Клуб военного института иностранных языков. Дракон и медведь или что такое "мандат неба" Небесный мандат китай

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Небо (天 тянь ) — одна из основополагающих категорий китайской культуры. часто называют . Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был .

Храм Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу

Небесный мандат на правление (тянь мин )

Только самый достойный мог стать Сыном Неба. В эпоху Чжоу обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба. Аналогично в свое время Небо отобрало мандат на правление у династии Ся*, передав его иньцам.

* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).

Таким образом, личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление. Считалось, что он обладал дэ 德* (благодать, добродетель).

* Дэ 德 (благодать, добродетель) – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Первоначально означала магическую силу вождя. В самом общем смысле – «качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи» (А.И.Кобзев).

Если избранник оказывался недостойным, лишенным благой силы, вел неправедный образ жизни, то Небо, как считалось, лишало его власти, посылая сигналы в виде стихийных бедствий – ураганов, неурожаев, нашествий саранчи, войн, эпидемий и т.п., высказывая тем самым свое негативное отношение к правителю. Народ мыслился как «глас Неба», который может свергнуть деспота. Забота о народе ставилась выше заботы о духах.

В древнекитайском трактате «Мэн-цзы», где содержатся высказывания и описания деяний великого конфуцианца, «второго совершенномудрого» Мэн Кэ (372-289 до н.э.), дано развернутое описание того, как должна происходить передача власти:

Вань Чжан спросил:

– Было ли так, что Яо отдал Шуню* Поднебесную?

Мэн-цзы ответил:

– Нет, этого никогда не было. Сын Неба не может отдать Поднебесную никому.

Ученик спросил:

– В таком случае кто же дал Поднебесную Шуню, когда он воцарился в ней?

Мэн-цзы ответил:

– Небо дало ему.

Ученик спросил:

– Значит ли, что Небо громогласно поведало ему, когда давало Поднебесную?

Мэн-цзы ответил:

– Нет, Небо не говорит. Оно внушило это ему своими действиями и делами, вот и все.

Ученик спросил:

– Как же оно могло внушить своими действиями и делами?

Мэн-цзы ответил так:

– Сын Неба может представить человека на утверждение Небу, но не может побудить дать тому Поднебесную. …

В прежние времена Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его; он показал Шуня народу, и тот тоже принял его.

Вот почему я и говорю, что Небо не говорит, а только указывает своими действиями и делами, вот и все.

Ученик сказал:

– Осмелюсь спросить, как же происходило представление Шуня Небу и оно приняло его, предложение его народу и народ принял его?

Мэн-цзы ответил:

– Было велено Шуню совершить обряд жертвоприношения, и все духи насладились жертвами. Значит, Небо приняло его.

Было велено Шуню вершить делами, и все дела были приведены в порядок; все сто семейств, составляющие весь народ, были успокоены этим. Значит, народ принял его.

Небо дало ему Поднебесную, люди дали ему ее. Вот почему я и говорю, что Сын Неба не может дать никому Поднебесную. …

В «Великой клятве» сказано: «Небо видит глазами и слышит ушами моего народа», вот о чем как раз здесь и говорится.

(«Мэн-цзы», 9.5)

* Яо (2352-2234 до н.э.) и Шунь (2294-2184 до н.э.) — легендарные четвертый и пятый совершенномудрые императоры древности. считал их и Юя, основателя династии Ся, «тремя совершенными людьми».

Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.

Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба. Тот, кто служит отцу, должен проникнуть в его мысли, а тот, кто слу­жит государю, должен постичь его стремления. Так же и со слу­жением Небу. Ныне Небо явило себя в великом проявлении. Ес­ли же [все] унаследовать от прошлого и все оставить прежним, то [это означает] не проявить и не восславить [намерений Не­ба]. И это не есть замысел Неба. Поэтому обязательно нужно изменить место пребывания [государя] (столицу. – А.М.), на­звание государства, календарь и цвет [официального] облаче­ния. И это не что иное, как нежелание противиться замыслу Неба и ознаменование самопроявления. Что же до великих ос­нов, человеческих отношений, путей и принципов политического управления, воспитания нравов и письменности, то все должно остаться по-старому. Да и как это менять? Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управле­ния, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»)

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мандат неба – древняя китайская концепция, возникшая во времена династии Чжоу, в 1046-256 гг. до нашей эры. Мандат определяет, является ли император Китая достаточно добродетельным, чтобы править. Если он не выполняет свои обязанности, то теряет мандат и право быть императором.

