Псалтирь. Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу Кафизма 16 на русском

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1-5)

Пс. 16:1-2 . Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу - Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней - неотложна. Услышь о правом деле (о "правде") моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы "приговор" (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс. 16:3-5 . Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее "однажды ночью", что было им воспринято как испытание, "искушение" свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах - во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, - действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать "на путь притеснителя", но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)

Пс. 16:6-7 . Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: "Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них".

Несмотря на частичное разночтение, и "противящиеся" и "восстающие" вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс. 16:8-10 . Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс. 16:11-12 . В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним ("низложить его на землю"). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам ("скимн" - молодой лев), подстерегающим свою добычу в "укрытии" и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс. 16:13-15 . Предупреди их… Господи (стих 13), то есть "не дай осуществиться их замыслам". Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя "кочевой" образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых ,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты .

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда .

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» ().

. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки .

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стез и» же Господни суть соблюдение заповедей.

. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне .

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

. Тук свой затвориша.

Словом "тук" (церковносл. ) – жир.Редакция «Азбуки Веры» означает весьма великое благоденствие врагов.

. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» ()?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их .

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим .

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

Пс. 16 В этом псалме, как и в предыдущем, Давид говорит о своем уповании на Господа, у Которого он просит защиты от преследующих его по ложным обвинениям врагов и перед Которым утверждает свою невиновность во вменяемых ему преступлениях. Молитва. Стоящее в заголовке слово показывает, что псалмы - это не только еврейские песнопения ветхозаветной эпохи, но и образцы для молитв современным христианам.

16:1 Услышь, Господи, правду. Этими словами, как и вообще данным псалмом, псалмопевец настаивает на своей невиновности и правоте. Однако это отнюдь не означает, что он считает себя безгрешным: он не виновен в преступлениях, в которых его обвиняют враги.

16:2 От Твоего лица суд мне да изыдет. Только Богу псалмопевец доверяет рассудить, прав он или виноват.

16:3 Ты испытал сердце мое. Сердце - потаенное средоточие человеческого существа. Бог вездесущ и потому легко читает в человеческих сердцах. Псалмопевец уверен: увидев, что у него на сердце, Бог сочтет его невиновным во вменяемых ему врагами преступлениях.

16:4 по слову уст Твоих. Т.е. по Божией воле, раскрытой в данном Им Израилю

16:5 на путях Твоих. Эти "пути", на которые вступает тот, кто во всем следует слову Божиему, противопоставлены "путям притеснителя" из предыдущего стиха.

16:7 дивную милость. См. ком. к Пс. 6,5.

Спаситель уповающих. Псалмопевцу известно представление о Боге как о Спасителе, ибо за многовековую историю Израиля Он неоднократно спасал Свой народ в самых тяжелых обстоятельствах. Ярчайшим в ВЗ проявлением спасительной Божией любви является исход избранного народа из Египта.

16:8 как зеницу ока. Т.е., как зрачок.

16:10 заключились в туке своем. Возможно и другое прочтение этого места: "зачерствели сердцами".

16:13 Восстань, Господи. Ср. Пс. 3,8; 7,7 и ком.

16:14 которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих. Это место весьма трудное для перевода, и поэтому в различных вариантах оно звучит по-разному. Общий же смысл его более или менее ясен: Бог открывает праведным Свое слово, которое является сокровищем.

16:15 в правде буду взирать на лице Твое. Неправедный не может взирать на Бога.

Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду , т.е. , внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под именем правды , по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых .

От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ()? Посетил ecи нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать (). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое ; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда .

Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки , т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих ; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Стопы моя , т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли, или намерения, относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих – под стезями, или тропинками, Бога разумеет пророк те пути жестоки , о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих – просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя – да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя , говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже . Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых острастших мя.

Удиви , показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей , т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне – быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока – как зрачок глаза; в крове крилу Твоею – под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя , т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, – спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Душу мою одержаша , т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню . Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.

Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящии мя ныне обыдоша мя ; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю , т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я – то же, что «предупреди их, предотврати козни и замыслы их»; запни им – значит «воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел». Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово «изми») от враг руки Твоея , – отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так – восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи ; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли , от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом , и за развращение, за соблазн единаго от малых сих , угрожает горем и погибелью (), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного (). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного (; ). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем ). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих ) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим ).

Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывая о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему ; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщуся тогда, внегда явитимися славе Твоей , Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Публикации по теме