Океанский лайнер «Lusitania» - трагическая судьба корабля. Лузитания

В 14 часов 10 минут 7 мая 1915 года на один из крупнейших океанских лайнеров в мире «Лузитания» было совершено первое военное преступление начала XX века. За 18 минут погибло 1198 мужчин, женщин и детей. Споры о его гибели до сих пор не прекращаются.

Седьмого мая 1915 года «Лузитания» жемчужина «Cunard Line» завершал плавание из Нью-Йорка в Ливерпуль, когда неожиданно немецкая субмарина поразила его всего одной торпедой. После мощнейшего и совсем необъяснимо второго взрыва «Лузитания» затонула. После трагедии мир уже никогда не станет прежним, а тайна той катастрофы уже какой день волнует многих людей, раскрытие которой еще не удалось никому. Но все же одна из многочисленных научных экспедиций в 2011 году стала на пороге открытия причины гибели «Лузитании».

Итак, в 1965 году через 50 лет под после катастрофы были найдены архивные записи интервью с людьми, которым все-таки удалось выжить в катастрофе парохода. Они были шокирующие, потому что эти люди стояли на один шаг от смерти. Гибель «Лузитании» координально изменила ход ведения войны. Также как и теракты 11 сентября 2001 года, почти сто лет спустя эта атака нанесла сокрушительный удар по общепринятым нормам морали. Когда торпеда покинула торпедную шахту, понятие «мирные жители» уже не имело значения. Это и положило начало дискуссий о морали и нравственности, которые продолжаются по сей день.

В момент катастрофы произошло два взрыва - первый от торпеды, а за ним последовал второй, после которого, по словам очевидцев, были сокрушительные последствия. Многие считают, что именно второй взрыв предрешил судьбу пассажирского судна, унеся множество жизней, и придав трагедии статус военного преступления.


Летом 2011 года тяга к поискам ответов вылилась в научную экспедицию, а также стало кульминационным моментом сорокалетней работы для человека, который являлся владельцем «Лузитания». На тот момент ему было 83 года. Это был бизнесмен Gregg Bemis, который приобрел одну треть «Лузитании» в 1967 году. С тех пор он стал известной фигурой в ирландском сообществе дайверов. В 1982 году Gregg Bemis стал единоличным владельцем «Лузитании», и он планировал произвести подъем судна, которое затонуло всего в 20 километрах от побережья Ирландии. «Лузитания» покоится на глубине 90 метров. В 1995 году правительство объявило останки лайнера национальным наследием, поэтому на исследования потребовалось разрешение правительства.

подводный скафандр Triton



Выделив несколько сотен тысяч долларов, бизнесмен Gregg Bemis снарядил экспедицию, стоимость пребывания одного дня в море которой составляло более 90 тысяч долларов. Успехи экспедиции также завесили от четкой работы высокотехнологического оборудования и опыта специалистов. В распоряжении водолазов появился специальный подводный скафандр, с помощью которого они могли проводить под водой несколько часов. Также у исследователей имеется маневренная двухместная мини субмарина, с возможностью погружения до 600 м. Подводный аппарат оборудован камерой на дистанционном управлении, способной проникать в места недоступные для водолаза, а также системой резаков, работающие по принципу пескоструйного аппарата.

На протяжении многих лет было множество экспедиций по изучению «Лузитании», но еще никогда не было задействовано такого количества высокотехнологичных устройств, и никто не пытался разрезать корпус, чтобы изучить последствия взрыва.

британский океанский лайнер «RMS Lusitania»


То, что сегодня выглядит грудой обломков, когда-то были передовыми достижениями современной цивилизации. В 1906 году когда «Лузитания» была спущена на воду, она стала самым крупным средством передвижения, из когда-либо созданных человечеством. Больше 2,5 футбольных полей в длину пассажирское судно стало первым кораблем, который пересек Атлантический океан менее чем за 5 суток. 25 отделенных друг от друга котельных производили энергию на 4 паровые турбины мощностью 68 тысяч л.с., однако «Лузитания» была не просто пассажирским . Четырех трубное судно было перестроено как вспомогательный крейсер на случай войны, то есть соответствовать всем военным требованиям, где все машины и оборудование должны находиться ниже ватерлинии, как защитная мера от попадания вражеских снарядов. Однако никто не думал, что может произойти после попадания торпеды ниже ватерлинии.

Когда пассажирское судно готовилось в путь, в газетах прошло объявление о том, что Германия находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками, а путешественники отправившийся в морской круиз плыли на свой страх и риск. Но лишь немногие знали, что корабль вез около четырех миллионов патронов калибра 3,03 мм для британской армии. Ранним утром пассажирское судно отправилось из Нью-Йоркского порта и взяло курс на восток в направлении побережья Ирландии, где находились немецкие подводные лодки.

Немецкая субмарина, потопившая «Лузитанию» имела бортовой номер U-20. Она была построена в 1913 году. Подлодка была оснащена дизельными двигателями и имела 4 торпедные шахты - две в корме и две в носу. 30 апреля 1915 года за день до отплытия океанского U-20 покинула базу в Киле и отправилась патрулировать воды, сначала у севера Шотландии, а затем перешла в залив Святого Георга. Ее миссия была простой, патрулировать зону боевых действий вокруг британских островов и топить все , прибывавшие в Ливерпуль и выходившие из него. На подлодке было 7 торпед типа G-6 длиной 6 метров и диаметром 533 миллиметра, оснащенные 160 кг взрывчатого вещества. Это оружие развивало скорость более 70 километров в час. Два винта вращающие в противоположных направлениях позволяли торпеде сохранять прямой курс. Человек, который принял решение выпустить торпеду по «Лузитании» был 30-летний капитан Вальтер Швигер, который за три плавания уже затопил суда общим водоизмещением 45 тысяч тонн. Он был добросовестным и сознательным командиром.

Вечером 6 мая капитан «Лузитании» Уильям Тернер получил сообщение о том, что у берегов Ирландии была замечена немецкая подлодка. На борту пассажирского судна нарастало напряжение, некоторые пассажиры даже провели ночь прямо на палубах. Они были слишком напуганы, чтобы спать своих каютах. Наступило утро. Пароход «Лузитания» приближался к зоне военных действий и поджидающей ее подлодке U-20.

Утром 7 мая капитан Тернер обнаружил плотный туман прямо по курсу. Если бы туман не рассеялся через несколько часов, история с «Лузитанией» могла бы повернуться иначе, однако туман исчез, и пассажирское судно стало видно всех сторон. Именно тогда капитан принял решение, которое стало судьбоносным. Согласно морским правилам Великобритании всем кораблям, находившимся в зоне боевых действий предписывалось иди зигзагами, однако чтобы знать точное местоположение корабля капитан решил идти курсом параллельно побережью, оказавшись таким образом уязвимым для подводной лодки находившейся всего 700 м от судна. Ситуация не заставила себя долго ждать и командир подлодки отдал приказ атаковать судно одной торпедой.

