Носить православный крест. Православный нательный крестик

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. « энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов - это символ христианства. Для современного человека символ - это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест - не просто знак. Для христиан крест - символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора , утвердившего канон иконографического изображения Распятия .

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

Наиболее распространенная форма православного креста - крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»


Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:«Спаси и сохрани», совершенно иной.

Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно - это закон Божий.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно - он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно - через эту освященную материю - приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова ?


…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.

Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».

«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.

Крест нательный - видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

СИЛА КРЕСТА

Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест - это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».

Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».

Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.

Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». ) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Нательный крестик – это не только символ приверженности к христианской вере, а также, личный оберег его владельца. С этим атрибутом связано много правил и табу. Многие запреты – это просто суеверия, возникшие в народе, и церковь их категорически не одобряет. Но есть и много и очень ответственных моментов, который должен знать каждый искренне верующий.

Так какие запреты реальные, а какие – просто суеверия – ответы священника.

Сразу скажем, что нательный крестик, который дается человеку во время Таинства Крещения, и обычные декоративные крестики – это две разные вещи. Декоративные украшения не несут никакой духовной нагрузки и не являются защитой для того, кто его носит. Чтобы крестик стал оберегом, его обязательно надо освятить в церкви.

Можно ли носить нательный крестик на цепочке, а не на шнурке

Да, конечно, можно! Оберегом является именно сам крестик, а каким способом он будет крепиться на шее – церковь не ставит никаких требований. Это личное дело каждого. Самое главное, чтобы он не потерялся. При этом, опасность обрыва цепочки выше, чем крепкого шелкового шнурка.

Можно ли носить нательный крестик поверх одежды

Нет, нельзя. Именно поэтому он называется нательным. Это личная вещь, символ веры, и выставлять ее напоказ – негоже.

Можно ли дарить крестик или меняться им

Да, крестик может быть подарен не только крестными родителями, родственниками, но и другими людьми. Главное, правильно его освятить. Меняться нательными крестиками тоже допустимо – даже существует такой старинный обычай: те люди, которые это делают, становятся братьями и сестрами во Христе (аналогично, как крестные родители крестникам).

Можно ли поднимать и брать себе найденный крестик

Это самое настоящее суеверие. Никаких проблем и угроз чужой нательный крестик нести в принципе не может – это же святыня. Но вот надевать его не надо. Лучше отнести в храм или же поместить у иконы на хранение.

Можно ли носить чужой нательный крестик

Можно, если это подарок близкого человека – и он освящен в церкви. Суеверия о чужой энергетике и проблемах не имеют под собой никаких оснований и считаются ересью.

Табу на крестик с распятьем

Нет такого церковного запрета. Распятье и есть главным символом христианства – жертвы Христа, гарантирующее спасение. Такой крестик обязательно должен быть распятьем наружу, а не к телу.

Можно ли носить не освященный крестик

Можно, но только в качестве декоративного атрибута. Но это с точки зрения веры неправильно – это не развлечение, а очень серьезная вещь. Независимо от того, из чего сделан крестик – дерева, металла, золота, подарен или куплен в ювелирном магазине, его лучше освятить и правильно носить.

Друзья, часто можно видеть женщин и молоденьких девушек, которые носят нательный крестик поверх одежды.

Вероятно, они не задумываются как правильно носить нательный крестик.

Поверх одежды надевают служебные кресты только священники, а под одеждой у каждого священнослужителя обязательно есть свой нательный крест.

Это не украшение, крест должен быть без всяких «прибамбасов», простой формы.

И нет никакой разницы из какого материала он изготовлен. На чем его носить? На цепочке, кожаном шнурке или суровой нити?

В принципе безразлично, но на цепочках они теряются чаще (цепочка рвется и ломается).

До того, как Вы купили священное изделие в магазине, его нужно обязательно освятить.

Некоторые производители предлагают освященные изделия со специальной пометкой на заводском ярлыке.

Это является заблуждением.

Кресты и иконы освящаются в алтаре церкви на престоле.

Поэтому на предприятии освящение всей выпускаемой продукции практически невозможно.

Кроме того, в магазинах изделия смотрят разные люди, берут его в руки.

Крест - зримый символ христианской веры, средство благодатной защиты. Для православного человека это святыня.

Нательный крестик носят на теле. На Руси его так и называли - тельник.

