День российской науки в доу. Неделя науки в подготовительной группе

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Воздушные шарики — 2 шт. +
  2. Свечи — 1 шт. +
  3. Зажигалка — 1 шт. +
  4. Стакан — 1 шт. +
  5. Бутылка с водой — 1 шт. +
  6. Уксус столовый — 1 бутылочка -
  7. Сода — 1 пачка -
  8. Стаканы пластмассовые — 2 шт. +
  9. Бокалы на ножке — 2 шт. -
  10. Зубочистка — 1 шт. +
  11. Таз — 1шт. +
  12. Резинка банковская — 1 шт. +
  13. Отрез марли (широкий бинт) — 1 шт. -
  14. Крахмал — 2 пачки —
  15. Гвоздь — 1 шт. +
  16. Брусок — 1 шт. +
  17. Стеклянная миска — 1 шт. +
  18. 1 таблетка (1000 мг) витамина С +
  19. Раствор йода спиртовой 5% -
  20. Перекись водорода 3% -
  21. Мерные чашки —
  22. Мерные ложки -
  23. Бефунгин (раствор) -
  24. Плакат о В.В. ПЕТРОВЕ -

Сценарий (текст ведущего)

Только сегодня у вас есть уникальная возможность взглянуть на мир науки под особым углом — увидеть необычное в обычном, открыть тайны мироздания и самому сделать маленькое научное открытие! В программе — физические опыты, исторические гипотезы, космологические модели и даже зарядка для космонавтов!

Для мира и прогресса на Земле.

Соединим в пожатье наши руки,

Чтоб знанья свет пробился в серой мгле.

Учёные, студенты, аспиранты,

Открытия великие вас ждут.

Вселенной исполинские куранты

На подвиги научные зовут!

А начнем мы с занимательных опытов! Физика — это царица всех наук. Не зря в переводе в греческого физика — это природа. Она призвана объяснять окружающие нас явления природы и предсказывать новые. Удивительные и на первый взгляд необъяснимые, но только на первый!

Опыт первый. Можно ли нагревать воздушный шарик над огнем? Нет! А можно ли вскипятить воду в воздушном шарике? Нет или да? Давайте попробуем это выяснить…

Для опыта понадобятся два воздушных шарика, стакан воды, свеча и зажигалка.

Этот опыт объясняется тем, что у вода лучше проводит тепло, чем резина. Поэтому в месте, где огонь касается шарика с водой быстрее нагревается вода, отводя тепло от резины.

Опыт второй. Как можно ли затушить свечу? Дунуть, плюнуть, какие еще есть варианты? А можно ли затушить свечу нечем, например, пустым стаканом? Давайте проверим…

Для опыта понадобится: уксус, сода, два стакана, свечи, спички или зажигалка.

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечи.

3.Аккуратно «переливаем» из первого стакана полученный газ во второй стакан.

4. «Выливаем» газ из второго стакана на горящие свечи.

Итог: при гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2, который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы «льем» углекислый газ на свечи, они тухнут.

Опыт третий. Следующий опыт назовем ХУСТАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС. Как вы думаете может ли звук двигать предметы? А какой это должен быть звук? Давайте проведем такой эксперимент со звуком.

Нам понадобятся два хрустальных фужера, вода, зубочистка.

Опыт демонстрирует, как хрустальный звон бокалов может двигать предметы. Издавая звук, стенки фужера колеблются. Эти колебания распространяются по воздуху и приводят в движения соседний фужер. О чем и свидетельствует упавшая зубочистка.

Опыт четвертый. Можно ли мокрую ткань сделать в один момент непромокаемой? Давайте посмотрим на опыт!

Для опыта понадобится: бутылка с водой, стакан, марля или бинт, резинка, пустой таз.

1. Сворачиваем кусочек марли или бинта в два слоя и резинкой крепим ее на стакане.

2. Наливаем воду в стакан через марлю.

3. Переворачиваем стакан.

