Неоконсервативная революция 1980 х гг. Лабораторная работа по истории

Падение эффективности социально ориентированной рыночной экономики, утрата доверия избирателей к государству, обеспечивающему «всеобщее благоденствие», стимулировали поиск альтернативных идей и моделей развития.

Среди сторонников идей Кейнса, Гэлбрейта и других теоретиков расширенного вмешательства государства в социально-экономические отношения во имя сглаживания неравенства, поддержания высокого платежеспособного спроса новых подходов не возникло. Неолибералы продолжали считать, что расширение функций государства в современных условиях не только не угрожает свободе, но, напротив, укрепляет гарантии прав и свобод граждан. Главным их гарантом выступало в новых условиях уже не «естественное право», а само государство «всеобщего благоденствия», политически нейтральное, руководствующееся рациональными соображениями. Критика этого государства, популистские тенденции начали рассматриваться как несущие угрозу установления тирании малокомпетентного большинства, как необходимое зло, которое приходится терпеть во имя демократии, хотя возрастающая роль социальных и иных массовых групп становится источником угрозы свободе личности.

Как считал американский политолог Б. Гросс, подобная эволюция неолиберализма была способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство и связанные с ним структуры установят тотальный контроль над гражданами, ограничат их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага.

Альтернативным и неолиберализму и радикализму стало такое идейное течение, как неоконсерватизм. Он объединил различные направления идейной и политической мысли под знаком традиционных ценностей: религиозных, национальных, культурных и политических традиций, которые для стран Запада связаны с идеалами демократии, свободного рынка. В политике неоконсерватизм ассоциируется с именами избранной в 1979 г. премьер-министром Великобритании М. Тэтчер и сменившего ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджора, республиканца Р. Рейгана, ставшего президентом США в 1980 г., Г. Коля, канцлера ФРГ в 1982--1998 гг.

Особенность неоконсерватизма состояла в том, что его приверженцы шли на выборы под лозунгами перемен, поворота, обновления, в том числе за счет обращения к традициям. При этом, говоря о сохранении традиционных ценностей, неоконсерваторы сочетали их с потребностями модернизации, предлагая их новое понимание.

Расценивая государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства, неоконсерваторы призывали к сокращению его роли. Главным теоретиком экономики неоконсерватизма стал М. Фридмэн, считавший, что основное внимание надо уделять не перераспределению производимого продукта, а обеспечению его постоянного роста.

Выступая за возрождение авторитета семьи, школы, церкви, апеллируя к этике «демократического капитализма», предполагающей уважение закона и порядка, дисциплинированность, сдержанность, патриотизм, неоконсерваторы получили поддержку самых широких слоев общества. К их аргументам прислушивались предприниматели и представители «среднего класса», заинтересованные в снижении налогового бремени, маргиналы, считающие социальные программы недостаточными, интеллектуалы, озабоченные вытеснением духовности рационализмом и прагматизмом. Неоконсерваторы ссылались на то, что из-за активной социальной политики в среде маргиналов возникли группы людей, считающих более выгодным жить на пособие по безработице, чем работать. Хотя таких было не более 1 -- 2% самодеятельного населения развитых стран, у работающих граждан, платящих налоги, возникло убеждение, что за их счет кормят бездельников, социальных иждивенцев, не желающих трудиться.

О полном отказе от вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений речи не было. Речь шла о повышении эффективности экономики, ее модернизации, в том числе за счет децентрализации и частичного сокращения социальных программ.

Была реформирована социальная политика. Часть средств, ранее выделявшихся в качестве пособий малоимущим, осталась адресована им же, но в виде кредита на открытие своего малого предприятия, своего дела. Благодаря этому, значительная часть нуждавшихся приобрела независимый от государства источник дохода.

Основное противодействие неоконсервативной политике исходило от профсоюзов. Однако цели разгрома профсоюзного движения неоконсервативные лидеры не ставили. Лишь в тех случаях, когда профсоюзы пытались проводить забастовочные акции, наносящие ущерб гражданам, экономике в целом, использовались репрессивные мерыВ целом же неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики реформ. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им был обеспечен доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70 до 80% наемных работников, в то время как в США -- лишь 16% . В среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации. Меры, осуществленные в рамках «неоконсервативной революции», оказались решающими в формировании информационного общества. Налоговые льготы для производителей, внедряющих новые технологии, привлекли капиталы ТНК в развитые страны, повысили уровень деловой активности. Снятие преград для свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы между развитыми странами, особенно в Западной Европе, ускорение интеграционных процессов позволили в полной мере использовать преимущества международного разделения труда. В 1980--1990-е гг. в развитых странах среднегодовые темпы роста реального дохода на одного работника составили 1,4%. Это свидетельствовало об успехе неоконсервативной политики.

