Приём Кластер в начальной школе. Территориальный кластер

Добрый день, уважаемые администраторы сайта!!! От всей души поздравляю вас с наступающим великим христианским праздником ПАСХОЙ Господней! Желаю вам и вашим детям доброго здоровья, счастья и успехов!! Я учитель начальных классов, Чернова Светлана Анатольевна. отравляю мастер-класс по современным технологиям урока. Приём "Кластер" я использую, в основном, на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка и математики, начиная с первого класса.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА
технология «критического мышления»

3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» -ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.
Хочу рассказать о приеме «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в качестве стратегии урока. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить кластер. В центре будет «Человек» (это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается.
Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
Пример: Окружающий мир. Тема: «Пустыня».
Прием – кластер
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
У: - Белым мелом запишем то, что знаете
- По ходу урока, все, что узнали припишем другим мелом
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
Я использовала кластеры на стадии осмысления. Класс был разделён на 5 групп, каждая группа составляла кластер.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

April 6th, 2013 , 06:38 pm

Предисловие публикатора

На днях в редакцию нашего сайта http://www.smdp.ru/ пришло письмо от Ирины Ковальчук из Галицкого инновационного кластера. Оно показывает, что за 6 лет, прошедшие с момента первой публикации статьи её актуальность только возросла. В 2007 году её сразу же перепечатало полдюжины интернет-изданий, от Русского архипелага до КЭР-холдинга , инжиниринговой энергетической корпорации из Татарстана. Во всех списках литературы по теме она на первых местах. Слово уже все выучили. Практика, к сожалению, отстаёт.

Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход

Юрий ГРОМЫКО

Директор Института опережающих исследований им.Е.Л.Шифферса, доктор психолог. наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований, дейстительный член РАЕН

Когда в прошлом году я пришёл к одному высокопоставленному чиновнику в правительстве по заслуживающей доверия рекомендации и предложил участвовать в проектировании кластеров и создании новых типов производств, он, криво улыбнувшись, ответил мне: «Кластеры - х—ястеры! 1 ».

(Случай из жизни!)

1. Адекватна ли отраслевая форма организации для промышленных производств 21 века?

2. Цена эпистемотехнологического вызова

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах

4. Типы кластеров

5. Кластеры и всероссийская вертикаль проектов (курс ВВП)

6. Кластеры как резервные системы развития

7. Эпистемотехнологическая иерархия кластеров

8. Кластеры как мультисценарии

9. Кластеры - плацдарм новой организации сознания и мышления людей.

10. Предупреждение Бенедикта Спинозы

1. Адекватна ли отраслевая форма организации для промышленных производств XXI века?

Проблема формирования кластеров промышленного развития - это попытка ответить на хорошо понятный любому практику-промышленнику вопрос: почему у нас не внедряются принципиально новые технологии. Некоторый высокопоставленный политик привёл группу «бизнесов» в филиал Академии Наук, где учёные предъявляли свои разработки. После многочисленных многочасовых презентаций, подтверждённых мнениями иностранных экспертов, он спросил капитанов отечественного бизнеса, готовы ли они купить предлагающиеся решения и реализовать их на своих предприятиях. Ни один из бизнесменов не выразил желания осчастливить учёного покупкой его разработки. Означает ли это, что российский бизнес жадный и не любопытный? Я думаю, что основная причина отсутствия интереса к результатам научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок кроется не в этом.

Проблема состоит в другом. С точки зрения предъявляющейся разработки абсолютно не понятны для лица, принимающего финансовые решения, основания, можно ли данную новую технологию внедрять (втискивать) в существующий тип производства, или на базе данной технологии необходимо формировать совершенно новый тип производства. Внедрение новой технологии в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать очень серьёзные дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, надёжности и, в конечном счёте, прибыльности данного производства. Создание же принципиально нового, не имеющего нигде в мире аналогов, производства, вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками. А действительно, как просчитать маркетинговый «гарантированный» спрос на продукт, которого ещё нет? Как правило, разнообразные разработки наших учёных предполагают создание не просто отдельных производств, но новых отраслей промышленности. Другое дело, адекватной ли является форма отраслевой организации для промышленных производств XXI века.