Итог: если налить воду в стакан через марлю, то вода с легкостью пройдет через нее. Но если резко перевернуть стакан, то не вся вода выльется из стакана. Часть воды останется в стакане, как будто не ткань закрепили на стакане, а закрыли его крышкой. Чем более полным вы наполните стакан, тем меньше воды выльется. Для подстраховки переворачивать стакан следует, например, над тазом.

Объясняется этот эффект, частично, поверхностным натяжением воды (молекулы воды образуют тонкую пленку), а так же атмосферным давлением воздуха за пределами стакана (давление воздуха на ткань выше, чем давление воды изнутри стакана).

Опыт пятый . А теперь по многочисленным просьбам моих друзей опыт на демонстрацию свойств особой неньютоновской жидкости. Эта жидкость способна менять свою вязкость при перемещении ее отдельных слоев относительно друг друга. Попробуем забить молотком гвоздь в брусок, а в качестве подставки будем использовать стеклянную миску с неньютоновской жидкостью…

Но наши эксперименты были бы не интересными без опытов по химии! Вот уж где есть развернуться нашей фантазии!

Опыт шестой .

Сейчас вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, нам, возможно, потребовалось сходить в аптеку за необходимыми ингредиентами, но чудо-превращение того стоит.

Мы используем:

— 3 емкости для жидкости

— 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)

— раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)

— перекись водорода 3% (продается в аптеке)

— крахмал

— мерные ложки

— мерные чашки

Если будете проводить подобный опыт дома сами, то выполняйте его в следующей последовательности:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А .

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, вступив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В . Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С .

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С . Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и… через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Опыт седьмой . Платок — хамелеон.

Нам понадобиться хлопчатобумажный платок и хлорид кобальта.

Растворим в стакане воды две чайные ложки хлорида кобальта (бефунгин), намочим полученным розовым раствором белый хлопчатобумажный платок и высушим его на батарее отопления или нагретым утюгом. Платок станет голубым. И так, вы видите платок голубого цвета. А теперь скомкаем его, сожмем в руке и несколько раз сильно подуем на него.

Платок увлажнится и станет бледно-розовым.

В нашем музее совсем недавно появились новые экспонаты. Но один из них особенный, потому что имеет непосредственное отношение к истории нашего города. Этот экспонат называется ЛЕСТНИЦА ИАКОВА. Этот очень интересный и эффектный экспонат. А демонстрирует он высоковольтную электрическую дугу, ту, которая двести лет назад стала первым электрическим источником света. Но все по порядку…

(Плакат о В.В. Петрове)

Знаете ли Вы , что первый электрический источник света — электрическая дуга была зажжена в 1802 г русским ученым В.В. Петровым (1761−1834). Личность выдающегося учёного электротехника, изобретателя Василия Владимировича Петрова стоит в одном ряду с такими всемирно известными деятелями науки, как Ампер, Эрстед, Вольта, Гальвани и др.

А известно ли Вам , что именно Алтайская земля стала стартовой площадкой для будущего великого ученого.

В 1788 поступил по договору на 2 года в Барнаульское «благородное училище» при Колывано-Воскресенских заводах, для детей горных офицеров и дворян преподавателем физики, математики, российской грамматики и латинского языка. Позже это учебное заведение стало называться Барнаульским горным училищем. (Ныне здание, где в 19 веке располагалось это учебное заведение, входит в архитектурный ансамбль Демидовской площади и является памятником федерального значения. В помещении горного училища сейчас находится один из корпусов Алтайского государственного аграрного университета .) Одновременно ему поручено наблюдение за порядком преподавания в горнозаводской школе для детей мастеровых и солдат.