В 70-80-хгг смена правящих партий: 1979г. – победа консерваторов в Англии (Тетчер); 1980г. - республиканцев в США (Рейган); 1982г. - Колль в ФРГ. С ними связана неоконсервативная волна революций 80-хгг 20в. К нач.80-хгг стало через кризис 70-хгг понятно, что в структурном кризисе западной экономике осуществлена важная перестройка. Идейная база неоконсервативной революции - теории и концепции, оформились в сер. 20в. (Хайек, 1947г. «Дорога к рабству»,Фридман). Хайек - духовный отец неоконсервативной революции, оппонент Кейнса. Отстаивал идею саморегулирующейся экономики - гос-во не должно вмешиваться в экономику, гос-во 1-е должно обеспечивать юридическую базу для свободной и честной конкуренции 2-е обязано помогать безработным и пожилым. Совершенной экономики не существует в природе. Концепция спонтанного порядка, т.е естественное стремление экономики, находящейся в хаосе, к совершенству, для этого нужно: 1). чётко выполнять договорные обязательства, 2). отказ от намерений присвоить чужую собственность. Хайек настаивал - кризисы важны и полезны => обновление рыночной экономики. Фридманглавнаяпричина кризиса - в обороте излишнее кол-во денег => гос-во должно следить за кол-вом денег в обращении (сущностьмонетаризма). Кейнсианцыво главе – стимулирование спроса. Монетаристы стимулирование предложения, снизить налоги на корпорации. Высокие доходы, чтобы инвестировали их в производство. Фридманпредлагал лишить право профсоюзов оказывать влияние на з/п => при увеличении з/п печатаются лишние деньги. Чертынеоконсерваторов: 1). Другая направленность гос.расходов - попытка уменьшить расходы гос-ва на соц.сферу, борьба велась на словах, на радикальные перемены не решились => опасность соц.взрыва, когда существует социализм. 2). Стимулирование предложений за счёт снижения прямых налогов на корпорации. Росли косвенные налоги (риск неоконсервторов). Снижение жизненного уровня не вызвало радикального взрыва. Реформы соц.сферы: в Швеции – плата отдельных мед.услуг; в Англии – против пособий по безработице, за их реформу, кредит на открытие своего дела; во Франции – привлечь безработную молодёжь, курсы, кредиты; в США – налоговая реформа, в основе теория предложений Лаффера: соц.программы – забота штатов; в Англии – приватизация, упорядочение отношений с профсоюзами.

Снижение жизненного уровня, перестройка западной экономики.

19. Этапы европейской интеграции во второй половине XX в. и образование Евросоюза.



2-я пол.20в. идёт тенденция к росту экономич. и полит. интеграции – межгосударственные и неправительственные организации. После 2-й М.В. заложены основы Евросоюза после распада СЭВ и Варшавского договора. Шла успешная полит.интеграция в Европе. В марте 1948г Брюссельский пакт Франции, Англии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга (Западный союз) – договор о сотрудничестве в военной, экономич., полит. и культурной сферах. В мае 1948г Гаагский конгресс за объединение Европы. 1949г образован – Европейский союз – развитие отношений между странами Европы, становление общеевропейского сознания. В последствии Англия на долгое время отдалилась от европейской интеграции, в неё активно включилась ФРГ. Полит. интеграция сменилась приоритетом экономич.связей. Апр.1951г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Франция+Италия+ и страны Бенилюкса, 1957г на базе ЕОУС - Европейское экономич.сообщество (ЕЭС), цель: интеграция всей экономической системы стран-участниц. Сформированы: Совет - высший орган с правом вето любого, Ассамблея - консультативный орган, в последствии Европарламент, Суд - арбитражный орган. В рамках ЕЭС главное направление интеграции – постепенное снятие таможенные пошлин, унификация финансового законодательства, единая аграрная политика –выполнены в целом к 1968г. С кон.60-хгг 2-й этап интеграции. 1969г –программа завершения, углубления и расширения интеграции. Расширился состав ЕЭС, к 1995г + 9 гос-в. (Дания, Испания, Австрия, Швеция и др.). Экономич. кризис 1974г. стран Запада заставил отказаться от форсирования интеграции. Итог – укреплены основы с/х политики ЕЭС (программа зелёная Европа), введена единая европейская расчётная единица и координация колебаний нац.валют (валютная змея). На рубеже 70-80хгг программа технического сотрудничества стран ЕЭС => Западная Европа ведущий мировой центр инновационного развития экономики. В полит.интеграции - выросла роль Совета ЕЭС. С 1978г – прямые выборы в Европарламент. С 1-й пол.80-хгг разрабатываются планы принципиально нового этапа интеграции – создание Европейского союза, Маастрихтский договор 1992г оформил Европейский союз. Цель – создание единого экономич., социально-правового, информационного и культурного пространства. Сформирован единый рынок капиталов, товаров и услуг. Этот договор определил целевое направление в развитии стран Запад.Европы на будущее.