А существует ли научный ответ на данный вопрос? Оказывается, существует. Он был разработан одним из наших учителей в области экономики развития сверхсложных систем и мегапроектов профессором Марком Давидовичем Дворциным. Этим, к сожалению, два года назад умершим учёным была разработана специальная дисциплина - «Технодинамика», описывающая закономерности эволюции и изменения полномасштабных производительных систем, включающих институты образования, промышленности, науки. Технодинамика является теорией институциональной динамики, сфокусированной на анализе изменения технологий, определяющих условия создания новых промышленных систем в изменяющихся институциональных условиях. Эта практическая дисциплина показывает бесперспективность представлений так называемой «инновационной экономики», которая может анализировать только одну проблему - «втискивать» или не «втискивать» новые технологические решения в старые организационные системы. Но разобраться с тем, идёт ли речь об обновлении старого технопромышленного уклада, или задача состоит в создании промышленного производства принципиально нового технопромышленного уклада - «инновационная экономика» не способна. Поэтому значительно более удачным термином, чем инновационная экономика, является понятие, введенное Ю.В.Крупновым - «экономика развития», с одной только поправкой, что развитие исходно является внеэкономической категорией. Сначала надо развитие организовать, а лишь потом его капитализировать.

2. Цена эпистемотехнологического вызова.

С чем же связана основная тенденция перехода к новому технопромышленному укладу? С кардинальным изменением институциональных условий деятельности людей, в основе которого лежит изменение основного типа собственности. Новый тип уклада связан с формирующимся типом собственности на трансферт, с переносом технологий из одной области и использованием этих технологий в другой области. Собственность на трансферт и на динамику технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Об угрожающем состоянии этого института в России свидетельствует иск компании «Микрософт» к директору сельской школы Поносову, а также покупка и внедрение системных продуктов этой компании на российских атомных станциях и атомных подводных лодках. Всё дело в том, что технологический трансферт осуществляется в особой «ауре», окутывающей актив или промышленную платформу. Эту ауру образуют не информационные технологии в виде пресловутого IT, но эпистемические технологии, обеспечивающие возможность вычленять технологические решения, основанные на новых физических принципах и эффектах, и определять условия их переноса в другие практико-промышленные зоны. В рамках формирующегося во всём мире нового технопромышленного уклада 90 процентов добавленной стоимости будет формироваться именно в этой ауре. Поэтому, как и в других областях, проблема звучит очень просто: либо мы будем формировать свою эпистемическую «ауру» и систему анализа активов, либо это всё будет присваиваться через чужую «ауру» миллиардера Била Гейтса.

Но для того, чтобы на основе эпистемических (знаньевых) практик технологии и новые технологические решения могли бы переноситься из одних областей промышленного производства в другие, должны быть подготовлены специальные платформы, обеспечивающие подобный перенос. Вот собственно с построением подобных платформ и связано для нас формирование кластеров, поскольку на основе подобных платформ предполагается соединять вместе фундаментальную практико-ориентированную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства. С этой точки зрения, кластеры - это не просто маниакальная одержимость после 15 лет отупения начать хоть что-то делать и всеми силами довести до реализации производственные процессы - создавать спутники, самолёты, автомобили и т.д. Эта очень важная задача подъёма производственной дисциплины и мобилизованности не имеет никакого отношения ни к кластерам, ни к экономике развития, ни даже к инновационной экономике. То есть кластеры, говоря языком Шопенгауэра, это не только воля (одержимость), но ещё и представление.

3. Эпистемотехнологические представления о кластерах.

Построение кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной особой зоны производственные бизнес-проекты в конкретной технологической области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых продуктов и подготовку производства этих продуктов.

Собственно объединение в рамках единой системы управления циклов обмена знаниями и технологиями позволит выстроить опорные институциональные структуры (ядро и хребет) будущего кластера, объединяющего несколько принципиально новых, сегодня несуществующих отраслей. Переход же к кластеру связан с организацией процессов технодинамики однотипных технологических систем в рамках нового, формирующегося в России технопромышленного уклада, на основе преобразования и замещения новыми технологическими решениями значительных массивов российских промышленных производств. Эпистемотехнологический подход позволяет расширить представление о кластере, введенное лауреатом Нобелевской премии Майклом Портером. Как известно, модный сегодня экономист давал следующее определение кластеру: «Кластер или промышленная группа - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»2 .

