6 кл самойлов сороковые презентация. Биография Давида Самойлова




Из биографии Родился Давид Самойлов 1 июня 1920 года в Москве. Его отец был врачом, участником Первой мировой и Гражданской войн, в годы Отечественной войны работал в тыловом госпитале. Образы родителей присутствуют в стихах Самойлова (Выезд, Двор моего детства и др.); воспоминания детства отразились в автобиографической прозе конца 1970-х – начала 1980-х годов (Дом, Квартира, Сны об отце, Из дневника восьмого класса и др.). Его московское детство было удивительно похоже на детство другого замечательного поэта – Бориса Пастернака. Мама Бориса Леонидовича - Розалия Кауфман, а отец Давида Самойлова – тоже Кауфман, Самуил Абрамович. Нет, они не были родственниками, просто однофамильцы, но как это близко, как символично, что в русской литературе имена этих поэтов почти всегда стоят рядышком!


В 1938 году окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. Там, в МИФЛИ, в то время преподавали лучшие ученые страны – С.И.Радциг, Н.К.Гудзий, Ю.М.Соколов, Д.Д.Благой, Д.Н.Ушаков, Л.И.Тимофеев и другие. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому – появилась в журнале Октябрь, 3 за 1941 год (стихотворение Охота на мамонта за подписью Давид Кауфман). В годы учебы Давид Самойлов (или Дэзик, как ласково, дружески величали его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения» – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Самойлов посвятил им провидческое стихотворение «Пятеро», в котором написал: Жили пятеро поэтов В предвоенную весну, Неизвестных, незапетых, Сочинявших про войну... Ощущение войны в этом стихотворении – поразительно, как и в других стихах, ставших любимыми для миллионов россиян.


ВОЙНА В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. Впрочем, и в начале Великой Отечественной войны он не был взят в армию по возрасту, но здесь Самойлову повезло: его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. В первые месяцы войны поэт записал в тетрадь все свои неизданные произведения, которые считал для себя важными: около 30 стихотворений и стихотворных отрывков, одну комедию, три поэтических перевода. На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где некоторое время учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, по окончании которого в 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин.


Впоследствии в своих воспоминаниях Самойлов написал: «Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа». В 1943 году поэт был ранен; жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин С.А.Косов, о котором Самойлов в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич». После госпиталя Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений про удачливого солдата Фому Смыслова, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семен Шило». Первое послевоенное произведение Стихи о новом городе было опубликовано в 1948 в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио.


В 1958 издал свою первую поэтическую книгу Ближние страны, лирическими героями которой были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома... и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.). Художественным центром книги стали Стихи о царе Иване, в которых впервые в полной мере проявился присущий Самойлову историзм. В этом поэтическом цикле воплотился исторический опыт России и одновременно – жизненный опыт поэта, в котором своеобразно отразились традиции пушкинского историзма. Исторической теме посвящено и стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» (1965). О роли человека в истории Самойлов размышлял в драматических сценах Сухое пламя (1963), главным героем которых был сподвижник Петра Великого князь Меньшиков. Перекличка исторических эпох происходит и в поэме Последние каникулы (1972), в которой лирический герой путешествует по Польше и Германии разных времен вместе с польским скульптором 16 века Витом Сквошем.


Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года». К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом». Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической «визитной карточкой» этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова Сороковые, роковые (1961).


Если вычеркнуть войну, Что останется - не густо. Небогатое искусство Бередить свою вину. Что еще? Самообман, Позже ставший формой страха. Мудрость - что своя рубаха Ближе к телу. И туман... Нет, не вычеркнуть войну. Ведь она для поколенья - Что-то вроде искупленья За себя и за страну. Простота ее начал, Быт жестокий и спартанский, Словно доблестью гражданской, Нас невольно отмечал. Если спросят нас гонцы, Как вы жили, чем вы жили? Мы помалкиваем или Кажем шрамы и рубцы. Словно может нас спасти От упреков и досады Правота одной десятой, Низость прочих девяти. Ведь из наших сорока Было лишь четыре года, Где прекрасная свобода Нам, как смерть, была близка.