Принципы мандата

В основе мандата лежат четыре принципа:

  1. Право править даруется императору небом.
  2. В любой момент времени может быть только один император, так как есть только одно небо.
  3. Право править подтверждается добродетелью императора.
  4. Ни одна династия не имеет постоянного права править.


Признаками утраты мандата неба были

  • крестьянские восстания,
  • вторжения иностранных войск,
  • засуха,
  • голод,
  • наводнения и землетрясения.

Конечно, засуха или наводнения часто вели к голоду, который вызвал крестьянские восстания, то есть эти факторы часто взаимосвязаны.

Мандат неба отличался от европейскойконцепции «божественногоправа королей», согласно которой Бог предоставлял определенному роду право править на все времена, независимо от поведения правителей. То есть утверждалось, что Бог запретил бунты, противостояние королю было грехом.

Мандат неба оправдывает мятеж против несправедливого, тиранического или некомпетентного правителя. Успех восстания был признаком потери мандата императором и перехода его к повстанческому лидеру.

В отличие от наследственного божественногоправа королей, мандатнеба не был связан с благородным происхождением. Любой успешный лидер повстанцев мог стать императором с одобрения неба, даже будучи крестьянином.

Мандат неба в действии

Династия Чжоу использовала идею мандата неба, чтобы оправдать свержение династии Шан, 1600-1046 гг. до нашей эры. Основатели династии Чжоу утверждали, что ввиду коррупции небо потребовало свержения династии Шан.

Когда, в свою очередь, рухнула власть Чжоу, не нашлось сильного лидера оппозиции, способного стать императором. И в Китае наступил период воюющихцарств, 475-221 гг. до нашей эры. Империя была восстановлена и расширена Цинь Шихуанди, но его потомки быстро потеряли мандат.

Династия Цинь была свергнута в 206 г. донашейэры народным восстанием во главе с крестьянским лидером Лю Баном, основавшим династию Хань.

Таким образом династии сменялись много раз до 1644 года, когда династияМин, 1368-1644 гг. была свергнута повстанцами Ли Цзычэна. Пастух по профессии Ли Цзычэн правил всего два года до того, как был свергнут маньчжурами, основавшими династию Цин,1644-1911гг., последнюю императорскую династию в Китае.

Социальные эффекты идеи о мандате неба

Идея мандата неба в Китае и других странах таких, как Корея и Аннам (Северный Вьетнам), находившихся в сфере культурного влияния Китая, действовала в трех основных направлениях.

  1. Страх потерять мандат побуждал правителей действовать ответственно по отношению к своим подданным.
  2. Мандат допускал невероятную социальную мобильность, благодаря чему отдельные лидеры крестьянских восстаний становились императорами.
  3. Мандат давал людям правдоподобное объяснение и козла отпущения в связи с такими стихийными бедствиями, как засуха, наводнения, голод, землетрясения и эпидемии.

Небесный мандат

Небесный мандат (天命, Tiānmìng) - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу , XI в. до н.э. Примерно через сто лет (правление Му Вана, –922 до н. э.) в Чжоу получает широкое распространение термин «Сын Неба» (天子), используемый по отношению к правящему представителю дома-держателя Мандата.

Правящий дом выступал как носитель монополии на связь с Небом , в качестве обладателя «небесного доверия», заслуженного путём накопления добродетели Дэ . Утрата добродетели трактовалась традиционной конфуцианской историографией как основная причина потери власти. Поэтому в классической литературе Китая основатели новой династии непременно предстают носителями добродетели, в то время как падение династии связывается с нравственным разложением правителя, которое приводит к потере мандата.

Потеря Небесного мандата представлялась событием космического значения: её изображали сопровождающейся катаклизмами и чудесами.

Согласно Сюнь-цзы , безнравственность правителя могла стать поводом его свержения, т.о. благоволение неба не выступало пожизненным наследием. Подобное оправдание революции было настолько проблематичным, что Чжу Юаньчжан счёл нужным извлечь соответствующие места из существующих копий трактата. После его смерти целостность текста была восстановлена.

