«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность). Педсовет на тему "проектная деятельность"

Вы все много работали над проектами и, я думаю, уже поняли, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Выполняя следующее задание, мы проверим насколько вы друг друга чувствуете.

Упражнение «Квадрат»

Цель : прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения:

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза.

  1. Теоретическая часть педсовета

Зачем педагогу нужно уметь составлять проект?

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.»

В таких условиях долг каждого взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Что же такое проект?

Проект - это "пять П":

П роблема,

П роектирование (планирование),

П оиск информации,

П родукт,

П резентация.

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

  • исследовательское-творческие: участники экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде творческой работы. Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок;
  • ролевые, игровые (с элементами творческих игр, когда участники принимают на себя роли и решают по-своему поставленные проблемы). Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные) Сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).;
  • творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна). После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Этапы разработки и проведения проекта:

I этап - организационно-подготовительный :

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды;
  • подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
  • выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

II I этап - практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
  • обобщение и распространение опыта работы;
  • защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
  • участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап — заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Игра «Педагогическая ромашка»

Воспитателям было предложено оторвать лепестки с написанными на них вопросами. Вопросы «педагогической ромашки»:

  • Придумайте исследовательский проект. (Название, коротко содержание)
  • Назовите типы проектов. (Исследовательский, творческий, ролевой, информационный).
  • Назовите основные этапы реализации проекта. (Создание проблемной ситуации - планирование деятельности - практическая деятельность по реализации проекта - рефлексия).
  • Придумайте проблемную ситуацию и обыграйте в форме мастер-класса проекта на тему: «Жалобная книга природы».
  • Какое из трёх определений подчёркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности:

Коллективный;

-исследовательский ;

Долгосрочный.

  • К какому типу проектов относится проект на тему «Делаем вместе с детьми». (Практико-ориентированный).
  • О чём идёт речь: «Совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта». (Это определение метода проектов).

Конкурс «На совместимость»

В начале педсовета мы говорили о том, что качественная работа зависит от сплоченности коллектива, но тема нашего заседания «Проектная деятельность» , а проект - это в основном работа в группе.

Прежде, чем мы приступим к защите проектов, мы проведем конкурс и проверим насколько вы совместимы в парах.

Каждому выдается набор карточек, на которых указано по одной части тела. Этими частями тела они должны соприкоснуться. Далее они вытягивают еще по одной карточке и должны, сохраняя прежние контакты, соприкоснуться новыми частями тела. И так далее.

Разрешается использовать любые подручные средства, любую мебель, главное сохранять и удерживать наибольшее количество контактов. Побеждает пара, которая сумела одновременно удержать наибольшее число контактов.

ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ!

Проектная деятельность :

  1. Отчет о проведенном проекте«Зимующие птицы - наши друзья» воспитателя Ковалевой С.В. и Соловьевой С.Н.
  2. Представление плана проекта«….» (презентация) - воспитатель Кашкарова И.В.
  3. Представление продукта долгосрочного проекта «Сказка за сказкой» воспитателя Афанасьевой Т.Ф. и музыкального руководителя Погосян А.Г.
  4. Представление проекта «Бумажные фантазии » (презентация) - воспитателя Старовойтовой О.И.
  5. Представление плана проекта «….» (презентация) - воспитатель Брылова А.Н.
  6. Представление проекта «Спортом заниматься будешь, про болезни навсегда забудешь! » (презентация) - воспитатель Вязьмитинова Е.В. и инструктор по ФИЗО Баркалова Т.Л.
  7. «Классическая музыка в детском саду» музыкальный руководитель Саргсян С.Г.

Решение педсовета:

  1. Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.
  1. Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.

Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.

  1. В конце учебного года, с целью активизация усилий педагогического коллектива в развитии нестандартных форм работы с детьми и анализа работы педагогов по методу проектов, организовать презентацию групповых проектов.

Ответственный: старший воспитатель, воспитатели групп. Сроки: апрель.

Составила: Дубовикова Наталья Вячеславовна Заместитель заведующего по ВиМР первая квалификационная категория МБДОУ № 170 г. Ижевск

Раздел: Работа с дошкольниками
Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного учреждения.
Форма проведения: деловая игра.

Литература:
Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.
Волкова М.С. Проект “Школа дошкольных наук” // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.
Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей// Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2004 №2.С.40-56.
Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.
Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.52-62.
Материалы сайтов www.dosvozrast.ru
Тимофеева Г.Е. Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.83-85.