Василий Владимирович приехал к нам в город молодым человеком (ему было 27 лет), но именно в эти годы складывался характер и стиль работы ученого-электротехника. Именно в Барнауле, в Горном училище, В. В. Петров получил практический опыт в области естественных наук. Здесь, в нашем городе, он создал первый в Сибири физический кабинет для которого многие приборы изготовил сам. К сожалению кабинет погиб в катастрофическом наводнении 1793 года, когда произошла авария на плотине сереброплавильного завода (фрагмент плотины сохранился около мостового перехода через реку Барнаулка по проспекту Красноармейский). В дальнейшем подобный кабинет был им организован и в Петербурге, который стал первым крупнейшим и превосходнейшим физическим кабинетом в Российской империи.

Открытия В. В. Петрова (электрическая батарея и электрический дуговой разряд) относятся к более позднему периоду его жизни. В качестве источника тока он использовал огромную аккумуляторную батарею из 2100 медно-цинковых элементов, названную в честь одного из создателей электричества Вольты, «вольтовой». Петров расположил свою батарею не вертикально, а горизонтально, поместив ее в специальном ящике в виде четырех рядов пар металлических кружков с прослойками, соединенных последовательно один с другим. А если бы все эти кружки с прокладками уложить один на другой в вертикальный столб, то он имел бы высоту около 12 м, что было бы не целесообразно, так как из нижних прокладок жидкость выжималась бы тяжестью столба и через некоторое время столб перестал бы давать ток. Приступая к опытам при помощи построенной им батареи, Петров исходил из той идеи, что электрические явления тесно связаны с физико-химическими процессами. Такой взгляд для того времени являлся передовым.

Петров использовал пару угольных стержней, подключенных к разным полюсам гальванической батареи. При сближении концов стержней на близкое расстояние, происходил пробой воздушного промежутка электрическим разрядом, концы стержней при этом раскалялись добела, и между ними появилась огненная дуга.

В то же имеется версия , что именно в Барнауле еще в конце 18-ого века Петров изобрел свою электрическую батарею и осуществил электрический дуговой разряд.

А вот и аргументы в пользу этого научного предположения.

Во-первых , Вольта создал свой элемент в 1800 году, Петров же уже 1801 году сдал в Петербургский журнал статью об открытой им электрической дуге и изготовленной им для возбуждения этой дуги мощной химической батарее. Вряд ли, Петров успел к этому времени ознакомиться со статьей А. Вольта, учитывая то, с каким гигантским опозданием у нас в России появлялись новейшие зарубежные научные издания. Да и не может настоящий ученый за один год провести серьезнейшее исследование.

Во-вторых , работая в Барнауле и самостоятельно оборудовав лабораторию физического кабинета, В. В. Петров располагал всем необходимым для проведения настоящих исследований. Нельзя забывать, что школа, где работает он работает, находится рядом с сереброплавильным заводом. Наверняка в его распоряжении было предостаточно образцов и пластин различных металлов — серебра, меди, цинка, а так же имелись проволока и свечи для освещения, различные растворы солей и кислот.

В-третьих , как это часто бывает, решающую роль сыграл его величество случай.

Увлеченный экспериментами молодой учитель, оставался в своей лаборатории после занятий до поздней ночи. При скудном освещении свечей Петров пробует и изучает ему одному известные вещи. Закончив, он потушил свечу, возвращается к столу забрать необходимую для домашнего хозяйства проволоку. Возможно, нечаянно проволока замыкает пластины металла, лежащие в растворе, т. е. в электролите. При этом появилась маленькая искорка. Это по существу, это был зародыш его будущей электрической дуги.

Переехав в дальнейшем в Петербург, В. В. Петров реализует свой громадный научный и изобретательский потенциал, работая в то время уже в крупном научном центре.

Открытие В.В. Петрова заложило фундамент для будущего развития электрического освещения. Электрическая дуга нашла применение в электросварке и электрохимии.

В истории российской науки Петрову принадлежит одно из почетнейших мест.

А на очереди у нас даже не экспонат, а целый аттракцион! Это космический коловорот.

