Метафизический и диалектический методы познания. Понятие диалектики

Исторические формы диалектики.

Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания:

Диалектика -философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. (Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики.)

Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, (греч. беседую). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) использовал в своей философии диалектический метод познания (не осознавая). Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым - стихия, революционная активность - ее суть. «Революционная сторона в философии Гегеля- диалектический метод. Великая основная мысль - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. „(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного …“(Маркс) Диалектика - творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область „чистой“ теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это - условие ее жизненности.

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность), (мир - некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)

Историческое формирование диалектики: 1. Античная диалектика (стихийная и наивная) знания не были подтверждены научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Классическая немецкая фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический метод является средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и позволяет выявить закономерности их развития и научно предвидеть грядущее.

Метафизика.

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой. Этот термин возник в 1 в. до н. э., после смерти Аристотеля, который буквально означает „то, ято следует после физики “.

Метафизика - философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин „Метафизика“ в смысле „антидиалектики“ употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: „Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого…“

ПО ФИЛОСОФИИ

Диалектика и метафизика, как два противоположных пути развития.

студентки

группы 11-МЭ

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материй. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики и Метафизики.

Диалектика

1) Диалектика Гераклита. Уже потому, что самая обширная группа фрагментов Гераклита посвящена противоположностям можно судить о центральном положении этой проблемы в учении эфесца. Единство и «борьба» противоположностей - так можно абстрактно выразить структуру и динамику сущего. Единство всегда есть единство различного и противоположного.

Древним, да и многим современным интерпретаторам философии Гераклита часто представляется загадочным его утверждение о тождестве противоположностей. Однако многие из его примеров совершенно ясны. «Добро и зло» [одно и то же]. В самом деле, врачи, говорит Гераклит, всячески режущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни. Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же» «Ослы золоту предпочли бы солому». Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует синтез - борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Воина есть отец всего и мать всего, одним она определила быть богами, другим людьми…»

Гераклит Эфесский считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Круговорот имеет «путь вверх»: земля - вода - воздух - огонь и «путь вниз», в обратном направлении. Гераклит был первым крупным диалектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. Ему принадлежит известный афоризм, выражающий общую идею материалистической диалектики - «все течет, все изменяется». Излагая, эту идею в образной форме, Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»: поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

Гераклит высказал глубокую догадку о движении как борьбе противоположностей: «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Гераклиту принадлежит следующая трактовка единого мирового процесса. «Мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Ленин назвал этот фрагмент «очень хорошим изложением начал диалектического материализма».

Разумеется, огонь Гераклита также не был буквально огнем. Диалектика Гераклита, первая блестящая форма античной материалистической диалектики, имела исторически ограниченный характер. Это была скорее диалектика движения, а не диалектика развития. Это диалектика круговорота, «беличьего колеса» (по глубокой оценке А.И. Герцена). Утверждение о том, что нельзя дважды войти в одну реку, наряду с замечательно глубокой диалектической идеей, содержало и элемент преувеличения, абсолютизации изменчивости вещей, их относительности, т.е. элемент релятивизма (концепции, абсолютизирующей относительность вещей). Позднее ученик Гераклита Кратил (2-я пол. V в. -начало IV в. до н. э.), доводя этот элемент до логического завершения, утверждал, что нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку. Он считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать и поэтому предпочитал указывать на вещь пальцем.

Школа софистов (Горгий, Протагор и др.) доводили до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Пр. Взявший в займы теперь ничего не должен, так как он стал другим и т.п.

    Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Философская система делится Гегелем на три части:

Философия природы

Философия духа

Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития.

Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляют собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух».

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль, которая пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего начинается развитие этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто из которого должно произойти нечто; бытие стало быть, уже содержится так же и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие».

Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Все эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию самосозидающую.

В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это триада, где каждая часть выражает закономерны этап диалектического развития. Логику он делит так же на три части: учение о бытии, например включает в себя: 1) определенность (качество), 2)величина (количество), 3)мера.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую.

Большим научным достижением следует считать положение Гегеля об узловой линии отношения мер. Достигнув определенной стадии, количественные изменения вызывают скачкообразные и большей частью внезапные качественные изменения. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Развитие науки и общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелем диалектического закона.