Лицевой стороной является та, на которой изображен Иисус Христос.

Это неправильное ношение нательного крестика (на фото)

Крестик, с которым крестили, задача которого защищать, не стоит выносить на всеобщее обозрение.

Ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имена Господа Бога твоего всуе…»

Грех – тем, кто носит крест для моды. Осознанное же его ношение является бессловесной молитвой, позволяющей являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова. Это защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Мною замечено, что золотые нательные кресты выставляют напоказ поверх одежды люди, относящиеся к бедным слоям населения.

Этим они хотят показать, что имеют золото. И как ЭТО богатство можно прятать под одеждой?!

А вот поверх одежды, выполненных из недорогих металлов, таких «украшений» мне встретить не пришлось…

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов».

Никогда не расставайтесь с Вашим оберегом. Даже на один день.

Как быть, если дама приглашена на вечер и к её наряду необходимо колье, рядом с которым крестик «не смотрится»?

Выход есть: приколите его булавкой к подкладке вашего платья.

В советские времена многие люди, вынужденные скрывать свою веру, никогда не расставались с крестом, прикалывали булавкой к подкладке одежды.

Можно ли носить крестик умершего? Можно.

Ничего в этом страшного нет. Например, умирают дедушки, бабушки.

Остаются их крестики, иногда старинные. Почему их нужно куда-то убрать подальше?

Можно носить и детям и внукам, передавая их по наследству.

В бане или душе крест снимать не нужно. Он всегда должен быть с Вами.

Иногда его можно снимать при занятии спортом. Борьба, например.

В это время крестик должен оставаться при Вас в каком-нибудь кармане. Несложно вшить в одежду маленький кармашек.

Если Вы найдете крестик на улице, поднимите, не бойтесь - это же святыня! Грех, если Вы просто переступите его.

Суеверия же относительно того, что нельзя его брать, якобы тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны.

Находку можно оставить себе, если владелец не найден.

А если нашли крестик в церкви, то отдайте его священнику, чтобы он объявил о находке.

Священники не советуют приобретать нательный крестик без особой надобности.

Например, из-за его красоты или просто от того, что вам захотелось купить новый.

Так можно поступать только с обычными аксессуарами: кольцами, серьгами или браслетами.

А вот в случае, если старый крестик пришел в негодность, поменять его на другой даже необходимо.
***

На Руси существовали специальные банные крестики из дерева. Их надевали взамен металлического, когда отправлялись в парную.

Если по какой-либо причине вам пришлось-таки снять крестик, прочтите молитву, когда будете снова надевать его.

Что делать со сломанным крестиком?

Если крестик сломался или еще по каким-либо причинам пришел в негодность, его нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Ни один из освященных предметов, говорят служители церкви, будь то бутыль из-под святой воды или церковный календарь, не должен быть попран ногами. Поэтому если крестик еще можно починить, не возбраняется отнести его в обычную ремонтную мастерскую.

Но если это уже невозможно, лучше просто передать крестик в церковь.

Православная церковь не приемлет никаких примет и суеверий, в том числе и тех, которые касаются нательных крестов. Все представления о «порче», «сглазе», «передаче судьбы» абсурдны с точки зрения христианина: судьбой человека распоряжается Бог, а священный символ не может нести в себе какой-либо «негативной энергии», существование которой, к тому же, не доказано.

Для христианина нательный крест, подаренный кем-либо – не источник мифической опасности, а драгоценный дар, исполненный глубокого духовного смысла, связанный с пожеланием Божьего благословения. Особенно ценным подарком станет нательный крест, освященный в каком-либо святом месте. Принять такой драгоценный дар, конечно же, можно и нужно.

Если у человека, получившего крестик в подарок, уже есть нательный крест, он может носить оба креста одновременно, поочередно или же хранить один из них рядом с иконами, а другой носить – ни один из этих вариантов церковью не запрещается.

Щекотливая ситуация имеет место лишь в том случае, если православный христианин получил в подарок католический крест. Принять подарок нужно, ведь он продиктован любовью, но носить такой крест не следует.

Нательный крест и побратимство

Особая ситуация возникает, когда два человека дарят друг другу свои нательные кресты.

Не так давно, еще в начале 20 века, такое действие делало людей «крестовыми братьями» или сестрами.
Обычай побратимства существовал и в дохристианские времена – язычники братались, смешивая кровь или обмениваясь оружием.