См.также

  • en:Tian (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Небесный мандат" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «мандат» Мандат (лат. mandatum поручение) юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Небесный мандат одно из центральных понятий… … Википедия

    Орвилл Хикок Шелл III (родился 20 мая, 1940 в Нью Йорке) – активист и писатель, исследующий Китай, также директор центра американо китайских отношений в «Обществе Азии» в Нью Йорке. Ранее Шелл состоял в должности декана на факультете журналистики … Википедия

    Орвилл Хикок Шелл III (англ. Orville Hickock Schell III, родился 20 мая, 1940 в Нью Йорке) – активист и писатель, исследующий Китай, также директор центра американо китайских отношений в «Обществе Азии» в Нью Йорке. Ранее Шелл состоял в… … Википедия

    Словарь символов

    Означают ступени в иерархически организованном мире и связь между ними; связь между Небом и Землей; выход за пределы профанного пространства и вхождение в пространство сакральное. Ступени, ведущие к алтарю или трону, символизируют священника,… … Словарь символов

В конце XIX века весь конфуцианский регион состоял исключительно из монархий. Королевствами или империями являлись все четыре страны региона - Вьетнам, Корея, Китй и Япония. Однако уже к 1911 г. во всей Восточной Азии осталась только одна монархия - Японская Империя. Вьетнам и Корея потеряли государственную самостоятельность и стали колониями, а в Китае монархия была свергнута Синьхайской революцией 1911 г.

При этом при взгляде на регион бросаются в глаза две особенности: с одной стороны - практически полное отсутствие монархических движений в Китае, Корее и Вьетнаме, с другой - исключительная слабость республиканского движения в Японии. Китайцы, корейцы и вьетнамцы даже не поднимают вопроса о восстановлении монархии в какой-либо форме, а японцы, наоборот, не проявляют никакого интереса к превращению своей страны в республику. В этом отражается принципиальное различие в концепции монархии, которая существовала в Японии - с одной стороны, и во всех остальных государствах региона - с другой. Япония оказалась единственной страной региона, которая решительно отвергла конфуцианскую доктрину "мандата Неба", и именно это спасло ее монархию.

Отличительная особенность имперского Китая - это династийный цикл, который повторялся с завидной регулярностью на протяжении многих веков. Начинался этот цикл с прихода к власти очередной династии. Основателем ее мог быть удачливый мятежный генерал, местный аристократ, вождь восставших крестьян или просто пришелец-завоеватель. Отец-основатель, его сподвижники и, главное, его ближайшие преемники наводили в Поднебесной порядок. По их распоряжению проводилась перепись населения, составлялся земельный реестр, упорядочивались налоги, приводились в порядок каналы и дамбы, строились дороги и крепости, снаряжались экспедиции против непокорных варваров, выдавались субсидии на науку и образование. В общем, наступал если и не золотой век, то какое-то его подобие. Эта эпоха расцвета длилась столетие или два, но со временем налаженный поначалу государственный аппарат начинал приходить в упадок. Налоги больше не собирались (или, чаще, собирались и разворовывались), каналы заиливались, дамбы размывались, армии не получали провианта и оружия. Наступала эпоха упадка, которая кончалась тем, что лет через 250-300 после своего основания очередная китайская династия прекращала свое существование. За гибелью династии следовала эпоха междоусобных войн, которая могла длиться от нескольких лет до нескольких столетий. Кончались эти войны неизбежно тем, что кто-то (генерал, аристократ, повстанец или иноземный завоеватель) вновь объединял Империю - и все начиналось сызнова.