7 мая 1915 года 14 часов 10 минут. В этот момент на «Лузитании» закончили подавать обед. А в нескольких метрах торпеда покинула отсек, и через 35 секунд поразила цель, обрекая на гибель 1198 человек.


Исследования «Лузитании» продолжались несколько дней. Водолазы очистили окаменевшие остатки обшивки корабля в месте, где должен быть разрез. Приливы и отливы постоянно мешали в исследовании, но работы продолжались. Вскоре на дно к «Лузитании» спустился человек в специальном костюме, который проделал отверстие в обшивке корпуса судна и с помощью магнитов оторвал ее от борта. В образовавшееся отверстие исследователи направили так называемый «видео-луч», сочетание видеокамеры, зафиксированной на подводном аппарате и прожектора для подводных работ. Вскоре перед взором исследователей возник грузовой трюм, который был усыпан множеством патронов калибра 3,03 мм. Среди множества обломков было довольно сложно распознать что-либо, но чтобы установить истинные причины взрыва, искателям пришлось взять один образец патрона.

После экспедиции в море исследование переместилось в Национальный институт по разработке взрывчатых веществ имени Лоуренса, расположенный на севере штата Калифорния. Данная лаборатория была создана для исследований в области ядерного вооружения. В специализированной лаборатории ученые провели опыты, которые могли подтвердить одну из теорий происхождения второго взрыва на судне.

Исследователи выдвинули четыре версии взрыва: взрыв котла, возгорание угольной пыли, алюминиевой пудры или пороха боеприпасов.

Версия о возгорании алюминиевой пудры сразу отпала, потому что взрыв на корабле не был столь ярким, и ни в одном из свидетельств очевидцев не упоминается о вспышках при взрыве.

Опыты с угольной пылью показали, что взрыв такого происхождения также не мог нанести такой урон судну.

Самую вероятную версию взрыва о возгорании пороха для боеприпасов, который тайно перевозился в грузовых трюмах, ученые опровергли. Дело в том, что возгорание пороха должно было произойти сразу после попадания торпеды, а второй взрыв на «Лузитании» прогремел спустя 30 секунд.

И вот с помощью компьютерных технологий, которые основаны на физике и термодинамики ученые определили, что торпеда могла нанести урон и вызвать пробоину в корпусе от 6 до 9 метров, через которое более 800 тонн холодной морской воды мгновенно попало на разогретый котел с 23 тоннами воды высокой температуры. Именно это, по мнению ученых, могло стать основной причиной взрыва, которые вызвали разрушения.


Но каков бы не был ответ трагедия «Лузитании» будет вечно жить в памяти людей, даже в самых неожиданных местах. В 1982 году три гребных винта пассажирского судна были подняты со дна моря. Вскоре один из них оказался возле больницы в Далласе, штат Техас недалеко от того места, где был убит президент США Джордж Кеннеди. Как и споры о причинах гибели «Лузитании» споры этого преступления никогда не прекратятся. События 7 мая 1915 года отменили общепринятые правила ведения войны. И сегодня «Лузитания» ревностно хранит свои секреты, которые скоро окончательно уйдут в небытие, так и не позволив истории раскрыть их.

В 1915 году крушение Lusitania, огромного Британского океанского лайнера потрясла мир. Опускаясь на дно этот величественный корабль, унес с собой более 1000 жизней. До сегодняшнего дня точные причины катастрофы до конца непонятны. На протяжении долгих лет многие исследователи, дайверы пытались изучить этот вопрос. И только сейчас тайна, кажется раскрыта.

Май 1915. На Пирсе 54 в Нью-Йорке царит суета. Lusitania, крупнейший и самый современный корабль, стоит на якоре. Длина океанского гиганта простирается на 239 метров, а его верхушка, кажется, достигает небес. По сравнению с ним все остальные корабли кажутся такими незначительными. Британская судостроительная компания Cunard Line использовала все свои знания и опыт на разработку Lusitania и Mauretania, двух кораблей аналогов которых не было еще не земле. Эта уникальность была достигнута не столько из-за размера судов, а из-за их технического оснащения. Управление осуществлялось двумя мощнейшими газовыми турбинами, которые потом устанавливались на современные суда еще более ста лет, судно развивало скорость более 25 узлов.

Звезда Cunard Line.

Она была спущена на воду со стапелей верфи John Brown в Шотландском Clydebank в 1906, но прошло более года, прежде чем Lusitania начала перевозить пассажиров. Cunard Line построила не только самый быстрый, но и самый прекрасный и комфортабельный корабль. Каюты первого класса были сопоставимы с комнатами в самых дорогих отелях Европы. Не удивительно, что стоимость проезда в один конец на борту Lusitania составляла около 4000 американских долларов, непостижимая сумма для того времени и очень не многие могли заплатить такие деньги. Такая цена была экономически неоправданная, так как второй и третий класс имели большее значение для судостроительной компании. Только в третьем классе было 1168 кают. Надо сказать, что все вместе они занимали гораздо меньше места, чем каюты первого класса. Деньги не имели значения, престиж играл важнейшую роль в разработке этих двух лайнеров. В начале 20 века, Германская Империя выпустила несколько замечательных и очень быстрых кораблей, таких как Kaiser Wilhelm der Grosse. Blue Riband был награжден престижной наградой за самый быстрый трансатлантический переход. Эта награда была в руках Германии. Помимо престижности и известности у этой награды были серьезные военные притязания. Понимая обстановку тех времен Лорд Inverclyde, президент Cunard Lines подтвердил Британскому правительству под руководством Премьер-министра Balfour , что после небольших доработок комфортабельные лайнеры могут использоваться в военных целях. Оба корабля Mauritania и Lusitania использовались как круизные лайнеры, но стояли на вооружении в Королевской Армии.

Военный корабль или нет?

Вернемся к 1 мая 1915: New York Times по предупреждению Германского консула сообщил пассажирам об опасности в военное время пересекать Атлантический океан. Капитан Lusitania Turner только мельком посмотрел это предупреждение. Он не боялся Германских подводных лодок. Большинство пассажиров чувствовало то же самое, все надеялись, что война вот-вот кончится и коснется только военных кораблей. Lusitania покинула порт New York. Днем ранее другой корабль покинул пристань на другом конце Атлантики. U-20 под командованием капитана-лейтенанта Schweiger. Schweiger молодой и известный как один из лучших капитанов подводных лодок на текущий день. Германское командование считало субмарины центром своей военно-морской стратегии. В ответ на Британскую тактическую блокаду, Германская империя поразила Британию той же тактикой. Подводные лодки курсировали вдоль Британских островов, прерывая все поставки от зарубежных поставщиков.

Опасные субмарины.