В 1967 году Давид Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. В Опалиху приезжал Генрих Бёлль; Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками – Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Юрием Любимовым, Зиновием Гердтом и Юлием Кимом. Несмотря на болезнь глаз, он занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 годе, издал в 1973 году стиховедческую «Книгу о русской рифме». В 1974 году у него вышла книга «Волна и камень», которую критики назвали «самой пушкинской» книгой Самойлова – не только по числу упоминаний о великом поэте, но, главное, по поэтическому мироощущению. Евгений Евтушенко в своеобразной стихотворной рецензии на эту книгу написал: «И читаю я «Волну и камень» / там, где мудрость выше поколенья. / Ощущаю и вину, и пламень, / позабытый пламень поклоненья».


Самойлов много и активно переводил стихи армянских, болгарских, испанских, латышских, литовских, немецких, польских, сербских, турецких, французских и эстонских поэтов, участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в Современнике, в Театре им. Ермоловой, писал песни для театра и кино. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии СССР. Самойлов любил писать и читать письма, вел регулярную переписку с друзьями. В письмах он предстает перед нами куда более легким и веселым человеком. В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов: "Ближние страны" (1958), "Второй перевал" (1963), "Дни" (1970), "Равноденствие" (1972), "Весть" (1978), "Избранное" (1980), "Залив" (1981) и многие другие; а также книги для детей: "Светофор" (1962), "Слоненок пошел учиться. Пьесы в стихах" (1982).


В 1976 году Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах, составивших сборники «Улица Тооминга», «Линии руки» (1981). Самойлов очень любил Пярну и Эстонию. До 1980 года, пока семья занимала только один этаж на улице Тооме, жить приходилось в несколько стесненной обстановке. Купив же второй этаж, Давид Самойлович был безгранично счастлив. И, вернувшись из очередной непродолжительной поездки в 1983 году в Москву, сказал: "Жить надо все-таки в Пярну". В Эстонии ему было легче, спокойнее, поэтому многие знакомые убеждены, что пребывание в Пярну подарило ему еще несколько лет жизни. Может быть, поэтому на одном из званых вечеров он сказал: "Целуйте меня: я экологически чист".


Давид Самойлович никогда не считался ярым диссидентом. Однако КГБ присматривал и за ним. Однажды фотограф Виктор Перелыгин (благодаря которому последующие поколения получили целую галерею фотоматериалов о жизни поэта) поехал проведать живших в Калининграде родственников. Обедая в ресторане города Черняховска, он увидел за другим столиком подозрительно знакомого человека. Через несколько недель он вспомнил его, увидев выходящим из здания пярнуского отделения КГБ. Самойлова эта новость нисколько не удивила. «Они проверяли, не передаете ли вы от меня какое-нибудь послание в черняховскую психушку». В этом заведении, как оказалось, содержались «ненормальные», подвергающие сомнению идеи и дела КПСС. Самойлов никогда не ставил даты к своим стихам. На вопрос, почему он так поступает, как-то ответил: «Не хочу отнимать хлеб у литературоведов». Но и в письмах дат нет. Только последнее, адресованное Лидии Лебединской, было датировано 14 февраля 1990 года. В письме Самойлов рассказывал о бесснежной зиме, касался проблем взаимоотношений Эстонии и России, выражал опасения, как бы обещания эстонских политиков предоставить равные права с эстонцами местным русскоязычным жителям, не остались бы обещаниями...


Еще одна деталь: с 1962 года Самойлов вел дневник, многие записи которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой «Памятные записки» (1995). Блистательный юмор Самойлова породил многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый эпистолярный роман, «научные» изыскания по истории придуманной им страны Курзюпии и тому подобные произведения, собранные автором и его друзьями в сборник «В кругу себя» (частично опубликован в 1993 году). Как это было! Как совпало Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!


Умер фронтовик Давид Самойлов в Пярну 23 февраля 1990 года, в день советской армии. Похоронили его в Москве. Зиновий Гердт, на своем юбилейном вечере читал стихи Давида Самойлова, которые невозможно было слушать равнодушно:... О, как я поздно понял, Зачем я существую, Зачем гоняет сердце По жилам кровь живую, И что порой напрасно Давал страстям улечься, И что нельзя беречься, И что нельзя беречься...