План проведения педсовета:
Актуальность темы педсовета.
Вариативность использования проектного метода.
Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
Планирование работы по подготовке проекта.
Педагогическая импровизация “Кто хочет стать знатоком проектного метода?”
Принятие решения педсовета.

Ход педсовета

1. Актуальность темы педсовета.
Ведущий:
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Прежде чем мы начнем говорить об инновационных технологиях, давайте определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?
Какие составные части входят в понятие “технология”?

Ответы педагогов:

Ведущий: Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение.

Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

2. Вступительное слово зам. зав. ДОУ

Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность воспитанника;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:
является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию критического и творческого мышления.
способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

3. Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);
метод проектов:
форма организации образовательного пространства;
метод развития творческого познавательного мышления.

4. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Исследовательско - творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;
межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;
групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;
исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

Ведущий: и сейчас мы предлагаем Вам поиграть. Я раздам вам карточки на каждый стол, на которых написано всего одно слово, ваша задача придумать загадку про это слово.
Так как сегодня у нас два стола то вы загадаете свою загадку друг другу. У вас есть 2 минуты.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, “Творчество Пушкина” - на учебный год).

Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.

5. Планирование работы по подготовке проекта.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение предметно-развивающей среды;
подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

III этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы;
защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
участие в городском конкурсе педагогических проектов.

IV этап - заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Ведущий:
И так подведем итоги и закрепим новый материал: (Слайд)
1. расположить этапы проекта в правильной последовательности
рефлексивно-диагностический
организационно-подготовительный
практический
заключительный
2. По продолжительности они бывают: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Педагогическая импровизация “Кто хочет стать знатоком проектного метода”

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.

Алгоритм игры:
вводная информация ведущего игры;
оборудование “игровой площадки”;
ознакомление участников с правилами игры;
проведение игры;
рефлексия.

Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?".
Вам необходимо будет ответить на вопрос по очереди. Кто наберет больше баллов, тот и займет место в кресле игрока. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода".

Вопросы игроку:

1. Что такое педагогическое проектирование?
дань моде;
догма профессиональной деятельности педагога;
вид педагогической деятельности.

2. Место эпиграфа в структуре проекта:
в начале;
середине;
им можно закончить проект.

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
коллективный;
исследовательский;
долгосрочный.

4. Что такое гипотеза?
короткая аннотация проекта;
опасение педагога о неудачной реализации проекта;
предположение, требующее объяснения и подтверждения.

5. Кто является основоположником проектного метода?
американский педагог демократ Джон Дьюи;
великий русский педагог К.Д. Ушинский;
французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
сопоставление цели и результата проекта;
рефлексивная оценка проекта;
выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.

8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
репродуктивный;
поисковый;
творческий.

9. Презентуя проект, педагог должен:
показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.

6. Рефлексия.
Ведущий:
- этот педсовет принес пользу;

Получили удовлетворение от такого рода деятельности;

Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;

Появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

7. Принятие решения педсовета.

«Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

(сл.№1)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении в соответствии с ФГОС потребовали в первую очередь новых методов обучения.

(сл.№2)

Обновляющаяся школа стала нуждаться в таких методах обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу данного метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

(сл.№3)

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

Ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

Проблематизация учебного материала;

Активность ребёнка;

Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

(сл.№4)

Так писал в 1918 г. один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Им и была предложена первая в мире классификация учебных проектов:

  1. «проекты игр»
  2. «экскурсионные проекты»
  3. «повествовательные проекты»
  4. «конструктивные проекты»

Предложенная Дж. Дьюи и его последователями перестройка современного им школьного обучения, созвучна нашему времени как никогда. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода, которые нашли отражение в Базисных учебных планах. Проектная деятельность внесена в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего - развитой фантазией, без которой он не
сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого
потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся,

кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

(сл.№5)

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

  1. руководитель проекта – это энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели;
  2. это специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
  3. консультант, организующий доступ к ресурсам;
  1. это руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5)так же координатор всего группового процесса;

  1. и эксперт, дающий четкий анализ результатов выполненного проекта.

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель

(предложив проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (в проекте, нацеленном на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю – руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

(сл.№6)

То есть проект – это «шесть П» :

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, планы и отчёты.

Ответив на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим классификацию проектов по комплексности и характеру контактов.

(сл.№7)

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов .

1) Монопроекты

2) Межпредметные

Проекты различаются и количеству участников. Они могут быть:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

По доминирующей деятельности учащихся учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся – проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико – ориентированный или информационный. Поэтому подчеркну: речь идёт не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

(сл.№8)

Следующей классификацией проектов является их различие по количеству участников. Они могут быть:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

По своей продолжительности проекты бывают следующих типов:

Мини-проекты

Краткосрочные проекты .