Технически, подводные лодки на самой ранней стадии своего развития. Их максимальная скорость около 13 узлов, U-20 может находиться в подводном состоянии только несколько часов из-за того, что батареи быстро разряжаются. Торпеды с подводной лодки могут быть выпущены только в надводном состоянии. Несмотря на все эти технические недостатки боеспособность подводных лодок просто пугающая. Лицо войны на море изменилось. Капитан-лейтенант Shweiger не был очень результативен на протяжении всего похода вдоль Англии. Под его командованием у U-20 была возможность потопить два корабля общим водоизмещением 11485 тонн, но 7 мая 1915 все могло измениться. Экипаж Lusitania был обеспокоен активностью врага у берегов Ирландии, но капитан Turner твердо верил, что подводные лодки не причинят им вреда.

Более того, Turner не предпринял никаких мер предосторожности. Он не ходил зигзагами, не держался безопасного расстояния от береговой линии. Скорее он медленно двигался прямо в руки невидимого врага.

“Прямо впереди нас возникли четыре трубы и две мачты парохода, который шел курсом перпендикулярно нам”, Schweiger позже напишет в судовом журнале. Руководствуясь своими записями, он не до конца идентифицировал корабль, но знал, что он выглядит как пассажирский лайнер. Schweiger отдал приказ на подготовку к торпедированию. Пассажирский корабль шел прямо на него. И не зная точно, что за корабль перед ним он отдал приказ на торпедную атаку.

В 3:10 по полудню торпеды взорвали правый борт в середине носовой части.

Через несколько секунд раздался второй взрыв, и массивный корабль быстро начал заваливаться на бок.

Только сейчас Германский капитан понял, что это Lusitania.

Место, куда врезалась торпеда, было быстро найдено, но было уже слишком поздно, что-либо предпринимать. Взрывная волна от удара распространилась по всему кораблю. Хотя удар и был существенным, но не до всех пассажиров корабля дошло, что случилось, но несколькими секундами позже раздался мощный взрыв. С этого момента каждый на борту Lusitania понял, в какую ситуацию он попал. Через 18 минут после торпедирования корма поднялась над водой и через несколько секунд Lusitania исчезла с поверхности воды. 1195 пассажиров и экипаж погибли.

Потопление Lusitania вызвало волну негодования. Никогда до этого военные корабли не топили пассажирские без предупреждений. Среди жертв катастрофы было 123 американца. Гибель Lusitania послужила причиной для США вплотную приблизиться к Британии навязывать западную пропаганду.

Ответ Германии не заставил себя ждать. Luzitania была идентифицирована как военный корабль, перевозивший вооружение и взрывчатку. По мнению Германии взрыв Luzitania был вызван детонацией взрывчатки которую она перевозила. В результате Luzitania являлась для Германской армии военной целью. Это было только начало неограниченной подводной войны.

За прошедшие 80 лет было организовано много экспедиций для обследования корабля. Однако из-за несовершенства технологий прошлых лет не хватало вещественных доказательств для проверки, поэтому все версии остались под вопросом.

Впервые с экспедицией в 1990х годах прибыл Robert D. Ballard, который обследовал Титаник. До этого времени многие исследователи допускали, что Lusitania действительно перевозила контрабанду на борту и Schweiger действительно по счастливой случайности попал в запасы взрывчатки. Ballard воспользовался всеми техническими возможностями во время экспедиции 90 х. С тем же снаряжением, что он обследовал Титаник, он опустился на дно для осмотра Lusitania, которая лежала на дне океана всего в 6 милях от берега на глубине 93 метра.

Версия Ballard.

На протяжении двух недель он изучал записи с управляемых роботов и подводных аппаратов для фиксирования состояния судна. В конце он представил свою удивительную версию. В этой версии решающую роль сыграл центральный трюм. Если бы здесь взорвалось вооружение или амуниция в этом месте были бы значительные разрушения. Следы от такого взрыва были бы очевидны и легко документируемы. Во время этой экспедиции Ballard не нашел доказательств такого взрыва. Из этого он сделал вывод, что никакой взрывчатки или вооружения там не находилось. Исходя из этой версии угольная пыль в передних пустых бункерах послужила причиной взрыва. Эта версия была быстро подтверждена и быстро принята Британскими военными историками. Если дать критическую оценку обследованию остается вопрос: «До конца ли понятны обстоятельства гибели Lusitania?».

Экспедиция Gregg Bemis рисует другую картину

С 90-х годов “Loyal Watcher” британское дайверское экспедиционное судно курсировало над местом, где более 80 лет назад погибла Lusitania.В этот раз на борту группа Британских и Германских дайверов под руководством Allan Clegg, пилота Королевских военно-воздушных сил и превосходного дайвера. Среди дайверов Lusitania славится сложнейшим для погружений рэком и погружения на него привилегия профессионалов. Плохая видимость, сильные течения, огромная глубина покоряется только очень хорошо подготовленным дайверам. Gregg Bemis тоже на борту. Он работал с Lusitania в течение десятилетий, и с 1970 американцы официальные владельцы рэка, несмотря на долгие юридические сражения и Ирландским правительством.

Дайверы хотят обследовать рэк на протяжении нескольких дней. Они в сопровождении двух Ирландских представителей власти, которые осуществляют контроль над действиями дайверов.

Погода отличная. Четыре команды по два дайвера обследуют рэк. Донного времени всего 20 минут, декомпрессия составляет до 2,5 часов. Первые же несколько дайвов приносят новые сюрпризы. «Я погружался на многие рэки» говорит Clegg. “ Но Lusitania в очень плохом состоянии. Почти вся верхняя часть разорвана и повсюду большие отверстия.»

Bemis говроит, что он знает почему: «Флот использовал рэк в 1930 и 1950 годах как полигон для упражнений в стрельбе.»

Упражнения в стрельбе?- Могила более чем тысячи человек?

Хотели ли они уничтожить доказательства? У Bemis есть что сказать: “ Британская армия совершала погружения с целью подъема чего-то c Lusitania. Они не признались в этом открыто, но есть много доказательств тому. Рядом с судном ужасный беспорядок. Корабль очень сильно опутан сетями, что очень затрудняет работу дайверов. Через несколько дней одна мысль посетила Clegg: “ Самые интересные части центрального трюма похоронены в толще морского дна. По-моему было невозможно для роботов или субмарин проникнуть в эти части корабля”.

Теория Ballard пошатнулась, если не опровергнута полностью.

Bemis « У него не было возможности адекватно оценить трюм, конечно возможно что снаряжение стало причиной второго взрыва. Конечно его теория угольной пыли очень неубедительна.”

У Bemis большие планы на будущее: “ Если мы хотим выяснить реальные причины катастрофы мы должны проделать дыру в трюм и высосать все донные отложения. Только после этого мы сможем пробраться в то место, куда ударила торпеда, после этого возможно будет установить причины второго взрыва.” Ирландское правительство на данный момент отказало Американским дайверам в подобных действиях. “ Я буду биться за это и я уверен, что скоро получу это разрешение».