Сейчас эта цикличность китайской истории обычно объясняется с социально-экономических позиций (рост частного землевладения, ослабление контроля над важнейшими для Китая транспортной и ирригационной системами и пр.). Наверное, это объяснение вполне разумно и обоснованно, но сами китайцы, которые заметили эту особенность своей истории еще незадолго до начала нашей эры, имели на счет династийных циклов свое особое мнение. Мнение это было впервые сформулировано Мэн-цзы, со временем было принято ортодоксальным конфуцианством и стало общепринятым. С точки зрения конфуцианских идеологов, восшествие на престол той или иной династии было наградой, которую Небо выдавало ее основателям за их добродетель и наличие того, чтобы мы сейчас назвали "качествами лидера". Иначе говоря, Небо назначало новым императором того, кто - из всех жителей Поднебесной - был наиболее достоин такой чести. Именно он получал "мандат Неба" - наследственное право на управление Поднебесной. Однако право это не было бессрочным. "Мандат Неба" был условным, и его продление зависело от мудрости и добродетели правящих императоров. С течением времени, однако, потомки героя-основателя теряли ту добродетель и мудрость, которые некогда сделали их предка повелителем Империи. Наконец, их моральная деградация доходила до такой степени, что Небо не могло больше ее терпеть, и, заботясь о благополучии Поднебесной, убирало прогнившую династию, заменяя ее новой, достойной. Происходило то, что называлось "гэмин", "смена [Небесного] мандата" (в современном китайском и иных иероглифических языках это слово стало использоваться как перевод европейского "революция").

С этой точки зрения и повстанцы, и даже иностранные завоеватели были не бунтовщиками, посягнувшими на власть "помазанника божьего", а, совсем наоборот - орудием гнева Неба (то есть, в привычной нам терминологии, "божьего гнева"). Критерий проверки была прост: если выступление оппозиционеров оканчивалось успехом, то это уже само по себе демонстрировало, что Небо и справедливость изначально были на их стороне. Под старое циничное наблюдение "Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе" в китайской общественной мысли была подведена основательная морально-философская база.

Впрочем, отказ служить новому режиму всегда воспринимался с пониманием. Сторонники свергнутой династии, ставшие отшельниками, удалившиеся в свои поместья или же просто ушедшие из политики в науку, обычно встречали понимание у нового режима - даже если они всячески демонстрировали, что воля Неба еще не совсем ясна, и что новая династия, возможно, и не отличается той высокой нравственностью, о которой с таким пылом говорят ее апологеты. С другой стороны, потомки свергнутого императора (если их только не перерезали под горячую руку во время смуты) и прочие члены павшей династии превращались в самых обычных подданных новой власти. То обстоятельство, что они происходили по прямой линии от одного из прошлых императоров, повышало их статус в собственных глазах и глазах соседей, но никак не могло служить основанием для притязаний на престол. После потери "небесного мандата" экс-императорский клан становился кланом обычным.

Трудно сказать, сколько династий существовало за всю историю Китая. В эпохи раздробленности и междоусобиц одновременно страной могли править до десятка династий, каждая из которых считала себя единственно законной - ведь традиционное право исходило из того, что в Поднебесной (то есть в ойкумене) может быть только один "настоящий" император. В целом признание династии "полноценной" во многом зависело от последующей позиции официальной конфуцианской историографии. Заключительным (и, так сказать, "посмертным") актом легитимизации династии было составление ее официальной истории. Историю эту обычно готовила специальная комиссия, которую назначал император династии-преемницы. Он же и утверждал готовый текст. Если исходить из китайской традиции и исключить из списка 3-4 эфемерные династии, правившие по несколько десятилетий каждая, то можно сказать, что за период с конца III в. до н.э. и до начала XX в. н.э. Китаем правило семь династий. Если учесть периоды раздробленности и междоусобиц - в общей сложности около 600 лет - то получается, что династия находилась у власти в среднем около 250 лет. При этом отклонения от этой средней цифры на удивление невелики.

Последняя китайская династия Цин ("чистая" - название династии выбирал ее основатель) взошла на престол в 1644 г. Подобно некоторым своим предшественницам, ее основатели не были этническими ханьцами. Династия Цин была создана маньчжурами (чжурчженями) - полукочевым народом, который с незапамятных времен жил на территории современного Северо-Восточного Китая. В конце 1630-х гг. Китай, которым тогда правила династия Мин ("светлая") оказался охвачен грандиозным крестьянским восстанием. В 1644 г. повстанческие армии вошли в Пекин. Последний минский император покончил с собой, и вождь повстанцев, как и полагалось, объявил себя императором новой династии. Однако это династия официальной историографией за династию не считается: ведь в конце концов повстанцы проиграли борьбу, что убедительно доказывает самозванство и сомнительные моральные качества их лидера.

