Классный час "международный день грамотности". Классный час к международному дню распространения грамотности для начальной школы с презентацией

Классный час для учащихся 1-4 класса. Международный день распространения грамотности

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов и среднего звена для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню распространения грамотности.
Цель: Знакомство детей с данным праздником.
Задачи:
- познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход классного часа


Учитель
Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы проводим урок, посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)
1 чтец
Есть день грамотности в мире.
Значит, встретим мы его.
Он нам дорог, очень сильно,
Этот день важней всего.

Ни к чему тут сомневаться.
Всем ведь грамотность нужна.
Без нее не расписаться,
Эта тонкость так важна!

Пожелаем мы всем в мире
Правил горы изучить.
Пусть познанья станут шире.
Время книгу открывать!
2 чтец
В международный грамотности день
Мне пожелать вам лучшего не лень:
Чтобы запас словарный пополняли,
Про грамотность свою не забывали!
В день грамотности поздравляю!
И от души я вам желаю,
Чтоб сталкиваться приходилось
С интеллигентными людьми!
3 чтец
Чтоб речь всегда была приятна,
Чтобы она звучала складно,
И чтобы лучшее случилось -
Чтоб люди знания свои

Всегда старались приумножить,
Ведь это сделать нам несложно -
Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!

В праздник грамотности ныне
Вам желаем не делать ошибок
Ни в словах, ни в поступках по жизни,
Ну а знаний багаж свой - расширить!

1 чтец
Что может в мире быть важней на свете,
Чем – объясниться с близким по душам?
Слова понятны будут даже детям,
Ведь правил своды все ж под силу нам.

Нет, грамотеи не переведутся,
Хоть и ошибки удивляют всех.

На этот праздник можно улыбнуться.
Осилить можем этот мы орех.

Мы поздравляем всех на этот праздник.
Желаем грамотности – целый пир!
Желаем, чтоб, сродни бутонам в вазе,
Она смогла бы заполнять наш мир.

2 чтец
В школе буквы изучают,
В школе правила зубрят.
Это важно, каждый знает.
Ни к чему свой прятать взгляд.

Поздравляем в праздник этот.
Мы торопимся признать:
Это правило бессмертно!
Надо горы покорять!
3 чтец
Мы желаем в день наставший:
Не пугают пусть слова.
Сила грамотности нашей
Как обычно, здесь права!
1 чтец
В письме электронном, то ли в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем сердцем желаю!
2 чтец
Пусть текст набирается и ручкой пишется
По правилам, а не просто как слышится!
Без грамоты, друзья мои, да-да-да,
Я вам точно говорю – никуда.
3 чтец
Все хотят быть грамотными и хотят учиться.
В этом деле очень важно вовсе не лениться.
И тогда все двери – только для тебя!
Улыбнется нежно, ласково судьба.
Все, что ты захочешь, только не ленись,
Все тебе на блюдечке сама предложит жизнь.
Учитель
Продолжите пословицы о грамотности
Выбирай книгу, (как выбираешь друга.)
Грамоте учиться – (всегда пригодится.)
Золото добывают из земли, (а знания из книг.)

Мир освещается солнцем, (а мир знаньем.)
Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.)
Хорошая книга – (лучший друг.)

Учитель
А без чего невозможно стать грамотным?
Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)

Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)

Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
1 чтец
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать – ХОДИТ ГЛАЗАМИ:
За ручку с мамой, после - сами.
Ходить - ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз,
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы
И вы пошли, пошли, пошли –
И слово первое прочли!
От слова к слову - как по кочкам –
Помчитесь весело по строчкам...
И так научитесь читать –
Как бегать,
прыгать...
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы станете как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо –
мир волшебный книг!
Учитель
Большая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу.
Грамотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным?
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету - саморазвитие и самообразование.
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
Попробуйте исправить ошибки:




К словам из левого столбца нужно подобрать соответствующие по употреблению слова из правого столбца


Учитель
Объясните значение фразеологизмов



3 чтец
Пусть грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учиться, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще,
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.


Презентация на тему: Международный день распространения грамотности

Международный день грамотности

8 сентября - Международный день грамотности (International Literacy Day) - один из дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, открытие её состоялось 8 сентября. На этой конференции было предложено учредить Международный день грамотности, который должен быть направлен на распространение грамотности по всему миру. В 1966 году ЮНЕСКО приняла решение поддержать предложение конференции, и с тех пор Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября.

В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение для приобретения всеми детьми, молодёжью и взрослыми важнейших жизненных навыков, дающих им возможность противостоять вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни. Кроме того, реализация права на образование способствует искоренению нищеты.

Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.


Сегодня каждый первоклассник

И чтение предметом страсти

Частенько людям может стать.

Учитесь без ограниченья,

Стремитесь грамотнее стать,

Чтобы плоды трудов ученья

Могли вы с гордостью вкушать.