Диалектика перехода количества в качество отвечает на вопрос о форме развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»

Ход рассуждения у Канта : попытка разума постичь вещи в себе приводят к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следует признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не согласен: вскрытие противоречия свидетельствует не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине.

Метафизика

1) Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон (конец VI - начало V в. до н.э.) рассматривали чувственно наглядный мир как мир «ложных мнений», т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. В сущности за изменчивым ложным миром внешних явлений скрывается абсолютно неподвижное и неизменное бытие, имеющее духовную природу.

Парменид полностью отвергал взгляд Гераклита на противоречивую природу бытия. Логика заключения элеатов об абсолютно неподвижном бытии, которое оказывалось мыслью, явственно обнаруживается в связи с апориями («затруднениями»), сформулированными Зеноном: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Ход рассуждений Зенона, несколько отойдя от буквального, можно изложить следующим образом: в каждый момент времени острие стрелы должно находиться в определенной точке пространства, но это означает, что движение есть сумма моментов покоя. Движение, следовательно, существует лишь в ложном чувственном восприятии, истинное же бытие неподвижно. Заслуга Зенона Элейского (которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики») состоит в том, что он обнаружил действительное противоречие движения. Однако это противоречие было схвачено им в парадоксальной форме, было понято и истолковано в духе отрицания движения. Преодолеть «затруднения» Зенона - это значит создать новый способ мышления, опирающийся на глубокий учет противоречивой природы бытия вещей и самого человека. В первоначальной форме такой способ был создан еще Гераклитом. Его трактовка проблемы «войти в реку» содержала и решение апории «Стрела».

2) Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк)-Философия нового времени.

Декарт Истоки и задачи методического сомнения обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания подлежат проверке сомнением. Согласно Декарту надо оставить в стороне суждения о тех предметах и целостностях, в существовании которых хоть кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл сомнения в том, что оно не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать первоистина.

Знаменитое cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я есть, я существую – рождается из сомнения. Когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться, мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем, следовательно «я мыслю, следовательно, я существую» истинно.

Метафизика системы Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанций: протяженной и мыслящей, что является основой дуализма. Основание дуализма заключается в том, что метафизическая картина состоит из мира духовного (res cogitans) и материального мира (res extensa). Они равноправны, независимы и между ними не существует промежуточных ступеней. Декарт:»Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким-нибудь способом, но лишь в том, что это-субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину».

История науки выработала два всеобщих философских метода - метафизический и диалектический, связанные между - собой и в то же время альтернативные. Каждый из них исторически оправдан для своего времени и условий, т. е. имеет свое историческое место и значение. И нерационально абсолютизировать роль того или другого метода.

Термин «метафизика» введен в I в. до н. э. комментатором трудов великого древнегреческого мыслителя Аристотеля Андроником Родосским и буквально означает «то, что после физики». А. Родосский расположил труды Аристотеля по естествознанию (физике) первыми, а после них - философские труды, т. е. учение о всеобщих основаниях бытия, о его первоначалах, о том, что недоступно для созерцания в конкретных науках, а постигается умозрительно, знание в целом, натурофилософия.

С XVI в. термин «метафизика» употребляется в значении «онтология», т. е. учение о бытии как таковом.

Современное толкование термина «метафизика» введено в XVIII в. выдающимся немецким философом Г, Гегелем: «антидиалектика».

Диалектика (греч. dialektike) - искусство вести спор, беседу. Как искусство вести спор диалектику понимал Сократ. Платон и Аристотель - как искусство диалога, доказательства. Понимание диалектики, близкое к современному, ввел Г. Гегель, - наука о развитии, умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Метафизика и диалектика - методы рассмотрения философских проблем, но они существуют и за пределами философии, в обыденном познании, в науке, как способы жизнедеятельности.