Астрофизики уверены: в космосе есть туннели, через которые можно переместиться в другие Вселенные и даже в другое время. Предположительно, они образовались, когда Вселенная только зарождалась. Когда, как говорят ученые, пространство «кипело» и искривлялось. Этим космическим «машинам времени» дали название «кротовых нор». От черной дыры «нора» отличается тем, что туда можно не только попасть, но и вернуться обратно. Машина времени существует. И это уже не заявление фантастов — четыре математических формулы, которые пока в теории доказывают — перемещаться можно как в будущее, так и в прошлое. И компьютерная модель. Примерно так должна выглядеть «машина времени» в космосе: два отверстия в пространстве и времени, соединенные коридором. В данном случае речь идет об очень необычных объектах, которые были открыты в теории Эйнштейна. Согласно этой теории, в очень сильном поле происходит искривление пространства, и время то скручивается, то замедляется, вот такие фантастические свойства. Такие необычные объекты ученые назвали «кротовые норы». Это вовсе не человеческое изобретение, создать машину времени пока способна только природа. Сегодня астрофизики лишь гипотетически доказали существование «кротовых нор» во Вселенной. Дело за практикой. Поиск «кротовых нор» — одна из главных задач современной астрономии. О черных дырах начали говорить где-то в конце 60-х годов, и когда они делали эти доклады, это казалось фантастикой. Всем казалось, это абсолютная фантастика — сейчас это у всех на устах. Так и сейчас «кротовые норы» тоже фантастика, тем не менее теория предсказывает, что «кротовые норы» существуют. Ученые уверены, что «кротовые норы» тоже когда-нибудь будут открыты". «Кротовые норы» принадлежат к такому загадочному явлению как «темная энергия», из которой состоит 70 процентов Вселенной. Сейчас открыта темная энергия — это вакуум, который обладает отрицательным давлением. И в принципе «кротовые норы» могли формироваться из состояния вакуума. Одно из мест обитания «кротовых нор» — центры галактик. Но здесь главное не перепутать их с черными дырами, огромными объектами, которые также находятся в центре галактик. Масса их — миллиарды наших Солнц. При этом черные дыры обладают мощнейшей силой притяжения. Она настолько велика, что даже свет не может вырваться оттуда, поэтому разглядеть в обычный телескоп их невозможно. Сила притяжения «кротовых нор» также огромна, однако если заглянуть вовнутрь «кротовой норы», можно увидеть свет прошлого. В центре галактик, в их ядрах, есть очень компактные объекты, это черные дыры, однако предполагается, что некоторые из этих черных дыр вовсе не черные дыры, а входы в эти «кротовые норы». Сегодня открыто более трехсот черных дыр. От Земли до центра нашей галактики Млечный путь 25 тысяч световых лет. Если окажется, что эта черная дыра — «кротовая нора», коридор для путешествия во времени, человечеству до него лететь и лететь.

Наш аттракцион является репликой так называемой «кротовой норы» или еще «червоточины» — гипотетического тоннеля в пространстве и времени, в котором можно путешествовать в прямом и обратном направлении.

Что бы осуществить путешествие во времени человечеству предстоит еще очень долгий и тернистый путь. А вот, что побывать на нашем аттракционе долгий путь не нужен, но вот хотя бы элементарную закалку вестибулярного аппарата иметь надо! Не даром на инструкции к этому аттракциону так и написано — задай встряску вестибулярному аппарату! И так начнем с того, что проведем небольшую зарядку прежде, чем отправимся в космический коловорот.

  1. Пятки и носки вместе, руки на поясе, глаза закрыты. В этом положении стоим 20−30 секунд.
  2. Стоя на носках, выполнить 8−10 пружинящих движений головой влево и вправо; одно движение в секунду.
  3. Подняться на носке правой ноги, левую ногу согнуть, оторвав от пола, голову до предела отклонить назад, закрыть глаза; стоять 10−15 секунд. То же другой ногой. Дорогие гости, наиболее значимым хобби для юбиляра является кулинария. По-простому - кухня! Начинаем…
  4. Взрослые игры – это игры для дня рождения, юбилея, свадьбы или вечеринки, рассчитанные, в…

Традиционно, в начале февраля, в нашем детском саду проводится неделя НАУКИ, приуроченная к Дню Российской науки. Этот праздник очень близок нашим ребятам и их родителям, потому что многие родители наших воспитанников являются сотрудниками разных подразделений Российской Академии Наук.

