов, павших в борьбе за отечество. Горгий в изобилии применяет всевозможные приемы внешнего, формального украшения, получившие впоследствии название «Горгиевы фигуры». Он строит речь на противопоставлениях - «антитезах», которые заостряют мысль автора и придают ей особую четкость; каждая фраза разделяется на члены, или колена, равные по своей длине, и часто их параллелизм подчеркивается созвучными окончаниями - рифмой. Таким образом, рифма в греческой литературе проявилась прежде всего в прозе, а в поэзию вошла только в первые века нашей эры.

Горгий имел много учеников и последователей; его литературное влияние было весьма сильно, что ясно видно в речах Антифонта, Лисия и Исократа, отчасти в «Истории» Фукидида.

На рубеже V-VI вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий (около 445 – 380 гг. до н. э.). Он был богатым метэком ("пришельцем") и принадлежал к демократической партии. Во время правления "тридцати тиранов" его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины лишь после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным "логографом", т.е. "писателем речей". Стиль Лисия - простой, прозрачный, и четкий. Искусство этого оратора состоит в том, чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, чтобы ее характерный облик (этос - по античной терминологии) предстал в наиболее выгодном свете, сохраняя при этом всю свою естественность и жизненность. Портрет, создаваемый речью, должен свидетельствовать в пользу произносящего ее; разумеется, портрет этот бывает иногда очень далеким от действительности.

Из традиционных частей судебной речи наибольшей художественностью отличается у Лисия повествование; это отмечала уже античная критика. В древности под именем Лисия ходило свыше 400 речей, из которых 233 считались подлинными. До нас дошли 34 речи с различной степенью литературной обработки; относятся они к периоду между 403 и 380 гг. В его речах - яркое, житейски, психологически достоверное бытовое повествование; замечательные социально-нравственные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.

Самый яркий представитель торжественного (эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор Исократ (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена. Демосфен (384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия.

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

Публикации по теме