Исторически сложилось так, что в знании, и особенно в философии древности, прежде всего у древних греков, большое распространение получила диалектика (особенно в философии Гераклита Эфесского: всем известны его умозаключения «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др.). Но эта диалектика имела наивный, стихийный характер. Поэтому, когда человечеству стало необходимо накопить конкретные знания о явлениях природы, постепенно роль всеобщего метода начинала играть метафизика (особенно в XVI! - XVIII вв.), рассматривавшая явления вне связи, вне развития, одно независимо от другого: так неразвитой науке было легче и проще изучать явления и накапливать конкретный фактический материал. Когда же человеческое знание накопило достаточно большое количество фактов об окружающем мире, в них надо было разобраться, объяснить, увязать друг с другом, отделить случайное от необходимого и т. д., т. е. потребовалось рассмотреть явления во взаимосвязях, взаимодействии, изменении, развитии, как это имеет место в самой действительности. Метафизика, следовательно, как всеобщий метод стала изживать себя, эта роль постепенно стала переходить к диалектике.

Развитие диалектических взглядов на мир распространялось в XVIII-XIX вв. прежде всего в естественных науках. Диалектика как наука о всеобщих законах движения возникает в математике (учение о переменных величинах), в астрономии (гипотеза Канта-Лапласса о возникновении солнечной системы из газопылевого облака на основе его качественного преобразования, развития), в геологии (учение Майеля о качественном изменении поверхности земли), в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина). Наряду с указанным последним, еще два великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии и теория клеточного строения живого) особенно основательно способствовали утверждению диалектики в науках о природе. Целый ряд крупных открытий в физике в конце XIX - начале XX в, потряс механистическую картину мира и утвердил электромагнитную, а точнее диалектическую картину мира (открытие естественной радиоактивности, электрона, теория относительности, квантовая механика и др.). Естествознание доказало, что природа диалектична. Оно в указанный период фактически стало наукой о законах движения, развития природы.

Ко второй половине XIX в. все сферы познания фактически стали диалектическими. В области мышления это сделал Г. Гегель, в диалектике понятий гениально угадавший диалектику вещей. Принципы диалектики в объяснении общества ушердили: К. Маркс, его соратники и последователи, аккумулировавшие принципы историзма и трудовой теории стоимости, начиная с Гердера - Руссо -- Тьери, Гизо, Минье - Оуэна, Сен-Симона, Фурье - А. Смита, Д. Ри - кардо. Во всех этих областях науки были открыты всеобщие законы, утвердившие идею универсального движения, развития, всеобщей связи в понимании всех сфер действительности.

Историческое место и роль метафизики изменились, но это не означает, что она вообще отброшена или должна быть отброшена: она, говоря словами Г. Гегеля, диалектически «снята», т. е. из всеобщего стала вспомогательным, подчиненным методом - в обыденном познании и жизни, в науках (в определенных рамках и конкретных условиях), когда предметы надо рассмотреть, абстрагируясь от других, в статике, но не останавливаясь на этом и переходя далее к диалектическому синтезу, ибо диалектика в наибольшей мере в настоящее время соответствует потребностям современной науки и практики.

Итак, диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески-познающего мышления и деятельности.

Метафизика и диалектика как методы философствования и процессе истории выступали в разных формах. Можно выде - пить две исторические формы метафизики.

1-я (классическая) форма метафизики (ее еще называют старой» метафизикой) была охарактеризована выше, она была присуща философии и науке XVII - XIX вв. (натурофилософия, метафизический материализм и др.) и базировалась на отрицании развития и всеобщих связей.

2-я форма метафизики («новометафизический» метод) возникла в начала XX в., когда под давлением неумолимых фактов и выводов науки стало абсурдным прямо отрицать развитие, «Новая» метафизика не отрицает развития, но трактует его односторонне, ограниченно, выпячивая одну из сторон сложного и проти - Езоречивого процесса развития (например, качественные изменения, «зряшное», «голое» отрицание, либо количественные изменения - так называемый «плоский эволюционизм» и т. д.).

Можно выделить целый ряд видов метафизического мышления, либо подходов к действительности на основе «новой» метафизики, метафизического способа жизнедеятельности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных форм познания или практической деятельности (они имеют место и в системе социального управления): сенсуализм, эмпиризм, рационализм, догматизм, релятивизм, агностицизм, бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, конформизм, натурализм, формализм, фатализм, прожектерство, эклектика, софистика и т. д.

Известны три основные исторические формы диалектики.

1. Стихийная, наивная диалектика древних (наиболее яркий представитель - древнегреческий философ Гераклит Эфесский).