На неделе НАУКИ ребята, под руководством воспитателей, проводят научные опыты и эксперименты, изучают свойства предметов, наблюдают за процессом их изменения, делают выводы.

Родители наших воспитанников, научные сотрудники Академии РАН, так же принимают активное участие на неделе НАУКИ в ДОУ. С большим удовольствием они рассказывают детям о своей работе, демонстрируют интересные опыты, доступно и наглядно представляют научное объяснение изменениям свойств предметов и явлений. Такие познавательные встречи для ребят становятся настоящим праздником, в процессе которых дети узнают много нового, интересного.

Кукарских Владимир Витальевич, научный сотрудник Института Экологии Растений и Животных УрО РАН, кандидат биологических наук, для ребят старших и подготовительных групп, подготовил цикл научных экспериментальных занятий. Владимир Витальевич в доступной и занимательной форме рассказывал о свойствах жидкостей разной плотности, демонстрировал процесс их смешивания, проводил опыты с жидким азотом, познакомил ребят с ископаемыми организмами, а так же с классификацией метеоритов.


Спирина Альфия Виликовна, старший научный сотрудник лаборатории квантовой электрофизики института электрофизики УрО РАН, к.ф-м.н. знакомила ребят средней группы с оптическими свойствами стёкол на примере лупы, светофильтров, призмы. Дети увидели, как стекло, преломляя свет особым образом из-за геометрии линзы, может увеличивать предметы.



Усанов Сергей Валерьевич, заведующий лаборатории сдвижения горных пород Института Горного Дела УрО РАН, к. т.н. подготовил для детей подготовительной группы презентацию на тему: «Горное дело». Ребята узнали об открытых и подземных горных работах, о добыче руды, нефти и газа и об их транспортировке, об авариях, случающихся в горном деле и способах их ликвидации, а так же узнали о необходимости и значимости современных научных исследований,проводимых в Институте Горного Дела УрО РАН.



Уже не первый год сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук (ИЭФ УрО РАН) приглашают наших ребят подготовительных групп в институт на экскурсию. Никонов Алексей Викторович, с.н.с. лаборатории прикладной электрофизики, ассистент: Чепусов Александр Сергеевич, м.н.с. лаборатории импульсных источников излучения, демонстратор люминесценции: Торопова Полина Викторовна, м.н.с. лаборатории квантовой электроники подготовили для детей познавательную программу: «Что такое электричество?»

Познавательная программа включала:

1. Мультлекцию «Что такое электричество?»

2. Демонстрацию опытов по статическому электричеству:

2.1. Взаимодействие заряженного эбонитового стержня и кусочков бумаги;

2.2. Взаимодействие заряженных воздушных шариков;

2.3. Взаимодействие заряженного эбонитового стержня со струёй воды.

3. Демонстрацию возможностей различных материалов проводить электрический ток.

4. Демонстрацию принципа электродвигателя.

5. Демонстрацию явления люминесценции на примере свечения минерала сподумен после его обработки в импульсном катодолюминесцентном спектрографе КЛАВИ.





Осипова Виктория Александровна, м.н.с. Института органического синтеза им. И.Я.Постовского,УрО РАН для ребят старшей группы подготовила и провела весёлое представление с фокусами: « Забытая сумка...», где были продемонстрированы не только фокусы на ловкость рук и иллюзию, а так же фокусы – опыты с изменением свойств жидкостей и тел.



