Два года Джобса нет с нами. Что произошло с Apple уже без лидера? Что случилось с Apple и Microsoft

Конец прошлой недели стал неудачным для Apple – пятница 2 ноября стала худшим днем для акций компании с 2014 года. После публикации прогноза по поставкам новых iPhone, цифры в котором оказались ниже ожидаемых, акции Apple обвалились на 6.6%.

Несмотря на то, что компания по-прежнему стоит более $1 трлн, некоторые крупные инвесторы понесли серьезные убытки. Так один из самых известных финансистов мира Уоррен Баффет потерял более $3,5 млрд.

Что случилось

Apple отчиталась об убытках в течение пяти недель подряд – такое произошло впервые с 2012 года. Также на стоимость акций повлиял негативный прогноз по отгрузкам новых iPhone, а также тот факт, что компания заявила о том, что больше не будет публиковать данные по продажам отдельных типов устройств (unit-sales figures), сосредоточившись на предоставлении «общей картины».

Данные по продажам различных гаджетов Apple 2012-2018. Источник: Statista

До публикации этой информации, в четверг 1 ноября акции Apple завершили торговый день на уровне $222.22. В пятницу же торги закончились на отметке $207.48.

Для крупных инвесторов Apple все это вылилось в серьезные потери. В частности, один из главных сторонников Apple на Уолл-стрит, Уоррен Баффет, потерял более $3,5 млрд . Инвестор, получивший прозвище «оракул из Омахи» владеет более чем 250 млн акций компании из Купертино. Более того, в конце лета он еще нарастил свой пакет.

Инвестфонд Баффета Berkshire Hathaway является вторым крупнейшим акционером Apple – его доля оценивалась в $52 млрд.

Перспективы

Негативное влияние на акции Apple может оказать и нарастающая напряженность в отношениях Китая и США. Торговая война между двумя странами приводит к росту пошлин на различные категории товаров, что затрагивает в том числе продукты Apple, включая Apple Watch, AirPods, Beats.

Недавно администрация Apple направила письмо в Торговое представительство США. В послании компания выразила обеспокоенность тем, что рост торговых пошлин для товаров, произведенных в Китае, приведет к росту цен на продукты Apple для американских потребителей.

На фоне негативных новостей некоторые инвесторы избавляются от акций Apple. Так например, хедж-фонд Greenlight Capital миллиардера Дэвида Айнхорна полностью распродал акции Apple. «Мы несколько обеспокоены мерами Китая в ответ на американскую торговую политику», - прокомментировал продажу
акций на $40 млн Айхорн.

При этом, понесший серьезные потери Уоррен Баффет не проявляет признаков беспокойства. Напротив, в своих интервью он часто говорил, что ценит Apple не за краткосрочные финансовые результаты, а за мощь бренда и общую экосистему бизнеса.

«Я не фокусируюсь на продажах в следующем квартале или следующем году. Мне гораздо важнее… сотни, сотни, сотни миллионов людей, которые практически живут [в iPhone]».

Кроме того, он заявлял о том, что сами iPhone «ужасно дешевы» и должны стоить гораздо больше чем, в среднем, $1000, которые Apple просит за свои последние модели.
Самая актуальная информация об акциях Apple и других американских компаний теперь доступна благодаря

Кажется, у Apple проблемы. С выходом новых моделей в начале осени у компании из Купертино началась целая череда неприятных событий. Инвесторы нервничают, журналисты и аналитики пишут колонки с вопросами к Apple и остаются без официальных комментариев. А стоимость акций летит вниз.

LIGA.net поясняет, что происходит.

Что произошло

Все завертелось, когда Apple представила прогнозы продаж новых iPhone на праздничный квартал. Они оказались ниже ожиданий инвесторов. Затем некоторые поставщики снизили и свои финансовые ожидания, что указало на слабые продажи последних моделей.