Центральным моментом формирования кластера при нашем подходе является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможна синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах, до новых систем деятельности и практики. На основе сформировавшихся новых систем деятельности и практики возможно перевооружение всего массива отраслей предшествующего технопромышленного уклада. С этой точки зрения всякий кластер интегрирует в своём устройстве несколько разных деятельностных схем:

Схему организации полномасштабной производительной системы, объединяющей в своём устройстве фундаментальную практико-ориентированную науку (физико-математическую и гуманитарную), инновационную промышленность и развивающее образование.
Схему сферной организации промышленно-производственных платформы в виде процессов производства, воспроизводства, устойчивого функционирования, развития, захоронения технологий предшествующего технопромышленного уклада, руководства, организации, управления.
Схему мультиотраслевой и полисферной организации практики, предполагающей организацию технодинамики и технологической диффузии новых решений не по границам отраслей и переделов, а в соответствии с принципом инновационной восприимчивости различных групп трансроссийской инновационной инфраструктуры.
Схему соорганизации и одновременного использования знаньево-логистического (постиндустриального) уровня переделов и модернизируемой промышленной платформы (неоиндустриального уровня переделов), обеспечивающей формирование приборов нового поколения.
Схему соорганизации прорывного централизованно организуемого ядра и конкурентной рыночной среды, с разной скоростью и на разных принципах воспринимающей и реализующей технологии и продукты нового технопромышленного уклада.
Схему формирования продукции двойного назначения на основе серийных производств, обеспечивающих проверенное качество изделий.
Схему двойного «маркетингового кольца» (от маркетинга продукта к маркетингу нового стиля жизни, и от маркетинга человека, употребляющего данный продукт и услугу, к маркетингу вещи), обеспечивающего маркетинг нового типа приборов и технологических услуг по их реализации с маркетингом нового стиля жизни в России, с модой на жизнь в России творческого креативно мыслящего человека.
Схему инвестиционного проектирования и построения финансово-инжиниринговой компании, обеспечивающей реализацию мегапроектов на основе прослеживания всего альтернативного набора перспективных проектных продуктов и учёта рисков, а не дисконтирования финансового потока.

Идея создания кластеров с эпистемотехнологической позиции включает в себя следующие важнейшие организационные принципы.

Создаваемые кластеры - зона дохода за пределами углеводородной отрасли. Основная идея формирования кластера состоит в том, чтобы создать на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов условия для перевооружения промышленности высоких переделов (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы - полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии) и тем самым подготовить комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений. Подобные решения, положенные в основу инвестиционных проектов, являются условием формирования в России впервые зоны выгодных денежных вложений за рамками ресурсо-добывающего сектора промышленности, в соответствии с решениями Президента РФ и миссией российской промышленности.

Кластеры - зона выращивания новых типовых решений регионального развития. Данные технологические пакеты, создаваемые в кластерах могут тиражироваться на различных территориях страны, формируя региональные площадки стратегической занятости, в том числе и на основе привлечения в страну ранее из неё уехавших специалистов.

Кластеры - переходник между фундаментальной наукой и комплексными разработками. Формирование комплексных технологических решения является ключевым преимуществом кластера, обеспечивающего перевод знаний о новых физических принципах и эффектах, полученных в лабораториях академических институтов страны, в промышленные технологии производства, а также в технологическое know-how приборов и инструментальных систем нового класса для различных отраслей промышленности.

Управление знаниями как условие формирования экономики развития. Осуществляемый оборот знаний (фундаментальных, технологических, технических, естественнонаучных, гуманитарных, экономических) составляет основу комплексных технологических решений и новых форм управления системами промышленного производства. С этой точки зрения кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений.

Инновационная инфраструктура и финансово-инжиниринговые схемы для реализации мегапроекта. Для реализации разрабатываемых на площадках формируемых кластеров мегапроектов перевооружения промышленности предполагается разработка специальных финансово-инвестиционных схем и инновационных стратегий, поддерживаемых потребителями крупных инфраструктурных решений (типа ОАО РЖД). Принципы оборота знаний, финансово-инжиниринговые схемы, инновационно-сетевые стратегии должны разрабатываться на основе специальных гуманитарных теорий. С этой точки зрения создание кластеров предполагает соорганизацию технических, естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Кластеры как обучающая организация. Важнейшим условием создания опытных производств нового поколения является постоянный процесс переподготовки менеджеров и разработчиков формируемого кластера, что позволяет рассматривать его в качестве обучающей организации, осваивающей новые институциональные схемы деятельности.