Иванченко Виктор Сергеевич, старший научный сотрудник "Лаборатории скважинной геофизики", кандидат геолого-минералогических наук Федерального государственного учреждения науки института геофизики Уральского отделения Российской академии наук подготовил и провёл для ребят подготовительных групп познавательную презентацию - "Минералы Урала".



Кайгородова Ольга Анатольевна, ведущий инженер по патентной и изобретательской работе Федерального государственного учреждения науки Института электрофизики Уральского отделения Российской академии наук рассказала детям старшей группы о процессе изготовления стекла, применение стёкол в жизни и в науке, познакомила с увеличительным стеклом, а так же с цветными светофильтрами. Рассказала детям о природе возникновения статического электричества, показала примеры забавных опытов с его использованием. Ольга Анатольевна познакомила детей с понятием электрического тока, его природой и использованием.



Майорова Анна Владимировна н.с.,к.х.н. лаборатории аналитической химии Института металлургии УрО РАН - сокращенно ИМЕТ УрО РАН продемонстрировала для ребят детского сада №568 химические опыты:

1. Получение угольной кислоты и ее разложение с выделением углекислого газа (эффект газированной воды) при взаимодействии соды (Na2CO3) и разбавленной соляной кислоты (HCl)

2. Получение труднорастворимых веществ и затем их растворение на примере осадка Fe(OH)3, образованного при взаимодействии ионов железа (III) и аммиака (NH4OH). Растворение осадка Fe(OH)3 осуществлено путем добавления разбавленной соляной кислоты (HCl).

3. Переход окраски раствора на примере перехода при добавлении соляной кислоты (HCl) к хромату калия (K2CrO4) (желтый цвет) в дихромат калия (K2Cr2O7) (оранжевый цвет). И обратный переход из оранжевого цвета в желтый (получение хромат- иона) при добавлении аммиака к дихромату калия.

4. Опыт по разложению перекиси водорода (получение разноцветной змеи). В коническую колбу помещают соль медного купороса (CuSO4) добавляют воды, растворяют соль (голубая окраска раствора). Затем к раствору медного купороса приливают аммиака до получения фиолетовой окраски раствора (получения SO4) и приливают любое средство для мытья посуды (которое пенится). Осторожно по каплям приливают перекись водорода - наблюдаем бурное образование пены сине - фиолетового цвета.


Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

«Планета детства «Лада»

План - конспект

СОВМЕСТНОЙ ВСТРЕЧИ

«ОТМЕЧАЕМ ДЕНЬ НАУКИ В ФИЛИАЛЕ

«ЖИГУЛЁВСКАЯ ДОЛИНА»

Составитель:

воспитатель высшей категории Баталова А.Б.

г.о. Тольятти

детский сад №115 «Салют»

2016 год

Задачи:

Познавательное развитие: формировать умение детей проводить опыты с различными материалами (вода, электричество, воздух), развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Коммуникативное развитие: упражнять детей в умении аргументировать свой ответ, развивать диалогическую речь, речь – доказательства.

Социально - коммуникативное развитие: продолжать формировать навыки сотрудничества детей друг с другом, помочь овладеть способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.

МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ:

Воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, салфеточная бумага.

Пластилин, свеча, банка, спички.

Ёмкости, вода, мука, соль, растительное масло.

Музыка для физкультминутки.

Ход встречи:

Ежегодно 10 ноября отмечается Всемирный день науки. Ученые - это люди, чья деятельность связана с наукой, отмечают свой профессиональный праздник.

Ученые работают в разных исследовательских институтах и лабораториях.

Ребята, а в нашем городе есть место, где занимаются наукой, придумывают что – то новое?

Правильно, это технопарк «Жигулевская долина», который находится рядом с АВТОВАЗОМ.

Сегодня в нашем детском саду мы открываем филиал технопарка «Жигулевская долина».

Как вы думаете, в чем будет заключаться наша работа?

Ученые делают открытия. Мы тоже: нам интересно узнать, почему идет дождь, почему трава зеленая, почему улетает воздушный шарик, наполненный гелием.