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (2-я половина XVIII-1-я треть XIX вв.).

3. Материалистическая диалектика марксизма (возникшая в середине XIX в. и существующая вплоть до наших дней).

Элементы диалектики в настоящее время содержатся в различных (кроме марксизма) философских направлениях: в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, К. Поппер, И. Лакотос и др.), в герменевтике (Х.-Г. Гадамер), в философии Франкфуртской школы (Г. Маркузе, "Г. Адорно, Ю. Хабермас), экзистенциальная диалектика (Ж. - П. Сартр), рационализм Г. Башляра и др.

Следует отметить, что в известный период в советской философской литературе имелась определенная абсолютизация роли материалистической марксистской диалектики (что само по себе противоречит подлинной диалектичности): делался чрезмерный упор на революционную сторону ее, преуменьшалось значение эволюционных путей и методов преобразований, имелось определенное «бравирование» научностью марксистской диалектики, которая, дескать, могла быть только единственно научной. Поэтому далее, пытаясь избежать этих абсолютизаций, мы будем вести речь о диалектике в целом, вообще, а не об одной из ее форм, конечно, отдавая должное высшей ее исторической форме.

Для современного человека представление о развитии мира является необходимой составляющей его мировоззрения. Но выработать целостное теоретическое представление о мире, который постоянно развивается и изменяется, достаточно трудная задача. Эту задачу философы решали на протяжении двух с половиной тысяч лет, в ходе которых формировалась и разрабатывалась теория развития, которая получила название диалектики .

Слово «диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу) имеет много общего со словом «диалог» (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими людьми). Сначала диалектику понимали как искусство вести беседу, имея в виду дискуссию, направленную на взаимно заинтересованное обсуждение проблемы путем столкновения противоположных мыслей, взглядов. Такую беседу любил вести Сократ ради достижения истины. Считалось, что диалектик – это человек, который умеет спрашивать и отвечать.

Позже древние мыслители заметили, что противоречивость и изменчивость проявляется не только в мыслях, но и в реальном бытии. В истории философии выделяют три исторические формы диалектики .

Первая историческая форма диалектики – стихийная диалектика древних мыслителей. Она отражала зарождающиеся представления об изменчивости мира, его развитии. Ее представителем был Гераклит . Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока реки, в которую нельзя «войти дважды». Самая главная заслуга Гераклита заключается в том, что он указал на источник развития, которым является борьба противоположностей. В изменяющемся мире со временем все теряет бывшие черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным, переходит одно в другое холодное и горячее, живое и мертвое и т.д. В этих рассуждениях Гераклита были сформулированы основы диалектики в современном ее понимании.

Второй исторической формой диалектики стала идеалистическая диалектика Гегеля. В ней развитие мира представлялось как процесс развития абсолютной идеи, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии. Он первым разработал законы и категории диалектики как формы человеческого мышления. Диалектика Гегеля отражала не объективную реальность, а ее осмысление, в котором она находима свое отражение. Для философии Гегеля характерно противоречие между методом и системой.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая диалектика , возникновение которой было обусловлено развитием научного познания. К.Маркс и Ф.Энгельс попытались сделать новый шаг – соединить материализм и диалектику. Эта диалектика вобрала в себя выдающиеся открытия XIX века, а именно: открытие закона сохранения и превращения энергии, создание клеточной теории и эволюционную теорию Дарвина. Данные научные открытия дали возможность раскрыть механизм развития мира. В создании этой формы диалектики существенную роль сыграло открытие Марксом материалистического понимания истории, благодаря чему удалось осуществить синтез диалектики не только с материализмом, но и гуманизмом. Материалистическая диалектика стала не только методом познания, но и философской теорией развития. Диалектика стала рассматриваться не сама по себе, а с точки зрения решения конкретно-исторических проблем человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика признает существование диалектики объективной и субъективной .

Объективная диалектика – это взаимосвязь и развитие природных и социальных явлений. Субъективная диалектика – это диалектика мышления субъекта и познания им объективного мира. Субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпадают по содержанию (в них общим является содержание – единая диалектическая закономерность развития действительности). В то же время он различаются по форме, поскольку мышление имеет свои особенности по сравнению с другими областями действительности. Объективная диалектика отражается в мышлении в субъективной, идеальной форме.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. «altternative» - чередование) – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними. Альтернативами диалектики являются: метафизика, догматизм, софистика и эклектика .