4. Типы кластеров.

А какое представление стоит за кластерами? Это представление должно быть связано с ответом на вопрос: чего мы собственно хотим достичь, создавая кластерную - организованную в виде грозди - систему производств, с какой практической необходимостью связано подобное гроздеобразование3 ? С нашей точки зрения это «гроздеобраование» как стратегический процесс может быть связано как минимум с четырьмя следующими обстоятельствами:

1) Технологическим перевоспроизводством и переосвоением некоторой имеющейся инфраструктурной платформы на основе принципиально новых технологических решений следующего технопромышленного и социокультурного уклада. Например, на основе принципиально новых материалов мы начинаем перевооружать всю инфраструктуру РЖД. В этом случае кластер или мультикластер начинает формироваться вокруг стыкуемых зон новых технологических решений. Становится хорошо понятно, что одни технологические преобразования в скором времени повлекут за собой следующие и т.д. Данный тип кластера следовало бы назвать инфраструктурно-инновационным. Основное преимущество данного кластера связано с тем, что он формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции. Стоит включить принципиально новые материалы в конструкцию узлов инфраструктуры и теперь у производителей данного ассортимента будет гарантированный потребитель. Основная сложность формирования данного кластера состоит в состыковке, организации и агрегировании разных технологических решений для того, чтобы перевооружаемая инфраструктура функционировала устойчиво.

2) Следующий тип кластера связан с созданием на основе принципиально новых физических принципов и эффектов несуществующих в настоящий момент инфраструктур. Например, такой новой инфраструктурой может быть запуск констелляции спутников разных размеров - больших спутников, малых спутников, наноспутников, которые обеспечивают создание многоуровневых систем наблюдения. Такой принципиально новой инфраструктурой может быть создание лазерного станкостроения, в которой малогабаритные лазеры могут заменить функции многих существующих сегодня станков. Наконец, подобной инфраструктурой может быть система поддержания здоровья и обеспечения человека «живой пищей», энергетический эффект которой не снижен ароматическими добавками и красителями, на основе технологий биофотоники, позволяющих фиксировать ультраслабые излучения и диагностировать состояние клеточных тканей человека. Основное преимущество в формировании данного кластера состоит в том, что его не надо вписывать в существующие системы производств. Он формируется на новом свободном месте. Основной недостаток данного кластера состоит в том, что никогда заранее невозможно просчитать гарантированный спрос продукции данного кластера. Поэтому формирование данного кластера может осуществляться лишь под серьёзные гарантии государства.

3) Третий тип кластера следовало бы назвать ультраструктурный (в противоположность к инфраструктурному), метапромышленный кластер. На его основе создаётся промышленность по преобразованию существующих типов промышленности. Промышленность по перевооружению существующей промышленности мы и называем метапромышленностью. Типичным типом ультраструктурного метапромышленного кластера может быть наноэлектронный кластер. Предлагаемые научные решения по созданию приборов нового типа на основе наноэлектронных технологий могут быть использованы для перевооружения приборостроительных предприятий предшествующего технопромышленного уклада. Основное преимущество данного кластера состоит в возможности сформировать вокруг передовой технологии нового класса целую гроздь предприятий, на которых она будет реализовываться. Основная сложность построения данного кластера состоит в сложнейшей системе согласований научно-технологических, финансово-организационных и промышленно-производственных решений.

4) Четвёртый тип кластера можно назвать кластером «заимствования рубежной технологической платформы». Продвижение к формированию нового технопромышленного уклада предполагает создание условий для освоения технологий, которые сегодня в мире формируют передний край технологического развития. Поэтому заимствование и переосвоение в системе российской промышленности передовых технологических платформ является обязательным условием её конкурентоспособности. В данном случае речь не идёт о простом освоении технологических линий, производящих готовую продукцию. Задача заключается в том, чтобы на основе подключения к анализу технологических решений, заложенных в данную платформу фундаментальной практико-ориентированной науки, через какое-то время предложить следующий шаг развития данной технологической платформы. Преимущество построения данного кластера состоит в том, что в его основе лежат импортозамещающие технологии. Эксплуатация и использование этих технологий предполагает выход на отечественный рынок и предложение более низких цен на производство уже освоенной потребителем продукции. Основные сложности формирования данного кластера связаны, прежде всего, с отечественной культурой промышленно-производственного труда. Очень часто себестоимость и издержки производства на заимствованной технологической платформе оказывается выше, чем на аналогичных зарубежных производствах.