Потом Apple заявила , что больше не будет публиковать в отчетах данные по продажам iPhone, сократила производство всех трех новых моделей, а XR - более, чем на треть, и возобновила производство iPhone X из-за слабого спроса на новинки.

Выручка все равно растет?

Топ-менеджмент Apple объяснил, что данные о количестве проданных iPhone не дают полную картину “успешности” бизнеса. Зарубежные СМИ писали, что хоть продажи не увеличиваются год к году, оборот компании все равно растет, потому что повышается цена на модели. Согласно последнему отчету компании за четвертый квартал, выручка в сегменте смартфонов выросла на 29%, хотя количественно продажи за год не изменились.Так что стратегия повышения цен на iPhone, мол, похоже, себя оправдывает.

Попытки повысить продажи

Инвесторы все равно заволновались. Но Apple начала убеждать их, что с продажами iPhone все хорошо, заявив, что модель XR - самый популярный смартфон бренда с момента выхода на рынок. Но только на словах, не подтвердив это цифрами.

Тем временем, компания попыталась повысить продажи, снижая цены на iPhone XR в Японии. И клиентам на $100 больше по программе обмена старой модели на новую. Однако в Черную пятницу и Кибер-понедельник все, что дала Apple - это купоны на скидку до $50.

Производство в США

Масла в огонь подливает и Дональд Трамп из-за торговой войны с Китаем. Президент США заявил о планах ввести дополнительную пошлину от 10% до 25% на оставшийся импорт из Китая стоимостью более $200 млрд. И Apple, продукты которой производятся в Поднебесной, это тоже может коснуться. Трамп сказал, что 10% налог на iPhone люди легко переживут, а в противном случае Apple может перенести свое производство в США.

Последний вариант для яблочной компании - вовсе не вариант. Потому что он требует миллиардных инвестиций в течение нескольких лет. Как пишет Apple Insider, работник сборочной фабрики США получает в 4 раза больше китайского. А необходимая их концентрация на одной территории больше, чем населения в Цинциннати, Сент-Луисе и Питтсбурге вместе взятых.

Налог же Apple может повесить на потребителей. Тогда и без того растущие в цене iPhone подпрыгнут. И вместе с этим выиграет главный конкурент - Samsung. Ведь более половины его производства находится во Вьетнаме и Южной Корее. Значит, цены на корейские смартфоны могут вырасти не так сильно, как на iPhone.

Либо же Apple не будет повышать стоимость своих смартфонов, проглотит налог в счет маржи, но тогда потеряет в прибыли.

Монополия на AppStore

Тем временем Apple ожидает решения Верховного суда США, который недавно рассматривал коллективное обращение пользователей AppStore по поводу того, что Apple монополизировала рынок приложений для iPhone. Истцы обвиняют Apple в том, что пользователи iPhone не могут скачивать приложения нигде, кроме AppStore. И что компания берет комиссию 30% за продажу приложений и возлагает эту комиссию на пользователей. То есть заставляет их переплачивать.

Ресурс Quartz пишет , что если суд признает вину Apple, теоретически, компания может потерять возможность взимать комиссию с разработчиков приложений и должна будет разрешить пользователям качать приложения с других источников.

А это важный кусок бизнеса Apple. Только за прошлый квартал он принес компании почти $10 млрд дохода.

Акции дешевеют

Вся эта канитель сопровождается падением акций компании. За последних два месяца стоимость акций упала более чем на 20%. И Apple перестала быть триллионной.

В течение последних нескольких лет распространились слухи о том, что Apple (NASDAQ: AAPL) работает над созданием секретного автомобиля под названием Project Titan. После того, как эта разработка появится на рынке, компания начнет покорять сегмент беспилотных автомобилей.

Слухи вокруг автомобильного проекта Apple несколько раз изменялись кардинальным образом. Появлялись сообщения о том, что компания отказалась от разработки своих собственных автомобилей под брендом Apple в пользу создания автономной системы вождения. Также ходили сплетни о том, что компания сократила свои производственные возможности и, возможно, даже отказалась от своих амбиций по завоеванию автомобильного рынка.