А кто вам помогает узнавать и открывать для себя что-то новое?

В день Науки помогут нам сделать открытия наши папы и мамы.

Вы не возражаете?

Все готовы к проведению экспериментов? Начинаем.

1. - Ребята, а вы знаете, что такое электричество?

Где оно используется?

Первыми свой опыт покажет семья ……..

Их опыт называется «Электрические шары».

Кто из вас будет рассказывать, а кто показывать?

Может ли воздушный шарик притянуть к себе бумагу?

Давайте посмотрим и проверим.

/проводится опыт/

Кто хочет попробовать?

/проведение опыта детьми/

Вывод: шарик может поднять бумагу, если потереть его шерстяной нитью или тканью.

2. - Второй опыт представят …

И называется он «Кожа воды».

Мы моем свои руки водой, но знаете ли вы, что и воды есть собственная кожа?

Давайте это проверим.

/проводится опыт со скрепками и салфетками/

Будут ли скрепки плавать?

Вывод: нет, скрепки сделаны из стали, которая тяжелее воды, но если положить бумажную салфетку скрепки не утонут, а будут держаться на поверхности воды.

3. – Сейчас мы увидим опыт, который называется «Плавать или тонуть», а познакомят нас с ним …

Этот эксперимент покажет нам, как одни предметы плавают, в то время как другие тонут.

Как вы думаете, почему утонул кусочек пластилина?

Утонет ли лодочка, сделанная из такого же кусочка?

А если в нее положить груз?

Вывод: кусочек пластилина утонул, потому что он тяжелее воды, но так как лодке мы придали определенную форму, то она будет плавать, но если в нее поместить определенный груз, то она начнет погружаться в воду.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на выбор педагога)

А) Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Б) Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

4. – Следующий опыт приготовили для нас Светлана Николаевна и Саша. Этот опыт требует соблюдения правил пожарной безопасности и называется он «Огнетушитель».

Может ли огонь гореть без воздуха?

Давайте понаблюдаем….

/проводится опыт/

В каком случае свеча горела дольше? Почему?

Вывод: большая банка содержит больше воздуха и, следовательно, больше кислорода. Кислород нужен для горения. Когда уровень кислорода в банке снижается, пламя гаснет.

5. – А этот опыт мы можем провести все вместе, ребята и взрослые присаживайтесь за столы.

Многие вещества можно смешать друг с другом, сейчас опытным путем мы увидим, так ли это на самом деле?

- Смешивание воды и растительного масла

Вывод: не смешались, как бы сильно мы не размешивали, вода и масло не соединяются. После перемешивания они снова разделяются, причем слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому что, частицы масла легче частиц воды.

- Смешивание воды и соли

Вывод: смешались, соль как будто исчезла, она просто растворилась в воде.

- Смешивание воды и муки

Вывод: мука и сода смешиваются и образуют густую массу.

ИТОГ ВСТРЕЧИ:

Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Кого бы вы хотели поблагодарить за сотрудничество?

И я уважаемые родители хочу вас поблагодарить за новые открытия наших ребят.

Сегодня в день Науки,

Хочу вам пожелать.

Стараться больше в жизни

Новое узнать!

С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!

Ждём вас вновь, на следующие встречи в филиале технопарка «Жигулёвская долина».

8 февраля - Всероссийский день Науки. Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развития науки служит одним из показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Область науки, бесспорно, затрагивает и этап дошкольного детства. Ребёнок-дошкольник сам по своей природе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольники - главный источник получения представлений о мире.

Во Всемирный день Науки воспитанники старшей группы №1 «Петушок» , превратились в научных исследователей. На занятии по опытной экспериментальной деятельности ребята изучали, как происходит фильтрование воды, сами сделали выводы о ее свойствах. Большой интерес у дошкольников вызвал опыт «Как можно достать иголку из воды не замочив при этом руки. Такие опыты с магнитом позволили юным физикам самостоятельно выявить особенность данного предмета.




