Богослужение богоявления. Всенощное бдение

18 января, в канун праздника Крещения Господня, в Свято-Троицком кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение.
Всенощное бдение совершил ключарь собора иерей Николай Генсицкий в сослужении духовенства собора. Во время вечернего богослужения в храме молились 213 человек.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: »Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы »исполнить всякую правду» – т. е. исполнить закон, »водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: »Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,11), и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Или Богоявление - один из двунадесятых праздников, отмечаемый 19 января (н. ст. или 6 января по ст. стилю). Крещение Господа Иисуса Христа называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать в навечерие крещение оглашенных.

Видео Крещение Господне из цикла "Лето Господне"

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха».

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Христос Спаситель в Крещении дарует благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение.

Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество преобразует в нетленное.

Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. «Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело, сложеное, животна назидая … имеющим в себе жизнь вечную».

Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19-20). «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает».

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды (крещением) таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее безчадну».

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. «Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным свидетельством сродства возгласи, Дух же голубиным образом сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой Предтечи преклони…».

В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча,— но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца (пс. 113) о том, что Иордан остановит свое течение «от Лица Господня». «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться) спешит: море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение».

«Иордан, видя крещающагося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в 1-й стихире на освящение воды. «Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше» Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий.

Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк» — Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество».

Предпразднство накануне Крещения Господня

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника — 18 января (н. ст. или 5 января ст. стиль) — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост : принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одноro раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение.

Праздник Крещения Господня

Праздник Крещения Господня иначе называется Богоявлением, потому что в этот день было явление Пресвятой Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение.

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием. Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения, так называемые в отличие от малого, ибо малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время.

Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое — в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня; второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Иконы праздника Крещения Господня

Богоявление - один из древнейших праздников христианского календаря, первоначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество, чествовавшее Воплощение Слова и начало Его земного Домостроительства. Образы Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одного из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя. Это подчеркивается в песнопениях праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (Тропарь праздника). Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах. Здесь, как и в других памятниках 4-5 веков, (например, мозаика арианского баптистерия в Равенне) крещаемый от Предтечи Христос изображался молодым безбородым юношей. Однако, в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, в сцены Крещения художники помещали персонификации реки Иордан в виде седовласого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» (Пс. 113, 3). Кроме того, Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры начиная с 6-7 веков всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи «троичного света». Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие от воды» (Мф. 3, 16).

Храм в честь Крещения Господня в Кашине

В честь Крещения Господня (Богоявления) в городе в 1774-1787 годах построена каменная двухэтажная церковь. В 1929 году храм подвергся разорению, а в 1936 году был окончательно разрушен.

Тропарь праздника Крещения Господня

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак праздника Крещения Господня

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Священник Феодор Людоговский – о ходе и самых ярких местах богослужения Богоявления.

Изначально Богоявление было двуединым праздником, содержание которого складывалось, во-первых, из события и, во-вторых, . Позже, как мы знаем, Рождество отделилось от Богоявления и стало самостоятельным праздником (древнее единство сохраняется лишь в Армянской церкви). Но и сейчас два эти крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.

Предпразднство Богоявления длится четыре дня, начинаясь сразу вслед за однодневным праздником Обрезания Господня, который совершается, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день по Рождестве. Однако с одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства - в навечерие Рождества. На девятом часе звучит стихира (по указанию Минеи, поется она канонархом, «посреде церкве»):

Днесь раждается от Девы
рукою всю содержай тварь.
Пеленами, якоже земен, повивается
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
утвердивый Небеса словом в началех.
От сосцев млеком питается
Иже в пустыни манну одождивый людем.
Волхвы призывает
Жених церковный,
дары сих приемлет
Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.

Как видим, эта стихира, написанная, очевидно, по образцу знаменитой стихиры Великой Пятницы «Днесь висит на древе…», рассматривает Рождество как событие, по своему смыслу и значению тесно связанное с Богоявлением, - точно так же, как в песнопении Великого Пятка в качестве такого события по отношению к рассматривается Распятие.