Но все же, каковы последние новости о Project Titan от Apple? В июле этого года MacReports сообщила со ссылкой на данные департамента автомобильных транспортных средств штата, что Apple получила разрешение на управление 66 автономными транспортными средствами на дорогах Калифорнии и утверждение по меньшей мере 111 «водителей безопасности». (Водитель безопасности — это человек, который сидит за рулем автономного автомобиля, который проходит проверку, чтобы вмешаться в процесс управления автомобилем, если что-то пойдет не так). На начало 2018 года у компании насчитывалось всего 27 автономных транспортных средств.

И еще в августе Джон Грубер из Технологического блога Daring Fireball подтвердил, что Дуг Филд, бывший вице-президент Apple по аппаратной инженерии Mac, вернулся в компанию, предположительно, для работы над Project Titan. До этого, начиная с 2013 года, он отвечал за производство Tesla Model 3. Эта новость подогрела слух о том, что Apple хочет разработать свой собственный автомобиль, а не просто автономную систему вождения.

Разрешения на управления автономными транспортными средствами, водители безопасности и недавние повторные тест-драйвы доказывают, что, несмотря на серьезные неудачи в прошлом, компания все еще надеется на свою автономную систему для автомобилей.

Что сообщило о проекте руководство Apple?

Конечно, Apple довольно спокойно относится к секретному проекту, но компания несколько раз довольно открыто демонстрировала свою причастность к нему.

Первое доказательство того, что компания, вероятно, работала над проектом автономного автомобиля, поступило от генерального директора Apple Тима Кука, когда в 2017 году он сообщил об этом.

«Понятно, что одним из направлений автономных систем являются беспилотные автомобили, но есть и другие цели. Мы считаем, что эти системы являются своего рода началом всех проектов в области искусственного интеллекта… Это, одновременно, один из самых сложных проектов ИИ, над которым еще предстоит много работать. Таким образом, автономия — это то, что невероятно интересно для нас в настоящее время. Посмотрим, куда она нас приведет. При этом я не рассуждаю сейчас с точки зрения продукта. Однако, это основная технология, которую мы считаем очень важной» , — заявил он.

Конечно, Кук не хотел точно рассказать о том, каким образом Apple будет использовать автономную технологию, но некоторые подробности совсем недавно были непреднамеренно раскрыты, когда бывший сотрудник Apple был пойман за воровством планов микросхемы для автономной системы компании в начале этого года.

Кроме того, тот факт, что Apple работает над автономным автомобилем, подтверждает жалоба, поданная компанией, в которой также говорится, что 5 000 сотрудников знают о проекте автомобиля и что 2700 из них являются «основными сотрудниками».

Как Apple может извлечь выгоду из этого

Учитывая, что у компании нет опыта и технической подготовки к производству автомобилей, то остается загадкой, как именно Apple выиграет от этого проекта. Но есть два гипотетических сценария того, как вся эта история может принести прибыль для компании.

Первый заключается в том, что Apple будет продавать свой собственный реальный автомобиль, под брендом компании, непосредственно конечным потребителям. Давний эксперт в вопросах деятельности Apple Минг-Чи Куо склоняется к этой теории и ожидает, что автомобиль будет выпущен где-то между 2023 и 2025 годами и станет «следующим звездным продуктом компании».

Согласно другому сценарию Apple разрабатывает технологию для автономных автомобилей для последующего лицензирования известными автопроизводителеми. Эта стратегия имеет гораздо больше смысла, учитывая опыт работы Apple в области программного обеспечения и производства различных устройств.

Лицензирование автономной системы сторонними автопроизводителями и компаниями похоже на то, что компания Waymo, принадлежащая Alphabet (NASDAQ: GOOG, GOOGL), делает в ходе своего проекта автономных автомобилей. Сейчас автономное программное обеспечение компании намного опережает Apple, и Alphabet уже имеет публичную тестовую программу для своих автономных авто: модифицированных минивэнов Chrysler Pacifica и седанов Jaguar I-pace. Кроме того, компания готова запустить коммерческий беспилотный автомобильный сервис к концу 2018 года.

