Подвижные игры в подготовительной группе. Картотека подвижных игр для детей по изучению правил дорожного движения

В игру "Стоп, земля!" играют на детских площадках, точнее на любых комплексах для лазанья. Также подойдут любые лестницы, турники или рукоходы, установленные на детских площадках. В эту игру интересно играть детям от 7 лет. Чем больше детей, тем веселее

Правила игры «Стоп, земля!»

  1. Выбирается водящий, ему завязывают глаза, раскручивают как в жмурках и разбегаются. Водящий ходит вокруг лестницы или паутинки и пытается поймать кого-нибудь из игроков и наощупь опознать его. Самое важное правило - игроки могут лазить по лестнице, а водящему забираться наверх запрещено. Тем не менее, он может поймать игрока за ногу и опознать его на ощупь по ноге
  2. Игроки могут спукаются с лазалки и перебегать по земле, стараясь не попасться водящему. Но убегать дальше чем на метр он лестницы (паутинки) нельзя.
  3. В течении игры водящий может воспользоваться двумя фразами - заклинаниями:
  4. Он может сказать «Стоп, земля!». Тогда все игроки, оказавшиеся в это время на земле, должны замереть на пять секунд. У водящего есть время найти их. Игроки, висящие в это время на лестнице обычно громко отсчитывают секунды.
  5. Также водящий может сказать «Стоп, луна!». В этом случае на пять секунд замирают игроки, находящиеся на лестнице (паутинке).
  6. Когда через пять секунд время действие заклинаний истекает, водящий за текущий кон уже не может их использовать.
  7. Первый пойманный и опознанный водящим игрок становится водящим в следующем кону.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель : учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов; закреплять знания о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Опасный поворот», запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении), «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», предписывающих знаках: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей»; развивать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.
Ход игры Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый из них и объясняют назначение.

Дидактическая игра "Угадай, какой знак"

Цель: учить детей различать дорожные знаки; закреплять знания о ПДД; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.
Ход игры
Вариант 1
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Вариант 2
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

"Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»"

Цель: учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие - «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», запрещающие - «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие - «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка», информационно-указательные - «Место стоянки», «Пешеходный переход», знаки сервиса - «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место отдыха», «Пост ГАИ»); развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.
Ход игры:
Детям предлагается:
1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.
2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход» и т. д.
Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

"Дидактическая игра «Наша улица»"

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закреплять представления детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестком, автомобили-игрушки, куклы-пешеходы, куклы-водители, светофор-игрушка, дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Ход игры:
Вариант для «пешеходов»
Дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят дорогу, на желтый - останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Вариант для «водителей»
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» - предупреждающие;
- «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» - запрещающие;
- «Движение прямо», «Движение направо» - предписывающие; -«Остановочный пункт автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» - информационно-указательные.
Дети объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации.

"Подвижная игра «Стоп»"

Цель : формировать навыки свободной ориентировки в окружающем, умение быстро реагировать на сигнал, действовать сообща.

Ход игры
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружок диаметром два-три шага - место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай!» При этих словах все играющие двигаются по направлению к нему. Как только он произносит «Стоп!», все останавливаются. Водящий быстро оглядывается и возвращает на исходную линию того, кто не успел вовремя остановиться и сделал дополнительное движение. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...». Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Тот, кто возвратился на исходную линию, начинает движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем он скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится водящим, и игра повторяется.

Подвижная игра "Поезд"

Цель: формировать умение быстро реагировать на сигнал, действовать сообща, свободно ориентироваться в окружающем.
Ход игры
Вариант 1.
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне - «паровоз», остальные - «вагоны».
Ведущий имитирует гудок паровоза, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления), вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», - говорит ведущий. Ребята постепенно замедляют темп и останавливаются. Ведущий вновь имитирует гудок паровоза, и движение «поезда» возобновляется.
Педагог регулирует темп и продолжительность движения детей.
Рекомендуется использовать в игре пособие, например, когда «поезд» пойдет по «мосту» (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки или между двумя рейками, начерченными линиями, положенными шнурками и т. д.).

Составитель:Банных Ирина Михайловна-учитель начальных классов 1 кв.кат.

21

Подвижная игра

«Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты:

ü стул на каждого игрока;

ü ножницы;

ü дорожные знаки;

ü водительские удостоверения (прямоугольники из картона).

Подготовка к игре: На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, оз­начающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (сту­лья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры: В игре участвуют 5-6 человек.
У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с таблич­ками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно пока­зывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Во­дитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отре­зается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина ос­тается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспек­тором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Для закрепления знаний про способы передачи инфекции повторяем игру «Ап-чхи»

ИГРА «Ап-чхи»

Дети делятся на две команды: «чихающие» и «зараженные». Команды расходятся. Команда «чихающих» говорит «Ап-чхи» и бросает в противоположную команду теннисные шарики. Педагог объясняет, что на такое большое расстояние могут разлетаться болезни.