Экспедиция нашла огромные обломки гильз 303 калибра внутри рэка Lusitania. Судя по амуниции которая была найдена, она безусловно предназначалась для нужд армии. Для Greg Bemis причины второго взрыва очевидны:” После того как мы это нашли Британия не может больше скрывать что на борту было вооружение. Отсюда вопрос что еще было на борту? Меня не покидает ощущение, что на борту было еще много всевозможных взрывчатых материалов топливо, порох которые могли спровоцировать взрыв. Вот что потопило корабль.”

Перевод: Ирины Якобсон

Летом 1993 года команда ученых, в которую входил сотрудник Океанографического института в Вудс-Холле Роберт Бэллард, воспользовавшись финансовой поддержкой Национального географического общества США, обследовала останки некогда огромного роскошного лайнера, обладателя Голубой ленты Атлантики — приза, присуждавшегося самому быстроходному судну, — и жертвы одной из наиболее загадочных и поразительных морских трагедий нашего времени.

Как это было

Они знали об опасности. Пассажиры, поднимавшиеся 1 мая 1915 года с нью-йоркского пирса № 54 на борт лайнера Британского королевского флота «Лузитания», отправлявшегося в Ливерпуль, были осведомлены об угрозе Германии топить все суда в зоне военных действий вокруг Британских островов. Две страны сражались уже девять месяцев. Некоторым путешественникам, вероятно, даже попадалось на глаза зловещее предупреждение германского посольства, опубликованное в газетах.

Но очень немногие верили, что цивилизованная страна может без предупреждения напасть на безоружный пассажирский пароход. Дымя всеми четырьмя трубами, «Лузитания» выглядела внушительно, даже несокрушимо, когда уходила из Нью-Йорка в свой последний рейс...

«Лузитания» была гордостью английской пароходной компании «Кунард Лайн». Построенная в 1907 году, когда германские трансатлантические компании развернули особенно активную борьбу за «место под солнцем», она должна была напомнить всем, что Великобритания по-прежнему остается владычицей морей.

Помимо этого, парламент и Адмиралтейство возлагали на «Лузитанию» (и на построенный в то же того же типа лайнер «Мавритания») особые надежды как на потенциальный военный корабль. На лайнере, в случае необходимости, можно было установить двенадцать скорострельных орудий. Машинное отделение обеспечивалось дополнительной защитой. Движимое гигантскими паровыми турбинами, судно развивало скорость до двадцати шести узлов. В 1909 году «Лузитания» пересекла Атлантику за 4 дня 10 часов 51 минуту. Этот рекорд был побит только в 1935 году. Лайнер был не только быстроходен, но и очень красив. Его даже называли плавучим дворцом. Во время своего первого захода в нью-йоркский порт в 1907 году корабль вызвал всеобщее восхищение.

Так что не без основания немецкие трансатлантические компании видели в «Лузитании» мощного соперника, а германские власти обвиняли британское правительство в использовании лайнера для перевозки через Атлантику оружия и другой контрабанды. На медали, отлитой мюнхенскими мастерами в августе 1915 года, «Лузитания» изображена с военным самолетом и орудием на палубе под сатирическим комментарием «Никакой контрабанды». На оборотной стороне виден скелет, продающий билеты, а по верху идет надпись «Бизнес прежде всего», намекающая на то, что «Кунард Лайн» ради своего обогащения сознательно подвергает риску гражданских людей.

Как бы то ни было, экономические и военные интересы германской верхушки совпадали, и на «Лузитанию» была устроена самая настоящая охота.

Вальтер Швигер, тридцатилетний командир немецкой подводной лодки «U-20», не мог поверить своей удаче. Он только вознамерился искать огромный пассажирский пароход у южного побережья Ирландии, где, по его мнению, тот собирался укрыться, как судно оказалось прямо перед ним. Швигер сказал одному из друзей, что невозможно было выбрать лучший курс, чтобы выйти прямо в зону торпедной атаки. С расстояния в семьсот пятьдесят ярдов он послал единственную торпеду. Это произошло 7 мая 1915 года, в 2 часа 10 минут пополудни.

Впередсмотрящий на носу «Лузитании», заметил тонкий пенный след, тянущийся к судну. «Торпеда по правому борту», — закричал он в мегафон. Один из спасшихся пассажиров вспоминал, что взрыв прозвучал так, как будто «молот весом в миллион тонн ударил по паровому котлу в сто футов высотой». Секунду спустя последовал еще более мощный взрыв, взметнувший над палубой фонтан воды, угля и обломков.

Сразу накренившись на правый борт, и выставив винты над поверхностью, лайнер начал быстро погружаться носом. Пассажиры скатывались по уходившим из-под ног палубам. Спасательные шлюпки по левому борту зависли над палубой, а по правому оказались вынесенными слишком далеко в море, поэтому воспользоваться ими было крайне сложно. Несколько шлюпок были так перегружены, что перевернулись, и люди оказались в воде.

«Найдите всех детей, каких сможете», — приказал своему слуге самый известный из пассажиров Альфред Дж.Вандербильд. Миллионер, спортсмен, но, тем не менее, плохой пловец, он в свои последние минуты надевал на детей спасательные жилеты.

Восемнадцатилетняя Элис была одной из двух гувернанток семьи Уорренов, присматривавших на «Лузитании» за их четырьмя детьми. Торпеда попала в лайнер, когда Элис готовилась покормить самую младшую — трехмесячную Одри.

«Я услышала ужасный грохот и сразу поняла, что произошло», — вспоминает Эми. Завернув Одри в шаль, она обвязала ее концы вокруг шеи, сделав нечто вроде пращевидной повязки, схватила за руку пятилетнего Стюарта и побежала наверх, к шлюпочной палубе. Матрос посадил Стюарта в ближнюю спасательную шлюпку, но когда туда же попыталась сесть Элис, матрос ей не позволил сделать это, сказав, что она переполнена. И девушка, без спасательного жилета, с привязанной к шее Одри, прыгнула в воду рядом со шлюпкой. Какая-то женщина, находящаяся в шлюпке, схватила Элис за ее длинные, развевающиеся волосы и втащила внутрь.

«Мои волосы спасли нам жизнь», — говорит она. Родители Одри тоже были спасены. Но еще двоих детей и присматривавшую за ними вторую гувернантку больше не видели. Элис и Одри с тех пор никогда не разлучались. «Она все еще мой ребенок», — много десятилетий спустя говорила Элис Друри.

Огромный лайнер исчез в волнах всего за восемнадцать минут, оставив на поверхности мешанину из людей, палубных кресел, весел и массы обломков. Глядя на эту картину со своей субмарины, даже Швигер был потрясен. Позже он сказал, что это было самое кошмарное зрелище, когда-либо им виденное. Тогда же, в 15 часов 25 минут, он сделал в бортовом журнале следующую запись:

«Очевидно, судно недолго будет оставаться на плаву. Я погружаюсь на глубину двадцать четыре метра и ухожу в море. Я не смог выпустить вторую торпеду в эту толпу живых людей, пытающихся спастись».
Известие о катастрофе полетело через Атлантику. Заголовки газет Бостона и Ньй-Йорка кричали об ужасных новостях. Из находившихся на борту 1959 человек было спасено всего 764. Среди погибших оказалось девяносто четыре ребенка.

