10 корней с чередованием. Правописание корней с чередованием гласных

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.

Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!

Правило проверки безударных гласных ударением не распространяется на корни с чередующимися глас­ными. Написание чередующихся гласных в корнях слов - и; о - а; а, я - им, ин) регулируется особыми правилами.

I. Корни с чередованием е - и.

В корнях с чередующимися гласными е - и буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-.

Например:

соберут - собирают

замереть - замирать

отпереть - отпирать

подстелить - подстилать

бле­стеть - блистать

выжечь - выжигать

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуются с -им-, -ин-. Сочетания -им-, -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а-.

Например:

пожать пожимать

замять - за­минать

начать начинать

II. Корни с чередованием о - а.

1. В корнях лож- - лаг-, кос- - кас- пишется бук­ва а, если за корнем следует суффикс -а-.

Например:

положить полагать

коснуться касаться

2. В корнях клан- - клон-, твар - - твор- под уда­рением может быть и а, и о.

Например:

кланяться – поклон

тварь - творчество,

в безударном положении - толь­ко о.

Например:

склонение

наклонить

творец

затво­рить

Исключение: утварь

Буква о пишется в положении без ударения и в кор­не гар - - гор-.

Например:

загореть, загорать, загоре­лый

под ударением - а: гарь, загар

Исключе­ние: выгарки («остатки сгоревшего»)

3. В корне зор - - зар- в безударном положении пишется буква а.

Например:

зори - заря, озарять, озарение

Исключение: зорянка (птица)

4. В корне плав - - плов- пишется буква а.

Например:

пла­вать, плавучий, поплавок

Исключениясоставляют слова пловец, пловчиха, а также плывуны («насыщенный водою грунт»)

5. В корне раст-, ращ - - рос- в безударном положе­нии буква а пишется только перед согласными ст и щ, в остальных случаях пишется о .

Например:

возраст (но: вырос, выросла)

нарастание (но: наросли), нара­щение

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, напри­мер: отраслевой, ростовский

6. В корне скак - - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч.

Например:

скакать вскочить

подскакать - подско­чить, выскочка

Исключения: скачок, скачу (I л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение)

7. Написание а и о в корнях мак- и мок- и равн- и

ровн- основано на различении смысла слов.

Корень мак- пишется в словах, имеющих значение. «погружать, опускать в жидкость»

Например:

макать (хлеб в молоко)

обмакнуть (перо в чернильницу)

Корень мок- пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость».

Например:

сапоги промокают

непромокаемый плащ

промокательная бумага

Корень равн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сход­ный».

Например:

равносторонний (треугольник), равно­значные (величины), сравнить, все равно, а также в сло­вах равнение, равняться (в строю), равняйсь, порав­няться, равнина

Корень ровн- преимущественно пишет­ся в словах, связанных по значению с «ровный» («глад­кий, прямой»).

Например:

ровнять (дорожки), подров­нять (клумбы), а также в словах уровень, ровня, ровес­ник, поровну.

Правописание звонких и глухих

Согласных

Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются.

Например:

ястреб

ястребки

бурав

буравчик

враг

склад

гараж

мороз

резкий и т.д.

Наоборот, глухие согласные л, ф, к, т, ш, с перед звонкими озвончаются.

Например:

косьба

молотьба

На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.

Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных вкорне, словонадо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л , м, н, р),

Например:

ястреб - ястребы

мороз - морозы, морозный

косьба - косить

мог - могли, мок - мокли

Слово свадьба пишется с д (хотя сватать) , слово лестница - с буквой с (хотя лезть).

Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, такие слова надо запоминать.

Например:

рюкзак

вокзал

анекдот

кув­шин

кафтан

Непроизносимые согласные

При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (областной, ненастный) .

Чтобы проверить правописание слов с непроизноси­мыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц) , необходимо подобрать такое родственное сло­во, в котором этот согласный произносится.

Например:

областной - область

счастливый счастье

празд­ник - празден

солнце - солнечный

сердце - сердеч­ный

Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в про­верочном слове.

Например:

вкусный (вкус)

словесный (словеса)

Запомните написание слов: чувство, блеснуть (хотя блестеть), ресницы, ровесник, сверстник (от старинного слова съвьрсть - одинаковый возраст), яства (ку- шанья, от старинного глагола ясти, прежний (от древ­нерусского слова переже - раньше).

В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

  1. Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
  2. Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
  3. Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.