Ребята, прекрасно укрепляют здоровье подвижные игры на свежем воздухе, сейчас я научу вас некоторым играм, и вы сможете играть в них со своими друзьями.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Стоп!»

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 - 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 - 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним. Ведущий закрывает глаза и говорит: "Быстро иди, не отставай, стоп!" В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово "стоп!" все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто - нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет "стоп!" Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Выручай!»

Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого - нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Так можно, так нельзя»

Дети стоят в кругу. Педагог, стоя на видном месте вместе с детьми, объясняет им, что на его слова: «Делай так!" все должны смотреть на него и делать движения, им показанные, а на слова: "Не делай так!" стоять с опущенными руками и движения не повторять.
Те, кто ошибаются, проигрывают и отходят на один шаг назад. Игра продолжается. Если они дальше покажут движения правильно, снова возвращаются в круг.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫЛО И БАКТЕРИИ»

Половина детей образует круг. Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого.
Педагог выбирает одного ребенка "мылом". Мыло встает вне круга. Остальные дети - "бактерии" плавают (бегают) в середине круга.
На слово учителя: "Мыло!" ребенок быстро вбегает в круг и старается поймать бактерии, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Мыло ловит те бактерии, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает из круга. Игра заканчивается, когда мыло поймает определенное количество бактерий. Затем воспитатель выбирает новое мыло. Игра повторяется.



ИГРА-НАБЛЮДЕНИЕ «Что не так?»

- Ребята, мы с вами выучили и запомнили три золотых правила, соблюдая которые, наша вероятность заболеть очень снижается. Но не все люди знают об этих правилах, давайте с вами превратимся во внимательных врачей, которые собирают сведения об окружающих людях.
Я раздам вам блокнотики и ручки, в этих блокнотах вы будете записывать, если заметите, что кто-то из людей делает что-то не так. Те действия, которые могут привести к заболеванию. А потом мы вместе с вами рассмотрим все, что вы заметили и обсудим это.
(педагог раздает каждому блокнотик и ручку)

(те дети, которые не могут еще записать, зарисовывают ошибки).

БЕСЕДА ПО ИГРЕ «Что не так?»

Приблизительные вопросы к беседе:

Что ты заметил?
- Как ты думаешь, почему этот человек поступил неправильно?
- Как нужно было поступить?
- Это может привести к болезни?
- Что нужно сделать, чтобы человек не заболел?

Для наглядности того, какими руки стали после прогулки, повторяется игра «Чистые руки»

ИГРА «Чистые руки»

Очищенный картофель дети передают друг другу. Он становится черным от грязи. Дети делают выводы о причине этого явления (грязные руки), и предлагают их помыть.

На одной стороне площадки очерчивается круг (диаметром около 1м) - место для водящего. На расстоянии 20-30 шагов от круга, на противоположном конце площадки, проводится линия кона, за ней стоят играющие.

Водящий, стоя спиной к полю, громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай… Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не успел остановиться и сделал после слова «Стоп!» движение, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают свое движение с того места, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из участников игры не встанет двумя ногами в круг, раньше чем водящий произнесет слово «Стоп!» . Тот, кто это сделал, становится водящим, и игра повторяется.

Правила

1. Водящему не разрешается оглядываться назад до слова «Стоп!» .

2. Он может говорить фразу: «Быстро шагай, смотри, не зевай… Стоп!» - в любом темпе, но громко.

3. Играющие начинают движение одновременно со словами водящего. Разрешается передвигаться только шагом.

Указания к проведению

Чтобы занять круг водящего, нужно быть внимательным, обладать выдержкой и уметь быстро реагировать на сигнал. Это одна из немногих игр, где ребенок выигрывает право быть водящим.
Очень интересно проходит игра, если водящий говорит слова в разном темпе: то очень быстро, перед словом «Стоп!» делая паузу, то начиная медленно, а кончая скороговоркой.
Игру «Стоп!» можно проводить в любое время года.

Варианты

1. У всех участников игры мячи. На слово водящего: «Быстро шагай, смотри, не зевай… Стоп!» - дети идут и одновременно играют в мяч, выполняя любое упражнение. Они могут вести мяч, отбивая его одной рукой, поочередно правой и левой, подбрасывать вверх и ловить и т. д.

2. Водящий говорит слова и одновременно играет в мяч. Передвигаясь, дети выполняют те же упражнения, что и водящий.

3. Мяч только у водящего. Он говорит слова: «Быстро шагай, смотри, не зевай». Все играющие идут в сторону водящего: «Раз, два, три, беги!» На слово «Беги!» дети бегут к линии кона, а водящий быстро поворачивается и, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то водит еще раз. Но бывает и так, что пока водящий говорил слова, кто-то из детей дошел до круга и успел встать в него. Водящий договаривает фразу, передает мяч тому, кто встал в круг, и убегает вместе с играющими за линию кона.

По материалам сборника Марии Литвиновой «Русские народные подвижные игры»
Художники Е. Н. Рудько, И. С. Слуцнер

Публикации по теме