Мы забываем про реальный мир, Очередную книгу открывая, И в мир художественный проникаем, И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим. Нам так близка история героя! И плачем о судьбе, ему же вторя, И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом… На каждый слов игра Выходит в ряд, шепча о разных судьбах, О добрых или злых, но всё же людях, Из-под писательского щедрого пера.

На каком известном памятнике г.Москвы надпись содержит 5 орфографических ошибок?


В Москве (Лубянский проезд, д. 27) находится памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы к нему попасть, нужно доехать до Славянской площади. Скульптор В. В. Клыков создал этот памятник в 1992 г.

Равноапостольные святые Мефодий и Кирилл были выдающимися просветителями своего времени, создателями славянской азбуки.

Памятник, им посвящённый, представляет собой фигуры двух братьев, которые держат в руках Святое Писание и крест. Надпись на постаменте сделана на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».


И

сследовав надпись, лингвисты обнаружили пять грамматических ошибок. В имени «Мефодий» и в слове «апостол» написана «О» вместо «омеги». В имени «Кирилл» должна быть буква «и» вместо «і». Но больше всего возмущения вызвали две ошибки в слове «Россия»: вместо «и» должно быть «і», а вместо «о» должна быть «омега».

Невероятно, ведь этот памятник – символ славянской письменности – и содержит такие орфографические ошибки! Многие считают этот курьёзный случай довольно забавным.

Зачем нужны правила орфографии?


Буква - одно, а звук - это уже другое. Казалось бы, такие простые орфографические правила, а сколько неприязни они вызывают у школьников! Читается «барада», но писать необходимо «борода». Хотелось бы написать: «Тилифон ни работаит», но нужно писать так: «Телефон не работает». Так возникают ошибки. А следом за ошибками возникают разные огорчения... К чему же в орфографии эта сложность? Было бы проще писать точно так, как говорят? Ответы на эти вопросы можно найти в научных работах и больших учебниках, где объясняется, как и почему именно так правильно писать по-русски.

В нашей великой стране большое количество областей, а в нашем языке множество местных говоров, различных диалектов. Такие близлежащие города, как Санкт-Петербург и Москва, и те говорят по-разному: москвичи произносят «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА». В некоторых областях даже сейчас можно услышать «кликни Ванькю», «испей кваскю»... В некоторых местах жители до сих пор произносят «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно».

Говоров так же много, как и областей, а русский язык один-единственный. Чтобы все русские люди могли легко понимать друг друга и чтобы газеты и книги можно было читать с одинаковой простотой и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и под Санкт-Петербургом, необходимо, чтобы везде функционировало одно и то же общерусское правописание - единая орфография.

Что бы вы сказали, прочитав в собрании сочинений Пушкина такие строки:

Бахат ы славин Качюбей,

Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы непросто. И можно уверенно сказать, что «писание по слуху» только отяжелило бы ваш труд, а изучение грамоты было бы практически немыслимым: пришлось бы взамен одного русского правописания учить сотни региональных - для каждой области в отдельности. Наиболее рациональное решение - остановиться на единой общей орфографии.


Как лучше запомнить написание словарных слов?


Что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения, только они занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь. Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (на помощь придёт толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, красным цветом выделить «спорную» букву, сделать разбор по составу, разделить слово на слоги).

3. Подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов.

6. Образовать множественное число из единственного, и наоборот, образовать из данного слова другую часть речи.

7. Записать слова с различными приставками и предлогами (шёл-ушёл, суббота-в субботу).

8. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Внимание: сенсация! Оказывается, слово «окно» может подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна , влево – в окно , досуха – до окна , насухо – на окно , издавна – из окна , заново – за окно .
Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.


Как легко запомнить написание слов и правила?

«Словесные матрёшки»

Словно матрёшки бывают слова: Пишешь одно – получается два. Присмотрись – увидишь сразу: Кобра спрятана внутри дикобра за.
Разумеется, в реальной жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил название из-за устрашающей внешности. Дикобра з – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.
А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра.
В
озьмём для примера слово «режиссёр». Легко перепутать последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но ведь «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки «режи ссёр» выглядывает меньшая – «ежи ». Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».

Как легко запомнить правило?


Рисунки-помощники


П
равило можно нарисовать. А если рисовать правило, то надо отразить в зрительных образах его существенные, решающие признаки. Покажем это на примере пунктуационного правила «Употребление запятой перед одиночным союзом И». Хозяин символизирует подлежащее, собаки - сказуемые, а поводки - смысловую связь между главными членами предложения. Наиболее решающей здесь является именно смысловая связь. Если оба сказуемых обозначают действия или признаки одного хозяина-подлежащего, то они однородны и при наличии между ними союза И разделяющая запятая не нужна (Дверь открылась и заскрипела).