В христианскую эпоху заключение побратимства связывалось с нательным крестом – священным предметом, неразрывно связанным с верой и душой. Такое «духовное родство» представлялось даже более священным, чем родство кровное.
В современном мире обычай побратимства путем обмена нательными крестами почти забыт, но ничто не мешает современным православным христианам возродить его.

Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник».

Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил.

Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Главные различия православного и католического распятия

Православный крест (ниже)

1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;

2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события.

На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами.

На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.

Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения.

Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые.

Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается.

В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя

Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли.

Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.

Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках.

Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века.

Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

***

«Не носите крестик как на вешалке, - часто повторял Псково-Печерский старец Савва, - Христос оставил на Кресте свет и любовь.

От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов.

Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер.

Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым.

Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете.

Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит.

Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.

Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято.

Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Крест с распятием, вне зависимости от декора, всегда больше, чем украшение. Это символ веры, защитник и религиозный атрибут. Как выглядят крестики , эксперты сайт уже показывали. Пришло время поговорить о том, как правильно носить и символы веры c распятием, надписью «Спаси и Сохрани», и просто аксессуары, щедро усыпанные самоцветами.

Как правильно носить нательный крестик

Из какого металла должен быть сделан крестик?

Нет абсолютно никакой разницы, из чего сделан крест с распятием, сколько карат в бриллиантах, которыми он инкрустирован или грамм золота. Играет роль именно вера. Она также не станет меньше или больше, если вы будете носит крест на кожаном шнурке , простом текстильном или массивной золотой цепочке .


Нужно ли освящать крестик?

Купленный в лавке при храме, скорее всего, уже освящен. А вот изделие из ювелирного магазина, стоит освятить.


Как носить нательный крестик с распятием?

Ответ кроется в самом вопросе - на теле. Потому на Руси святыню называли тельником. Нежелательно надевать его поверх одежды или сочетать с глубоким декольте - и в первом, и во втором случае, стоит знать, что крестик надевают не для демонстрации. Крест - это защита, которую не выносят на всеобщее обозрение. Надевать изделие с распятием нужно осознанно: у него своя особая функция. И это точно не демонстрация красоты самого креста или вашего внешнего облика. Тем более, глупо использовать крестик из драгоценного металла как способ показать свой достаток.

Можно ли носить крестик после умершего человека?

Бывает, что символ веры передают по наследству или в подарок родственники или близкие люди. Носить такие крестики можно, если вы хорошо знали человека на протяжении всей жизни.


Нужно ли снимать крестик, купаясь в душе, на пляже или отправляясь в баню?

Некоторые священнослужители уверяют, что изделие должно всегда оставаться при владельце. Но не в случае, если крестику предстоит испытание высокой температурой или влагой. Деревянные детали могут разбухнуть и потрескаться, а золото, серебро и драгоценные камни - потускнеть или покрыться пятнами.


Можно ли носить религиозный атрибут с другими украшениями?

Если вы уже купили крестик с изображением Христа или надписью «Спаси и Сохрани», соблюдаете церковные законы, то нелепо вешать рядом с ликом святого кулон в виде буквы своего имени или знака Зодиака . Во-первых, церковь и астрология - разные полюса. Во-вторых, со стилистической точки зрения это выглядит абсолютно грубо и неуместно. Крестик с распятием - исключительно знак принадлежности к вере. В то же время, допустимо надевать их с другими кулонами , если те не несут особой смысловой нагрузки, не выполнены в виде забавных надписей или украшены яркой росписью, забавными рисунками. Нет ничего страшного в том, чтобы сочетать нательный крестик с лаконичным бриллиантовым камушком на миниатюрной цепочке. Ладанки стоит также носить с крестом на разных цепочках или шнурках.


Цепочка или шнурок: на чем носить крестик?

В контексте веры это не имеет никакого значения. Все зависит от финансовых возможностей, вкуса и комфорта. Единственное, чего не стоит делать: вешать символ веры на массивную цепочку в сложном плетении. Выглядит это неэстетично и как попытка продемонстрировать свое благосостояние. Роскошь и христианские ценности, если вы уж их действительно соблюдаете, не стоит совмещать. А совсем маленьким детям до трех лет на каждый день лучше купить шнурок из кожи или шелка: ребенку будет намного удобнее, чем в цепочке.