«Тела были свалены на пирсе, как дрова, — вспоминает Уильям Суэнтон из ирландского города Куинстауна, которому было девять лет, когда пришли рыбацкие лодки с жертвами с «Лузитании». Моя сестра носила к морю котелки с горячим супом для спасшихся. В ту ночь в нашем доме нашли приют тридцать человек».

Сцена в Куинстауне потрясала воображение. При мерцающем свете керосиновых ламп мужчины и женщины искали среди мертвецов своих близких. Добровольцы переносили во временные морги неопознанные тела, которые позже похоронили в трех общих могилах.

Американцы были разгневаны нападением, унесшим жизни ста двадцати трех их соотечественников. Газеты называли торпедирование «преднамеренным убийством» и «подлым поступком», а политики, включая будущего президента Теодора Рузвельта, требовали принятия ответных мер против Германии. Плакат, напечатанный в Бостоне, изображавший тонущую женщину с ребенком, призывал американцев вступать в вооруженные силы.

Нападение на «Лузитанию» часто называют причиной вступления Соединенных Штатов в первую мировую войну. Это справедливо только отчасти. За три месяца до потопления судна президент Вудро Вильсон потребовал призвать Германию к «суровому ответу» за нападения ее подводных лодок на гражданские суда. Однако он также знал, что американский народ, несмотря на гнев, вызванный гибелью «Лузитании», все еще не хочет ввязываться в войну. Описываемые события произошли почти за два года до того, как Соединенные Штаты приняли участие в европейском конфликте.

По поводу гибели «Лузитании» начались многочисленные споры. Британское правосудие возложило всю вину за трагедию на командира субмарины. Однако германское правительство указывало на британских чиновников, обвиняя их в использовании лайнера в незаконных военных целях — что, тем не менее, им никогда не удалось доказать. Кое-кто из американцев, симпатизировавших Германии, выдвинул теорию, что британское Адмиралтейство преднамеренно подставило «Лузитанию» в надежде, что ее атакуют, и таким образом Соединенные Штаты будут втянуты в войну. Позже некоторые аналитики обвинили в разработке этого плана Уинстона Черчилля, в то время первого лорда Адмиралтейства, приводя в качестве доказательства цитату из написанного им еще до катастрофы письма, в котором говорится, насколько важно было бы «привлекать к нашим берегам суда нейтральных государств, особенно Соединенных Штатов, в надежде поссорить их с Германией». Однако другие исследователи отрицают, что Черчилль мог быть настолько циничен, и цитируют предупреждения, посланные «Лузитании» Адмиралтейством непосредственно перед ее гибелью.

Поиски и находки

Пожалуй, главными из возникших в то время вопросов были следующие: как могла единственная торпеда потопить такое огромное судно и почему оно так быстро пошло ко дну? На них, остававшихся неразрешенными почти восемьдесят лет, и надеялась найти ответы группа исследователей в 1993 году.

Возможно, самым загадочным было то, что лайнер затонул так быстро. В газетах того времени высказывалось предположение, что торпеда попала в груз боеприпасов, вызвав их детонацию и внутренний взрыв — второй по счету, о котором говорили выжившие пассажиры «Лузитании» и о котором написал Швигер. Водолазы, впоследствии осматривавшие лайнер, докладывали об огромной дыре по левому борту около носа, в том месте, где обычно складируются боеприпасы.

Рассчитывая раз и навсегда решить проблему, исследователи воспользовались подводным роботом «Ясон», принадлежавшим Океанографическому института в Вудс-Холе, чтобы сфотографировать останки судна. В первый день работы сильное придонное течение затрудняло маневрирование «Ясона». Сначала кинокамеры показывали только косяки Саиды, привлеченные ярким светом прожекторов. Затем из мрака неожиданно выплыл массивный правый борт, там все еще была видна защитная красная краска, такая же, как на «Титанике», который группа нашла восемь лет назад. Увидев название судна, Роберт Бэллард почувствовал себя так, словно прочитал надпись на гробнице: «Здесь покоится «Лузитания». Но когда камеры подводного аппарата прошли над трюмом, всех ожидал большой сюрприз: дыры в предполагаемом месте не было.

Однако судно, лежащее в тринадцати милях к югу от маяка на мысе Олд-Хед-оф-Кинсейл, больше походило на помойку, чем на когда-то прекрасный лайнер. Остатки рыболовных сетей зацепились за выступающие части. Гигантские трубы давно изъедены ржавчиной, спасательные шлюпки сгнили, а останки людей пожрали обитатели морского дна. Мрачная растительность покрывала стальной корпус лайнера, и его надстройки превратились в призрачные обломки. Нос 785-футового гиганта первым ударился о дно на глубине 295 футов, тогда как его корма все еще была на поверхности. Сила удара раздробила форштевень и раскроила его посередине, как орех. Пароход завалился на правый борт, его палубы разломились, усеяв обломками морское дно.

На трехмерное компьютерное изображение современного судна, внешне напоминающего погибшее, было наложено цветное изображение «Лузитании», как она выглядела после постройки. Между третьей и четвертой трубами обнаружили место, где проломилась палуба — здесь находились самые большие каюты, холл первого класса и обеденный салон. В этом же месте разломился пополам и «Титаник».

Вопросы о том, что везла «Лузитания», возникли сразу после гибели судна. Немцы всегда утверждали, что на ней находились нелегальные боеприпасы. Так и оказалось. «Лузитания» не только бросила вызов германской блокаде, перевозя такие жизненно необходимые в военное время предметы, как запасные части к мотоциклам, металлы, изделия из хлопка, продовольствие, но на ней также было 200 ящиков с винтовками, 1250 ящиков со снарядами и 18 ящиков с детонаторами, на которых были инициалы Вифлеемской сталелитейной корпорации.

Но, как показали исследования 1993 года, не боеприпасы стали причиной второго взрыва, отправившего «Лузитанию» на дно. Так что же? Может быть, гигантские паровые котлы, взорвавшиеся, когда холодная забортная вода ворвалась в машинное отделение? Если так, тогда почему спасшиеся из котельной кочегары не сообщили о катастрофическом взрыве? Более вероятен взрыв угольной пыли. Немецкая торпеда поразила правый борт лайнера примерно на десять футов ниже ватерлинии, разрушив один из больших угольных бункеров, проходивших вдоль обоих бортов. Если в этом бункере, скорее всего, пустом в конце рейса, было большое количество летучей угольной пыли, торпеда могла воспламенить ее. Собрат «Титаника», «Британик», затонувший вскоре после «Лузитании», как полагают ученые, пострадал от подобного же взрыва. Подтверждает эту гипотезу и разбросанный на морском дне вокруг места катастрофы уголь.