Дело в том, что если Apple сможет грамотно настроить автономную систему автомобиля, она в конечном итоге может стать серьезным конкурентом Waymo и предоставить известным производителям автомобилей больше возможностей для разработки своих автономных транспортных средств.

Ожидается, что рынок автономных автомобилей достигнет переломного момента в 2021 году, когда многие автопроизводители начнут выпускать собственные беспилотные автомобили (в ограниченных количествах и в основном для услуг аренды). Аналитики из лондонского IHS Markit прогнозируют, что к 2040 году продажи новых автономных автомобилей превзойдут 33 миллиона в год.

Сегмент услуг Apple может получить огромные выгоды на рынке автономных транспортных средств, который, по оценкам Intel, к 2050 году вырастет до 7 триллионов долларов.

Как инвесторы должны относиться к автомобильным планам компании

При наличии других технологических конкурентов, таких как Alphabet, которые уделяют большое внимание автономным транспортным средствам, ошибкой для инвесторов стали бы предположения, что Apple точно также не пытается извлечь выгоду из этого рынка. По некоторым оценкам, к 2030 году компания Waymo может достичь стоимости в размере 70$ млрд, и большая часть этой потенциальной цены зависит от ожидаемого использования компанией своих автономных транспортных средств.

Apple, скорее всего, преследует идею разработки автономного программного обеспечения, а не самого транспортного средства. На примере компании Tesla многие убедились, что сборка автомобилей — непростая задача. А партнерство с одним из производителей автомобилей для выпуска собственного авто оставит Apple без 100-процентного контроля, который, как правило, очень нравится компании.

Независимо от того, какой путь выберет Apple, инвесторы должны иметь в виду, что любой компании понадобятся годы, чтобы начать получать прибыли от автомобильного проекта. Если Apple успешно запустит автономную технологию, которая может быть лицензирована для других автопроизводителей, то она (технология), скорее всего, будет представлять собой достойный продукт. Просто не стоит забывать, что это долгосрочная история.

5

@triller , вы с луны свалились или вы кремлебот которые “увеличивают на словах” доход граждан регулярно и чешут это друзьям или пенсионерам что они типа “суки” живут по течению рекомендуемому государством. и читай внимательно без ущербного подхода речь о большинстве которые окружают каждого ежедневно

@varom , Да какого каждого?) У меня однокурсник из простого студента из глубинки превратился за 17 лет в преуспевающего человека без блата и прочего: вот недавно купил двухуровневую квартиру на Мичуринском. Сосед по двору уже успел побыть главным инженером метростроя съездить в индию где руководил строительством метро в одном из городов и сейчас занимает не последнюю должность в метрострое и это к 40 годам. У себя на работе я вижу молодых ребят которые уже к 25-17 годам могут позвлить и машину и квартиру в ипотеку и при этом не сидеть на дошираке. Мои тетя с дядей пенсионеры из глубинки всю жизнь отработали на заводе и смогли перед пенсией купить квартиру у себ в городке: пусть и на вторичке. Да даже мои родители: которые могут позвлить даже не знать сколько у них пенсия государственная. Почему я должен не обращать внимание на этих простых людей, которые стараются и достигают чего-то в этой жизни поднимаясь с низов. А вот нытье ленивой биомассы, я должен воспринимать как непререкаемую истину?