Иное дело, когда каждая собака-сказуемое служит своему хозяину-подлежащему (Дверь открылась, и заскрипела половица). Здесь во избежание кровопролитного конфликта части сложного предложения разделяются запятой. В
последнем случае снова собак две, а хозяин один. Однако только одна из них служит хозяину-подлежащему, только одну из них связывает с хозяином поводок смысловой связи. Вторая же символизирует главный член односоставного предложения. Значит, их тоже необходимо разделить запятой (Дверь открылась, и сразу потеплело).

Неграмотный – тот жеслепой.

Всюду его ждут неудачи и несчастья.


Самые сложные слова


Компания «Яндекс» назвала наиболее сложные слова, встречающиеся в поисковых запросах. По итогам августа 2013 года из 10 тыс. самых используемых в поиске слов чаще всего ошибки делались в словах «комментарий» (27%) и «девчонка» (26%). Далее следуют «жёсткий», «масляный» (по 25%). По 24% набрали «агентство» и «программный». «Рассчитать», «баннер» получили по 23%.


«Наибольшие сложности у пользователей вызывают русские слова с двойными и непроизносимыми согласными, а также слова, заимствованные из других языков», - так говорят в «Яндексе».

Механизм выявления и исправления ошибок в «Яндексе» устроен таким образом, что сверяет написание запроса по частоте и сочетаемости слов со словарями и статистикой употребления слов на крупных сайтах, например «Википедии». Часто речь идёт не о безграмотности пользователей, а о вариативности норм написания. Например, слово «шопинг». Чаще всего пользователи запрашивают вариант с двумя буквами «п». Поисковая система не определяет такие запросы как неправильные и просто считает верным тот вариант написания, который встречается чаще.

Кроме того, правила автоматического исправления могут противоречить словарным нормам. Например, «Таиланд» в 85 случаях из 100 пишут в поиске через «й», и с недавних пор поиск «Яндекса» перестал исправлять эту ошибку - по запросу «Тайланд» он ищет оба варианта написания.

И, безусловно, надо понимать, что самый надёжный источник, помогающий вам решить вопрос о правильном написании слова, - это орфографический словарь.

Словари – наши друзья и помощники

Уважаем Государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь!


Весёлые правила


Жи и Ши
Жи и Ши - Ты не спеши - С буквой И всегда пиши. Ча и Ща Встречай, прощай - С буквой А не забывай. Чу и Щу - Лечу, кричу,

Корни с чередованием

гор- и –гар-


Я на солнышке лежу, Загораю иль горю? -гар- иль -гор-, -зар- иль -зор- - Как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, С ударением корень -гáр-, Без него в корне "о": Загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, Ударение не берёт. Есть заря, нет двух зóрь - Хочешь верь, не хочешь - спорь. Словно ветер, вою: ууууу.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный, Надо слово изменить, Ударение поставить, Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова. С ударением в слогах: «Зимовать» проверим «зимы», «Зимний» тоже подойдёт, «Речка», «реки» и «речной» Побегут вслед за «рекой». Ставь всегда без промедления Нужный слог под ударение. Подбирать учись слова Для проверки ты всегда И не сделаешь ошибок В данном слове никогда.

П

олезные интернет-ресурсы



Занимательные факты

Третьим после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".


Известный датский прозаик Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал с многочисленными грамматическими и орфографическими ошибками, особенно тяжело дело обстояло со знаками препинания. И Андерсен тратил огромные деньги на то, чтобы нанять людей, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство.

Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) -всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека следовала за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырьмястами верблюдами, причём книги, т.е. верблюды, располагались в алфавитном порядке.

Немцы изобрели Lernstift Pen – шариковую ручку со встроенным электронным устройством, которое распознаёт все движения руки пишущего, анализирует их на правильность и, если замечает ошибку, сообщает о ней легкой вибрацией и негромким жужжанием. Такая технология гарантирует быстрый отклик со стороны пишущего и даёт ему возможность быстро исправиться. Можно включить один из двух режимов: либо вы проверяете текст на наличие грамматических и орфографических ошибок, либо пытаетесь исправить почерк и неправильное начертание символов.

Занимательные факты

Какое правило русского языка нарушает

героиня «Иронии судьбы» Надя?


Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Кто употреблял «(о)албанский язык» в начале 20 века?


В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу без соблюдения нормативных правил орфографии и с применением «(о)албанскава изыка». Появившийся в 2000-е годы язык падонков, орфография которого построена по схожим принципам, иногда называется и «(о)албанским языком», но совпадение с опытом Зданевича случайно.