Некоторые повреждения «Лузитании», обнаруженные экспедицией, не связаны непосредственно с немецким нападением. В 80-х годах водолазы прорезали в ее корме узкое отверстие, чтобы достать изделия из серебра и некоторые другие предметы. Отверстия меньшего размера в корпусе около носа образовались в результате взрывов глубинных бомб, сброшенных во время второй мировой войны, когда англичане подозревали, что вражеские подводные лодки используют погибшее судно как укрытие. Ставшая домом для одинокого морского ежа неразорвавшаяся бомба до сих пор лежит рядом с покореженной надстройкой.

Документально не подтвержденные слухи о бриллиантах, золоте и других ценностях, якобы запертых в сейфах «Лузитании», на протяжении многих лет волновали кладоискателей. В 1982 году поисковая команда фирмы «Оушениринг Интернэшнл» обнаружила три из четырех латунных винтов судна, два носовых якоря и судовую рынду, а также столовое серебро, фарфор и несколько ящиков, но никаких ценностей найдено не было.

Хотя отношения между когда-то воевавшими странами стали иными, ужас, внушаемый историей «Лузитании», и в то же время ее притягательность не уменьшаются. Участники экспедиции 1993 года напоминали детективов, изучающих место преступления. С помощью мощной техники исследователи, по выражению Роберта Бэлларда, искали «дымящийся пистолет», который помог бы раскрыть тайну. Но правда о гибели «Лузитании» остается такой же мрачной и недоступной, как темные глубины Ирландского моря.

По материалам «National geographic» подготовил А.Колпаков

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Проект «Лузитании» был разработан конструктором компании «Кунард Лайн» Леонардом Пескеттом. В 1902 году Пескетт построил большой макет разрабатываемых лайнеров, представлявший собой трёхтрубный пароход . В 1904 году было принято решение установить дополнительные котлы, для вывода выхлопов из которых в проект добавили четвертую трубу. Перед широким использованием турбинной силовой установки «Кунард Лайн» в 1905 году установила меньшую версию турбины на своем судне «Кармания » для того, чтобы убедиться в целесообразности использования данной технологии.

    Киль «Лузитании» был заложен на верфи «Джон Браун и К°» в Клайдбэнке под номером 367 16 июня 1904 года . Она была спущена и окрещена леди Мэри Инверклайд, 7 июня 1906 года .

    В октябре 1907 года «Лузитания» завоевала «Голубую Ленту Атлантики », отобрав её у германского лайнера «Кайзер Вильгельм II». «Лузитания» шла со средней скоростью в 23,99 узла (44,43 км/ч), идя на запад, и 23,61 узла (43,73 км/ч) - на восток.

    С вводом в эксплуатацию «Мавритании» в ноябре 1907 года, «Лузитания» и «Мавритания» неоднократно отбирали друг у друга «Голубую Ленту Атлантики». «Лузитания» совершила своё самое быстрое путешествие на запад со средней скоростью в 25,85 узлов (47,87 км/ч) в 1909 году . В сентябре того же года она навсегда уступила «Голубую Ленту Атлантики» «Мавритании», которая установила рекорд в 26,06 узлов. Этот рекорд был превзойден лишь в 1929 году .

    Война

    Строительство «Лузитании» и операционные затраты субсидировались Британским правительством, с условием, что судно в случае необходимости могло быть преобразовано в вооружённый вспомогательный крейсер (ВВК). Когда началась Первая мировая война, Британское правительство рассчитывало реквизировать его, и «Лузитания» была внесена в официальный список ВВК. Однако затем подобные большие лайнеры были признаны непригодными для применения в данном качестве вследствие большого расхода угля. Однако «Лузитания» осталась в официальном списке ВВК и была указана как вспомогательный крейсер.

    Многие большие лайнеры были использованы как войсковые транспорты или как суда-госпитали. «Мавритания» стала войсковым транспортом, пока «Лузитания» трудилась на «Кунард Лайн» как роскошный лайнер, перевозящий людей из Великобритании в США и обратно. Новая «Аквитания » была переоборудована в судно-госпиталь, пока «Олимпик » компании «Уайт Стар Лайн» и «Мавритания» перебрасывали войска в Средиземное море. Тем не менее, «Кунард Лайн» по-прежнему обращало внимание Адмиралтейства, заявляя, что «Лузитания» может быть реквизирована в любое время, если военные действия обострятся. Для того, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы для пересечения Атлантики, на «Лузитании» были уменьшены ежемесячные рейсы и запечатано 4 котла. Максимальная скорость теперь была снижена до 21 узла (39 км/ч). Но даже в таком режиме эксплуатации «Лузитания» была быстрейшим коммерческим пассажирским лайнером на Севере Атлантики и на 10 узлов (19 км/ч) быстрее, чем любая подлодка. Тем не менее, «Лузитания» подверглась многим изменениям:

    • имя судна было закрашено,
    • на крыше мостика была добавлена платформа компаса,
    • трубы «Лузитании» были выкрашены в чёрный вместо цветов «Кунард Лайн»,
    • между первой и второй трубами была добавлена вторая платформа компаса,
    • на кормовой рубке были установлены два дополнительных багажных крана,
    • в течение своего последнего путешествия она не поднимала никаких штандартов.

    «Лузитания» в ряду крупнейших морских катастроф

    Шаблон:Крупнейшие морские катастрофы

    Гибель «Лузитании»

    Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно поднимается по трапу и направляется в сопровождении боя в центральный салон парохода. Многие наблюдают, как к Вандербильту подходит рассыльный и почтительно предлагает поднос, на котором лежит телеграмма. Текст ее был очень странен, необычен, да и сама телеграмма оказалась без подписи: «Из определенных источников известно, что “Лузитания” будет торпедирована. Немедленно отложите плавание».

    Нет, Альфред Вандербильт никак не мог поверить, что найдутся судно или подводная лодка, которые могли бы догнать «гордость Атлантики»!

    А «Лузитания» действительно была ее гордостью, ведь недаром в 1907 году она получила право называться самым быстроходным пароходом в мире, удостоившись приза «Голубая лента Атлантики». Этот приз вручался за рекорд скорости при пересечении Атлантического океана по трассе Лондон – Нью-Йорк, длиной около шести тысяч километров. «Лузитания» пересекла Атлантику за 4 дня 19 часов 52 минуты.

    Кроме того, всем был известен следующий факт. В начале Первой мировой войны «Лузитанию» попытался захватить германский крейсер, он уже и приказ по радио передал: «Корабль захвачен, следуйте за мной». На эту команду капитан «Лузитании» ответил очень простым действием – он развил максимальную скорость (27 узлов), ушел от крейсера, и тот вскоре потерял трансатлантический лайнер из виду.

    Нет, не зря считалась «Лузитания» гордостью Атлантики. Многие были уверены, что корабль вне опасности даже в военное время, поэтому его услугами и пользовались самые респектабельные пассажиры. Вандербильт удобно расположился в комфортабельной каюте, вспоминая странную депешу как досадный казус.