Следует отметить, что выделенные нами четыре типа кластеров являются идеальными типами по Максу Веберу, то есть они представляют некоторую систему координат, в рамках которой могут анализироваться и разбираться решения построения конкретного кластера. Более того, конкретный кластер часто предполагает комбинацию и сочетания перечисленных типов: одного, двух, трёх или всех четырёх. Очень важно понимать, что обязательным общим моментом построения каждого из перечисленных типов кластеров является соорганизация практико-ориентированной фундаментальной науки, проектно-конструкторских разработок и инновационной промышленности.

Знаете ли вы что такое кластер в экономике? Современная структура хозяйства богата монополиями, не имеющими конкурентов. Но речь в данной статье пойдет о понятии, которое, с одной стороны, является полной противоположностью монополии, а с другой, о похожем проявлении капитализма.

Кластеры в сфере хозяйства

Кластер в экономике – это группа предприятий, сконцентрированных на определенной территории, члены которой работают в одной либо смежных отраслях. Такие предприятия обеспечивают соблюдение принципа кооперации, т.к. производимый продукт одного участника кластера является одновременно сырьем для другого.

Но кластер – это не организация, а просто группа, в которую экономисты объединяют предприятия одного региона, т.е. все предприятия, входящие в данную группу, являются абсолютно независимыми и конкурируют с остальными участниками кластера.

По сути, специализированный на конкретной отрасли хозяйства район представляет собой кластер. Впрочем, никаких территориальных ограничений у данного понятия нет, ведь, к примеру, Европейский Союз, является крупным международным кластером.

Конкурентоспособность кластеров

Но как такие объединения влияют на экономику? По убеждению большинства экономистов и политиков – положительно, ведь кластерная форма объединения ассоциируется с высокими показателями конкуренции и кооперации, и, соответственно, эффективности экономики. Конкурентоспособность кластеров достаточно велика, ведь предприятие, входящее в кластер, является звеном кооперативной цепи и, одновременно, конкурирует с такими же организациями в регионе.

Таким образом, выгоду имеет как предприниматель, который пользуется территориальной близостью сырьевой базы и относительно невысокими ценами на необходимые для производства материалы, так и государственная экономика, на которую плодотворно влияет конкуренция.

Многочисленные примеры, как из прошлого, так и из настоящего (Кремниевая долина в США, Таможенный союз и пр.) доказывают эффективность и высокие показатели конкурентоспособности кластеров. Но какая же выгода от географической близости предприятий?

Преимущества кластеров в производственной сфере

Выгода кооперации

Первое преимущество кластеров, о котором хотелось бы упомянуть, это близость кооперативных сотрудников, причем, как производителей необходимой продукции, так и потребителей выпускаемого товара предприятия.

Транспортировка некоторых видов продукции достаточно затруднительна по причине больших размеров и массы (станки, тяжелые металлические механизмы, автомобили), хрупкости предметов (стекло, лекарственные препараты) или невозможности передвижения объекта в принципе (недвижимое имущество).

Близость предприятий, производящих вышеперечисленные группы товара, к потребителю способствует минимизации затрат на транспортировку, избегания контакта со скупщиками, и, как результат, снижению себестоимости товара и увеличению прибыли. Таким образом, кластеры в экономике открывают выгоду кооперации и преимущество кластеров в производственной сфере.

Польза кластеров для рынка труда

Второй положительный момент для участников кластера – это присутствие на рынке труда высококвалифицированных кадров, ведь в специализированных районах постоянно присутствуют учебные заведения, которые готовят нужных предприятиям рабочих. Конечно, дешевый рабочий труд кластер не обеспечивает, однако в нем присутствуют квалифицированные специалисты.

Польза кластеров в распространении неявного знания

Также существует теория о так называемом неявном знании. Это понятие предполагает определенные сведения, умения либо опыт, которым обладает конкретный специалист, и в научных изданиях примеров использования данного знания нет.