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Д.С.Самойлов «Сороковые»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся со стихами о Вов; учить выразительному чтению и творческой работе в парах; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: TV, ноутбук учителя, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию: «Чтение с вдохновением»
  2. Актуализация опорных знаний

Просмотр презентации с военными фотографиями под песню «Сороковые»

Напишите ассоциативный ряд к слову ВОЙНА

  1. Целеполагание
  2. Работа над темой урока
  1. «Давайте познакомимся»: работа с учебником

Как биография поэта связана с войной?

(В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.)

О чем говорит этот факт?

(Добровольцем – по внутреннему желанию – патриот.)

Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.

О чем говорит этот факт?

(Быстро учился, служил там, где требовалась его помощь. Разведка – рискованная, опасная работа – смелый.)

Был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны.

  1. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые»
  2. Построение эмоциональной кривой стихотворения

Решимость, уверенность, нетерпение

Юношеский задор Надежда Вера в будущее

Тревога, тоска, горечь, жалость

Боль Тревожность

  1. Анализ стихотворения

Какова тема этого стихотворения?

Какие микротемы можно выделить?

2) Лексическая работа

Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Военный – свойственный войне, характерный для неё.

Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.

- О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы)

Почему эти слова ассоциировались с войной?

Зачем юноше звёздочка, которую он сам сделал?

О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный»?

(Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)

Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю?

(Поэт иронично , подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)

Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?

(Война, беда, мечта и юность)

Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?

(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)

Какие чувства зародило в вас это стихотворение?

Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.

4. «Творческая мастерская»

«Снимаем кино»: работа в парах

Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?

Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?

На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?

Как будут отсняты последние кадры?

5. Защита работ учащихся

5. Рефлексия (георгиевская ленточка: Сегодня я понял, что…

Мне было трудно, потому что… и т.д.)

6. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Сороковые» наизусть.

Приложение

Тезис из статьи учебника

Пример из стихотворения

Это стихотворение о войне, юности, мечтах и испытаниях

…Вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью

Немножко иронично . Насмешливо улыбнуться тому. Как тогда, в сороковые… пытался выглядеть опытнее и взрослее

Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино

Совпадение – великая трагедия и юность героя

В конце стихотворения… нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого

Давид Самойлов

«Жаль мне тех, кто умирает дома...»

Жаль мне тех, кто умирает дома,

Счастье тем, кто умирает в поле,

Припадая к ветру молодому

Головой, закинутой от боли.

Подойдет на стон к нему сестрица,

Поднесет родимому напиться.

Даст водицы, а ему не пьется,

А вода из фляжки мимо льется.

Он глядит, не говорит ни слова,

В рот ему весенний лезет стебель,

А вокруг него ни стен, ни крова,

Только облака гуляют в небе.

И родные про него не знают,

Что он в чистом поле умирает,

Что смертельна рана пулевая.

Долго ходит почта полевая.

Давид Самойлов

Перебирая наши даты

Перебирая наши даты,

Я обращаюсь к тем ребятам,

Что в сорок первом шли в солдаты

И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,

К тому же, говорят, абстрактный.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

Я сам теперь от них завишу,

Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,

В них были вера и доверье.

А их повыбило железом,

И леса нет - одни деревья.

И вроде день у нас погожий,

И вроде ветер тянет к лету...

Аукаемся мы с Сережей,

Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,

Я говорю про Павла, Мишу,

Илью, Бориса, Николая.

"Мне выпало счастье быть русским поэтом,
мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
в проклятом году и в столетье проклятом..."

Давид Самойлов родился в Москве 1 июня 1920 года в семье врача. В своей автобиографии поэт с известной долей юмора писал: "Я родился в год Льва под созвездием Близнецов и даже под известным влиянием Юпитера. В моем гороскопе не хватало лишь Козерога, чтобы я стал общественным деятелем или реформатором пожарного дела в России. Тут сыграло, впрочем, роль и еще одно обстоятельство. С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний".

Выбор Самойлова был неслучаен. Любовь к великим поэтам прошлого ему прививали едва ли не с пеленок. Вот как об этом вспоминал он сам:

Я - маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поет мне: "Как ныне
Сбирается вещий Олег... "

Я слушаю песню и плачу,
Рыданье в подушке душу,
И слезы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира
Дремотно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я, маленький, глупый, больной.