Недельные проекты .

Годичные проекты .

Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Формы представления проекта могут быть различными.

(сл.№9)

А сейчас мы с вами обменяемся опытом работы педагогов школы по организации образовательного процесса с использованием проектной деятельности.

(выступления учителей-предметников)

Возвращаясь непосредственно к теме нашего педсовета, остановимся на понятии «ключевые компетентности учащихся». Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Всем известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «заковыристый» вопрос: « Каковы были цели вашего урока?»

Не менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определенного учебного проекта.

Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта - выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков.

(сл.№10)

Под общеучебными умениями и навыками,

формирующимися в процессе проектной деятельности понимаются

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь благоустройства пришкольного участка).

Для того, чтобы сегодняшний педсовет не явился очередной «галочкой» в выполнении годового плана школы, и тема, вынесенная сегодня на обсуждение, завтра «не канула в лета», мы попробуем погрузиться в проектную деятельность, представив себя учениками-участниками проекта. А руководителем проекта будет Булыгина Ю.А.

(Практический этап)

Скоро день 8 марта. В этот день мы поздравляем мам, бабушек, сестёр, девочек класса и учителей. Всем известно, что 8 марта – самый любимый весенний праздник.

А что мы о нем знаем?

Хотели бы Вы узнать историю праздника, как в других странах отмечают Международный женский день, что можно подарить близкому человеку.

Я Вам предлагаю стать участниками проекта «День, пахнущий мимозой».

Для того, чтобы работа была эффективной, насыщенной и плодотворной, необходимо разделиться на группы. Для экономии времени, мы Вам раздали треугольники разного цвета (розовый, желтый, оранжевый и зеленый). Так у нас образовались 4 группы. Переходим к исследовательской части проекта. Каждая группа выбирает капитана и получает задание.

Задания:

1) История праздника (Результат работы: сообщение, доклад)

2) Исследование подарков (Результат работы: кластер, схема с рисунками или картинками подарков, которые можно приобрести в магазине, а также эскизы подарков, сделанных своими руками)

3) Стихи с поздравлениями и пожеланиями (Результат работы: красочно оформленное поздравление)

4) Как празднуют день 8 марта в других странах? (Результат работы: сообщение, доклад, по возможности с иллюстрациями)

Результат исследовательской работы мы оформляем в праздничной газете. Для этого от каждой группы мне нужен оформитель. Они остаются здесь и разрабатывают дизайн праздничной газеты.

Чтобы провести исследование, группы расходятся по кабинетам 3 этажа(№№ 19, 20, 21 -для оформителей, 22, 23), где есть возможность выхода в интернет. Встречаемся через 20 минут. Если закончили раньше, то возвращаетесь в класс и продолжаем работу дальше.

Давайте послушаем, что нового Вы узнали.

(выступления групп)

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Групповая форма работы закончена. Результат работы - праздничная газета, как вариант поздравления для учителей и девочек школы. Но одна из основных задач нашего проекта – это подарок, который будет приятен маме или бабушке, сестре.

Теперь каждый должен спроектировать и изготовить подарок для близкого человека. Этим мы займемся на следующем уроке технологии. Я раздаю Вам подсказки для последовательного оформления проекта (создания дизайн - папки). На следующий урок вы приносите необходимые материалы и инструменты для изготовления подарка.

Этапы выполнения проекта:

  1. Актуальность темы. Цель.
  2. Первоначальные идеи.
  3. Проработка лучшей идеи.
  4. Исследование материалов.
  5. Материалы и инструменты.
  6. План изготовления изделия.
  7. Оценка и самооценка изделия.

На основании представленных на педсовете материалов, можно констатировать, что в школе начата работа по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект – субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе.

Проект решения педагогического совета:

Активизировать работу школьных методических объединений по организации проектно – исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;

Всем учителям – предметникам при организации учебно – воспитательной деятельности на всех ступенях обучения использовать проектные формы работы;

При проведении ежегодных предметных недель использовать проектные формы работы.

Вопросы, поднятые на педсовете, затронули всех членов коллектива, практическая часть объединила педагогов по группам, что помогло более детально подойти к проблеме. Педсовет проходил в творческой атмосфере, каждая группа раскрыла своё видение проблемы, что позволило выразить каждому свою точку зрения. На педсовете были намечены дальнейшие этапы работы по дальнейшей работе над темой педсовета. Таким образом, педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся» будет продолжен на следующих заседаниях педсоветов и совещаниях.