Метафизика – это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия предметов, а процесс развития представлен односторонне, как количественное увеличение объектов без их качественного изменения. Понятие «метафизический» происходит от греческого слова «мета» (после) и «физюс» (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения : первое – философия , второе – антидиалектический метод познания .

Метафизический метод познани я был обусловлен начальным состоянием естествознания, которое рассматривало природу как разделенную на отдельные, не связанные между собой части. Обоснование этого метода дали Ф.Бэкон и Дж.Локк.

Метафизика имеет следующие исторические формы.

Первой исторической формой метафизики была метафизика XVII-XVIII вв., главной чертой которой был классический механицизм (сведение всех форм движения к механической). Именно эту форму метафизики Г.Гегель определил как антидиалектику.

Второй исторической формой метафизики стала «неометафизика» , которая имеет две разновидности: творческий эволюционизм (признает в развитии только скачки – качественные изменения) и плоский эволюционизм (отрицает скачки в развитии, признает только количественные изменения). Неометафизика вынуждена была признать объективное развитие, но не способна была раскрыть диалектическое единство количественных и качественных форм развития.

Одним из негативных проявлений метафизического способа мышления является догматизм . Это способ усвоения и использования знаний, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условий жизни.

Альтернативой диалектики является также эклектика (от греч. eklektikos – тот, кто выбирает) – это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

Помимо основного вопроса философии большое значение имеет проблема метода философского мышления. На основе метода происходит объяснение сути мира и отношения человека к нему. Метод играет конструктивную роль в построении философского знания. В конечном счете речь идет о том, как мыслит философ, какими средства и методы он активно использует.

Основными методами философского мышления являются метафизика и диалектика. В буквальном переводе с греческого "метафизика" – то, что идет после физики. Термин ввел в I в. н.э. Андроник Родосский, систематизируя труды Аристотеля. Родосский назвал метафизикой нефизические произведения Аристотеля.

На протяжении истории философской мысли в понятие «метафизика» вкладывалось различное содержание. В I-XVI вв. метафизикой называли учение о недоступных органам чувств началах мира. В XVII веке метафизика стала синонимом философии: метафизикой называли учение о бытии в целом. В XVIII веке термин приобрел новый смысл: учение о морали, об общечеловеческих моральных нормах. В XIX веке немецкий философ Г. Ф. В. Гегель назвал метафизикой способ мышления, обладающий тремя признаками: 1) одностороннее изучение объекта; 2) изолированное изучение объекта; 3) изучение объекта в статике. Среди философов метафизиками считаются: Аристотель, И. Кант, Р. Декарт, Л. Фейербах, французские материалисты во главе с П. Гольбахом.

Таким образом, в истории философской мысли термин «метафизика» использовали как синоним слову "философия"; но чаще метафизикой называют противоположный диалектике философский метод.

Диалектика в переводе с греч. – "искусство вести беседу". Термин введен Сократом в V в. до н.э., хотя диалектические идеи в наивно-стихийной форме вводились многими философами Древней Греции. Среди них следует отметить Гераклита, который подчеркивал текучесть, изменчивость вещей, наличие в них противоположностей, а их отношение (в форме «распри», т.е. борьбы) рассматривал как источник появления нового. Для Сократа и Платона диалектика стала методом философствования, искания истины. Аристотель сузил сферу диалектического мышления, ограничив ее рассмотрением вероятностных умозаключений. В средние века диалектиками называли философов, ведущими схоластические рассуждения и споры. В ряде работ диалектика отождествлялась с логическим анализом. Новые подходы к диалектике были присущи философам эпохи Возрождения. Н.Кузанский ведущим принципом диалектики считал единство противоположностей. В Новое время проблемы диалектики в их общетеоретической форме не рассматривались, так как основное внимание уделялось не методам философии, а методам науки.