К окончанию школы Самойлов знал однотомник Пастернака наизусть, а в его тетради уже были десятки стихов, написанных в подражание поэтам серебряного века. С 14 лет вел дневник, в котором очень искренне писал о книгах, новых знакомых. Вот несколько строчек из дневника 14-летнего поэта, которые приводит "Новая газета": "Хреновое настроение. Не знаю, что делать. С какой стати сказал я ей, что люблю ее, когда не был в этом уверен?.. Я подлый эгоист. Мелкий честолюбец. Хотел видеть ее у своих ног, не любя, только потому, что ее любят многие. И я мог находить в этом удовольствие"

В 1938 году Давид Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ), где оказался в окружении единомышленников.

"Мне повезло в товарищах и учителях, - писал он в дневнике. - Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий".

Этих поэтов вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения". Самойлов, словно заглядывая вперед, посвятил им провидческое стихотворение "Пятеро":

Жили пятеро поэтов
В предвоенную весну,
Неизвестных, незапетых,
Сочинявших про войну...

Первое стихотворение Самойлова появилось в печати благодаря его педагогу Илье Сельвинскому. Стихотворение “Охота на мамонта”, подписанное Давидом Кауфманом, появилась в журнале “Октябрь” в 1941 году, в этом же году началась Великая Отечественная война.

Самойлов хотел уйти на фронт еще в начале финской войны, но не смог по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной его направили на трудовой фронт – рыть окопы под Вязьмой. Через несколько месяцев поэт заболел и переехал в Самарканд, однако в эвакуации пробыл недолго: в 42-ом окончил военно-пехотное училище и отправился на Волховский фронт под Тихвин.

Военные годы стали периодом становления личности поэта. Он вспоминал, что война ускорила его развитие лет на двадцать, а опыт поэтический оставался прежним. "Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа", - вспоминал поэт.

Ощущение это было сильным еще и потому, что в 1943 году жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин Семен Андреевич Косов, которому было посвящено одноименно стихотворение:

…. Семен Андреич! Алтайский пахарь!
Счастлив ли ты? Здоровый? Живой ли?
Помнишь, как ты разорвал рубаху
И руку мне перетянул до боли!

Помнишь? Была побита пехота,
И мы были двое у пулемета.
И ты сказал, по-обычному просто,
Ленту новую заложив:
- Ступай. Ты ранен. (Вот нынче мороз-то!)
А я останусь, покуда жив.

После госпиталя Давид Самойлов вновь отправился на фронт и до конца войны оставался разведчиком. Прошел пол-Европы, победу встретил в Берлине.

В целом же в годы войны Самойлов писал мало - считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться на бумаге. Лишь в 1958-м вышел его первый сборник “Ближние страны”, суммировавший итог былого в восприятии поэта. Лирическими героями книги были фронтовик (Семен Андреич, Жаль мне тех, кто умирает дома... и др.) и ребенок (Цирк, Золушка, Сказка и др.).

Гибель друзей-поэтов, "что в сорок первом шли в солдаты", Самойлов ощущал как самое большое горе. "Визитной карточкой" поколения сороковых стало одно из самых известных стихотворений Самойлова "Сороковые, роковые" (1961).

Если вычеркнуть войну,
Что останется - не густо.
Небогатое искусство
Бередить свою вину.

Что еще? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость - что своя рубаха
Ближе к телу. И туман...

Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья -
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.

Простота ее начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно отмечал.

Если спросят нас юнцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы и рубцы.

Словно может нас спасти
От упреков и досады
Правота одной десятой,
Низость прочих девяти.

Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где нежданная свобода
Нам, как смерть, была сладка.

"Радость общения - влюблённость. Радость отношений - любовь. Я влюблён почти всегда, и почти никогда - люблю", - писал в своем дневнике Давид Самойлов. Ему приписывали роман с самыми известными женщинами своего времени, в том числе с дочерью Иосифа Сталина - Светланой Аллилуевой.

Первой женой Самойлова была одна из первых красавиц Москвы - Фогельсон Ольга Лазаревна. В их семье родился сын Александр, будущий писатель и издатель. Однако через некоторое время после его рождения супруги, неизменно ценившие друг друга, развелись. Они остались большими друзьями до конца жизни.