Богослужение кануна Богоявления имеет тот же строй, что и навечерие Рождества: часы, изобразительны, а во второй половине дня (таково требование устава) - литургия свт. Василия Великого, начинающаяся вечерней с чтением паремий.

Прихожанин со стажем может добавить, что по сходной схеме организовано и богослужение Великой субботы - с той разницей, что предпразднство Пасхи, каковым является Страстная седмица, имеет большую продолжительность, и потому то, что в службах кануна Рождества и Богоявления оказывается рядом, здесь разнесено по разным дням: часы читаются в Великий Пяток (но литургии в этот день не совершается), а литургия свт. Василия Великого, предваряемая вечерней с 15 паремиями, служится вечером в Великую Субботу.

После литургии в канун Богоявления совершается великое освящение воды. Собственно говоря, праздник уже наступил: отслужена праздничная вечерня и первая, наиболее торжественная, литургия. Поэтому нет никакого нарушения логики в том, что устав предписывает освящать воду до всенощной (и, тем более, - до литургии). Однако сложившаяся приходская практика такова, что часы, а вместе с ними - и вечерню и литургию свт. Василия мы служим утром 5/18 января, и потому эта служба не воспринимается как служба праздника. Отсюда естественным образом вытекает желание освятить воду дважды: один раз - «как положено», а другой - «на сам праздник».

Всенощное бдение на Богоявление, как и на Рождество Христово, состоит из великого повечерия, включающего в себя литию, и утрени. На утрене - два праздничных канона, надписанных именами величайших византийских гимнографов: первый принадлежит прп. Косме, епископу Маюмскому (память 12/25 октября), второй - прп. Иоанну Дамаскину (4/17 декабря). (Заметим, что каноны на Рождество Христово - тех же авторов).

После шестой песни канона - как обычно, кондак и икос. Мы настолько свыклись с этим фактом, что для нас два эти песнопения (а наряду с ними - седален или ипакои по третьей песни и светилен или эксапостилларий по девятой) превратились уже в составную часть канона. Между тем, наши «современные» кондак и икос - это во многих случаях остатки, обломки гимна, относившегося к другому жанру, который тоже именуется кондаком.

В случае Богоявления (равно как и во многих других случаях) у кондака есть вполне определенный автор - знаменитый Роман Сладкопевец (память 1/14 октября). Строфа «Явился еси днесь вселенней…», которую мы сейчас именуем кондаком, - это вступительная строфа (проимий) к его поэме «На Крещение Христа», а икос «Галилеи язычестей…» - первый из икосов (строф) этой поэмы.

Попразднство Богоявления, не считая первого дня праздника, длится восемь дней, отдание совершается 14/27 января. А уже через две с небольшим недели - предпразднство , которое вновь возвращает нас к событию Рождества нашего Спасителя.

Крещение Господне – один из масштабнейших православных праздников. Этот день в нашей стране празднуют ежегодно 19 января.

В России это важное событие отмечается достаточно широко, во всех церквях идут службы , а люди, верующие и неверующие, посещают храмы, чтобы помолиться и набрать освященной воды.

Из истории события

Согласно Евангелию, когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он нашел Иоанна Предтечу, находившегося в те дни в городе Вифаваре у реки Иордан. Тогда много народа покрестилось у Иоанна в реке Иордан, так как верили они в его пророчества, в том числе и о скором появлении Мессии.

Обряд крещения в реке Иордан для Иоанна и его последователей символизировал обновление, смену старого закона на новый, который принесет с собой Мессия.

В тот день, когда сам Христос явился пророку, чтобы пройти обряд Крещения, Иоанн Креститель не поверил, что сам Мессия посетил его. А Иисус смиренно ответил, что ему надлежит исполнить правду и принял Крещение от пророка.