Заслуга разработки диалектики как философского метода мышления, несомненно, принадлежит представителям немецкой классической философии. «Отцом диалектики» называют немецкого философа Г. Гегеля. Именно он заговорил о том, что диалектика – это способ мышления, противоположный метафизике. Для этого способа мышления характерны следующие черты: всестороннее изучение объекта в его связях и отношениях с другими объектами, изучение объекта в его развитии. В современной философии диалектикой называют "учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления"(2).

Диалектический метод предполагает оценку мира как постоянно развивающейся и изменяющейся (динамичной) системы, в то время, как метафизический подход тяготеет к построению статичной, абстрактной картины мира. Диалектика рассматривает развитие от низших ступеней к высшим по спирали, источник развития видит внутри объекта, признаются количественные и качественные изменения.

Источник развития, по Гегелю, - противоречие, скрытое внутри явления. Метафизика полагала, что противоречие невозможно по отношению к вещам; оно свойственно лишь неправильному мышлению. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром», - утверждал великий мыслитель. Поэтому противоречие как «принцип всякого самодвижения» должно войти в содержание философского метода мышления.

В диалектике выделяется субъективная (процесс мышления) и объективная (направленность мышления на постижение объекта) стороны. Диалектический метод включает в себе основные законы диалектики (переход количественных изменений в качественные, взаимопроникновение противоположностей, отрицание отрицания) и категории диалектики (сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность). На основе законов раскрывается механизм (переход количества в качество) развития, его источник (противоречие как обостренная форма взаимопроникновения противоположностей, требующая своего разрешения), а также направленность и форма развития, характеризуемая отрицанием отрицания и спиральностью развития. Категории диалектики позволяют соотнести в единстве взаимодополняющие друг друга стороны предмета.

Таким образом, основными методами философского мышления являются диалектика и метафизика. Они находят свое применение не только в философии, но и в других мировоззренческих формах, в частности, в науке, включая и юридические дисциплины.

Глава 2. История философии.

Античная философия.

Античная философия включает в себя философские учения греческих и римских философов с 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. Выделяются следующие периоды в развитии античной философской мысли:

I-ый этап – 7-5 вв. до н.э. – период зарождения и формирования древнегреческой философии (милетская, пифагорийская, элейская и др. философские школы). Это время натурфилософских построений, получившее название «досократики»;

II-й этап – 5-4 вв. до н.э. – период зрелости и расцвета (классики) древнегреческой философии («афинская школа», труды Сократа, Платона и Аристотеля);

III-й этап – кон. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э. – период заката античной философии, начинающийся с эпохи эллинизма и завершающийся падением Римской империи (греко-римский период). На этом этапе происходит переосмысление классического философского наследия (Эпикур, скептики, стоики, неоплатонизм).

В Древней Греции были поставлены основные философские проблемы и были определены основные философские позиции в их решении.

Одной из ключевых проблем периода зарождения и формирования древнегреческой философии была проблемы определения первоосновы космоса. В отличие от мифологии, акцентировавшей внимание на генетическое начало мира, философия искала субстанциальные основы. На первых этапах натурфилософская мысль в качестве субстанциальной основы выделяла природные стихии: воду, воздух, огонь, землю. Философская мысль в это время еще категориально не определилась, и поэтому она подводила под философский принцип (первоосновы) что-то чувственное, созерцаемое. Хотя и на этом этапе были «прозрения». В частности, Анаксимандр (У1 в. до н.э.) началом мира считал апейрон, который «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим».

Позже философская мысль определит иной подход к пониманию первоосновы. Ее необходимо искать не среди стихий, которые чувственно-конкретны, относительны, изменчивы, а в логических средствах самого познающего мышления. Такова была точка зрения Пифагора (известно то, что родился ок. 570 г. до н.э на о.Самосе в Ионии). Начало и сущностью вещей он считал число, ибо «числу все вещи подобны».

В древнегреческой философии закладываются основы идеализма и материализма. В частности, целостная концепция объективного идеализма была разработана Платоном (427-347 гг. до н.э.), по мнению которого, существует вечный и неизменный мир идей (эйдосов), а вещи являются лишь практическим воплощением идеальных образцов. В основе мироздания находится Единое, которое обусловливает существование мира. Космос рассматривался как живое существо, наделенное душой и умом.