Правописание чередующихся корней

Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

Чередующиеся гласные О и А в корне

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-ГОР-/-ГАР- Без ударения всегда -ГОР- Го реть Выга рки
Прига рь
-ЗОР-/-ЗАР- Без ударения всегда -ЗАР- За ря Зо ревать
Зорянка
-КЛОН-/-КЛАН- Без ударения всегда -КЛОН- Накло нить -
-ТВОР-/-ТВАР- Без ударения всегда -ТВОР- Тво рение Утва рь
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- Без ударения всегда -ПЛАВ- Попла вок Пло вец
Пло вчиха
Пло вцы
-КОС-/-КАС- Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- Ко снуться
Ка са ние
-РОВН-/-РАВН- Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН-
Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН-
Ура внение
Подро внять
Ра внина
Поро вну
Уро вень
Ра вняться в строю
-МОК-/-МАК- Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК-
Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК-
Обма кнуть
Вымо кнуть
Промо кательная бумага
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- В корне -РОС- буква О
В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А
Ра стение
Выра щенный
Выро сли
Ро сток
Ро стов
Ро стислав
Ро стовщик
По дростковый
Отра сль
На выро ст
-ЛОЖ-/-ЛАГ- В корне -ЛОЖ- буква О
В корне -ЛАГ- буква А
Пола гать
Поло жить
Поло г
-СКОЧ-/-СКАК- В корне -СКОЧ- буква О
В корне -СКАК- буква А
Ска кать
Вско чить
Ска чок
Ска чу
Ска чи

Чередующиеся гласные Е и И в корне

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-БЕР-/-БИР- Убе ру
Уби ра ть
-ПЕР-/-ПИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Запе р
Запи ра ть
-ДЕР-/-ДИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выде рнул
Выди ра ть
-ТЕР-/-ТИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выте р
Выти ра ть
-МЕР-/-МИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

Заме р
Зами ра ть
-СТЕЛ-/-СТИЛ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Сте лить
Рассти ла ть
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Бле стеть
Бли ста ть
-ЧЕТ-/-ЧИТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выче т
Вычи та ть
Соче тать
Соче тание
-ЖЕГ-/-ЖИГ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выже г
Выжи га ть

Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

  • Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
  • Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
  • Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
  • Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
  • Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
  • Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный

Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

Только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно практически невозможно.

С безударными гласными всё легко: просто подбирается в котором нужный звук будет под ударением, - и вставляется по аналогии (мячи - мяч, волна - волны). Но другой вопрос - чередующиеся гласные в корне. Примеры этого правила встречаются нам постоянно: вытер - вытирай, загар - сгореть, заря - зори - эти слова встречаются ежедневно, и интуиция не всегда подскажет, какую же букву вставить на месте пропуска. Гадать или не гадать - вот в чём вопрос. Лучше, наверное, разобраться и чувствовать себя уверенно.

Закорневой суффикс - первый случай

В принципе примеры чередования гласных в корне слова условно можно разделить на пять частей. Самая маленькая из них - чередование о//а, зависящее от наличия закорневого суффикса.

Единственным корнем, подходящим под это правило, называют кас//кос. Если после него есть суффикс «а» - нужно писать «кас» (касание), в противном случае пишется «о» (прикосновение).

Закрепляем первые корни с чередующимися гласными практикой. Нужно расставить буквы на месте пропусков:

К…саться, к…снуться, к…сой, к…сательная, к…сный (ум), зак…тать (рукава), кас…ание, неприк…сновенный, к…сательно, соприк…сновение .

Закорневые согласные

Другая небольшая группа - корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от следующей после корня согласной. К ним относятся раст//ращ//рос, скак//скоч и лаг//лог.

В первом случае гласная «о» пишется только перед «с» (вырос), иначе нужно вставлять «а» (растение, выращенный) - всего три сочетания букв, влияющих на чередующиеся гласные в корне. Примеры и одновременное закрепление: выр…стить, возр…сли, отр...щивать, прир…сли, отр…стить, взр…щивать. Кстати, ещё одно важное уточнение: в этом правиле есть слова-исключения, написание которых нужно запомнить: отрАсль, РОстов, рОстовщик. РОстислав, рОсток .

Далее идёт корень скак//скоч, где перед «к» нужно писать «а», а перед «ч» - «о». Правда, и тут есть свои исключения: скАчу, скАчок и все производные от них. Практикуем этот пункт правила: ск…кать, выск…чить, вск…кивать, вск…чить, выск…кивать, ск…чет .