Причем, эти сведения не получают распространения не потому, что их обладатель не хочет делиться своим опытом в целях индивидуальности, а по причине применимости данных умений к конкретному региону, климатическим условиям и пр. Если же несколько идентичных предприятий находятся рядом, то неявные знания передаются от сотрудника к сотруднику, что выгодно предпринимателям.

Эти три основные положительные особенности и определяют преимущества кластера в экономике, однако, у данного понятия есть и минусы, о которых нельзя не упомянуть.

Отрицательное влияние кластеров на экономику

Первое отрицательное влияние кластера на экономику заключается как раз в самой сути кластера, в смежном расположении предприятий одной отрасли. По мнению многих экономистов, специализированные районы вредны для экономики, т.к. предприниматели, работающие в них, предпочитают продавать товар близкому потребителю, что делает инфраструктуру планеты неоднородно развитой.

А, к примеру, концентрация промышленных предприятий в одном регионе оказывает губительное влияние на экологию.

И наконец-то я пришел к вопросу о монополиях, о которых упоминал в начале статьи. Существует мнение, что кластеры образовываются путем вытеснения с рынка мелких конкурентов крупными. Происходит это приблизительно следующим образом: на рынке появляется одно конкурентоспособное предприятие и заставляет менее конкурентоспособные организации либо повысить свои способности борьбы с экономическими соперниками, либо уйти с рынка.

В результате в данном регионе остается несколько «сильных» предприятий, которые вытеснили более «слабых». Этот способ конкурентной борьбы сильно напоминает монополию, и демонстрирует отрицательное влияние кластеров на экономику в целом.

Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что такое кластеры? Преимущества кластера и его участников достаточно велики, что позволяет им существенно повысить прибыль. Однако выгоды такой кооперации и влияния такой группы организаций на экономику достаточно спорны. Потому данный вопрос остается открытым и обсуждаемым в экономической сфере.

Не проходит и пару недель, как в нашей повседневной жизни появляются новые слова, смысл которых мы не можем объяснить. Виной тому - информационный век, который постоянно «разгоняет» время и приносит много интересных открытий. Термины постоянно меняются, теряют свои прежние значения и обретают новые значение. Наверное, каждый из вас слышал, как в том или ином контексте проскакивает слово кластер. Что это такое, и в каких областях используется это выражение? Рассмотрим подробнее в данной статье.

Словарь о значении слова

Как не трудно было догадаться, слово кластер происходит от английского «cluster » - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка .

Употребляется этот термин в экономике, компьютерной инженерии, музыке, астрономии и означает множество объектов функционально схожих между собой и собранных в одну связку.

  • Компьютерная инженерия . Серверы собирают в один кластер, что повышает устойчивость системы и ее производительность. Второе значение, которое можно встретить в информационных технологиях - сектор жесткого диска.
  • Экономика и промышленность . Подразделения производства которые связанные между собой и концентрированны в одном месте.

Вышеперечисленные описания термина «кластер», наиболее часто можно встретить в нашем языке. Хотя, в последнее время, данное выразительное средство можно услышать в менеджменте, медицине, педагогике и даже в спорте.

Кластер в промышленности

Инновационные процессы последних десятилетий, повлекли за собой технологический прорыв в отраслях телекоммуникации, мобильных устройств, микроэлектроники, компьютерной и экономической кибернетики. Все эти ответвления связаны между собой, и поэтому не только на промышленных предприятиях, но и в пределах отдельных стран начал формироваться, так называемый, кластерный анализ. Скопление производственного потенциала в одном месте, дает эффективную реализацию инвестиционных вложений.

Рассмотрим конкретные примеры :

  • Кластерный подход в национальной экономике . В Германии налажены кластеры в химической промышленности и машиностроении, во Франции сформирована пищевая отрасль, а в Японии компьютерная инженерия.
  • Кластерный подход в пределах промышленных концернов . Американский автомобильный кластер в Детройте, собрал вокруг себя таких гигантов как «Ford Motor Company»,« Chrysler Group LLC» и «General Motors». Сотрудничество автомобильных корпораций, способствует обмену инновационными технологиями и к увеличению рабочих мест.

Качественные успехи в развитии мировой промышленности, дала научно-техническая революция в области информационных технологий. Изобретения в этой сфере, практически моментально становятся общедоступным для любого человека.