380 лет назад был издан первый букварь

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 г. печатник Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 гг. ведал технической частью Московского печатного двора и именовался «подьячим азбучного дела». До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была «Псалтирь» (книга библейских псалмов). Сохраняя принципы построения пособия, автор поместил сразу же после обращения к учащимся гравюру с дерева, живо изображающую классную комнату и наказание розгами провинившегося или нерадивого ученика. Эта гравюра знаменует вторжение в печатную книгу светского мотива. В дальнейшем, в XVII и в начале XVIII в., иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы становится традицией. Во втором издании вначале помещены вирши о целях и методах учения. Это одно из самых ранних печатных поэтических произведений русских авторов. В стихах содержится наставление ученикам, рассказывается о том, каким сокровищем является знание грамоты.



Сытинская "Русская азбука в картинках"

Москва. Издание И.Д. Сытина. 1911. «Русская азбука в картинках»

П
редставленная выше «Русская азбука в картинках» является типичной для букварей, которые рассылал во все уголки России известный издатель И.Д. Сытин. Он выпустил миллионы экземпляров дешёвых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотечек для самообразования. Яркие, красочные, ясные по содержанию картинки, простой, доступный текст, отсутствие сложных методических приёмов обучения - вот что характеризует сытинские буквари и азбуки.

Весёлые «запоминалки»

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

Н и НН в словах

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .



..

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого - грамотно писать.

Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Ведущий 2

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Ведущий 1

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим « Международный день грамотности в начальной школе».

Ведущий 2

В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных букв? (10)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

2 конкурс «Весёлая грамматика»

Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

3 конкурс «Кто больше»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

5 конкурс «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

5 конкурс «Отгадай ребусы»

6 конкурс «Чистописание»

Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.

Ведущий 2

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

Ведущий 2

Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Ведущий 1

Спасибо за внимание!

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книга – лучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

8 сентября 2019 года во многих странах мира, в том числе в нашей, отмечается Международный день распространения грамотности. Этот праздник был учрежден в 1966 году ЮНЕСКО.

Программа мероприятий включает встречи с писателями, журналистами и издателями, конференции, круглые столы, лекции в библиотеках и учебных учреждениях, выступления творческих коллективов. Предлагаем вам один из возможных вариантов школьного мероприятия, приуроченного к этому празднику.

Сценарий мероприятия на Международный день грамотности в школе

Праздник можно начать с выступления ведущих:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем Международный день грамотности. К сожалению, проблема ее распространения остается не решенной во многих странах. Около 860 миллионов взрослых людей во всем мире не умеют читать и писать.

– Долгие годы население нашей страны в основном оставалось неграмотным: в конце XIX века это были 80% россиян. В первые годы советской власти был принят декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому документу, все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).

– Декрет предусматривал создание «школ для переростков», школ при детских домах, колониях и других учреждениях. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». В результате уже в конце 1930-х годов около 90% россиян в возрасте от 16 до 50 лет овладели грамотой.

– Казалось бы, эта проблема в нашей стране была раз и навсегда решена. Однако с 1990-х годов в России началось снижение грамотности населения. Об этом свидетельствуют различные исследования.

– По результатам одного из них, проведенного Международным институтом чтения, учащиеся нашей страны заняли только 32-е место из учащихся 40 стран. В последнее время в наших газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, в обычной речи – режущее ухо косноязычие.

– Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин.)

– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Потом по сценарию проведения Дня грамотности в школе прозвучат цитаты классиков о родном языке:

– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».

– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

После этого по снова возьмут слово ведущие:
– А так ли важно быть грамотными? Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека.

– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.

– Хотя гаджеты и помогают исправлять ошибки, они не помогут вам подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль, и не исправят слово одного стиля на слово из другого.

– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!

Затем ведущие приведут смешные ошибки из сочинений, которые ребятам предложат исправить.
Сценарий школьного мероприятия на День грамотности может включать другие задания по русскому языку, например, как следующие.

– В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу не соответствует остальным:

  • портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел;
  • лес, волк, медведь, корова, заяц;
  • дорога, улица, шоссе, тротуар, пол;
  • кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый;
  • стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.

– Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:

  • автомобиль, тормоз (ав-тор);
  • колос, рота, ваза (ко-ро-ва);
  • молоко, нерест, таракан (мо-не-та);
  • кора, лото, боксер (ко-ло-бок);
  • баран, рана, банщик (ба-ра-бан).

– Объясните, что означают фразеологические обороты:

  • кожа да кости (худой);
  • хоть кровь из носу (обязательно);
  • рукой подать (близко);
  • дырявая память (забывчивый);
  • на всех парусах (быстро);
  • перемывать косточки (обсуждать);
  • как рыба в воде (уверенно).

– Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:

  • На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
  • Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
  • Жучка будку не доела: неохота, надоело.
  • Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
  • Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
  • На глазах у детворы крысу красят маляры.

А в завершение мероприятия на Международный день грамотности в школе дети прочтут стихи:

– Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. Крюков)

Публикации по теме