НеолиберализмЕго экономической основой выступали
идеи Кейнса, Гэлбрейта и других
сторонников расширенного вмешательства
государства в сферу социальноэкономических отношений.
Угрозу свободе неолибералы видели в
существовании массовых групп, движений,
особенно радикальных. Они считали, что
их члены противопоставляют узкие,
корпоративные интересы общественным.

Б. Гросс

Считал, что подобная
эволюция неолиберализма
способна
трансформировать его в
идеологию нового
тоталитаризма, «фашизма с
человеческим лицом», где
государство установит
тотальный контроль над
гражданами, ограничит их
свободы, считая, что это
нужно во имя их же блага.

Неоконсерватизм

течение, объединившее различные
направления. Неоконсерваторы назывались
«новыми правыми», радикальными
консерваторами. Главный акцент они
делали на сохранении традиционных
ценностей, т.е. идей классического
либерализма XIX века, ставших для
развитых стран основой их политической
традиции.

Неоконсерваторы

Оценивали государство «всеобщего благоденствия»
как бюрократического монстра, опекающего
граждан и тем самым ограничивающего их
свободу, вытесняющего дух предпринимательства
и предприимчивости. С точки зрения идеологии
неоконсерватизма, слишком высокая степень
социальной защищенности развращает человека,
порождает у него иждивенческие настроения. И
одновременно ставит его в полную зависимость от
чиновников и их решений. Неоконсерваторы
призывали людей опираться на собственные силы,
проявлять инициативу и ответственность,
солидарность друг с другом.

Основоположник экономической теории неоконсерватизма

М. Фридман

Государство должно

поддерживать не потребителя, а
производителя: обеспечивать стабильность
курса валюты, сокращать налоги на
прибыль, на добавленную стоимость.

В Великобритании

неоконсерватизм ассоциируется с лидером
Консервативной партии, ставшей в 1979 г.
премьер-министром Великобритании, М.
Тэтчер и сменившим ее на этом посту в
1992 г. Д. Мэйджором.

10. В США И ФРГ

с республиканцем Р. Рейганом, ставшим
президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г.
Колем, лидером христианских демократов,
канцлером ФРГ в 1982-1998 гг.

11.

В Испании модернизацию, осуществляемую по
неоконсервативным рецептам, проводило правительство,
возглавлявшееся лидером социалистов (Социалистической
рабочей партии) Ф. Гонсалесом, в Италии - коалиционное
правительство, возглавляемое социалистом Б. Кракси, во
Франции неоконсервативный курс проводился при президентесоциалисте Ф. Миттеране.
Фелипе Гонсалес
Бетино Кракси
Франсуа Миттеран

12. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе.

Меры по повышению эффективности
экономики:
за счет сокращения налогов на производство,
более рационального использования бюджетных
средств.
внедрение передовых технологий стало
возможным за счет расширения военных заказов
в странах НАТО в 1980-е гг

13.

Экономия бюджетных средств за счет
децентрализация социальных программ, многие из
них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов
федераций, местных органов власти.
Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде
пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но
не как пособие, а как льготный кредит для открытия
своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило
занять значительную часть бывших безработных
преимущественно в сфере обслуживания.

14.

!Неоконсервативная
революция не
разрушила, а укрепила
основы «общества
благоденствия».
!Неоконсервативная
революция
пересмотрела методы
государственного
вмешательства в
экономику, изменила
структуру налогов,
скорректировала
социальные
программы.

15.

Неоконсервативные правительства стремились
создать социальную базу политики
модернизации. В тех странах Западной Европы,
где большая часть трудящихся была
организована в профсоюзы, их представители
включались в административные органы
управления предприятий, наблюдательные
советы корпораций, им обеспечили доступ к
информации о планах реорганизации. Там, где
роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в
Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах
состояло от 70% до 80% наемных работников, в
то время как в США - лишь 16%; в среднем же в
развитых странах профсоюзы охватывали 26%
занятых), использовались иные формы рабочего
участия в модернизации.

16. Информационное общество в развитых странах.

Увеличился спрос на труд инженеров,
техников, программистов. Гораздо большее
значение, чем когда-либо в прошлом,
начали играть центры производства знаний
- лаборатории и университеты.
По мере того как трудовая деятельность
становилась все более творческой и
интеллектуальной, возрастающее значение
приобретала заинтересованность
работников в труде, его результатах.