Тем временем минские генералы, которые на северной границе вели кампанию против маньчжурских племен, решили, что кочевники - меньшее зло, чем повстанцы. Они заключили союз со своими недавними противниками и вместе с теми двинулись на Пекин - освобождать столицу Империи. Родственники покойного императора попытались возглавить сопротивление сторонников Мин, которые воевали и с повстанцами, и с маньчжурами, но их сопротивление было в конце концов подавлено и "варварская" (хотя, к тому времени, уже во многом китаизированная и конфцианизированная) династия воцарилась в стране на 267 лет.

Почти все некитайские династии в Китае быстро утрачивали свой национальный характер и ассимилировались. Маньчжуры - и ставший во главе Империи маньчжурский род Айсин-Гиоро - вполне сознательно старались этого избежать. На протяжении столетий они культивировали маньчжурские традиции и всячески поддерживали двуязычие (без знания китайского было все равно не обойтись). Это порою вызывало недовольство ханьского большинства, но в целом китайцы не слишком ощущали иноземный характер династии. В идеологическом отношении маньчжуры были вполне правоверными конфуцианцами, которые вели себя так же, как вела себя любая "чисто китайская" династия. Только в середине XIX века этническая "чуждость" правителей стала активно использоваться оппозиционными пропагандистами всех сортов, в том числе и будущими организаторами революции 1911 г. Пропаганда нашла себе подходящую почву: в Китае формировался этнический национализм современного типа (вдобавок - с сильным расистским подтекстом). Не случайно именно маньчжуры стали единственным крупным национальным меньшинством Китая, которое не получило своей автономии после 1949 г. Это была своеобразная месть ханьцев за 1644 г.

В 1911 г. в г. Ухань началось восстание, которое мгновенно распространилось по всей стране. В конце года династия Цин была свергнута, и Китай стал республикой. К тому моменту на престоле находился малолетний император Пу И (1906-1967). Кроме него, императорский клан на момент революции включал в себя около 7 тысяч человек - потомков прошлых императоров. Революционное правительство, отстранив род Айсин-Гиоро от власти, поначалу сохранило за экс-императорским кланом его немалую собственность, в том числе и "Запретный город" - гигантский дворцовый комплекс в Пекине. Именно там провел свое детство Пу И.

В 1917 г. произошла первая попытка реставрации династии, которая была предпринята одним из "милитаристов" - ставших самостоятельными правителями генералов. Однако в тот раз восстановленная монархия продержалась только несколько дней. Никакой поддержки эта инициатива не получила и была воспринята скорее как политический курьез.

Против китайских монархистов работало сразу несколько обстоятельств. Во-первых, в соответствии с доктриной "небесного мандата" сам факт падения династии подтверждал потерю этой династии легитимности. Если династия теряла власть, то это само по себе подтверждало, что она этой власти недостойна, и мобилизовать в свою поддержку сторонников ей было очень непросто. Чем больше времени проходило после отстранения династии, тем большую окончательность приобретал этот факт. Не случайно, что за всю историю Китая только один раз родственникам потерявшего власть клана удалось в итоге отстранить "узурпаторов" и вернуться к власти (причем произошло это на заре имперской истории, в I в. н.э.). Во-вторых, немалую роль играл инонациональный характер свергнутой династии, который к тому времени стал восприниматься как проблема даже на массовом уровне. Националистическая идеология постепенно овладевала массами, приходя на смену старому конфуцианскому универсализму. В-третьих, новые китайские элиты были настроены модернизаторски, и, соответственно, были решительными республиканцами. Любая монархия для них была воплощением "реакции", с которой они так боролись.

Последний удар по китайскому монархизму нечаянно нанесли японцы - представители единственной восточноазиатской монархи, которая смогла пережить модернизацию. В 1924 г. Пу И был изгнан из своего пекинского дворца очередным милитаристом, и переехал в Тяньцзин - не забыв захватить не только драгоценности, но и императорскую печать, традиционный символ императорской власти. Тяньцзин, крупный портовый город поблизости от Пекина, к тому времени уже находился под фактическим японским контролем, и японские власти постарались установить хорошие отношения с изгнанным императором. В 1931 г. японская армия захватила Маньчжурию. По ряду политических и пропагандистских соображений превращать ее в обычную колонию казалось нежелательным, и возникла идея - создать там марионеточное "маньчжурское" государство и провести в нем своего рода "локальную реставрацию" монархии. Так Пу И стал императором Государства Маньчжуров (Маньчжоу-го). Уже само название подчеркивало локальность замысла и ставку на этнические корни Айсин-Гиоро. Пу И предстояло "править" той территорией, с которой когда-то его предки отправились завоевывать Китай.