Говорят, что в День Крещения Господа произошли небывалые события, а точнее открылось небо, и раздался голос с небес.

Именно после этого события за Христом последовали его первые ученики Андрей, Симон, Филипп, Нафанаил, ставшие впоследствии апостолами. А окрещенный Иисус отправился в пустыню на 40 дней, где усердно молился и постился, искушаемый Дьяволом. После этого он вернулся в мир, чтобы исполнить свое предназначение.

Доподлинно неизвестно, когда жил, родился и крестился Иисус. Ученые-теологи считают, что он жил в 1 веке до н.э., родился с 12 по 4 годы до нашей эры, а крестился спустя 30 лет после рождения. В 33 года Иисус был распят на кресте.

Христос был крещен в заводи Ярденит, там, где сливается священная река Иордан с Тивериадским озером. Многие истинно верующие в настоящее время хотят креститься именно там.

Первые упоминания о Крещении как о празднике

Но вначале два праздника, Рождество и Крещение, не были разделены, их отмечали в один день 6 января, а событие называлось Богоявление.

Лишь в конце 4 века нашей эры Крещение Господне стало самостоятельной датой. Но до сих пор сохранилось некое единство между этими двумя событиями, за день до Рождества и Крещения необходимо соблюдать пост, а вечер накануне обоих церковных праздников называется Сочельник.

Полезно знать: Рождество и Крещение соединены периодом с 7 по 17 января, который именуется Святками.

Традиции и обычаи Крещения

Накануне Крещения весь день необходимо поститься, а вечером с появлением первой звезды можно кушать только постные блюда. Садиться принимать пищу следует только после молитвы.

Накануне Сочельника христиане тщательно убирались в доме. Вымывали все углы, а там, где по поверьям могла быть нечистая сила, в окнах, углах, рисовали кресты. Считается, что в вечер накануне Крещения нечистая сила особенно опасна.

Одна из главных традиций в крещенский вечер – омовение в проруби. Считается, что таким образом человек смывает святой водой с себя все свои прегрешения, заряжается здоровьем и силами на предстоящий год. Девушки и женщины в этот святой день окунали в освященную воду калину или коралл и умывались той водой, чтобы лицо выглядело здоровым, а щеки были румяными.

Считается, что с 00.00 часов ночи до 24.00 часов 19 января изо всех источников идет святая вода, которая обладает мощными целебными свойствами. По поверьям, святая вода может излечивать многие болезни, бороться с порчей, сглазом и т.д. В церквях утром 19 января проходят службы, вода дополнительно освящается. Святая вода сохраняет свои целебные свойства ровно год.

Верующие традиционно ходят в этот день в церковь, и не только утром на богослужение освящения воды, но и в течение всего дня. В этот день нужно молиться и посвятить себя духовному просвещению. В храме люди умываются, пьют святую воду.

На стол в этот великий праздник, согласно обычаю, необходимо поставить дюжину блюд. Это могут быть каши, холодец, мясо, блины и т.д. После еды все члены семьи, от мала до велика, благодарят Господа за хлеб и отправляются выпускать на волю голубей.

Существуют и некоторые запреты в этот великий божественный праздник. Так, 19 января нельзя заниматься физическим трудом, убираться следует заранее, в крайнем случае, сделать это можно до обеда. А вот стирать категорически запрещено не только 19 января, но и в течение 2-х дней после.

В день Крещения нельзя пить спиртное, допустимо употребить лишь бокал кагора. Категорически не стоит гадать на Крещение, грубить, жадничать и хамить в этот день.

Проповедь на крещение

Традиционно 19 января в России святейший патриарх совершает торжественную длительную литургию в храме и обращается к верующим со словами молитвы и проповеди. Богослужение транслируется по телевидению.

Крещение Господне – один из самых почитаемых религиозных праздников среди россиян. Посещение церквей, храмов, прыжки в прорубь, набор святой воды стали в этот день народными традициями.

Публикации по теме