И последний корень этого правила - лаг//лож, здесь тоже всё предельно ясно: перед «г» - «а» и перед «ж» - «о». Слова с чередующимися гласными в корне-примеры этого правила для закрепления: пол…жить, прил…гательное, изл…жение, изл…гать, л…жка, предл…гать . Но и тут есть своё исключение: полОг.

Смысл

Третья, отнюдь не большая группка, - чередующиеся гласные в корне, примеры написания которых зависят от смысла. Это, кстати, один из самых запутанных пунктов правила, несмотря на то, что корней в нём только два: мак//мок и равн//ровн.

Если подразумевается полное погружение в жидкость, то пишется корень «мак», если же способность пропускать воду - «мок». Попробуем разобраться с примерами: м…кать в чай, непром…каемый, обм…кнуть в чернила, пром…кнуть написанное пром…кательной бумагой .

С корнем равн//ровн всё немного сложнее. Если говорится о том, что что-то равно чему-то, «одинаковости» - нужно писать корень «равн», если же о гладкой поверхности - «ровн». Запоминать этот пункт, кстати, можно с ассоциациями: равенство - «равн», ровный - «ровн». Но и тут есть свои исключения: рАвнина, рАвняйсь, рАвнение, рАвняться. Закрепляем: выр…внять, ур…внять, ур…вень, ср…внение, зар…внять, р…внина .

Ударение

Корни зар//зор, плав//плов//плыв, пай//пой - без ударения пишется «а», под ударением - «о». Сразу же запоминаем исключения: плОвец, плОвчиха, плЫвун и зОревать (с последним словом вопрос спорный - в некоторых пособиях оно даётся как исключение, но в других не указывается вообще). Закрепляем: з..ри, п…яльник, з…рька, пл…вать, прип…й, з…ря.

В корнях гар//гор, твар//твор и клан//клон всё с точностью до наоборот: под ударением пишется «а», а без ударения - «о». Исключений, правда, чуть больше: пригАрь, изгАрь, выгАрки, утвАрь. Запоминаем: покл…нение, г…реть, кл…няться, заг…р .

Закорневой суффикс - второй случай

И самая масштабная группа, аналогичные примеры чередования гласных в корне слова которой уже разбирались выше, - зависящее от суффиксов правописание е//и в ряде слов. Плюс в том, что, несмотря на большое количество корней, подходящих под это правило, исключений практически нет, да и запоминать можно по мнемонической фразе. Вот она: «Ноги вытЕр? — ВытИрай!».

Уже догадались? Да, чередование гласной в этом случае зависит от наличия суффикса «а», как в кас//кос. Этому правилу подчиняются корни бир//бер, тир//тер, мир//мер, дир//дер, пир//пер, стил//стел, блист//блест, жиг//жег, чит//чет. И на всё это огромное количество корней всего два исключения: сочЕтание и сочЕтать. Некоторые, правда, относят сюда ещё слова задИра и протИрка, но здесь гласная находится под ударением, поэтому написать её с ошибкой очень проблематично.

Закрепляем самую масштабную группу: бл…снуть, заб…рать, прот…р, зам…рать, уд…ру, расст…лить, разж…г, проч…тать, отп…рать, соч…тать .

Обобщение и повторение

Вспомнить всё вышенаписанное поможет таблица «Чередующиеся гласные в корне».

Исключения

По смыслу

равн//ровн

Погружать в жидкость//пропускать воду

Делать равным//делать ровным

рАвняйсь

рАвнение

рАвняться

От закорневого суффикса

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

От закорневого суффикса

стил//стел блист//блест

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

сочЕтание

сочЕтать

От сочетания согласных

раст//ращ//рос

скак//скоч

перед «ст» и «щ»//перед «с»

перед «к»//перед «ч»

перед «г»//перед «ж»

рОстовщик

От ударения

плав//плов//плыв

без ударения//под ударением

зОревать

плОвчиха

твар//твор

клан//клон

под ударением//без ударения

Как видно из таблицы, всё длинное правило умещается в несколько ячеек. В принципе, достаточно запомнить несколько примеров из каждой категории, чтобы писать грамотно, правда, об исключениях забывать нельзя ни в коем случае. Со временем чередующиеся гласные в корне, примеры которых встречаются повсеместно, совсем перестанут вызывать трудности.

Публикации по теме