    Однако странное предупреждение получил не только американский миллионер, и не только в частном, так сказать, порядке. В утренних выпусках некоторых нью-йоркских газет на последней странице в черном обрамлении было помещено ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

    «Всем путешествующим и намеревающимся отправиться в рейс через Атлантику напоминается, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками. Военная зона включает зоны, примыкающие к Британским островам, и в соответствии с официальным предупреждением… суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат в этих водах уничтожению.

    Но и на это предупреждение немногие обратили внимание. Вечером первого мая 1915 года «Лузитания» готовилась к отплытию. Заканчивалась погрузка багажа и почты, на палубу океанского лайнера поднимались последние пассажиры. Всего на корабле было 1257 пассажиров (из них 129 детей) и 702 члена экипажа, общим числом – 1959 человек.

    Это было комфортабельное и совершенное судно. Здесь были детская комната для пищащих, орущих и хныкающих детей и лазарет с доктором и нянечками, а также множество других нововведений: лифты, помещения для собак и других домашних животных (путешествующих со своими хозяевами), телефоны и электрические сигнальные лампочки, отдельные комнаты для горничных и слуг.

    Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные «бабушкины» кресла, висячие «зимние» сады и пальмы в кадках – все это создавало обстановку в стиле модерн, приближенную в то же время к домашней атмосфере. И только слабый запах просмоленной палубы, краски, смазки и машинного масла указывал на то, что «Лузитания» остается судном.

    Особое качество «Лузитании», которым гордились ее владельцы, – это непотопляемость лайнера. Двойное дно судна и водонепроницаемые отсеки считались достаточно надежными. И вот черный дым извергнулся из красно-черных труб. Трапы были со скрипом убраны на причал, а швартовы толщиной с руку сброшены со швартовых тумб. «Лузитания» отошла от причала, взяв курс на Ливерпуль. Она дала три громких гудка, которые сразу же заглушили судовой оркестр и заставили пассажиров зажать уши.

    Судном командовал Уильям Тернэр, один из опытнейших капитанов английской компании «Кунард лайн». Он не раз уже обогнул земной шар, ему были хорошо знакомы «ревущие сороковые» ниже мыса Горн и тропические острова в южной части Тихого океана. Вот и сейчас он спокойно обозревал блестящую поверхность океана и удовлетворенно попыхивал своей трубкой. Все выглядело так, как было в его лучшие рейсы. Да Тернэр и без того знал, что во время плавания в Атлантике опасность судну не грозит.

    И действительно, первые шесть дней плавания прошли спокойно и благополучно. Утром 7 мая «Лузитания» находилась на подходе к юго-западной оконечности Ирландии. Капитан приказал усилить наблюдение за морем, задраить водонепроницаемые переборки и заглушки иллюминаторов во всех каютах, на всякий случай подготовить все шлюпки к спуску на воду.

    «Лузитания» шла 20-узловым ходом, каждые пять минут меняла курс, уходя на десять градусов то вправо, то влево. Тернэр знал, что такие зигзаги в случае атаки немецкой подводной лодки помешают ей произвести прицельный выстрел. Знал он и то, что ни одна лодка, находясь под водой, не сможет догнать «Лузитанию».

    Море было спокойным, дул легкий бриз. После полуденного ленча пассажиры стали расходиться по своим каютам. Они не знали, что именно в это время, в 14 часов 10 минут, матрос Томас Куин, наблюдавший за морем из «вороньего гнезда» фок-мачты, крикнул в телефонную трубку капитану: «С правого борта торпеда, сэр!» Тернэр успел сделать только один шаг к середине мостика, где стоял рулевой. Через несколько мгновений торпеда ударилась в борт судна, и эхо взрыва разнеслось над морем на многие мили. Судно сразу же стало крениться на правый борт и одновременно погружаться носом.

    Никто на «Лузитании» не мог с уверенностью сказать, какие разрушения причинила торпеда. Пассажиров оглушил взрыв, за ним последовал второй – еще более страшный. Об этом втором взрыве историки спорят до сих пор. Капитан-лейтенант Швингер, который командовал немецкой подводной лодкой, категорически отрицал запуск второй торпеды. Поэтому немцы объясняют второй взрыв детонацией взрывчатых веществ и утверждают, что взрывчатка была тайно погружена на борт пассажирского парохода, чтобы доставить ее в воюющую с Германией Англию. А комфортабельный лайнер был только прикрытием в целях такой маскировки.

    Последствия взрыва (или двух взрывов) были ужасны. В борту парохода, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, через которую свободно мог пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь «Лузитании». Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении парохода стоял невообразимый грохот – получившая сильные повреждения паровая турбина вовремя не была остановлена.

    Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками. Взметнувшись вверх выше радиорубки на 160 футов, они затем лавиной обрушились на верхнюю палубу.

    «Королева скорости» как бы споткнулась и накренилась. Но за счет колоссальной инерции она еще продолжала двигаться вперед, однако мерцание ламп уже указывало, что ее генераторы грозят остановиться. Капитан Тернэр рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсэйл. Он очень полагался на отменные мореходные качества «Лузитании» и надеялся продержаться на плаву не менее часа. Это позволило бы спустить на воду шлюпки и спасти людей. Однако в действительности дело обстояло намного хуже: взрыв разрушил паровую турбину и перебил главную паровую магистраль. Когда пароход стал валиться на правый бок, то его 20-метровые трубы обрушились на палубу и в воду, убивая людей, соскальзывающих с парохода в море.

    Судовой радист Роберт Лейт успел подать в эфир сигнал бедствия, но «SOS» прозвучал только четыре раза, так как с остановкой динамо-машины подача электроэнергии в радиорубку прекратилась.

    В суматохе при спуске шлюпок на воду офицеры из экипажа «Лузитании» допустили непоправимую ошибку. Они как будто не учли, что по инерции судно еще движется вперед, и как только шлюпки коснулись воды, их развернуло и с силой ударило о стальной борт лайнера. Все они опрокинулись, и находившиеся в них люди оказались в воде. Над безбрежной гладью Атлантики раздались пронзительные человеческие крики, после чего наступила неестественная тишина. Только качались на голубых волнах океана полуразбитые шлюпки, раздавленные тела и немногие оставшиеся в живых люди.

    Вскоре «Лузитания» стала еще сильнее заваливаться на правый борт, и остававшиеся на ней люди скатывались в воду. Носовая часть корпуса наполовину скрылась под водой, и вскоре гигантское судно вздрогнуло в последний раз, перевернулось черным блестящим килем и через несколько секунд скрылось в Атлантике.

    Переданный в эфир «SOS» был принят некоторыми радиостанциями на побережье Ирландии и находящимися поблизости судами. Многие поспешили на помощь гибнущим людям, но не все смогли добраться до места, указанного в сигнале: опять появились немецкие подводные лодки, и некоторые спасатели предпочли удалиться.