@triller , эта (“ленивая биомасса” с твоих слов) является основным покупателем массовых товаров и чем выше у них реальный доход тем круче государство-а вот тех на кого ты ориентируешься -они погоду не делают на рынке так как их меньшинство – пенсионер/обычный покупатель мог купить в 2-раза больше товаров ранее чем сейчас даже машина русская стоила ранее в 2 раза дешевле к примеру

@triller , все эти слуги народа эта шайка, сборище путинщины имеет бабок чтоб покрыть золотом каждого в России. У них яхты, огромные дома, шикарные любовницы, дети учатся за границей и считают населения России быдлом. Пока здесь виноват то оказывается народ, которые не идет убивать, воровать, обманывать, кидать, отбирать деньги чтоб позволить себе жить лучше чем россиянин со среднем доходом. Или ты хочешь сказать что оффициально работая можно купить себе яхту и особняк с нцать гегтаров земли? Твоя реплика типичный ответ власти и оказывается виноваты люди. А если человек родился без ума, инвалидом и он болеет? Да пускай подыхает, главное не путин виноват а он сам что таким родился. Пусть ообратно лезет откуда взялся.

Неделю назад мы не узнали ничего нового про AirPower. Это такой зарядный «коврик» сразу для трёх гаджетов Apple: iPhone, Apple Watch и AirPods:

Помним, скорбим: Apple забыла про AirPower

Илья Кичаев

15 сентября 2018

Грустить есть о чём: Apple хотела сделать зарядку, куда можно кидать гаджеты для подзарядки без привязки к каким-либо точкам, как у обычных беспроводных зарядных станций. Аналогов этой технологии нет, а идея выглядит дико удобной.

16 сентября в блоге Sonny Dickson был опубликован пост . В нём утверждалось, что Apple отложила выпуск AirPower. Причин не доверять этому блогу нет: он известен постоянно публикуемой достоверной информацией о продуктах Apple.

Источники Sonny Dickson утверждают, что компания столкнулась сразу с тремя независимыми проблемами.

Первая из них максимально фатальна для аккумуляторов - перегрев. О ней было известно ещё из июньской публикации Bloomberg . Вторая связана с неверным отображением информации о заряде на экране iPhone. А это, между прочим, было одним из основных маркетинговых плюсов AirPower:


Третья проблема заключается в самой идеи коврика. Как оказалось, используя от 21 до 24 индукционных катушек, нельзя избежать помех, снижающих эффективность зарядки.

Если бы Apple выпустила AirPower в том виде, что имеет сейчас, то на рынке бы оказалась дико медленная беспроводная зарядка, перегревающая заряжаемые гаджеты и убивающая их аккумуляторы постоянными разрывами соединения с зарядкой. И она ещё не умеет отображать точные данные о заряде, да и стоит бомбически. Совсем не круто.

В итоге Apple приняла какое-то решение. Правда, нам неизвестно, какое именно. Но упоминания AirPower найти на сайте компании теперь довольно проблематично. Одно из них есть в , а второе - на странице запатентованных товарных знаков. Все остальные упоминания AirPower были удалены с сайта.


Ещё одно упоминание AirPower можно найти на странице AirPods. Но только в виде этой иллюстрации

В общем, сейчас неизвестно, какая судьба ждёт этот коврик. Блогер Джон Грубер полагает , что Apple либо начала проект с нуля, либо вообще приняла решение выпустить под этим названием другой продукт.

Но признавать ошибки - не в правилах политики компании, так что, думаю, под этим именем может не выйти вообще ничего. Засмеют же, сказав, что «Apple не смогла». Такое себе для репутации одной из крупнейших компаний в мире.

Со всеми этими грустными мыслями мы распаковывали новые iPhone XS и XS Max. И нашли там это:


Эээ… ​Оказывается, iPhone XS и XS Max можно заряжать на AirPower… Которой нет и не факт, что будет.

Как я уже сказал ранее, не доверять Sonny Dickson причин нет. Я верю им, что AirPower всё, капут. Но что тогда мы видим? Раздатку, которую забыли забраковать в спешной попытке подчистить концы? Я склоняюсь именно к этому варианту. Но это прям слишком большой факап для Apple.

Или Sonny Dickson всё-таки ошибается?

Публикации по теме