Ольга Широбокова
Педагогический совет «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада»

Педагогический совет

Тема : «

Цель : совершенствовать освоение технологии проектной деятельности .

Задачи :

Повышение педагогического мастерства и методического уровня воспитателей .

Развитие творческого поиска.

Подготовительная работа :

1. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу.

2. Заседание творческой группы по теме «Проектный метод в деятельности ДОУ »

3. Консультация для воспитателей «Из истории развития проектной деятельности » .

4. Тематический контроль по теме «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

5. Выпуск информационных буклетов для воспитателей.

6. Создание проектов .

7. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете .

8. Подготовка зала и выставки.

Необходимые материалы :

Магнитная доска, три раздвижных мольберта, стикеры разных цветов, листы с определениями типов проектов , этапов проекта , показателей успешности проектной деятельности , отличия ,

буклеты. Мотиваторы.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня у нас очередной педагогический совет . Тема «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада ».

Предлагаю прослушать повестку педагогического совета .

Повестка :

1. Решение педсовета от 31 .08.15 г. –Скворцова Н. В.

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». –Широбокова О. В.

3. Основной вопрос педсовета «Метод проекта в образовательной деятельности детского сада »

4. Аукцион проектов . Широбокова О. В.

5. Решение педагогического совета-Скворцова Н . В.

Зачитывается аналитическая справка по итогам тематического контроля.

II часть. Основная

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые первокласснику, заставляют родителей «развивать, информировать, вкладывать, тренировать и т. д.» , но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно. Внедрение детскими садами метода проектов свидетельствует о готовности освоения российских «дошкольников» наиболее современных мировых тенденций в области образовательных технологий .

Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования , что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду , так и в начальной школе) .

Предлагаю вам выбрать листочки, на них написаны характеристики типов проектов , пожалуйста возьмите по одному определению, внимательно прочитайте и закрепите его на доске под тем типом к которому относится данная характеристика.

(на доске написаны типы проектов , педагоги размещают свое определение под типом к которому оно подходит)

Итак, зачитаем характеристики типов проектов (зачитываются по очереди признаки всех типов) . У кого признаки творческого проекта прошу в команду №1 , исследовательского в команду №2, нормативного №3.

Сейчас от каждой команды попрошу выйти представителя и выбрать задание.

(ведущий держит листочки с заданием, представитель команды выбирает)

Задания :

1. Этапы проекта

2. Показатели успешности проектной деятельности

3. Отличия проектной деятельности от любой другой

Ну что ж, задания выбраны, предлагаю из всех материалов выбрать только свои и разместить на доске.

(На столе находятся листочки с написанными на них определениями, каждая команда выбирает то, что относиться к ее заданию и размещает на магнитной доске)

От каждой команды попрошу остаться по одному представителю, для проверки задания.

(представитель от команды зачитывает результат выполнения задания, который сверяется с правильным ответом на слайдах)

Вот мы и повторили основные составляющие проектной деятельности ,а сейчас внимание! Аукцион! Дорогие друзья, сегодня нам представилась уникальная возможность приобрести проекты для своей дальнейшей работы. У каждого на столах есть вот такие фишки, возьмите каждый по пять, на них вы можете купить себе проект , можно сложиться и купить проект подороже , первоначальная цена каждого проекта одна фишка . Напоминаю, у нас аукцион, так что торги приветствуются. И первой свой лот выставляют сотрудники :

(все педагоги по очереди выставляют на торги свой проект )

III часть. Заключительная.

Все лоты разыграны. А сейчас, уважаемые коллеги, обратите внимание на столы . У каждого из вас на столах по четыре сердечка разного цвета. Сейчас возьмите розовое сердечко и напишите, что вы знаете/знаете о методе проектов , на зеленом напишите о том, что знаете/не знаете, на желтом не знаете /хотите узнать, не знала/узнала. Прикрепите сердечки на доске.

(на магнитной доске приклеиваются стикеры разного цвета, в дальнейшем они помогут в разработке мероприятий по теме проектной деятельности )

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

«Метод проектов в ДОУ» …Ребёнка обучи – дашь миру человека. В. Гюго Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Сейчас перед.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Домик для птички» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197374, СПб, ул. Туристская,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе детского сада «Дорога на Олимп» ГБОУ СОШ «Образовательный центр с. Кротовка муниципального района К-Черкасский Самарской области структурное подразделение д/сад «Родничок».

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД в старшей группе детского сада Программное содержание: повторение правил дорожного движения, закрепление знаний о дорожных знаках Цель – закрепить названия дорожных знаков,.

Публикации по теме