Второй женой поэта стала не менее красивая женщина - Галина Ивановна Медведева. Когда Самойлов и Медведева оформляли брак, их трехлетнюю дочь Варю спрятали в толпе друзей, чтобы не вызывать вопросов у чиновников. Однако в самый ответственный момент Варя вырвалась и с криком "Папочка, мамочка" бросилась к родителям. Служительница ЗАГСа с ужасом спросила: "Кто это?". Все молчали, пока приятель жениха не ответил: "Это их будущий ребенок".

В 1967 году Самойлов поселился в деревне Опалиха близ Москвы. Несмотря на болезнь глаз, круг его занятий был так же широк, как и круг его друзей. Поэт много переводил стихи армянских, испанских, немецких и эстонских поэтов, участвовал в создании спектаклей в Театре на Таганке, писал песни для театра и кино.

В 1974 году был опубликован сборник "Волна и камень", названный критиками "самой пушкинской" книгой Самойлова. К великому поэту Самойлов относился как к явлению духовной культуры русского народа. В своей книге Давид Самойлович писал:

Пусть нас увидят без возни,
Без козней, розни и надсады,
Тогда и скажется: "Они
Из поздней пушкинской плеяды".
Я нас возвысить не хочу.
Мы - послушники ясновидца...
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.

В 1976 году Давид Самойлов переехал в эстонский приморский город Пярну, который очень любил. Здесь, по словам друзей, поэту было легче и спокойнее жить и работать. Приехав как-то в Москву, Самойлов заявил друзьям: "Целуйте меня: я экологически чист".

Впечатления от Эстонии отразились в стихах Самойлова, составивших сборники "Улица Тооминга", "Линии руки", а также в его письмах друзьям. Одно из последних к Лидии Корнеевне Чуковской датировано 14 февраля 1990 года. Строчки из него приводит канал "Культура": "У эстонцев есть свой простой национальный план – отделиться. В России такого плана нет. По существу идет извечный спор славянофилов с западниками. Но славянофилы и западники уже не те, что в XIX веке. Из славянофилов получились хулиганы, а из западников люди моды". Ирония, горькая…".

Давид Самойлов умер в армейский праздник в Пярну 23 февраля 1990 года. В этот день он вел вечер памяти Пастернака. Выйдя за кулисы, он сказал последние слова: "Все хорошо, все в порядке".


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация на тему:Давид Самуилович СамойловПодготовила:Гаджиева М. 6«5» Дави́д Само́йлов (настоящее имя - Дави́д Самуи́лович Ка́уфман)- русский советский поэт, переводчик.Давид Самойлов - поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт. Родился 1 июня 1920 г. в Москве. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце. Родился в еврейской семье. Отец - известный, главный венеролог Московской области -Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986). Псевдоним поэт взял после войны в память об отце. В 1938 г. Давид Самойлов окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы В МИФЛИ преподавали лучшие специалисты того времени. В годы учебы Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. В 1941 г. Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное училище.В 1943 г. Самойлов был ранен, ему спас жизнь друг, алтайский крестьянин Семен Косов, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич".После госпиталя Давид Самойлов вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями.В годы войны Самойлов не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове. 1958 г. Давид Самойлов издал свою первую поэтическую книгу "Ближние страны«.В 1974 г. вышла книга поэта "Волна и камень", которую критики назвали самой пушкинианской книгой С 1962 г. Давид Самойлович вел дневник, многие записи из которого послужили основой для прозы, изданной после его смерти отдельной книгой "Памятные записки" (1995).Писатель был удостоен Государственной премии СССР (1988). Его стихи переведены на многие европейские языки. Давид Самойлович Самойлов скончался 23 февраля 1990 г. в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище. Стихотворение "сороковые" написал в 1961 году, когда ему было 41год. Спустя столько лет, не смог забыть все ужасы войны. Стих про его жизнь, про молодость, про то, что начинаешь ценить каждое мгновение в жизни, в моменты смертельной опасности. И я с девчонкой балагурю,И больше нужного хромаю,И пайку надвое ломаю,И все на свете понимаю.Как это было! Как совпало-Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запалоИ лишь потом во мне очнулось!..Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые…Война гуляет по России,А мы такие молодые!«Сороковые» Давид СамойловСороковые, роковые,Военные и фронтовые,Где извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные.Гудят накатанные рельсы.Просторно. Холодно. Высоко.И погорельцы, погорельцыКочуют с запада к востоку…А это я на полустанкеВ своей замурзанной ушанке,Где звездочка не уставная,А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете,Худой, веселый и задорный.И у меня табак в кисете,И у меня мундштук наборный.