Маньчжоу-го просуществовало недолго и практически не получило международного признания. Однако тесная ассоциация Пу И и многих других членов династии с японскими оккупантами окончательно подорвала легитимность монархии даже в глазах немногочисленных оставшихся традиционалистов. Откровенно марионеточный характер государства был очевиден. В 1945 г. Маньчжоу-го прекратило свое существование под ударами советских войск. Пу И попал в советский плен, провел несколько лет в СССР и вернулся в Китай, где он до самой своей смерти работал в Институте Ботаники Академии Наук КНР. В 1962 г. Пу И женился, став, таким образом, первым маньчжурским императором, женатым на китаянке (его первая жена к тому времени умерла), однако ни первая, ни вторая жена, ни многочисленные наложницы так и не родили императору ребенка, так что прямая линия рода пресеклась. Тем не менее, Пу И усыновил одного из Айсин-Гиоро, обеспечив преемственность рода. Умер последний император в 1967 г. от рака. В 1995 г. его останки были перенесены на родовое кладбище цинских императоров в провинции Хэбэй.

Однако смерть Пу И не означала, что в Китае больше не осталось членов императорского клана. У Пу И было семь сестер и четверо братьев. К 1949 г. были живы шесть сестер и два брата. Один из братьев императора после прихода коммунистов к власти стал официальным представителем маньчжуров в китайском "парламенте" и немало сделал для сохранения вымирающих маньчжурских традиций. Другой брат после коммунистической революции продолжал работать по специальности - школьным учителем. Сейчас живо не менее десятка племянников и племянниц Пу И, многие из которых также имеют детей. Всего же количество ныне здравствующих членов цинской императорской фамилии измеряется многими тысячами. Большинство из них живет в Китае. В 1950-60-х гг. они немало пострадали за свое происхождение, но сейчас - в полном соответствии с многовековой традицией - они живут как простые граждане КНР (только что, в целом, более образованные). Есть среди них учителя, художники, есть даже чиновники и "партократы" средней руки. Один из внучатых племянников Пу И, например, стал заместителем заведующего отделом в правительстве Пекина (возможно, что сейчас его повысили, и он уже заведует отделом или перешел на партийную работу?). Немало членов клана Айсин-Гиоро оказалось в Японии, в странах Юго-Восточной Азии и даже в США.

В то же время никаких монархических движений в Китае нет. С точки зрения традиционалистов (или, скорее, неотрадиционалистов, так как настоящие, стопроцентные конфуцианцы старой школы давно вымерли), род Айсин-Гиоро, бесспорно, потерял "мандат Неба". Относится это и к другим экс-императорским родам, потомкам императоров более ранних династий.

В то же время императорский клан вызывает в народе заметный интерес и некоторую симпатию. Когда в 2000 г. 22-летняя Айсин-Гиоро Цици, внучка усыновленного Пу И члена клана, серьезно заболела, районный комитет КПК обратился с призывом собрать деньги на операцию (девушке потребовалась пересадка почки). Отец девочки, скромный пекинский пенсионер, формально являясь наследником императорской линии, подрабатывает вахтером, и собрать необходимую сумму для операции семья явно не могла. Деньги были собраны, операция прошла успешно и девушка была спасена. На минуту представьте себе райком КПСС, который организует сбор средств в пользу серьезно заболевшей великой княгини:

Однако симпатии симпатиями, а о восстановлении монархии в Китае сейчас не думает, по сути, никто. Примерно также обстоят дела во Вьетнаме и Корее.

Учение чжоусцев о Мандате Неба: исторические обстоятельства его утверждения в Китае.