Новые технологии позволяют создать, перерабатывать и хранить огромные массы информации, а компьютеризация стала неотъемлемой частью успешности любого предприятия.

Кластер в информационных технологиях имеет три основных значения:

  1. . Жесткий диск компьютера предназначен для работы с данными (запись, чтение и сохранение), и состоит их минимальных логических единиц - кластеров. Размер кластера, который создается в процессе форматирования диска, выбирает пользователь. Для компьютера предназначенного для работы (наличие огромного количества небольших файлов), создают кластеры объемом не более 4Кб . Для домашней системы, предназначенной для игр или просмотра видео, это значение может достигать в 32 Кб и выше .
  2. Кластер группы компьютеров . Два или более компьютеров, собирают в единую систему (кластер), предназначенную для большого объема вычислений. Основные плюсы, получаемые при таком соединении:
  • Унификация системы.
  • Отказоустойчивость.
  • Гибкость управления.
  • Многозадачность.
  1. Кластер в программировании . Наряду с объектно-ориентированным программированием, существует концепция абстракции типов данных, основанная на функциональности компонентов (кластеров) программы. Кластеры позволяют скрыть детали реализации алгоритмов.

Кластерная стратегия для развития медицины

В последнее время во многих странах для развития и модернизации перспективных отраслей хозяйства, с успехом используется кластерная стратегия . Не исключением в этом списке стали и медицинские организации. На государственном уровне идет поддержка конкурентоспособных медицинских центров, и создаются кластеры из организаций которые ранее не сотрудничали друг с другом.

Такие медицинские предприятия располагаются на одной территории, и, обмениваясь собранной десятилетиями научной базой, значительно повышают качество медицинских услуг для населения.

Малоизвестные значения термина «кластер»

  • Музыка . Аккорд с интервалом между нотами в одну секунду, также называется кластером. Впервые этот термин в музыке использовал американский композитор Генри Кауэлл.
  • Образование . В процессе обучения, информация систематизируется, и делятся на смысловые единицы (кластеры). Данный прием стимулирует интеллектуальное развитие каждого участника коллектива.
  • Биология. В биологии существует такое понятие, как «кластер генов» - расположенные на хромосоме родственные гены, которые входят в состав одного мультигенного семейства.
  • Логистика. В логистике данная стратегия обеспечивает эффективное территориальное построение транспортных и складских кластеров, которые оптимизируют процесс доставки и хранения груза.
  • Экономика. Объединенная по каким-либо признакам (логистическим, товарным) финансовая или торговая деятельность.

Теперь вы знаете смысл термина «кластер»: что это такое, и в каких областях современной жизни он используется. Если не брать во внимание специфические значения этого выразительного выражения (такие как кластерный аккорд или сектор жесткого диска), под кластером подразумевают множество предприятий, которые специализируются на выполнении схожих функций .

Обмен материальными и нематериальными активами, дают огромный рывок в развитие, как отдельных отраслей производства, так и самого государства в целом.

Видео о кластере

На этом видео Рик Тайсон расскажет о применении кластерного метода в спорте при жиме штанги:

Елена Минаева
Технология «Кластери» и её модификация

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА :

1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово «СКАЗКА» , которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап –вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы - выражающие идеи, факты, образы («мозговой штурм» , подходящие для данной темы (модель «хаос» )

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники» ).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники» , устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах :

В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный) ;

В обобщении опыта работы педагога (самообразование) ;

В организации образовательной деятельности педагога (образовательный) .

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.

Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии , ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии , зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.

Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Публикации по теме:

Интерактивная технология «Калейдоскоп подсказок» Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок», которую в течение трех лет разрабатывала.

Кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Консультация для родителей «Технология самомассажа» В своей практической работе по коррекции речи детей мы часто используем элементы самомассажа с помощью специального мячика. Он так и называется.

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология Есть такое мнение педагогов по раннему развитию, что весь интеллект малыша сосредоточен на кончиках пальчиков. И это правда, ведь развитые.

Педагогическая технология создания портфолио дошкольника ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Педагогическая технология портфолио дошкольника» Технология портфолио дошкольника: Портфолио - копилка личных достижений ребенка.

Технология «Песенка» Цель: Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста. Задачи технологии: -Развитие положительной динамики в певческих умениях;.

Публикации по теме