Приложенные файлы

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Самойлова Давида Самуиловича

Самойлов Давид (имя при рождении – Кауфман Давид Самуилович) – русский советский поэт фронтового поколения, переводчик.

Ранние годы

Давид родился в Москве 1 июня 1920 года в семье знаменитого врача-венеролога Самуила Абрамовича Кауфмана и его супруги Цецилии Израилевны. После окончания средней школы в 1938 году Давид стал студентом Московского института философии, литературы и истории.

Служба

В 1939 году, когда началась война с Финляндией, Давид Кауфман хотел оставить учебу и уйти на фронт добровольцем, однако юношу не приняли в ряды солдат по состоянию здоровья. Спустя 2 года, в самом начале Великой отечественной и Второй мировой войн, Давида направили под Вязьму рыть окопы в составе трудового фронта. Под Вязьмой молодой человек тяжело заболел, из-за чего было принято решение эвакуировать его в Самарканд.

В Самарканде Давид поступил в Вечерний педагогический институт, затем – в Военно-пехотное училище (которое, правда, так и не успел окончить). В 1942 году Кауфмана отправили под Тихвин на Волховский фронт. В марте 1943 года осколок мины попал в левую руку Давида. Спустя несколько дней красноармеец Давид Кауфман, пулеметчик 1 отдельного стрелкового батальона 1 отдельной стрелковой бригады, был награжден медалью «За отвагу» (Давид собственными руками уничтожил трех врагов).

В марте 1944 года, уже полностью выздоровев, Давид Кауфман попал в 3 отдельную моторазведроту разведывательного отдела штаба 1 Белорусского фронта. В ноябре того же года Давид Самуилович, ефрейтор и писарь, был награжден медалью «За боевые заслуги». В 1945 году автоматчик Кауфман был отмечен орденом Красной звезды за захват пленных, от которых была получена ценная информация, и за активное участие в боях за Берлин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Литературная деятельность

В военное время Давид Самуилович практически не занимался писательским ремеслом. Он не писал стихотворений – разве что сатирические рифмы на и вдохновляющие советских бойцов стихи о солдате Фоме Смыслове, публиковавшиеся в гарнизонной газете. Когда война осталась позади, Давид занялся переводами различных произведений с венгерского, польского, чешского и литовского языков.

В 1948 году на страницах журнала «Знамя» появилось первое произведение Давида Самойлова «Стихи о новом городе». Спустя 10 лет на прилавках книжных магазинов появился первый сборник стихов поэта «Ближние страны». В 1962 году был выпущен лирико-философский сборник стихотворений «Второй перевал», в 1970 году появились «Дни», в 1974 году – «Волна и камень», в 1978 – «Весть», в 1981 – «Залив», в 1985 – «Голоса за холмами» и так далее.

Писал Давид Самойлов и прозу, в том числе и труды по стихосложению, которые помогли многим начинающим авторам определиться с собственным стилем и научиться не просто складывать слова в рифму, а говорить, жить, дышать стихами.

В 1988 году Давид Самойлов был удостоен Государственной премии СССР за выдающиеся творческие достижения в области литературы.

Семья

В 1946 году Давид Самойлов женился на Ольге Фонельсон, дочери советского кардиолога Лазаря Фогельсона. В 1953 году в семье родился сын Александр (продолжил дело отца, стал писателем и переводчиком).

Второй супругой литератора была Галина Медведева. Она родила мужу троих детей – девочку Варвару и мальчиков Петра и Павла.

Смерть

23 февраля 1990 года Давид Самойлов скончался в Таллине (он жил в Эстонии с 1974 года). Тело писателя и поэта захоронили на Лесном кладбище в портовом городе Пярну.

Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауфман)
родился 1 июня 1920 года в Москве в семье врача Самуила
Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в
память об отце.Мать - Цецилия Израилевна Кауфман

В 1938 году Давид Самойлов окончил школу и поступил в
Московский институт философии, истории и литературы
(МИФЛИ) - объединение гуманитарных факультетов,
выделенное из состава МГУ.
Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря
его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале
"Октябрь" в 1941 году. Стихотворение "Охота на мамонта"
было опубликовано за подписью Давид Кауфман.

В 1941 году Самойлов студентом был мобилизован на
рытье окопов. На трудовом фронте поэт заболел, был
эвакуирован в Ашхабад, где поступил в военно-пехотное
училище, по окончании которого в 1942 году был
направлен на Волховский фронт под Тихвин.
В 1943 году Самойлов был ранен, после госпиталя
вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го
Белорусского фронта освобождал Польшу, Германию;
окончил войну в Берлине. Был награждён орденом
Красной Звезды, медалями.
Во время войны поэт почти не писал. После войны
Самойлов работал как профессиональный переводчик
поэзии и как сценарист на радио.

Его первыми публикациями были переводы с албанского,
польского, чешского, венгерского. Как переводчик он был принят в
Союз писателей.
Первое послевоенное произведение "Стихи о новом городе" было
опубликовано в 1948 году в журнале "Знамя". Регулярные
публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 году.
В 1958 году он издал свою первую поэтическую книгу - поэму
"Ближние страны".

Военная тема стала основной в творчестве Давида
Самойлова. В период с 1960 года по 1975 год были
написаны самые лучшие его вещи о Великой
Отечественной войне: "Сороковые", "Старик Державин",
"Перебирая наши даты", "Слава богу! Слава богу…" и др.
После выхода поэтического сборника "Дни" (1970) имя
Самойлова стало известно широкому кругу читателей. В
сборнике "Равноденствие" (1972) поэт объединил лучшие
стихи из своих прежних книг.

С 1967 года Давид Самойлов жил в деревне
Опалиха недалеко от Москвы. Поэт не участвовал в
официозной писательской жизни, но круг его занятий
был так же широк, как круг общения. Самойлов
дружил со многими своими выдающимися
современниками - Фазилем Искандером, Юрием
Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем
Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом и др.
Несмотря на болезнь глаз, Самойлов занимался в
историческом архиве, работая над пьесой о 1917
годе; издал стиховедческую "Книгу о русской рифме ".

В 1974 году вышла книга поэта "Волна и камень", которую
критики назвали "самой пушкинской" книгой Самойлова - не
только по числу упоминаний о Пушкине, но, главное, по
поэтическому мироощущению.
В разные годы у Давида Самойлова выходили книги стихов
"Весть" (1978), "Избранное" (1980), "Залив" (1981), "Голоса за
холмами" (1985), "Горсть" (1989), а также книги для детей
"Светофор" (1962) и "Слоненок пошел учиться. Пьесы в
стихах" (1982).
Писатель много занимался переводами, участвовал в создании
нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в "Современнике",
в Театре имени Ермоловой, писал песни для театра и кино.

В 1976 году Давид Самойлов поселился в эстонском приморском
городе Пярну. Новые впечатления отразились в стихах,
составивших сборники "Весть" (1978), "Улица Тооминга", "Залив",
"Линии руки" (все - 1981).
С 1962 года Самойлов вел дневник, многие записи из которого
послужили основой для прозы, изданной после его смерти
отдельной книгой "Памятные записки" (1995).
В 2002 году вышел двухтомник Давида Самойлова "Поденные
записи", который впервые соединил в одно издание все
дневниковое наследие поэта.

Блистательный юмор Самойлова породил
многочисленные пародии, эпиграммы, шутливый
эпистолярный роман и т.п. произведения, собранные
автором и его друзьями в сборник "В кругу себя",
который был издан в 1993 году, после смерти поэта, в
Вильнюсе и выдержал несколько переизданий.
Писатель был удостоен Государственной премии СССР
(1988). Его стихи переведены на многие европейские
языки.

Давид Самойлов скончался 23 февраля 1990 года в
Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака,
едва завершив свою речь.
Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.
В июне 2006 года в Москве была открыта
мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду
Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил
более 40 лет, - на пересечении улицы Образцова и
площади Борьбы.

Публикации по теме