Учение о Мандате Неба (тянь-мин)- концепция этически детерминированного права на власть, согласно которой Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. С этой точки зрения была подвергнута официальному пересмотру вся предшествующая и смутно известная чжоусцам история: согласно концепции Чжоу-гуна, зафиксированной в ранних главах книги исторических преданий Шуцзин, некогда на территории Китая существовала династия Ся, имевшая право на власть, но лишившаяся этого права потому, что последний ее представитель Цзе утратил добродетель и вел себя недостойно. Именно вследствие подобного хода событий, санкционированного Небом, власть оказалась в руках основателя династии иньцев Чэн Тана. Инь-цы долго владели небесным мандатом, но последний иньосий правитель Чжоу Синь в силу опять-таки своей недобродетельности утратил право на него, в результате чего великий Мандат Неба оказался в руках правителя чжоусцев Вэнь-вана. Koнцепция Мандата Неба - едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо логически обоснованная социально-политическая теория - сыграла решающую роль в легитамизации власти немногочисленного шкмени завоевателей-чжоусцев: право их на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим Небом, ставшим верховным божеством в Китае. Небо же санкционировали эту власть не потому, что чжоусцы оказались сильнее других, а вследствие того, что на их стороне были мудрость и добродетель.

Сакрально-политическая теория подобного рода была жизненно важна для чжоусцев и всего населения бассейна Хуанхэ, включая самих шанцев, к которым Чжоу-гун с ее изложением прежде всего и обратился. Она давала чжоусцам право на власть в Поднебесной, легитимировав его в терминах и понятиях привычной для всего региона шанской политической культуры.

Весьма существенно, что чжоусцы не создавали новых политических принципов, не противопоставляли какой-то собственной, своей политической культуры прежней. Напротив, они убеждали шанцев шанскими же доводами, для чего, собственно, и использовали попеременно и практически в одинаковом смысле, в аналогичной позиции и идею о предках шан-ди в ее уже существенно трансформированном виде (Шанди), и Небо, к которому в Шан как к божественной силе не относились, но которое тем не менее фигурировало там в ритуальной практике в качестве местожительства шан-ди.

Чжоу-гун, лучше других осознававший ситуацию, не мог не быть в числе авторов подобного рода идеи. Но мало того, что он умело побил шанцев их же оружием, причем в той сфере сакрально-духовного и ритуально-политического, где их традиции и позиции были неизмеримо сильнее чжоуских. Заслуга его и его окружения в том, что идея мандата Неба не только сделала власть чжоуского вана легитимной, но и придала ей независимость от Шан и шанских предков, сохраняя должный пиетет перед ними и не порывая с чтимой традицией.

Первым следствием из предложенного чжоусцами перемещения акцента на Небо стала независимость чжоуского вана и всей династии от шанских предков. Вместо родственно-генетической связи с небожителями по шанскому стандарту стала оформляться адаптивная связь между Небом и правителем, в данном случае чжоуским. Небо как высший символ всего божественного заняло позиции обожествленных родовых предков и, как следствие, начало выступать в функции великого Отца живущего на земле правителя, а правитель соответственно стал Сыном Неба.

Коль скоро чжоуский ван, став Сыном Неба, уже был не столько наследником верхних предков, сколько ближайшей к Великому Небу персоной, обладателем врученного ему Небом «мандата» на управление Поднебесной, то и позиция его стала много более сакрально-возвышенной, в некотором смысле независимой. Великое Небо, дав ему «мандат», было теперь всегда с ним, за ним. Ван не нуждался больше, как то было в Шан, в регулярных контактах с предками, в постоянном обращении к ним с многочисленными просьбами.

Что же касается Неба, то за ним оставили возможность проявить свою волю. В сложившейся в древнем Китае практике считалось, что коль скоро Небо никак себя не проявляет, оно удовлетворено. Если же случаются несчастья, неурожаи, бедствия, социальные или природные катаклизмы - это проявление неодобрения и недовольства Неба.

Словом, если Небо чем-то недовольно и если оно это свое недовольство проявило, то это значит лишь одно: правитель плохо управляет вверенным ему народом и государством. Надо сказать, что все правители Китая вплоть до XX в. н.э. это хорошо сознавали и, как правило, соответствующим образом себя вели, делали из реакции Неба должные выводы (публично каялись, проводили или, напротив, отменяли реформы, готовы были даже покинуть трон).

Публикации по теме