17.

Интеллектуализация трудовой деятельности
позволяет преодолеть жесткие барьеры
субординации между управляющими и
управляемыми, что содействует развитию
отношении социального партнерства.
Важнейшим капиталом информационного
общества становится человек, его творческий,
интеллектуальный потенциал. Интересы его
развития, в частности за счет
переквалификации наемных работников
физического труда, в 1980-е гг. оказались в
центре внимания и государства, и корпораций,
и общественных, благотворительных
организаций.

18.

Это определяет особое внимание к развитию
сферы образования. В 1960-1990-е гг.
численность обучающихся в колледжах и
университетах в США и Японии возросла в
3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в
Великобритании - в 7 раз. Средний
уровень образовательной подготовки всех
занятых достиг 14 лет.

19. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

Спад неоконсервативной волны в развитых
странах был связан с тем, что основные
задачи в области модернизации экономики
нашли свое решение. С завершением
«холодной войны» изменилась ситуация на
международной арене. Резко упало влияние
леворадикальных сил.

20.

В США на президентских выборах 1992 г.
победу одержал лидер Демократической
партии Б. Клинтон. В Великобритании в
1997 г. премьер-министром стал лидер
лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г.
социал-демократы завоевали большинство
мест в бундестаге.

21.

Основные идеи и достижения
неоконсерватизма, связанные с
модернизацией экономики, поддержкой
частного предпринимательства,
ограничением бюрократических тенденций
центрального аппарата власти государства,
не ставились под сомнение.

План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? 2.2. Сущность политики неоконсерватизма Особенности неконсервативной модернизации. 3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: 3.1. Этапы развития социал – демократии. 4. Интеграция в Европе и Северной Америке: 4.1. Этапы развития интеграции Основные направления интеграции в Европе и Северной Америке.


1. Проверка домашнего задания. 1. Что стало причиной формирования смешанной экономики в Западной Европе? 2. В чем причины перехода государства к активной социальной политики? 3. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? II. Выполните письменное задание: укажите причины кризисов х гг. что такое неомарксизм? Укажите основные черты данной идеологии I. Ответьте на вопросы:


2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? Неоконсерватизм – идеология, приверженцы которой выступали за возрождение традиционных моральных ценностей и модернизацию экономики с опорой на частных предпринимателей. В основе экономической теории неоконсерватизма лежали идеи Милтона Фридмэна Государство должно поддерживать не потребителя товаров, а их производителя путём сокращения налога на прибыль. Удешевление продукции, повышение уровня жизни населения.


2.2. Сущность политики неоконсерватизма. 1. Отказ от датирования убыточных производств; 2. Приватизация муниципального жилья и передача его в руки квартиросъёмщиков (расширение слоя собственников); 3. Политика экономии на бюджетных расходах (снижение инфляции, остановка роста цен); 4. Реформа социальной политики (передача социальных программ в ведение местных властей); 5. Введение налоговых льгот для производителей, внедряющих новых технологии; Заложены основы информационного общества; Структурная перестройка экономики


2.3. Особенности неконсервативной модернизации. В США и Великобритании: В странах Запада: 1. Закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест приводило к падению уровня жизни трудящихся; 2. Жесткая позиция по отношению к профсоюзам, использовались репрессивные меры 1. Неоконсервативная политика способствовала укреплению социальной базы политики реформ; большая роль профсоюзов


3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: Конец 90-х гг. XX века – изменение ситуации на международной арене: - распад СССР; - крах социализма в Европе; - возрастание проблем социальных и этнических отношений; В итоге, лидеры неоконсерваторов оказались не готовы к решению этих проблем. Социалистические и социал – демократические партии пришли к власти в 13 из 15 стран Европейского союза.


1951 г. – создание Социалистического интернационала (154 организации из 130 стран). Принципы социал – демократов: свобода (право каждого человека на самостоятельный выбор жизненного пути); справедливость и солидарность (каждый человек имеет право на защиту своих интересов;) Равенство и демократия (одинаковые возможности для всех людей быть свободными); Главная задача: Обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Активизация массовых движений: гражданских инициатив, женского движения, зеленые, антиглобалисты


4. Интеграция в Европе и Северной Америке Этапы развития интеграции. Заполнить таблицу: Дата Договор, соглашение Страны - участники Результаты 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 23 государства Снижение налогов на импортную продукцию, отказ от таможенных войн г. Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Возможности многосторонних экономических консультаций, обмен экономического информации 1949 г. Совет Европы Бельгия, Дания, Франция и др. Согласование политики в экономической, социальной и др. сферах


1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евр Атом) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Формирование общего рынка



Публикации по теме