Как носить декоративный крестик

Советы, как носить модные крестики:
  • с другими кулонами на одной цепочке или несколькими цепочками, на каждой из которых есть подвеска;
  • на ухе в виде сережки-подвески;
  • как кольцо , на котором есть подвеска или в виде креста;
  • комбинируя разные цвета металлов, создавая контраст;
  • на браслетах -цепочках в виде подвесок.

Покупая крестик, определитесь, какой именно вам нужен: знак веры или аксессуар для создания оригинальных образов?. Выбор за вами, а наши менеджеры с легкостью подберут к крестику идеальную цепочку.

Если информация была полезной, расскажите о статье друзьям в Фейсбуке об экспертном мнении!

Автор текста: Гаращенко Анна

Одно из древнейших дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа находится на двери базилики Санта Сабина – церковь на Авентинском холме в Риме. Оно датируется 5 веком . До этого христиане не изображали Христа на кресте. Даже так называемый crux gemmata – крест, украшенный драгоценными камнями, но без фигуры распятого Христа, – появился только в 4 веке.

Христиане избегали того, чтобы изображать крест. Не столько потому, что это было запрещено, сколько из-за противоречивой природы символа. Ведь по крайней мере еще два столетия после пришествия Христа вдоль дорог Римской империи стояли кресты с распятыми рабами, умирающими мучительной смертью. Так что крест был весьма неоднозначным символом, вызывающим вопросы.

Крест должен вызывать вопросы

И именно поэтому я ношу крест. Он должен вызывать вопросы - во мне! Потому что, с одной стороны, в Распятии нет «ни вида, ни величия » (Исаия 53:2-3); а с другой, оно напоминает о данном Отцом обетовании: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Крест, который я ношу на шее, заставляет меня спрашивать себя, «Угоден ли я Отцу? Угодны ли Ему мои мысли, принятые мной решения, слова, дела? Принимаю ли я свой крест?». Ношение креста, таким образом, – ежедневное приглашение к простому испытанию своей совести.

Я не ношу крест напоказ. Крест, который я ношу – не знак моей личной святости и не выражение моих взглядов. И ношение креста не говорит обо мне ровном счетом ничего хорошего.

Сам факт надевания креста не может автоматически стать свидетельством о Том, кто умер на кресте. Ведь крест есть на многих флагах и эмблемах, а люди несут их отнюдь не всегда с добрыми намерениями.

Я ношу крест, потому что в мире бесконечных битв и протестов он является якорем для моей лодки жизни, пришвартованной к иному миру. Я ношу его для того, чтобы помнить, что земля, из которой я пришел, и в которую я вернусь, принадлежит иному миру. Крест для меня – это врата, за которыми я неспешно шествую к царству истины и жизни, царству святости и благодати, царству справедливости, любви и мира.

Я куплен «дорогою ценою»

Крест – это не талисман или амулет. Я ношу его не для того, чтобы защитить себя от несчастного случая или чтобы что-то на моем пути изменилось независимо от моей воли. Даже с крестом на шее меня может сбить машина, поразить рак или постичь увольнение с работы. Кроме того, нося крест на шее, я могу обманывать, распространять клевету и быть кошмаром для тех, кто должен жить со мной каждый день. Потому что крест не меняет волшебным образом ни меня, ни жизнь вокруг меня. Преображение моей жизни и мира вокруг меня может завершить только Бог - Царь мира и моего сердца.

Но ношение креста напоминает мне о Том, кто сотворил весь мир, о Том, кто скажет в этом мире последнее слово. Нательный крест напоминает мне, что я куплен «дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19-20), и Тот, кто искупил меня и омыл Своею Кровью, никогда не оставит меня.

Крест на моей шее – это обетование и приглашение для Него работать во мне и со мной. Работать вместе для моего спасения. Здесь и сейчас. На том месте, где я сейчас пытаюсь бороться.

Иисус взошел на Крест, чтобы « всех привлечь к Себе» (Ин. 12:32). Он умер и воскрес, и все же драматическая история моего спасения продолжается.

Паскаль писал, что агония Христа будет продолжаться до конца света. Так что нам еще рано спать. Я ношу крест, потому что мне нужен «пробуждающий зов».

Перевод с английского Марии Строгановой

Публикации по теме