    Более крепкими оказались нервы у греческого капитана с грузового парохода «Катарина». Он не стал обращать внимание на видневшиеся из воды перископы и потому сумел спасти людей с нескольких шлюпок.

    Настоящими спасателями показали себя и ирландские рыбаки. А капитана Тернэра спас один из матросов с парохода «Блюбелла». Капитан находился на борту «Лузитании» до того момента, когда судно опрокинулось на борт. После этого он тоже оказался в воде, но так как был хорошим пловцом, то продержался на плаву около трех часов. Матрос с «Блюбеллы», отличавшийся необычайно острым зрением, заметил слабый блеск капитанских нашивок на рукаве кителя и подобрал Уильяма Тернэра.

    Известие о трагической гибели «Лузитании» в разных странах мира вызвало различную реакцию. Вся Канада, например, была потрясена новостями о погибшем лайнере. На его борту находились ее сыны и дочери, которые отправились в путь, чтобы влиться в воюющую армию.

    А в Америке, когда известие о том, что «Лузитания» торпедирована у берегов Ирландии германской сумбариной, пришло в Нью-Йорк, Фондовая биржа работала последние минуты перед закрытием. Однако этого времени хватило, чтобы многие акции молниеносно упали.

    Всех спасенных доставляли в ирландский порт Куинстаун, где на притихшем причале стоял консул Фрост. Потрясенный всем увиденным, он впоследствии докладывал: «Этой ночью при свете газовых фонарей мы увидели жуткую череду спасательных судов, выгружающих живых и мертвых. Судно за судном появлялись из темноты, и временами можно было различить два или три из них, ожидающих своей очереди в облачной ночи, чтобы выгрузить покрытых синяками, содрогающихся женщин, искалеченных и полуодетых мужчин, маленьких детей с широко открытыми глазами… Женщины хватали нас за рукава и умоляли сказать им хоть что-нибудь об их мужьях.

    А мужчины, с усилием подавляя свои чувства, непрестанно передвигались от одной группы к другой в поисках потерянных дочерей, сестер, жен или новобрачных.

    Среди бочонков с краской и свернутых тросов на затемненных причалах стали вырастать штабеля трупов, сложенных, как дрова…»

    Таким оказалось прибытие «Лузитании». Спасенных было в полтора раза меньше, чем погибших. После гибели «Титаника» это была самая крупная катастрофа на море, которая за восемнадцать минут унесла жизни 1198 человек.

    Однако странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер «Келтик». Среди спасенных оказалась пожилая англичанка, миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода «Лузитания». Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель «Титаника». Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них невредимой. И каждый раз в Атлантике!

    Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

    2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан (князь) Святослав-Балдуин-Ахиллес был убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки

    Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

    2.15. Гибель гунна Этцеля-Атли и гибель хана Святослава Хан-князь Святослав-Балдуин-Ахиллес убит. Как мы видим ниже, его частичным отражением в германо-скандинавском эпосе является также гунн Этцель. Считается, кстати, что другим его именем было Атли. Историки отождествляют

    Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

    Гибель «Лузитании» Первого мая 1915 году на борту океанского лайнера «Лузитания», готовящегося отплыть из Нью-Йорка в Европу, появился чуть ли не самый богатый человек в мире – американский миллионер Альфред Вандербильт. На нем строгий черный сюртук, он степенно

    Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

    Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

    ТРАГЕДИЯ «ЛУЗИТАНИИ» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала XX века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

    автора Носовский Глеб Владимирович

    10. Гибель Дмитрия - соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса 10.1. Версия Геродота По Геродоту, царь Камбис, убив Аписа, о чем мы рассказали выше, тотчас был поражен безумием. Правда, как отмечается, его безумство проявлялось уже раньше.

    Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

    10. Гибель трехсот знаменитых спартанцев царя Леонида и гибель средневекового отряда рыцарей ландмаршала Филиппа Беля 10.1. Геродот о битве греков с персами при Фермопилах и гибели доблестных спартанцев Одним из наиболее ярких и знаменитых событий похода Ксеркса на

    Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

    17. Гибель персидского полководца Мардония - это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же - библейский Олоферн В самом конце греко-персидской войны погиб выдающийся персидский полководец Мардоний, назначенный царем Ксерксом командующим арьергардом. Геродот

    Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

    Прямое попадание… мимо цели (Гибель «Лузитании») Поверхность моря в северной Атлантике была на диво спокойной для начала мая. Пассажиры роскошного британского лайнера «Лузитания» коротали время за картами, устраивали всевозможные забавы на палубах, сидели в салонах,

    Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

    Тайна «Лузитании» 7 мая 1915 года немецкая подводная лодка топит «Лузитанию» с гражданами США на борту. В этот день у юго-западного побережья Ирландии стоял густой туман. Командир немецкой под лодки У-20 капитан-лейтенант В. Швингер решил возвращаться в

    Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

    14. Гибель Гертруды - это гибель римлянки Лукреции и Успение Богородицы Шекспир сообщает, что королева Гертруда погибает. Происходит это в самом конце трагедии, во время поединка Гамлета с Лаэртом. Король и королева с волнением наблюдают за сражением. Когда Гамлет

    Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

    13. Гибель Елены Волошанки, то есть Есфири = Иудифи, и гибель «бабы» Хереи - еще одного ее «античного» отражения Мы уже неоднократно отмечали, что Елена Волошанка отразилась на страницах Библии по крайней мере два раза: как Есфирь и как Иудифь. Под именем Есфири ее описали

    Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

    ГИБЕЛЬ «ЛУЗИТАНИИ» Важнейшие операции в ходе Первой мировой войны разворачивались не только на суше, но и на море. Впервые серьезное участие в военных действиях приняли новые боевые машины - подводные лодки. Еще до войны Германия приняла программу развития подводного

    Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

    Трагедия «Лузитании» Кораблекрушение «Титаника», самого большого и технически оснащенного корабля своего времени, стало величайшей трагедией начала ХХ века. Его печальную славу ничто уже не может затмить, его название стало нарицательным, а он сам превратился в символ.

    Из книги Войны Рима в Испании. 154-133 гг. до н. э. автора Симон Гельмут

    Глава IV. 138-133 гг.: УСПЕХИ В ЛУЗИТАНИИ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЙ - ПОБЕДА СЦИПИОНА НАД НУМАНЦИЕЙ § 1. Неудача Попилия Лената в борьбе с нумантинцами По-видимому, уже осенью 139 г. Попилий Ленат и нумантинцы в Испании узнали о решении сената возобновить войну. Вероятно, зиму 139-138 гг.

    Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

    10. Ромул (Христос) и Рем (Иоанн Креститель) становятся народными вождями в Риме Гибель Рема и гибель Иоанна Крестителя Плутарх сообщает, что царь Нумитор разгневался на Ромула и Рема. Вероятно, здесь Нумитор - это отражение евангельского царя Ирода. «Не обращая внимания

Публикации по теме