В 5-4 вв. до н.э. также были заложены и основы материализма . "Стихийным материалистом" античности называют Демокрита (460-371 гг. до н.э.). Основной заслугой этого философа является разработка атомистического учения По мнению Демокрита, существует "бытие" и "небытие". Небытие – пустота, бытие представлено телами, состоящими из атомов различной формы – первичных элементов мироздания. Атомы постигаются только умом. Важнейшее свойство атомов- постоянное движение. В результате их соединений образуются вещи. В учении Демокрита нет четкого различия между материальным и идеальным: душа ему представляется соединением атомов, боги тоже состоят из особо прочных атомов. Атомистика Демокрита получила развитие в философии Эпикура (342-270 гг. до н.э.).

Проблемы диалектики и метафизики также интересовали античных мыслителей. Древнегреческий философ Гераклит (544-483 гг. до н.э.) полагал, что мир находится в постоянном движении. Гераклита называют стихийным диалектиком, ему приписывается выражения: "все течет и все изменяется", "нельзя войти в одну и ту же реку дважды…" Он раскрывается соотношение противоположностей, видя в этом соотношении условие гармонии, которая ясна лишь мудрецу. «Природа любит прятаться», «тайная гармония лучше явной», - отмечал философ. Особая роль отводилась борьбе противоположностей. По мнению Гераклита, «вражда – обычный порядок вещей, …все возникает через вражду».

Метафизическая позиция была выражена виднейшим представителем элейской школы Парменидом (вторая половина У1 – сер. У вв. до н.э.) Он – современник Гераклита. Но если Гераклит учил диалектически рассматривать мир, то Парменид утверждал о том, что в сущности все неизменно. При этом он исходит из того, что мышление и бытие тождественны. Существует лишь то, что мыслимо и выразимо. Основными признаками бытия являются: неизменность, неподвижность, целостность, законченность, совершенность. Философско-логическую аргументацию против диалектики, признающей движение и изменение, развивал Зенон (490-430 гг. до н.э.) В своих апориях (неразрешимых противоречиях) "Стрела", "Ахилл и черепаха" он доказывает, что движение не истинно, это лишь видимость наших органов чувств.

Особое место в античной философии занимает творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Он систематизирует античную философию, впервые становясь исследователем истории философии, создает оригинальное философское учение, придает философствованию научную форму. Впервые дает классификацию наук, определяя особое значение первой философии (позже названной «метафизикой»). Аристотель является основателем и ряда других философских дисциплин, прежде всего, логики.

В 336 г. до н.э. Аристотель открывает свою школу, определившись к этому времени в своем отношении к учению Платона (это выражено в его изречении «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине»). Школа располагалась возле храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Но ввиду того, что занятия проводились в «перипатах» (садах, предназначенных для прогулок) учеников стали называть «перипатетиками». Позднее перипатетиками стали именовать учеников и последователей Аристотеля.

Стержнем философского мировоззрения Аристотеля является учение о сущем, изложенное им в «Метафизике». В этом учении, «первой философии» изложены основные проблемы бытия, дана критика эйдосов Платона, разработаны вопросы соотношения материи и формы.

В период эллинизма и римский период философская мысль уже не достигает той высоты и глубины творческих исканий, который был характерен для периода расцвета и зрелости античной философии. Больше внимания философы обращают на скептическое отношение к прежним учениям, поиск их направлен на нравственные проблемы, целью и смыслом жизни философа становится уже не творчество, что было характерно раньше, а выживание, приспособление к новым условиям бытия. Практикуются идеалы скепсиса, независимости. В позднеримский период усиливается тяга к религиозно-мистическим идеям. Философствующий разум, чем всегда гордилась античная культура, сдает свои позиции, уступая свое место религии и мистике.

Но в целом античная философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоззренческие вопросы, были заложены основные философские направления. Античная философия стала фундаментом для развития европейской культуры и ее мировоззрения.

Средневековая философия.

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли был средневековый. Хронологически средневековая философия охватывает период с V по XV века. Средневековая философия имела принципиально иную духовную среду, она прежде всего была неразрывно связана с формированием и становлением христианства, религиозного мировоззрения. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников (в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично использовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Основным и решающим источником для философских размышлений становилось Священное писание. В силу отмеченного можно выделить ряд особенностей средневековой философии, в частности:

1. господствующей формой мировоззрения становилась религия (теоцентризм мировоззрения). Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии);

2. первопричиной всего существующего был провозглашен Бог.

3. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio-создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом;

4. в основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia-провидение) - миром управляет божественное провидение;

5. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение.

Основными теоретиками средневековой европейской философии считаются Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. По мнению философа, человек может приобщаться к религии посредством нерациональных источников, таких как: чувства, эмоции, желания, воля и т. п.; однако существует и другой путь к религии - через мышление, философские концепции (так называемый рациональный путь). Абсолютное предпочтение А.Августин отдавал нерациональным средствам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание А.Августина: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес другой средневековый философ Ф.Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Ф.Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Например, мыслитель приводил пять доказательств существования Бога:

первое доказательство : в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей, значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир единый, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Ф.Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели-познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным – через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако, несомненный приоритет Ф. Аквинский отдавал вере.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия представляла особый период в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разработку проблемы соотношения разума и веры, проблемы логических доказательств. Средневековая философия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, таким образом содействовала укреплению нравственных устоев общества.

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения в современной науке считается переходным этапом к новому времени. В этот период (XV-XVI вв.) произошли качественные сдвиги в общественном сознании, во многом связанные с формированием гелиоцентрического мировоззрения: взгляды Н.Коперника (1473-1543 гг.), Дж.Бруно (1548-1600 гг.) и др. Были выдвинуты идеи о вечности и бесконечности Вселенной, о наличии бесчисленного множества миров, о вращении Земли вокруг солнца и собственной оси и т. п. Эти и многие другие идеи существенно видоизменили повлекли средневековую христианскую доктрину. Произошел переход от теоцентризма к пантеизму, а тем самым к сближению и отождествлению Бога и природы. Одновременно с этим сближались «Книга Откровения» и «Книга Творения». Возрастал философский интерес к истолкованию природы, к построению натурфилософских концепций. В мировоззрении этой эпохи возобладали диалектические принципы, а также принципы антропоцентризма и гуманизма.

Философские представления эпохи Возрождения наиболее полно выразил Н.Кузанский (1401-1464). Диалектические идеи были представлены в пантеистической форме. Мысль Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге имела диалектическое содержание. Диалектична его мысль о соотношении целого и части: целое более чем части; оно имеет примат перед частью и отдельным. Применяемые геометрические и математические образы (бесконечного круга, треугольника и т.п.) позволяли подчеркнуть соотношения конечного и бесконечного, максимума и минимума. Человек рассматривался в творческой активности и деятельностью своего ума уподоблялся Богу. Исходя из идеи бесконечности мира, мыслитель подчеркивал диалектичность процесса познания. Если ощущения дают лишь смутные образы вещей, а рассудок дает им имена, то интеллект как разум постигает ту истину, что «все вещи состоят из противоположностей в различных степенях».

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения подготавливали философские основания для развития естественнонаучной мысли. В частности, Д.Бруно (1548-1600) доказывал не только бесконечность природы, но и физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из пяти элементов: воды, воздуха, земли, огня и нетленного эфира. Мыслитель полагал, что мир одушевлен и другие миры также населены и обитаемы, как и Земля в солнечной системе. Его взгляд на миры был диалектичен: «кто хочет познать наибольшие тайны природы пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».

Однако наибольшее значение в эпоху Возрождения имели идеи гуманизма. Человек воспринимался во всей его целостности материальной и духовной. Он рассматривался как «второй Бог», творец мира культуры. Широко пропагандировалась идея всестороннего развития человека. Для его формирования, по мнению многих мыслителей этого времени, решающее значение имеют такие дисциплины как философия, литература, история и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (от итальянского «humanista» - человечность). Центральной идеей Пико дела Мирандолы (1463-1494) была идея возвышения человека в силу его причастности его всему земному и небесному.

Далеко не случайно то, что эпоха Возрождения активно формировала творческий тип всесторонне развитой личности. Появление целой плеяды творчески одаренных индивидуальностей было адекватным ответом на запросы этой эпохи. Среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Франческо Петрарка и многие другие.

Публикации по теме