Подобные формы организации деятельности с детьми позволяют им самим моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Таким образом, они способствуют развитию инициативы, самостоятельности, активности личности ребёнка.

Согласно ФГОС ДО в дошкольном детстве должно быть сформировано желание познавать окружающий мир, ставить гипотезы и планировать их решения, формулировать в речи выводы и доказательства. Этого можно добиться, организуя предметно-пространственную среду, позволяющую экспериментировать и делать открытия. В середине августа можно уделить время изучению взаимодействия разных веществ в окружающем мире, рассказать детям о физике, химии, археологии, открыть летнюю и создать условия для разнообразной познавательно-исследовательской деятельности. Описание интересных экспериментов для дошкольников, стихи о науке и беседы с детьми вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Неделя науки».

Социально-коммуникативное развитие

Создавая условия для социально-коммуникативного развития взрослый организует работу детей малыми группами, рассказывает о приборах, помогающих людям изучать окружающий мир, совершать открытия.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие происходит в пересказе небольших рассказов, играх со звуками и словами, а так же настольные игры. Воспитатель знакомит детей со словарями и значением использования научной литературы.

Художественно-эстетическое развитие

Дети изготавливают дневники наблюдений для лаборатории, рисуют карты для поиска сокровищ, рассматривают коллекцию фотографий и узнают об истории фотоаппаратов. Художественно-эстетическому развитию способствуют изготовление персонажей и съёмка мультфильма «Бумажки».

Физическое развитие

Решать задачи физического развития позволяют эксперименты на выяснение особенностей кровеносной системы, подвижные игры разных народов мира и работа с офтальмотренажёрами.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Для чего и как люди изучают окружающий мир». Цель: рассказать о значении науки в жизни. Пополнение экспериментального уголка новым оборудованием. Цель: привлечь внимание к экспериментированию. Проблемная ситуация «Как узнать… (рассмотреть что-то маленькое и т.д.)». Цель: формировать умение выстраивать гипотезы, активизировать речь детей. Рисование пеной для бритья. Цель: вспомнить с детьми технику рисования. Физминутка «Мы к лесной опушке вышли». Цель: вспомнить слова, порадовать детей.
Про-
гулка
С.р. игра «Лаборатория». Цель: развивать умение доводить игру до конца. Самостоятельные эксперименты на прогулке. Цель: учить формулировать гипотезу и планировать работу. Упражнение «Найди место звука в слове». Цель: закрепить умение определять местоположение звука. Самостоятельные игры в театральном уголке. Цель: способствовать развитию творчества. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Игры в уголке уединения. Цель: способствовать развитию общения между детьми. Презентация «Что делают физики». Цель: рассказать детям о профессии физика. Внесение энциклопедий об изучении природы, истории и т.д. Цель: показать важность литературы в познании мира. Конструктивно-модельная деятельность «Кораблики». Цель: изготовить оборудование для морского боя. Упражнение «Товары для здоровья». Цель: закрепить умение определять полезность продуктов и вещей, необходимых для здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Ветер дует на…» Цель: содействовать развитию дружеских отношений в коллективе. Игра «Неделька стройся». Цель: закрепить знания детей о последовательностях дней недели. Упражнение «Какое слово заблудилось?» Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Изготовление персонажей для мультфильма «Бумажки». Цель: расширять знания о мультипликации. Эксперименты на выяснение особенности кровеносной системы. Цель: развивать желание экспериментировать, учить объяснять полученные данные.
Про-
гулка
Общественно-полезный труд. Цель: совершенствовать умение работать в малых группах. Рассматривание муравейников. Цель: расширять знания детей об особенностях жизни муравьёв. Игра «Морской бой». Цель: способствовать развитию дыхательной системы. Распределение ролей для мультфильма «Бумажки», составление сценария. Цель: развивать актёрские способности, ответственность. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. П.и. по выбору детей. Цель: закрепить умение выбирать водящего.
ОД

Публикации по теме